Научная статья на тему 'Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту'

Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТНОСТИ / КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ / УРОВНИ СУБЪЕКТНОСТИ / КРИТЕРИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ РЕБЕНКА / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРЕХОД ОТ ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ / INDICATORS OF SUBJECTIVITY / THE CRITERIA OF SUBJECTIVITY / THE LEVELS OF SUBJECTIVITY / CRITERION ORIENTED METHODS OF STUDYING THE SUBJECTIVITY OF THE CHILD / AGE TRANSITION FROM PRE-SCHOOL TO JUNIOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Жуковская Ирина Анатольевна

В статье рассматривается отечественные походы к изучению личностных характеристик профессиональной деятельности. Показано, что личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности. В статье содержится анализ развития субъектности ребенка в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Процесс развития личности рассматривается как движение от досубъектного к предсубъектному и просубъектному уровням. Представлены результаты эмпирического исследования развития субъектности ребенка в обозначенном периоде с помощью авторской критериально ориентированной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The article contains an analysis of development of subjectivity of the child in the age of transition from preschool to junior school age. The process of personality development is seen as a move away from pre-subjective to before-subjective and pro-subjective levels. The results of empirical research on development of subjectivity of the child in the indicated period, with the author's criterion oriented methodology, are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(2), 2014

УДК 159.922.73

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

© 2014 О.В.Суворова, И.А.Жуковская

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Статья поступила в редакцию 13.02.2014

В статье рассматривается отечественные походы к изучению личностных характеристик профессиональной деятельности. Показано, что личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности. В статье содержится анализ развития субъектности ребенка в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Процесс развития личности рассматривается как движение от досубъектного к предсубъектному и просубъектному уровням. Представлены результаты эмпирического исследования развития субъектности ребенка в обозначенном периоде с помощью авторской критериально ориентированной методики.

Ключевые слова: показатели субъектности, критерии субъектности, уровни субъектности, критериально ориентиро-ваная методика изучения субъектности ребенка, возрастной переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Развитие субъектности шестилетнего ребенка в отечественной психологии связывается с качественным преобразованием детской активности как способа реализации потребностей и саморазвития ребенка в направлении осознанности, самостоятельности, автономности, творчества и ориентировки на смысл в различных видах деятельности, ее актуализацией в центральных личностных сферах: мотивации, саморегуляции и самосознания, в деятельности и отношениях ребенка (Л.И.Божович, Н.Я.Большунова, А.В.Захарова, В.В.Селиванов, Е.А.Сергиенко, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельд-штейн, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.).

Особое значение для развития детской субъект-ности имеет возрастной переход от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту, который связан с выбором объектного или субъектного пути развития через разрешение внутри-личностного противоречия между социальным позиционированием Я и рождением внутренней психической жизни. Конкретное содержание противоречия основано на выборе между ориентировкой на социальную оценку и смысл; потребностью в статусе, уважении, признании себя как деятеля и потребностью в любви, эмоциональной привязанности; необходимостью произвольного поведения и потребностью в творческом самовыражении; потребностью в сотрудничестве и потребностью в автономии; мотивацией достижения, интереса и мотивами отношения.

В нашей концепции структура субъектности в раннем онтогенезе включает в качестве ее ядра -преобразующую или субъектную (творческую и

Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии. E-mail: olgavenn@yandex. ru Жуковская Ирина Анатольевна, старший преподаватель. E-mail: samba dg@mail.ru

смыслообразующую) активность личности в системе деятельностей и отношений ребенка как единство саморегуляции, мотивации и самосознания, а в качестве периферических компонентов - рефлексию, свободу выбора, уникальность, самопринятие, принятие другого, саморазвитие, которые существуют в интериндивидуальной, разделенной со взрослым форме. Характер активности (творческий или репродуктивный) задается спецификой мотивации, саморегуляции и самосознания лично-сти1.

Мотивация задает направленность потока активности ребенка в системе деятельностей и отношений, характеризует ее источник, указывая на ее инициатора (внешняя или внутренняя по отношению субъекту действия) и содержание (внешнее или внутреннее по отношению к цели); саморегуляция несет в себе способы управления потоком активности и проявляется как осознанная или неосознаваемая, произвольная или волевая, автономная или зависимая, поисковая или репродуктивная; самосознание фиксирует достижения субъекта, реализует функцию атрибуции результата, на основе самопознания и самоотношения закрепляет достигнутый результат как знание о себе, своих возможностях и способностях, рождает новые притязания, цели и стремления субъекта, то есть оформляет отношение к себе как к деятелю. Типичные способы мотивации, саморегуляции, самосознания как формы субъектного опыта закрепляются в личностных сферах. Периферические свойства субъектности актуализируются в субъектном опыте взаимодействия со взрослым как с носителем субъектности, в сфере кооперации со сверст-

1 Суворова О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13. - №2 (6). - С.1416 - 1421.

никами, в процессе взаимодействия с предметно-развивающей средой2.

Субъектная активность как ядро субъектности ребенка выступает ведущим внутренним фактором саморазвития. Динамика достижений психического развития в условиях возрастного перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту свидетельствует о процессах дифференциации и интеграции, проявления и персонификации в поведении, деятельности, отношениях ребенка субъектного опыта. Творческая и смыслообразующая активность наблюдается, прежде всего, в мотивационно-потреб-ностной сфере, сфере самосознания и саморегуляции, характер изменения которых связан с рождением внутренней психической жизни (Д.Б.Эльконин) и новой социальной позиции (Л.И. Божович).

Возрастной переход от дошкольного к младшему школьному возрасту является особым периодом развития личности - сензитивным, поворотным, критическим, «узловым» периодом для развития субъектности как свойства личности ребенка. Наблюдаются выраженные качественные изменения в субъектной активности как ядре развивающейся субъектности ребенка, которые проявляются в тенденции к интеграции мотивации, самосознания, саморегуляции в направлении интернализации личности.

В исследовании О.В.Суворовой по проблеме онтогенеза субъектности ребенка выявлена тенденция к взаимосвязи между субъектными характеристиками развивающейся личности. Это позволило рассматривать субъектность как структурно-функциональную целостность и выделить показатели, критерии и уровни ее развития у детей и создать авторскую методику критериально ориентированной оценки уровня субъектности ребенка 3, изучить характеристики и параметры среды в которой развивается детская субъектность4. В качестве показателей и критериев развития уровней субъектно-личностного развития ребенка мы рассматриваем характер мотивации, уровень притязаний, характер самоописаний и самооценки, ее обоснований в системе деятельностей и отношений ребенка, тип атрибуции, саморегуляции и сотрудничества со сверстниками5. Рассмотрим качествен-

2 Суворова О.В., Потапова А.Б. Программа развития субъектности старшего дошкольника в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды дошкольного образовательного учреждения // Инициативы XXI века. - М.: 2012. - №3. - С.125 - 127.

3 Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: Монография. - Н.Новгород: 2012.

4 Суворова О.В., Потапова А.Б. Программа развития субъектности старшего дошкольника .... - С.125 - 127.

5 Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка ..

ную характеристику уровней личностного развития ребенка в обозначенном возрастном переходе.

Досубъектный уровень развития личности ребенка. Это дети с преобладанием внешней мотивации, их активизирует и направляет в деятельности и отношениях со взрослыми и сверстниками игровой мотив, отметка, широкие социальные мотивы: эмоциональное принятие сверстника, положительная оценка, одобрение, похвала взрослого. Поскольку они зависят от подкрепления извне, опора на внутренний ресурс, толерантность к неуспеху и настойчивость, волевая интенция, стремление продолжать попытки, менять способы деятельности и отношений не сформированы. Реакция на успех и неудачу в случае неодобрения остро переживается, становится неадекватной. Поскольку цели деятельности чаще ставятся извне, более инициативными детьми и взрослым, то и самоконтроль, и процесс саморегуляции, и оценка по ходу деятельности также зависит от них (зависимый самоконтроль, внешняя атрибуция успехов и неудач). Соответственно, уровень притязаний, как правило, не сформирован. Самооценка часто неадекватно завышена или занижена, преобладают простые объектные самоописания, отношение к себе как к деятелю не сформировано. Типичен репродуктивный характер деятельности и целеполагания, зависимое, полевое поведение в отношениях и совместной деятельности, взаимодействие со сверстниками - импульсивно-непосредственное.

Предсубъектный уровень развития личности ребенка. У этих детей преобладают внешние мотивы (игровой мотив, отметка, или социальный мотив), а также появляется один или два внутренних мотива (учебный, позиционный или познавательный мотив). У части детей сформирован определенный уровень притязаний, однако, возможности часто несогласованы со стремлением к успеху, с притязаниями ребенка. Соответственно, преобладает завышенная и неадекватно завышенная самооценка, простые объектные и субъектные самоописания. Локус контроля внешний или внутренний с тенденцией к объективному анализу ситуаций. Соответственно, у части детей выражен автономно-репродуктивный, у других - зависимо-поисковый уровень саморегуляции. Типичен творческий характер в игровой и продуктивной деятельности, в решении проблемно-познавательных ситуаций -чаще зависимо-поисковое поведение, они чувствительны к помощи взрослого, активны и успешны в отношениях и кооперации со сверстниками.

Просубъектный уровень развития личности ребенка. У этих детей выражена тенденция к преобладанию внутренней мотивации, сформирован адекватный или завышенный уровень притязаний. Преобладает адекватная и завышенная самооценка, наряду с объектными широко используются субъектные самоописания. Для самоконтроля характерны толерантность к неуспеху, внутренняя

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2 (2), 2014

атрибуция и объективный анализ неприятной ситуации, в познавательной деятельности фиксируются автономно-поисковый и зависимо-поисковый уровень саморегуляции. Для детей характерны интерес к деятельности, отражение себя в ней, творческий характер детских деятельностей, учеб-но-по-знавательной деятельности, инициативность и самостоятельность в отношениях, в то же время, выражена способность к кооперации со сверстниками. Дети этой группы позиционируют и отражают себя как самоценного деятеля, направлены на содержательную творческую деятельность, испытывают интерес к совместной со сверстниками деятельности, вступают в контекстное общение со взрослым, осознают свои границы, качества, способности и возможности (чего они хотят, умеют, могут, чему хотят научиться), внеситуативно относятся к себе, саморегуляция носит активный, поисковый характер, автономный или зависимый, разделенный с партнером в корреляции со сложностью задачи, ситуации.

Использование авторской методики критериально ориентированной оценки уровня субъектно-сти ребенка на выборке детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (278 чел.) позволило получить следующие результаты. Почти половина старших дошкольников (47,77%) и около трети первоклассников (30,58%) находятся на досубъектном уровне развития личности. Это дети с преобладанием внешней мотивации, их активизирует и направляет в деятельности и отношениях со взрослыми и сверстниками игровой мотив, отметка, широкие социальные мотивы (эмоциональное принятие сверстника, положительная оценка, одобрение, похвала взрослого).

Поскольку они зависят от положительного подкрепления извне, многие важные характеристики субъектности, такие, как опора на внутренний ресурс, толерантность к неуспеху и настойчивость, волевая интенция, стремление продолжать попытки, менять способы деятельности и отношений не сформированы. Реакция на успех и неудачу в случае неодобрения остро переживается, становится неадекватной. Так как задачи, цели деятельности чаще ставятся извне, более инициативными детьми и взрослым, то и самоконтроль, и процесс саморегуляции, и оценка по ходу деятельности также зависит от них (зависимый самоконтроль, внешняя атрибуция успехов и неудач). Соответственно, уровень притязаний, как правило, не сформирован. Самооценка часто неадекватно завышена, или занижена, преобладают простые объектные самоописания, отношение к себе как к деятелю не сформировано. Типичен репродуктивный характер деятельности и целеполагания, зависимое, полевое поведение в отношениях и совместной деятельности, взаимодействие со сверстниками импульсивно-непосредственное.

Низкий уровень субъектности связан с низким уровнем отражения содержания деятельности и отношений, и еще в меньшей степени себя в деятельности и отношениях, поскольку контроль и оценка процесса «отдается» взрослому как носителю социокультурных критериев и смыслов. Наиболее выражен, типичен для половины детей младшего школьного возраста и для более, чем трети старших дошкольников (52,89% и 38,85% детей, соответственно), средний уровень развития субъектности (предсубъектный уровень). У этих детей преобладают внешние мотивы (игровой мотив, отметка, или социальный мотив), а также появляется один, или два внутренних мотива (учебный, позиционный или познавательный мотив), то есть проявляется тенденция к внутренней, содержательной мотивации. У половины детей этой категории сформирован определенный уровень притязаний, однако, возможности часто несогласова-ны со стремлением к успеху, с притязаниями ребенка. Соответственно, преобладает завышенная и неадекватно завышенная самооценка, простые объектные и субъектные самоописания. Локус контроля внешний и внутренний с тенденцией к объективному анализу ситуаций. Соответственно, у части детей выражен автономно-репродуктивный, у других - зависимо-поисковый уровень саморегуляции. Типичен творческий характер в игровой и продуктивной деятельности, в решении проблемно-познавательных ситуаций - зависимо-поисковое поведение, они чувствительны к помощи взрослого, активны и успешны в отношениях и кооперации со сверстниками.

Средний уровень развития субъектности (предсубъектный уровень) является критическим для развития просубъектного уровня. Происходит процесс накопления собственного субъектного опыта, информации, из которых формируется представление о себе как деятеле, способном к творчеству, осмыслению и контролю. Количество усвоенного переходит в способность к опережающему отражению ситуаций и себя в них. Результатом формирования данного уровня является оформление абриса индивидуализированных, субъективных вариативных стратегий развития субъектности: социальных, контекстных, коммуникативных или когнитивных, логических, познавательных по своей природе в зависимости от наклонностей, способностей и успешности ребенка (типа ценностности по Н.И.Непомнящей). Соответственно, субъектность как отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразовательную активность, может развиваться через направленность и центрирование преимущественно в сфере деятельностей или в сфере отношений ребенка. Индивидуальное своеобразие реализации субъект-ности связано с преобладанием активности либо в

когнитивной, либо в социальной сфере личностного становления.

Высокий (просубъектный, или субъектно-ориентированный) уровень субъектности наименее выражен как у старших дошкольников (13,38%), так и у младших школьников (16,52%). У этих детей выражена тенденция к преобладанию внутренней мотивации, два мотива из трех в познавательно-учебной и учебной деятельности являются содержательными (учебный, позиционный, познавательный мотив), сформирован адекватный или завышенный уровень притязаний. Преобладает адекватная, основанная на знании себя, своих желаний и возможностей, у ряда детей - завышенная самооценка, наряду с объектными широко используются субъектные самоописания. Для самоконтроля характерны толерантность к неуспеху, внутренняя атрибуция и объективный анализ неприятной ситуации, они не склонны видеть причины в других, в познавательной деятельности фиксируются автономно-поисковый и зависимо-поисковый уровень саморегуляции.

Для детей с высоким уровнем субъектности характерны интерес к деятельности, отражение себя в ней, творческий характер детских деятельностей, учебно-познавательной деятельности, инициативность и самостоятельность в отношениях, в тоже время выражена способность к кооперации со сверстниками. Выявляются два типа детей с про-

субъектным уровнем развития: с преобладанием познавательной и социальной направленности, что свидетельствует о зарождении индивидуализированных стратегий реализации субъектности.

На данном уровне развития наблюдается система предпосылок к развитию субъектности как структурно-функциональной целостности. Дети этой группы позиционируют и отражают себя как самоценного деятеля, направлены на содержательную творческую деятельность, испытывают интерес к совместной со сверстниками деятельности, вступают в контекстное общение со взрослым, осознают свои границы, качества, способности и возможности (чего они хотят, умеют, могут, чему хотят научиться), внеситуативно относятся к себе, саморегуляция носит активный, поисковый характер, автономный или зависимый, разделенный с партнером в корреляции со сложностью задачи, ситуации.

Предлагаемая нами критериально ориентированная методика изучения субъектных свойств личности ребенка позволяет строить индивидуальную траекторию его развития в образовательном учреждении, направлять деятельность детской группы, основываясь на потенциале детского саморазвития.

THE STUDY OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2014 O.V.Suvorova, I.A.Zhukovskaja" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

The article contains an analysis of development of subjectivity of the child in the age of transition from preschool to junior school age. The process of personality development is seen as a move away from pre-subjective to before-subjective and pro-subjective levels. The results of empirical research on development of subjectivity of the child in the indicated period, with the author's criterion oriented methodology, are presented.

Key-words: indicators of subjectivity, the criteria of subjectivity, the levels of subjectivity, criterion oriented methods of studying the subjectivity of the child, age transition from pre-school to junior school.

Olga Veniaminovna Suvorova, Doctor of psychology, Professor of Department of classical and practical psychology. E-mail: olgavenn@yandex. ru Irina Anatolevna Zhukovskaja, Senior lecturer. E-mail: samba dg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.