Научная статья на тему 'Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде'

Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалкова С. А.

Обосновано, что важнейшим условием формирования инновационной среды в регионе является использование инновационными предприятиями потенциальных возможностей кооперационных связей. При этом взаимодействие промышленных предприятий должно быть основано на принципах сотрудничества, партнерства, реализации совместных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EFFECTIVE MECHANISMS OF INTERACTION OF THE INDUSTRY, SCIENCE AND EDUCATION IN THE INNOVATIVE ENVIRONMENT

It is proved that the most important condition of formation of the innovative environment in the region is use by the innovative enterprises of potential possibilities of cooperation communications. Thus interaction of the industrial enterprises should be based on principles of cooperation, partnership, implementation of joint projects.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде»

УДК 332.133.6:005.591.6

С.А. Измалкова, 89192039612, д-р экон. наук, проф. (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Обосновано, что важнейшим условием формирования инновационной среды в регионе является использование инновационными предприятиями потенциальных возможностей кооперационных связей. При этом взаимодействие промышленных предприятий должно быть основано на принципах сотрудничества, партнерства, реализации совместных проектов.

Ключевые слова: инновационная среда, технологическая платформа.

Несмотря на значительное количество сформированных институтов и инструментов, призванных обеспечить технологический прорыв, в современных условиях Россия значительно отстает от развитых стран по показателям инновационного развития. Активность в сфере технологических инноваций является одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и инновационного развития экономики России. По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия - 70%; Канада - 65%; Бельгия - 60%; Ирландия, Дания и Финляндия - 5557%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40% [1].

По масштабам финансирования науки (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют) Россия в настоящее время занимает 8-е место в мире, уступая США, Японии, Китаю, Германии, Франции, Корее и Великобритании [1]. Последние 20 лет характеризуются неуклонным сокращением кадрового потенциала российской науки: в целом за период 1989-2009 гг. численность персонала, занятого ИР, уменьшилась втрое.

В результате в масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности заметен мало. В 2010 г. крупными и средними предприятиями промышленности было произведено инновационной продукции на сумму 877,7 млрд. руб. Большая ее часть относится к среднетехнологичным отраслям высокого и низкого уровней (57%). Доля продукции высокотехнологичного сектора занимает всего 7% в общем объеме инновационных товаров, работ, услуг; низкотехнологичного - 14%. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя

абсолютные объемы инновационной продукции постоянно растут (в 1995-2009 гг. - на 69%), затраты на инновации выросли еще значительнее (за тот же период - вдвое) [1].

Правомерно утверждать, что все вышесказанное свидетельствует о том, что инновационная активность отечественных предприятий практически утратила эластичность от макроэкономических показателей, что характеризует отсутствие эффекта от работы институтов инновационного развития, созданных уже много лет назад. В этой связи возникает объективная необходимость в разработке концептуального подхода к дальнейшему развитию адекватной инновационной среды на основе реализации следующих положений:

1. Представляется, также, целесообразным изменение мотивации инновационной деятельности. Сильнейшей из возможных мотиваций инновационной деятельности может стать цель создания нового продукта, новой услуги, нового подразделения, новой компании, которые действительно значимы, например, для повышения качества жизни каждого конкретного человека.

2. В настоящее время отсутствуют четкие, ясные, а главное, эффективные приоритеты инновационного развития России в XXI веке. То есть существующие приоритеты развития экономики не отвечают современным вызовам общества и не являются привлекательными для каждого конкретного человека. В этой связи государство должно взять на себя функции целеполагающие и проектирующие приоритетные направления инновационного развития на основе системных форсайт-исследований.

3. Правомерно утверждать, что в сотрудничестве все решает взаимный интерес. Наиболее важной составляющей процесса развития инновационной среды, модернизации подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в регионах, отраслях и на предприятиях является развитие инновационного партнерства на условиях перспективного и взаимовыгодного сотрудничества бизнеса, науки, образования и государства.

4. Для того чтобы совершить рывок в сторону современной инновационной экономики в России, необходимо очень серьёзно модернизировать процесс взаимодействия промышленности, науки и образования.

Основными результатами по формированию среды, «дружественной для инноваций», должны стать:

- устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности промышленных предприятий и распространение в экономике передовых технологий;

- усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;

- формирование благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).

Для достижения вышеуказанных целей следует активизировать уже существующие меры, направленные на создание условий для осуществления инновационной деятельности и включающие в себя:

1. Улучшение условий для справедливой конкуренции для усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям. Это означает - повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности; определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям, критериев выявления тех преференций, которые оказывают существенное искажающее влияние на состояние конкурентной сре-ды и могут ограничить мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития; регулярная оценка существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.

2. Совершенствование регулирования рынков продукции (услуг), отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий, предусматривающее решение следующих задач:

- регулярная оценка нормативных барьеров для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования;

- для определения направлений совершенствования регулирования, оценки достигнутого прогресса, необходимо существенно активизировать работу с отраслевыми бизнес-ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Ключевое место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование и реализация которых основывается на партнерстве промышленных предприятий, науки и государства.

3. Развитие системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач:

- ускоренная модернизация устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, гармонизация нормативно правовой базы Российской Федерации и Европейского Союза в этой сфере, с внедрением механизмов взаимного признания результатов сертификации лабораториями и сертификационным центрами;

- ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования требования для новой продукции, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность, с использованием декларирования вместо сертификации с дополнительными требованиями по маркировке и увеличением ответственности;

- упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

- упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации;

- формирование «технологических коридоров» - обеспечение последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции.

Кроме ограничительных мер «технологический коридор» должен включать в себя также целый комплекс инструментов, обеспечивающих промышленным предприятиям возможность достижения этих целей. В качестве таких инструментов могут предусматриваться, в том числе: использование специальных маркировок; содействие кооперации между производителями, стимулирование образования ассоциаций производителей, поощрения для тех, кто покупает и применяет новые технологии, снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка НИОКР; подготовка кадров, политика госзакупок, предоставление преференций компаниям и продуктам, в которых используются определенные технологические решения. При этом, с учетом мирового опыта, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального института по изучения наилучших технологий, существующих в мире.

4. Вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства, предусматривающее решение следующих задач:

- упрощение механизмов передачи прав на РИД, созданные при государственном финансировании, включая существенное усиление прав физических лиц-создателей РИД, предусматривающее переход прав на РИД в случае отсутствия коммерциализации от организации к создателям;

- введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному контракту, как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;

- обеспечение четкой регламентация процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд;

- формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее:

- стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию;

- снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные предприятия.

6. Интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата,

предусматривающее решение следующих задач:

- сокращение государственного участия в экономике, активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями;

- повышение прозрачности регулирования в отношении иностранных инвестиций, формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных инвестиций в создание высокотехнологичных компаний;

- существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых согласований.

- в целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций - освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет.

7. Стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.

Существенной проблемой, препятствующей становлению инновационного взаимодействия предприятий является «информационный вакуум»: компании практически не имеют информации о потенциальных (производственных, сбытовых, инновационных и др.) возможностях и потребностях (в помещении, оборудовании и т.д.) заинтересованных фирм. В свою очередь, предприятия, имеющие инновационные идеи, и предприятия - потенциальные инвесторы, в недостаточной степени располагают возможностями доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества. В результате возникает парадоксальная ситуация: даже будучи заинтересованными в сотрудничестве, организации продолжают работать изолированно друг от друга. Кроме того, в большинстве своем предприятия, стремящиеся к инновационной деятельности, не располагают необходимыми средствами для оплаты подготовки персонала и маркетинговых мероприятиях, не имеют необходимых производственных мощностей.

В этой связи важнейшим условием формирования инновационной среды является использование инновационными предприятиями, сферой науки и образования потенциальных возможностей кооперационных связей основанных на принципах сотрудничества, партнерства, реализации совместных проектов. Перечисленные принципы могут быть реализованы в рамках формирования технологических платформ на региональном уровне по приоритетным направ-

лениям модернизации промышленности. На наш взгляд, в рамках технологических платформ должны развиваться конкретные технологические инновации, которые могут быть внедрены в экономике и которые являются приоритетными для конкретного региона. Они нужны для создания перспективных коммерческих технологий и привлечения средств. По этим направлениям должна вестись работа, в которой примут участие промышленные предприятия, институты, ведомства, некоммерческие организации региона. Государство при этом призвано создавать преференции для развития регионов. Формирование технологических платформ для инновационного развития местной экономики должно также инициироваться крупными промышленными предприятиями, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и т.п.

Структура взаимодействия участников технологических платформ, соответствующая потребностям инновационного развития региона, должна обеспечивать реализацию таких свойств, как: способность выравнивать социально-экономическое развитие регионов на основе согласования интересов государства, науки и бизнеса; способность взаимодействовать с системами более высокого уровня: стать платформой для сотрудничества и обмена опытом между субъектами России, осуществляющими разработку и реализацию стратегий инновационного развития.

Основная идея организации регионального инновационного процесса на основе формирования технологической платформы заключается в том, что независимые промышленные предприятия совместно двигают продукт от научно-исследовательских работ к коммерциализации. Вместо вложений в инновационную инфраструктуру и формирование новых субъектов инновационной деятельности, что характерно для отечественной практики, инвесторы смогут напрямую финансировать непосредственно процесс внедрения нового продукта. Таким образом, все совместные действия участников технологической платформы будут сконцентрированы на вложениях в развитие продукта, а не инфраструктуры. Предлагаемая структурная модель формирования технологических платформ как эффективного инструмента инновационного партнерства экономических систем представлена на рисунке.

Технологическая платформа может быть создана на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов вузов, промышленных предприятий, финансовых структур региона с целью активизации внедрения технологических инноваций, необходимых для потребностей социально-экономического развития региона. Важнейшим условием обеспечения перехода региона к экономике знаний будет являться формирование ни одной, а нескольких региональных технологических платформ по перспективным инновационным направлениям. При этом должна быть обеспечена тесная связь между технологическими платформами, как внутри региона, так и за его пределами.

Социально-экономические особенности пегионя

Государственные приоритеты инновационного развития

Способность региона к формированию технологической платформы

Выбор регионального инновационного приоритета развития

Экспертная группа технологической

высшие учебные заведе-

проектные организации Г

I —

финансово-кредитные ор-

гянизятши

производственные предпри-

Координационный центр технологической платформы

опытно-конструкторские

государственные орга-

сервисные компании

х

инжиниринговые компа-

маркетинговые и сбытовые организации

НИИ

Цели создания технологических платформ

краткосрочные * -

среднесрочные

долгосрочные

определение приоритетных направлений технологического раз-

решение задач социально-экономического развития пегионя

решение задач инновационного развития пе-

Предлагаемая модель взаимодействия промышленности, пауки и образования в рамках формирования

тех}юл оги ческой платформы

Применение концепции технологических платформ предлагает базу для нового подхода к обеспечению инновационного развития региона, снижению рисков в управлении инновационным процессом. Это не отменяет предыдущих инновационных моделей, возможны различные модификации и даже интегрированные модели новых и старых подходов.

Таким образом, существенное место в совершенствовании инструментов стимулирования инноваций в России должны занять технологические платформы, формирование и реализация которых основывается на партнерстве промышленных предприятий, науки и образования.

Библиографический список

1. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 84 с.

S.A. Izmalkova

DEVELOPMENT OF EFFECTIVE MECHANISMS OF INTERACTION OF THE INDUSTRY, SCIENCE AND EDUCATION IN THE INNOVATIVE ENVIRONMENT

It is proved that the most important condition of formation of the innovative environment in the region is use by the innovative enterprises of potential possibilities of cooperation communications. Thus interaction of the industrial enterprises should be based on principles of cooperation, partnership, implementation of joint projects.

УДК 332.14:621.311.11

Л.В.Новикова, ст. преподаватель

(Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Актуальность управления ресурсосбережением на предприятиях пищевой промышленности обусловлена необходимостью экономии и рационального использования всех видов ресурсов. В статье предложена методика оценки ресурсосберегающего потенциала, позволяющая дать объективную оценку реального состояния предприятий пищевой промышленности в Орловской область.

Ключевые слова: ресурсосбережение, ресурсосберегающий потенциал, предприятия пищевой промышленности.

В настоящее время внедрение новых ресурсосберегающих технологий в экономике России продвигается крайне медленно. Несмотря на кризис многие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.