Научная статья на тему 'Развитие делового туризма в Пермском крае'

Развитие делового туризма в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1207
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ И СЕРВИС / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС-ТУРИЗМ / TOURISM SERVICES / BUSINESS TOURISM / BUSINESS-TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киряева Екатерина Константиновна, Мандрица Сергей Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению делового туризма как одного из основных сегментов рынка туриндустрии в Пермском крае. Дано описание краткосрочного вечернего ознакомительного тура по городу Перми, рассчитанного на бизнес-туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to business tourism as one of the main segments of the hospitality market in the Perm region. The description of the short evening tour around the city of Perm, is designed for business-travelers.

Текст научной работы на тему «Развитие делового туризма в Пермском крае»

УДК 796.5 (470.53)

Киряева Екатерина Константиновна

студентка кафедры теории и методики физической культуры

Мандрица Сергей Анатольевич

доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической

культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-91-21 e-mail: serge yam 62@mail. ru

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Ekaterina K. Kiryaeva

Student of the Chair of Theory and Methodology of Physical Culture

Sergei A. Mandrytsa

PhD, Professor of the Chair of Theory and Methodology of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: sergeyam62@mail. ru

THE DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN THE PERM REGION

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению делового туризма как одного из основных сегментов рынка туриндустрии в Пермском крае. Дано описание краткосрочного вечернего ознакомительного тура по городу Перми, рассчитанного на бизнес-туристов.

Ключевые слова: туризм и сервис, деловой туризм, бизнес-туризм.

Abstract. The article is devoted to business tourism as one of the main segments of the hospitality market in the Perm region. The description of the short evening tour around the city of Perm, is designed for business-travelers.

Key words: tourism services, business tourism, business-tourism.

К настоящему времени разными исследованиями подтвержден тот факт, что туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по размеру мультипликативного эффекта на экономику. Один рубль вложений в сферу

© Киряева Е.К., Мандрица С.А., 2016

туризма приносит почти 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент существует и в занятости -1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. В среднем поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов - во все сферы бизнеса, соучаствующие в обслуживании туристов: пассажирский транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность [1].

Согласно исследованию Всемирного совета по путешествиям и туризму (WWTC) общий вклад туризма в ВВП России в 2011 г. был чуть менее 3.4 трлн руб. (106 млрд долл.), или 5,9 % от общего объема ВВП, что превышает ВВП автомобилестроения или химического производства. Путешествия и туризм в России поддерживают около 4 млн прямых, косвенных и индуцированных рабочих мест, генерируют больше рабочих мест, чем в химической промышленности, и почти столько же рабочих мест, сколько в секторе финансовых услуг. Вклад туризма в ВВП России растет быстрее, чем большинство других секторов. Он будет расти в среднем на 4 % годовых в течение ближайших десяти лет, темпами выше, чем экономика в целом [10].

Хорошо известно, что в России есть регионы, обладающие большими природными ресурсами и развитой промышленной инфраструктурой. Развитие туризма в таких регионах важно не только с точки зрения поступления финансовых средств, но и обеспечения отдыхом и оздоровлением местного населения, удержанием молодежи в регионе, без которой инновационное развитие данного региона не возможно. Один из таких регионов - Пермский край, ведущими отраслями промышленности которого считаются добывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, машиностроение, металлургия, лесная промышленность. Основными конкурентными преимуществами Пермского края по сравнению с другими регионами России являются: наличие природных ресурсов, основу которых составляют минерально-сырьевые ресурсы, лесные и водные ресурсы; энергоизбыточность региона и транзитное положение в транспортной сети России [8].

Не вызывает сомнения, что Пермский край обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия. Здесь происходят экономические, спортивные и культурные события. В этом регионе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры. Пермский край с 2015 г. участвует в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 гг.)» по проекту «Пермь Великая». Согласно проекту будут созданы новые туристские кластеры: «Ашатли», «Белая гора», «Парма», «Усьва», «Золотанка». Деловой туризм в регионе во многом связан с организацией конференций и форумов как регионального, так и международного масштабов. За 20 лет

работы выставочного центра «Пермская ярмарка» в его проектах приняли участие представители более 60 стран мира, в том числе стран Европы, Великобритании, США, Канады, Скандинавских стран, Китая и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Ежегодно «Пермская ярмарка» принимает свыше 200 тыс. посетителей [3].

На сегодняшний день большая часть туристов посещает Пермский край с деловыми и профессиональными целями (42 %); на втором месте по посещениям находятся туристы, цель посещения которых - отдых и рекреация (29 %), на третьем месте - туристы, приезжающие в Пермский край с целью лечения и профилактики (24 %). Таким образом, конкурентные туристические преимущества региона с учетом потенциала развития (потребительского спроса) и доходности отдельных туристических направлений определяют пятерку приоритетных видов туризма для Пермского края [2]:

1) деловой;

2) активный;

3) культурно-познавательный и культурно-событийный;

4) лечебно-оздоровительный;

5) круизный.

В табл. 1 представлен рейтинг разных видов туризма для Пермского края [2].

Таблица 1

Рейтинг видов туризма для Пермского края

Туристические ресурсы региона Потенциал развития туристского направления в регионе Добавленная стоимость видов туризма

1. Активный 1. Деловой 1. Деловой

2. Деловой 2. Культурный (событийный) 2. Лечебно-оздоровительный

3. Культурный (познавательный, событийный) 3. Активный 3. Круизный

4. Круизный 4. Культурный (познавательный) 4. Активный

5. Лечебно-оздоровительный 5. Лечебно-оздоровительный 5. Культурный (познавательный)

6. Этнографический 6. Круизный 6. Культурный (событийный)

Проведенный относительно недавно анализ проблем развития туристской дестинации Пермского края [4] показал, что в целом ситуация по развитию внутреннего и въездного туризма в Пермском крае аналогична многим российским регионам. Тем не менее, несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе, Пермский край не занимает в России лидирующих позиций, значительно уступая регионам-конкурентам. Вклад туризма в экономику края составляет около 1,1 %.

Наиболее распространенным для края по числу обслуженных туристов и обороту (общей стоимости проданных путевок) является выездной туризм (до 90 % объема туристского рынка Пермского края).

Не следует забывать и о таких преимуществах делового туризма, как слабовыраженная сезонность и высокая платежеспособность. Как правило, деловой туризм можно совместить с посещением различных достопримечательностей, экскурсионным или активным отдыхом, шопингом.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО, UNWTO), международный туризм в 2014 г. принес мировой экономике более 7,5 трлн долл. В свою очередь индустрия MICE принесла мировой экономике 1,18 трлн долл. за 2014 г. Странами-лидерами индустрии MICE (в денежном выражении) являются США и Китай. По данным Международной ассоциации делового туризма (Global Business Travel Association, GBTA), рост китайского сектора MICE увеличился вдвое с 2013 г. Российский сектор MICE является молодым, но быстроразвивающимся направлением построения эффективной модели международного делового общения и диалога между участниками современных международных экономических отношений. Доля российского сектора MICE на сегодняшний момент превышает 30 % рынка Восточной Европы [9].

К настоящему времени Россия занимает шестое место в мире в сфере MICE. Так, в 2011 г. около 2 миллионов гостей из-за рубежа посетили различные деловые мероприятия, которые проводились в России. Страной номер один в мире по проведению MICE (деловые встречи, поощрительные туры, организация конференций и корпоративных мероприятий) назван Китай, принявший в 2011 г. около 7,9 миллиона гостей. На втором месте Франция (около 5 миллионов), на третьем - Италия (около 3,5 миллиона). В топ-10 стран деловой сферы туризма вошли также Германия, Испания, Турция, Малайзия, Гонконг и Великобритания [5]. В то же время США продолжают оставаться мировым лидером по объему расходов туристов сегмента MICE. Согласно прогнозам Euromonitor International, число деловых путешественников значительно вырастет к 2016 г. Предполагается, что за это время китайский рынок MICE примет дополнительно около 7,1 миллиона гостей, США - 3,6 миллиона, Турция и Саудовская Аравия - по 2 миллиона, Индия и Марокко -по 1,5 миллиона, Сингапур - 1,4 миллиона, Индонезия и ОАЭ - по 1,3 миллиона. Российский рынок MICE до 2016 г. может принять на 1,3 миллиона гостей больше, чем в 2011 г. [5].

При сравнении мирового рынка делового туризма и российского можно отметить, что в России из всех видов бизнес-путешествий сегодня наиболее активно развивается выставочный туризм. Его доля на отечественном рынке составляет 40 %, в то время как на мировом рынке - 11 % (см. рисунок). Несколько отстают показатели по индивидуальному туризму: в России на долю индивидуального туризма приходится 45 % по сравнению с мировыми показателями, которые составляют 70 %. Быстрыми темпами в России развивается и инсентив-туризм, его доля составляет 5 % и наблюдается тенденция роста. Интересен и тот факт, что в 2014 г. процент бизнес-туристов

в выездном потоке составил 20,0 %, а во въездном - 14,5 % [7]. Не менее привлекательным направлением делового туризма является индивидуальный туризм (Meetings), который может быть рассчитан на одного-двух или более человек. На время обслуживания может быть предоставлен автомобиль с водителем и персональный гид-экскурсовод. Тур рассчитывается полностью под требования заказчика. Доля этого сегмента делового туризма составляет 45 %. В последние 5 лет произошла переориентация продолжительности индивидуальных деловых поездок с недели до 2-3 дней. Если раньше под такой поездкой понималось желание посетить другую страну, то сегодня такие поездки носят исключительно деловой характер, а клиенты пользуются возможностью заключить договоры, установить связи, приобрести технологии и др. Самым быстрорастущим сегментом делового туризма в России является инсентив-туризм (Incentives). У разных туроператоров на его долю приходится от 5 до 15 % объема продаж [7].

Рис. Структура рынка делового туризма за 2014 год [7]

Можно отметить, что деловой туризм в Пермском крае в целом демонстрирует заметный рост. Это обусловлено не только средствами, которые планирует выделить государство на развитие в этом регионе туризма в целом, но и привлечением зарубежных инвесторов, инвесторов из других регионов нашей страны. В сумме это создает прочную платформу для развития делового туризма, так как сам процесс создания туристической инфраструктуры уже включает в себя классические деловые поездки, выставки, конференции, форумы и т.д. [6].

Очевидно, что развитие делового туризма на базе новейших информационных технологий и последних мировых достижений может стать одним из эффективных ресурсов развития отечественных компаний и их

интеграции в мировой экономический процесс. Грамотное освоение этого ресурса позволит уже в ближайшее время получить заметную отдачу для всей экономики края и страны в целом [6].

В данной статье представлен тур «Вечерний город» с экскурсионным маршрутом по вечерней Перми, который разработан для приезжих туристов, целью поездки которых является деловой туризм.

За время обзорной экскурсии «Вечерний город» туристы должны ознакомиться с несколькими достопримечательностями Перми, отражающими историю и культуру Пермского края, а также погрузиться в атмосферу вечернего города (табл. 2).

Таблица 2

Программа тура «Вечерний город»

Время Маршрут

В летнее время (с начала мая по конец августа)

18:00 Место встречи гида с туристами (назначается клиентами)

18:20 Пешая прогулка по ул. Сибирская от ворот Горьковского парка до Пермского театра оперы и балета

19:10 Пермь I, надпись «Счастье не за горами»

19:40 Ул. Ленина, скульптуры «Пермяк соленые уши», «Пермский медведь»;

20:00 Посещение сувенирного магазина

20:30 Возвращение в гостиницу

В зимнее время (с сентября по апрель)

18:00 Место встречи гида с туристами (назначается клиентами)

18:20 Посещение музея «Дом Мешкова»

19:10 Обзорная экскурсия по городу на автомобиле, ул. Сибирская

19:30 Ул. Ленина скульптура «Пермяк соленые уши», «Пермский медведь»;

20:00 Посещение сувенирного магазина

20:30 Возвращение в гостиницу

Тур «Вечерний город» разработан специально для бизнес-туристов. Главной проблемой таких людей является практически полное отсутствие свободного времени. Данный тур является компактным и удобным, так как за 2 часа у туристов будет возможность увидеть ряд важных достопримечательностей города Перми, в сопровождении гида-историка. Также бизнес-туристам не нужно тратить время на поиски сувенирного магазина, что тоже для них очень важно. В программу тура (табл. 2) входит также посещение сувенирной лавки, в которой можно приобрести сувениры для себя, своих близких и конечно же коллег по работе.

Стоимость тура - от 500 до 7000 руб. с человека. Цена тура зависит от количества человек в группе и от класса автомобиля (табл. 3).

Стоимость услуги гида-экскурсовода:

- группа от 1 до 3 человек - 3000 рублей/2 часа;

- группа от 4 до 6 человек - 3500 рублей/2 часа;

- группа от 7 до 10 человек - 4000 рублей/2 часа;

- группа от 11 до 15 человек - 5000 рублей/2 часа.

Таблица 3

Стоимость транспортного обслуживания во время тура «Вечерний город»

Машина Цена транспорта за 2,5 часа

Группа от 1 до 3 человек

Toyota Camry 1600 рублей

Lexus GS 300 1800 рублей

Lexus ES 250 2400 рублей

Mercedes-Benz W211 2400 рублей

Mercedes Benz W220 2400 рублей

Porsche Cayenne 3600 рублей

Porsche Cayenne Mercedes Benz 4000 рублей

Toyota Land Cruiser 200 4000 рублей

Группа от 4 до 6 человек

Mercedes Benz Viano 2000 рублей

Группа от 7 до 10 человек

Ford Transit 1800 рублей

Mercedes-Benz Sprinter 515 2600 рублей

Группа от 11 до 15 человек

Ford Transit 1800 рублей

Mercedes-Benz Sprinter 515 2600 рублей

Реклама обзорной экскурсии «Вечерний город» будет распространяться в форме буклетов в отелях, ресторанах, а также на конференциях, форумах, выставках и других мероприятиях, проходящих в городе Перми.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое направление в индустрии туризма, как деловой туризм, в России развивается быстрыми темпами. Титул ключевых центров делового туризма по-прежнему принадлежит Москве и Санкт-Петербургу. Конечно, возможность предоставить необходимые услуги для размещения бизнес-туристов, проведения мероприятий и т.д. оправдывает их статус. Для успешного развития делового туризма в России требуются большие вложения в развитие туристской инфраструктуры, транспортных путей сообщения и, конечно, временной ресурс. Пермский край имеет огромный потенциал для развития делового туризма, так как является одним из крупных экономических субъектов Российской Федерации, а также имеет богатое культурное наследие. За последнее время власти уделяют большое внимание развитию туризма на территории Пермского края, считая преимущественным такое направление, как деловой туризм, на который приходится более 40 % совершаемых поездок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Все о туризме [Электронный ресурс]. URL: http ://Tourlib.Net/Statti Tourism/Seregina.Htm.

2. Государственная программа «Развитие туризма» [Электронный ресурс]. URL:

http://Www.Permkrai.Ru/Upload/Medialibrary/9db/21.%20postanovlenie Pravitelstv a Permskogo Kraya Ot 14 Fevralya 2014 G N 80p Ob Utverzhdenii Gosudarst vennoy Programmi Quotrazvitie Turizmaquot File.Pdf.

3. Губская К.В., Зырянов А.И. Сезонность туризма в Пермском крае // Географический вестник. 2016. № 2 (37). С. 119-127.

4. Дудецкий Д.Ю. Концепция развития туристской дестинации и пути повышения ее конкурентоспособности (на примере Пермского края) // Вопросы современной экономики. 2014. № 1 (5). С. 104-118.

5. Казанцева В. Российский рынок делового туризма - шестой в мире. М.: Риа: Туризм, 2012.

6. Концепция программы развития туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.permraion.ru/ res/fs/file12895.doc.

7. Кучеренко И.М. Деловой и корпоративный туризм в рамках глобализации мировой экономики // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Ермоленко, З.М. Хашевой, Е.Н. Клочко. Краснодар, 2015. С. 79-84.

8. Огнева С.В., Кузьмина Н.В. Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края) // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9, № 3 (59). С. 51-62.

9. Смагина Н.Н. Международное бизнес-взаимодействие в современных условиях глобализации мировой экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.14 / [Место защиты: Рост. гос. эконом. ун-т «Ринх»]. Ростов н/Д., 2015. 28 с.

10. Tourism in Russia contributes more to gdp than automotive manufacturing [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org/media-centre/press-releases/press-releases/2012/tourism-in-russia-contributes-more-to-gdp-than-automotive-manufacturing/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.