Научная статья на тему 'Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни'

Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1014
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вадковская Н. Н.

Life quality is not only material welfare. Work connected with the opportunity of creativity and revealing personality's abilities forms conditions for realization of spiritual needs and life quality increase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of spiritual needs is a condition of life quality increase

Life quality is not only material welfare. Work connected with the opportunity of creativity and revealing personality's abilities forms conditions for realization of spiritual needs and life quality increase.

Текст научной работы на тему «Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни»

сифицировать персонал по степени их нравственной надежности. Они обладают необходимой чувствительностью к содержанию самосознания и правильно указывают на тенденции в поведении сотрудника.

Эти критерии будут дополнены другими, которые мы ожидаем получить после обработки результатов тестирования сотрудников. Полученные результаты позволят воссоздать более точный психический образ нравственного самосознания и, таким образом, дать более точную оценку личности. Но при всех неожиданностях научного поиска мы придерживаемся методологического положения С. Л. Рубинштейна, что «полноценным по отношению к другим людям может быть только человек с полноценным отношением ко всему в бытии, что является координатами, по которым, собственно, определяется человек» [1, с. 363].

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.

2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.; Воронеж, 1999.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Брушлинский А.В Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды. 2-е изд., испр. М., 2003. (Сер. «Психологи Отечества»).

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Поступила в редакцию 15.05.2007 г.

РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Н.Н. Вадковская

Vadkovskaya N.N. Development of spiritual needs is a condition of life quality increase. Life quality is not only material welfare. Work connected with the opportunity of creativity and revealing personality’s abilities forms conditions for realization of spiritual needs and life quality increase.

Возникновение понятия и концепции «качество жизни» было обусловлено рядом тенденций, наметившихся в современном обществе во второй половине ХХ в. Происходит постепенное понимание того факта, что экономический рост, ранее считавшийся единственным показателем благополучия, в действительности не может считаться достаточным условием улучшения качества жизни. Политические реформы и трудности в трансформации общественного устройства вызвали ощущение неопределенности, нестабильности условий существования, привели к физическому и духовному опустошению людей. Цивилизованный мир осознал, что человек-робот, человек униженный не способен быть созидателем собственной жизни и творчески формировать позитивные

общественные отношения. Необходимо обратиться к человеку как к личности, как самосовершенствующейся системе, способной вывести страну на путь устойчивого гармоничного развития и процветания (В .П. Бабинцев, И. А. Гундаров, П. Друкер, Н.В. Егорова, Г.М. Зараковский, В.А. Копнов, Ю. Крупнов, Н. Михайлова, Р. Мэй, Дж. Равен, К. Роджерс, Л. Федорова и др.). Именно с повышением качества жизни исследователи связывают возможность возрождения российского государства.

П. Друкер, повторяя, что человек есть главная ценность, подчеркивает, что имеются в виду не просто трудовые, физические усилия работника, но более важное - интеллектуальные усилия, готовность к сотрудничеству и творческие способности. Эффектив-

ность форм организации деятельности, достижение успеха напрямую зависят от возможности самореализации личности и удовлетворенности ее своим качеством жизни.

Другой тенденцией, стимулирующей развитие концепции качества жизни, является стремление научного общества преодолеть парциальный подход к изучению данного феномена и найти общие, интегральные характеристики в его определении.

Все это говорит об исключительной значимости изучения проблемы качества жизни, вместе с тем как объект психологического (акмеологического) исследования, включающего проблему удовлетворенности своим жизненным путем, развитием личностного и профессионального потенциала, самореализацией, практически не изучена.

До середины 60-х гг. за меру качества жизни принималось материальное богатство, однако позднее стало очевидно, что неограниченное потребление и экономический рост не могут в полной мере охарактеризовать качество жизни человека. В середине 70-х гг. под влиянием двух направлений исследований - «глобального моделирования» и

«субъективного качества жизни», качество жизни начинают связывать с индивидуальным благополучием людей, оценками удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.

Важную роль в становлении концепции «качества жизни» сыграли труды американского психолога А. Маслоу. Цель жизни любого здорового человека, по мнению А. Маслоу, - развитие собственной личности, актуализация заложенных в ней способностей, а движущей силой является потребность в самоактуализации. Психологический рост рассматривается в теории А. Маслоу как последовательное удовлетворение и обогащение потребностей от «низших» (физиологических) до уровня «высоких», духовных.

Самоактуализирующийся человек ощущает себя ответственным и заслуживающим доверия, более решительным и целеустремленным, дружелюбным, самодостаточным, творческим, - в большинстве своем он думает о благе других людей, своих родных и друзей, всего человечества. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге приводит человека к субъективному желанному состоянию счастья, богатства внутренней

жизни, оно служит его росту и развитию. Для развитой личности собственное развитие является высшей потребностью [1].

Эту же идею развивает Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть». Автор подчеркивает, что стремление быть личностью (модус бытия) в противовес бездуховному способу существования (модус обладания характеризует человека с низким уровнем самосознания, который отождествляет себя с тем, что у него имеется) означает подлинную жизнь человека, сущность которой состоит в тех положительных изменениях в личности других людей, которые производит деятельность индивида или его участие в совместной деятельности. Модель любого общества должна строиться в соответствии с потребностями ориентированного на бытие человека [2].

Отечественные научные исследования того времени главным образом касались проблемы образа жизни. Характерным было рассматривать понятие «качество жизни» как «качественную сторону образа жизни» (М.Н. Руткевич, Л.И. Абалкин, В.Г. Алексеева, В.С. Вишневский, И.В. Бестужев-Лада, С.И. Попов, А.С. Тодоров).

В дальнейшем появились работы о соотношении понятий «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни» (А.В. Баранова, В.А. Хащенко), а также взаимосвязь понятий «качество жизни» и «уровень жизни» (В.Н. Бобков, В.И. Гурьев,

Н.П. Кузнецова, В.Ф. Майер, ПС. Маслов-ский-Мстиславский, М.А. Можина, В.Я. Рай-цин, В.М. Рутгайзер). Подчеркнем, что последнему, по мнению большинства ученых, соответствует значительно узкий и определенный круг количественных показателей (размер дохода, метры жилья, величина прожиточного минимума и др.), в то время как под «качеством жизни» в широком смысле понимается степень удовлетворения людей своей жизнью с точки зрения реализации своих потребностей и интересов.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, явилась поворотным моментом во взглядах общества на проблему качества жизни. Результатом конференции стало принятие декларации, основной принцип которой гласил: «Забота о людях должна занимать центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития» [3]. Поло-

жение о том, что развитие не может сводиться только лишь к увеличению материального благосостояния, стало принципиальным для концепции человеческого развития.

Специалисты ВНИИТЭ (Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики) подчеркивают, что идея роста качества жизни должна рассматриваться в качестве общенациональной идеи, а приближение качества жизни россиян к параметрам, достигнутым развитыми странами, - важнейшей задачей государственной политики [4].

Несмотря на всю важность изучения проблемы качества жизни, до сих пор не разработан единый, общепризнанный набор индикаторов для ее оценки. На современном этапе исследований в оценку качества жизни включается довольно широкий спектр индикаторов, использование которых зачастую не обосновано и не может отражать те явления, которые характеризуют качество жизни людей.

Не существует единства и в определении понятия и системе подходов к категории «качество жизни». Существующие на сегодняшний день концептуальные интерпретации можно разделить на три основных направления:

1) объективные подходы определяют качество жизни как качество социальной и физической окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности;

2) субъективные подходы сосредоточились на рассмотрении ценностных установок и переживаний. Элементами структуры качества жизни являются самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье;

3) интегральный подход предполагает рассмотрение объективных и субъективных показателей как равнозначных. При этом остается открытым вопрос о вычислении интегральной оценки, т. е. о построении индекса, который объединил бы в себе объективную и субъективную оценки. Однако такие исследования тормозятся недостаточной разработанностью аппарата исследования качества жизни.

Тем не менее, с 1990 г. по настоящее время в качестве критерия оценки качества жизни используется так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН в глобальных докладах

о человеческом развитии [5]. ИРЧП измеряет средний уровень достижений страны в трех важнейших элементах развития человеческого потенциала:

1) долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой при рождении продолжительности жизни;

2) знаниях, измеряемых уровнем грамотности взрослого населения и валовым коэффициентом поступивших в учебные заведения;

3) достойном уровне жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения.

Рассмотрев предложенный список индикаторов, можно заметить, что каждый из этих показателей характеризует все тот же уровень жизни. Поэтому предлагаемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) не может считаться универсальным показателем, а представляет собой скорее средство измерения имеющихся возможностей мировых государств в трех измерениях: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный ВВП.

По мнению русского философа И.А. Ильина, качество - это не столько экономическая, сколько социально-нравственная категория. В повседневной жизни она работает как нравственный ориентир добросовестного труда и обустроенного быта. Необходимо с детства воспитывать в человеке уважение к людям, к чужому труду, выращивать любовь к хорошо сделанной работе. Тогда духовно приобретенное качество наполняется не только положительным индивидуальным, но и общественным смыслом, что является обретением пути истинного смысла жизни [6]. Но это вопрос традиций и поколений, связь которых, к большому сожалению, в последние годы оказалась разорванной.

Россия сегодня как никогда нуждается в развитии, возрождении духовности и материального благополучия народа. А возрождение духовности начинается с внимания к человеку, который находится рядом, с создания условий, способствующих максимальному развитию личности, раскрытию человеком своего личностного потенциала и, как следствие, самореализации.

Духовность, духовные потребности - это та внутренняя опора человеческого бытия, благодаря которой личность обретает определенность, осмысленность своего самооп-

ределения и самореализации в окружающей действительности. Духовность представляет собой некий свод моральных и нравственных норм, которые продиктованы культурой, осознанные и принятые человеком в качестве регуляторов поведения.

Духовность всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, корысти. Чем больше социально-полезного делает и оставляет человек в этой жизни, тем дольше он как носитель и творческий источник созданного остается в памяти и делах поколений. Это есть процесс совершенствования человека, который можно рассматривать как внутренний стержень духовности [7]. Важнейшим же рычагом является творческий труд.

Результаты проведенных исследований показывают, что для большинства людей представления о качестве жизни неотделимы от духовных аспектов нашей жизни. Приведем примеры некоторых высказываний: «Есть такой фактор качественной жизни -личный оптимизм, стремление привнести в жизнь, свою и своих близких, а также - других людей - что-то положительное. Что можешь конкретно ты, на что тебя Бог создавал»; «Качество жизни - это мироощущение и осознание комфортности своих с миром взаимоотношений. Зачастую это упирается в материальную сторону, хотя важна и моральная составляющая. Ведь с кучей баксов тебе все равно некомфортно в стране, где с тобой не считаются...»; «...Это стремление человека к самосовершенствованию во всех сферах»; «. Золотой миллиард, страны

третьего мира, платное образование и его качество - куда ни кинь взгляд, всюду видишь расслоение, и такое ощущение, что соотношение 20 % элиты и 80 % рабов или обслуги. Реклама, фильмы и книги для рабов -молодежи нечего этому противопоставить. Может быть, надежда на семью, но... нужны какие-то формы объединения!»; «Пока не сложишь слово СЧАСТЬЕ, качественной жизни не получишь...» [8].

Проведенные нами опросы, в которых приняли участие работающие граждане в возрасте от 20 до 64 лет, имеющие среднеспециальное и высшее образование (всего 121 человек) показывают, что желания людей не могут быть полностью оценены в деньгах. Гораздо важнее применять и разви-

вать свои способности, получая от этого удовлетворение и материальное вознаграждение. В представлении респондентов «хорошая работа» - это работа,

- обеспечивающая пристойную заработную плату - 38 %;

интересная, творческая работа-24,79 %;

- позволяющая реализовать свой потенциал и самосовершенствоваться - 8,26 %;

- создающая благоприятные отношения в коллективе - 4,96 %;

- предоставляющая возможность самостоятельно принимать решения - 4,13 %;

- позволяющая повысить свой социальный статус в результате продвижении по карьерной лестнице - 4,13 %.

Данные результаты, по нашему мнению, свидетельствуют о желании людей развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение.

В пользу этого предположения говорит и тот факт, что «знание того, что его работу ценят, и она приносит пользу» мотивировало бы работу 37,19 % опрошенных, в то время как лишь «увеличение заработной платы» -28 %, «перспектива карьерного роста» -9,1 %. Желание людей «самореализовать себя в профессии» и в жизни находит отражение в ответах 63,6 % - они готовы ради творческой интересной работы в хорошем коллективе несколько лет жить на маленькую заплату, чтобы достичь карьерного и личностного роста в дальнейшем. И только 36,4 % выбрали бы большую зарплату в ущерб «хорошей работе». Для людей болезненна не малая сумма заработка, а осознание унизительности этой суммы. Так, 48,8 % опрошенных получают зарплату менее 5000 руб. в месяц, 38,8 % - от 5000 до 10000 руб. При этом 42,1 % испытуемых уверены, что улучшение качества жизни в их собственных руках; для 18,2 % качество жизни зависит от материальной обеспеченности, для 14 % - от проводимой органами власти политики; от здоровья (для 13,2 %), от отношений в семье (для 9,9 %), от отношений в коллективе (для

0,82 %).

Таким образом, качество жизни в общественном представлении не сводится лишь к увеличению материального благосостояния. Гораздо важнее для людей осознание своей ценности как человеческого существа, как

хорошего работника, замечательного друга и семьянина, как человека, приносящего пользу обществу. Стремление к самореализации, раскрытию своих способностей и возможностей, творческому самовыражению является неотъемлемой, а скорее даже главной составляющей концепции «качество жизни».

С точки зрения качества жизни, нас интересует, в первую очередь, развитие личности, возможность реализации ею своих способностей и стремлений. Сущность процесса акмеологического развития личности состоит в формировании и самодвижении духовных потребностей.

Опираясь на основные фундаментальные положения акмеологии, мы рассматриваем КЖ как меру реализации духовных потребностей человека, а также степень удовлетворенности им этой реализацией.

Духовные потребности вырастают из хорошей работы, которая дает чувство собственного достоинства, возникающего как следствие профессионализма.

Способность к развитию и мотивирование персонала - одна из важнейших задач руководителя. Психологический механизм формирования мотивации к труду состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность извлекать из своей работы максимум положительных эмоций посредством удовлетворения не одной (напр., зарплата), а всего набора потребностей от низших, базовых (потребность в безопасности, гедонистическая, потребность в самоутверждении), до уровня духовных (потребность быть личностью, нравственная и эстетическая, смысла жизни, в подготовленности и преодолении, в творческом труде (самореализации)). Только от хорошей работы рождается в человеке особое свойство, названное С.Б. Кавериным «высокой мотивацией». Высокая мотивированность проявляется в виде ответственности, творчества, инициативности и готовности к сверхусилиям, в преданности интересам организации и гордости за свою работу [9]. Работа становится не только средством зарабатывания денег, а главное, способом проявления таланта и потенциала работника, средством повышения его качества жизни.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что качество жизни не ограничивается достижением лишь материального благосостояния. Главным об-

разом, это внутренний комфорт человека, состояние удовлетворенности собственным жизненным путем и мерой реализации духовных потребностей, а также степенью самореализации в профессиональной сфере.

Чтобы создать высокую мотивацию, нужно превратить работу из занятия по производству продукции в занятие по реализации потребностей работника. Первое - необходимо знать и учитывать весь набор потребностей, второе - организовать трудовое взаимодействие так, чтобы работа наилучшим образом удовлетворяла эти потребности.

Потребности, которые должны быть реализованы в процессе трудовой деятельности [9]: потребность в самоутверждении и обретении высокого социального статуса; потребность в общении; потребность в познании человеческих отношений, свойств материалов и самопознании; потребность в самовыражении, характеризующей оригинальность, своеобразие и неповторимость личности; потребность быть личностью, проявляющаяся в желании внести значительный вклад в общее дело фирмы; нравственная и эстетическая потребности; потребность смысла жизни, желание быть удовлетворенным выбранным путем; потребность в преодолении и потребность в подготовленности как основания карьерного роста личности.

Достаточно полная реализация каждой из этих потребностей дает в сумме качественно новое явление-потребность в творчестве, творческом труде, что и составляет основу высокой мотивации.

Ключевым понятием для формирования мотивации является сотрудничество. Совместная деятельность в организации должна строиться таким образом, чтобы каждый участник процесса был наделен определенными полномочиями. Ответственность за результат возникает тогда, когда человеку доверена возможность самостоятельно принимать решения и быть за что-то единолично ответственным. Чтобы человек стал ответственным, он должен стать самостоятельным. А это и говорит о возникновении «высокой мотивации» и о становлении человека на путь самосовершенствования и самореализации.

В результате в команде делегируются полномочия, функциональные структуры выступают в роли консультантов, а менеджер занимается подготовкой бюджета и ко-

ординацией работ всех команд. Кроме того, стратегической задачей менеджмента остается непрерывное совершенствование всех аспектов деятельности.

Методика и средства реализации каждой отдельной потребности могут различаться в зависимости от конкретных особенностей производства и специфики отношений руководящий - работающий. Но неизменными остаются: 1. благоприятные условия труда;

2. пристойная зарплата; 3. возможность повышения квалификации, личностного и карьерного роста; 4. выработка системы поощрений; 5. организация переживания свободы и самостоятельности, как необходимого условия для возникновения ответственности за результаты своей деятельности.

Названный комплекс условий является достаточным, чтобы возникли личные усилия человека в деле «высокой мотивации», самосовершенствования и повышения собственного качества жизни.

Для проверки гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование в одном из туристских агентств г. Тамбова. В исследовании принимали участие 8 сотрудников агентства. Для диагностики удовлетворенности трудом и тем самым повышения качества жизни мы воспользовались самоак-туализационным тестом (САТ) Л.Я. Гозмана. Результаты измерений представлены в сырых

баллах и уровнях развития (рис. 1). Статистическая проверка значимости различий проводилась с помощью ^-критерия Стьюдента.

Анализ показывает, что после проведения формирующего эксперимента пропорционально выросли показатели практически по всем шкалам. Наибольшие положительные изменения отмечены по шкалам: ценностные ориентации, компетентность во времени, спонтанности, представлений о природе человека, синергии, принятии агрессии, познавательных потребностей, - что может свидетельствовать о росте уровня самоактуализации у испытуемых изучаемой нами группы.

В результате корреляционного анализа между шкалами теста по данным констатирующего и формирующего экспериментов мы смогли выявить тесную связь шкалы «ценностные ориентации» со шкалами «гибкость поведения» (0,635), «самопринятие» (0,567) и «потребность в познании» (0,606). Высокие показатели могут свидетельствовать о стремлении членов группы ориентироваться в жизни на ценности, присущие са-моактуализирующейся личности, такие как истина, добро, целостность, самодостаточность и др. Опора на духовные ценности указывает на стремление к самораскрытию и адекватному самовыражению себя в отношениях с другими людьми.

—■—формирующий эксперимент —«—констатирующий эксперимент

Рис. 1. График средних значений по результатам эксперимента

«Стремление к творчеству» имеет очень тесную связь с «потребностью в познании» (0,786), что можно характеризоваться как творческое отношение к жизни, открытость новым впечатлениям, бескорыстный интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением какой-либо потребности.

Шкала «самопринятия» имеет высокую степень корреляции с «компетентностью во времени» (0,725) и «ценностными ориентациями» (0,567), что свидетельствует о способности испытуемых ощущать связь времен и ценить настоящий момент своей жизни во всей его полноте. Позитивная Я-концепция позволяет видеть свою жизнь целостной и свидетельствует о цельности личности.

В целом, работы Ф. Герцберга, Е.Б. Кра-совского, П. Друкера, С.Б. Каверина, А. Мас-лоу, Дж. Равена, а также результаты проведенного нами исследования позволяют провести ограничение числа индикаторов качества жизни и выделить в качестве основных:

1. уровень жизни и здоровье (полагая, что здоровый образ жизни и качество питания напрямую зависят от уровня благосостояния);

2. социально-психологическое благополучие (любовь, дружба, семья, права человека и т. д.);

3. духовность (имеется в виду удовлетворенность реализацией духовных потребностей и качеством трудовой деятельности). Данный фактор мы предлагаем рассматривать в качестве ведущего, поскольку в целом

он представляет собой основу, фундамент для самореализации и обеспечивает возможность удовлетворения жизненным путем.

Таким образом, цель нашей работы в том, чтобы показать, что вне учета удовлетворенности человека полнотой реализации духовных потребностей категория «качество жизни» не может считаться ни достаточно полной, ни исчерпывающей.

1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.

2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2007.

3. Режим доступа: http://www.stq.ru/riasite/index. phtml?page=48&article_id=1130. Загл. с экрана.

4. Режим доступа: http://www.advtech.ru/vniite/ portfolio. htm. Загл. с экрана.

5. ПРООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1997. М., 1997.

6. Воронин Г. // Стандарты и качество. 2006. № S. С. 13-14.

7. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.

S. Режим доступа: http://www.ttw.ru/index.

php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&p=580 25&sid=abb5642dc29a03353 807397b09fa4bc6. Загл. с экрана.

9. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей. Тамбов, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 2.0S.2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

М.Л. Хуторная

Khutomaya M.L. Manifestation peculiarities of students’ resistance to stress. This article is devoted to the investigation of students’ resistance to stress. On the basis of this diagnostic research it is discovered that students of different specialties show situational anxiety and the students studying Arts are more exposed to stress. The effective method of stress psychocorrection is proposed.

Возросший динамизм повседневной жизни определил понятие «стресс» как устойчивую доминанту. Понимание стресса как неспецифической реакции организма вошло в определения исследователей, стремящихся выявить психологическую сущность данного

явления. Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс -спутник студенческой жизни. Изучая студентов, мы обнаружили, что они особенно подвержены данному явлению из-за необходимости справляться с возрастными проблемами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.