Научная статья на тему 'Развитие экологического образования и воспитания дошкольника посредством мини-этюдов, игр-импровизаций в ДОУ'

Развитие экологического образования и воспитания дошкольника посредством мини-этюдов, игр-импровизаций в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1424
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МИНИ-ЭТЮДЫ / ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ю.В.

Экологическая работа в детском саду является составной частью целостного педагогического процесса в развитии экологического воспитания и образования. Исходя из этого с учетом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, педагогу-психологу с дошкольниками для развития экологического воспитания рекомендуется применять мини-этюды, игры-импровизации. Данные формы относятся к важным задачам административного уровня. Игры-импровизации, мини-этюды по содержанию способствуют познавательному развитию и обучению навыкам саморелаксации, создавая эмоциональный комфорт, направленный на формирование здорового поколения, решив один из вопросов государственного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического образования и воспитания дошкольника посредством мини-этюдов, игр-импровизаций в ДОУ»

Развитие экологического образования и воспитания дошкольника по средствам мини-этюдов, игр-импровизаций в дошкольном образовательном учреждении

(ДОУ)

Тихонова Ю.В. педагог-психолог МБДОУ детский сад №29 Орджоникидзевского района Городского округа город Уфа

Республика Башкортостан, г.Уфа, Россия

Аннотация: Экологическая работа в детском саду является составной частью целостного педагогического процесса в развитии экологического воспитания и образования. Исходя из этого с учетом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, педагогу-психологу с дошкольниками для развития экологического воспитания рекомендуется применять мини-этюды, игры-импровизации. Данные формы относятся к важным задачам административного уровня. Игры-импровизации, мини-этюды по содержанию способствуют познавательному развитию и обучению навыкам саморелаксации, создавая эмоциональный комфорт, направленный на формирование здорового поколения, решив один из вопросов государственного уровня.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольное учреждение, мини-этюды, игры-импровизации.

С развитием нанотехнологий в России, с учетом достижений ученых, государство делает определенный акцент на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Интересным, с нашей точки зрения, является мнение Н.А.Рыжовой, «которая подчеркивает правильность и закономерность государства в решении данного вопроса. Так, автор позиции доктор педагогических наук, ведущий сотрудник Центра «Дошкольное детство» считает, что с принятием законов «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» «созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения» (Канева М.С., Чадаева Г.И., 2011, с. 7). Указ Президента по охране окружающей среды и «соответствующее постановление правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем» (Канева М.С., Чадаева Г.И., 2011, с.

7).

Принимая во внимание, высказанное ранее, «каждому дошкольному образовательному учреждению - ДОУ предоставлена возможность стать самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности» (Сажина С.Д., 2008, с. 3). Обратим внимание на индивидуальный аспект в развитии экологического образования и воспитания дошкольников с учетом федерального государственного образовательного стандарта.

Целью экологического образования является «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» (Анохин Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С., Бондаренко Т.М., 2007, с. 3).

Опыт показывает, что уже в «старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме» и с учетом «интереса ребенка к природным явлениям» (Анохин Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С., Бондаренко Т.М., 2007, с. 3).

Управление «экологической работой дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как трехступенчатую систему:

- управление воспитательно-образовательным процессом со стороны воспитателя (организация непосредственной работы с детьми);

- управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности педагогов со стороны старшего воспитателя;

- административное управление со стороны заведующей ДОУ» (Анохин Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С., Бондаренко Т.М., 2007, с. 3).

Дадим характеристику каждого уровня управления.

В «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» Николаева С.Н. автор характеризует педагога как носителя экологической культуры. И с этим нельзя не согласиться. Именно педагог «вводит» ребенка в мир природы, обеспечивающей ему первый опыт общения и познания того удивительного, чарующего мира, каким является природа.

Раскрывая управленческую роль педагога-воспитателя, мы не говорим о его методологической и эколого-биологической компетентности. Остановимся на двух аспектах его управленческой деятельности: планировании работы по экологическому образованию дошкольников и организации работы по отслеживанию результатов этой деятельности.

Базой «основой планирования экологической работы с детьми необходимо рассматривать программу, которая принята в данном образовательном учреждении. Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми» (Серебрякова Т.А., 2008, с. 133).

Основной целью планирования является обеспечение системы в работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Экологическое образование является составной частью целостного педагогического процесса. Исходя из этого, при планировании задач экологической работы с детьми необходимо обращать внимание на постановку не только образовательных, но и воспитательных и, что особенно важно, развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с детьми: их интеллектуальное развитие, воспитание нравственных, этических, эстетических качеств личности, трудолюбия и т.д. (Серебрякова Т.А., 2008, с. 133).

Большое значение для планирования экологической работы с детьми и имеет интеграция различных видов и форм деятельности: познавательный, игровой, трудовой, художественно-творческий, музыкально-театриализованный.

Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и реальность. Реальность планирования обеспечивается ориентацией на уровень интеллектуального развития ребенка, на его возможности, уровень развития его экологической культуры, т.е. на результаты педагогической оценки дошкольника в данной области.

Следующий уровень организации и управления экологической работой дошкольного образовательного учреждения основной целью ставит и решает организацию эффективной экологической работы с педагогами ДОУ. Отвечает за данный уровень старший воспитатель. Его деятельность заключается в организации системы методологической помощи педагогам в вопросах организации экологической работы с детьми (Серебрякова Т.А., 2008, с. 133).

Не менее важным аспектом деятельности старшего воспитателя является интеграция усилий всех специалистов ДОУ (руководителя по музыкальному образованию, изобразительной деятельности, физическому воспитанию детей и т.д.) в целях успешной организации экологической работы с детьми. Решить данную задачу поможет отражение перспективных задач экологического образования дошкольников в годовом плане деятельности ДОУ. В годовом плане находят отражение наиболее глобальные, общие задачи, которые требуют особого внимания педагогического коллектива. Одной из таких проблем может быть проблема создания предметно-простраственной развивающей среды в ДОУ, экологического ландшафта. Годовой план

должен предусматривать и вопросы, связанные с организацией работы по экологическому образованию родителей (например, проведение совместных экологических праздников, акций), а также вопросы преемственности экологической работы ДОУ и школы.

Еще один уровень управления системой экологической работы ДОУ -административный уровень, реализуемый заведующей ДОУ. Основной ее функцией выступает контроль за реализацией намеченных задач экологической работы, как с детьми, так и с педагогами. Не менее значимым является обеспечение соответствующих материальных условий для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в ДОУ. Важное направление деятельности заведующей по управлению системой экологической работы в ДОУ -установление внешних координированных связей с другими учреждениями и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения (Серебрякова Т.А., 2008, с. 133).

В педагогической практике педагога-психолога в дошкольном учреждении для развития экологического воспитания дошкольников, с нашей точки зрения, применяются мини-этюды, игры-импровизации которые принадлежат к одной из важных задач административного уровня. Учитывая сказанное, приведем ниже формы работы, с дошкольниками. Три разные игры по содержанию направлены с одной стороны на познавательное развитие, а с другой на обучение навыкам саморелаксации, создание эмоционального комфорта.

Игра-импровизация «Капельки». «Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки - большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись.

Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки, складывают руки, опускают голову, закрывают глаза - «спят».

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули. Задрожали.

Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже сама последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капли упали на травку, на цветочки.

Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах, кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются (Алябьева Е.А., 2006, с. 105).

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться.

Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе.

Дети встают в круг, берутся за руки (Алябьева Е.А., 2006, с. 105).

Игра-импровизация «Снежинки». «Ребята, хотите отправиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и я вас сейчас превращу в снежинок, которые

очутились на облаке. Оно такое легкое, мягкое, пушистое, белое-белое. Раз, два, три -глаза открыть».

Педагог-психолог «касается до них рукой (волшебной палочкой), дети закрывают и открывают глаза, встав в круг. Вот мы и очутились на снежном облаке. Но вдруг от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Они все такие красивые легкие, пушистые. Упали на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад покружились. Молодцы!

Дети собрались вместе, образуя снежное облако. Кружатся в разных направлениях. Плавно покачиваются туловищем и руками в разные стороны. Кружатся. Выставляют ноги вперед-назад, поднимают руки вверх, кружатся.

Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны.

Бегут врассыпную, на носочках.

Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы, и уснули. Молодцы!

Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.

А теперь нам пора возвращаться в группу. Опять закройте глазки. Раз, два, три -глаза открыть. Вот мы снова превратились в ребят и очутились в нашей группе (Алябьева Е.А., 2006, с. 113).

Мини-этюд «Из семени в дерево».

Психолог «(изображает садовника; предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к ним, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает расти. (Дети поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяться им, слегка дотрагивавается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянутся до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень (Алябьева Е.А., 2006, с. 117).

Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло. Скоро опять наступит весна, и оно оживет» (Алябьева Е.А., 2006, с. 117).

В современных условиях педагогу-психологу для развития экологического образования и воспитания нужно придерживаться мнения В.А.Сухомлинского, который «пришел к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности» (Алексеев С.В., Симонова Л.В. , 1999, с. 22).

Именно стремление к гуманности и согласованное сочетание трех ступеней деятельности обеспечивают развитие экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Библиография

1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. 1999. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. №1. С. 19-22.

2. Анохин Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С., Бондаренко Т.М. 2007. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: Лакоценин. 190 с.

3. Алябьева Е.А. 2006. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера,. 128 с.

4. Канева М.С., Чадаева Г.И. 2011. Экологическое воспитание // Начальная школа плюс до и после. №7. С. 7-10.

5. Сажина С.Д. 2008. Составление рабочих программ для ДОУ. М.: ТЦ Сфера. 112 с.

6. Серебрякова Т.А. 2008. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Издательский центр «Академия». 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.