Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЫ УРНОЙ СРЕДЕ'

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЫ УРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОЭКОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / MULTICULTURALISM / ECOLOGICAL CULTURE / ETLMOCULTURE / ETLMOECOLOGY / MULTICULTURAL EDUCATION / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH / ETLMOPEDAGOGICS / PROJECT ACTIVITIES / ETHNO-CULTURAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстафьева Наталья Сергеевна, Вагнер Ирина Владимировна, Гришаева Юлия Михайловна

В статье рассматрены методические аспекты развития экологической культуры школьников в поликультурной образовательной среде. Авторами выделены две остростоящие проблемы в современном обществе - это поликультурность и экология. Российская Федерация является поликультурной страной. Поликультурное образование.направленное на сохранение многообразия российского общества, несет в себе потенциал и инструмент защиты этнических и национальных сообществ в многонациональной России, способствует интеграции всех территориальноэкономических, политических и национально-культурных сообществ в единую российскую нацию, позволяет человеку адаптироваться в многокультурном мире, помогает емупонятьсамогосебя иокружающихеголюдейисодействуетвыполнению социальнойроли человека культурного в обществе. Авторами рассмотрена взаимосвязь поликультурности и этнопедагогики, определены основные педагогические подходы и принципы развития поликультурного образования. В статье отмечена важность интеграции двух значительных направлений в образовании и в мире - этнологии и экологии, в виде этнокультурного модуля и экокультурного модуля при формировании ценностей для устойчивого развития. Рассмотрена возможность использования технологии проектной деятельности посредством реализацииэтноэкологических проектов обучающихся. По мнению авторов, этноэкологические проекты по доминирующей деятельности обучающихся могут быть различной направленности: исследовательские, познавательные, творческие, практические. Наиболее эффективно работа над проектами может проходить через реализацию системы эколого-ориентированных поликультурных проектных недель. Важное значение имеют проекты, направленные на изучение подростками и молодежью этноэкологических традиций родного края, особенностей географии, климата, природного ландшафта, флоры и фауны, отраженных в фольклоре, народных промыслах, культах, обрядах, праздниках, легендах, мифах и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстафьева Наталья Сергеевна, Вагнер Ирина Владимировна, Гришаева Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Abtract: The article deals with methodological aspects of the development of ecological culture of schoolchildren in a multicultural educational environment. The authors identify two acute problems in modern society - multiculturalism and ecology. The Russian Federation is a multicultural country. Multicultural education is aimed at preserving the diversity of Russian society, carries the potential and tool for protecting ethnic and national communities in a multiethnic Russia, promotes the integration of all territorial-economic, political and national-cultural communities into a single Russian nation, allows a person to adapt to a multicultural world, helps a person understand himself and the people around him and promote the social role of a cultural person in society. The authors consider the relationship between multiculturalism and ethnopedagogy, identify the main pedagogical approaches and principles of development of multicultural education. The article notes the importance of integration of two significant areas in education and in the world- ethnology and ecology. Together they make an ethno-cultural module and an eco-cultural module which form the values for the society sustainable development. The possibility of using the technology of project activity through the implementation of etlmo-ecological projects of students is considered. The authors note that etlmoecological projects on the dominant activity of students can be of different directions: research, educational, creative or practical ones. The most effective way to work on projects is through the implementation of a system of eco-oriented multicultural project weeks. Authors pay an important attention to the projects aimed at studying the etlmoecological traditions of the native land, the peculiarities of its geography, climate, natural landscape, flora and fauna, reflected in folklore, folk crafts, cults, rituals, holidays, legends, myths, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЫ УРНОЙ СРЕДЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

УДК 37.012

Наталья Сергеевна Евстафьева, аспирант,

кафедра физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (г. Мытищи).

E-mail: n.s.evstafeva@yandex.ru

Ирина Владимировна Вагнер, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования (г. Москва).

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Юлия Михайловна Гришаева, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (г. Мытищи).

E-mail: j.m.g@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ личности В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ1

Ключевые слова.поликультурность, экологическая культура, этнокультура, этноэкология, поликультурное образование, этнопедагогический подход, этнопедагогика, проектная деятельность, этноэкокультурные проекты.

Аннотация. В статье рассматрены методические аспекты развития экологической культуры школьников в поликультурной образовательной среде. Авторами выделены две остростоящие проблемы в современном обществе - это поликультурность и экология. Российская Федерация является поликультурной страной. Поликультурное образование,направленное на сохранение многообразия российского общества, несет в себе потенциал и инструмент защиты этнических и национальных сообществ в многонациональной России, способствует интеграции всех территориально-экономических, политических и национально-культурных сообществ в единую российскую нацию, позволяет человеку адаптироваться в многокультурном мире, помогает емупонятьсамогосебя иокружающихеголюдейисодействуетвыполнению социальнойроли человека культурного в обществе. Авторами рассмотрена взаимосвязь поликультурности и этнопедагогики, определены основные педагогические подходы и принципы развития поликультурного образования. В статье отмечена важность интеграции двух значительных направлений в образовании и в мире - этнологии и экологии, в виде этнокультурного модуля и экокультурного модуля при формировании ценностей для устойчивого развития. Рассмотрена возможность использования

''Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01300322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»).

технологии проектной деятельности посредством реализацииэтноэкологических проектов обучающихся. По мнению авторов, этноэкологические проекты по доминирующей деятельности обучающихся могут быть различной направленности: исследовательские, познавательные, творческие, практические. Наиболее эффективно работа над проектами может проходить через реализацию системы эколого-ориентированных поликультурных проектных недель. Важное значение имеют проекты, направленные на изучение подростками и молодежью этноэкологических традиций родного края, особенностей географии, климата, природного ландшафта, флоры и фауны, отраженных в фольклоре, народных промыслах, культах, обрядах, праздниках, легендах, мифах и так далее.

Natalia S. Evstafyeva post-graduate student Department of physical geography, nature management and methods of teaching geography, MoscowRegionStateUniversity (Mytishchi).

E-mail: n.s.evstafeva@yandex.ru

Irina V. Wagner Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Deputy Director for research work, Institute of Study of Childhood, Family and Education of the RussianAcademy of Education (Moscow).

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Yulia. M. Grishaeva Dr. Sc. (Pedagogy), associate professor, professor Department of physical geography, nature management and methods of teaching geography, MoscowRegionStateUniversity (Mytishchi).

E-mail: j.m.g@mail.ru

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT1

Keywords: multiculturalism, ecological culture, ethnoculture, ethnoecology, multicultural education, ethnopedagogical approach, ethnopedagogics, project activities, ethno-cultural projects.

Abtract: The article deals with methodological aspects of the development of ecological culture of schoolchildren in a multicultural educational environment. The authors identify two acute problems in modern society - multiculturalism and ecology. The Russian Federation is a multicultural country. Multicultural education is aimed at preserving the diversity of Russian society, carries the potential and tool for protecting ethnic and national communities in a multiethnic Russia, promotes the integration of all territorial-economic, political and national-cultural communities into a single Russian nation, allows a person to adapt to a multicultural world, helps a person understand himself and the people around him and promote the social role of a cultural person in society. The authors consider the relationship between multiculturalism and

1The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00322 («Multicultural design of ecological development of personality in digital education»).

ethnopedagogy, identify the main pedagogical approaches and principles of development of multicultural education. The article notes the importance of integration of two significant areas in education and in the world- ethnology and ecology. Together they make an ethno-cultural module and an eco-cultural module which form the values for the society sustainable development. The possibility of using the technology of project activity through the implementation of ethno-ecological projects of students is considered. The authors note that ethnoecological projects on the dominant activity of students can be of different directions: research, educational, creative or practical ones. The most effective way to work on projects is through the implementation of a system of eco-oriented multicultural project weeks. Authors pay an important attention to the projects aimed at studying the ethnoecological traditions of the native land, the peculiarities of its geography, climate, natural landscape, flora and fauna, reflected in folklore, folk crafts, cults, rituals, holidays, legends, myths, etc.

Для цитирования: Евстафьева, H.C. Развитие экологической культуры личности в поликультурной среде / Н.С. Евстафьева, И.В. Вагнер, Ю.М. Гришаева// Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №4-5(89-90). - С. 102-115.

For citing: EvstafyevaN.S., Wagner I.V., Grishaeva Yu.M. (2020) Development of ecological culture of an individual in a multicultural environment. Pedagogical journal of Bashkortostan. No 4-5(89-90): 102-115. (InRuss).

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-102-115

В условиях глобализации поликультурность становится одной из ведущих характеристик современного общества, образовательного пространства, как виртуального, так и реального. Проблема формирования у подрастающих поколений готовности к межкультурной коммуникации, формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности входит в число проблем первостепенной значимости как в российском обществе, так и во всем мире, в частности, в европейских странах. Возрастающая мобильность населения, информатизация, обеспечивающая доступность контактов в виртуальном пространстве без границ, процессы международной интеграции, - все это вносит в нашу жизнь и систему образования поликультурность как новый вызов и новую реальность. Другой реальностью, вызывающей беспокойство всего населения земного шара, являются экологические проблемы, очевидные для всех задачи принципиального пересмотра взаимоотношений человека и природы, достижения устойчивого экологического благополучия планеты, природы, общества, человека.

Цель данной статьи - анализ проблемы развития экологической культуры в поликультурной образовательной среде через реализацию следующих педагогических принципов: культуросообразности, поликультурности и полилингвизма, интеграции и культурной целостности, доступности и открытости, межкультурного диалога.

На страницах «Педагогического журнала Башкортостана» не раз рассматривались проблемы формирования экологической культуры и поликультурности.

Поликультурность и экологические проблемы - пересечение этих двух важных сегодня проблем в сфере образования и воспитания определяет контуры проблемного поля нашего исследования, главной задачей которого является поиск путей эффективного развития экологической культуры личности в поликультурной образовательной среде.

Поликультурность как характеристика современного общества, образования требует осмысления его культурологических, аксиологических, этнокультурных основ, в которых особое место принадлежит и экокультурной составляющей.

Кризисныеявлениявразвитии современной цивилизации требуют переосмысления самых основ ее существования и поиска новых путей, моделей, механизмов обеспечения гармонизации глобального мира, его жизнеспособности в органичном единстве человечества и живой планеты. Парадоксальность проблемы экологической безопасности - необходимость защиты человека от последствий порожденного им экологического кризиса -неумолимо ведет человечество к поиску истоков проблемы в аксиологических, культурологических устоях, в ценностных основаниях взаимодействия с природой. Определение сущности культуры традиционно формируется путем отсечения всего того, что сделано человеком (материальные и духовные артефакты), от явлений природы. Культура выступает экологической нишей человека.

Фактор культуры, который включает в себя ценностные установки, отношение к природе, представления о нравственных нормах взаимодействия с природой, методы, средства, технологии и многое другое, обусловливает характер антропогенного воздействия на природу, динамику экологического развития, что является сейчас условием предотвращения глобальной катастрофы, истоки которой внутри нас. Ключ от парадоксально замкнутого круга, в котором человек пытается решить проблемы экологической безопасности от созданной им экологической опасности - это новый культурный код, новая экологическая культура, ценностное измерение взаимодействия человека и природы, нравственная парадигма экологической ниши человека.

Экологические проблемы современной цивилизации нерешаемы вне проблем развития экологической культуры личности. Применение культурологического подхода для переосмысления экологических проблем обосновывается сегодня многими учеными разных специальностей. Параллельно с актуализацией культурологического подхода для решения экологических проблем происходит актуализация культурологического подхода в образовании - формируется новая поликультурная парадигма его развития.

Так, в докладе ЮНЕСКО «Образование - сокрытое сокровище» отмечается, что поликультурное образование (помимо того, что предоставляет возможности человеку адаптироваться в многокультурном мире) призвано превратиться в процесс непрерывного развития человеческой

личности, его знаний и навыков. Благодаря этому человек должен быть способен выносить суждения и предпринимать различные действия в условиях культурного плюрализма. Оно должно помочь человеку понять самого себя и окружающих его людей, способствовать выполнению социальной роли человека культурного в обществе и на производстве[1]. Проблемы поликультурности образования актуализировались на протяжении последних двух десятилетий в условиях сложно взаимодействующих процессов унификации и диверсификации, глобализации и поликультурализма, которыми обусловлены тенденции трансформации системы образования, риски социализации, научный поиск в области проектирования новых моделей воспитания в поликульутрной среде.

Научный поиск в проблемном поле поликультурности образования осуществляется в настоящее время в ракурсе реализации поликультурного подхода к моделированию образовательного процесса, стратегическому проектированию развития образования и обеспечения социальной безопасности молодежи в поликультурном социуме и образовательной среде (Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Пустовойтов В.Н.и дургие [2]; [3]; [4];

[5]); подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве (Ткач Л.Т., Музенитова Э.А.

[6]и др.). Исследователями была сконструирована практика поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Хакимов Э.Р. [7]); спроектированым о делиобразования и воспитания детей и молодежи на основе поликультурного подхода - моделиэтического образования (Морозова Е. А. [8]); проанализированы этапы развития студента как человека культуры в условиях поликультурного воспитания в техническом вузе (Жукова О.Г. [9]); рассмотрены особенности поликультурного образования учащихся младших классов в национальной школе (Зиатдинова Ф.Н. [10]); особенности развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде (Яппарова Г.М. [11]) имндр. Изучен зарубежный опыт поликультурного образования: в Ирландии (Филатова М.В. [12]), в США (Бессарабова И.С. [13]), в Германии, в том числе в контексте развития экологической культуры личности (Сулейманов И.Т. [14]; Шульженко А.К. [15]; Вагнер И В. [16]), во Франции (Орехова Е.Я. [17] и др.).

В качестве средства поликультурного образования специалисты [18] рассматривают поликультурное образовательное пространство, под которым понимают особую социально-педагогическую категорию, подразумевающую укрепление связей в системе взаимодействия образования и культуры, различных ее форм с целью подготовки молодёжи к жизнедеятельности, ее адаптации и социализации в условиях быстро меняющегося мира. Подчеркивается, что поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство направлены н асохранение многообразия российского общества, несут в себе потенциал защиты этнических и национальных сообществ в многонациональной России, способствуют

интеграции всех территориально-экономических, политических и национально-культурныхсообществвединуюроссийскуюнацию. Педагогическое назначение поликультурного образования видится в обращении школы непосредственно к детям, к личности ребенка, в оказании доверия ему, в создании условий для развития личности, способностей каждого, выявления одаренных детей, в формировании гармонично развитой личности, щедрого, добропорядочногоимилосердного человека, обращенного к мировой культуре и духовным ценностям.

В качестве средства поликультурного образования специалисты рассматривают поликультурное образовательное пространство, под которым понимают особую социально-педагогическую категорию, направленную на укрепление связей в системе взаимодействия образования и культуры, различных ее форм с целью подготовки молодёжи к жизнедеятельности, адаптации и социализации в условиях быстро меняющегося мира. Подчеркивается, что поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство направлены на сохранение многообразия российского общества, несут в себе потенциал и инструмент защиты этнических и национальных сообществ в многонациональной России, содействуют интеграции всех территориально-экономических, политических и национально-культурных сообществ в единую российскую нацию. Педагогическое назначение поликультурного образования видится в обращении школы непосредственно к ребенку, к его личности, доверие к нему, в создании максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого человека, для выявления одаренных и талантливых детей, формирования гармоничной личности, щедрого, добропорядочного и милосердного человека, обращенного к мировой культуре и духовным ценностям.

Анализ современных исследований показывает, что понятие «поликультурность» востребовано в различных областях гуманитарного знания. «Поликультурность представляет собой качественную характеристику современного мира, где образование и культура неотделимы» [18].

Авторы парадигмы поликультурного образования определяют в качестве базовых принципов развития поликультурного образования следующие: принципы культуросообразности, поликультурности и полилингвизма, интеграции и культурной целостности, доступности и открытости, межкультурного диалога.

Принцип культуросообразности образования означает, что образование соответствует разнообразной палитре культуры, способствует культурной идентификации личности, содействует раскрытию индивидуальной культуры каждого ребёнка, усиливает взаимодействие различных культур на основе диалога.

Принцип культуросообразности определяет общие подходы и требования к образованию. Он предполагает организацию образования как

культурного акта для представителей разных национальностей, конфессий, рас; предполагает формирование этнокультурной компетентности, межнационального и межкультурного согласия во всех сферах общения и жизнедеятельности человека.

Принцип поликулътурности и полилингвизма отражает требования к обеспечению целенаправленного обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на когнитивном, ценностно-мотивационном и деятельностно-поведенческом уровнях. Особая роль при этом принадлежит русскому языку как языку межнационального общения в нашей стране.

Принцип поликультурности определяет критерии содержания поликультурного образования: отражение в учебном материале гуманистических идей, ценностей разных культур, принципов свободы и ненасилия; характеристика уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира; раскрытие в культурах российских народов общих традиций, позволяющих жить в мире, согласии и гармонии. Говоря о принципе поликультурности, авторы рассматривают его в широком понимании, выходящем за рамки этнической, национальной составляющей.

Принцип интеграции и культурной целостности предполагает создание учебных курсов, объединяющих несколько предметов из одной и разных общеобразовательных областей, при этом взаимопроникновение предметов выводит содержание поликультурного образования на качественно новый уровень. Поликультурное образование предполагает построение содержания и процесса образования на диалоговой межкультурной основе.

Принцип доступности и открытости обеспечивает вхождение в другие культуры, преемственность историко-культурной традиции, межкультурное сотрудничество. Поликультурное образование предполагает всестороннее овладение культурой собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры.

Принцип межкультурного дишогаспособствует формированию чувствительности к культурным различиям, выработке терпимости к позициям и культуре других людей, стремлению понять их, проявлять конструктивность и гибкость в принятии решений.

В целом поликультурное образование как новая педагогическая парадигма выражает общие свойства и связи подструктур системы образования в выработке современных теорий, методологий и практик воспитания личности, адаптированной к информационному многокультурному обществу [19].

Поликультурность тесно взаимосвязана с этнопедагогикой, которая интенсивно развивалась на протяжении последних двух десятилетий и стала самостоятельной отраслью научно-педагогического знания, что показано, в частности, в исследовании Нездемковской Г.В. «Генезис этнопедагогики в России» [20]. Исследователями в области этнопедагогики рассмотрены

аспекты реализации потенциала этнокультуры в образовательных организациях разного типа, в семье: педагогическое обеспечение формирования этнического самосознания студентов в поликультурной образовательной среде вуза (Магомедов Х.М. [21]), в учреждениях дополнительного образования (Минулина Н.А.[22]) и др.; решения воспитательных задач средствами этнопедагогики (ВалееваГ.Х. [23], ХузинР.И. [24], включая воспитание экологической культуры (ПазоваР.И. [25], Глазачев С.Н., Вагнер И.В., Гришаева Ю.М. [26]).

Актуализация поликультурного подхода в свете развития современного образования обусловливает особое внимание к этнопедагогическим основам формирования экологической культуры личности. Значимость этнопедагогического подхода в развитии экологической культуры личности определяется философскими положениями о современной цивилизационной перестройке, культурологических основаниях экологических проблем.

Мы уже обозначили выше, что значительная часть специалистов в различных областях научного знания признает невозможность решить современные экологические проблемы при помощи одних только научно-технических средств, поскольку экологический кризис порожден ценностями и нормами технократической цивилизации. Их корректировка рассматривается в качестве основного условия перехода человечества к устойчивому развитию. Развитие экологической культуры личности является целью экологического образования в интересах устойчивогоразвития [27]. Экологическая культура с ее экологическими ценностями и мировоззрением, нормами жизни, идеалом гуманистического отношения к природе противоположна доминирующим в современном обществе потребительским установкам. Поэтому важно формировать экологическую культуру личности как совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. Этнопедагогический подход имеет существенный потенциал в целостном, системном развитии всех составляющих экологической культуры личности [28].

В экологическом образовании необходимо наличие гуманитарной составляющей, в частности, в контексте нашей статьи, - этнокультурного модуля - так же, как в поликультурном образовании необходимо наличие экологического, точнее экокультурного модуля. Интеграция двух важнейших направлений образования - это принципиально необходимое на наш взгляд условие достижения ценностей образования для устойчивого развития, формирования нового - экологического - культурного кода для поликультурного общества эпохи глобализации.

В формировании этнокультурного модуля мы придерживаемся принципа интеграции. Убеждены в том, что этнопедагогизация образовательного процесса должна осуществляться на поликультурной основе, что этнопедагогическая модель должна быть поликультурной, обеспечивающей не только погружение детей в национальную культуру, но в значительно большей мере способствовать формированию у них адекватных

представлений о традициях ценностного отношения к природе в других культурах, толерантности, уважения к Другому и его ценностям, готовности к культурному диалогу, без которых невозможно освоение нравственно-этических норм (применительно как к социуму, так и к природе). Основное содержание модуля - это подробное и эмоционально насыщенное рассмотрение традиций взаимодействия с природой, характерных для разных этносов, разных культур в различных климатических зонах, странах, в разные времена, но в соотнесении с современным уровнем развития науки и техники, информационных технологий и, конечно же, глобальным характером экологических проблем.

Важна реализация деятельностного подхода, в частности - реализация этноэкокультурных проектов. Приоритетное значение имеют проекты, направленные на изучение подростками и молодежью этноэкологических традиций родного края, особенностей его географии, климата, природного ландшафта, флоры и фауны, отраженных в фольклоре, в народных промыслах, культах, обрядах, праздниках, легендах, мифах и так далее. Этноэкологическое краеведение не ограничивается исследовательскими и познавательными проектами. Не меньшее значение имеют проекты творческие и практические, связанные с воплощением знаний о культуре народа, родном крае в различных видах творческой деятельности и с реальным доступным вкладом в повышение его экологического благополучия. Составление подробных этно-экологических карт своего региона в результате эколого-этнографических экспедиций, карт «легендарных этнокультурных памятников природы», центров народных ремесел, открытие этноэкологического музея в своей образовательной организации и распространение информации об экологических традициях этносов - все это является содержанием этно-эколого- краеведческих проектов обучающихся.

Мы также формируем содержание этнопедагогического модуля системы воспитания с учетом особенно значимых артефактов народной культуры отношения к природе, на которых базируется потенциал этнопедагогики в экологическом воспитании. К их числу мы относим:

1) наличие в народной культуре идеала «совершенного человека», который живет в гармонии с природой;

2) традиции поклонения природы, ее объектам, мифологизации природы, одухотворения ее, способствующие развитию у детей эмоциально-чувственного отношения к природе, эмпатии, формированию потребности в общении с природой, постижению духовной гармонии взаимодействия с миром природы, представлений о природе как ценности народной духовной культуры и чувства ответственности перед прадедами и правнуками за ее состояние;

3) народное творчество, отражающее традиционное представление о природе как эстетической ценности и способствующее формированию у детей и молодежи эстетической культуры по отношению к природе;

4) нормы поведения в природе, отражающие представления о ее самоценности, признание уникальности и ценности каждой жизни, традиции самоограничения, ответственного природопользования, уважительного отношения к ее законам, традиции благодарения природы за то, что она человека и кормит, и поит; одевает, от жары и холода укрывает; и лечит, и учит.

Таким образом, задачи развития экологической культуры личности в поликультурном образовании могут быть решены посредством проектирования и реализации этнопедагогических моделей экологического образования и одновременно экологизации поликультурного образования, при которых востребован особый потенциал этнокультурных традиций отношения к природе в развитии экологической культуры. Этот потенциал состоит в том, что традиционная культура не несет в себе антропоцентризма, тем более - в его модернизированном техническим прогрессом варианте. Человек и его социальный мир, артефакты не рассматриваются как венец природы, а выступают как одна из экосистем, встроенных в экосферу, биосферу.

Этнопедагогический подход в экологическом образовании как и экологизация поликультурного образования могут способствовать формированию у обучающихся ценностного, духовно-нравственного, эстетического отношения к природе, патриотизма, базирующегося на чувстве родства с окружающими ландшафтами, эмоционального опыта и потребности в непосредственном контакте с природой, творчества по мотивам природы и созидательной деятельности, направленной на сбережение жизни, природы, живой планеты.

Благодарности. Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 19-013-00322 «Поликультурное проектирование экологическогоразвития личности в цифровом образовании».

1. First Annual Report to the European Commission from the Information Society Forum. - Brüssels, 1996.

2. Гукаленко, O.B. Поликультурное образование в условиях глобализации / Гукаленко О.В., Борисенков В.П. // Образовательное пространство в информационную эпоху:сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Москва, 06-07 июня 2016). - Москва, 2016. - С.49-57

3. Гукаленко, О.В., Борисенков, В.П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2018. - № 2. - С. 3-11.

4. Борисенков, В.П.Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма / Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 44-51

5. Гукаленко, О.В. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами:учебно-методическое пособие. - Москва, 2015. -136 с.

6. Ткач, Л.Т. Использование поликультурной среды вуза в развитии опыта межкультурного общения студентов /Ткач Л.Т., Музенитова Э.А. // Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения:материалы Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУим. И.Н. Ульянова». - Ульяновск, 2017. - С. 122-128.

7. Хакимов, Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода: дисс. д-ра. пед.наук/ Э.Р. Хакимов. - Ижевск, 2012.

- 296 с.

8. Морозова, Е.А. Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода:дисс. канд. пед. наук / Е.А. Морозова. - Владимир, 2011.

- 239 с.

9. Жукова, О.Г. Развитие студента как человека культуры в условиях поликультурного воспитания в техническом вузе:дисс. канд. пед. наук / О.Г. Жукова. -Казань, 2009. - 249 с.

10. Зиатдинова, Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе: дисс. канд.пед.наук / Ф.Н. Зиятдинова. - Уфа, 2006. - 182 с.

11. Яппарова, Г.М. Развитие социальной компетнтности старших дошкольников в поликультурной среде:дисс. канд. пед. наук / Г.М. Яппарова. - Москва, 2010. - 192 с.

12. Филатова, М.В. Поликультурное образование младших школьников в Ирландии: дисс. канд. пед. наук/ М.В. Филатов. - Тула, 2007. - 150 с.

13. Бессарабова, И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США / И.С. Бессарабова:дисс. д-ра пед.наук. - Волгоград, 2009. - 492 с.

14. Сулейманов, ЙГ.Становление и развитие поликультурного образования в Германии:дисс. канд.пед.наук / ИТ. Сулейманова. - Ульяновск, 2010. - 244 с.

15. Шульженко, А.К. Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике: дисс. д-ра.пед.наук / А.К. Шульженко. - Москва, 2006. - 439 с.

16. Вагнер, И.В. Воспитание в контексте глобализации: европейские приоритеты / И.В. Вагнер. - Германия: LAPLAMBERT, 2012. - 92 с.

17. Орехова, Е.Я. Проблемы воспитания молодежи в современной Франции / Орехова Е.Я., Лотова И.П. // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 118-123.

18. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде: монография. - Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. - 257 с.

19. Экология человека в современном понимании II Экология человека:информационный портал. - URL: www.humanecology.ru/page0.htm. (дата обращения: 11.10.2020).

20. Нездемковская, Г.В.Генезис этнопедагогики в России: дисс. д-ра. пед. наук / Г.В. Нездемковская. - Москва, 2012. - 428 с.

21. Хузин, Р.И. Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики: дисс. канд.пед.наук/Р.И. Хузин. - Казань, 2009. - 205 с.

22. Магомедов, Х.М. Педагогическое обеспечение формирования этнического самосознания студентов в поликультурной образовательной среде вуза:дисс. канд.пед.наук / Х.М. Магомедов. - Ставрополь, 2011.-184 с.

23. Минулжа, H.A. Реализация воспитательно-развивающего потенциала этнопедагоики в учреждениях дополнительного образования детей раннего возраста:дисс. канд.пед.наук / H.A. Минулина. - Новосибирск, 2009. - 226 с.

24. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики:дисс. канд.пед.наук / Г.Х. Валеева.

- Челябинск, 2006. - 190 с.

25. Пазова, Р.И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики:дисс. канд.пед.наук / Р.И. Пазова. -Пятигорск, 2010. - 184 с.

26. Китиков, А.Е. Марийские народные загадки / А.Е. Китиков;под ред. В. Я. Енсеева. - Йошкар-Ола: Марийское. кн. изд-во, 1973. - 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Grishaeva, Yu.M., Wagner, I. V., Tkacheva, Z.N., Lugovskoy, A.M., Moro, P.N. Education for sustainable development today: a problem area for overcoming difficulties of pedagogical adaptation (on the example of a higher school). South of Russia: ecology, development. 2018; 13(3):159-166. (InRuss.). - URL: https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-159-166.

28. Гришаева, Ю.М. К вопросу о сущности экогуманитарной образовательной парадигмы//Альма-матер. - 2011. - №1.(февраль). - С. 45-48.

References

1. FirstAnnualReporttotheEuropeanCommissionfromtheInformationSocietyForum. -Brussels, 1996. .

2. Gukalenko, O.V., Borisenkov, V.P. (2016)Polikul'turnoye obrazovaniye v usloviyakh globalizatsii [Multicultural education in the context of globalization] .Educational space in the information age. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Moscow. Pp49-57.

3. Gukalenko, O.V., Borisenkov V. P.(2018)Polikul'turnoye obrazovaniye i vyzovy sovremennost [Multicultural education and modern challenges]Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. No. 2: P. 3-11.

4. Borisenkov, V.P., Gukalenko, O.V., Pustovoitov V.N. (2018). Polikul'turnoye vospitatel'noye prostranstvo vuza kak sreda formirovaniya grazhdanstvennosti i patriotizma [Multicultural educational space of the university as an environment for the formation of citizenship and patriotismy Pedagogy. No. 2: 44-51.

5. Gukalenko, O.V.(2015).Podgotovka pedagogov dlya raboty s det'mi-migrantami. Uchebno-metodicheskoye posobiye [Training of teachers to work with migrant children. Study guide]. Moscow.136 p.

6. Tkach, L.T., Muzenitova, E.A. (2017). Ispol'zovaniye polikul'turnoy sredy vuza v razvitii opyta mezhkul'turnogo obshcheniya studentov [The use of the multicultural environment of the university in the development of the experience of intercultural communication of students] // Professional activity of a teacher: problems, searches, solutions. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 85th anniversary of FSBEI HE "UlGPU named after I.N. Ulyanov ".Ulyanovsk. Pp. 122-128.

7. Khakimov, E.R.(2012)Konstruirovaniye praktiki polikul'turnogo obrazovaniya na osnove poliparadigmal'nogo podkhoda[Designing the practice of multicultural education based on a polyparadigm approach] :dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. Izhevsk. 296 p.

8. Morozova, E.A.(2011). Pedagogicheskaya model' eticheskogo obrazovaniya shkol'nikov na osnove polikul'turnogo podkhoda[A pedagogical model of ethical education of schoolchildren based on a multicultural approach]. - dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Vladimir. 239 p.

9. Zhukova, O.G.(2009)Razvitiye studenta kak cheloveka kul'tury v usloviyakh polikul'turnogo vospitaniya v tekhnicheskom vuze[The development of a student as a person of culture in the context of multicultural education in a technical university] :dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kazan. 249 p.

10. Ziatdinova, F.N.(2006)Polikul'turnoye obrazovaniye uchashchikhsya mladshikh klassov v natsional'noy shkole[Multicultural education of primary school students in the national school] :dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Ufa. 182 p.

11. Yapparova, G.M.(2010)Razvitiye sotsial'noy kompetntnosti starshikh doshkol'nikov v polikul'turnoy srede[Development of social competence of older preschoolers in a multicultural environment]:dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. -Moscow. 192 p.

12. Filatova, MK(2007)Polikul'turnoye obrazovaniye mladshikh shkol'nikov v Irlandii[Multicultural education for primary school children in Ireland] :dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Tula. 150 p.

13. Bessarabova, I.S.(2009)Sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v SSHA[Current state and development trends of multicultural education in the United States] :dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences-Volgograd. 492 p.

14. Suleimanov, I.T.(2010)Stanovleniye i razvitiye polikul'turnogo obrazovaniya v Germanii[Formation and development of multicultural education in Germany]:- dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Ulyanovsk. 244 p.

15. Shulzhenko, A.K.(2006)Ekologo-esteticheskoye vospitaniye molodezhi v yevropeyskoy i otechestvennoy pedagogike [Ecological and aesthetic education of youth in European and domestic pedagogy]. - dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. Moscow. 439 p.

16. Wagner, I.V.(2012)Vospitaniye v kontekste globalizatsii: yevropeyskiye prioritety[Education in the context of globalization: European priorities]. Germany: LAP LAMBERT . 92 p.

17. Orekhova, E.Ya., Lotova, I.P.(2015)Problemy vospitaniya molodezhi v sovremennoy Frantsii[Problems of education of young people in modern France]Pedagogy. No. 4: 118-123

18. Polikul'turnoye obrazovaniye i profilaktika ksenofobii v obrazovatel'noy srede (2019)[Multicultural education and prevention of xenophobia in the educational environment]: Monograph. Moscow: FGBNU "IIDSV RAO". 257 p.

19. Ekologiya cheloveka v sovremennom ponimanii [Human ecology in the modern sense]Human Ecology-informational portal. URL: www.humanecology.ru/page0.htm (accessed 11.10.2020)

20. Nezdemkovskaya, G.V.(2012)Genezis etnopedagogiki v Rossii[Genesis of ethnopedagogy in Russia]: dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. -Moscow. 428 p.

21. Khuzin, R.I.(2009)Formirovaniye tolerantnosti u mladshikh shkol'nikov sredstvami etnopedagogiki [Formation of tolerance in younger schoolchildren by means of ethnopedagogy] :dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kazan . 205 p.

22. Magomedov, Kh.M(2011)Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya etnicheskogo samosoznaniya studentov v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede vuza[Pedagogical support of the formation of students' ethnic self-awareness in the multicultural educational environment of the university]. - dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Stavropol. 184 p.

23. Minulina, N.A.(2009)Realizatsiya vospitatel'no-razvivayushchego potentsiala etnopedagoiki v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey rannego vozrasta[Realization of the educational and developmental potential of ethnopedagogy in institutions of additional education for young children]:dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Novosibirsk. 226 p.

24. Valeeva, G.Kh.(2006)Patrioticheskoye vospitaniye mladshikh shkol'nikov v obrazovatel'nom protsesse sredstvami etnopedagogiki[Patriotic education of junior schoolchildren in the educational process by means of ethnopedagogy] :dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Chelyabinsk. 190 p.

25. Pazova, R.I.(2010)Formirovaniye ekologicheskoy kul'tury mladshikh shkol'nikov sredstvami abazinskoy narodnoy pedagogiki [Forming ecological culture of primary schoolchildren by means of the Abaza folk pedagogy]:dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Pyatigorsk. 184 p.

26. Kitikov, A.E.(1973)Mariyskiye narodnyye zagadki [Mari folk riddles] / edited by. V. Ya. Enseeva. Yoshkar-Ola: Marii Publishing house. 180 p.

27. Grishaeva, Yu.M., Wagner, I. V., Tkacheva, Z.N., Lugovskoy, A.M., Moro, P.N. Education for sustainable development today: a problem area for overcoming difficulties of pedagogical adaptation (on the example of a higher school). South of Russia: ecology, development. 2018; 13 (3): 159-166. (In Russ.) Https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-159-166.

28. Grishaeva, Yu.M.(2011)K voprosu o sushchnosti ekogumanitarnoy obrazovatel'noy paradigmy[On the essence of the ecological humanitarian educational paradigm]A/ma-mater.No. 1: 45-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.