К.А.МОЛЧАНОВА,
председатель Эстонского общества имени Н.К.Рериха,
Таллинн, Эстония
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ - ПУТЬ В НАДЗЕМНОЕ
СОЗНАНИЕ
Время создания культуры духа приблизилось.
Н.К.Рерих
В прошлом веке материалистически косное мировоззрение стало уступать место мировоззрению энергетическому. В Живой Этике — Учении Жизни — говорится о том, что человечество вместе с Планетой находится в гигантской лаборатории Вселенной, а сама Вселенная наполнена энергией разных сфер.
Уже в конце XIX и в первой половине XX века учеными были открыты новые формы энергии: радиоволны, электромагнитная энергия, радиоактивность, внутриатомная энергия, — и речь пошла об энергии Всеначальной как об энергии Огненной. Так мы живем и движемся в обширном и сложном океане энергий.
Вниманием людей в прошлом веке полностью завладели эти научные открытия и особенно технические изобретения на их основе. В тени всех этих фантастически интересных изобретений (особенно электронной аппаратуры и связи) оставался только сам человек. Однако и человек был поставлен своими же научными достижениями в совершенно новые условия жизни.
Прежде люди познавали окружающий мир только как плотный, застывший, а теперь мы вступили в неосязаемый мир тонких вибраций. И людям надо заново приспосабливаться к новым явлениям развивающейся жизни. Новое понимание реальности пространства невидимого уже есть шаг к действительности. Мир Невидимый должен врасти в сознание наше. Целая и полная химизма и магнетизма жизнь сокрыта в пространстве около человека и в человеке. Как часть Природы, человек тоже эволюционирует и находится в вечном движении.
Исследователь необычных явлений человеческой психики, доктор медицины, психиатр Шафика Карагулла в книге «Прорыв к творчеству. Ваше сверхчувственное восприятие» [11] рассказывает о своих наблюдениях над явлениями, которые нельзя было квалифицировать как психические заболевания, в то же время некоторые из них также не подходили и под обозначение того, что считается нормальным и здоровым. В результате исследований ученая выявила широкое разнообразие способностей к сверхчувственному восприятию. Она квалифицировала все это как часть эволюционного процесса в самом человеке, как прорыв через барьер пяти органов чувств в миры иных измерений — в Космос, наряду с прорывами вне человека — техническими. Это — прорыв в истинное строение атома, прорыв через звуковой барьер, прорыв через гравитационное притяжение Земли.
Все эти прорывы в Космос, как посредством применения техники, так и в результате сверхчувственного восприятия, стали частью сегодняшнего человеческого опыта.
Прорыв в другие измерения сознания предлагает нам теперь совершенно иной подход к жизни, иное отношение к самим себе. Вероятно, в будущем человечество сможет достичь и познать высшие измерения звезд и галактик уже без помощи техники. Для этого человеку необходимо осознавать себя живым развивающимся существом. Однако желающих задуматься над эволюционной миссией человека и человечества мало. Люди в массе своей отворачиваются от новой действительности, предпочитают узкоземное мышление и приятное телу обывательское существование. Тем не менее человеку уже давно недостаточно только удовлетворения одних животных потребностей, и ищущие люди находят силу преображения даже в самых неблагоприятных для себя условиях.
Настало время, когда каждый человек должен встретиться с самим собою — внимательно наблюдать себя, ища высшие измерения в своей человеческой природе, в своем мышлении и восприятии иной реальности. В поиске высшего смысла жизни помогает Живая Этика или Учение Сердца как Учение Иерархии. В книге «Сердце» говорится о том, что даже среди несовершенного существования человека уже явлены отдельные части его преображения. Надо только помнить о сердце как о здании огненном, как о Доме Духа и о Духе как Светоносном Начале в человеке:
«Припомним: кто-то отзывается на космические явления; кто-то слышал дальние голоса; кто-то участвовал в Тонком Мире, видя его; кто-то светился; кто-то поднимался на воздух; кто-то ходил по воде; кто-то ходил по огню; кто-то поглощал яды без вреда; кто-то не нуждался во сне; кто-то не нуждался в пище; кто-то мог видеть через твердые тела; кто-то писал двумя руками; кто-то мог привлекать животных; кто-то мог понимать язык без знания его; кто-то мог понимать мысли; кто-то мог читать закрытыми глазами закрытую книгу; кто-то не чувствовал боли; кто-то среди снега развивал жар сердца; кто-то мог не чувствовать утомления; кто-то мог помогать лечением; кто-то мог явить знание будущего» [10, 99].
Благодаря поддержке астронавта Эдгара Митчелла в 1972 году в центре передовой науки — в Станфордском исследовательском институте в Калифорнии известные физики Х.Путхофф и Р.Тарг провели тщательное исследование паранормальных способностей выдающегося экстрасенса из Израиля Ури Геллера. То, что увидели ученые, не укладывалось в рамки научной парадигмы и физических законов. Способности этого человека проверялись затем в самых различных лабораториях мира, и ученые убедились в реальности таких психофизических явлений. Итоги всех этих исследований были подведены в обширной монографии «Документальные материалы об Ури Геллере. Научные наблюдения паранормальных способностей Ури Геллера». Монография издана в 1976 году в Бостоне под редакцией известного физика Ч.Панати.
В дальнейшем Ури Геллер отказался от исследований за счет казны и в интересах правительства какой бы то ни было страны, потому что они, такие исследования, в большинстве случаев носят антигуманный характер. Он отказался от участия в опытах воздействия телепатического внушения, считая очень опасным и безнравственным вторгаться в сознание других людей, вмешиваться в их мыслительный процесс. Как известно, существует Международная ассоциация по исследованию проблем психотроники.
Интересны собственные заключения Ури Геллера в книге о себе — «Моя история. Эффект Геллера». Он пишет: «Моя теория заключается в том, что энергии, проходящие через меня, исходят от какого-то высшего космического разума...» Или следующее: «Я вижу будущего человека и вовсе без того, что мы называем сего-
дня телом. Мы откроем новые пути, чтобы видеть без глаз, передвигаться без ног и продлевать свой род, не пользуясь архаичными способами». А вот еще одно очень существенное заключение Ури Геллера: «Сомерсет Моэм написал однажды, что деньги — это и есть то "шестое чувство, которое дает нам возможность наслаждаться пятью другими". Думаю, он был не прав. Шестое чувство — это не деньги, а наши психические, телепатические возможности» [1].
Как видим, уровень нравственного состояния человечества очень низок, для того чтобы иметь право претворять в жизнь эво-люционно предназначенные нам огненные силы. Поэтому знание о развитии необычных способностей человека все еще нельзя давать широко, пока ценности жизни связаны только с деньгами и с чувством собственности. Огненные проявления в человеческом организме, как сказано, не медлят и, не претворенные человеческим сознанием, они вливаются в опасные русла. Безумие и невежество увеличиваются и мешают достойным людям развиваться естественно.
Человеку вверены мощные энергии, и свое эволюционное назначение он может выполнять только возжжением творчества. Приближение к Миру Огненному, или Духовному, невозможно без проявления духовности. Однако духовность развивается не от прочитывания духовных книг, но от любви к непрерывному восхождению, к претворению в жизни нравственного поведения и принципа ненасилия. Единые основы для воспитания такого отношения к жизни независимо от возраста изложены в трактате доктора психологии и Учителя с большой буквы Ш.А.Амонашвили «Школа жизни» [3]. В основе этого научного труда — философия гуманизма. По зову нового времени, Новой Эры впервые в учебный процесс вводятся уроки духовности, уроки постижения красоты и уроки ненасильственного общения для воспитания Нравственного Человека (Homo Moralis), для развития внутренней культуры человека и его духовности. Это путь приближения к Миру Огненному, или Надземному — к Эпохе Духа, или Эпохе Огня.
И можно сказать, что развитие духовной жизни в человеке становится теперь ведущим направлением не на одно столетие. Потому что эволюция человека идет в направлении утончения добрых чувств, расширения возможностей их воздействия в обиходе каждого дня — среди жизни и для жизни. Жизнеспособность
человека повышается и развивается как конденсация духа. Внутренняя духовная работа, или духотворчество, помогает двигаться за пределы тела. Нам заповедано внутреннее самоусовершенствование, или, как говорил Н.К.Рерих, «создание культуры духа» [2, с. 150]. Эволюционное призвание человека — быть творцом.
В настоящее время человечество в своей массе, к сожалению, находится в постоянных вибрациях низших энергетических сфер. Притяжение же к высшему частотному спектру, то есть духовное развитие человека, зависит от осознания значения сердца. И вот здесь необходимо сослаться на авторитет ученого, профессора хирургии Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Врач и священник, он лучше, чем кто-либо, знал сердце не только как орган чувства, но и как орган высшего познания. И об этом его научный труд «Дух. Душа. Тело» [4].
Что касается центральной нервной системы, то известно, что человека среди всех остальных живых существ выделяют шесть функций мозга. Три двигательные (прямохождение, общение на придуманном языке, способность записывать придуманный язык) и три сенсорные функции (способность читать написанное, способность понимать устную речь, распознание осязанием). Человеческий интеллект является продуктом коры головного мозга. Только у людей есть кора головного мозга. Однако эмоциональных центров в коре не установлено. Они в сердце. Поэтому не только функции мозга являются аппаратом познания.
Мозг и сердце — вот аппарат познания. «...Рассудочное мышление не исчерпывает всего Бытия» [10, 250]. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первым, сердце затрепещет первым, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца, о стрелоподобном луче, равном чудо-сердцу! Так можно приобщаться к сердцу и оградиться от всех нападений зла» [10, 353].
И так как переживаемое нами сейчас время — это время перехода от эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, то значит, в центре внимания должно быть сердце — его утончение и его очищение от недобрых энергий. «Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое» [7, 573].
Как же происходит выравнивание? Мудрые всегда советовали стремиться к Прекрасному. Оно утончает чувства, возвышает над повседневностью, способствует приятию высших энергий и даже защищает. Такое устремление наполняет сердце высшими вибрациями — образами красоты, любви, радости, сострадания, мужества и т.д. Высшие вибрации вытесняют низшие. Идет очищение сердца, обуздание чувств и преображение сознания.
Елена Ивановна Рерих сравнивала сердце с Солнцем по той роли, которую оно играет в нашем организме. Оно есть великий собиратель и трансмутатор всех энергий. Все духовные центры (чакры) зависят от сердца и сам интеллект тоже. Если мы не углубляемся в рассмотрение познавательного процесса мышления, не задумываемся над природой мысли (мысль — энергия), то происходит чисто речевое мышление, иначе говоря, — разъединение интеллекта и сердца. Не происходит роста духа, или духовности, потому что чисто интеллектуальное мышление не затрагивает энергии чувств, в то время как Начальная энергия — сам Дух, или Свет Неугасимый, укрепляется без слов, в ритме сердца [5, письмо от 30.06.34].
Приведу некоторые параграфы из Живой Этики, в которых раскрывается механизм мышления:
«Мысль зарождается в сердце и лишь передается в мозг» [9, 689].
«Не мозговое вещество мыслит. Пора признать, что мысль рождается в огненных центрах. Мысль существует как нечто весомое и незримое, но нужно понять, что рычаг не есть горнило. Уже многие истины стучатся, но только мысль об огненных центрах может помочь правильным представлениям» [8, 234].
«Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает. <...> Интеллект есть преддверие мудрости, и когда он заострен, он сливается в сферу синтеза. <...> Синтез духа открывает все сферы. Духовное напряжение накапливает пространственную психическую энергию» [6, 508].
«Часто мы знаем слово и не можем произнести его. В глубине вращается понятие и не выносится на поверхность. В это мгновение лучше всего ощущается глубина сознания» [6, 627].
Итак, для развития духовности необходимо признать ведущее значение сердца. Человек двигается в будущее — лишь познавая Огонь сердца и неся ответственность за качество мышления. Настоящие экстрасенсы являют нам пример владения Огнем
сердца. У них уже развито сущностное общение (без слов). У большинства же людей такое общение зависит от конкретного потенциала психической энергии (накоплений Духа) и потому проявляется нередко или даже никогда. Но каждая добрая мысль и устремление к Прекрасному подвигаются быстро.
Если принять все сказанное без предубеждения и трезво приложить свое наблюдение, то можно усмотреть, что нет ничего тайного в искусстве мышления и в утончении сознания, что механизм мышления подобен данному в Живой Этике и ведет он в Надземный Мир в Космос.
Литература
1. Геллер Ури, Плейфайр Гай. Моя история. Эффект Геллера. Перевод с английского языка. Соваминко, 1991.
2. Рерих Н.К. Пути Благословения. Рига: Виеда, 1992.
3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998.
4. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Дух. Душа. Тело. Волгоград: ИИЦ Ноосфера, 1990.
5. Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Рига, 1940.
6. Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994.
7. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. I. М.: МЦР, 1995.
8. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. II. М.: МЦР, 1995.
9. Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1996.
10. Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995.
11. Breakthrough to Creativity, Your Higher Sense of Perception. By Karagulla, Shafîca, M.D.Published: De Vorss. Santa Monica, 1974.