S «
S
s о
X
s
л s о
X X
w
s
ch
cq О
и
w
£
0
Рн
С
W
3
1
л
<
s
H «
УДК 339.924
развитие экономических отношений росши и китая
Есенова Валентина Петровна
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доцент кафедры гражданского и трудового права, к.ю.н., доцент, e-mail: VEsenova@gmail.com
В статье автором рассмотрены некоторые аспекты неравномерного развития экономических отношений России и Китая, формирующихся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В процессе анализа установлено, что для обоих государств характерным является стремление к преодолению негативных факторов и выстраиванию стабильных отношений
Ключевые слова: экономика; реформа; финансовая устойчивость; правовое регулирование; межгосударственные отношения
the development of economic relations of russia and china
Esenova Valentina P.
North-West Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Senior Lecturer of Department of Civil and Labor Law, PhD, Associate Professor, e-mail: VEsenova@gmail.com
In the article some aspects of uneven development of economic relations between Russia and China are considered, which are shaped by internal and external factors. However, both States have in common is the effort to overcome the negative factors and build a stable relationship
Keywords: economy; reform; financial sustainability; legal regulations; State-to-State relations
Для цитирования: Есенова В.П. Развитие экономических отношений России и Китая // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 52-58.
Российско-китайские торговые отношения берут свое начало с 1689 г. [1; 2; 3, с. 38], когда между странами был заключен первый межгосударственный (Нерчинский) договор. Вопрос об истории развития этих отношений, несомненно, представляет огромный интерес. Однако с учетом постоянно меняющейся картины мира не менее интересными, по мнению исследователей, являются некоторые аспекты современных экономических отношений.
5 марта 1992 г. в Пекине было подписано Соглашение о торгово-экономических отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, которое открыло новую страницу в российско-китайских межгосударственных отношениях. Однако, несмотря на заявленное предоставление режима наибольшего благоприятствования в вопросах, касающихся таможенных пошлин, других налогов и сборов, налагаемых на импорт и экспорт товаров, связанных с этим услуг, а также в отношении правил таможенного управления и таможенных формальностей, ежегодное подписание протокола о торгово-экономическом сотрудничестве было обязательным (по истечении пятилетнего срока действия Соглашения) [4, с. 51-53].
Реализация продекларированных благоприятствований осуществлялась позднее. Например, только с 13 октября 2014 г. действует межправительственное соглашение между РФ и КНР «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» [5], вступило в силу только 9 апреля
2016 г. и применяется в отношении доходов, полученных за налоговые годы, начинающиеся 1 января
2017 г.
В целях развития добрососедских отношений, а впоследствии в целях совместного преодоления негативных экономических явлений по различным направлениям экономической деятельности государств было подписано множество соглашений, в том числе:
- о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере [6];
- о воздушном сообщении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (1991) [7];
- об охране прав интеллектуальной собственности (1996) [8];
- соглашение с правительством Макао о воздушном сообщении и соглашение с правительством специального административного района Гонконг (Сянган) о взаимной отмене визовых требований, предполагающие авиационные и упрощенные перелеты между Россией и названными регионами Китая (1997) [9, 10]. Основополагающим для межгосударственных отношений России и Китая является Договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» от 16 июля 2001 г. [11]. Он охватывает максимально возможные сферы и направления двустороннего сотрудничества.
Но при этом известен в истории и такой факт, когда в обмен на российское сырье, энергоресурсы, транспортные средства, самолеты и ракеты в Россию поставлялись низкосортные китайские потребительские товары [12, с. 132]. «...Недостаточно высокое качество отдельных товаров», а также «нехватка информации» о них стали «факторами., сдерживающими развитие российско-китайской торговли на приграничном и региональном уровне», что отмечалось Межправительственной российско-китайской комиссией по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству [13].
К началу XXI века Россия и Китай вступили на новый межгосударственный торговый и экономический уровень. В настоящее время сотрудничество этих государств определяется множеством различных межправительственных и межведомственных соглашений. В прямые внешнеэкономические связи с Китаем включены и регионы [14], более 70 субъектов Российской Федерации имеют активные связи с провинциями КНР [15]. Концепция внешней политики России определила основные принципы развития двусторонних и многосторонних отношений, которые должны строиться на основе взаимовыгодного и равноправного партнерства, уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов, а также предусмотрела выполнение задачи по расширению международного сотрудничества на недискриминационной основе [16].
Однако внешние и внутренние риски или экономические процессы могут существенно влиять на ход развития складывающихся межправительственных отношений. Вектор их развития изменился с момента ввода санкций США против Российской Федерации (06 сентября 2014 г.) и запрета «длинного кредитования» российских банков. Проблема заимствования финансовых средств на 20142016 гг. была решена в том числе и посредством заключения двусторонних договоров или соглашений между КНР и РФ. Ван Цзуняо отмечает, что «в 2013-2014 гг. Китай являлся четвёртым крупнейшим инвестором России, вторым по счету партнером по импорту. В 2014 г. Россия стала для Китая пятым государством -импортером. Были подписаны двусторонние документы в таких стратегических областях, как энергетика, инвестиции, финансы, высокие технологии, таможенный контроль, контроль качества продукции, образование, туризм и др. Также две стороны ведут сотрудничество в сфере атомной энергетики, электроэнергии, химической промышленности, разработке полезных ископаемых» [3, с. 47-48].
Отличительными чертами мировой экономики этого периода становятся нестабильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, дробление глобального экономического пространства на региональные структуры с конкурирующими тарифными
и нетарифными ограничениями [17]. В этих условиях руководством и России, и Китая неоднократно высказывалось мнение о необходимости укрепления региональных валют и исполнении обязательств с их использованием. Усиление роли региональных резервных валют является фактором укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности, о чем гласит Указ Президента РФ № 640 [16]. Китай, в частности, имеет такой положительный опыт. Из второго эшелона национальных денежных единиц выделился китайский юань, котируемый на мировом валютном рынке под наименованием «renminbi» («народный»). Рыночная доля юаня в международных валютных операциях составляла 1,8-2,2 %. Его позиции в мировой валютно-финансовой системе усилились в результате многолетних высоких темпов роста национальной экономики и расширения китайского экспорта до мировых масштабов [18, с. 34], как справедливо полагает О.В. Хмыз.
С 1 октября 2016 г. юань официально включен в корзину ключевых международных валют [19]. Ранее, до 2016 г., состав корзины менялся в 1999 г. в связи с введением евро. В новой корзине китайский юань потеснил иену и фунт, но наиболее заметно сократился вес евро (почти на 6,5 %). При этом доля доллара США практически не претерпела изменений [19].
По данным Совета Международного Валютного Фонда, на 30.09.2016 г. (пресс-релиз № 15/543) вес валют в корзине SDR после включения юаня распределился следующим образом: (Special drawing rights - условная расчетная единица фонда, эмитируемая Международным валютным фондом (МВФ) в безналичной форме; сфера ее применения ограничена счетами внутри МВФ) (табл. 1).
Таблица1
Корзина общепринятых ключевых валют на 30.09.2016 г.
№ п/п Наименование валюты Проценты от общего объема ключевых международных валют после включения юаня % до включения юаня в валютную корзину МВФ
1. доллар США 41, 73 % 41,9 %
2. Евро 30, 93 % 37,4 %
3. китайский юань 10, 92 %
4. японская иена 8,33 % 9,4 %
5. британский фунт 8,09 % 11,3 %
По мнению Кристин Лагард, расширение корзины SDR отражает продолжающееся развитие мировой экономики и является существенным изменением для МВФ, Китая и международной денежной системы [19]. Согласно пресс-релизу № 15/543 следующий пересмотр метода оценки стоимости СДР должен состояться через пять лет, то есть 30 сентября
2021г. В связи с включением юаня в валютную корзину изменилось соотношение валютных резервов. 38 из 130 центробанков мира уже включили юань в состав своих валютных резервов [20]. По мнению Дэна Штейнбока, благодаря решению МВФ приток капитала в юанях может увеличиться более чем вдвое, превысив 360 млрд долларов, а приток в юанях частных инвесторов к 2020 году может превысить 200 млрд долларов (табл. 2) [21].
Таблица 2
Доля мировых валютных резервов на 29.12.2017 г. (в %)
№ п/п Наименование валюты % валютных резервов
1 на доллар США 63, 4 %
2 на евро 20, 2 %
3 на британский фунт и иену по менее 5 %
4 на канадский и австралийский доллары немногим менее 2 %
5 доля юаня в мировых резервах к 2020 г. может возрасти до 5 % (свыше 375 млрд. дол) что позволит обойти резервы в британском фунте и японской иене
Анализируя включение китайской валюты в валютные резервы других стран и стремление Китая к упрощению в них операций с юанем, Н.В. Грибова обращает внимание на тот факт, что Китай активно создает офшорные клиринговые центры, так называемые юаневые хабы. По ее мнению, Китай уже имеет свыше 20 зарубежных клиринговых центров по всему миру, включая как близлежащие страны, так и европейские государства (Великобритания, Германия, Франция, Люксембург) [20]. В России перспектива создания клирингового банка по операциям в юанях оценивалась отрицательно. Так, по мнению вице-президента Ассоциации российских банков Олега Иванова, спрос граждан на юань станет производным от действий регулятора (Центрального Банка). Кроме того, количество российских банков, в которых можно открыть вклады в юанях, по его убеждению, можно пересчитать по пальцам. Наибольший интерес к юаням проявляют жители Дальнего Востока, но в целом он рядовому вкладчику непонятен [22].
Н. Масленников еще более категоричен, по его мнению «кризис вероятен и, по всей видимости, он начнется из Поднебесной. ... Эти риски будут довлеть над будущим юаня и ... вкладываться в юани стоит только квалифицированным инвесторам либо тем, кто часто выезжает в Китай или ведет там бизнес» [22]. Однако эти опасения более чем через год с момента их опубликования не подтвердились. При обслуживании контрактов или инвестиционных договоров между Россией и Китаем расчеты должны идти в юанях или рублях. Таково согласованное решение правительств обоих государств. В 2017 г. Центральный Банк России назначил ICBC Bank клиринговым банком
по операциям в юанях на территории России. ЦБ отмечал, что расчетно-клиринговый центр будет способствовать созданию в России пула юаневой ликвидности, достаточного для обеспечения беспрепятственного проведения расчетов по торговым и финансовым операциям в китайской валюте, а также расширению использования национальных валют во взаимных расчетах [23]. Клиринговый центр позволяет нерезидентам получить доступ к различным финансовым инструментам, номинированным в юанях. Россия также стремиться получить доступ к китайским финансовым инструментам, однако китайская специфика препятствует этому. Например, по данным сайта «Эксперт Online», Китай предлагал России продать так называемые панда-облигации, или бумаги в юанях, которые размещаются на внутреннем рынке КНР. Однако привлеченные средства можно вывести из Китая только при наличии специального разрешения, но автоматического вывода не предполагается. Для России как суверенного заемщика это неприемлемо [23]. Руководитель Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань в ноябре 2017 г. отмечал негативность такого рода ограничений. По его мнению, «Правительство должно открыть финансовые рынки, ослабив контроль за потоками капиталов и снизив ограничения для некитайских финансовых институтов, которые хотят работать на территории материкового Китая» [24].
Расчеты в национальных валютах, по нашему мнению, в разы снизят уровень зависимости от доллара. Несмотря на возникающие сложности торгово-экономические отношения по-прежнему держат курс на развитие. По данным СМИ, продолжается процесс «совместной организации биржевых торгов золотом, где Китай и Россия - активнейшие покупатели, золото - это альтернатива размещениям суверенного долга и инвестиций в долларах и евро» [23]. Нельзя не согласиться с мнением шефа-аналитика ГК TeleTrade П. Пушкаревым в том, что «одна из первых задач представительства нашего Центробанка в Китае - координация не сильно разнесённого во времени выпуска российских облигаций в юанях и китайских выпусков облигаций, которые могла бы приобрести Россия, для того чтобы тоже разместить часть средств не в американских и не в европейских, а именно в китайских активах» [23]. Однако «за 2016 г. доллар набрал к юаню более 13 %, и Народный Банк Китая не без труда тогда справился с этой ситуацией. В результате (еще и оттока капитала) сорвались или притормозились контракты» [23]. По поводу вопроса об оттоке капиталов из КНР, в литературе и СМИ представлено немало различных точек зрения.
Согласно отчету Института Международных Финансов (ИМФ, Вашингтон) отток капитала из Китая в 2016 г. взлетел до $ 725 млрд ИМФ предупреждает, что отток капитала из этой страны в дальнейшем может усилиться, если американские компании столкнуться с политическим давлением,
вынуждающим их репатриировать прибыли на родину [25]. В последнем прогнозе ИМФ (в ноябре 2016 г.) сказано, что развивающийся мир в 2017 г. испытает чистый отток капитала в размере $206 млрд, и большая часть этой суммы придется на Китай [25]. Однако правительство КНР не комментирует эти факты. В России информация о вывозе чистых активов размещается на сайте Центрального Банка с 1994 г. [26]. В 2017 г. положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса, по предварительной оценке Банка России, составило 40,2 млрд долларов США, превысив уровень 2016 г. более, чем в полтора раза. Чистый вывоз капитала частным сектором, по оценке ЦБ РФ, составил 31,3 млрд долларов США (19,8 млрд долларов США в 2016 г.) [27].
Однако приведенные нами в статье данные представлены без учета сравнительной характеристики КНР и РФ в связи с тем, что соответствующей достоверной информации о ситуации в Китае крайне мало, а также ввиду несопоставимости объемов экономик в России и Китая.
В последнее десятилетие Россия особенно активно взаимодействует с КНР в различных сферах деятельности. В апреле 2017 г. вице-премьер Китая Чжан Гаоли заявил, что Китай готов принимать активное участие в развитии российского Дальнего Востока, стратегии импортозамещения России и процесса приватизации, и совместно создать более значимый проект инвестиционного сотрудничества [28]. Кроме того, Чжан Гаоли призвал обе страны к дальнейшему объединению китайской инициативы «Один пояс и один путь» и Евразийского экономического союза России; активизации регионального сотрудничества и сотрудничества между малыми и средними предприятиями двух стран; обе стороны будут продолжать пользоваться дополнительными преимуществами в таких областях, как энергетика, рынки, промышленность, технологии, капитал и человеческие ресурсы в интересах общего развития... [28]. Китай принимает активное участие в модернизации наших портов, строительстве железнодорожных скоростных магистралей в рамках «Шёлкового пути». Например, по данным сайта Агентства Синьхуа, первый железнодорожный мост между Россией и Китаем через реку Хэй-лунцзян /Амур/ будет сдан в эксплуатацию в июне 2018 г. Инвесторами строительства являются: Российско-китайский инвестиционный фонд, Китайская железнодорожная корпорация и провинция
Хэйлунцзян. Предполагается также строительство ряда вспомогательных объектов, включая пограничные переходы и перевалочные пункты [29]. Вопрос динамики развития российско-китайских финансовых и торгово-экономических отношений не остается без внимания критиков в Китае, судя по информации сайта «Жэньминь Жибао» [30], представленной в табл. 3:
Таблица 3
Показатели предприятий КНР с участием американского капитала в 2016 г.
№ п/п Вид деятельности Сумма выручки компаний
1. работа с ценными бумагами, страховщики, банки с американским капиталом 48 млрд долл.
2. бухгалтерские, юридические и консалтинговые услуги 19 млрд долл.
3. объем торговли за 1979 г. 2,5 млрд долл.
4. объем торговли за 2016 г. 524,3 млрд долл.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в том числе размещенным на интернет-сайте TASS.RU одного из ведущих информационных агентств России [31], показатели внешнеторгового оборота России и Китая за последние несколько лет выглядят следующим образом (табл. 4).
По информации TASS.RU, «Россия занимает 16-е место в списке партнеров КНР (2015). Более половины российского экспорта в Китай приходится на поставки минерального топлива, нефти и нефтепродуктов, древесины и изделий из нее, цветных металлов, рыбы и морепродуктов, химической продукции» [31]. К категориям импорта в РФ из КНР отнесены «машины и оборудование, одежда, продукция химической промышленности, пушнина и изделия из меха, обувь и мебель» [31]. Только «с января по май 2017 г. двусторонний товарооборот, по сведениям Главного таможенного управления Китая, увеличился на 26,1 % в годовом выражении» [31]. Статистика, которая размещена на официальном сайте ФТС России, свидетельствует о том, что, например, «в январе-декабре 2016 г. внешнеторговый оборот России составил 471, 2 млрд долл., снизившись на 11,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Вместе с тем в этот период Китай находится в числе
Таблица 4
июнь 2017 2016 2015
Всего 38,4 млрд долл. 66,1 млрд долл. 63,6 млрд долл.
Торговый баланс России с КНР Экспорт в Китай вырос на 40 %. Импорт из Китая вырос на 31,9 % Экспорт - 28 млрд долл. Импорт -38,1 млрд долл. Экспорт -28,6 млрд долл. Импорт - 35,9 млрд долл.
Доля КНР во внешней торговле России 15,7 % 14,1 % 12,1 %
Некоторые показатели внешнеторгового оборота России и Китая
основных торговых партнеров России среди стран дальнего зарубежья [32].
Однако не всегда оправданная критика сопровождает российско-китайские экономические отношения. Следует отметить, что, например, в 2014-2015 гг. «авансовые платежи в сфере энергетического сотрудничества Китая и России размером 6 млрд долл., 25 млрд долл. и 70 млрд долл. оказали предприятиям России, которые находились в крайне сложном финансовом положении, существенную поддержку и помогли решить ряд крупных стратегических задач. Но ответной благодарственной реакции со стороны России данный шаг не получил» [33]. Из приведенного нами фрагмента доклада исследовательского центра при университете Фудань (в переводе эксперта Центра Н. Шишкиной) не совсем понятно, о каких ответных действиях России идет речь. Безусловно, данные денежные средства, на наш взгляд, имеют обязательственный, то есть возвратный характер. Нельзя не согласиться с авторами доклада в том, что «существуют два пути развития экономических отношений России и Китая до уровня экономического сотрудничества: первый заключается в выявлении потенциальных возможностей, второй - в открытии новых возможностей развития отношений» [33].
Оказанная помощь в 2014-2015 гг., в период экономического кризиса, была действительно необходимой для российских компаний. Кроме того, частота встреч, переговоров руководителей КНР и РФ также свидетельствует о векторе построения взаимовыгодных отношений. «Торгово-экономическое взаимодействие - понятие довольно широкое и охватывает многие аспекты сотрудничества государств, такие, как торговля, производственные, финансовые, научно-технические связи, ввоз и вывоз капитала, миграция рабочей силы, сотрудничество в решении глобальных экологических проблем, сотрудничество в энергетической сфере, инвестиционное сотрудничество, военно-техническое сотрудничество и т.п.» [34].
С учетом изученной исследовательской литературы можно предположить, что характер складывающихся российско-китайских отношений в большей степени проектный, то есть соглашения заключаются под конкретные проекты или программы. По мере их формирования возникают определенные сложности ввиду объективных причин, и состояние этих отношений является предметом пристального внимания англосаксов. «В своей торговле с Россией Китай в основном интересуется российской нефтью и газом. В прошлом году Россия обогнала Анголу и Саудовскую Аравию в качестве крупнейшего в стране поставщика сырой нефти. В 2014 г. Россия и Китай подписали соглашение стоимостью около 400 млрд. долларов на перекачку природного газа в Китай с двух месторождений в Восточной Сибири по новому трубопроводу. Поставки начнутся в декабре 2019 г.», опубликовано в статье «Маловероятные партнеры» 27 июля 2017 г. [35].
Однако во взаимодействии КНР и Российской Федерации, в процессе формирования экономических отношений между этими государствами существуют и объективные проблемные вопросы, которые необходимо решать. В частности, Чжан Цзяньжун, профессор Института Европы и Азии Шанхайской академии общественных наук Китая, причину отставания торговли видит в отсутствии упорядоченных правил торговли и нормализованных методов хозяйствования в двусторонней торговле [36, с. 71]. С 2010 г. в России немало перемен. Не обошли ее стороной структурные изменения, как в сфере государственного управления, судебной власти, так и в банковской сфере. Позитивные изменения наблюдаются в работе налоговых и таможенных органов, которая стала, на наш взгляд, более качественной и организованной. Для России важна экономическая составляющая, но в мире, где происходит целенаправленный слом общепризнанных международных принципов и правил, недобросовестная конкуренция, бесцеремонное вмешательство во внутренние дела национальных государств, безопасность - важнейший фактор выживания государства. В связи с этим особую актуальность, о чем говорится и в Указе Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [16], приобретает проблема продвижения коллективных подходов к управлению международной экономикой и ее регулированию. Россия сотрудничает с Китаем в рамках многих программ и проектов, среди которых группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика - БРИКС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский экономический союз, а также ввиду Организации Договора о коллективной безопасности. Несмотря на существующие в обществе, литературе и СМИ критические взгляды, замечания и комментарии исследователей, а также постоянно возникающие различные риски, следует признать, что в основе российско-китайских отношений, роль которых на международной арене, на наш взгляд, возрастает, лежат принципы, имеющие фундаментальное значение для динамичного развития обоих государств.
Библиографический список:
1. Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторический очерк. В 3-х т. Т.1. Чита: Типография Войскового Хозяйственного Правления Забайк. казачьего войска, 1916. 232 с.
2. Смирнов Н.Н. Забайкальские казаки в системе взаимоотношений России с Китаем и Монголией: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 1996. 325 с.
3. Ван Цзуняо. Перспективные направления Российско-Китайского экономического сотрудничества на современном этапе: дис. ... к.э.н. М., 2017. 180 с.
4. Соглашение Правительства РФ и Правительства КНР от 05.03.1992 «О торгово-экономических отношениях» // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Заключено в г. Москве 13.10.2014 (ред. от 08.05.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации URL:http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.12.2017).
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12.
7. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении // Сборник международных договоров СССР и РФ. Вып. XLVII. М.: Международные отношения, 1994.
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики в области охраны прав интеллектуальной собственности от 25 апреля 1996 г. // Законодательство и экономика. 1996. № 15/16.
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао, подписано в Макао 21 января 1999 г. Ратифицировано Федеральным законом от «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49, ст. 6408.
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о взаимной отмене визовых требований для граждан Российской Федерации и постоянных жителей Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики (Пекин, 23 апреля 2009 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 12.
11. Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] Официальный сайт. URL: http://www.mid. ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/ WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (дата обращения: 12.12.2017).
12. Муратшина К.Г. 20 лет партнерства России и Китая: Результаты и уроки. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 250 с.
13. Протокол первого заседания постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству Межправительственной российско-китайской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству // ГАРФ. Ф. 10212. Оп. 1. Д. 699. Л. 8.
14. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 2, ст. 231.
15. Справочная информация // Офиц. сайт РИА-Новости. М., 2012-2014. [Электронный ресурс]. URL:http:// ria.ru/spravka/20131021/971092725.html (дата обращения: 03.07.2017).
16. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 49, ст. 6886.
17. Новая концепция внешней политики РФ. InvestFuture. Все об инвестициях в России. URL: https://investfuture.ru/ (дата обращения: 04.07.2017).
18. Хмыз О.В. Проблемы реформирования мировой ва-лютно-финансовой архитектуры // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 2. С. 30-35.
19. Международный Валютный Фонд. Официальный сайт. Пресс-Релиз № 15/543. МВФ запускает новую корзину SDR, в том числе китайский Юань, определяет новые денежные суммы. URL: https://www. imf.org/en/News/Articles/2016/09/30/AM16-PR16440-IMF-Launches-New-SDR-Basket-Including-Chinese-Renminbi (дата обращения: 20.12.2017).
20. Китайский юань включен в корзину резервных валют МВФ. Российский институт стратегических исследований. URL: https://riss.ru//analitycs/35524/ (дата обращения: 11.07.2017).
21. Штайнбок Д. Международный китайский юань идет - на Уолл-Стрит готовы? ALL CHINA REVIEW. URL: http://www.allchinareview.com/chinas-international-renminbi-is-coming-is-wall-street-ready/ (дата обращения: 11.07.2017).
22. Зубков И. Юань пошел в народ. Вслед за корзиной МВФ китайская валюта может попасть в резервы Банка России // Российская Газета RG.RU № 7091 (223) от 03.10.2016. URL: https://rg.ru/2016/10/03/mvf-vkliuchil-iuan-v-korzinu-rezervnyh-valiut.html (дата обращения: 20.11.2017).
23. Королева А. Юань пришел в Россию. ЭкспертONLINE. URL: http://expert.ru/2017/03/24/dolgi/ (дата обращения: 24.12.2017).
24. Дерден Тайлер. Руководитель Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань предупреждает о «внезапных, комплексных, скрытых, заразных, опасных» рисках на глобальных рынках. FINVIEW.RU. URL: http://finview.ru/2017/11/06/rukovoditel-narodnogo-banka-kitaya-chzhou-syaochuan-preduprezhdaet-o-vnezapnykh-kompleksnykh-skrytykh-zaraznykh-opasnykh-riskakh-na-globalnykh-rynkakh/ (дата обращения: 24.12.2017).
25. Дерден Тайлер. В 2016 году отток капитала из Китая достиг рекордных значений (и далее ситуация только ухудшится). URL: http://finview.ru/2017/02/03/v-2016-godu-ottok-kapitala-iz-kitaya-dostig-rekordnykh-znachenijj/ (дата обращения: 24.12.2017).
26. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 1994-1999 годах/ [Электронный ресурс] Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/credit_statistics/print.aspx?file=capital.htm (дата обращения: 27.11.2017).
27. Оценка ключевых агрегатов платежного баланса Российской Федерации в 2017 году // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 27.11.2017).
28. Хуньюй Бянджи. Китай и Россия приступают к реализации 73 совместных проектов. URL: https:// rueconomics.ru/240637-kitai-i-rossiya-pristupayut-k-realizacii-73-sovmestnyh-proektov#from_copy (дата обращения: 25.12.2017).
29. Железнодорожный мост через реку Амур будет сдан в экусплуатацию в июне 2018 года - глава Фонда развития Дальнего Востока. СИНЬХУА Новости. RUSSIAN.NEWS.CN. URL: http://russian.news. cn/2017-05/14/c_136281699.htm (дата обращения: 21.12.2017).
30. Статистика демонстрирует тесные торговые связи Китая и США -- генконсул КНР в Чикаго Хун Лэй [Электронный ресурс]. URL: Газета «Жэнь-минь Жибао» он-лайн russian.people.com.cn/ n3/2017/0614/c31520-9228149.html (дата обращения: 05.08.2017).
31. Российско-китайские экономические отношения. Досье. URL: http://tass.ru/info/1956459 (дата обращения: 07.08.2017).
32. Экспорт - импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=24772 (дата обращения: 09.11.2017).
33. Основные области и направления российско-китайских экономических отношений. Перевод доклада одной из ведущих «фабрик мысли» Поднебесной - исследовательского центра при университете Фудань, часть третья / перевод Н.И. Шишкиной. URL: http:// rusrand.ru/analytics/osnovnye-oblasti-i-napravleniya-rossiysko-kitayskih-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 10.12.2017).
34. Большой экономический словарь. URL: https:// studwood.ru/1454913/ekonomika/torgovo_ ekonomicheskoe_sotrudnichestvo_rossii_kitaya_ sovremennom_etape (дата обращения: 10.12.2017).
35. Сайт газеты «Ведомости» URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2018/01/12/747646-rossiya-uvelichit-eksport-nefti-kitai (дата обращения: 07.11.2017).
36. Чжан Цзяньжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговле между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 1.