Научная статья на тему 'Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине xix века'

Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИРКУТСК / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА / FAMILY EDUCATION / PRIVATE EDUCATION / IRKUTSK / THE FIRST HALF OF THE XIXTH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Марина Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы становления иразвития частного обучения в первой половине XIX века в Иркутске крупном губернском городе на востоке России. Представлены сведения по малоизученной, в силу недостаточной репрезентативности материалов, теме домашнего образования в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Family Education in Irkutsk in the First Half of the XIXth Century

The article deals with the problems of forming and development of private education in the first half of the XIXth century in Irkutsk the large principal town of a province in the East of Russia. The data of insufficiently explored problem of family education (because of the lack of information) is given in the paper.

Текст научной работы на тему «Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине xix века»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 371

Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине XIX века

М. В. Кузнецова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

А.НН°Тация. В статье рассматриваются вопросы становления и

развития частного обучения в первой половине XIX века в Иркутске - крупном губернском городе на востоке России. Представлены сведения по малоизученной, в силу недостаточной репрезентативности материалов, теме домашнего образования в Сибири.

Ключевые

слова: домашнее образование, частное обучение, Иркутск,

первая половина XIX века.

Домашнее обучение, встроенное в систему образования и просвещения России и Сибири, часто предвосхищало появление официальных школ и существовало параллельно государственным учебным заведениям. Тем не менее оно, как правило, шло в русле государственной политики в области образования. С открытием частных школ и появлением домашнего обучения начинается развитие просвещения и образования в России. Традиции частного образования были принесены первыми переселенцами, среди которых были грамотные люди, из Европейской России в Сибирь. В ХУШ - перв. пол. XIX вв. чиновники, мещане, церковнослужители, ссыльные, учителя школ обучали небольшие группы желающих получить элементарные знания.

Архивные документы представляют материалы о развитии домашнего обучения в Иркутске в перв. пол. XIX в. В 1811 г. «2 дьякона, 1 священник и несколько женщин из мещанок обучают по нескольку человек и не более как от 2 до 6 мальчиков и девиц одной русской грамоте... Сии люди обучают детей малолетних для

Педагогический ИМИДЖ

приготовления их ко вступлению в гимназию, кроме детей женского пола, для которых там нет никакого публичного училища...» [9, д. 115]. Архивные документы показывают количественный состав учащихся частных школ и социальный состав преподавателей. В 1811 г. в Иркутске 19 учителей обучало 135 человек (116 мальчиков и 19 девочек) - по одному списку; 4 учителя (без указания числа обучающихся) - по другому списку. Учителями выступали священнослужители, их жёны и вдовы - 7 человек, чиновники, их жёны и вдовы - 6 человек, мещане и цеховые - 8 человек, военнослужащие - 2 человека. Каждый обучал от 3 до 19 учеников. Таким образом, как указывает документ, «частные люди обучают своих детей ... грамоте разными способами и случаями в домах, снискивая учителей из таковых же частных» [5, д. 3].

Частным обучением занимались ссыльные декабристы. В Иркутске педагогическую практику имели Г. С. Батеньков, братья А. И. и П. И. Борисовы, А. И. Якубович, А. П. Юшневский и др. Декабристы явились новаторами в деле обучения, они выступили за демократизацию народного образования, предоставляя возможность образования широким слоям народа без различия сословий. Декабристы давали общеобразовательную подготовку, разрабатывали вопросы краеведения, были воспитателями, стремились сформировать из своих учеников патриотов, граждан своего Отечества. С. Г. Волконский преподавал частным образом литературу. М. Н. Волконская, М. К. Юшнев-ская, Е.И. Трубецкая вели рукоделие, шитьё, танцы. Декабристы не открывали в Иркутске частные школы, но давали уроки, у них были постоянные ученики. Воспитанником декабристов был общественный деятель, литератор, известный врач Николай Андреевич Белоголовый (1834-1895). Н. А. Белоголовый родился в Иркутске, в образованной купеческой семье, первоначальные знания получил у иркутских декабристов А. П. Юшневского, М. К. Юшнев-ской, А. В. Поджио, братьев Борисовых. В дальнейшем учился на медицинском факультете Московского университета. По воспоминаниям современников, он был замечательным врачом, у него лечились Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин; он дружил с С. П. Боткиным. Был городовым врачом в Иркутске. Кроме того, основал в родном городе Общество врачей. Николай Андреевич известен и как литератор, публицист, автор воспоминаний о декабристах, редактор, общественный деятель.

Из воспоминаний Н. А. Белоголового мы узнаём, что Юшневский был учителем фортепиано в Иркутске, математику преподавал П. И. Борисов, который к тому же хорошо знал ботанику, зоологию, природный мир Сибири. Братья Борисовы стремились воспитать в своих учениках любовь к природе. Впоследствии Н. А. Белоголовый с благодарностью вспоминал о своих учителях [1, с. 240-246].

Домашнее обучение в Иркутске, несмотря на существование официальных учебных заведений (в том числе гимназии, уездного училища, профессиональных школ, Девичьего института им. Императора Николая I и др.) было востребовано. Купцы, мещане предпочитали элементарное образование для детей многолетнему обучению в учебных заведениях.

Во втор. четв. XIX в., после принятия нового Устава (1828 г.), частные школы были поставлены в тяжёлое положение. Подчинённые контролю официальной учебной администрации, они устраивались, по словам министра народного просвещения графа С. С. Уварова, так, «чтобы пагубное мудрствование преступных нововведений не могло проникнуть в учебные заведения». Проводился контроль преподавателей частных школ, содержания учебников

и др. [5, д. 3410]. Несмотря на трудности, частные школы продолжали существовать и развиваться.

В 1833 г. в Иркутске открылось частное учебное заведение - пансион

H. Ф. Скрябина. В донесении Иркутского гражданского губернатора читаем: «Служащий в Канцелярии Главного управления Восточной Сибири титулярный советник Н. Скрябин открыл частное учебное заведение для обучения детей обоего пола чтению, письму, Российской грамматике, священной истории, географии и рисованию. Число учеников будет до 15-ти. Преподаванием будет заниматься сам содержатель, заведение поместится в собственном его доме. Принимая в рассмотрение, что титулярный советник Скрябин был более трёх лет учителем приходских и обоих классов уездного училищ, директор, на основании § 310 Устава учебных заведений, разрешил открытие сего учебного заведения с тем, чтобы содержатель обязан был исполнить все правила» [10, д. 70]. Согласно § 310 Устава 1828 года уездные училища могли открываться с разрешения директора училищ, который сообщал об этом в университет, в ведении которого находился, а университет - в Министерство народного просвещения. По окончании семинарии в 1816 г. Скрябин был назначен к учительской должности в Оёкское приходское училище (период открытия приходских училищ Иркутской губернии, основанных П. А. Словцовым) [6, д. 285а]. Учениками открывшегося пансиона стали дети состоятельных граждан Иркутска - купцов

I, 2, 3 гильдий, крупных чиновников. Первоначально в школу были зачислены 16 человек от 6 до 9 лет. По ведомости пансиона за вторую половину учебного года в нём училось уже 25 человек. Как видим, профессиональный педагог привлёк внимание горожан, да и потребность в образовании была велика.

Однако правительство ограничивало число частных учебных заведений. Разрешение открывать частные школы давалось лишь лицам, имеющим права учителей и наставников, удостоверение о «добром поведении», русское подданство, разрешение попечителя округа, который имел над ними строгий надзор, осуществлявшийся инспекторами под руководством дирекции училищ (не менее одного раза в год). Директор имел право закрыть заведение из-за «беспорядков по нравственной части». Именно «по нравственной причине» в 1838 г. не было разрешено надворной советнице Языковой учредить в Иркутске частную школу «для обучения детей женского пола» [8, д. 467, л. 1], хотя потребность в ней была; указывалось, что нет учебных заведений для девочек. В 1850-е гг. в Иркутске существовали частные учебные заведения: для мальчиков - пансион Гээка, Полынцова и Косыгина, который, «удовлетворяя требованиям современной педагогической науки, начинает пользоваться известностью и успехом; говорят, что в нём будут обучать воспитанников ремёслам и гимнастике» [2, с. 9], кроме общеобразовательных предметов; для девочек - пансион и детский приют г-жи Ришелье. Частные объявления в газете свидетельствовали о распространении домашнего обучения, например, иркутские губернские ведомости сообщали: «Г-жа Римская-Корсакова желает заниматься обучением детей у себя на квартире» [3, с. 4]. В 1860 г. домашней учительнице Конкордии Пикок было разрешено открыть в Иркутске училище для девиц по программе: Закон Божий, арифметика, история, география, русский, французский, немецкий языки, чистописание, рисование, естественная история, а также, по согласию родителей, музыка и танцы [7, д. 499]. Предполагалось, что иностранные языки, рисование и музыку будет вести К. Пикок, для остальных же предметов будут приглашены учителя гимназии и лица, которые имеют на это законное право. На первых порах предполагалось обучать до 10 учениц.

Педагогический ИМИДЖ

Определить количество, состав, продолжительность функционирования частных школ весьма трудно, поскольку документы представляют лишь отрывочные сведения по этим вопросам. Программы, методики преподавания определялись в каждом конкретном случае отдельно; частные учителя, соблюдая общие положения о преподавании, проводили индивидуальное обучение. Возможно, к началу 60-х гг. XIX в., когда в Иркутске было открыто достаточно много официальных учебных заведений, количество частных школ общеобразовательного характера несколько сократилось, чего нельзя сказать о частном профессиональном обучении, различного рода ремесленнических курсах, число которых увеличивалось, о чём свидетельствовали объявления в прессе, например, обучение бухгалтерии, швейному делу и др.

Количественный состав школ был различен, в классе могло обучаться от 1 до 20 и более человек, что зависело от желания и возможностей родителей и учителей. Возрастной состав также не имел определённых границ. Частные школы могли быть смешанными либо отдельно для девочек и мальчиков.

Социальный состав учащихся был достаточно широк. Домашнее образование получали дети мещан, купцов, приказных служителей, разночинцев, ремесленников, чиновников. В целом, это были школы в основном для среднего класса, который составлял большинство населения города. Со втор. четв. XIX в. частные школы должны были комплектоваться по сословному принципу и приближаться к официальным учебным заведениям. Большинство людей среднего сословия стремились дать детям самое элементарное образование. Состоятельные граждане стремились учить детей частным образом до тех пор, пока дело обучения и воспитания в учебных заведениях не было поставлено достаточно хорошо. Поэтому, несмотря на запрещение во многих случаях частных школ (малые домашние училища «останавливали успехи народного учения» [4, с. 6], они имели достаточно широкое распространение. Частные учебные заведения не могли дать образование детям малообеспеченных горожан, предоставить возможность обучиться большому их количеству, однако, бесспорно, имели положительное значение для развития просвещения и культуры в целом.

Список литературы

1. Белоголовый, Н. А. Воспоминания сибиряка / Н. А. Белоголовый // Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. - С. 235-308.

2. Гильтебрандт, Н. Очерки Иркутска / Н. Гильдебрант // Иркутские губернские ведомости. - 1859. - № 4. - С. 5-11.

3. Иркутские губернские ведомости. - 1859. - № 14.

4. Казанские известия. - 1813. - № 40.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 92. Оп. 1.

6. НАРТ. Ф. 977. Оп. Совет.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп. 1.

8. РГИА. Ф.733. Оп. 7.

9. РГИА. Ф.733. Оп. 39.

10. РГИА. Ф.733. Оп. 83.

Development of Family Education in Irkutsk in the First Half of the XIXth Century

M. V. Kuznetsova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article deals with the problems of forming and development of private education in the first half of the XIXth century in Irkutsk - the large principal town of a province in the East of Russia. The data of insufficiently explored problem offamily education (because of the lack of information) is given in the paper.

Keywords: family education, private education, Irkutsk, the first half of the XIXth century.

Кузнецова Марина Валерьевна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения

Иркутский государственный университет

664003 Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)426417 e-mail: mv39@yandex.ru

Kuznetsova Marina Valerievna

Candidate of Sciences (History), Associate professor, Associate professor of Applied Information and Document Sciences Department

Irkutsk State University

1 K. Marks St, Irkutsk, 664003 tel. 8(3952)426417 e-mail: mv39@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.