Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ФОНДА В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СРОКА ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ФОНДА В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СРОКА ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД / СРОК УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАВЕЩАНИЕ / НОТАРИУС / НАСЛЕДОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустин Артем Николаевич

В данной статье рассматривается проблема небольшого срока для совершения всех нотариальных действий, закреплённых в законе, при создании наследственного фонда. Цель: выявить проблемы и предложить пути их решения при анализе российского законодательства и доктрины в отношении установления срока для подачи заявления о государственной регистрации наследственных фондов, а также рассмотреть зарубежные нормы, регулирующие данную сферу. Методы: анализ, моделирования, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: на основе проведённого анализа был сделан вывод о несовершенстве действующего законодательства России в рамках данной темы. Выводы: необходимы нормативные изменения гражданского законодательства России, предложенные в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE DOCTRINE OF REGULATION OF THE INHERITANCE FUND IN RELATION TO THE ESTABLISHMENT OF A PERIOD FOR FILING AN APPLICATION FOR STATE REGISTRATION

This article deals with the problem of a short period for performing all notarial actions stipulated in the law when creating an inheritance fund. Objective: to identify problems and propose ways to solve them when analyzing Russian legislation and doctrine regarding the establishment of a deadline for filing an application for state registration of inheritance funds, as well as to consider foreign norms regulating this area. Methods: analysis, modeling, formal legal, comparative legal. Results: based on the analysis carried out, a conclusion was made about the imperfection of the current legislation of Russia within the framework of this topic. Conclusions: regulatory changes in the civil legislation of Russia proposed in the article are necessary.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ФОНДА В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СРОКА ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Развитие доктрины регулирования наследственного фонда в отношении установления срока для подачи заявления о государственной регистрации

Капустин Артем Николаевич,

аспирант, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: www.kap_95@mail.ru

В данной статье рассматривается проблема небольшого срока для совершения всех нотариальных действий, закреплённых в законе, при создании наследственного фонда. Цель: выявить проблемы и предложить пути их решения при анализе российского законодательства и доктрины в отношении установления срока для подачи заявления о государственной регистрации наследственных фондов, а также рассмотреть зарубежные нормы, регулирующие данную сферу. Методы: анализ, моделирования, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: на основе проведённого анализа был сделан вывод о несовершенстве действующего законодательства России в рамках данной темы. Выводы: необходимы нормативные изменения гражданского законодательства России, предложенные в статье.

Ключевые слова наследственный фонд, срок учреждения, завещание, нотариус, наследодатель.

S2

см

Наследственным фондом согласно п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 123.20-4 ГК РФ признаётся юридическое лицо, функционирующее на основе имущества гражданина, действующее во исполнение его завещания и управляющее имуществом данного гражданина [2].

Институт наследственного фонда был введён в России в 2017 году [13], а с 01.03.2022 года в российскую правовую систему была введена конструкция личных фондов, подвидом которых был признан наследственный фонд. Несмотря на то, что с момента принятия норм о наследственных фондах прошло почти пять лет, ни одного наследственного фонда в России учреждено не было. Вместе с тем по состоянию на 2019 год было составлено 556 завещаний, предусматривающих создание наследственных фондов [7].

Одним из наиболее актуальных вопросов правового режима наследственных фондов является вопрос о сроке их учреждения. С данной проблемой сталкивались в зарубежных правопорядках после принятия законодательства [17], вводящего институт наследственного фонда в правовую систему, поскольку от конкретного срока (который при конструировании правовых норм законодателю изначально трудно определить из-за отсутствия собственного эмпирического опыта) зависит собственно образование фонда. На проблемные аспекты срока учреждения наследственных фондов указывают многие учёные [1] и практики [6].

Согласно п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ обязанность создания наследственного фонда возложена на нотариуса, который после смерти гражданина направляет заявление и решение наследодателя об учреждении наследственного фонда, а также устав фонда в уполномоченный государственный орган. В случае же неисполнения данной обязанности основанием для создания фонда может служить решение суда, вынесенное по требованию выгодоприобретателя или душеприказчика.

Рассматривая срок учреждения наследственного фонда, следует отметить, что в целом категория правовых сроков является предметом активного изучения цивилистов, однако исследования относятся, по большей части, к общетеоретическим темам (к примеру, темы философского понимания правового срока, соотношения срока и юридических фактов и т.д.). Применительно к отдельным правовым институтам гражданского права подобные теоретические разработки практически отсутствуют.

Абз. 3 п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ предусматривает срок в три рабочих дня со дня открытия наслед-

ственного дела после смерти гражданина, в течение которых нотариус должен направить заявление о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган. Данный трёхдневный срок согласно ст. 191 ГК РФ начинается на следующий рабочий день после дня открытия наследственного дела.

Отметим, что в п. 117 Правил нотариального делопроизводства, утверждёнными Приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78 [11] указано, что получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства, является основанием для начала производства по наследственному делу. Перечень данных документов является открытым: заявления о принятии мер к охране наследственного имущества, об отказе от наследства или о его принятии, об управлении наследственным имуществом, о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на наследство и др. Фактически аналогичное правило (с некоторым иным грамматическим построением, не влияющим на конечный смысл) предусмотрено в п. 1.1 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав [8].

В заявлении о государственной регистрации наследственного фонда отражена информация о юридическом или физическом лице, которое имеет право действовать от его имени без доверенности, поскольку она должна быть включена согласно форме Р 11001 [5]. У нотариуса данные сведения отсутствуют, получить их он должен у лица, которое согласно стать единоличным исполнительным органом фонда. При отсутствии в заявлении таких сведений в государственной регистрации юридического лица будет отказано на основании пп. «ч» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12]. На запрос и получение этих сведений законодателем должно выделяться достаточное время, в противном случае имеется вероятность, что нотариус не успеет получить данную информацию.

Приостановить же государственную регистрацию для получения необходимых сведений в данном случае регистрирующий орган не вправе, поскольку в соответствии с п. 4.4 ст. 9 указанного закона приостановление не применяется при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.

Также отметим, что действующее законодательство не регламентирует порядок ознакомления лиц, указанных наследодателем в качестве входящих в состав органов управления наследственного фонда, с учредительными документами, а также с теми правами и обязанностями, которые они приобретут, войдя в состав единоличного исполнительного или коллегиального органа. На это также требуется дополнительный промежуток времени, который законодатель по сути не предоставил.

Нотариус в течение установленного трёхдневного срока должен произвести ряд действий. Так, согласно ст. 60.1 Основ законодательства РФ о но-

тариате [9] на нотариусе, который ведёт наследственное дело, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его открытия, лежит обязанность проверить в единой информационной системе нотариата сведения о наличии завещания, которое включает в себя решение о создании наследственного фонда. При их обнаружении нотариус в соответствии с ч. 1 ст. 63.2 Основ должен направить лицу, которое назначается единоличным исполнительным органом, предложение дать согласие на управление наследственным фондом. То же касается и лиц, которые должны войти в состав коллегиального органа в случае, если воля наследодателя, выраженная в решении об учреждении наследственного фонда, предполагает образование данного органа. Перед выполнением соответствующих действий нотариус обязан по смыслу абз. 3 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате ознакомиться с электронным образом завещания, поскольку лица, которым нотариус должен предложить войти в состав органов фонда, указываются в решении об учреждении фонда (или могут быть определены указанным в этом документе порядке), а решение согласно абз. 1 п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ является составной частью завещания.

Способ направления предложений лицам, назначенным в органы управления наследственным фондом, который должен использоваться нотариусом, в Основах законодательства о нотариате не указан. Поэтому нотариусам следует руководствоваться общими нормами ст. 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях. Нотариус будет использовать обычное традиционное почтовое отправление с описью вложения и с уведомлением о вручении по месту жительства (последнему известному) лица. Рассчитать примерный срок доставки отправления можно на официальном сайте Почты России, однако в любом случае доставка займёт не один день. Кроме того, адресат должен ещё получить почтовое отправление, что потребует дополнительного времени.

Трёхдневный срок направления заявления о государственной регистрации наследственного фонда нотариусом в уполномоченный государственный орган критиковался ещё на стадии разработки законопроекта, предполагающего включение в ГК РФ норм о наследственных фондах, как слишком короткий [6].

Действительно, совершение всех необходимых действий в столь ограниченный период времени для нотариуса весьма затруднительно. В перспективе, Министерство юстиции РФ планирует сократить общее количество установленных должностей нотариусов, внеся изменения в показатель «число нотариусов в РФ» в государственной программе «Юстиция» [10], что повлечёт увеличение загруженности у российских нотариусов и усугубит проблему отсутствия у нотариуса реальных возможностей для совершения необходимых для регистрации фонда действий в срок.

Отметим также, что, если нотариус в трёхдневный срок не направит заявление о государственной

5 -о

сз

<

регистрации наследственного фонда, т.е. не выполнит своих обязанностей по его созданию, его бездействие согласно абз. 4 п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ может быть оспорено душеприказчиком, выгодоприобретателем наследственного фонда или наследником. Возможности продления данного срока согласно нормам действующего законодательства не предусмотрено.

Для решения вопроса, какой срок направления нотариусом заявления о государственной регистрации наследственного фонда является оптимальным, целесообразно обратиться к зарубежному законодательству.

В п. 2 ст. 13 Закона Испании 50/2002 от 26 декабря «О фондах» установлен шестимесячный срок, по истечении которого, если попечители фонда не потребовали регистрации фонда в соответствующем реестре, совет попечителей прекращает деятельность таких попечителей [15]. При этом согласно п. 3 ст. 15 данного закона попечители приступают к выполнению своих обязанностей после их добровольного принятия на себя.

Статья 5 Закона Словении от 5 октября 1985 года № 020-05 92-12 6 «О фондах» предусматривает возможность создания наследственного фонда (как и в России) на основании акта о создании фонда по завещанию [4]. Причём согласно абз. 2 ст. 7 Закона нотариус должен незамедлительно или в течение максимум 15 дней передать нотариально заверенный акт органу, ответственному за работу фондов.

В Словакии возможность создания наследственных фондов закреплена абз. 4 § 7 Закона Национального Совета Республики Словакия от 22 мая 1996 г. «О фондах», допускающего создание фонда по завещанию, содержащему уставные положения [3]. Отметим, что согласно абз. 1 § 13 данного закона учредитель или администратор являются теми субъектами, на которое возложена обязанность вести дела фонда, связанные с созданием, до момента его образования. Согласно же абз. 3 § 11 Закона письменное предложение администратора или учредителя подаётся в Министерство Внутренних Дел в течение 60 дней с даты засвидетельствования устава. К данному предложению, с подачи которого начинается процедура регистрации фонда, прикладываются регламент, устав, документы, удостоверяющие стоимость вкладов в фонд, а также сведения об источнике происхождения этих вкладов.

В Финляндии ранее согласно абз. 2 раздела 6 Закона от 5 апреля 1930 г / 109 «О фондах» устанавливался 6-месячный срок для уведомления о регистрации фонда, который начинал течь с даты получения разрешения на создание фонда [17]. Кроме того, согласно абз. 8 раздела 6 данного закона существовала возможность продлить срок ре-„ гистрации фонда в отдельных случаях. В новом За-2 коне Финляндии от 24 апреля 2015 г / 487 «О фон-й дах» согласно § 10 главы 2 этот срок сокращён

О Л

е^ до 3 месяцев, однако возможность его продления ав регистрирующим органом сохранилась [16].

Закон Республики Армения от 31 января 2003 года № ЗР-516 «О фондах» ранее также допускал возможность учреждения наследственных фондов [18]. На основе завещания срок исполнения обязанности по регистрации фонда устанавливался в размере 1-го месяца (соответствующее указание должно было содержаться в выданном нотариусом свидетельстве о праве на наследство). Завещание же могло содержать указание на иной срок. Назначить нового исполнителя завещания в случае уклонения от выполнения своих обязанностей мог суд по требованию заинтересованных лиц.

Согласно абз. 2 ст. 12 Закона Молдавии от 30 июля 1999 года № 581-ХМ «О фондах», который детально регулировал деятельность фондов до 27 августа 2020 года, срок регистрации наследственного фонда составлял 1 месяц со дня подписания исполнителем завещания акта о его учреждении [14].

Таким образом, в большинстве стран обязанности по созданию наследственного фонда возлагаются не на нотариуса, как в России, а на других субъектов, не являющихся должностными лицами и не обладающими юридической квалификацией, в связи с чем им предоставляется больший срок для осуществления соответствующих действий. Так, в Испании обязанность регистрации фонда возложена на попечителей (потенциальных членов коллегиального руководящего и представительного органа), в Словакии - на администратора (осуществляющего управленческие функции в фонде) или учредителя, а Словении - на нотариуса. Однако, даже если не принимать во внимание данный факт, анализ зарубежных норм свидетельствует, что трёхдневный срок для направления заявления о регистрации наследственного фонда, предусмотренный российским законодательством, явно недостаточен. При этом следует подчеркнуть, что законодательство европейских стран в большинстве случаев, в отличие от российского, не требует каких-либо дополнительных действий субъектов, осуществляющих подачу документов для государственной регистрации наследственного фонда.

Кроме того, отметим, что правила о бессрочном периоде учреждения фонда (как в Словении) для рецепции в российское гражданское право также не подходят, поскольку нотариус в России должен быть ограничен временными рамками для предупреждения случаев ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Однако общее направление диспозитивности и более гибкого подхода к правовым нормам в отношении срока учреждения наследственного фонда российскому законодателю следует учитывать. Также для нашей юрисдикции достаточно ценен опыт Финляндии.

Изложенное свидетельствует о целесообразности увеличения срока направления нотариусом заявления о государственной регистрации наследственного фонда до 3-х месяцев. Этот срок следует исчислять со дня получения согласия от лиц, на которых возлагаются полномочия единоличного

исполнительного органа наследственного фонда или членов коллегиального органа наследственного фонда, на их осуществление полномочий. Внесение в ГК РФ соответствующих изменений будет способствовать обеспечению своевременного получения нотариусами согласия лиц, указанных в решении об учреждении фонда, или лиц, которые могут быть определены в порядке, установленном в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда, что отразится на эффективности применения правовых норм о наследственном фонде.

Литература

1. Аюшеева, И.З. Особенности гражданско-правового положения наследственного фонда // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 8. - С. 100-108.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1996 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301

3. Закон Национального Совета Республики Словакия от 22 мая 1996 г. «О фондах» // URL: https://www.legislationline.org/ru/docu-ments/action/popup/id/14789 (дата обращения: 28.06.2021)

4. Закон от 5 октября 1985 года № 020-05 92-12 6 «О фондах» // URL: https://www.legislationline. org/ru/documents/id/14791 (дата обращения: 28.06.2021)

5. Карпеев О.В. Отдельные проблемы учреждения наследственного фонда по законодательству Российской Федерации // Наследственное право. 2019. № 3. С. 28-31.

6. Крашенинников П.В., Михеева Л., Рассказова H., Петров E., Козлова H., Павлова Г., Игнатен-ко А., Гончаренко И., Будылин С., Зимина И., Алещев И. Наследственный фонд: альтернатива трастам в российском праве? // Закон. 2018. № 9. С. 18-38.

7. Куликов В. В начальники по завещанию // Российская газета - Федеральный выпуск № 101(7859)

8. Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г., протокол № 03/19) // Бюллетень нотариальной практики. 2019. № 3.

9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.

10. Постановление Правительства РФ от 15.02.2021 № 191-8 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»» // Собрание законодательства РФ, 01.03.2021, № 9, ст. 1486.

11. Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // «Российская газета», № 95, 25.04.2014.

12. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.

13. Федеральный закон от 29.07.2017 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», № 172, 04.08.2017

14. LEGE Nr. 581 din 30.07.1999 cu privire la fundatii // Publicat: 28.10.1999 in Monitorul Oficial Nr. 118119 art Nr: 556

15. Ley 50/2002, de 26 de diciembre, de Fundaciones (BOE nOm. 310, de 27.12).

16. Saatiolaki (24 paivana huhtikuuta 2015/487) // URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2015/20150487 (pyynnon paivamaara: 28.06.2021)

17. Saatiolaki (5 paivana huhtikuuta 1930/109) // URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1930/193 00109#Pidp446184704 (pyynnon paivamaara: 18.06.2022)

18. ZZ ОГЪЪ£С ¿ЬиъиЛгГииЪЪГЬ UUUbL 2003 p. hni_U^p^ 31 // ZZ^S 2003.02.12/9(244) Znq.155

DEVELOPMENT OF THE DOCTRINE OF REGULATION OF THE INHERITANCE FUND IN RELATION TO THE ESTABLISHMENT OF A PERIOD FOR FILING AN APPLICATION FOR STATE REGISTRATION

Kapustin A.N.

Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)

This article deals with the problem of a short period for performing all notarial actions stipulated in the law when creating an inheritance fund. Objective: to identify problems and propose ways to solve them when analyzing Russian legislation and doctrine regarding the establishment of a deadline for filing an application for state registration of inheritance funds, as well as to consider foreign norms regulating this area. Methods: analysis, modeling, formal legal, comparative legal. Results: based on the analysis carried out, a conclusion was made about the imperfection of the current legislation of Russia within the framework of this topic. Conclusions: regulatory changes in the civil legislation of Russia proposed in the article are necessary.

Keywords inheritance fund, term of establishment, will, notary, testator.

References

1. Arusheeva, I.Z. Features of the civil status of the inheritance fund // Actual problems of Russian law. - 2018. - № 8. -p. 100108.

2. Georgian Department of the Russian Federation (part one) of 11/30/1996 No. 51-FZ // SZ RF, 1994, № 32, art. Three thousand three hundred one

3. The Law of the National Council of the Republic of Slovakia of May 22, 1996 " On Foundations " // URL: https://www.leg-islationline.org/ru/documents/action/popup/id/14789 (accessed: 06/28/2021)

4. Law of October 5, 1985 No. 020-05 92-12 6 "On funds" // URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/id/14791 (accessed: 06/28/2021)

5. Karpeev O.V. Certain problems of the institution of the inheritance fund under the legislation of the Russian Federation // Inheritance Law. 2019. No. 3. P. 28-31.

6. Krasheninnikov P.V., Mikheeva L., Raskazova H., Petrov E., Kozlova H., Pavlova G. (2005)., Goncharenko I., Budilin S., Zimina I., Alexander I. National Fund: Gernativ to trusts in the Russian house? // Law. 2018. No. 9. pp. 18-38.

5 -a

C3

<

7. Kulichov V. In the impudent on the curtain // Rossiyskaya Gazeta-Federal Issue No. 101 (7859)

8. Methodological recommendations on the design of the aftersales law (approved by the decision of the Government of the Federal National Chamber of March 25, 2019, protokol No. 03/19) // Bulleteny notarialnoy proctiki. 2019. No. 3.

9. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries (approved by the Supreme Court of the Russian Federation on 11.02.1993 № 4462-1) // Rossiyskaya Gazeta, № 49, 13.03.1993.

10. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.02.2021 № 191-8 "On Amendments to the Constitution of the Republic of Armenia of the Russian Federation "Justice" // collection of the Ministry of Culture and Sports of the Russian Federation, 01.03.2021, № 9, Article 1486.

11. Order of the Ministry of Justice of Russia of the USSR CC of 16.04.2014 № 78 "On approval of national legislation" // "Rossiyskaya Gazeta", No. 95, 25.04.2014.

12. Federal Law No. 129-FZ of 08.08.2001. dated 27.10.2020) " On State registration of legal entities and intraspecific preliminary operations " // Rossiyskaya Gazeta, No. 153-154, 10.08.2001.

13. Federal Law No. 259-FZ of 29.07.2017 "On the introduction of the Name in the First, Third and third parts of the Russian Federation" // "Rossiyskaya Gazeta", No. 172, 04.08.2017

14. Legion Nr. 581 din 30.07.1999 cu privire la fundajii // Publikat: 28.10.1999 what monitor Oficial Nr. 118-119 art Nr.: 556

15. Lei 50/2002, de 26 de dakitimer, de Fondaciones (BOE num. 310, de 27.12).

16. Saatiolaki (24 paivana huhtikuuta 2015/487) // URL: https:// www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2015/20150487 (pynon paivamaara: 06/28/2021)

17. Saatiolaki (5 paivana huhtikuuta 1930/109) // URL: https://www. finlex.fi/fi/laki/alkup/1930/19300109#Pidp446184704 (pynon paivamaara: 06/18/2022)

18. RA Law on Foundations of 2003. January 31 // about 2003.02.12 / 9 (244) article.One hundred and fifty-five

S2

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.