Научная статья на тему 'Развитие двигательной активности при глухоте и слабослышании'

Развитие двигательной активности при глухоте и слабослышании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Deafness / Hearing Handicaps / physical education / motive recreation / handicapped person / invalid
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательной активности при глухоте и слабослышании»

N-БeЛYК. КЛИНИКАЛЫК ПРАКТИКАДАГЫ ЖАНЫ МЕДИЦИНАЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАР

РАЗДЕЛ 2. НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

НАЧАР УККАНДА ЖАНА ДYЛeЙ БОЛГОНДО КЫ1ЙМЫ1Л AКTИBДYYЛYГYH

eНYКTYРYY

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ГЛУХОТЕ И СЛАБОСЛЫШАНИИ

Джумадилова Д.Ш.1, Белов Г.В.2, Уметалиева Н.Э.3 Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта 1, НПО «Профилактическая медицина» 2, Минздрав КР2, Бишкек, Кыргызстан

Development in Motility in Patients with Deafness and Hearing Handicaps. Jumadylova J., Belov G., Umetalieva N. Bishkek, Kyrgyzstan

Key words: Deafness, Hearing Handicaps, physical education, motive recreation, handicapped person, invalid

Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в трудовую и общественную жизнь - важное направление многих программ в различных государствах, поставленных перед медиками, педагогами, психологами, инструкторами лечебной физической культуры [1, 2, 3]. Особую важность имеют развитие двигательной и социальной активности детей с ограниченными возможностями [4], здесь важно не упустить время естественно бурного роста организма в детском возрасте и преодолеть психологические барьеры, возникающие у детей инвалидов [5].

В последние годы технологии вовлечения лиц с ограниченными возможностями в двигательный и социальный процесс стали научно-обоснованными, достаточно разнообразными и эффективными [6], вплоть до организации парао-лимпийских игр. На последние параолимпийские игры в Пекин ездила довольно многочисленная группа из Кыргызстана, включающая специалистов спортивной медицины. Для преодоления психологического негативизма занятия лечебной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями предлагается в виде игр и двигательного отдыха [7]. Возникли новые направления в семействе спортивных наук - двигательная рекреация (ДР) и адаптивное физическое воспитание [8, 9].

Однако в курсе институтов физической куль-

туры и постдипломной подготовки спортивных медиков эти методики пока еще остаются не освещенными. Поэтому в данной работе мы поставили целью на примере детей с глухотой и слабослышаньем продемонстрировать методики двигательной рекреации и адаптивного физического воспитания.

Глухота это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко - у большинства глухих имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в том числе и некоторые звуки речи. Такое состояние расценивают как слабослышание или тугоухость.

Различают врожденную и приобретенную глухоту. Врожденная глухота может быть наследственной и вызванной заболеваниями в анто- или перинатальном периодах, а также приемом матерью ототоксических веществ во время беременности, резусконфликтом, родовой травмой. Встречаются семейные наследственные формы глухоты. Приобретенная глухота может вызываться некоторыми инфекционными или соматическими болезнями, заболеваниями или травмой уха, другими причинами. На почве острых и хронических средних отитов в связи с разрушением или анкилозом слуховых косточек, окклюзией окон лабиринта, проникновением в

лабиринт через мембрану круглого окна продуктов воспаления и токсинов может развиваться прогрессирующая кондуктивная тугоухость и нарушаться разборчивость речи [10].

Количество людей, страдающих умеренными, тяжелыми и глубокими нарушениями слуха в мире достигает 42 млн. При массовом обследовании населения в США выявлено 1,25% лиц с врожденной наследственной глухотой, в Англии - 4%, в Дании - 6%. Среди лиц, у которых глухота возникла в антенатальном периоде, в 84,4% случаев она была наследственной, причем по рецессивному признаку наследовалась в 68% случаев, а по доминантному - в 32%. Врожденная глухота встречается значительно реже приобретенной. Неполная или полная глухота, связанная с врожденными уродствами, обычно не имеет динамики и выявляется с раннего детства.

Анализируя статистические данные Минздрава КР за последние 10 лет Н.Э. Уметалиева, 2007, отмечает увеличение распространенности болезней уха по г. Бишкек, в том числе значительный рост заболеваемости глухотой по г. Бишкек у детей до 14 лет [11].

Темпы физического развития ребенка и его вхождения в общество зависят от уровня поражения слухового аппарата и причин потери слуха. Нередко поражение слухового аппарата сочетается с вестибулярными нарушениями [12]. При наследственной глухоте вестибулярный аппарат функционирует нормально, тогда как при глухоте вызванной ототоксическими препаратами и воспалением он значительно повреждается. При этом беспокоят головокружения, приступы тошноты и рвоты, нарушения равновесия. Дети и взрослые не выносят езды на транспорте, отказываются от катания на качелях и карусели.

Потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием, дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), задержкой моторного развития. Слабослышащие дети имеют сопутствующие заболевания, в том числе у половины из них - по 2-3 заболевания.

Нарушение механики дыхательного акта отмечается в среднем у 50% детей школьного возраста: снижение жизненной емкости легких и уменьшение экскурсии грудной клетки, что в данном случае взаимосвязано с отсутствием речевого дыхания. При глухоте, особенно у детей младшего школьного возраста, отмечается большая утомляемость, меньшая устойчивость внимания, меньший объем кратковременной памяти, более трудное вхождение в учебный процесс. Был определен ряд функциональный нарушений при глухоте: недостаточно точная координация и неуверенность движений; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития пространственной ориентировки; замедленное овладение двигательными

навыками; удлинение времени двигательной реакции и реакции по выбору; снижение становой силы; отставание в прыгучести; нерациональное распределение физических усилий; низкий темп движений; ухудшение двигательной памяти [13].

При глухоте нарастает детренированность организма.

Аномалии развития неблагоприятно отражаются на ряде функций недефектных анализаторов, показателях физического развития и умственной работоспособности.

В качестве самых важных побудительных причин, способствующих занятию физкультурой и спортом, при статистических исследованиях среди людей с дефектами слуха более чем в 80% случаев отмечены: желание добиться признания окружающих, поднять свой авторитет; желание стать социально активным; спорт помогает решать жизненные и бытовые проблемы; спорт помогает познать радость, сохранить круг человеческого общения; спорт помогает испытать свои силы, проверить свои возможности, добиться высших спортивных достижений.

Основными причинами, мешающим людям с дефектами слуха активно использовать физическую культуру и спорт, по их мнению, являются: нежелание казаться смешными; скептическое отношение к занятиям спортом родственников, близких, знакомых; отрицательное отношение к занятиям руководителей организации, где работает данный спортсмен; недостаточная компетентность врачей в вопросах физкультуры и спорта.

ДР людей с дефектами слуха преследует воспитательные, коррекционные и оздоровительные цели. Специфическими задачами при глухоте является развитие: вестибулярной функции, в том числе пространственной ориентировки; рационального распределения физических усилий; скорости двигательных реакций и реакции по выбору; произвольного управления темпом движений; координации движений; сила (в том числе становой); двигательной памяти.

Наиболее успешно эти задачи решаются такими средствами, как общеразвивающие физические упражнения; циклические движения (ходьба, бег); дыхательные упражнения; упражнения, развивающие координацию; танцевально-ритмические упражнения; подвижные игры; виды спорта, развивающие ориентирование в пространстве.

В начале занятий выясняются интересы и предпочтения ученика (спортсмена) в области физической деятельности. В этом значительно помогает опрос (беседа, анкетирование, беседа с родственниками) и вдумчивое наблюдение. Следующим этапом является изучение медицинской документации: наличие противопоказаний и индивидуальных рекомендаций, после чего проводится оценка уровня развития физических качеств. С учетом функциональных особенностей

при данной нозологии особое внимание следует уделять исследованию быстроты, координации и способности формировать пространственно-временные связи. Для этого используют общепринятые тесты. Уровень развития кинестетического анализатора определяют по точности воспроизведения движений заданной амплитуды. Устанавливают уровень точности целевого движения, точность дифференцирования больших и малых мышечных усилий.

С учетом рассмотренных ранее физиологических особенностей, имеющих место при выраженных дефектах слуха процесс физического воспитания на первом этапе должен предусматривать целенаправленное формирование достаточного объема кинестетических компонентов и правильных временных структур двигательного образа. Коррекция двигательной сферы осуществляется путем формирования новых и укрепления существующих зрительно-кинестетических связей.

Особенностью ДР людей с дефектами слуха является то, что все задачи требуют тщательной предварительной разработки наглядных понятийных сообщений в наиболее рациональной форме. Целесообразно максимально широкое использование арсенала зрительных образов.

Преподавателю, работающему со слабослышащими спортсменами-адаптантами, важно знать особенности способов общения при данной нозологии: устный метод - чтения губ; жестикуляция - язык жестов; сочетание устного метода и языка жестов.

Для успешной работы со спортсменами, имеющими нарушение слуха, тренеру необходимо: хорошо знать причину, приведшую к потере слуха, физиологические особенности, особенности физического развития и двигательных качеств каждого спортсмена; тщательно ознакомить обучаемых с правилами безопасности; владеть хотя бы элементами языка жестов; активно пользоваться наглядными пособиями; общаться с обучаемыми таким образом, чтобы им было хорошо видно лицо и губы преподавателя; при объяснении нового задания преподаватель должен смотреть в глаза ученикам; во время словесного объяснения помнить о выразительности своей артикуляции (говорить медленно и ясно), дополнять речь соответственными выражениями лица и жестикуляцией и не отвлекать внимания учеников мимикой и жестами, не относящимися к объясняемому вопросу; если, преподаватель не уверен в достаточном понимании вопроса обучаемыми, он должен попросить их повторить сказанное им; дважды, чтобы убедиться в достаточном понимании обучаемым рассматриваемого вопроса; дополнять устные команды кастами; организовать взаимопомощь между обучаемыми; обучить своих помощников вышеперечисленным методам; использовать перерывы через каждые 15 мин; в закрытых помещениях обеспечивать

максимальную освещенность; в качестве сигналов можно использовать свет или яркие флажки; подбирать игры с простыми правилами; использовать как можно больше наглядных демонстраций с участием других обучаемых; избегать устных подсказок во время игры, при необходимости следует остановить игру и все объяснить всем игрокам; своевременно правильно распознавать мимические выражения эмоции спортсменов с дефектами слуха, которые достаточно четко отражают их отношение к организуемой тренером деятельности, компенсируя этим вербальные недостатки.

В настоящее время используют принципы адаптации физической нагрузки для детей с потерей слуха:

1. Использование остаточного слуха и других сенсорных систем.

2. Использование слуховых аппаратов и забота о них в тех видах спорта, где аппарат может пострадать (плавание и т.п.).

3. Во время проведения лекций: избегание излишнего шума; избегание плохой освещенности; выбор хорошо освещенных участков помещения и обращение лицом к обучаемым.

4. Специальные учебные методы: разработка специальной системы общения с обучаемыми; при наличии проблем с вестибулярным аппаратом избегание занятии гимнастикой, особенно прыжков на батуте; в бассейне отказ от прыжков в воду; при плавании периодическое напоминание обучаемым держать голову над водой во избежание ушных заболеваний.

5. Обеспечение как можно большей возможности для аудиовизуальных комментариев.

В основе всех двигательных действий лежит дыхание, которому следует уделять соответственное внимание. Даже при регулярных занятиях спортом отдельные функции дыхания у глухих, такие, как резервный объем выдоха, коэффициент использования кислорода в легких, не восстанавливаются, в связи, с чем при глухоте необходима дыхательная гимнастика.

Цель дыхательных упражнений - произвольное управление характером и продолжительностью дыхательного цикла, воспитание навыка рационального дыхания.

Основными задачами дыхательной гимнастики являются: выработка правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот, при этом выдох длиннее вдоха; восстановление уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата; перевод поверхностного дыхания в глубокое; активизация тканевого обмена; обучение самостоятельному управлению своим дыхательным аппаратом, в том числе обучение удлиненному выдоху.

Для этого используются специальные упражне-

ния из лечебной физкультуры: обучение дыханию через нос; упражнения на расслабление мышц лица, шеи, пояса верхних конечностей, грудной клетки, живота, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; диафрагмальное дыхание; упражнения для укрепления мышц брюшного пресса; самомассаж.

Упражнения для развития дыхания через нос: разогреть руки трением ладоней одна о другую. Теплыми пальцами погладить по спинке носа от кончика к переносице. От переносицы к кончику носа спуститься по бокам носа; наморщить нос и при этом сделать 7-8 вдохов-выдохов; раздуть крылья носа - вдоха, сжать их - выдох;- поплескать средними пальцами по ноздрям (или сделать круговые массажные движения) и сделать полный выдох. Погладить спинку носа вверх - вдох. Закрыв левую ноздрю, подышать правой. Закрыв правую - левой. По 20-30 раз. Каждый выдох дольше вдоха. Попеременно закрывая ноздри, вдыхать через правую, выдыхать через левую. После 20-30 вдохов-выдохов поменять ноздри вдох через левую, выдох через правую.

Общие дыхательные упражнения

Исходное положение - стоя в наклоне вперед, касаясь пальцами рук пола. В этой позе подышать поверхностным дыханием (вдох через нос, выдох ртом). Упражнение делается один раз до чувства утомления.

Исходное положение- стоя лицом к стене, вытянутые прямые руки упираются ладонями о стену. Ноги на ширине плеч. Вдох. На выдох согнуть руки и, наклонив прямой корпус вперед, коснуться лбом стены. После выдоха задержать дыхание. Вдох - медленное возвращение в исходное положение. Задержать дыхание на вдохе.

Выполняется в любой удобной позе. Вдох - на счет от 1 до 4, выдох на этот же счет. После выдоха задержать дыхание также на счет от 1 до 4, В этом упражнении нужна ежедневная тренировка по 10-15 минут. Постепенно, без напряжения увеличивается счет: вдох, выдох, задержка дыхания - 6,8,10...20.

Эффективность дыхательных упражнений повышается, если их сочетать с массажем воротниковой области (мышц надплечья), межреберных и брюшных мышц. При их выполнении обязательно соблюдение правильной осанки. Упражнения не должны вызывать чувство нехватки воздуха или чувства утомления, которое может проявляться неприятными ощущениями в области сердца.

На втором этапе дыхательные упражнения усложняются сочетанием со специальными гимнастическими упражнениями для туловища (наклонами, поворотами и вращениями туловища), с движением рук (опускание и приведение) и ног (сгибание и подтягивание их к туловищу), упражнениями с мячами, гимнастическими палками и т п

Можно обратиться и к арсеналу авторских дыхательных гимнастик: «Методике волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко», «Гимнастике вдоха Стрелъниковой», «Методике нижнебрюшного дыхания Злобина», «Глубинному диафрагмальному дыханию Немзера».

Имеется зависимость между степенью вестибулярной устойчивости и двигательной функции человека. Раздражение вестибулярного аппарата вращательными движениями связано с точностью и координацией движения. Отмечают следующую последовательность ухудшений реакций на вращательную нагрузку вокруг различных осей: в первую очередь по вертикальной (продольной) оси, затем по сагиттальной, и в последнюю очередь - по фронтальной.

Функция вестибулярного аппарата поддается тренировке. Вестибулярная тренировка, направленная на ускорение компенсации лабиринтных расстройств, ведет к развитию чувства равновесия и координационных способностей.

Практически у всех детей школьного возраста выявляются разной степени выраженности нарушения развития кинестезии. Основу тренировки вестибулярного аппарата, должны составлять физические упражнения, подавляющие тонические рефлексы (за счет ускорения компенсации лабиринтных расстройств) и вегетативные рефлексы, а также выработка чувства равновесия и навыка точных координированных движений в невыгодных для вестибулярной функции условиях. Напомним, что тренировка вестибулярного аппарата способствует также формированию правильной осанки и закаливанию. Тренировку вестибулярной системы обязательно проводить под контролем состояния вегетативных функций, обращая внимание на цвет кожных покровов, потоотделение, пульс, артериальное давление. В процессе тренировки рекомендуется периодически спрашивать занимающихся об их самочувствии. При появлении явных признаков укачивания (головокружение, тошнота, нежелание в дальнейшем выполнять упражнения) на последующих занятиях необходимо снизить нагрузку. Тренировочный эффект сохраняется в течение нескольких месяцев, после чего, функциональное состояние вестибулярного аппарата возвращается на близкий к исходному уровню. В связи с этим в занятиях необходима систематичность.

Был сформулирован ряд принципов вестибулярной тренировки, в которые помимо индивидуализации, всесторонности, специфичности, оптимальной частоты тренировок, разнообразия применяемых средств, постепенного увеличения нагрузки и эмоциональной привлекательности тренировочных занятий, входят также: применение ее в раннем возрасте; использование максимальных нагрузок и систематическое поддержание достигнутого эффекта.

Тренировка вестибулярного аппарата обычно

продолжается 2-3 месяца. Нагрузка увеличивается в основном за счет объема и в меньшей степени за счет увеличения темпа выполнения упражнений по мере усвоения ритма движений. Нагрузка увеличивается последовательно на каждом занятии путем выполнения заданий с нарастающей трудностью и от занятия к занятию. Вначале выполняется нагрузка в том направлении, к вращению в котором обучаемый обнаружил наиболее благоприятные вестибулярные реакции.

Последовательность нагрузок следующая: при продольной оси вращения направление вращения: I) налево, 2) направо. При сагиттальной оси вращения: I) влево, 2) вправо. При фронтальной оси вращения: I) вперед, 2) назад.

Целесообразным считается волнообразное повышение нагрузок с уменьшением объема или интенсивности через каждые 3-4 недели занятий и последующим ее увеличением.

С целью вестибулярной тренировки применяются: быстрые наклоны головы ж туловища; вращение вокруг вертикальной оси тела; фиксация статических положений после вращательных движений; ходьба и бег с внезапными ускорениями и резкими остановками с последующей переменой положения тела или изменением направления движения; танцевальные шаги и прыжки в движении с поворотами налево и направо на 180-360°; повороты махом и переступанием на 180-360°; повороты туловища в стороны в наклоне вперед; подскоки и перемещения на одной ноге; прыжки на одной и двух ногах на месте или в продвижении с поворотами налево и направо на 180-360°; быстрые приведения или переходы из основной стойки в упор присев и обратно; танцевальные шаги галопа; польки, мазурки в различных направлениях; поза "ласточка"; жонглирование предметами в неустойчивой позе; перетягивание партнера в относительно неустойчивой стойке и др., кувырки и повороты в различных направлениях с точным выходом в заданное положение тела; кувырки в сочетаниях с прыжками с поворотами; плавание с элементами угловых ускорений.

Развивают координацию катание на коньках и роликах. Большой тренировочный эффект оказывает раскачивание и вращение на качелях и каруселях. Хороший тренировочный эффект дает использование спортивных игр с быстрым перемещениями, резкими остановками, поворотами, и прыжками. Под координационными способностями подразумевается адекватность, точность, своевременность, целесообразность, экономичность и находчивость двигательных действий. В большой мере этому помогают упражнения, развивающие вестибулярную функцию.

Методами развития координационных способностей являются: внесение регламентирующих изменений как в упражнения в целом, так и в их отдельные параметры; смена исходного положе-

ния; смена способа выполнения упражнения (внесение новых элементов, изменение сочетаний привычных движений, создание более сложных комбинаций); изменение временных параметров упражнения (скорости, темпа); зеркальное выполнение упражнения,

Одним из важнейших условий в выполнении движений на точность считается исключение отрицательных мышечно-суставных "наводок" от проксимальных звеньев кинестетических цепей к рабочим дистальным. Для повышения точности рекомендуется создание "твердых" опор. Например, при выполнении броска мяча в корзину такими опорами будут: сгибание стопы и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах (нижняя опора), фиксация грудной клетки задержкой дыхания на вдохе (центральная опора) и неподвижность плечевого пояса (верхняя опора).

Литература

1. Разумов А.Н., Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. Изд-во «Вуз и школа», Москва, 2002, 168 с.

2. Концепция развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республики на период до 2010 года. Бишкек, 2005. /Разработчики В.Л. Ким, К. У. Мамбеталиев, К.М. Алмакучуков. 12 с.

3. Бондарь В.И. Реабилитация детей-инвалидов - общегосударственная проблема // Вопросы курортологии, физиотерапии и физ. лечеб. культуры. -1996. №2. С.44-46.

4. Камаев И.А., Позднякова М.А. Детская инвалидность (проблемы и пути решения).- Ниж. Новогород: издательство НГМА, 1999. - С.9-14.

5. Морозова Н.Г. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста. - М.,: Педагогика, 1984.

6. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие / Разр. О.Э.Аксенова, С.П. Евсеев. -М.: Советский спорт, 2005. - 296с.

7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.

8. ОзалинаЕ.В., ДмитриевВ.С., РубцоваН.О. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук // Теория и практика физической культуры. 1999. - №5. - С.21-26.

9. Auxter D., Ryfer J., Heutting C. Principles and methods of adapted physical education and recreation (8th ed)/ ST/ Louis: Times Miror /Mosby. - 1998.

10. Тарасов Д.И., Тарасова Г.Д. Причины приобретенной детской тугоухости //Российский вестник перинато-логии и педиатрии. -1998.- №6. -С.23-26.

11. Уметалиева Н.Э. Показатели распространенности и заболеваемости глухотой среди жителей г. Бишкек // Медицина Кыргызстана. 2007.-№2. С.65-68.

12. Комаров Ю.Н. Психологические особенности регуляции двигательных действий у глухих: Автореф. дисс. психол. наук. 19.00.10. М., 1980.

13. Сапожников Я.М., Богомольский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. - М., 2001. - с.169-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.