Научная статья на тему 'Развитие эколого-центрического мировоззрения бакалавров технических специальностей средствами категориально-системной методологии'

Развитие эколого-центрического мировоззрения бакалавров технических специальностей средствами категориально-системной методологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЦЕНТРИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / РЯД ИНФОРМАЦИОННЫХ КРИТЕРИЕВ / БИОСФЕРО-СОВМЕСТИМАЯ ТЕХНИКА / БИОСФЕРО-СОВМЕСТИМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЕНСАЦИОННОГО ГОМЕОСТАТА / ECO-CENTRIC WORLDVIEW / CATEGORICAL SYSTEM METHODOLOGY / A NUMBER OF INFORMATION CRITERIA / BIOSPHERE-COMPATIBLE EQUIPMENT / COMPENSATORY HOMEOSTAT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филичев С. А., Лукашевич О. Д.

В статье рассмотрены возможности применения категориально-системной методологии в экологическом образовании в техническом вузе. Выделен и обоснован ряд информационных критериев, характеризующих формирование эколого-центрического мировоззрения будущего бакалавра направления «Строительство». Описаны четыре режима взаимодействия преподавателя и студента на основе простой модели компенсационного гомеостата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of eco-centric worldview of bachelors of technical specialties by means of categorical system methodology

Fundamentalization is a trend in higher engineering education in Russia. Consequently, involving theoretical works (including philosophical) can help in finding out specific methods of students' competence development, including ecological one. Categorical system methodology, being developed in Russia, can help in fundamentalization of technical colleges students' environmental training. The article describes using two methods of this theory: a number of information criteria and simplified model of compensatory homeostat. The criteria characterizing the formation of student's eco-centric worldview are described. They can help in combinating worldview's elements into one system. The article also describes homeostatic model, which allows to describe four possible modes of teachers' and students' interaction. in the preparation of the environmental system. These modes have different efficiency in environmental training of technical universities' students.

Текст научной работы на тему «Развитие эколого-центрического мировоззрения бакалавров технических специальностей средствами категориально-системной методологии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 3. С. 111-117.

УДК 37.013.73+37.013.46 С.А. Филичев, О.Д. Лукашевич

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ЦЕНТРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

В статье рассмотрены возможности применения категориально-системной методологии в экологическом образовании в техническом вузе. Выделен и обоснован ряд информационных критериев, характеризующих формирование эколого-центрического мировоззрения будущего бакалавра направления «Строительство». Описаны четыре режима взаимодействия преподавателя и студента на основе простой модели компенсационного гомеостата.

Ключевые слова: эколого-центрическое мировоззрение, категориально-системная методология, ряд информационных критериев, биосферо-совместимая техника, био-сферо-совместимая технология, модель компенсационного гомеостата.

При формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в технических вузах зачастую недооцениваются возможности экологии. При формировании учебных планов и образовательных программ эту дисциплину либо рассматривают как биологическую науку, не встраивающуюся в систему фундаментальных и прикладных дисциплин, обеспечивающих развитие соответствующих компетенций, либо, до предела сократив разделы общей (биологической) экологии, ориентируют студента на ознакомление с системой экологического нормирования, стандартизации и других специальных вопросов природоохранного характера. Пренебрежение психолого-педагогической составляющей процесса экологической подготовки будущего инженерного работника влечет за собой недостаточную сформированность у него экологической культуры, экологического мировоззрения, экологического сознания. Без этого решение множества экологических проблем разного масштаба, окружающих человека в обычной жизни и в профессиональной деятельности, невозможно. Интеллектуал, изобретатель, конструктор, начальник цеха - любой работник, связанный с реальным производством, должен освоить для себя экологические ценности и быть мотивирован на выполнение принципа «не навреди» по отношению к окружающей природной среде.

В процессе реформирования высшей школы важен учет экологической составляющей в вырабатываемых компетенциях. Сформированнность эколого-центрического мировоззрения инженера - условие будущего существования техносферы. Важность развития экологической культуры, экологического мировоззрения, экологического сознания у будущих специалистов обосновывается в работах Н.Н. Моисеева, Г.А Ягодина, Гагарина, Л.Ф. Насрутдиновой, В.И. Томакова, Н.А. Канарской, Е.Н. Чеканушкиной и др. [1-7]. Среди задач повышения эффективности экологической подготовки студентов в техническом вузе - поиск теоретических оснований экологического образования. В статье рассмотрены возможности применения элементов категориально-системной методологии в экологическом образовании в техническом вузе.

Категориально-системная методология (КСМ), разрабатываемая в Омском государственном университете профессором В.И. Разумовым и его школой [8; 9], предоставляет широкие возможности для развития методологической базы и разработки научно-методического сопровождения процесса экологической подготовки бакалавров технических специальностей. Для проектирования обучения экологии в техническом вузе на примере ор-

© Филичев С.А., Лукашевич О.Д., 2016

ганизации практических (семинарских) занятий по экологии в Томском государственном архитектурно-строительном университете авторами использовались следующие элементы из методов КСМ: ряд информационных критериев, простая модель компенсационного го-меостата, триадическая дешифровка.

Используя методические приемы из работы [8], нами выделен ряд информационных критериев (ИК), характеризующих формирование эколого-центрического мировоззрения будущего бакалавра направления «Строительство» (табл. 1). С помощью выделенных критериев (обособленных качественных характеристик объекта) представляется определенный информационный образ, характеризующий исследуемый объект вместе с процессом его познания.

Таблица 1

Ряд информационных критериев, характеризующих этапы формирования эколого-центрического мировоззрения выпускника технического (строительного) вуза

Критерий Содержание информационного критерия

К1 отношение к себе

К2 отношение к другим людям

К3 отношение к окружающему миру

К4 методология гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы

К5 компетенции, жизненный опыт человека, креативность

К6 образовательная среда вуза, значимые личности в окружении

К7 готовность к профессиональной деятельности на строительном производстве

К8 эколого-центрическое мировоззрение

Ряд информационных критериев для объекта исследования - экологической подготовки бакалавров технического (строительного) вуза, в компактном виде включают критерии с К1 по К8.

Критерии К1-К3 - общие характеристики для любого мировоззрения. В нашем случае их отличает ориентация на гуманистические, эколого-сообразные ценности, непрагматичное восприятие природы. В отличие от термина «окружающая среда», удобного для «под-страивания» ее под потребности человека, термин «природа» несет иную смысловую нагрузку, в том числе напоминает о включенности человека. Как живого существа, в природный мир. Следующий критерий связан с методологией гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы.

Критерий К4 - агрегированный показатель стремления человека к социально-экономическим, экологическим преобразованиям. Чем больше эколого-социальная активность студента и яснее представление о возможных направлениях эколого-сообразной профессиональной деятельности, тем лучше он будет их реализовывать в будущей работе.

Ключевым здесь является освоение и принятие личностью идеи о коэволюции, т. е. совместного развития природы и общества (термин предложен Н.В. Тимофеевым-Ресовским и развит Н.Н. Моисеевым [1]).

Критерий К5 включает компетенции, жизненный опыт человека, креативность. При этом важно и вхождение экологической составляющей в другие (общекультурные и общепрофессиональные) компетенции, и экологическая компетенция, как самостоятельная единица. Несмотря на то, что в ФГОС 3 и ФГОС 3+ экологическая компетенция не обозначена, однако ее формирование может быть поставлено преподавателем вуза в качестве психолого-педагогической задачи.

Критерий К6 - образовательная среда, значимые личности в окружении (помещение, общая атмосфера в нем, продиктованная целями и стратегией воспитательного процесса). В эколого-педагогической литературе термин «экологическая среда» применительно к образовательному учреждению применяется, в основном, в двух смыслах: как пространство и как процесс межличностного взаимодействия. В понятие «образовательная среда» входит много материальных (например, наличие химической лаборатории для экомониторга) и нематериальных (например, подготовленность преподавателя) условий, необходимых для организации эффективной экологической подготовки. По мнению авторов, эколого-образовательная среда, прежде всего, является культурным пространством, включающим в себя образ жизни, стиль мышления, систему экологических ценностей, традиций, норм поведения, тезаурус (специфику языка), в которое погружается студент.

К7 - готовность к профессиональной деятельности (ПД). Это качество появляется у личности в результате всестороннего развития личностных и профессионально значимых свойств. Этот критерий, вместе с К4, определяет мотивацию бакалавра (инженера) - соблюдение принципа «не навреди» по отношению к окружающим людям и природной среде. Реализация критерия в образовательной практике зависит от знаний, умений, навыков, выработанных в школе, вне образовательного учреждения - в семье, в учреждении дополнительного образования, а также при изучении многих общеобразовательных и специальных дисциплин в вузе. Здесь уместно отметить взаимосвязи между экологической, общекультурными и профессиональными компетенциями специалиста инженерно-технического профиля. Например, освоение дисциплины «Экология» с использованием активных форм обучения позволяет развивать следующие компетенции, обозначенные в ФГОС ВПО 3 для направления 270800 «Строительство» (табл. 2).

Таблица 2 Компетенции ФГОС ВПО 3 для направления «Строительство», связанные с готовностью к профессиональной деятельности

ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-4 Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность

ОК-5 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ПК-1 Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

ПК-17 Знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности

Критерий К8 характеризует интегрирующее качество будущего выпускника, им является эколого-центрическое мировоззрение (ЭЦМ) бакалавра. Именно этот критерий обеспечивает следование экологическому императиву в будущей профессиональной деятельности.

Предложенные критерии не могут считаться единственно верными и достаточными. Необходимы их дальнейшее осмысление и работа по систематизации, иерархизации в соответствии с методологией профессора В.И. Ра-зумова [8, с. 106-130]. Представляется целесообразным формировать у студентов технических вузов, в соответствии с ФГОС 3, комплекс компетенций, прежде всего, универсального, метапредметного характера, имеющих общую ценностную основу.

Выделенный ряд информационных критериев обеспечивает своего рода мировоззренческий базис, смысловое значение образовательному процессу, что помогает увидеть цели и ценности профессиональной подготовки в контексте формирования личности, мотивированной к эколого-сообразной деятельности, разработке биосферо-совмести-мых техники и технологий.

В настоящее время в эколого-педагогиче-ской литературе разрабатываются подходы к развитию экологического сознания, экологического мировоззрения, экологической культуры, экологических компетенций и компе-тентностей у школьников и студентов. Вместе с тем, трактовка самих перечисленных понятий разноречива; крайне мало работ касается формирования экологического мировоззрения бакалавров технических вузов. Для установления онтологического статуса объекта исследования рассмотрим описанные выше категориальные элементы с учетом их комбинаций и иерархических взаимосвязей.

Рис. 1, составленный в соответствии с алгоритмом, описанным в работе [8, с. 106130], отражает упорядочение комбинаций качественных характеристик объекта - лич-

ности обучающегося в процессе экологической подготовки с целью формирования эко-логоцетричного мировоззрения (ЭЦМ). Если рассматривать ячейки как характеристики типов личности первокурсников с определенным индивидуальным набором личностных качеств (уровнем интеллекта, типом темперамента и т. д.), можно выявить перспективные направления для педагогического воздействия с целью формирования ЭЦМ. Поскольку только комплекс всех качеств в их взаимосвязи даст желаемый эффект - личность с эколого-центрическим мировоззрением, то недостаточное развитие какого-либо из качеств К1-К7 должно быть скомпенсировано в результате специальных личностно-ориентированных приемов педагогического воздействия.

Переход с нулевого, базового уровня вверх по диагонали, в основном, соответствует росту самосознания, осознания личностью себя как части биосферы. Выделенные ячейки соответствуют личностям, не обладающим достаточными знаниями и навыками для того, чтобы реально работать для защиты окружающей среды. Наоборот, в последнем столбце сосредоточены типы тех, кто владеет качествами, необходимыми для природоохранной деятельности. Могут быть личности, которые обладают не достаточно развитым чувственным восприятием ценности мира и себя в нем. В этом случае даже приобретение ими важными компетенциями не делает их активными сторонниками природоохранной деятельности.

Анализ рис. 1 показывает:

- необходимость создания мотиваци-онно-ориентрированной системы обучения, что обеспечит интегративное восприятие студентами предложенных форм образовательной деятельности, формирование у них качественно новых компетенций. Необходимыми условиями являются совершенствование учебных программ, улучшение материально-технической базы, рост профессионального мастерства преподавателей;

- при развитии ЭЦМ студенты приобретают новые черты, этот процесс индивидуален, и личностно-ориентированный подход должен быть главным при выборе методов педагогического воздействия. Его реализация потребует выбора различных методик и форм построения практических занятий, использования приемов уровневого обучения;

- подбор лекционного материала и информации для практических занятий должен быть произведен определенным образом, с учетом одновременного присутствия гуманистической и знаниевой составляющих;

- модель (рис. 1) может быть использована на практическом занятии студентами. Возможные варианты, в зависимости от уровня подготовки студентов: а) предложить студентам самим выявить категории К1-К8 и ранжировать их, т. е. выстроить в порядке

К8 ЭЦМ

К7 готовность к

ПД

К6 образов.

среда

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

К6 образов. К7 готовность к

среда ПД К5

К5 компетенции компетенции

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к

К4 методология среда ПД К4

гармонизации К4 методология методология

гармонизации гармонизации

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к

гармонизации КЗ отн-е к миру среда ПД

КЗ отн-е к миру КЗ отн-е к миру КЗ отн-е к миру

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к

К2 отношение гармонизации К2 отношение среда ПД

к другим людям К2 отношение к другим людям К2 отношение К2 отношение

к другим людям к другим людям к другим людям

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

К2 отношение КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к

к другим людям К1 отношение к гармонизации К1 отношение к среда ПД

К1 отношение к себе К1 отношение к себе К1 отношение к К1 отношение к

себе себе себе себе

К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ К8 ЭЦМ

К1 отношение к К2 отношение к КЗ отн-е к миру К4 методология К5 компетенции К6 образов. К7 готовность к

себе другим людям КО гармонизации КО среда ПД

КО КО КО КО КО

Рис. 1. Качественная модель эколого-центрического мировоззрения студента технического вуза. Полное наименование критериев К1-К8 приведено в табл. 1

значимости, б) предложить студентам обсудить содержание рис. 1 в малых группах, внести дополнения, аргументировать необходимость тех или иных критериев;

- перспективность разработки (силами преподавателя или студентов с привлечением профессиональных социологов и психологов) анкеты, позволяющей выявить, на каком этапе развития находится каждый студент и что, в зависимости от этого, подлежит коррекции. Если есть понимание текущего состояния характеристик К1-К8, то становится ясно, как воздействовать на студента для развития тех качеств, которые необходимы для достижения главной цели - формирования ЭЦМ.

Таким образом, с одной стороны, эко-лого-центрическое мировоззрение инженера состоит из отдельных качеств, с другой - является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. При решении конкретных инженерных задач развитость ЭЦМ у бакалавров (специалистов, магистров, инженеров) будет определять, в какой мере природозащитные интересы будут учитываться при проектировании и реализации технических решений.

В русле обращения к аппарату категориально-системной методологии [8] в нашем исследовании была использована модель «Порядок следования цели». Развитие у личности

эколого-центрического мировоззрения можно интерпретировать как смену (формирование, корректирование, трансформирование) качеств, в комплексе его составляющих. В рамках системного подхода в табл. 3 представлено развитие выделенных ранее качеств как процесс реализации конкретной цели. Отметим, что для упрощения дальнейшей работы с моделью при формулировании целей многие аспекты категорий качества оказались не рассмотренными. Так, К5 -компетенции, жизненный опыт человека, креативность - включает обширный спектр качеств личности в их взаимосвязи. Отметим, что специфика высшего технического образования диктует определение в качестве главного приоритета подготовку квалифицированного инженера (бакалавра, специалиста, магистра), конкуретноспособного на рынке труда. Ввиду ограниченного объема статьи мы не рассматриваем особенности «встраивания» экологической составляющей в лекционные курсы, разделы курсовых и выпускных квалификационных работ. Отдельной темой для обсуждения может стать соотнесение понятий «экологическая безопасность» и «техносферная безопасность». Именно на них сегодня делается упор в экологической подготовке выпускников инже-

нерно-технических специальностей. Складывается впечатление, что происходит частичная замена самой дисциплины «экология» на «ноксологию», задачами которой как раз являются формирование представлений об опасностях современного мира и их негативного воздействия на человека и природу, формирование критериев и методов оценки опасностей, знание базисных основ анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы

Каждый студент имеет некий собственный исходный уровень восприятия окружающей действительности, характеризуемый Пк1, Пк2, Пк3, и соответствующий ранее сформированному уровню знаний о себе, об окружающем мире и отношениям к ним. Частично это предыдущий жизненный опыт человека, так как многие экологические понятия, которые в детском возрасте усваиваются на интуитивном уровне (в семье, при общении с природой и т. д.), позднее развиваются в ценности, знания, компетенции.

Под влиянием внутренних стимулов студента или в результате педагогического воздействия или, что предпочтительнее, их совместного влияния, может происходить совершенствование этих качеств и развиваться новые качества личности. Мы полагаем, что эколого-центрическое мировоззрение позволит реализоваться большинству общекультурных и универсальных компетенций инженера. При этом проявляется такое интегра-тивное системное свойство как эмерджент-ность. Но опыт показывает, что студент при любом уровне сформированности у него к первому курсу ЭЦМ заинтересован в экологической подготовке. Во-первых, на уровне понимания необходимости реализации своих

от опасностей. Судя по публикациям, «ноксо-логический взгляд» на техносферу и биосферу в технических вузах распространен. На наш взгляд, студентов, особенно младших курсов, следует учить и воспитывать в направлении любви и уважения к окружающему природному миру, прививать осознание себя частью биосферы, а это будет тем мотивационно-ценностным аспектом экологической компетенции, которая проявит себя в профессиональной деятельности.

витальных потребностей, он стремится познавать новое о влиянии на организм различных факторов. Во-вторых, его интересуют вопросы экологической безопасности. В-третьих, система экологических ценностей (хотя бы на уровне опыта положительного эмоционального воздействия природных образов) неосознанно влияет на восприятие прекрасного, чуждого, враждебного в окружающей среде и подталкивает к выбору пути гармонизации.

Достижение других уровней системной сложности (развитие Пк4-Пк7, ОК, ИК) -процесс приближения к некоему идеалу, т. е. инженеру с высоко развитым эколого-цен-трическим мировоззрением, достигаются по мере накопления у студентов изменений на количественном и качественном уровне.

Другой инструмент КСМ, который может быть применен к моделированию образовательных процессов, в частности к экологической подготовке бакалавров строительства, модель компенсационного гомеостата (рис. 2).

На рис. 2 представлена модель (упрощенная, не учитывающая многие внешние и внутренние факторы) взаимодействия в двухэлементной системе «студент - препода-

Таблица 3

Цели и подцели экологической подготовки в формате триады категорий качества

Категории качества Цели

Пк1 К1 Отношение к себе Подцель: Поддержание здоровья

Пк2 К2 Отношение к другим людям Подцель: Гармонизация в социуме

Пк3 К3 Отношение к окружающему миру Подцель: Гармонизация отношений в мире

Пк4 К4 Методология гармонизации Подцель: Создание и усовершенствование методов гармонизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пк5 К5 Компетенции, жизненный опыт человека, креативность Подцель: Рост профессионализма

Пк6 К6 Образовательная среда вуза, значимые личности в окружении Подцель: Освоение экологических ценностей

Пк7 К7 Готовность к профессиональной деятельности на строительном производстве Подцель: Активная деятельность

ОК К8 Эколого-центрическое мировоззрение Цель: Формирование личности, признающей жизнь в любых формах как высшую ценность

ИК Гармонизация существования человека и природы Сверхцель: Создание биосферосовместимых городов, техники и технологий

ОК - объект-качество (ЭЦМ как целостное новообразование личности); Пк - подкачество, обозначающее составные части ОК; ИК - интегративное качество, отражающее принцип объединения, связей, взаимодействий Пк

ватель» в педагогическом процессе. На входах - мотивированные к совместной деятельности студент и преподаватель, на выходе 1 - студент, обогащенный новым опытом деятельности и обладающий новыми компетен-

циями, на выходе 2 - преподаватель, получивший опыт разработки технологий обучения и составляющих их элементов. В зависимости от типов обратных связей возможны четыре режима взаимодействия, описанных в таблице 4.

Средства

педагогического

воздействия

Личностные характеристики

Г

Преподаватель

Рост уровня

педагогического

мастерства

Студент

Развитые компетенции

Рис. 2. Упрощенная модель педагогического взаимодействия преподавателя и студента

Таблица 4

Режимы педагогического взаимодействия студента и преподавателя в модели компенсационного гомеостата

Режим Тип обратной связи Характер взаимодействия Результат взаимодействия Применение к обучению экологии в техническом (строительном) вузе

1 — Оба компонента блокируют развитие друг друга Локальный регресс Студент не заинтересован в саморазвитии, пассивен на занятиях. Преподаватель не разрабатывает и не осваивает новые технологии обучения

2 + - Элемент 1 стимулирует развитие Элемента 2 Элемент 2 блокирует развитие Элемента 1 Локальный изогресс (*) Студент дает обратную связь преподавателю, активен в самостоятельной работе. Преподаватель не способствует развитию, ЭЦМ студента

3 - + Элемент 1 блокирует развитие Элемента 2 Элемент 2 стимулирует развитие Элемента 1 Локальный изогресс Преподаватель создает психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала и ЭЦМ студента, однако обучающийся в этом не заинтересован, мешает преподавателю осуществлять его профессиональную деятельность

4 + + Оба компонента стимулируют развитие друг друга Локальный прогресс Сотворчество преподавателя и студента, взаимная обратная связь, выход на методологическое осмысление собственной деятельности

* Изогресс - изменение объекта без обретения и потери нового системного свойства

Как видно из табл. 4, оптимальным является четвертый режим, при котором через положительные обратные связи преподавателей и студентов, друг другу обеспечивается прогресс всех участников образовательного процесса. Отсюда следует вывод о необходимости формирования петель обратной связи от преподавателя к студентам в процессе экологической подготовки бакалавров к профессиональной деятельности. Особое внимание следует обратить на обучение студентов навыкам формирования обратной связи самому себе и преподавателю.

Обратную связь преподавателей и студентов следует обеспечивать как после каждого занятия, а так и в конце изучения дис-

циплины. Например, в конце каждого практического занятия студенту предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Моя цель на практическом занятии ...

2. Самое интересное на практическом занятии.

3. Самое полезное на занятии (новые термины, способы учебной деятельности и т. п.)

4. Что у меня получилось на занятии лучше всего? Что из этого я могу использовать на последующих занятиях? (Например, способы запоминания материала, приемы работы с учебными текстами и т. п.) .

5. Что не получилось на занятии, что вызывало затруднения.?

6. Предложения по улучшению занятия (на основе п. 5)...

Эти вопросы использовались авторами при разработке практикума по курсу общей экологии [10]. Ряд информационных критериев использовался для постановки целей практикума. В одной из практических работ в [10] предложен тест Рокича для выявления ценностей студентов, изучающих экологию. В дальнейшем проводится работа с ценностями студентов таким образом, чтобы молодые люди постепенно переходили от навязываемого обществом антропоцентризма к эко-центризму. Кроме того, простая модель компенсационного гомеостата используется на практических занятиях для анализа взаимодействий организмов в экосистемах. Пример режима с двумя положительными обратными связями - мутуализм и симбиоз.

В заключение отметим, что применение элементов категориально-системной методологии в экологической подготовке будущих бакалавров строительства показало свою эффективность. Ограниченный объем работы не позволяет осветить применение других методов КСМ в учебном процессе. Авторы продолжают работу в этом направлении.

Выводы

1. Некоторые методы КСМ апробированы с положительным результатом в решении конкретных педагогических проблем.

2. Рассмотренные категориальные модели, схемы позволяют конкретизировать и визуализировать процесс экологической подготовки студента: выявить главные направления деятельности преподавателя и студента для формирования экологического мировоззрения; правильно поставить педагогические задачи; уточнить методы и формы обучения.

3. Предложенные в КСМ методологические подходы и инструменты интеллектуальной технологии, разработанные на их основе,

могут быть применены как к постановке научно-педагогических проблем в создании шаблонов для учебных пособий, так и использованы при структурировании информации, теоретическом объяснении результатов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М. : Мол. гвардия, 1990. 351 с.

[2] Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М. : Изд-во РУДН, 2011. 160 с.

[3] Даниленкова В. А. Формирование экологической компетентности у студентов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005. С. 12-13.

[4] Насрутдинова Л. Ф. Формирование экологической компентности у инженеров в процессе до-поднительной профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2012. С. 15-17.

[5] Канарская Н. А. Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза // Гуманизация образования. 2010. № 5. С. 1926.

[6] Томаков В. И. Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2007. 56 с.

[7] Чеканушкина Е. Н. Экспериментальное исследование эффективности технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Вестн. Са-мар. гос. технич. ун-та. Сер.: Психолого-педаго-гич. науки. 2011. № 1. С. 162-166.

[8] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.

[9] Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2005. 214 с.

[10] Лукашевич О. Д., Колбек М. В., Филичев С. А. Практические работы по экологии. Томск : Изд-во Том. гос. арх.-строит. ун-та, 2009. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.