ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 3. С. 111-117.
УДК 37.013.73+37.013.46 С.А. Филичев, О.Д. Лукашевич
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ЦЕНТРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ
В статье рассмотрены возможности применения категориально-системной методологии в экологическом образовании в техническом вузе. Выделен и обоснован ряд информационных критериев, характеризующих формирование эколого-центрического мировоззрения будущего бакалавра направления «Строительство». Описаны четыре режима взаимодействия преподавателя и студента на основе простой модели компенсационного гомеостата.
Ключевые слова: эколого-центрическое мировоззрение, категориально-системная методология, ряд информационных критериев, биосферо-совместимая техника, био-сферо-совместимая технология, модель компенсационного гомеостата.
При формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в технических вузах зачастую недооцениваются возможности экологии. При формировании учебных планов и образовательных программ эту дисциплину либо рассматривают как биологическую науку, не встраивающуюся в систему фундаментальных и прикладных дисциплин, обеспечивающих развитие соответствующих компетенций, либо, до предела сократив разделы общей (биологической) экологии, ориентируют студента на ознакомление с системой экологического нормирования, стандартизации и других специальных вопросов природоохранного характера. Пренебрежение психолого-педагогической составляющей процесса экологической подготовки будущего инженерного работника влечет за собой недостаточную сформированность у него экологической культуры, экологического мировоззрения, экологического сознания. Без этого решение множества экологических проблем разного масштаба, окружающих человека в обычной жизни и в профессиональной деятельности, невозможно. Интеллектуал, изобретатель, конструктор, начальник цеха - любой работник, связанный с реальным производством, должен освоить для себя экологические ценности и быть мотивирован на выполнение принципа «не навреди» по отношению к окружающей природной среде.
В процессе реформирования высшей школы важен учет экологической составляющей в вырабатываемых компетенциях. Сформированнность эколого-центрического мировоззрения инженера - условие будущего существования техносферы. Важность развития экологической культуры, экологического мировоззрения, экологического сознания у будущих специалистов обосновывается в работах Н.Н. Моисеева, Г.А Ягодина, Гагарина, Л.Ф. Насрутдиновой, В.И. Томакова, Н.А. Канарской, Е.Н. Чеканушкиной и др. [1-7]. Среди задач повышения эффективности экологической подготовки студентов в техническом вузе - поиск теоретических оснований экологического образования. В статье рассмотрены возможности применения элементов категориально-системной методологии в экологическом образовании в техническом вузе.
Категориально-системная методология (КСМ), разрабатываемая в Омском государственном университете профессором В.И. Разумовым и его школой [8; 9], предоставляет широкие возможности для развития методологической базы и разработки научно-методического сопровождения процесса экологической подготовки бакалавров технических специальностей. Для проектирования обучения экологии в техническом вузе на примере ор-
© Филичев С.А., Лукашевич О.Д., 2016
ганизации практических (семинарских) занятий по экологии в Томском государственном архитектурно-строительном университете авторами использовались следующие элементы из методов КСМ: ряд информационных критериев, простая модель компенсационного го-меостата, триадическая дешифровка.
Используя методические приемы из работы [8], нами выделен ряд информационных критериев (ИК), характеризующих формирование эколого-центрического мировоззрения будущего бакалавра направления «Строительство» (табл. 1). С помощью выделенных критериев (обособленных качественных характеристик объекта) представляется определенный информационный образ, характеризующий исследуемый объект вместе с процессом его познания.
Таблица 1
Ряд информационных критериев, характеризующих этапы формирования эколого-центрического мировоззрения выпускника технического (строительного) вуза
Критерий Содержание информационного критерия
К1 отношение к себе
К2 отношение к другим людям
К3 отношение к окружающему миру
К4 методология гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы
К5 компетенции, жизненный опыт человека, креативность
К6 образовательная среда вуза, значимые личности в окружении
К7 готовность к профессиональной деятельности на строительном производстве
К8 эколого-центрическое мировоззрение
Ряд информационных критериев для объекта исследования - экологической подготовки бакалавров технического (строительного) вуза, в компактном виде включают критерии с К1 по К8.
Критерии К1-К3 - общие характеристики для любого мировоззрения. В нашем случае их отличает ориентация на гуманистические, эколого-сообразные ценности, непрагматичное восприятие природы. В отличие от термина «окружающая среда», удобного для «под-страивания» ее под потребности человека, термин «природа» несет иную смысловую нагрузку, в том числе напоминает о включенности человека. Как живого существа, в природный мир. Следующий критерий связан с методологией гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы.
Критерий К4 - агрегированный показатель стремления человека к социально-экономическим, экологическим преобразованиям. Чем больше эколого-социальная активность студента и яснее представление о возможных направлениях эколого-сообразной профессиональной деятельности, тем лучше он будет их реализовывать в будущей работе.
Ключевым здесь является освоение и принятие личностью идеи о коэволюции, т. е. совместного развития природы и общества (термин предложен Н.В. Тимофеевым-Ресовским и развит Н.Н. Моисеевым [1]).
Критерий К5 включает компетенции, жизненный опыт человека, креативность. При этом важно и вхождение экологической составляющей в другие (общекультурные и общепрофессиональные) компетенции, и экологическая компетенция, как самостоятельная единица. Несмотря на то, что в ФГОС 3 и ФГОС 3+ экологическая компетенция не обозначена, однако ее формирование может быть поставлено преподавателем вуза в качестве психолого-педагогической задачи.
Критерий К6 - образовательная среда, значимые личности в окружении (помещение, общая атмосфера в нем, продиктованная целями и стратегией воспитательного процесса). В эколого-педагогической литературе термин «экологическая среда» применительно к образовательному учреждению применяется, в основном, в двух смыслах: как пространство и как процесс межличностного взаимодействия. В понятие «образовательная среда» входит много материальных (например, наличие химической лаборатории для экомониторга) и нематериальных (например, подготовленность преподавателя) условий, необходимых для организации эффективной экологической подготовки. По мнению авторов, эколого-образовательная среда, прежде всего, является культурным пространством, включающим в себя образ жизни, стиль мышления, систему экологических ценностей, традиций, норм поведения, тезаурус (специфику языка), в которое погружается студент.
К7 - готовность к профессиональной деятельности (ПД). Это качество появляется у личности в результате всестороннего развития личностных и профессионально значимых свойств. Этот критерий, вместе с К4, определяет мотивацию бакалавра (инженера) - соблюдение принципа «не навреди» по отношению к окружающим людям и природной среде. Реализация критерия в образовательной практике зависит от знаний, умений, навыков, выработанных в школе, вне образовательного учреждения - в семье, в учреждении дополнительного образования, а также при изучении многих общеобразовательных и специальных дисциплин в вузе. Здесь уместно отметить взаимосвязи между экологической, общекультурными и профессиональными компетенциями специалиста инженерно-технического профиля. Например, освоение дисциплины «Экология» с использованием активных форм обучения позволяет развивать следующие компетенции, обозначенные в ФГОС ВПО 3 для направления 270800 «Строительство» (табл. 2).
Таблица 2 Компетенции ФГОС ВПО 3 для направления «Строительство», связанные с готовностью к профессиональной деятельности
ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ОК-5 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ПК-1 Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
ПК-17 Знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
Критерий К8 характеризует интегрирующее качество будущего выпускника, им является эколого-центрическое мировоззрение (ЭЦМ) бакалавра. Именно этот критерий обеспечивает следование экологическому императиву в будущей профессиональной деятельности.
Предложенные критерии не могут считаться единственно верными и достаточными. Необходимы их дальнейшее осмысление и работа по систематизации, иерархизации в соответствии с методологией профессора В.И. Ра-зумова [8, с. 106-130]. Представляется целесообразным формировать у студентов технических вузов, в соответствии с ФГОС 3, комплекс компетенций, прежде всего, универсального, метапредметного характера, имеющих общую ценностную основу.
Выделенный ряд информационных критериев обеспечивает своего рода мировоззренческий базис, смысловое значение образовательному процессу, что помогает увидеть цели и ценности профессиональной подготовки в контексте формирования личности, мотивированной к эколого-сообразной деятельности, разработке биосферо-совмести-мых техники и технологий.
В настоящее время в эколого-педагогиче-ской литературе разрабатываются подходы к развитию экологического сознания, экологического мировоззрения, экологической культуры, экологических компетенций и компе-тентностей у школьников и студентов. Вместе с тем, трактовка самих перечисленных понятий разноречива; крайне мало работ касается формирования экологического мировоззрения бакалавров технических вузов. Для установления онтологического статуса объекта исследования рассмотрим описанные выше категориальные элементы с учетом их комбинаций и иерархических взаимосвязей.
Рис. 1, составленный в соответствии с алгоритмом, описанным в работе [8, с. 106130], отражает упорядочение комбинаций качественных характеристик объекта - лич-
ности обучающегося в процессе экологической подготовки с целью формирования эко-логоцетричного мировоззрения (ЭЦМ). Если рассматривать ячейки как характеристики типов личности первокурсников с определенным индивидуальным набором личностных качеств (уровнем интеллекта, типом темперамента и т. д.), можно выявить перспективные направления для педагогического воздействия с целью формирования ЭЦМ. Поскольку только комплекс всех качеств в их взаимосвязи даст желаемый эффект - личность с эколого-центрическим мировоззрением, то недостаточное развитие какого-либо из качеств К1-К7 должно быть скомпенсировано в результате специальных личностно-ориентированных приемов педагогического воздействия.
Переход с нулевого, базового уровня вверх по диагонали, в основном, соответствует росту самосознания, осознания личностью себя как части биосферы. Выделенные ячейки соответствуют личностям, не обладающим достаточными знаниями и навыками для того, чтобы реально работать для защиты окружающей среды. Наоборот, в последнем столбце сосредоточены типы тех, кто владеет качествами, необходимыми для природоохранной деятельности. Могут быть личности, которые обладают не достаточно развитым чувственным восприятием ценности мира и себя в нем. В этом случае даже приобретение ими важными компетенциями не делает их активными сторонниками природоохранной деятельности.
Анализ рис. 1 показывает:
- необходимость создания мотиваци-онно-ориентрированной системы обучения, что обеспечит интегративное восприятие студентами предложенных форм образовательной деятельности, формирование у них качественно новых компетенций. Необходимыми условиями являются совершенствование учебных программ, улучшение материально-технической базы, рост профессионального мастерства преподавателей;
- при развитии ЭЦМ студенты приобретают новые черты, этот процесс индивидуален, и личностно-ориентированный подход должен быть главным при выборе методов педагогического воздействия. Его реализация потребует выбора различных методик и форм построения практических занятий, использования приемов уровневого обучения;
- подбор лекционного материала и информации для практических занятий должен быть произведен определенным образом, с учетом одновременного присутствия гуманистической и знаниевой составляющих;
- модель (рис. 1) может быть использована на практическом занятии студентами. Возможные варианты, в зависимости от уровня подготовки студентов: а) предложить студентам самим выявить категории К1-К8 и ранжировать их, т. е. выстроить в порядке
К8 ЭЦМ
К7 готовность к
ПД
К6 образов.
среда
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
К6 образов. К7 готовность к
среда ПД К5
К5 компетенции компетенции
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к
К4 методология среда ПД К4
гармонизации К4 методология методология
гармонизации гармонизации
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к
гармонизации КЗ отн-е к миру среда ПД
КЗ отн-е к миру КЗ отн-е к миру КЗ отн-е к миру
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к
К2 отношение гармонизации К2 отношение среда ПД
к другим людям К2 отношение к другим людям К2 отношение К2 отношение
к другим людям к другим людям к другим людям
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
К2 отношение КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к
к другим людям К1 отношение к гармонизации К1 отношение к среда ПД
К1 отношение к себе К1 отношение к себе К1 отношение к К1 отношение к
себе себе себе себе
К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ
К1 отношение к К2 отношение к КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к
себе другим людям КО гармонизации КО среда ПД
КО КО КО КО КО
Рис. 1. Качественная модель эколого-центрического мировоззрения студента технического вуза. Полное наименование критериев К1-К8 приведено в табл. 1
значимости, б) предложить студентам обсудить содержание рис. 1 в малых группах, внести дополнения, аргументировать необходимость тех или иных критериев;
- перспективность разработки (силами преподавателя или студентов с привлечением профессиональных социологов и психологов) анкеты, позволяющей выявить, на каком этапе развития находится каждый студент и что, в зависимости от этого, подлежит коррекции. Если есть понимание текущего состояния характеристик К1-К8, то становится ясно, как воздействовать на студента для развития тех качеств, которые необходимы для достижения главной цели - формирования ЭЦМ.
Таким образом, с одной стороны, эко-лого-центрическое мировоззрение инженера состоит из отдельных качеств, с другой - является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. При решении конкретных инженерных задач развитость ЭЦМ у бакалавров (специалистов, магистров, инженеров) будет определять, в какой мере природозащитные интересы будут учитываться при проектировании и реализации технических решений.
В русле обращения к аппарату категориально-системной методологии [8] в нашем исследовании была использована модель «Порядок следования цели». Развитие у личности
эколого-центрического мировоззрения можно интерпретировать как смену (формирование, корректирование, трансформирование) качеств, в комплексе его составляющих. В рамках системного подхода в табл. 3 представлено развитие выделенных ранее качеств как процесс реализации конкретной цели. Отметим, что для упрощения дальнейшей работы с моделью при формулировании целей многие аспекты категорий качества оказались не рассмотренными. Так, К5 -компетенции, жизненный опыт человека, креативность - включает обширный спектр качеств личности в их взаимосвязи. Отметим, что специфика высшего технического образования диктует определение в качестве главного приоритета подготовку квалифицированного инженера (бакалавра, специалиста, магистра), конкуретноспособного на рынке труда. Ввиду ограниченного объема статьи мы не рассматриваем особенности «встраивания» экологической составляющей в лекционные курсы, разделы курсовых и выпускных квалификационных работ. Отдельной темой для обсуждения может стать соотнесение понятий «экологическая безопасность» и «техносферная безопасность». Именно на них сегодня делается упор в экологической подготовке выпускников инже-
нерно-технических специальностей. Складывается впечатление, что происходит частичная замена самой дисциплины «экология» на «ноксологию», задачами которой как раз являются формирование представлений об опасностях современного мира и их негативного воздействия на человека и природу, формирование критериев и методов оценки опасностей, знание базисных основ анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы
Каждый студент имеет некий собственный исходный уровень восприятия окружающей действительности, характеризуемый Пк1, Пк2, Пк3, и соответствующий ранее сформированному уровню знаний о себе, об окружающем мире и отношениям к ним. Частично это предыдущий жизненный опыт человека, так как многие экологические понятия, которые в детском возрасте усваиваются на интуитивном уровне (в семье, при общении с природой и т. д.), позднее развиваются в ценности, знания, компетенции.
Под влиянием внутренних стимулов студента или в результате педагогического воздействия или, что предпочтительнее, их совместного влияния, может происходить совершенствование этих качеств и развиваться новые качества личности. Мы полагаем, что эколого-центрическое мировоззрение позволит реализоваться большинству общекультурных и универсальных компетенций инженера. При этом проявляется такое интегра-тивное системное свойство как эмерджент-ность. Но опыт показывает, что студент при любом уровне сформированности у него к первому курсу ЭЦМ заинтересован в экологической подготовке. Во-первых, на уровне понимания необходимости реализации своих
от опасностей. Судя по публикациям, «ноксо-логический взгляд» на техносферу и биосферу в технических вузах распространен. На наш взгляд, студентов, особенно младших курсов, следует учить и воспитывать в направлении любви и уважения к окружающему природному миру, прививать осознание себя частью биосферы, а это будет тем мотивационно-ценностным аспектом экологической компетенции, которая проявит себя в профессиональной деятельности.
витальных потребностей, он стремится познавать новое о влиянии на организм различных факторов. Во-вторых, его интересуют вопросы экологической безопасности. В-третьих, система экологических ценностей (хотя бы на уровне опыта положительного эмоционального воздействия природных образов) неосознанно влияет на восприятие прекрасного, чуждого, враждебного в окружающей среде и подталкивает к выбору пути гармонизации.
Достижение других уровней системной сложности (развитие Пк4-Пк7, ОК, ИК) -процесс приближения к некоему идеалу, т. е. инженеру с высоко развитым эколого-цен-трическим мировоззрением, достигаются по мере накопления у студентов изменений на количественном и качественном уровне.
Другой инструмент КСМ, который может быть применен к моделированию образовательных процессов, в частности к экологической подготовке бакалавров строительства, модель компенсационного гомеостата (рис. 2).
На рис. 2 представлена модель (упрощенная, не учитывающая многие внешние и внутренние факторы) взаимодействия в двухэлементной системе «студент - препода-
Таблица 3
Цели и подцели экологической подготовки в формате триады категорий качества
Категории качества Цели
Пк1 К1 Отношение к себе Подцель: Поддержание здоровья
Пк2 К2 Отношение к другим людям Подцель: Гармонизация в социуме
Пк3 К3 Отношение к окружающему миру Подцель: Гармонизация отношений в мире
Пк4 К4 Методология гармонизации Подцель: Создание и усовершенствование методов гармонизации
Пк5 К5 Компетенции, жизненный опыт человека, креативность Подцель: Рост профессионализма
Пк6 К6 Образовательная среда вуза, значимые личности в окружении Подцель: Освоение экологических ценностей
Пк7 К7 Готовность к профессиональной деятельности на строительном производстве Подцель: Активная деятельность
ОК К8 Эколого-центрическое мировоззрение Цель: Формирование личности, признающей жизнь в любых формах как высшую ценность
ИК Гармонизация существования человека и природы Сверхцель: Создание биосферосовместимых городов, техники и технологий
ОК - объект-качество (ЭЦМ как целостное новообразование личности); Пк - подкачество, обозначающее составные части ОК; ИК - интегративное качество, отражающее принцип объединения, связей, взаимодействий Пк
ватель» в педагогическом процессе. На входах - мотивированные к совместной деятельности студент и преподаватель, на выходе 1 - студент, обогащенный новым опытом деятельности и обладающий новыми компетен-
циями, на выходе 2 - преподаватель, получивший опыт разработки технологий обучения и составляющих их элементов. В зависимости от типов обратных связей возможны четыре режима взаимодействия, описанных в таблице 4.
Средства
педагогического
воздействия
Личностные характеристики
Г
Преподаватель
Рост уровня
педагогического
мастерства
Студент
Развитые компетенции
Рис. 2. Упрощенная модель педагогического взаимодействия преподавателя и студента
Таблица 4
Режимы педагогического взаимодействия студента и преподавателя в модели компенсационного гомеостата
Режим Тип обратной связи Характер взаимодействия Результат взаимодействия Применение к обучению экологии в техническом (строительном) вузе
1 — Оба компонента блокируют развитие друг друга Локальный регресс Студент не заинтересован в саморазвитии, пассивен на занятиях. Преподаватель не разрабатывает и не осваивает новые технологии обучения
2 + - Элемент 1 стимулирует развитие Элемента 2 Элемент 2 блокирует развитие Элемента 1 Локальный изогресс (*) Студент дает обратную связь преподавателю, активен в самостоятельной работе. Преподаватель не способствует развитию, ЭЦМ студента
3 - + Элемент 1 блокирует развитие Элемента 2 Элемент 2 стимулирует развитие Элемента 1 Локальный изогресс Преподаватель создает психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала и ЭЦМ студента, однако обучающийся в этом не заинтересован, мешает преподавателю осуществлять его профессиональную деятельность
4 + + Оба компонента стимулируют развитие друг друга Локальный прогресс Сотворчество преподавателя и студента, взаимная обратная связь, выход на методологическое осмысление собственной деятельности
* Изогресс - изменение объекта без обретения и потери нового системного свойства
Как видно из табл. 4, оптимальным является четвертый режим, при котором через положительные обратные связи преподавателей и студентов, друг другу обеспечивается прогресс всех участников образовательного процесса. Отсюда следует вывод о необходимости формирования петель обратной связи от преподавателя к студентам в процессе экологической подготовки бакалавров к профессиональной деятельности. Особое внимание следует обратить на обучение студентов навыкам формирования обратной связи самому себе и преподавателю.
Обратную связь преподавателей и студентов следует обеспечивать как после каждого занятия, а так и в конце изучения дис-
циплины. Например, в конце каждого практического занятия студенту предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Моя цель на практическом занятии ...
2. Самое интересное на практическом занятии.
3. Самое полезное на занятии (новые термины, способы учебной деятельности и т. п.)
4. Что у меня получилось на занятии лучше всего? Что из этого я могу использовать на последующих занятиях? (Например, способы запоминания материала, приемы работы с учебными текстами и т. п.) .
5. Что не получилось на занятии, что вызывало затруднения.?
6. Предложения по улучшению занятия (на основе п. 5)...
Эти вопросы использовались авторами при разработке практикума по курсу общей экологии [10]. Ряд информационных критериев использовался для постановки целей практикума. В одной из практических работ в [10] предложен тест Рокича для выявления ценностей студентов, изучающих экологию. В дальнейшем проводится работа с ценностями студентов таким образом, чтобы молодые люди постепенно переходили от навязываемого обществом антропоцентризма к эко-центризму. Кроме того, простая модель компенсационного гомеостата используется на практических занятиях для анализа взаимодействий организмов в экосистемах. Пример режима с двумя положительными обратными связями - мутуализм и симбиоз.
В заключение отметим, что применение элементов категориально-системной методологии в экологической подготовке будущих бакалавров строительства показало свою эффективность. Ограниченный объем работы не позволяет осветить применение других методов КСМ в учебном процессе. Авторы продолжают работу в этом направлении.
Выводы
1. Некоторые методы КСМ апробированы с положительным результатом в решении конкретных педагогических проблем.
2. Рассмотренные категориальные модели, схемы позволяют конкретизировать и визуализировать процесс экологической подготовки студента: выявить главные направления деятельности преподавателя и студента для формирования экологического мировоззрения; правильно поставить педагогические задачи; уточнить методы и формы обучения.
3. Предложенные в КСМ методологические подходы и инструменты интеллектуальной технологии, разработанные на их основе,
могут быть применены как к постановке научно-педагогических проблем в создании шаблонов для учебных пособий, так и использованы при структурировании информации, теоретическом объяснении результатов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М. : Мол. гвардия, 1990. 351 с.
[2] Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М. : Изд-во РУДН, 2011. 160 с.
[3] Даниленкова В. А. Формирование экологической компетентности у студентов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005. С. 12-13.
[4] Насрутдинова Л. Ф. Формирование экологической компентности у инженеров в процессе до-поднительной профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2012. С. 15-17.
[5] Канарская Н. А. Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза // Гуманизация образования. 2010. № 5. С. 1926.
[6] Томаков В. И. Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2007. 56 с.
[7] Чеканушкина Е. Н. Экспериментальное исследование эффективности технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Вестн. Са-мар. гос. технич. ун-та. Сер.: Психолого-педаго-гич. науки. 2011. № 1. С. 162-166.
[8] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.
[9] Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2005. 214 с.
[10] Лукашевич О. Д., Колбек М. В., Филичев С. А. Практические работы по экологии. Томск : Изд-во Том. гос. арх.-строит. ун-та, 2009. 80 с.