Педагогика
i
УДК 37
Романова Т.Н., Григоренко Е.Н.
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Аннотация
В статье подчеркивается, что необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. Решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
I Ключевые слова: детская самостоятельность, детская инициатива, развитие самостоятельности.
ВФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы также является условием, которое необходимо для создания социальной ситуации развития детей.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых значимых. Волевые качества личности являются важной стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Очень важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка - это самостоятельность.
Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, развития внимания, мышления, речи и т. п. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
Что такое самостоятельность?
Наиболее популярные ответы:
- это действие, которое человек осуществляет сам, без помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств и т. д.;
- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью;
- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самостоятельно.
Эти определения точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, допустим, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она -не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Целеустремленность у малыша проявляется в безудержных инициативах: мыть посуду, как мама, или забивать гвозди в стену, как папа. Но на первых порах
нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «вспышки» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко прекратить или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
1. Когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает игрушки; сам идет мыть руки, когда его зовут обедать; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
2. Дошкольник самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и похожих ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Таня без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Маша сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила гостье, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
3. Возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в разных условиях.
Таким образом, самостоятельность всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. Чем лучше и осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире
Педагогика
у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях повседневной жизни.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (проектной, игровой, исследовательской, познавательной и т. п.).
В целях пробуждения у детей инициативности и самостоятельности воспитатели применяют различные методы и приемы. К ним можно отнести:
- дидактическую игру;
- развитие коммуникативных качеств;
- продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация);
- самоорганизованную деятельность;
- трудовую деятельность;
- метод «проектов»;
- развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
Для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:
- предоставлять ребятам самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им осуществлять собственные замыслы;
- выделять и приветствовать даже минимальные успехи дошкольников;
- не критиковать результаты деятельности воспитанника и его самого как личность;
- формировать у ребят привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться различными игрушками и пособиями;
- для поддержки инициативы в творческой, досуго-вой деятельности по указанию воспитанника создавать для него все необходимые условия;
- содержать в открытом доступе разные атрибуты к развлечениям;
- поддерживать различные творческие начинания малыша.
Подводя итог можно сказать, что такую черту личности ребёнка как инициативность и самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Литература
1. Морозова А.С. Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/12/razvitie-samostoyatelnosti-i-initsiativy-detey-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 19.04.2023).
УДК 37
DOI 10.21661/r-559602
Соболева Н.В., Данилова С.А.
Интерактивная коммуникативная командная игра «Навигатор дружбы» в составе авторских пособий инновационного модуля «Дом эмоций»
Аннотация
В статье рассматривается использование интерактивной коммуникативной командной игры «Навигатор дружбы» в детском образовательном учреждении. Авторы предлагают свой опыт развития коммуникативных навыков дошкольника.
I Ключевые слова: Навигатор дружбы, Дом эмоций, интерактивная игра, командная игра, коммуникативная игра.
В соответствии с приоритетным направлением образовательной деятельности, которое реализуется в детском саду №194 «Капитошка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, педагогическим коллективом накоплен значительный опыт по созданию условий для благоприятного социально-коммуникативного развития дошкольников, становления их эмоционального интеллекта и обеспечения позитивной социализации.
Являясь участником региональной опорной площадки по реализации ФГОС ДО в направлении соци-
ально-коммуникативного развития, педагогический коллектив нашего детского сада разрабатывает множество авторских методических пособий, одним из них является инновационное интерактивное оборудование «Дом Эмоций» по развитию эмоционального интеллекта дошкольников.
Оно представляет собой большой передвижной модуль с играми и пособиями, среди которых много авторских. Модуль «Дом Эмоций» одновременно является накопителем и интерактивным центром, частью провоцирующей развивающей предметно-пространственной среды.