РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в систему высшего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Бадаев М.М., аспирант Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова
В статье рассматривается развитие экономических отношений при внедрении инновационных технологий в систему высшего профессионального образования Российской Федерации.
Ключевые слова: экономические отношения, профессиональное образование, инновационные технологии.
DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS WITH THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION SYSTEM RF
Badaev M., the post-graduate student, Griboedov Institute of International Law and Economics
This article discusses the development of economic relations, the introduction of innovative technologies in the system of higher education of the Russian Federation.
Keywords: economic relations, professional education, innovative technology.
Инновационные технологии в высшей школе(то есть технологии, основанные на нововведениях), несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане, - это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг.
Использование инновационных технологий в высшей школе предполагает создание такой ситуации, при которой система высшего образования не столько должна подстраиваться под рынок труда, сколько сама должна стать источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий.
Следует отметить, что предпринятое правительством РФ реформирование образования в последние 20 лет предполагало действия в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном. Закон об образовании 90-х годов начал структурную реформу, в результате которой появились негосударственные вузы и огромный сектор внебюджетного образования. Нопроведен-ная структурная демократизация не была поддержана институциональными изменениями (в сфере финансов, управления, имущества и проч.) и совсем не коснулась содержания образования. Такой несистемный подход привел к резким перекосам во всей сфере высшего образования, что снизило его качество, способствовало неэффективному расходованию бюджетных средств.Подчеркнём, сложность инновационной реформы высшей школы заключается в том, что ее нельзя проводить, не осуществляя изменений во всей образовательной инфраструктуре. Таким образом, меры по внедрению инновационных процессов и развитию экономических отношений в сфере высшего образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях: организационном, правовом, финансовом, кадровом и инфраструктурном. Рассмотрим подробнее каждое направление.
Правовой аспект предполагает создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.
Особая проблема - внедрение норм об инновациях в отраслевые акты, в том числе закон Российской Федерацииот 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основные положения закона включают в себя правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, государственную политику в области высшего профессионального образования, виды и наименования высших учебных заведений, но инновационная составляющая в данном законе отсутствует. Ряд документов, принятых в последние годы, улучшили ситуацию в образовательной сфере. Это, в частности, законы об автономных учреждениях, переходе на двухуровневую модель высшего профессионального образования, о создании инновационных предприятий на базе вузов. В стране со-
зданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база ведущих вузов1. Вместе с тем проблем в данной сфере еще достаточно.
По нашему мнению, в законодательные акты должны быть «встроены» нормы об инновационных технологиях, отстаиваемые отдельными учеными, апробированные и применяемые рядом вузов или принятые на научных конференциях. Эти меры должны быть регламентированы юридически. А это означает, что любые достижения вузов (и иных субъектов образовательных отношений) в области образовательных инноваций должны быть регулируемыми, дабы не вступить в противоречие с нормами действующего законодательства и в конечном счете - с целями образовательной деятельности.
Пока же все новшества, за которые ратуют и участники образовательного процесса, и субъекты, осуществляющие государственное управление им, представляют собой «инновационный конгломерат», который никак не увязывается с нормами образовательного законодательства, экономическими изменениями и существует как автономное явление.
Образовательный процесс, независимо от формы и вида, всегда нацелен на оказание качественной образовательной услуги, а потому с ней необходимо соотносить все инновационные инициативы. И эта задача также может быть решена только с помощью закона.
Проанализировав мнение различных специалистов, мы предлагаем комплекс организационных мер, которые позволят ускорить инновационное развитие высшей школы и развить экономические отношения. Комплекс организационных мер, по нашему мнению, должен включать следующие компоненты:
• создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований (в последнем случае - центров передовых исследований, формируемых путем объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов и финансируемых на конкурсной основе);
• использование образовательного потенциала ведущих научных (в том числе институтов академий наук, имеющих государственный статус) организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий;
• создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;
• расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
1 Развитие профессионального образования как часть процесса модернизации экономики (http://state.kremlin.ru/commission/20/news/8785)
• формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.
Финансовый аспект предполагает введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных инновационных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки2,, в том числе:
• продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих, в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;
• финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;
• целевое финансирование среднесрочных (на 3 - 5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научно-образовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы.
Финансовая поддержка малых инновационных фирм при ВУЗах на срок до 5 лет, а также представление им льготных ипотечных кредитов;
Очень остро стоит сегодня кадровый вопрос.Кадровый аспект предполагает развитие кадрового потенциала ВШ, включая:
• предоставление молодым ученым и преподавателям университетов крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ;
• формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов);
• реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
• Еще одной важной задачей является создание эффективной системы содействия, трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и к открытию собственного дела. По нашему мнению, для достижения нового качества профессионального образования целесообразно осуществить прогнозирование потребностей рынка труда и создать кооперацию сети высших образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Это позволит устранить слабую информированность потребителей, а также диспропорции, излишнее дублирование при подготовке кадров, сегментацию профессионального образования;
Также, следует отметить, что создание новых технологий в профессиональном образовании не всегда влечет за собой спрос на них. Причиной этого в значительной степени является консерватизм мышления некоторых чиновников от управления и науки, которые не заинтересованы в инновациях. Главное препятствие— малое число менеджеров образования, готовых взять на себя ответственность за реформы.Вместе с тем, очевидно, что результаты изменений будут заметны лишь через пять-десять лет последовательной, кропотливой и зачастую непопулярной работы.
По нашему мнению, необходимы публичные и конструктивные дискуссии о назначении и логике дальнейшего развития высшего образования с участием менеджеров ВШ, работодателей, региональ-
ных властей, общественных сил, работников вузов и научных организаций.
Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления высшего образования и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации высшей школы.
Мы считаем, что должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности многоуровневую структуру высшего профессионального образования, что предполагаетинфраструктурные изменения и формирование многоуровневой структуры ВШ. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Инфраструктурный аспект реформы ВШ обусловлен обновлением профессионального высшего образования, в соответствии с требованиями развивающейся экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, в том числе перспективными. Без структурных изменений и концентрации инновационного потенциала и ресурсов в ведущих университетах, вероятность качественного улучшения ситуации мала.
Уже очевидно, что в результате структурных и институциональных реформ сократится число ВУЗов. Недопущение к учебе даже на коммерческие места функционально неграмотных студентов, с одной стороны, и нежелание студентов, получивших доступ к бюджетным средствам, учиться в откровенно слабых вузах, с другой, приведут к необходимости санации последних, например, путем присоединения к сильным вузам на этой же территории.3
Очевидно, в ходе модернизации экономики страны, высшее образование, рассматриваемое как одна из приоритетных отраслей национальной экономики, требует последовательного наращивания финансовой поддержки до необходимой потребности во всей образовательной инфраструктуре, от дошкольных учреждений, до университетов.
Безусловно, система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов4.
Развитие в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны, предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
А это приведет к развитию инновационной инфраструктуры и оптимизации экономических отношений. Инновационная инфраструктура, по нашему мнению, должна формироваться посредствам интеграции науки и образования, с помощью следующих рычагов:
• передачей научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;
• созданием центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научнотехнической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;
• формированием единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержкой создания малых стартовых инновационных фирм;
2 Пересмотр структуры бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с выделением средств на институциональное развитие эффективных организационных форм научной и образовательной деятельности; концентрация средств на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники и приоритетах технологического развития; переход к долгосрочным крупным комплексным проектам; развитие системы грантов и т.п.
3 Высшее образование: повестка 2008-2016 «Эксперт» №32 (573) http://expert.ru/expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/
4 Приказ Минобразования РФ от 11февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
• реализацией образовательных программ в области инновационного менеджмента.
Таким образом,углубление экономических отношений при внедрении инновационных технологий в современную систему российского высшего образования, будетстроиться на следующих принципах:
1. Реструктуризация органов государственной власти, регулирующих область ВПО;
2. Утверждение университетской автономии как основы организации и функционирования научно-образовательной деятельности университета;
3. Соблюдение принципа единства научного и образовательного процессов университетской деятельности для достижения
целостной и системной перестройки национальной системы высшего образования и повышения конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Литература:
1. Развитие профессионального образования как часть процесса модернизации экономики (http://state.kremlin.ru/commission/20/ news/8785)
2. Высшее образование: повестка 2008-2016 «Эксперт» №32 (573) http://expert.ru/expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/
3. Приказ Минобразования РФ от 11февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕНДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
Горбенко А.В., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье описывается комплексная параметрическая методика оценки инновационного потенциала вендинговых компаний. К особенностям данной методики относится использование нечетко - множественного подхода, позволяющего получить достоверные данные в условиях низкой статистической выборки при оценке инновационного потенциала предприятий развивающихся отраслей.
Ключевые слова: инновационный потенциал, вендинг, автоматизированная торговля, теория нечетких множеств.
EVALUATION OF INNOVATION CAPACITY VENDING COMPANIES BASED ON THE THEORY OF FUZZY SETS
Gorbenko A., the post-graduate student, FAOUDPO GASIS
This article describes the integrated parametric method of estimation of the innovative capacity of vending companies. The characteristics of this method include using fuzzy-multiple approach to obtain reliable data with low statistical sampling when evaluating the innovation capacity of enterprises developing industries.
Keywords: innovate, vending, automated trading, theory of fuzzy sets.
Решающим фактором успеха внедрения инноваций на рынке является наличие у предприятия высокого уровня инновационного потенциала.
В современных экономических условиях инновационная активность, раскрытие инновационного потенциала предприятий, вовлеченных в конкурентную борьбу за потребителя, становятся основополагающими составляющими стратегий устойчивого развития экономических систем.
Инновационный потенциал - это система взаимосвязанных ресурсов, определяющих под влиянием внутренних и внешних факторов возможности реализации инновационной деятельности субъектом экономической деятельности.
Мировая практика оценки инновационной деятельности, в том числе крупными международными организациями (ВЭФ, КЕС, ОЭСР), представлена значительным числом показателей и методик, используемых преимущественно для оценки инновационного потенциала развитых стран[1, 2, 3, 5]. Применяемые системы показателей не учитывают ряд факторов, характерных для развивающихся рынков и отраслей. Тогда как в эпоху постиндустриального развития все более актуальной становится проблема разработки методик оценки инновационной составляющей в новых и развивающихся отраслях экономики, такой как вендинг (от английского vending - продажа товаров и услуг с использованием торговых автоматов, автоматизированная торговля).
За последнее столетие вендинг получил широкое распространение в развитых странах, составляя сейчас от 5 до 7% оборота розничной торговли [10]. В последнее десятилетие вендинг активно развивается и в нашей стране, являясь одним из путей диверсификации экономики, обеспечивающим дополнительные преимущества компаниям в условиях конкуренции. Однако исследователями остаются незатронутыми вопросы оценки инновационного потенциала предприятий автоматизированной торговли.
Применяемые в российской практике статистические исследования и методики инновационного потенциала, основанные на обработке данных с использованием различных вероятностных методов, также не всегда позволяют оценить его уровень в условиях неопределенности, особенно характерной для динамично развивающихся отраслей и рынков отдельных регионов. Для оценки инновационного потенциала вендинговых компа-
В этих условиях выбор математического аппарата, позволяющего получать достоверные данные, приобретает существенное значение.
Нечетко - интервальные методы имеет безусловные преимущества по сравнению с вероятностными методами в условиях неопределенности, поскольку позволяют:
- получать более достоверные данные даже в условиях низкой статистической выборки; формировать полный спектр возможных сценариев оценки инновационного потенциала [7];
- получать оценки, как в виде точечного значения, так и в виде множества интервальных значений со своим распределением возможностей, характеризующимся функцией принадлежности соответствующего нечеткого числа, что раскрывает возможности в прогнозировании и оценке степени риска[9];
- оперировать не абсолютно точным заданием функций принадлежности, а интервальными значениями (так как в отличие от вероятностных методов, результат, получаемый на основе нечетко - интервальных описаний, характеризуется низкой чувствительностью к изменению вида функций принадлежности исходных нечетких чисел, что в реальных условиях низкого качества исходной информации делает применение данного метода более обоснованным) [8];
- успешно выявлять экспертные знания с возможностью их формализации [6].
Используя достоинства нечетко - множественных описаний автор предлагает комплексную параметрическую методику оценки инновационного потенциала для предприятий автоматизированной торговли.
Процесс выполнения данной методики делится на несколько последовательных этапов. На подготовительном этапе производятся:
- построение многофакторной модели оценки инновационного потенциала;
- ранжирование факторов;
- определение весовых коэффициентов факторов с учетом их взаимных предпочтений.