УДК 379.8
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Хренова Вера Александровна
заместитель заведующего по УВР, МДОУ Тереньгульский детский сад «Солнышко», Ульяновская область, р. п. Тереньга E-mail: solnyshko. detskiysad. 90@mail. ru
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TOURISM BASED ON LOCAL HISTORY CONTENT
Khrenova Vera Alexandrovna
Deputy Head of Educational Work, MDOU Terengulsky kindergarten "Sunny", Ulyanovsk region, r. p. Terenga E-mail: solnyshko. detskiysad. 90@mail. ru
Аннотация. В статье раскрывается содержание развития детского туризма на материале краеведческого содержания, что во многом зависит от возможностей педагогов, развития их творческого потенциала.
Abstract. The article reveals the content of the development of children's tourism based on the material of local history content, which largely depends on the capabilities of teachers, the development of their creative potential.
Ключевые слова, памятник природы, детский туризм, краеведческое содержание, образовательная деятельность.
Keywords: natural monument, children's tourism, local history content, educational activity.
Многие ученые отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с миром природы, соприкасается с ним, с богатством и разнообразием его красок. Отсюда следует вывод, о целесообразности формирования первых представлений о валеологии в дошкольном возрасте, о воспитании бережного отношения и любви к миру вокруг нас, маленькой частичкой которого мы являемся.
В настоящее время, содержание дошкольного образования нацеливает педагогических работников на духовно-нравственное воспитание ребенка. Культурологический подход в системе взаимодействия с детьми, помогает решению данного вопроса. Предполагается, что отношение педагога будет направлено не только на усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и на способы усвоения, на образы и способы мышления, на развитие и воспитание культуры ребенка.
В условиях современности, когда дошкольное образование находит свои индивидуальные черты за счет национальной специфики ставится акцент на раннем изучении детьми родной культуры, истории. Так как это ведет к поиску новых альтернативных программ дошкольного образования.
Окружающая среда, общество, быт людей, стремительно преображаются, благодаря культуре, поэтому она оценивается как источник общественных нововведений. Из этого исходит огромное стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации.
В Тереньгульском детском саду «Солнышко» был разработан и реализован проекта «Детский туризм глазами девочек и мальчиков».
Цель данного проекта: развитие детского туризма на материале краеведческого содержания. Достижение целей проекта зависит от возможностей педагогов, развития их творческого потенциала.
Задачи проекта «Детский туризм глазами девочек и мальчиков»:
1. Разработка методов работы по развитию детского туризма на основе ознакомления с материалом краеведческого содержания, знакомство с природными достопримечательностями Тереньгульского района: памятником природы Скрипинские Кучуры.
2. Разработка содержания туристических маршрутов краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 года - сентябрь 2022 года.
Участники проекта: педагоги ДОО, помощники воспитателей, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно взрослым формировать и поддерживать интерес к оздоровлению детей. Мы выбрали инновационную форму - детский туризм, совместно с родителями. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.
Валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен [3].
Проект «Детский туризм глазами девочек и мальчиков» способствует валеологическому просвещению.
Этапы реализации проекта «Детский туризм глазами девочек и мальчиков» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации проекта «Детский туризм глазами девочек и мальчиков»
Этапы реализации проекта Содержание работы Методы работы по развитию детского туризма Участники
Подготовит ельный 1. Обсуждение и утверждение темы проекта на педагогическом совете ДОО. 2. Создание творческой группы по разработке проекта. 3. Подбор и изучение литературы по теме проекта. 1. Анализ литературы по теме: «Неделя здоровья "Мы - туристы"» 2. Прогулка-поход «Достопримечательности родного поселка» Педагоги ДОО, родители (законные представители)
Основной 1. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за каждый этап проекта. 2. Разработка проекта «Детский туризм глазами девочек и мальчиков», как формы организации работы по ознакомлению с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края. 2. Апробация проекта в условиях ДОО. 1.Беседа по здоровьесбережению «О пользе туристических походов» 2. «Неделя здоровья "Мы - туристы"» (рассказ; игра; демонстрация (показ), беседа) 3. Физкультурный досуг «Путешествие по тропе здоровья» (игра; анализ и решение проблемных ситуаций; инструктаж) Педагоги, родители, помощники воспитателей и воспитанники ДОО
Итоговый 1. Презентация проекта 1.Спортивный праздник «Юные туристы» (рассказ; игра; демонстрация (показ); беседа; анализ и решение проблемных ситуаций; инструктаж) Педагоги, родители, помощники воспитателей и воспитанники ДОО
Направления работы проекта состояли из двух блоков: 1) методическая работа с родителями и педагогами; 2) образовательная деятельность с детьми
(рис. 1). ( Проект
«Детский туризм глазами девочек и мальчиков»
1 блок Методическая работа с родителями и педагогами
2 блок
Образовательная деятельность с детьми
Рис. 1. Направления работы проекта 180
Со сроками и формами работы направления «Развитие туристического потенциала педагогов, родителей и воспитанников ДОО на основе ознакомления с культурными, историческими и природными достопримечательностями Тереньгульского района» можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 2.
Таблица 2
Развитие туристического потенциала педагогов, родителей и воспитанников ДОО на основе ознакомления с культурными, историческими и природными достопримечательностями Тереньгульского района (сроки, формы работы)
Сроки Формы работы
1 неделя 1.Лекторий для родителей «Заповедная зона Скрипинских Кучур». 2. Экскурсия в заповедную зону Скрипинских Кучур. 3. Интеллектуально - экологическая игра для родителей и педагогов «Прекрасное рядом».
2 неделя 1. Консультация для родителей «Физическое развитие ребенка в процессе приобщения к историческим и природным достопримечательностям родного края». 2. Мастер-класс «Навыки выживания в лесу». 3. Просмотр видеофильма «Детский туризм».
3 неделя 1. Интеллектуальная игра для родителей «Поле чудес Скрипинских Кучур». 2. Мастерская «Малахитовая шкатулка». 3. Круглый стол «Организация мини-заповедника в ДОО «Скрипинские Кучуры».
4 неделя 1. Создание фотоальбома «Заповедный памятник Тереньгульского района». 2. Педагогическая лаборатория «Туристические тропы Скрипинских Кучур». 3. Презентация проекта «Детский туризм: глазами девочек и мальчиков».
Разнообразие форм работы позволяет не только знакомить педагогов, родителей и воспитанников ДОО с историей родного края, но и активизирует их творческие, физические способности, повышает общую и туристическую культуру.
Рассмотрим такую форму работы как лекторий для педагогов, родителей и воспитанников ДОО «Заповедная зона Скрипинских Кучур».
Цель лектория: познакомить педагогов, родителей и воспитанников ДОО с версиями возникновения Скрипинских Кучур, особенностями флоры и фауны
заповедника; расширить родителей знания педагогов, родителей и воспитанников ДОО в области естественных наук, геологии и истории; стимулировать валеологическое развитие.
1. Лекция по геологии, беседа с детьми о природных памятниках Тереньгульского края, рассматривание картин с изображением ландшафта
Из лекции можно будет узнать о горном ландшафте, монолитных глыбах песчаника, гребнях холмов Скрипинских Кучур. О том, что кварцевый песчаник можно увидеть благодаря тектоническому поднятию и многом другом, что является необычайно интересным.
2. Лекция-практикум по биологии, мастер-класс для детей «Малахитовая шкатулка»
Лекция-практикум предполагает прогулку по заказнику среди стопятидесятилетних сосен и др.
3. Лекция по истории, дидактическая игра «Составь объект -карту»
Краевед-экскурсовод расскажет сведения о песчанике, о том, как
добывался песчаник и как его использовали, уточнит понятие жерновичного камня, какие виды жерновов в разные века использовались.
Кроме этого, будет рассказано про языческие культы, существовавшие на территории области. Прогулка к языческому «идолу и жертвеннику».
4. Лекция «Легенды Скрипинских Кучур», дидактическая игра «Карта достопримечательностей родного края»
Краевед-экскурсовод сообщает о разных легендах Скрипинских Кучур. Среди которых: легенда про великанов, легенда про ведьмино вождение, легенда про чёрных пришельцев.
5. Лекция о красоте, игра «Что на что похоже», конкурс на самый необычный снимок камней, прогулка по «Саду камней», «лабиринту», «пирамиде», самостоятельная фотосессию
Содержание лекции включает в себя знакомство с необычными природными объектами Скрипинских Кучур, игру «Что на что похоже», конкурс на самый необычный снимок камней, прогулку по «Саду камней»,
«лабиринту», «пирамиде», самостоятельную фотосессию.
6. Семинар «Мои впечатления»
На семинаре обсуждаются следующие вопросы: что именно понравилось, что запомнилось, что хотелось бы посмотреть. Организована выставка фотографий по Кучурам, проведен обмен фотографиями.
Туристический маршрут краеведческой направленности, разработанный для детей старшего дошкольного возраста «Юный краевед», запомнился и удивил своей красотой и великолепием.
Таким образом, педагоги, родители и воспитанники ДОО знакомятся с версиями возникновения Скрипинских Кучур, особенностями флоры и фауны необычайно красивого заповедника. Разработанные и реализованные нами методы работы по развитию детского туризма на основе ознакомления с материалом краеведческого содержания, знакомство с природными достопримечательностями Тереньгульского района: памятником природы Скрипинские Кучуры; разработанный туристический маршрут краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Юный краевед» -все это позволило достичь цель нашего проекта: развитие детского туризма на материале краеведческого содержания. А достижение целей проекта зависит от возможностей педагогов, развития их творческого потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» // под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - С. 27-31.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 17-24.