Научная статья на тему 'Развитие экологического рынка в регионе как один из основных факторов повышения качества жизни населения и развития туристской индустрии (на примере республики Башкортостан)'

Развитие экологического рынка в регионе как один из основных факторов повышения качества жизни населения и развития туристской индустрии (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюрникова Л.А., Габдинова В.Р.

В статье рассмотрены основные направления решения проблем туристской индустрии, теоретические и практические аспекты становления и развития региональных экологических рынков РФ на примере Республики Башкортостан. Сделан вывод о том, что развитие экологического рынка является основой перехода общества в новое качество, импульсом к повышению эффективности туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митюрникова Л.А., Габдинова В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического рынка в регионе как один из основных факторов повышения качества жизни населения и развития туристской индустрии (на примере республики Башкортостан)»

3(330) - 2014

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 336.717

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЫНКА В РЕГИОНЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Л. А. МИТЮРНИКОВА, кандидат социологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

E-mail: miturnikova@mail.ru Российский государственный университет туризма и сервиса

В. Р. ГАБДИНОВА, старший преподаватель Института экономики финансов и бизнеса

E-mail: baigildina_zarema@mail.ru Башкирский государственный университет

В статье рассмотрены основные направления решения проблем туристской индустрии, теоретические и практические аспекты становления и развития региональных экологических рынков РФ на примере Республики Башкортостан. Сделан вывод о том, что развитие экологического рынка является основой перехода общества в новое качество, импульсом к повышению эффективности туристской индустрии.

Ключевые слова: региональный экологический рынок, туристская индустрия, экологическое предпринимательство.

Туризм в XXI в. стал социальным и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Особенных успехов мировой туризм достиг

за последние 30 лет: число международных поездок возросло в 3,8 раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится:

- около 6 % мирового валового национального продукта;

- 7 % мировых инвестиций;

- каждое 16-е рабочее место;

- 12 % мировых потребительских расходов.

По прогнозу Всемирной туристской организации, до конца 2020 г. Россия войдет в двадцатку крупнейших стран по въезду туристов. Анализ состояния российского туристского рынка показывает, что развитие туризма в нашей стране в настоящее время находится лишь на начальной стадии. По сравнению с другими странами туристская активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью.

Мировой опыт и практика поддержания экономической, социальной и политической стабильности в развитых странах подтверждают: географическое положение государства, его экология, природно-климатические ресурсы, а также достопримечательности становятся всеобщим благом лишь посредством туризма. Эта сфера:

- оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала;

- ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами;

- заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Туристская индустрия представляет собой высокодоходный, межотраслевой комплекс, один из основных секторов мировой экономики, способствующий:

- обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей,

- развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов;

- развитию производства экологически чистых продуктов и экологического рынка мира.

В принятом на Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации глобальном этическом кодексе туризма дана справедливая рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня и качества жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».

Одной из важных задач социально-экономической политики России становится улучшение качества жизни населения, которое является критерием успешной деятельности всех сфер и уровней государственного управления. В настоящее время в РФ и за рубежом существует много трактовок понятия «качество жизни» и ряд подходов к определению его структуры. Можно выделить несколько основных направлений, в русле которых формулируется данное понятие и строится его структура. это, прежде всего, объективизация качества жизни, при которой оно рассматривается как объективная характеристика, определяющая материальные условия и средства жизнеобеспечения человека (общества). В структуру качества жизни в этом контексте включаются следующие характеристики:

- качество питания;

- состояние окружающей среды;

- экология;

- уровень здравоохранения, образования, сферы обслуживания населения;

- комфорт жилища и т. д.

Важнейшей задачей современного этапа социально-экономического развития России является формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики, направленной на создание условий для становления экологического рынка как одного из важнейших сегментов рыночной экономики, который в полном объеме зависит от уровня экономики и специализации региона.

основная проблема состоит в том, что качество жизни во всех его проявлениях, в том числе развитие и становление региональных экологических рынков, находится в России на низком уровне и не удовлетворяет потребностям как самого общества, так и слоев и групп населения, а также отдельно взятой личности.

Поэтому, по мнению авторов, особенно важно определить состояние экологического рынка на данном этапе развития экономики России (на примере Республики Башкортостан) и пути формирования перспективных направлений повышения его эффективности.

Потенциал регионального экологического рынка является составной частью воспроизводственного потенциала региона. Следует отметить, что степень развития и масштабы одного напрямую влияют на развитие и функционирование другого. Особенно актуальным может быть использование значения «регион, выпускающий экологически чистые продукты» как показателя качества жизни, критерия оценки результативности деятельности отдельных субъектов Российской Федерации и их руководителей, а также эффективности работы федеральных ведомств. В дальнейшем подобная характеристика может положительно сказаться и на активизации туристской индустрии субъекта РФ. Неслучайно Президент РФ предложил подумать о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, как выдержать жесткую конкуренцию на мировых рынках, создать наилучшие возможности для того, чтобы каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Другими словами, что необходимо предпринять для изменения качества жизни в стране, обеспечения лидерских позиций в мире.

несомненно, становление и развитие региональных экологических рынков в России сыгра-

ют положительную роль не только в повышении эффективности туристской индустрии, но и всей экономики страны.

Важно отметить, что на степень интенсивности развития экологического рынка в регионе влияют следующие факторы:

- выполнение в регионе норм природоохранного законодательства;

- реализация на практике системы экономических механизмов, закрепленных в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- уровень экологического образования в регионе;

- поддержка внедрения экологического образования государственными и негосударственными структурами;

- доступность информации о состоянии окружающей среды как в масштабах данного региона, так и в общемировых масштабах;

- привлечение средств массовой информации к агитации здорового образа жизни, здорового питания, важности экологизации как производства, так и потребления.

Основными показателями эффективности экологического рынка в регионе являются:

- экономический уровень развития данного региона и его специализация;

- участие региона в процессе глобализации;

- участие региона в различных международных организациях, фондах и т. п.;

- уровень качества жизни региона, потребительские способности населения региона;

- уровень развития сельского хозяйства в регионе;

- развитость инфраструктуры;

- научный потенциал региона, степень внедрения научных изысканий на практике;

- уровень поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе и пр.

Рассмотрим и проанализируем показатели развития потенциала регионального экологического рынка в Республике Башкортостан.

Во-первых, необходимо отметить, что для развития экологического рынка в Республике Башкортостан нужна законодательная база, которая регламентировала бы, регулировала и стимулировала появление субъектов экологического предпринимательства. В регионе (так же, как и во всей Российской Федерации) существуют методы административного

и экономического регулирования природоохранной деятельности и природопользования, а также на законодательной основе создана система поддержки экономическими методами субъектов экологического рынка. Но все это находится в стадии «раскачки» и не удовлетворяет потребностей общества.

Во-вторых, обращает на себя внимание то, что на законодательном уровне не существует таких определений, как «экологический рынок», «предприниматель, выпускающий экологически чистый продукт» и даже «экологически чистый продукт». Соответственно в статистической отчетности не выделяется деятельность участников (субъектов) экологического рынка. С этим связаны трудности по изучению состояния такого вида деятельности в регионе, да и в России в целом. Также отсутствует единая система сертификации тех или иных продуктов как экологически чистых. Поэтому производители экологически чистой продукции, например сельскохозяйственной, не могут их сертифицировать и выйти с ними на рынок, получив при этом конкурентное преимущество перед другими производителями. Существование единой системы сертификации позволило бы большинству производителей региона повысить свою конкурентоспособность и стимулировало выпуск экологически чистых продуктов в целях получения большей прибыли (эти продукты стоят дороже). В то же время потребитель будет иметь возможность покупать экологически чистые продукты, что в дальнейшем приведет к улучшению качества жизни.

Под качеством жизни в современных концепциях понимают необходимые условия существования личности, слоев групп, положение человека в обществе, комплексную характеристику социально-экономических, политических, а также и экологических факторов существования. Заметим, что качество жизни провозглашено общенациональной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в наступившем веке. Качество жизни как система включает в себя:

- качество здорового образа жизни и питания,

- качество среды обитания (экологии),

- качество социальной, экономической и политической организации общества.

По данным агентства CVS Consulting, более половины производителей, использующих на упаковке продукции знаки «экологически чистый продукт», «био» (и повышающих при этом цену на 20-30 %), делают это без соответствующей экспертизы и сертификации. Отсутствие единой системы сертифика-

ции продуктов и товаров как экологически чистых тормозит развитие в данном направлении сельского хозяйства. Многие производители в Башкортостане выпускают экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, но не имеют возможности сертифицировать ее подобным образом. Важным моментом в этой проблеме является низкий уровень информированности и экологического образования у руководства и работников сельхозпредприятий. Необходимо обратить внимание на то, что в Российской Федерации имеется небольшой опыт в данной области. Производители сельскохозяйственной продукции при экспорте ее в другие страны проходили сертификацию и сертифицировали выпускаемую продукцию знаками, которые используются в других государствах (в США, странах Евросоюза).

Заметим, что в 2005 г. был подготовлен и вынесен на публичное обсуждение технический регламент «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке «экопродукция» в России». Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы разработал и зарегистрировал систему добровольной сертификации экологически чистой продукции. За основу были взяты стандарты детского питания, производимого в России, а не международные нормы. Органами власти столицы были приняты:

- законодательный акт о продовольственной безопасности, постановление о дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей;

- городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием, где предусмотрено развитие производства и реализации экологически чистых товаров;

- четыре системы добровольной сертификации: «Московский экологический регистр», «Экологичные продукты», «Экологичные почвогрунты», «Экологическая идентификация автотранспортных средств»;

- система мер, направленных на стимулирование предприятий и потребительского спроса к выпуску качественной продукции с подтверждением экологических характеристик;

- решение о предоставлении ряда преимуществ при размещении госзаказа предприятиям, производящим экологически чистую продукцию, кроме того, они включаются в программы по развитию оптовой и розничной торговли.

Хороший пример в этом плане подает Республика Татарстан. Там разработана целевая программа «Экологическая безопасность на период до 2015 года», куда включена подпрограмма «Агроэколо-гическая безопасность», проводится ежегодный конкурс «ЭКОлидер» с номинацией «Натуральная, экологически безопасная продукция».

В Вологодской области был разработан проект долгосрочной программы «Обеспечение безопасности и качества пищевой продукции» на 2009-2011 гг. Она предусматривает мониторинг пищевой промышленности и генетически модифицированных организмов (ГМО). В настоящее время действует система сертификации «Настоящий вологодский продукт» для продукции из натурального сырья.

В Санкт-Петербурге Экологический союз проводит экологическую сертификацию и маркировку, создает отделы экологически безопасной продукции в сетях магазинов.

В объединение «Гильдия экологов» в 2010 г. входили 122 производителя и поставщика экологически чистой (натуральной) и безопасной продукции и технологий. Но, по данным этой организации, Республику Башкортостан представляло только одно предприятие - ООО «Прополис». Помимо него в данном сегменте первичного регионального экологического рынка республики работает государственное учреждение - Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии.

В данном центре ведется работа по программе «Выявление в Республике Башкортостан природных зон с оптимальными условиями для производства высококачественных экологически чистых продуктов пчеловодства». Ее выполнение позволит организовать в регионе крупное производство высококачественных, экологически чистых товаров на основе продуктов пчеловодства, что будет в целом способствовать интенсификации данной сферы.

Особо важным является то, что в целях защиты потребителей от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для окружающей среды, а также обеспечения продвижения экологически чистой продукции предприятий на потребительском рынке распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26.11.2005 № 1075-р учрежден республиканский знак «Экологически чистая продукция». Утвержденный порядок присвоения этого знака содержит несколько пунктов:

- он может быть присвоен только такой выпускаемой в республике продукции, при производстве

или использовании которой не наносится вреда окружающей среде;

- получивший знак «Экологически чистая продукция» производитель имеет право рекламировать в средствах массовой информации свою продукцию как экологически чистую (безопасную);

- присвоение данного знака осуществляется по инициативе юридических и физических лиц;

- решение о присвоении знака принимается комиссией, персональный состав которой определяется республиканским министерством природных ресурсов.

В регионе гордятся тем, что компании «Красный ключ» в 2003 г. вручена золотая медаль на Международной выставке «Экология чистых продуктов питания и напитков» в номинации «Экологически чистый продукт». Неслучайно продукция компании стала лучшим товаром года по результатам конкурса «Лучшие питьевые и минеральные воды Башкортостана», а также признана лучшей питьевой негазированной водой республики на выставке «АГРО 2003». Также ей вручены серебряные медали на Международной выставке «Мир чистой воды 2003» и на III Всероссийском форуме производителей бутилированной воды «WATER SHOW 2003» за высокое качество продукции, предлагаемой на рынке. Еще две серебряные медали «За высокое качество» были получены на II Форуме «Питьевые воды Рос-сии-2005» и на XVII Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», а золотая медаль - на XVI Международной специализированной выставке «Агрокомплекс-2006».

Таким образом, при наличии хорошего потенциала первичного регионального экологического рынка в регионе он не реализуется в полной мере.

Первичный экологический рынок Республики Башкортостан имеет следующие основные предпосылки, которые могут позволить ему перейти на качественно новый уровень:

- обширные площади сельскохозяйственного значения (общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет более 7 млн га, основные сельскохозяйственные районы республики расположены в умеренно теплой агроклиматической зоне, черноземы являются одними из лучших в России);

- развивающаяся современная научно-техническая сфера. В республике создана разветвленная сеть научных учреждений (более 100 научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий), располагающих возможностью широкого

использования на практике своих новейших разработок (например, НИИ «Безопасности жизнедеятельности» занимается разработкой и контролем за внедрением современных экологичных технологий для различных сфер производства);

- низкий уровень использования химических удобрений в сельском хозяйстве;

- интерес со стороны потребителей к экологически чистой продукции;

- активное межрегиональное сотрудничество, которое является важным фактором развития как экономики республики в целом, так и регионального первичного экологического рынка. Башкортостан поддерживает торгово-экономические отношения с 81 субъектом Российской Федерации;

- материально-техническая база предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан позволяет не только обеспечивать своевременную переработку ресурсов сельскохозяйственного сырья и удовлетворять платежеспособный спрос населения в основных видах продовольствия, но и поставлять продукцию за пределы республики.

Раскроем характерные черты экологического рынка Республики Башкортостан:

- начальный этап становления региона как экологически продвинутого;

- небольшая численность предприятий, субъектов регионального экологического рынка;

- низкий уровень экологической культуры населения;

- развитое сельское хозяйство как основа для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции;

- неразвитость первичной составляющей экологического рынка региона;

- высокий уровень развития научно-технической базы для разработки новых экологичных технологий и пр.

Несмотря на имеющиеся предпосылки, в регионе существуют некоторые факторы, тормозящие развитие первичного экологического рынка:

- отсутствие единой федеральной системы сертификации продукции как экологически чистой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточная степень экологического образования и культуры у предпринимателей;

- отсутствие практической реализации системы льгот, прописанной в федеральном законодательстве.

Представляет интерес то, что в регионе более развит вторичный сектор экологического рынка.

К его числу относятся более 80 предприятий, осуществляющих предоставление различного рода экологических услуг, использующих в производстве вторичные ресурсы в качестве факторов производства. В последние годы наблюдается сокращение числа таких предприятий. Преобладают среди них организации, деятельность которых связана с утилизацией и переработкой отходов производства и потребления. Основными проблемами являются:

- низкая степень платежеспособности большинства таких предприятий;

- отсутствие льгот, предусмотренных законодательством.

В республике осуществляется пять видов деятельности с использованием отходов (из семи существующих). В процессе анализа финансового благополучия предприятий, работающих в данной сфере, авторы пришли к выводу, что финансово устойчивыми являются менее 50 % исследуемых субъектов регионального экологического рынка, а анализируемые виды деятельности на данном этапе развития не являются привлекательными для предпринимателей. При этом ни один из видов деятельности, связанной с отходами, не может считаться наиболее прибыльным, чем другие. Основной проблемой является то, что предприятия финансируются в большинстве случаев за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов (наличие краткосрочных обязательств). А ведь они решают социальные задачи, стоящие перед современным обществом в целом и экономикой в частности. Этих участников рынка можно отнести к действующим в сфере социально и экологически ответственного предпринимательства.

Как уже подчеркивалось, одной из важных задач социально-экономической политики России становится улучшение качества жизни населения, которое является критерием успешной деятельности всех сфер и уровней государственного управления. Заметим, что преобразования современной цивилизации отражаются в глобальных изменениях экономики, новых политических конфликтах, новых подходах к качеству жизни и изменениях сознания.

Экологическая потребность российского общества порождает экологическое производство. Осознание необходимости его развития требует соответствующего подхода к планированию, организации и реализации этого вида хозяйственной деятельности. Важнейшей потребностью

современной России становится формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По существу, речь идет о решении стратегической проблемы - улучшении качества жизни населения страны. Туристская индустрия в России должна стать мощным сектором национальной экономики. Развитие данной сферы будет возможно в том случае, если государственные структуры осознают всю важность роли туризма в социальном и экономическом плане, начнут проводить протекционистскую политику в этом направлении.

Список литературы

1. Битуева Д. В. Формирование региональной социальной политики в условиях дифференциации российского пространства / Региональная экономика и управление. 2007. № 2.

2. Баженов Н. А., Маликов Н. С. Качество жизни населения: теория и практика (по результатам исследования качества жизни населения г. Белгорода) // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 10.

3. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни: проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1.

4. Митюрникова Л. А. Состояние социальной сферы и роль ее кадров в процессе повышения качества жизни населения в современной России: монография. М:. МГОУ. 2011.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010. URL: http://pravmfo.rrndn_2010_48.shtm.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года: одобрена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 № 370.

7. URL: http://www.ecochistyproduct.ru/.

8. URL: http://www.eda-server.ru/cooking-news/2004/09/2004-09-13a.htm.

9. URL: http://www.logistics.ru/index.htm.

10. URL: http://www.ecochistyproduct.ru/ razdel31_18.

11. URL: http://ufa.regionz.ru/.

12. URL: http://www. bashkortostan450.ru.

13. URL: http://www.bashkortostan.ru/news/ detail.ph.ELEMENT_ID=10321&print=Y.

14. URL: http://www.businessitaly.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.