Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ DIGITAL-ПРОСТРАНСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ САНКЦИЙ 2022 ГОДА'

РАЗВИТИЕ DIGITAL-ПРОСТРАНСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ САНКЦИЙ 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
354
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / САНКЦИИ-2022 / ONLINE-ПЛОЩАДКИ / РОССИЙСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Евсюкова Анна Андреевна

В статье на примере популярных социальных площадок анализируется развивающаяся цифровая среда России и рассматривается включение пользователей нашей страны в отечественные интернет-площадки с учетом санкционных ограничений 2022 года. Проводится сравнительный анализ с зарубежными платформами digital-пространства в период до и после санкций 2022 года, дается прогноз их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Евсюкова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIA’S DIGITAL SPACE TAKING INTO ACCOUNT THE SANCTIONS OF 2022

The article, using the example of popular social platforms, analyzes the developing digital environment of Russia and considers the inclusion of users of our country in each of the domestic sites, taking into account the sanctions restrictions 2022. A comparative analysis of domestic representatives of the digital space with the platforms of foreign representatives of the digital space in the period before the sanctions is carried out 2022 and after the 2022 sanctions, a forecast is made with further recommendations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ DIGITAL-ПРОСТРАНСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ САНКЦИЙ 2022 ГОДА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_2_127 УДК 004:33

Стефанова Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия

Евсюкова Анна Андреевна,

студент 4 курса факультета информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия

РАЗВИТИЕ DIGITAL-ПРОСТРАНСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ САНКЦИЙ 2022 ГОДА

В статье на примере популярных социальных площадок анализируется развивающаяся цифровая среда России и рассматривается включение пользователей нашей страны в отечественные интернет-площадки с учетом санкционных ограничений 2022 года. Проводится сравнительный анализ с зарубежными платформами digital-пространства в период до и после санкций 2022 года, дается прогноз их дальнейшего развития.

Ключевые слова: социальные сети; пользователи; санкции-2022; опПпе-площадки; российские интернет-платформы; зарубежные интернет-платформы,

UDC 004:33

Stefanova Natalia Aleksandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital Economics, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia

Evsyukova Anna Andreevna,

4th year student of the Faculty of Information Systems and Technologies, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia

DEVELOPMENT OF RUSSIA'S DIGITAL SPACE TAKING INTO ACCOUNT THE SANCTIONS OF 2022

The article, using the example of popular social platforms, analyzes the developing digital environment of Russia and considers the inclusion of users of our country in each of the domestic sites, taking into account the sanctions restrictions 2022. A comparative analysis of domestic representatives of the digital space with the platforms of foreign representatives of the digital space in the period before the sanctions is carried out 2022 and after the 2022 sanctions, a forecast is made with further recommendations.

Keywords: social networks; users; sanctions-2022; online platforms; russian internet platforms; foreign internet platforms.

В конце февраля-начале марта 2022 г. Евросоюз и США ввели ограничительные меры в отношении Российской Федерации в связи со специальной операцией на Украине. Вступившие в силу санкции являются колоссаль-

ными по своему масштабу, воздействующие в том числе на сферу интернет-пространства в России. В статье будет рассмотрена работа социальных площадок после введения санкций.

Под удар попали такие популярные социальные сети, как Instagram, Facebook, Twitter, сервис для создания коротких видео TikTok. Во многих регионах России на данный момент идут перебои с работой видеохостинга YouTube. Платформа видеосвязи Zoom также объявила о прекращении сотрудничества с государственными сервисами, частично с частными клиентами. Данные события отразились как на бизнесе, который во многих случаях (малое предпринимательство) выстраивал свою маркетинговую стратегию вокруг привлечения клиентов при помощи этих социальных сетей, так и на рядовых пользователях, многие из которых использовали эти площадки для распространения информации, общения и развития личного бренда. Последствия запрета негативно отражаются на экономических показателях частного бизнеса. При этом западные страны продолжают запускать в эксплуатацию новые ограничения, касающиеся цифрового пространства. Не только социальные сети, но и некоторые сайты знакомств, радиоканалы, приложения объявили о прекращении работы на территории России. О сроках продолжительности ограничительных мер информация отсутствует [8; 9].

Таким образом, санкции ударили с разных сторон преимущественно по малому бизнесу. Во-первых, закрылись торговые площадки (популярные социальные сети), во-вторых, серьезно изменились рыночные условия. «Россия является крупным игроком на мировом рынке - внешнеторговый оборот нашей страны в 2021 году достиг 789 миллиардов долларов, что является максимумом с 2013 года» [1]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что подобного рода санкции также принесут убытки и бывшим партнерам российских предпринимателей. Итак, изменение цифрового пространства в России повлекло за собой ряд изменений как в жизни отдельного человека, так и общества в целом, более того бизнес-среды.

Не рассматривая причины этих изменений, проведем анализ их последствий относительно наиболее востребованных в обществе интернет-площадкок - социальных сетей. Рассмотрим, каким образом на основе данных аналитического агентства Brand Analytics об активности российских пользователей в популярных социальных сетях в

цифрах развивалась ситуация вокруг зарубежных и отечественных интернет-сервисов за первые месяцы 2022 г. [2]

В социальной сети ВКонтакте за февраль 2022 г. было отправлено 371 597 449 сообщений. На данный момент сеть включает в себя 21 771 414 подписчиков. Целевая аудитория сети ориентирована на лиц от 25 до 34 лет, так как наибольший объем пользователей (28,03 %) составляет именно эта возрастная категория (2 746 272 чел.). Следующей по величине целевой аудиторией являются лица от 35 до 44 лет (22,84 %), что составляет 2 237 211 чел. На фоне проблем Facebook и закрытия некоторых СМИ аудитория ВКон-такте значительно увеличилась. Роскомнад-зор не высказывал претензий к платформе, и официальные представители ВК также опровергают информацию о ее блокировке.

Социальная сеть Instagram, даже с учетом санкций, продолжает активно функционировать на территории России, в нее входят 39 938 706 российских авторов. Связано это, прежде всего, с возможностью входа через сервис VPN, который представляет возможность подключения к ресурсу через другую страну, что позволяет обходить локальные ограничения и сохранять конфиденциальность. За февраль 2022 г., по данным Brand Analytics, в этой соцсети было отправлено 121 146 875 сообщений на территории России. Основную аудиторию составляют женщины (77 %), их количество - 7 315 863 чел. Мужчин-подписчиков в этой социальной сети значительно меньше - 22,91 %, что составляет 2 173 611 чел. На основе этих данных можно сделать вывод, что активным пользователям социальных сетей, целевой аудиторией которых являются женщины, стоит продолжать размещать информацию на платформе Instagram. Существует вероятность, что ограничения все же со временем отменят и снова появится возможность открытого входа на площадку, без дополнительных частных сетей, меняющих сетевое соединение на другую страну [4].

В видеохостинг YouTube, по данным аналитического агентства, входит 6 026 549 российских пользователей, общение в нем функционирует хорошо, так как за февраль отправлено 25 233 901 сообщений. Площадка работает, но для российских пользователей отключена функция монетизации. Основная

аудитория - мужчины 66,63 %, что в числовом выражении составляет 1 120 611 чел. Женщины занимают оставшиеся 33,37 %, что в числовом выражении составляет 561 111 человек (на февраль 2022 г.). На фоне блокировки зарубежных ресурсов авторы и лидеры мнений опасаются, что доступ к популярному видеохостингу также будет ограничен.

Facebook - площадка, которая из всех рассматриваемых потеряла наибольшее количество пользователей. В январе 2022 г. социальная сеть включала в себя 3 493 311 авторов, а в феврале 2022 г. - уже 3 144 723. Количество авторов после введения санкций сократилось на 348 588 чел. На данный момент основной возрастной категорией на этой площадке являются взрослые люди от 45 до 54 лет (23 386 чел., 34,42 %), на втором месте - от 35 до 44 лет (20 397 чел., или 30,02 %). Данные показывают, что этот сервис так же продолжает работу в России, хотя и со значительной потерей аудитории. «Социальная сеть Facebook ввела запрет на использование и монетизацию рекламы государственным СМИ, под удар запрета попали СМИ, среди которых «РИА Новости», телеканал «Звезда», «Лента.ру» и «Газета. ру». В компании заявили, что эти СМИ распространяют ложную информацию на фоне начавшейся 24 февраля российской военной операции на Украине» [3]. После чего изменения коснулись обычных пользователей, запуск рекламы на территории России был отключен и для них, свидетельствуют данные Facebook. Данная социальная сеть демонстрирует упадок пользователей, работает только с помощью VPN, маркирующей российскую геолокацию на другие страны.

Социальная сеть Twitter, предназначенная для публичного обмена сообщениями, выросла в аудитории с момента введения санкций. В январе 2022 г. количество авторов составляло 600 487, а в феврале 2022 г. -623 816, что говорит о приросте пользователей на 23 329 чел. Основной аудиторией являются мужчины, они составляют 62,37 % (177 113 чел.), пользователей женского пола - 106 848, или 37,63 %. Есть опасения, что эта социальная сеть тоже может попасть под санкции. «Социальная сеть Twitter намерена ограничить доступ к государственным СМИ России после того, как Евросоюз запретил трансляцию и распространение контен-

та российских изданий Sputnik и RT на территории Европы. Об этом в среду, 2 марта, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя платформы Кэти Росбро» [1]. Без сомнения, Twitter пока что является жизнеспособным, но больше подходит для коротких тезисов, чем для рекламы и бизнеса.

Активным пользователям социальных сетей стоит обратить внимание на новые социальные сети, к ним относятся как набирающие популярность ранее созданные, незаметные платформы, так и совершенно новые продукты российского рынка. Пользователям социальных сетей следует обратить на них особое внимание, ведь если заблокируют доступ к зарубежным площадкам, то эти площадки будут единственными, которые останутся. Уже сейчас было бы эффективно начинать работать с новыми сервисами, ведь они также со временем приобретут популярность и будут выполнять для бизнеса и общества те же самые функции, что и запрещенные интернет-площадки.

Социальная сеть «Одноклассники» значительно увеличилась с введением санкций. Данный российский проект запущен 26 марта 2006 г. С начала марта 2022 г. рост регистраций на данной платформе превысил 66 %. Об этом 14 марта сообщается в пресс-релизе соцсети, оказавшемся в распоряжении «Ленты.ру». Данная социальная сеть предназначена для публикации такого контента, как фотографии и видео, включает в себя добавление и прослушивание музыки, также есть возможность добавления в друзья и онлайн-переписки. Разработчики активно внедряют нововведения, поэтому на данную платформу стоит обратить внимание как компаниям, занимающимся продажами в сети Интернет, так и людям, которые активно ведут свой блог.

Отечественная медиаструктура в ноябре 2022 г. презентовала социальную сеть Yappy, основная специфика которой заключается в публикации/просмотре вертикальных видео длиной до 60 секунд. Приложение ориентировано на авторов контента и зрителей, кото -рые будут смотреть ролики в персональной ленте. В социальную сеть включен редактор для обработки видео, что в полной мере позволяет активным пользователям реализо-вывать свой творческий потенциал. По сути, это отечественный аналог соцсети TikTok.

Разработчики ЯRUS утверждают, что это первая социальная сеть, у которой слово «социальная» действительно отображает концепцию команды: никакой рекламы и цензуры. Российская социальная сеть ЯRUS очень похожа на ^адгат. Разработка сети в открытом доступе появилась в 2021 г. Функционал включает размещение/просмотр постов, бесплатное прослушивание музыки, создание отдельных блоков в виде фото и видеоматериалов, сюжетов. Пользователю автоматически подбираются подходящие новости на основе лайков, просмотров и ком -ментариев. В ЯRUS есть пользовательские чаты для обмена и передачи информации. В активной разработке находится ярус «События» - это афиша мероприятий, собираемая из событий разных городов России. Зарегистрированному пользователю возможно создать свое событие, которое попадет в общую ленту и будет просматриваться наравне с остальными мероприятиями указанного города [6].

Социальная сеть TenChat была запущена в июне 2021 г., предназначена для делового общения, поиска сотрудников и вакансий. Аудитория включает три группы: предприниматели, сотрудники компании, фрилансеры. При регистрации пользователю предлагается определить профессиональные интересы, приоритетные цели, заполнить информацию о себе. Главная лента похожа на блоки и напоминает публикации в фейсбуке или ВКонтакте: с текстом, фото/видео, комментариями, реакциями и авторством. Посты посвящены теме бизнеса. Есть отдельный раздел «Связи», в него попадают компании

2500

Рисунок 1 - Численность активных пользователей социальных сетей за март 2022 г.

и люди, с которыми у пользователя совпадают интересы. Можно подписаться на них и следить за обновлениями. Отдельный раздел внутри блока «связей» позволяет искать работодателей, компании или сотрудников через свайпы. Если случится мэтч, то пользователи могут начать деловую переписку. Получается это русский аналог LinkedIn с уклоном на продажу финансовых услуг.

Rutube - российский видеосервис, запущенный в 2006 г. На Rutube можно загрузить видео длительностью не более пяти часов или провести прямую трансляцию. Интерфейс на первый взгляд напоминает YouTube. В 2021 г. у Rutube была аудитория около 9 млн активных пользователей в месяц. Однако в 2022 г. только за первую неделю марта 2022 г. количество регистраций на выросло в 5,5 раз. Регистрироваться для просмотра роликов необязательно. Большая часть контента находится в открытом доступе - видео можно смотреть бесплатно, но есть и платные подписки. Подписки на российском видеосервисе открывают доступ к каналам с кино и спортивными трансляциями, а также к сериалам, фильмам и мультфильмам. На данный момент отечественный сервис Rutube делает упор на публикацию телевизионных шоу и передач [5].

Численность активных пользователей в млн чел. в мире за март 2022 г. приведенных выше социальных сетей на 5 апреля 2022 г. рассмотрена на рис. 1. О точном количестве пользователей умалчивает сеть Yappy, но известно, что в марте 2022 г. объем дневной аудитории вырос на 68 % по сравнению с февралем.

Лидеры продолжают держать высокую планку, но неизвестно, какая будет статистика этих социальных сетей с учетом возможного отключения платформы VPN, которая помогает российским пользователям продолжать пользоваться данными социальными площадками, несмотря на запрет на законодательном уровне.

Исходя из анализа последних данных, ко-

S000

торые представляют социальные площадки в своих ежемесячных отчетах, есть возможность наблюдать прирост пользователей на отечественных площадках, что позволяет сделать прогноз полного переключения российских пользователей на отечественные площадки в ближайшем будущем. На рис. 2 показана динамика аудитории с февраля по март 2022 г.

^ ж

J?

у*

о?

Рисунок 2 - Прирост пользователей социальных сетей с февраля по март 2022 г.

Нововведения отечественных разработчи- роста пользователей до введения санкций в ков жизнеспособны и активно развиваются с период с ноября по декабрь 2021 г. (рис. 3). учетом санкций. Рассмотрим статистику при-

500

„Г Ж у /

& '<f J

Рисунок 3 - Прирост пользователей с ноября по декабрь 2021 г.

Отметим, что отечественные социальные сети до вступления в силу санкций развивались медленнее, чем их зарубежные конку-

ренты. В табл. 1 представлен сравнительный анализ, отображающий оба периода [7].

Таблица 1 - Сравнительный анализ прироста аудитории социальных сетей

Социальные платформы Прирост аудитории в ноябре-декабре 2021 г. Прирост аудитории в феврале-марте 2022 г.

ВКонтакте 300 1000

Instagram 400 -

YouTube 450 300

Facebook 300 -

Twittter 150 23.329

Одноклассники 100 2000

ЯRUS 150 3600

TanChat 150 800

Rutube 200 7000

Yappy 200 5000

Таким образом, сейчас, как никогда раньше, набирают популярность отечественные социальные онлайн-платформы. Отдельно взятый человек или компания, которые решили позиционировать себя в Интернете, привлекая аудиторию в различных целях, в первую очередь коммерческих, должны обратить особое внимание на незапрещенные социальные платформы отечественных производителей, так как у них наблюдается тенденция роста пользователей. Площадкам стоит усилить работу по продвижению и рекламе своих услуг, расширить функциональные возможности согласно запросам пользователей и рынка.

Список литературы

1. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru (дата обращения: 01.04.2022).

2. Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru (дата обращения: 01.04.2022).

3. РБК. https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/ 02/2022/6219a9949a7947f6557b43be (дата обращения: 01.04.2022).

4. URL: https://vc.ru/social/389171-zapret-instagram-i-facebook-chto-eto-znachit-dlya-ryadovyh-polzovateley-i-dlya-biznesa (дата обращения: 01.04.2022).

5. Roistat. URL: https://roistat.com/rublog/rutube/ (дата обращения: 01.04.2022).

6. Skillbox. URL: https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %o2Fskillbox.ru %o2Fmedia %o2Fmarketing 0%2Fsotsset-yappy-otchitalas-o-roste-auditorii-chto-eto-za-platforma-i-stoit-li-tuda-idti %2F&cc_key= (дата обращения: 01.04.2022).

7. Popstern. URL: https://popsters.ru/blog/post/ aktivnost-auditorii-socialnyh-setey-v-2021-godu (дата обращения: 01.04.2022).

8. Трубинов А. А. Анализ воздействия интеллектуальной составляющей на процесс ценообразования продукции военного назначения на этапах жизненного цикла // Военно-экономический вестник. 2020. № 3. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/02VNVV320.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

9. Каштанов В. В., Дьяков В. Ф. Искусственный интеллект как ключевая технология цифровой трансформации бизнеса и экономики // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/ PDF/02MEVV319.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru (data obrashheniya: 01.04.2022).

2. Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru (data obrashheniya: 01.04.2022).

3. RBK. https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/ 02/2022/6219a9949a7947f6557b43be (data obrashheniya: 01.04.2022).

4. URL: https://vc.ru/social/389171-zapret-instagram-i-facebook-chto-eto-znachit-dlya-ryadovyh-polzovateley-i-dlya-biznesa (data obrashheniya: 01.04.2022).

5. Roistat. URL: https://roistat.com/rublog/rutube/ (data obrashheniya: 01.04.2022).

6. Skillbox. URL: https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fskillbox.ru %2Fmedia %2Fmarketing %2Fsotsset-yappy-otchitalas-o-roste-auditorii-chto-eto-za-platforma-i-stoit-li-tuda-idti %2F&cc_key= (data obrashheniya: 01.04.2022).

7. Popstern. URL: https://popsters.ru/blog/post/ aktivnost-auditorii-socialnyh-setey-v-2021-godu (data obrashheniya: 01.04.2022).

8. Trubinov A. A. Analiz vozdejstviya intellektual'noj sostavlyayushhej na process cenoobrazovaniya produkcii voennogo naznacheniya na e'tapax zhiznennogo cikla. Voenno-e'konomicheskij vestnik. 2020. № 3. URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/02VNVV320.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

9. Kashtanov V. V., D'yakov V. F. Iskusstvenny'j intellekt kak klyuchevaya texnologiya cifrovoj transformacii biznesa i e'konomiki. Voenno-e'konomicheskij vestnik. 2019. № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/02MEVV319.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.