Научная статья на тему 'Развитие духовно-нравственных качеств молодежи стратегическая задача колледжей'

Развитие духовно-нравственных качеств молодежи стратегическая задача колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPIRITUAL-MORAL UPBRINGING / MORAL VALUES / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Оксана Юрьевна, Касатова Оксана Ивановна

В статье рассматриваются вопросы развития духовно-нравственных качеств молодежи в учреждениях начального и среднего профессионального образования в рамках региональной научно-практической конференции, которая проводилась на базе ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 32I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered questions of development of spiritual and moral qualities of the youth in institutions of primary and secondary vocational education in the framework of the regional scientific-practical conference, which was held on the basis of GOU SPO College of services№32

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-нравственных качеств молодежи стратегическая задача колледжей»

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ -СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КОЛЛЕДЖЕЙ

МОРГУНОВА О.Ю., КАСАТОВА О.И.

В статье рассматриваются вопросы развития духовно-нравственных качеств молодежи в учреждениях начального и среднего профессионального образования в рамках региональной научнопрактической конференции, которая проводилась на базе ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 32

In article are considered questions of development of spiritual and moral qualities of the youth in institutions of primary and secondary vocational education in the framework of the regional scientific-practical conference, which was held on the basis of GOU SPO College of services№32

Коренные преобразования 90х годов прошлого столетия, происходящие в стране в различных сферах жизнедеятельности людей привели к изменениям как на политическом, социально-экономическом уровне, так социокультурной ситуации в целом, что привело к формированию новых установок и ценностей. Сегодня мы наблюдаем деформации ранее существовавших убеждений и взглядов. В итоге многие духовные, нравственные, ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении столетий обуславливали гармонизацию жизни и деятельности людей, основы взаимоотношений человека с окружающим миром, оказались не актуальными и, соответственно, не востребованными. Образовательные учреждения испытывают отрицательные воздействия социального расслоения общества: в отношениях между людьми возрастает эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация, усиливается экстремизм. Среди молодежи распространились расистские, националистические, профашистские настроения. Наблюдается тенденция роста молодежной преступности. Сегодня уже нельзя не замечать кризисного состояния нравственности молодых людей. Не случайно, президент России Д.А.Медведев отметил, что особого внимания требует просвещение молодежи. «Необходимо прививать новым поколениям идеалы нравственности и патриотизма, воспитывать в них уважительное отношение к истории Отечества, к культуре русского и других народов нашей страны».

ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 32 с 2006 года разрабатывает проблему духовнонравственного воспитания обучающихся, поскольку в учреждениях начального и среднего профессионального образования сконцентрирована значительная часть проблемной молодежи. По нашему мнению, повышение уровня воспитательной функции колледжа предполагает научно обоснованную работу по реализации процесса воспитания, как на учебных, учебнопроизводственных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

Анализ исследуемой проблемы позволил выделить ряд противоречий между:

- потребностью общества в новом типе рабочих и специалистов среднего звена, обладающих развитой культурой, нравственными ценностями и недостаточной разработанностью этой проблемы в условиях учреждений начального и среднего профессионального образования;

- необходимостью формирования культуры и нравственных ценностей в системе довузовского профессионального образования и отсутствием должной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к решению этих задач.

Противоречия, выделенные при изучении проблемы формирования нравственных ценностей и анализ результатов анкетирования работодателей предприятий индустрии питания города Москвы, были положены в разработку программы формирования духовно - нравственных ценностей

обучающихся колледжа.

Нами определены следующие направления деятельности.

1. Изучение ценностных ориентаций, направленности личности, самооценки.

2. Разработка модели формирования духовно - нравственных ценностей.

3. Формирование умений использования духовно - нравственных ценностей в образовательном процессе (учебном и производственном), в досуговой деятельности.

4. Мониторинг сформированности духовно - нравственных ценностей.

В Колледже проводится поэтапная, целенаправленная работа, состоящая из четырех этапов: организационно-подготовительный; проектировочный; формирование нравственных ценностей обучающихся; оценочно-результативный. Одновременно разрабатывалась программа совершенствования профессиональной компетентности мастеров производственного обучения и преподавателей в рамках данной проблемы. Сильное влияние на нравственное развитие молодежи в процессе обучения оказывает личность педагога. Всегда актуальными остаются слова С Л. Рубинштейна: «Личность воспитывается личностью». Нравственный облик педагога раскрывается в системе его отношений к своей работе, во взаимоотношениях с коллегами, студентами, другими людьми, а также его отношение к самому себе. Эти отношения являются для обучающихся убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые педагог утверждает на своих занятиях.

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся происходит на занятиях по учебным дисциплинам гуманитарного (история, литература, обществознание) и общепрофессионального циклов (деловая культура, психология и этика делового общения и др.), а также на производстве посредством взаимодействия с работодателями, выстраивания партнерских отношений с наставниками-производственниками.

Дополнительное образование позволяет создать условия для духовно-нравственного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития обучающихся, а также для социализации молодого поколения. В Колледже действует 3 объединения дополнительного образования духовно-нравственной направленности: «Культурно-историческое наследие России», «Истоки культуры моей», «Никто не забыт».

В течение нескольких лет в Колледже работает объединение дополнительного образования «Истоки культуры моей», программа которого включает в себя четыре модуля: «Основы православной культуры» (разработанный с учетом рекомендаций Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы), «Нравственность», «Толерантность», «Семья».

Реализация основных направлений духовно-нравственного воспитания происходит во внеклассной работе, поскольку она позволяет создать условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. У обучающихся колледжа появляется возможность в полном объеме проявлять свои индивидуальные склонности, творческие способности. Все, что студент узнает на учебных занятиях, в учебнопроизводственной деятельности, как нельзя лучше проявляется во внеклассных мероприятиях, на которых знания переводятся в убеждения. Замечательно сказано: не тот честный, мужественный, порядочный человек, кто может поступить соответствующим образом, а тот, кто не может поступить иначе.

В колледже проводятся различные внеклассные мероприятия, такие как: «День пожилого человека», «День матери», «Праздник славянской письменности и культуры», «Рождество Христово», «Великий праздник Пасхи», «Праздник Масленицы», проведение конкурса фоторабот «Я и моя мама». Студенты в течение 3 лет являются участниками внутриколледжного и муниципального туров Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную». Ежегодно студенты совместно с преподавателями принимают уча-

стие в конкурсе «Диалог-путь к пониманию».

Развитие духовно-нравственных качеств - это большой пласт деятельности студенческого самоуправления. Силами студентов в колледже реализуются социальные проекты: «Никто не забыт...», «Давайте дружить» и «Добрые сердца - должны быть вместе!» Например, проект «Добрые сердца - должны быть вместе!» начал свое существование с октября 2010года. В рамках этого проекта обучающиеся получили возможность проявить заботу об одном из известнейших исторических мест в городе Москве - Донском мужском монастыре. Помощь в благоустройстве, наведению порядка на территории и в храмах монастыря, в приготовлении и обслуживании праздничных трапез. Со своей стороны служители монастыря проводят для молодежи экскурсии по территории обители и уроки православной культуры, уроки нравственности на занятиях по учебной дисциплине «Культурология».

Одним из важных направлений деятельности студенческого самоуправления является волонтерская работа с Детским домом № 32 коррекционного типа. Работа предполагает проведение культурно-досуговых акций. Особенность взаимодействия студентов колледжа и воспитанников детского дома заключается в том, что ребята из детского дома являются не только зрителями, но и совместно со студентами участвуют в спектаклях, в различных мероприятиях, придумывают и проводят игры. Волонтерским отрядом Колледжа были проведены мероприятия: «Встретим Новый год вместе», постановка сказки «Алиса в стране чудес», спектакля-сказки «Питер Пен». Воспитанники детского дома приглашаются в колледж, на территории которого проходят празднования: «Масленица», «Новый год» и др. Участие в праздниках носит деятельностный характер. Воспитанники детского дома совместно с обучающимися колледжа принимают участие в приготовлении несложных бутербродов, оформления блюд.

Также студенческое самоуправление проводит работу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда. Ежегодно на День пожилых людей, День защитников Отечества ветераны приглашаются на чаепитие, концертные мероприятия. Студенты оказывают помощь Ветеранам - инвалидам по уборке квартиры, доставке продуктов питания.

Таким образом, духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.

Достигнутые успехи в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, тесного сотрудничества с Донским монастырем, позволили 12 октября 2011 года на базе Колледжа провести региональную научно-практическую конференцию, которая организованна совместно с Донским монастырём в рамках Договора о сотрудничестве и при поддержке УМЦ ПО Департамента образования города Москвы в рамках Дней профессионального образования города Москвы. Тема конференции - «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в учреждениях профессионального образования города Москвы: проблемы и перспективы».

На конференции выступили представители московских и региональных колледжей, общественности, а также духовенство и учёные, занимающиеся проблемами духовнонравственного воспитания.

Выступившие отметили, что духовно-нравственное воспитание, формирование у молодого поколения традиционных духовных и нравственных ценностей является значимой социальнопедагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений, духовно-нравственный климат в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, будущее российского общества и государства. Построение системы духовно-

нравственного обучающихся колледжей возможно при использовании как традиционных, так и современных, инновационных моделей, механизмов и содержания этого направления педагогической деятельности. Успешное решение проблем духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся станет более эффективным при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

По итогам конференция была принята резолюция, в которой лейтмотивом прозвучало, что развитие духовно-нравственных качеств молодежи считать стратегической задачей колледжей.

В посланиях Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Библиографический список:

1. Орлова В.Н. Технология социально-ориентированного воспитания. //Технологии профессионального образования в колледжах города Москвы. М.: ГУ НИИРПО, 2009. С.157-161.

2. Шеламова Г. М. Формирование надпрофессиональных компетенций методом СПТ С. 128132 //Материалы научно-практической конференции. Казань 2009.

3. Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея /Автореферат канд. Диссертации, М.; 2003

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, моральные ценности, ценностные ориентации

Keywords: spiritual-moral upbringing, moral values, value orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.