basis of the processed data series by means of geoinformation systems (GIS) are electronic field maps of the distribution of atmospheric moisture, extreme temperatures, condition of natural objects that reflect long-term observations on a given territory. Received modern Received modern means of geodetic monitoring maps to clarify extreme values of climatic indices and significantly reduce hydro-meteorological risks, the occurrence and development of emergencies, to specify a separate SNiP on construction, design of roads, buildings, pipelines and other facilities.
Keywords: hydro-meteorological risks, geodetic monitoring, geographic information systems.
Bikbulatova Gulnara Gafurovna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, ph. (3812) 65-37-18, e-mail: [email protected]; Uvarov Anatoliy Ivanovich, Cand. Eng. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: [email protected].
УДК 347.235
С.А. Мамонтова, О.П. Колпакова
РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
Представлен анализ процесса создания и развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимого имущества. В хронологическом порядке рассмотрены нормативно-правовые документы, вводящие в действие концепции и программы, направленные на развитие данной системы. Приведены основные результаты реализации рассматриваемых программ в сравнении с контрольными показателями их внедрения. Для оценки степени формирования единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в Красноярском крае произведено сравнение контрольных значений некоторых показателей федеральных целевых программ на 2015 г. с их фактическими значениями для исследуемого региона. Выделены положения формирования целевых показателей реализуемых планов и программ - основная цель и средства создания системы учета и регистрации, а также три критерия ее единства с точки зрения системного подхода (единство входа, единство содержания и единство выхода). Основной проблемный момент развития системы регистрации и учета недвижимого имущества для Российской Федерации - организация работы с заявителями, в том числе оказание услуг по учету и регистрации в электронном виде. Приведены условия, влияющие на степень достижения данного контрольного показателя развития системы регистрации и учета недвижимого имущества в Красноярском крае. Выделены основные направления работы с физическими лицами как с получателями услуг Росреест-ра и прочих государственных услуг, способные повысить доступность единой системы учета и регистрации недвижимого имущества для данного вида ее конечных потребителей.
Ключевые слова: единая система регистрации и учета, государственная регистрация прав, кадастровый
учет.
Введение
Надежная система государственной регистрации и учета недвижимого имущества, обеспечивая государственные гарантии прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, а также простоту и прозрачность процедур оформления таких прав, повышает устойчивость рынка недвижимого имущества, эффективность реализации мероприятий по управлению земельными ресурсами и недвижимостью, улучшает инвестиционный климат в стране.
Целью исследования являлся анализ последних тенденций развития единой системы учета и регистрации объектов недвижимости как в целом в Российской Федерации, так и на примере Красноярского края.
Объекты и методы
Объектом данного исследования выступали государственные учреждения кадастрового учета и регистрации в Красноярском крае. Предметом исследования являлись процессы государственной регистрации и учета объектов недвижимости.
© Мамонтова С.А., Колпакова О.П., 2016
В качестве методологической базы исследования использовались диалектический и сравнительно-исторический методы, статистический и сравнительный анализ, графические и табличные приемы визуализации данных.
Результаты исследований
В процессе исследования в хронологическом порядке проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие создание единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Создание единой системы регистрации и учета недвижимого имущества началось с принятия Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [1], в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный момент Росреестр и подведомственные ему органы сформированы и успешно функционируют, возможны одновременная подача заявлений о регистрации прав и кадастровом учете и иные результаты внедрения единой системы учета и регистрации недвижимости.
Далее приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 была утверждена Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета [2].
Основной целью создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета, согласно Концепции, является повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов [2].
На данный момент, анализируя результаты внедрения Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета, можно сделать вывод, что большинство предусмотренных мероприятий были успешно реализованы. Однако нужно отметить следующее:
- Объединение норм положений законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости» и принятие единого федерального закона о регистрации прав и кадастровом учете (мероприятие 1.6) до сих пор не реализовано. Закон «О государственной регистрации недвижимости» на данный момент находится в стадии проекта.
- Реализация полного перечня государственных и информационных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета в электронной форме на портале Росреестра (мероприятие 5.6) стала возможна только с 01.06.2015 г. с введением возможности приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронной форме.
- Не в полной мере реализованы мероприятия 6.9 (разработка и внедрение ЕФИСН на территории Российской Федерации), 6.11 (разработка и ввод в действие технологии ведения электронных архивов), 9.2 (создание подведомственного Росреестру образовательного научно-методического центра в форме федерального учреждения).
С целью дальнейшего развития системы регистрации и учета недвижимого имущества распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующая редакция от 24.06.2014 г.) [3].
Мероприятия, предусмотренные «дорожной картой», направлены на снижение рисков операций на рынке недвижимости, повышение устойчивости данного рынка и, как следствие, улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.
В целях определения успешности реализации «дорожной карты» выбран рейтинг DoingBusiness [4], подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с этим рейтингом выбрано включение России по показателю «регистрация собственности» в пятерку лучших стран, входящих в исследование «Ведение бизнеса».
Реализация мероприятий «дорожной карты» предусмотрена до 2018 г. Достаточное количество запланированных к выполнению на текущий момент мероприятий выполнено в полной мере и в срок. Например, согласно рейтингу Всемирного банка DoingBusiness 2015, в котором отражены результаты анализа экономических показателей стран за 2014 г., Российская Федерация по показателю «регистрация собственности» занимает 12-е место (рис. 1), что значительно выше контрольного показателя «дорожной карты» для 2014 г. и всего на 1 пункт ниже контрольного показателя 2015 г.
1 RUSSIAN FEDERATION Europe & Central Asia GNI per capita (USS) 13,860 I
Ease of doing business rank (1-189) 62 Overall distance to frontier (DTF) score (0-100) 66.66 Population (m) 143.5
I
yf Starting a business (rank) 34 y\ Registering property (rank) 12 I Trading across borders (rank) 155
DTF score for starting a business (0-100) 92.17 DTF score for registering property (0-100) 91.27 DTF score for trading across borders (0-100) 53.58
Procedures (number) 4.4 Procedures (number) 3 Documents to export (number) 9
Time (days) 11.2 Time (days) 19 Time to export (days) 21.1
Cost (1 of income per capita) 1.2 Cost (% of property value) 0.1 Cost to export (US$ per container) 2,401
Minimum capital (% of income per capita) 0.0 Documents to import (number) 10
Getting credit (rank) 61 Time to import (days) 19.4
Dealing with construction permits (rank) 156 DTF score for getting credit (0-100) 55.00 Cost to import (US$ per container) 2,595
DTF score for dealing with construction permits (0-100} 56.70 Strength of legal rights index (0-12) 4
Procedures (number) 19.8 Depth of credit information index (0-8) 7 Enforcing contracts (rank) 14
Time (days) 238.4 Credit bureau coverage (% of adults) 64.6 DTF score for enforcing contracts (0-100) 75.85
Cost (1 of warehouse value) 1.9 Credit registry coverage (% of adults) 0.0 Procedures (number) 35
Time (days) 267
Getting electricity (rank) 143 Protecting minority investors (rank) 100 Cost (». of claim) 14.9
DTF score for getting electricity (0-100) 60.89 DTF score for protecting minority investors (0-100) 50.83
Procedures (number) 5.6 Extent of conflict of interest regulation index (0-10) 5.0 Resolving insolvency (rank) M
Time (days) 179.1 Extent of shareholder governance index (0-10) 5.2 DTF score for resolving insolvency (0-100) 49.59
Cost (X of income per capita) 321.0 Strength of minority investor protection index (0-10) 5.1 Time (years) 2.0
Cost (X of estate) 9
Paying taxes (rank) К Recovery rate (cents on the dollar) 43.0
DTF score for paying taxes (0-100) 80.63 Strength of insolvency framework index (0-16) 8.5
Payments (number per year) 7
Time (hours per year) 168
Total tax rate (% of profit) 48.9
Рис. 1. Позиция России в рейтинге Во^ВизшеББ 2015 по показателю «регистрация собственности» [4]
Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 [5].
Концепцией Программы предусмотрено, что «...совмещение мероприятий «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с мероприятиями федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (20142019 годы)» позволит увеличить потенциал, достигнутый в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь значений показателей, установленных нормативными документами» [5].
Программа реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 года № 1414-р [6].
По итогам реализации мероприятий Программы в 2014 г. удалось значительно превысить установленные целевые показатели [7]:
1. Доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в общем количестве государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету по итогам 2014 г. составила 27,7% при плановом значении 15%.
2. Доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве опрошенных лиц составила 88% при плановом значении 70%.
3. Время ожидания заявителями в очереди составило 16 мин при плановом значении 40 мин.
4. Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов за 2014 г., составил 20% по отношению к базовому 2012 г. (плановое значение 2%).
В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных приведенными выше документами, был разработан проект Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», согласно которому вводится единая учетно-регистрационная процедура в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме.
Чтобы оценить результаты формирования единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в Красноярском крае, авторы статьи сравнили контрольные значения некоторых показателей рассмотренных программ на 2015 г. с их фактическими значениями для исследуемого региона. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Контрольные показатели развития системы учета и регистрации в Красноярском крае за 2014 г.
№ п/п Контрольный показатель Единица измерения План 2014 г. Красноярский край
1 Сроки осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета: Государственная регистрация прав дней 15 10
Кадастровый учет дней 15 7
2 Доля государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в общем количестве государственных услуг процентов 15 19
3 Доля государственных услуг, предоставленных в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и иных организациях, привлекаемых к реализации функций многофункционального центра по принципу «одного окна», в общем количестве указанных государственных услуг процентов 50 13 (только гос. рег.)
Как видно из табл. 1, срок осуществления государственной регистрации прав лучше планового показателя в 1,5 раза, срок кадастрового учета, установленный согласно внутреннему приказу Управления Росреестра по Красноярскому краю равным 7 дням, лучше, чем контрольный показатель, почти вдвое.
Данные об оказании услуг в электронном виде представлены в табл. 2. В среднем доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, составляет 13% и ниже контрольного показателя на 2%. Кроме того, данный показатель вдвое ниже фактического показателя в среднем по Российской Федерации, равного 27%.
При этом нулевой показатель для государственной регистрации прав обусловлен тем, что подача заявлений на государственную регистрацию в электронном виде стала возможна только с 01.06.2015 г. По данным Управления Росреестра, в Красноярском крае за июнь 2015 г. подано 2 заявления (всего по России - более 800).
Таблица 2
Предоставление государственных услуг в электронном виде Управлением Росреестра по Красноярскому краю (за 2014 г.) [8]
Тип обращения Всего В электронном виде Доля,%
Заявления о государственном кадастровом учете 142058 51020 36
Запросы о предоставлении сведений ГКН 795970 90860 11
Заявления о государственной регистрации прав 708661 0 0
Запросы о предоставлении сведений ЕГРП 484875 141405 29
Доля, в среднем - - 13
Относительно доли государственных услуг, предоставленных в многофункциональных центрах, была проанализирована только информация об услугах по государственной регистрации прав. По данным Управления Росреестра, запросы о предоставлении сведений из ЕГРП через многофункциональные центры не предоставлялись, данные же относительно заявлений о кадастровом учете и предоставлении сведений ГКН в публичной отчетности Рос-реестра отсутствуют.
Выводы
В результате анализа нормативных документов, регламентирующих создание единой системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, и показателей реализации мероприятий, предусмотренных данными документами, можно сделать несколько выводов.
Основная цель создания системы - включение в Единый государственный реестр недвижимости информации о всем земельном фонде страны, так как информационный ресурс должен являться основой и главным инструментом системы управления земельными ресурсами. Главное средство достижения цели - повысить быстродействие системы и ее удобство для пользователей.
Если рассматривать создающуюся систему учета и регистрации именно с точки зрения системного подхода, необходимо выделить 3 критерия ее единства (рис. 2):
1. Единство входа, подразумевающее в конечном счете не просто одновременную подачу документов на учет и регистрацию объектов недвижимости как двух последовательных процессов, но подачу документов на учет и регистрацию как на единый процесс с заполнением одного заявления и формированием единого пакета документов.
2. Единство содержания - Единый государственный реестр недвижимости, содержащий в себе и связывающий между собой: ныне ведущиеся ГКН и ЕГРП; реестр о границах; реестровые дела, содержащие документы с информацией как об объекте недвижимости, так и о правах на него; кадастровые карты. ЕГРН и реестровые дела ведутся в электронной форме.
3. Единство выхода - единый документ (выписка из ЕГРН), содержащий в себе сведения кадастрового паспорта и свидетельства о регистрации права собственности. Предпосылкой к созданию такого документа можно считать упразднение бланка свидетельства о государственной регистрации, который имел степень защищенности полиграфической продукции, а также учетную серию и номер. Новая форма воспроизводится на белом бланке формата А4, заверенном подписью государственного регистратора, с гербовой печатью и номером свидетельства, который соответствует номеру государственной регистрации права, что аналогично оформлению кадастровых паспортов.
- единый проц' документов;
- одно заявлен
Единство ву
- единый пакет документов.
- кадастровые карты.
- реестр сведений о границах;
- реестровые дела (документы на объекты недвижимости и права на них);
- единый государственный реестр недвижимости
Единство содержания:
(ГКН+ЕГРП);
Единство в]
- выписка из Е
единый докум
содержащий
информацию
кадастрового 1
свидетельства
гос.регистращ
Рис. 2. Единая государственная система регистрации прав и кадастрового учета недвижимости
Исходя из приведенных положений формируются целевые показатели реализуемых планов и программ.
На наш взгляд, для Российской Федерации в целом основным проблемным моментом развития системы регистрации и учета недвижимого имущества является организация работы с заявителями. Сам процесс организации регистрации и учета недвижимости, разработка единой информационной системы и ЕГРН, переведение документооборота в электронный вид, организация комплексных кадастровых работ - все это мероприятия, почти целиком зависящие от Росреестра и органов различных уровней власти, а значит, в значительной степени ими контролируемые.
Основной упор в организации работы с заявителями делается на оказание услуг по учету и регистрации в электронном виде. Согласно контрольным показателям развития системы регистрации и учета недвижимого имущества, к 2018 г. в электронном виде должно предоставляться 70% услуг. На взгляд авторов статьи, данная цифра для Красноярского края, на данный момент не преодолевшего контрольный барьер в 15%, вряд ли достижима по ряду причин:
- информация на официальных сайтах Росреестра, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Многофункциональных центров по Российской Федерации и Красноярскому краю, портале государственных услуг Российской Федерации не всегда актуальна и местами противоречива;
- почти 70% услуг оказывается физическим лицам, 10% - юридическим лицам, остальные - органам власти и государственным организациям [8];
- при этом 24% населения Красноярского края - сельское, 18% - жители отдаленных районов, где интернет-связь недостаточно развита или отсутствует, 17% - старше 60 лет, а следовательно, очень низкий процент из них являются интернет-пользователями [9];
- для подачи документов на кадастровый учет и государственную регистрацию недвижимости в электронном виде необходима электронная цифровая подпись заявителя. И если у большинства юридических лиц есть такая, то процент физических лиц, имеющих ЭЦП, ничтожно мал. Существует возможность подать документы, используя электронную подпись нотариуса, однако это влечет дополнительные временные и материальные затраты для пользователей;
- вводимая в настоящее время возможность записи ЭЦП на универсальную электронную карту для рассматриваемого случая бесполезна, так как, чтобы использовать УЭК, нужен специальный считыватель, а для того, чтобы использовать ЭЦП в домашних условиях, она должна быть в форме USB-устройства;
- информация о получении и использовании электронной цифровой подписи физическими лицами слабо структурирована, на большинстве сайтов отсутствует информация о стоимости получения и обслуживания ЭЦП.
Работа с физическими лицами как с основными получателями не только услуг Росрее-стра, но и прочих государственных услуг должна вестись по 2 направлениям (финансирование возможно за счет бюджетов различного уровня в рамках реализующихся федеральных целевых программ).
1. Сделать электронную цифровую подпись доступной для физических лиц:
- обязать администрацию поисковых серверов при введении запроса «электронная цифровая подпись» обеспечить выведение в результатах поиска верхней строкой портала уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи -http: // e-trust. go suslugi. ru/;
- сделать информацию о стоимости предоставления и обслуживания электронной цифровой подписи доступной на сайтах аккредитованных организаций. Из 5 сайтов удостоверяющих центров, аккредитованных уполномоченным федеральным органом, информация о стоимости ЭЦП, в том числе для физических лиц, представлена только на одном [10];
- в ряде удостоверяющих центров, предоставляющих ЭЦП, ввести возможность не только заказа электронной подписи через сайт, но и получения USB-устройства в ЭЦП с доставкой на дом;
- организовать выдачу электронных цифровых подписей отдельным категориям граждан (например, ограниченным в передвижении лицам) за счет средств федерального или краевого бюджета.
2. В отдаленных районах (что особенно актуально для Красноярского края) развивать систему мобильных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. На данный момент мобильные МФЦ действуют в Канском, Иланском, Ачинском, Назаровском, Шарыповском районах, составлены графики их передвижения, выложенные на сайте МФЦ по Красноярскому краю [11]:
- расширить охват действия передвижных МФЦ, в том числе за счет средств их передвижения (в отдаленных районах возможно применение малой авиации);
- составлять графики работы таких центров по записи, организованной через поселковые администрации.
Данные мероприятия, позволят усовершенствовать процесс оказания государственных услуг физическим лицам, в том числе по учету и регистрации недвижимого имущества.
Большинство произведенных за последние годы изменений в процессах государственной регистрации и кадастрового учета объектов недвижимости следует оценить положительно. Объединение учета и регистрации в единую систему с наделением подразделений функциями друг друга, централизация кадастрового учета, возможность получения документов по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию, возможность предоставления услуг в электронном виде или через многофункциональные центры - все это приводит к оптимизации процессов учета и регистрации объектов недвижимости, снижению числа ошибок и влияния человеческого фактора, снижению затрат участников процесса управления недвижимым имуществом.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83009/.
2. Приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 «Об утверждении концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96650/d76697ce20bi9b961b78e709417077da331bfd50/.
3. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_139382/.
4. Doing Business 2015: Comparing Business Regulations for Domestic Firms in 189 Economies - Washington DC: International Bank for Reconstruction and Development, 2014 - 331 c.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153298/.
6. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 1414-р [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162191/.
7. Годовой отчет за 2014 год «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». - М. : Министерство финансов Российской Федерации, 2015. - 850 с.
8. Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2014 году. - Красноярск : Управление Росреестра по Красноярскому краю, 2015. - 163 с.
9. Распределение населения по возрастным группам [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. - Режим доступа: http://krasstat.-gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ krasstat/ru/statistics/population/.
10. Аккредитованные удостоверяющие центры [Электронный ресурс] // Портал уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи. - Режим доступа: http://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
11. Мобильные МФЦ [Электронный ресурс] // Официальный сайт КБГУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. - Режим доступа: http://24mfc.ru/?services=мобиль-ные-мфц.
Мамонтова Софья Анатольевна, кандидат экон. наук, доцент, Красноярский ГАУ, e-mail: [email protected]; Колпакова Ольга Павловна, кандидат с.-х. наук, доцент, Красноярский ГАУ, e-mail: [email protected].
SUMMARY
S.A. Mamontova, O.P. Kolpakova
Development of state unified system of legal and cadastral registration of real estate
The process of creation and development of stateunified system of legal and cadastral real estate registration is analyzed in the article. Legal documentson the concepts and programs aimed todevelop this systemare considered in chronological order. The main results of these programs are compared to the benchmarks of their implementation. In order to assess the degree of formation of unified legal and cadastral registration system in Krasnoyarsk region, somebenchmarks of the federal target program for 2015 are compared with their actual values for the investigated region. The targets of implemented plans and programs are identified: the main purpose and means of establishing a system of legal and cadastral registration, as well as the 3 criteria of its unity from the perspective of a systematic approach: the unity of the entrance, the unity of content and unity of the exit.The organization of work with the applicantsincluding the provision of registration servicesin electronic form is defined as maim problem of registration system development. The conditions that affect the degree of achievement of registration system benchmarks for Krasnoyarsk region are given. The basic directions of work with individuals as beneficiaries Rosreestr services and other public services that can improve the availability of unified legal and cadastral registration system are specified.
Keywords: state unified system of legal and cadastral registration, state registration of rights, cadastral registration.
Mamontova Sofya Anatolevna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Krasnoyarsk SAU, e-mail: [email protected]; Kolpakova Olga Pavlovna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Krasnoyarsk SAU, e-mail: [email protected].