Научная статья на тему 'Развитие двигательных способностей в младшем и среднем школьном возрасте'

Развитие двигательных способностей в младшем и среднем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКТИВНОСТЬ / ДВИЖЕНИЕ / DEVELOPMENT / MOTOR SKILLS / ACTIVITY / MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаков Владислав Юрьевич, Нуретдинова Аида Халитовна, Хомченко Валерий Сергеевич

Рассматривается развитие двигательных способностей на разных этапах (с детства до подросткового периода) взросления и становления человека. Раскрывается понятие двигательной способности, выделяются разновидности двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулаков Владислав Юрьевич, Нуретдинова Аида Халитовна, Хомченко Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Motor Abilities in Younger and Average School Age

This article takes up the development of moving abilities in different stages (from infancy until adolescence) of a person’s growing-up and formation. Here the concept of moving ability is revealed and variety of moving abilities is given.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательных способностей в младшем и среднем школьном возрасте»

Е

РБЫ ТББТ

УДК 796.2

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В. Ю. Кулаков, А. Х. Нуретдинова, В. С. Хомченко

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга, Россия

Рассматривается развитие двигательных способностей на разных этапах (с детства до подросткового периода) взросления и становления человека. Раскрывается понятие двигательной способности, выделяются разновидности двигательных способностей.

Ключевые слова: физическое развитие, двигательные способности, активность, движение.

Движение — это жизнь. С самого рождения человек стремится к максимальному движению и активности. Так, сначала мы учимся координировать движения рук и ног, держать голову на весу за счёт мышц шеи, учимся ползать, а потом и ходить. И чем больше мы движемся, тем больше понимаем возможности своего организма как постоянно развивающейся системы. К развитию двигательных способностей подходили уже с самых древних времён, изучая возрастные и морфологические особенности.

В современной науке существуют несколько терминов для подчёркивания физиологических способностей человека, а именно: «физические способности», «двигательные способности» и «физические качества». Эти понятия в определённом отношении совпадают, однако не тождественны. Для наиболее полного обозначения психофизиологического потенциала человека, на наш взгляд, должен использоваться такой термин, как «двигательные способности».

Двигательные способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

В. И. Лях утверждает: каждый человек имеет разный уровень развития и сочетания, «компонентов», называемых физическими качествами. На сегодняшний день используют термин не «физические качества», а «физические (двигатель-

ные) способности». Термины являются синонимами.

Выделяют как основные двигательные способности, так и специальные. К основным относят силовые, скоростные, координационные, выносливости и гибкости. Данное разнообразие не даёт точного и уверенного ответа на вопросы о том, как и когда развивать те или иные способности; как влияют наследственный фактор и окружающая среда.

На двигательные способности, с одной стороны, влияют среда, уровень жизни, климатические и экологические особенности, методика занятий и тренировок, материальное обеспечение, а с другой — «моторные» задатки, к которым относятся наследственные особенности [1].

В критические периоды жизни человеческий организм может проявлять особую психофизиологическую активность. Данные этапы играют важную роль в развитии организма. Например, из-за недостатка питания в период полового созревания организм не будет развит в должной степени. Именно поэтому надо с особой ответственностью подходить к развитию двигательных способностей в разные периоды жизни.

В лабораториях физического воспитания НИИ были проведены исследования об особенностях физиологии детей и подростков. Посредством анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:

- развитие способностей происходит гетеро-хронно;

В. Ю. Кулаков, А.Х. Нуретдинова, В. С. Хомченко

- прирост двигательной способности у мальчиков и девочек в одни и те же возрастные периоды разнится;

- у большинства детей младшего школьного возраста показатели двигательных способностей разные. Например, если ребёнок быстро реагирует на внезапные сигналы во время игры, то это не значит, что он сможет быстро пробежать короткую дистанцию;

- специальные тренировки одними и теми же методами, объёмом и интенсивностью дают различные результаты в разных возрастных периодах [2. С. 10].

Безусловно, физическая культура в школе имеет положительный результат, особенно если педагог в своей деятельности использует разные формы и методы обучения в разной возрастной категории. Также заметим, что эффективность развития конкретной двигательной способности зависит не только от методик педагогического процесса, но и от индивидуальных способностей. Так, например, если давать нагрузку на одну двигательную способность, то её наибольший прирост будет происходить в период ускоренного развития.

Вопросами развития двигательных способностей учёные занимаются давно. Ещё в начале ХХ в. этому был посвящён ряд исследований. В 1993 г. была разработана программа для учащихся школы, где были описаны пути развития двигательной активности учеников по разным возрастным категориям.

Поступила в редакцию 14 июня 2016 г.

1-4-е классы: это период для высокого развития координационных способностей, и особое внимание уделяется всестороннему развитию; должны развиваться согласованность движений, скорость, ритмичность и выносливость при умеренных нагрузках; контроль в данный период осуществляется для стимулирования к совершенству.

5-9-е классы: продолжается развитие основных двигательных функций; создаются предпосылки для углублённой работы в определённых видах спорта; происходит техническое и тактическое совершенствование; воспитание скорост-но-силовых способностей, выносливости и гибкости; формирование — что особенно важно — умений тренироваться самостоятельно.

Список литературы

1. Развитие двигательных способностей [Электронный ресурс] // Спортивный клуб единоборств Magma.- URL: http:// http://www.magma-team.ru/ biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/glava-2-5-razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei, (дата обращения 08.09.2016).

2. Дерябина, Г. И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : учеб.-метод. пособие / Г. И. Дерябина.- Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.

3. Иваненко, М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника / М. Иваненко // Дошк. воспитание.- 2007.- № 4.-С. 97-99.

Для цитирования: Кулаков, В. Ю. Развитие двигательных способностей в младшем и среднем школьном возрасте / В. Ю. Кулаков, А. Х. Нуретдинова, В. С. Хомченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 4.- С. 115-117.

Сведения об авторах

Кулаков Владислав Юрьевич—студент физико-математического факультета Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Елабуга, Россия. vladka2009@list.ru

Нуретдинова Аида Халитовна—студентка физико-математического факультета Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Елабуга, Россия. aidanuretdinova@mail.ru

Хомченко Валерий Сергеевич—студент физико-математического факультета Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Елабуга, Россия. valersheifer@mail.ru

116

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N№ 4

Развитие двигательных способностей в младшем и среднем школьном возрасте

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 4, pp. 115-117.

Development of Motor Abilities in Younger and Average School Age

V. Yu. Kulakov1, A. H. Nuretdinova2, V. S. Khomchenko3

Elabuzhsky Institute of Kazan (Volga) Federal University, Elabuga, Russia 1vladka2009@list. ru, 2aidanuretdinova@mail. ru, 3valersheifer@mail. ru

This article takes up the development of moving abilities in different stages (from infancy until adolescence) of a person's growing-up and formation. Here the concept of moving ability is revealed and variety of moving abilities is given.

Keywords: development, motor skills, activity, movement.

References

1. Razvitiye dvigatel'nyh sposobnostey [The Development of Motor Skills]. Sportivnyy klub edinoborstv Magma [The Sports Club of Single Combats Magma]. Available at: http://www.magma-team.ru/biblioteka/ biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/gla-va-2-5-razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei, accessed 08.09.2016. (In Russ.).

2. Deryabina G.I. Fiziologicheskiye osnovy razvitiya dvigatel'nyh kachestv [The Physiological Basis of Development of Motor Qualities]. Tambov, 2006. (In Russ.).

3. Ivanenko M. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye sotsial'no-lichnostnogo razvitiya doshkol'nika [Pedagogical Support of a Socially-personal Development of Preschool Children]. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education], 2007, no. 4, pp. 97-99. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.