РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Завгородняя Т.В., к.э.н., Завадская В.В.,
Финансовый университет при Правительстве РФ (Омский филиал)
Как известно, денежное обращение представляет собой движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах. Это движение денег обслуживает реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в экономике страны. Развитие денежного обращения любой страны зависит как от ее внутренних историко-экономических факторов (развитие рынка товаров и услуг, покупательная способность национальной денежной единицы, уровень милитаризации экономики, бюджетное устройство и бюджетный процесс, денежно-кредитная политика на каждом этапе развития и др.), так и внешних факторов (развитие торговых отношений, участие в военных событиях др. регионов, валютные и кредитные отношения с другими странами, экспорта инфляции др. странами и др.). Поэтому и проводимые мероприятия по стабилизации денежного обращения и укреплению денежной системы в каждой стране, в т.ч. и в России, в один и тот же исторический период имеют свою особенность. Своеобразный интерес представляет собой период Х1Х-ХХ1 вв.
В результате непроизводительных расходов, ведения войн царским самодержавием в России сложилась хаотичная и чрезвычайно запутанная бумажноденежная система: денежное обращение носило инфляционный характер. К середине XIX века в России начали бурно развиваться капиталистические отношения, требующие определенного упорядочения денежного обращения. Без устойчивой денежной системы нельзя было осуществлять в широких масштабах накопление капитала, развивать торговлю и кредитные отношения. В устойчивости денежной системы был заинтересован и иностранный капитал, поскольку такие страны, как Англия, Франция, Германия, ранее, чем Россия, вступившие на капиталистический путь развития, нуждались в огромном внешнем рынке, каким была Российская империя. Продавая свои товары, предприниматели этих стран хотели быть уверенными, что вырученные в результате продажи деньги не будут обесцениваться.
Интересы внутреннего и иностранного капитала вынудили царское правительство в 1895-97гг. провести денежную реформу, в результате которой была создана денежная система золотомонетного стандарта. Золотое содержание рубля составило 0,77 г чистого золота. В обращении находились золотые монеты достоинством 15 руб., 10 руб., 7 р. 50 к., 5 руб. и банковские билеты (банкноты), свободно размениваемые на золото. Право выпуска банковских билетов предоставлялось Государственному банку, для чего правительство выделило ему золотой разменный фонд в 862,5 млн. руб. Выпускаемые в обращение банкноты на сумму до 600 млн.руб. обеспечивались в размере не менее 50% золотом, выпущенные сверх 600 млн. руб. должны были полностью (рубль за рубль) покрываться золотом. В обращении находилась также серебряная и медная монета, выпуск которой разрешался не более 3 руб. на душу населения.
По состоянию на 1 января 1914г. денежная масса в обращении состояла из 65,2% кредитных билетов (1665 млн. руб.), 19,3% золотых монет (494 млн. руб.), 8,8% серебряных монет (226 млн. руб.), 0,7% медных монет (18 млн. руб.) и 6% билетов государственного казначейства (150 млн. руб.).
Создание новой денежной системы способствовало оживлению российского промышленного, сельскохозяйственного и торгового капитала, а также внедрение иностранных капиталов в экономику России (особенно в угольную, нефтяную и металлургическую промышленность). В то же время были повышены налоги на основные предметы потребления (сахар, керосин, хлопок), а также на табак и водку.
Несмотря на высокий процент обеспечения банкнот золотом, денежная система была неустойчивой вследствие экономической отсталости страны, слабости государственных финансов (наличия значительного дефицита государственного бюджета) и громадной внешней задолженности. Кроме того, денежная система России была неэластичной, поскольку выпуск кредитных билетов в обращение зависел от наличия золотого запаса, который не имел прямой связи с товарооборотом.
В начале первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен и разрешался выпуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государства. В результате банковские билеты фактически превратились в бумажные деньги. Россия вступила в полосу длительной инфляции. Правительство Каренского (пришедшее к власти после февральской революции) использовало
денежную эмиссию даже в больших масштабах, чем царское правительство. Количество денег в обращении по сравнению с довоенным периодом увеличилось в октябре 1917г. больше чем в 9 раз и составило на 1 ноября 1917г. 22,4 млрд. руб.; цены на хлеб выросли в 16 раз, картофель - в 20 раз, сахарный песок - в 27 раз, мясо - в 5 раз. Доход от эмиссии бумажных денег правительство использовало для финансирования антиреволюционных и военных расходов. За восемь месяцев существования Временного правительства рубль обесценился в 4 раза (он стоил лишь 6 довоенных копеек). В обращении, кроме кредитных билетов и новых денежных знаков Временного правительства - керенок - использовались различные денежные суррогаты - обязательства государственного казначейства, облигации государственных займов, различные чеки, боны, марки, выпускавшиеся не только правительством, но и местными властями, отделениями различных банков, торгово-коперативными организациями и даже частными лицами.
Необходимость перестройки денежной системы легла в основу денежной политики нового правительства (в период и после Октябрьской революции). Исходя из того, что только устойчивые деньги могут выступать в качестве орудия учета и контроля за мерой труда и мерой потребления, за производством и распределением продукции; уже в декабре 1917г. был разработан проект оздоровления денежного обращения, включающий обмен обращающихся денежных знаков на новые, создание единого Народного банка, введение поимущественного подоходного налога, создание единого бюджетного хозяйства и пр. Для привлечения средств населения были отменены введенные ранее ограничения выдач денег с текущих счетов частных лиц, если они были внесены в банк после 1 января 1918г. Наличные деньги из касс банка выдавались государственным предприятиям и организациям только для выплаты заработной платы и покупок у частных лиц, причем круг предприятий, которым разрешались такие покупки, был ограничен.
Реформу предполагалось начать осенью 1918г. (предварительно очистив денежное обращение от различных суррогатов - купонов, марок, бон), однако осуществить ее не удалось из-за гражданской войны и иностранной военной интервенции. В период «военного коммунизма» резко сократились доходы государственного бюджета и выросли расходы. Бюджетный дефицит увеличился с 31,1 млрд. руб. в 1918г. до 1055,6 млрд. руб. в 1921г., а эмиссия бумажных денег выросла с 33,6 до 943,6 млрд. руб. Ускорение темпов обесценения денег вело к расшатыванию и без того неустойчивой денежной системы. Кроме того, нарушался принцип эквивалентности обмена (к 1921г. 93% всей заработной платы выплачивалось в натуральном виде, отменялось взыскание квартплаты и коммунальных платежей и др.), когда деньги уже не могли нормально выполнять функцию меры стоимости. На местных рынках появились натуральные эквиваленты (зерно, соль и др.), что подрывало финансовую базу государства. Все это вызывало необходимость принципиальных изменений в сфере денежного обращения страны.
Для улучшения обращения денег и сокращения денежной массы в 1922-1923гг. были проведены две деноминации, т. е. уменьшено номинальное выражение эмитируемых денежных знаков. При первой деноминации 1 рубль вновь выпускаемых денежных знаков приравнивался к 10 тыс. руб. денежных знаков старых образцов, а при второй деноминации денежные знаки образца 1923г. приравнивались к 100 руб. в денежных знаках образца 1922г. Денежная реформа 1922-24гг. включала в себя выпуск в обращение новых банковских билетов (банкнот) в червонцах. Государственный банк, эмитировавший банковские билеты, становился эмиссионным центром наряду с государственным казначейством.
Банкноты обеспечивались золотом в размере 25% суммы денег, выпускающихся в обращение (хотя на золото они не разменивались), а в остальной части - векселями и легко реализуемыми товарами. Золотое содержание червонца было установлено такое же, как золотой 10-рублевой монеты дореволюционной чеканки (7,7423 г чистого золота). Курс червонца в иностранной валюте устанавливался на основе золотого паритета и фактически был стабильным с небольшими колебаниями. Принимая червонцы в обмен на иностранную валюту по паритету и осуществляя активную валютную политику по изъятию из обращения банкнот путем их покупки на доллары и фунты стерлингов, Госбанк поддерживал курс червонца по отношению к мировым валютам.
В отличие от обесценивающихся бумажных денег банкноты не оседали в каналах денежного обращения, поскольку они выпускались в обращение в процессе кредитования экономики, т.е. исходя из потребностей товарооборота, и возвращались в банк при погашении ссуд. Выпуск червонца препятствовал внедрению в оборот золота и иностранной валюты. Эмиссия Государственным банком червонцев дала возможность непосредственного регулирования значительной части денежного обращения, что создавало предпосылки для перехода в дальнейшем к его планированию.
Наличие бюджетного дефицита не позволило сразу закончить денежную реформу. По-прежнему, хотя и в меньших масштабах, использовались обесценивающиеся бумажные деньги (совзнаки). Система параллельного обращения двух видов денежных знаков (устойчивых червонцев и обесценивающихся совзнаков) существовала до марта 1924г.
Важное значение для формирования новой денежной системы имело введение (сент. 1921г.) валютной монополии: Наркомфину поручалось производить покупку золота, платины и иностранной валюты и запрещалось совершать эти операции всем без исключения организациям, учреждениям и лицам. С апреля 1922г. эта функция возлагалась на Государственный банк.
В феврале 1924г. эмиссия совзнаков прекратилась, в обращение были выпущены государственные казначейские билеты (достоинством 1,3,5 руб.), а также серебряная и медная монета. Между казначейским билетом и банковским (червонцем) устанавливалось твердое соотношение - 1 червонец = 10 руб. казначейскими билетами. Таким образом, золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,77423 г чистого золота.
С 1930г. Госбанк приступил к составлению кассовых планов, на основании которых стал осуществлять прямое планирование денежного обращения.
С 1922г. по 1961г. золотое содержание рубля изменялось дважды: в 1937г. и в 1950г., а с 1 января 1961г.оно уже составляло 0,987412г. В этот период в обращении находились денежные знаки трех видов: билеты Государственного банка СССР (10,25,50 и 100 руб.), государственные казначейские билеты (1, 3, 5 руб.) и металлическая монета (1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб.).
В связи с огромным расширением налично-денежного оборота предприняты попытки ограничить его для юридических лиц. Для всех хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо. Все платежи за материальные ценности предприятия, организации и учреждения осуществляют со своих расчетных, текущих, бюджетных счетов, на которых хранятся их денежные средства.
Расчеты осуществляются, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков на основе полученных от хозорганов расчетных документов (платежных поручений, платежных требований-поручений, расчетных чеков). Формы безналичных расчетов в Российской федерации определяются правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством.
Следует отметить, что в современных условиях, когда инфляционные процессы стали наращивать свои темпы (и цикл в целом значительно изменился), правительство и Центральный банк проводят ряд мероприятий по сдерживанию денежной массы в целом: установлен так называемый «валютный коридор», границы которого периодически пересматриваются; оживилась работа на рынке государственных ценных бумаг; деноминация 1998г., сократившая общий объем денежной массы, и др. Однако низкий уровень эффективности проводимых мероприятий связан не только с объективными, но и с рядом субъективных факторов, как внешних, так и внутренних (с чем было сказано выше).
Не смотря на то, что доля наличных расчетов в общем объеме розничных платежей постепенно снижается, она остается довольно высокой - около 90,2%. Кроме этого с 2005 по 2012 гг. количество наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раз и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн. рублей.
В платежном обороте происходит замещение наличных расчетов безналичными расчетами. Однако платежная система не может функционировать исключительно в безналичном виде. Наличные деньги являются наиболее ликвидным денежным средством и денежным резервом, что придает особое значение обеспечению прочности и устойчивости наличной составляющей денежной массы. Во всех странах, как с рыночной, так и с административной моделями экономики налично-денежное обращение занимает небольшую часть, но оно имеет огромное значение.
Необходимость самого налично-денежного обращения, на наш взгляд, связана с весьма существенными преимуществами наличных денег:
- прием в платежи в качестве законного средства в любых условиях;
- моментальное осуществление расчетов;
- анонимность использования;
- легкость в применении;
- возможность жесткого контроля эмиссии и обращения со стороны государства.
Стабильность функционирования денежной системы в государстве обеспечивается путем
эффективного регулирования денежного обращения. Особенностью Российской Федерации, и ее главной проблемой является большая доля наличных денег в обороте, что усиливает значение его регулирования.
В нашей стране налично-денежное обращение организуется государством в лице Центрального Банка, который несет ответственность за управление денежной наличностью в стране от момента заказа банкнот и монеты до их уничтожения. А также, и за то, чтобы обеспечение экономики и населения наличными деньгами было своевременным, достаточным и эффективным. В России Центральный банк дополнительными методами регулирует налично-денежные потоки. Одним из таких методов является составление и исполнение прогноза кассовых оборотов.
Налично-денежное обращение является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики, так как оно обслуживает:
1) получение и расходование денежных доходов населения;
2) частично межбанковские расчеты;
3) частично расчеты между хозяйствующими субъектами, а также внутри них.
Соответствие прогнозных и фактических значений показателей, отражающих количество
наличных денег в Российской экономике, можно проследить в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.
Исходя из прогнозных и фактических данных показателя «Наличные деньги в обращении» можно заметить, что на протяжении всего периода фактические значения превышают прогнозные, причем практически в одном со отношении. Объем наличных денег в обращении в 2011 году составлял 7149,6 млрд. рублей, в 2012 году этот показатель поднялся до 7667,7 млрд. рублей, что на 6,76 % больше чем в предыдущем году. В 2013 году фактический объем денежной наличности составил 8300 млрд. рублей, увеличившись уже на 7,62 % по сравнению с 2012 годом. К концу 2014 года ожидается значение показателя - 8601 млрд. рублей, но по опыту прошлых лет, на наш взгляд, фактический показатель будет выше прогнозного в среднем на 6,5-7,5 % (на 01.10.14 г. показатель равен 6959 млрд. рублей).
Несмотря на рост безналичных расчетов путем применения различных видов платежных карт, на долю наличных денег приходится подавляющая часть расчетов с населением.
Постепенное увеличение наличных денег в экономике свидетельствует о том, что наличные деньги по-прежнему являются главным инструментом при осуществлении розничных платежей, а также данная тенденция связана с большим доверием к наличным деньгам со стороны населения.
Организация наличного денежного обращения - процесс трудоемкий, дорогостоящий и сопряжен с определенными рисками. Современные тенденции развития наличного денежного обращения в России практически такие же, как и в развитых странах: использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизация денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизация и автоматизация обработки наличности, модернизация ее хранения, поддержание чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству.
Проблемы разработки новых схем наличного денежного обращения, совершенствования организационной структуры и технической базы обработки денег с целью снижения операционных расходов находятся в центре внимания специалистов Банка России. При решении вопросов оптимизации систем управления наличным денежным обращением центральными банками ряда стран привлекаются специализированные организации.
Вместе с тем перед центральными банками всех стран стоят общие задачи по обеспечению стабильности и повышению эффективности наличного денежного обращения:
- мониторинг состояния и перспективы наличных и безналичных платежей;
- повышение эффективности обработки поступающих из обращения денежных знаков;
- снижение затрат на содержание запасов денежной наличности;
- обеспечение безопасности;
- разработка новых защитных признаков банкнот и противодействие фальшивомонетничеству;
- контроль за процессами наличного денежного обращения в условиях развития аутсорсинга.
Рассматривается вопрос о предоставлении коммерческим организациям права хранения
денежной наличности Банка России. Другим способом снижения затрат является оптимизация внутренней деятельности Банка России, которая проводится по следующим направлениям:
1) централизация процессов обработки денежной наличности и оптимизация сети учреждений
Банка России;
2) модернизация обработки и хранения денежной наличности;
3) внедрение 1Т-технологий в сфере обработки денежной наличности;
4) стандартизация и унификация процессов НДО;
5) чистота наличного денежного обращения;
6) рециркуляция.
Помимо снижения затрат, Банк России старается минимизировать риски, связанные с организацией наличного денежного обращения. Для этого устанавливаются правила обработки, транспортировки и хранения денежной наличности для учреждений Банка России и кредитных организаций.
Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России должен совершенствовать работу по защите денежных знаков от подделки. Например, разработка банкнот с обновленным набором элементов защиты. В результате таких модификаций количество поддельных денежных знаков Банка России за последние шесть лет снижается.
Несмотря на достаточно позитивную динамику развития инфраструктуры безналичных платежей, тем не менее, подавляющее большинство розничных трансакций в России до сих пор совершается наличными деньгами. Это связано с тем, что наличные деньги имеют ряд преимуществ, которые еще долгое время не позволят заменить их электронными аналогами.
Однако темпы роста количества держателей карт недостаточно высоки, и в большинстве случаев (82,5% пользования банковской картой в 2012 г.) карты используются для снятия наличных денег через банкоматы. При этом Россия занимает первое место в мире по количеству банкоматов на 1000 человек (Рис. 2). Этот показатель в очередной раз иллюстрирует неготовность российских граждан использовать безналичные средства платежа.
Банк России заинтересован в увеличении доли безналичных расчетов, однако он не способен преодолеть эту проблему в одиночку. Например, вероятность владения банковской картой зависит от уровня доходов населения, для увеличения которых необходимо вмешательство государства. Только комплексное поступательное развитие всех регионов страны обеспечит, в том числе и рост безналичных расчетов.
Реактивный подход (направлен на последовательное гармоничное развитие ситуации): Совершенствование инфраструктуры безналичных платежей; Стимулирование безналичных платежей в торговых сетях; Повышение финансовой грамотности населения (проведение конференций, семинаров, консультаций по экономическим вопросам).
Проактивный подход (предлагает разработать ряд мер и механизмов к ускоренному развитию безналичного оборота): Ограничение наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. рублей; Обязательство переводить заработную плату, пособия, пенсии на банковскую карту.
По мнению ЦБ РФ, применение административных мер, в частности ограничение суммы наличных расчетов, нарушает права граждан на приобретение товаров и услуг. Целесообразнее создать благоприятные условия для расширения безналичных платежей, а не применять запреты. Мы, в свою очередь, полностью согласны с таким мнением.
Наличное денежное обращение будет продолжать занимать ведущие позиции в системе розничных расчетов России. Неразвитость инфраструктуры, особенности менталитета наших граждан еще долго не позволят стране полностью перейти к безналичным платежам. Поэтому Банк России продолжает уделять внимание реорганизации НДО, переходя к частично децентрализованной операционной модели: применение аутсорсинга, оптимизация внутренней деятельности ЦБ, снижение рисков в сфере НДО.
Однако развитие системы безналичных расчетов является важной задачей ЦБ. Она позволит снизить уровень теневой экономики РФ, увеличить количество собираемых налогов.
В целях совершенствования денежной системы РФ Банк России должен:
разрабатывать систему валовых счетов для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, осуществляемых в режиме реального времени; совершенствовать тарифную политику;
* осуществлять разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов; предпринимать меры по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем; для сокращения денежного оборота продолжить работу по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных
информационных технологиях; поддерживать инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые могут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт; способствовать развитию и расширению применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы; продолжить работу по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций, что обязательно должно коснуться международных отношений; в целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных риской в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие рискориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике.
Таким образом, денежное обращение в России, устойчивость денежной системы и меры воздействия на нее с помощью различных рычагов денежно-кредитной политики зависят от внутриэкономического развития страны, ее места в мировом хозяйстве и мировой торговле, исторических, политических условий, финансовых процессов и возможностей, определяющих уровень стабильности страны в целом.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 01.07.2015);
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 13.07.15);
3. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон РФ от 20.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) ;
4. Александрова Л.С. Обращение наличных денег / Л.С. Александрова // Банковские услуги. -2014. - №7. С. 65-68.;
5. Завадская В.В. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития региональной экономики» / В.В. Завадская, Т.В. Завгородняя. Омский филиал Финансового университета при правительстве РФ - Омск, 2012. 438 с.
6. Завгородняя Т.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для студентов экономических специальностей / Т.В. Завгородняя, С.Е. Метелев. Федеральное агентство по образованию, РГТЭУ, Омский институт (филиал) - Омск, С-Принт 2007. - 244 с.
7. Завгородняя Т.В. Денежная система Российской Федерации в современных условиях: учебное пособие / Т.В. Завгородняя - Омск, издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 91с.
8. Завгородняя Т.В., Завадская В.В. Проблемы развития и особенности денежного обращения.-Омск, 2016.- 115с.
9. Ресурсы Internet: GAAP.RU; www.cbr.ru;www.fedcom.ru;www.micex.ru;www.minfin.ru