Научная статья на тему 'Развитие динамических способностей как фактор формирования устойчивого конкурентного преимущества российских вузов'

Развитие динамических способностей как фактор формирования устойчивого конкурентного преимущества российских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / DYNAMIC CAPABILITIES / COMPETITIVE ADVANTAGE / A FACTOR OF COMPETITIVE ADVANTAGE / RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробей Иван, Линдер Наталия Вячеславовна

Быстрота и глубина изменений, происходящих во внешней среде, диктуют необходимость поиска и наращивания российскими высшими учебными заведениями динамических способностей. Высшим учебным заведениям, которые хотят использовать свои динамические способности, необходимо определенным образом строить конкурентное поведение. Для того чтобы стать лидером на рынке, университет должен обозначить стратегию развития таким образом, чтобы она базировалась на нескольких устойчивых конкурентных преимуществах, а не на одном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of dynamic abilities as factor of formation of steady competitive advantage of the Russian higher education institutions

Speed and depth of the changes happening in environment, dictate need of search and building by the Russian higher educational institutions of dynamic abilities. Higher educational institutions which want to use the dynamic abilities, need to build competitive behavior definitely. To become the leader in the market, the university has to designate development strategy so that it was based on several steady competitive advantages, instead of on one.

Текст научной работы на тему «Развитие динамических способностей как фактор формирования устойчивого конкурентного преимущества российских вузов»

электронный научно-экономический журнал стр 5

Развитие динамических способностей как фактор формирования устойчивого конкурентного преимущества российских вузов

Автор: Воробей Иван.

Научный руководитель: Линдер Наталия Вячеславовна, к.э.н., доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», зам. декана факультета менеджмента.

Author: Vorobey Ivan.

Research supervisor: Linder Natalia Vyacheslavovna, Cand.Econ.Sci., associate professor "Strategic and antirecessionary management", deputy dean of Faculty of management.

Development of dynamic abilities as factor of formation of steady competitive advantage of the Russian

higher education institutions

Аннотация

Быстрота и глубина изменений, происходящих во внешней среде, диктуют необходимость поиска и наращивания российскими высшими учебными заведениями динамических способностей.

Высшим учебным заведениям, которые хотят использовать свои динамические способности, необходимо определенным образом строить конкурентное поведение.

Для того чтобы стать лидером на рынке, университет должен обозначить стратегию развития таким образом, чтобы она базировалась на нескольких устойчивых конкурентных преимуществах, а не на одном.

Ключевые слова: динамические способности, конкурентные преимущества, фактор конкурентного преимущества, российские вузы.

Abstract

Speed and depth of the changes happening in environment, dictate need of search and building by the Russian higher educational institutions of dynamic abilities. Higher educational institutions which want to use the dynamic abilities, need to build competitive behavior definitely. To become the leader in the market, the university has to designate development strategy so that it was based on several steady competitive advantages, instead of on one.

Keywords: dynamic capabilities, competitive advantage, a factor of competitive advantage, Russian universities.

Введение

На сегодняшний день актуальность выбранного направления весьма высока. Политические и экономические события 2014-2015 годов поставили российские вузы в хорошее с точки зрения развития и становления уважаемыми учебными заведениями положение. Сейчас российские вузы должны использовать свои динамические способности, чтобы через какое-то время выйти на международную арену. Правительство Российской Федерации нацелено на поддержку отечественного образования, поэтому наши вузы должны будут обеспечить максимальную отдачу, разрабатывая и реализуя учебные программы, соответствующие возрастающим потребностям рынка, а также проводя высокачественные исследования [1]. Этот тот самый момент в истории современной России, когда использование динамических способностей крайне необходимо.

Исследовательская проблема заключается в том, что большинство вузов не хотят и/или не могут быть проактивными для того, чтобы иметь конкурентное преимущество на рынке. Данная позиция является

1 Проактивное поведение - предвидение событий, инициирование перемен, стремление управлять самой «судьбой» организации.

неправильной с точки зрения управления, вуз всегда должен развиваться, иначе его ждет крах, потому что более динамичные учебные заведения отберут у него студентов, преподавателей и т.д.

Развитие теории динамических способностей

Теория динамических способностей является достаточно исследованным направлением.

Понятие динамических способностей фирмы было введено Дэвидом Тисом в 1997 году. При этом под динамическими способностями понимался потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстроизменяющейся среде. Основная идея заключалась в том, что в ответ на вызов внешней среды необходим поиск новых и инновационных форм конкурентного преимущества. Д.Тис предположил, что компания - это не только пучок ресурсов, которые необходимы, но и механизмы фирмы по формированию и накоплению новых навыков, способностей и сил, которые составляют основу эффективного управления [9]

Таблица 1

Обзор литературы по развитию динамических способностей

Источник: составлено автором

№ Автор Теория динамических способностей

1 Трачук А.В.[2] Динамические способности были рассмотрены как способности более высокого порядка, позволяющие обновлять способности более низких уровней иерархии или, иными словами, реконфигурировать компетенции и ключевые способности.

2 Нельсон и Винтер (1982) [7] Динамические способности были рассмотрены как способности, воздействующие на распространение, модификацию и формирование простых способностей, таких, как: завоевание репутации клиентов, способность интеллектуальных ресурсов создавать инновации, и т.д. Ключевая идея заключалась в высокоструктурированной и дорогостоящей деятельности, нуждающейся в особых радикальных усилиях.

3 Колинс (1994) [3] Предлагает креативный или предпринимательский подход, который включает в себя способности, связанные с умением фирмы разрабатывать новые стратегии быстрее, чем конкуренты, путем распознания ценности различных ресурсов. Так как процесс распознания должен происходить со скоростью, которая соответствует или превосходит скорость изменений внешней среды, сложно провести четкую границу между способностями, так как динамические способности также включают в себя и предпринимательский аспект, связанный с необходимостью быстрых изменений.

4 Пенроуз (1995) [8] Развитие фирмы через анализ динамического взаимодействия менеджмента и ресурсов на основе внутриорганизационных факторов, что в свою очередь способствовало росту фирмы, трактовалось Пенроузом как физический процесс (увеличение числа сотрудников, усложнение структуры и т.п.). Представляется, что переход от подобной «физической» трактовки роста к «целевому» определению (рост как освоение новых рыночных возможностей) позволит найти новые области пересечения теории роста фирмы и концепции динамических способностей фирмы.

5 Айзенхардт и Мартин Описывали динамические способности как организационные и

(2000) [4] стратегические рутины, с помощью которых фирмы достигают новых конфигураций ресурсов, в то время как рынки появляются, сталкиваются, дробятся, развиваются и умирают. В центре внимания было проактивное поведение как проявление динамических способностей.

6 Золло и Винтер (2002) [11] Динамические способности рассматривались как способности, являющиеся результатом организационного обучения, стабильный

способ коллективной деятельности, посредством которого организация систематически генерирует и модифицирует свои операционные рутины в стремлении к повышению управленческой эффективности. В основе лежала эволюция динамических способностей путем совместного развития механизмов обучения. Они утверждали, что формирование динамических способностей дорого.

7 Гриффит и Харви (2001) [6] Введено понятие «глобальных» динамических способностей, под которыми понимали создание комбинаций, «трудно повторяемых» ресурсов, которые могут обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

8 Хелфат и Петераф (2007) [5] Динамические способности - способности организации целенаправленно создавать, расширять и изменять свою ресурсную базу. Слово «целенаправленно» указывает на минимальную степень преднамеренности, чтобы отличить возможность (динамическую или иную) от чистой удачи, разделили понятие динамических способностей и деятельности компании и утверждают, что динамические способности не обязательно приводят к конкурентному преимуществу

Особенности российской системы образования и ее конкурентоспособность

В современном мире существуют различные методологии оценки успешности вузов. Рассмотрим некоторые, наиболее часто используемые методики.

Вебометрикс (Webometrics):

Webometrics подвергает анализу не образовательную деятельность институтов в общем, а представленность университета в международном интернет-пространстве. Рейтинг Webometrics разрешает косвенным образом расценить научно-исследовательские заслуги институтов через сопоставление их интернет-сайтов.

2

Таблица 2. Критерии успешности вузов по Webometrics

Критерий отбора вузов Метод отбора Значимость критерия

Количество проиндексированных страниц Size(S) Используются четыре поисковые системы: Google, Yahoo, LiveSearch и Exalead. Число страниц официального сайта вуза, найденных с помощью каждой поисковой системы, нормируется по максимальному полученному значению по всей совокупности исследуемых вузов (максимум приравнивается к 1), после этого показатели по четырем поисковым с и стема м сумм и ру ются 20%

Число уникальных внешних ссылок на страницы сайта Visibility (V) Поиск внешних ссылок на сайт вуза осуществляется с помощью систем YahooSearch, LiveSearch и Exalead. Значения показателя по каждой поисковой системе нормируется по максимальному значению (максимум приравнивается к 1), после этого показатели по трем поисковым системам суммируются 50%

Число «ценных» файлов, размещенных на сайте Rich Files (R) Подсчитывается число файлов четырех форматов: Adobe Acrobat (.pdf), Adobe Postscript (.ps), Microsoft Word (.doc), Microsoft PowerPoint (.ppt). По каждому типу файлов подсчитывается 15% 22 отдельный показатель, значения которого нормируются по максимальному значению (максимум приравнивается к 1), после этого показатели по каждому типу файлов суммируются. 15%

Число страниц и ссылок на сайт вуза Scholar (Sc) Используется поисковая система GoogleScholar. Подсчитывается число размещенных на сайте вуза материалов и ссылок на сайт вуза 15%

2 http://www.webometrics.info - Ranking web of universities

электронный научно-экономический журнал стр 9

Шанхайский рейтинг (ARWU):

При составлении данного рейтинга лучших вузов мира отбираются только те университеты, преподаватели или выпускники которых имеют Нобелевскую или Филдсовскую премию, публикуют в научных изданиях цитируемые научные исследования, индексируемые в Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index. Таких вузов получается всего 1000 в мире, 500 лучших из них попадают в Шанхайский рейтинг.

3

Таблица 3. Критерии успешности вузов по ARWU

Критерий отбора Метод отбора Значимость

вузов критерия

Число статей, опубликованных в журналах "Nature" или "Science".

20%

Научные публикации

Число часто цитируемых публикаций [показатель цитируемое™ SCIE-Science Citation Index-Expanded и 20% 10 SSCI - Social Science Citation Index).

Число преподавателей, обладающих Нобелевскими или Филдсовскими премиями 20% Число часто цитируемых в научных изданиях публикаций.

Качество грегодавательского

состава Число часто цитируемых в научных изданиях публикаций.

20%

20%

Качество обучения

Число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию. Под выпускниками понимаются те, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора в исследуемом вузе. Считается только одна премия и одна степень. Больший удельный вес имеет число лиц, получивших степень после 1991 года, меньший ■ те, кто получил степень в период с 1901 по 1910 год,

Академическая производительность

Соотношение пяти вышеизложенных показателей к численности персонала вуза.

Рейтинг «Таймс» (THES):

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Опросы охватывают десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служат наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие по их мнению высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Данные глобального опроса составляют основу субрейтинга научной репутации университетов мира (THE World Reputation Rankings), который выпускается в рамках проекта отдельным изданием.

3 http://www.shanqhairankinq.com/ - Academic ranking of world universities

электронный научно-экономическии журнал

Таблица 4. Критерии успешности вузов по THES

Критерий отбора Метод отбора Значимость

вузов критерия

Отношение дохода, полученного от инновационных разработок, к числу преподавателей. Этот показатель означает степень готовности Доход от инновационных промышленности заплатить за исследование и способность университета 2,5%

разработок привлечь финансирование. В силу неоднородности предоставленных

учреждениями данных, вес этого индикатора относительно низок - 2,5%от полного индекса,

Число цитат из опубликованных научных работв 12000академических Цитирование в научной среде журналах, внесенных в базу данных Thomson Reuters' Web. 32,5%

Проанализированы публикации за период с 2004 до 2008. Этот показатель весит 32,5%общего индекса.

Отношение числа иностранных студентов к студентам из страны нахождения учебного заведения. Это является признаком глобальной Доля иностранных студентов и конкурентоспособности учреждения и его приверженности процессам

преподавателей глобализации. Б силу невозможности измерить качественные показатели 5%

студентов и проблемы, вызванные различными режимами оплаты обучения, вес данного критерия не высок в общем индексе - 2%. В категории Иностранные студенты и преподаватели -40%.

Академическая репутация 50% веса в категории Обучение и 15% в общем индексе: опрос более чем 13 тысяч респондентов. Отношение дохода вуза к размеру преподавательского состава с учетом паритета покупательской способности для объективного сравнения вузов разных стран. Этот индикатор демонстрирует общий статус учебного учреждения и дает представление о развитии инфраструктуры и сервисов, доступных Обучение студентам и преподавателям. Вес этого индикатора составляет7,5%в 30%

категории Обучение и 2,25% в общем индексе. Отношение числа первокурсников к числу преподавателей 15% веса в категории Обучение и 4,5% в общем индексе, Отношение числа докторантов к количеству бакалавров 7,5% веса в категории Обучение и 2,25% в общем индексе: большое количество докторантов означает высокое качество преподавания и упор вуза на научную деятельность. Отношение числа докторантов к числу преподавателей б% в категории Обучение и 20% в общем индексе.

Доход от научной деятельности 17,5% категории Исследования и 5,25% общего индекса: соотношение дохода от научной деятельности к числу научных сотрудников с учетом паритета покупательской способности. Доход от научной деятельности важен для развития университета, для роста его репутации на мировом уровне. Отношение числа научных публикаций к количеству персонала университета: учитываются Исследования публикации в академических изданиях, перечисленных в указателе 30%

Thomson Reuters. Этот индикатор весит 15% категории Исследование и 4,5% общего индекса. Соотношение доходов от научной деятельности к общему доходу учебного заведения2,5%в категории Исследования и 0,75%общего индекса, Низкий вес этого показателя объясняется различиями в регулирующем деятельность учебных заведений законодательстве разных стран.

Одновременно стоит отметить, что на сегодняшний день в России нет общепризнанных методик оценки успешности вузов.

Отсюда появляется следующая гипотеза научной диссертации: «конкурентоспособность вузов оценивается по показателям: число проиндексированных страниц, количество научных публикаций, качество преподавательского состава, доля иностранных студентов и преподавателей и т.д. Следовательно, для

4 https://www.timeshiqhereducation.com - The world universities ranking

повышения конкурентоспособности российских вузов необходимо приобретать компетенции повышения научной активности, качества научных исследований и количества публикаций в международных изданиях.

Динамические способности российских вузов

Быстрота и глубина изменений, происходящих во внешней среде, диктуют необходимость поиска и наращивания российскими высшими учебными заведениями динамических способностей. Их наличие в вузах позволяет объединять, создавать, реконфигурировать его внешние и внутренние компетенции.

Современные российские вузы не являются проактивными, однако у них есть все возможности ими стать. В отличие от западных учебных заведений, которые долгое время совместно с рейтинговыми агентствами разрабатывали методики оценки и критерии успешности вузов, тестировали их, оценивали результат, отечественным вузам необходимо лишь подстроиться под заданный вектор развития международного образования и достигать намеченных высот.

Статистика показывает недостаточную научную активность российских вузов в международных пространствах, хотя у нас имеются для этого все возможности и ресурсы. Мы увидели, что наличие публикаций в международных изданиях крайне важно, поскольку у иностранных преподавателей формируется представление профессиональное мнение о вузе. Чем больше научных работ определенного вуза публикуется, тем с большей вероятностью западное научное сообщество захочет приехать в Россию с различными лекциями и семинарами, что автоматически повысит критерий «Количество иностранных преподавателей, выступающих в вузе». Что, в свою очередь, заинтересует иностранных студентов в обучении в отечественных высших учебных заведениях.

Для того чтобы стать лидером на рынке, вуз должен обозначить стратегию развития таким образом, чтобы она базировалась на нескольких устойчивых конкурентных преимуществах, а не на одном. Именно для этого так необходимо создавать уникальность компетенций и увеличивать активы, которые смогут обеспечить создание ценности.

Становление ключевых показателей динамическими способностями - обеспечивает создание ключевых компетенций, которые в свою очередь служат фундаментом успешности вузов на рынке образовательных услуг. Для достижения динамических способностей, в первую очередь, необходимы инвестиции в человеческий капитал как двигатель прогресса, а также в инфраструктуру, информационные технологии и т.д.

Организация деятельности вуза, направленной на развитие динамических способностей, происходит на основе стратегического видения, которое, в свою очередь, требует четкой стратегии, основанной на динамических способностях, информирования научных сотрудников о следовании данной стратегии, активов и ресурсов высшего учебного заведения. Особое место в построении данной стратегии занимает инновационная активность российских вузов.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, стоит отметить, что высшие учебные заведения, нацеленные на создание конкурентных преимуществ, должны уделять особое внимание динамическим способностям. Ключевым моментом здесь являются процессы, а не услуги. Чем лучше они строят свои процессы, а также эффективно ими управляют, тем больше конкурентных преимуществ создают вузы. Для этого необходимо определить все внутренние процессы и выделить среди них самые важные, разработать критерии оценки, а также установить нормативные показатели, которые будут отражать результаты деятельности вуза, направленные на создание потребительской ценности.

В развитии динамических способностей можно наблюдать цепную реакцию по удовлетворению различных международных критериев успешности вузов. Что, безусловно, дает высокий синергетический эффект.

электронный научно-экономический журнал стр 12

Список литературы

1. Трачук А.В., Линдер Н.В., Арсенова Е. В. Исследование использования учебных и исследовательских кейсов на Факультете менеджмента Финансового университета\\ Стратегии бизнеса. 2015. № 4. С. 29-39.

2. Трачук А.В. Концепция динамических способностей: в поиске микрооснований\\ Экономическая наука современной России. 2014. № 4 (67). С. 39-48.

3. Collis D.J. "Research note: how valuable are organizational capabilities?", Strategic Management Journal, Vol. 15, No.8,1994, p.143-152.

4. Eisenhardt K. M., J. A. Martin. Dynamic capabilities: what are they? Strategic Management Journal, 21: 1105-1121, 2000, p. 1108-1112.

5. Helfat C. E., Peteraf M. A. Managerial cognitive capabilities and the microfoundations of dynamic capabilities. Strategic Management Journal, 2014, doi: 10.1002/smj.2247.

6. Griffith David A. and Harvey Michael G. A Resource Perspective of Global Dynamic Capabilities.// Journal of International Business Studies vol. 32, No. 3 (3rd Qtr., 2001), pp. 597-606.

7. Nelson R.R., Winter S.G. An evolutionary theory of economic change.// Belknap Press. - 2005. p.326-330.

8. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm, 2nd edition.//Oxford University Press, Oxford. - 1995. P.73-80.

9. Teece J. D. Dynamic Capabilities and Strategic Management (with Gary Pisano and Amy Shuen). Strategic Management Journal 18:7, August 1997, p. 509-533.

10. Teece J. D. Explicating Dynamic Capabilities: The Nature and Microfoundations of (Sustainable) Enterprise Performance. Strategic Management Journal, 28:13, 2007, p. 1319-1350.

11. Zollo М., Winter S. Learning, Environmental Dynamism and the Evolution of Dynamic Capabilities.// Insead R&D. - 2002. p. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.