Научная статья на тему 'Развитие человеческого ресурса в процессе профессионального образования'

Развитие человеческого ресурса в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ВЫПУСКНИК / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / СЛУЖБА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сендеров В.Л., Бровцина Е.Ю., Озик В.В.

с учетом начального исторического периода развития служб содействия трудоустройству выпускников в российских университетах и на основе собственных исследований современного состояния эффективности трудоустройства выпускников, определена структура проблемной области, сформированы принципы и основные направления ее разрешения. Приведен пример внесения в этой связи упреждающих изменений в организационную структуру управления службы содействия трудоустройства выпускников Центра занятости «МГОУ имени В.С. Черномырдина»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сендеров В.Л., Бровцина Е.Ю., Озик В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого ресурса в процессе профессионального образования»

инвестиций; определяет будущее компании; создает и увеличивает конкурентное преимущество организации.

Использование подобных подходов позволит организации получить устойчивое конкурентное преимущество на перспективу в виде человеческих ресурсов, обеспечивающих стратегически значимые цели организации.

Литература

1. Кадровый потенциал предприятия / Суходоева Л.Ф.// Экономика и финансы: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - №3. - 2007.

2. Хермелин И., Лайвенс Ф., Робертсон А.Т. , «Прогностическая валидность Центра оценки: метаанализ». Журнал «Организационная психология». 2011. Т.1 №1.

3. Куприянов Е.А., «Стоит ли игра свеч: Валидность Центров оценки». Журнал «Организационная психология». 2011. Т.1 №1.

4. Оценка персонала. [Электронный ресурс]// Режим доступа к сайту: http://www.grandars.ru/college/biznes/ocenka-personala.html

5. Guion, R.M. (1991), Personnel assessment, selection and placement. In M.D. Dunnette & L.M. Hough(Eds.), Handbook of industrial and organizational psychology, (p.335), Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.

В.Л. Сендеров Е.Ю. Бровцина В.В. Озик

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF THE HUMAN RESOURCE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация: авторами, с учетом начального исторического периода развития служб содействия трудоустройству выпускников в российских университетах и на основе собственных исследований современного состояния эффективности трудоустройства выпускников, определена структура проблемной области, сформированы принципы и основные направления ее разрешения. Приведен пример внесения в этой связи упреждающих изменений в организационную структуру управления службы содействия трудоустройства выпускников - Центра занятости «МГОУ имени В.С. Черномырдина».

Ключевые слова: мониторинг, карьерное развитие, организационная структура управления, выпускник, качество образования, занятость, трудоустройство выпускников, служба содействия трудоустройству.

Abstract: authors, taking into account the initial historical stage of development of services of assistance to employment of graduates at the Russian universities and on the basis of own researches of a current state of efficiency of employment of graduates, defined structure ofproblem area, principles and the main directions of its permission are created.

Keywords: monitoring, career development, organizational structure of management, graduate, quality of education, employment, employment of graduates, service of assistance to employment.

Для отражения современного состояния вопроса по заявленной выше тематике целесообразно кратко познакомиться с начальной новейшей историей создания служб занятости в системе профессионального образования и выделить проблемную область в

© Сендеров В.Л., Бровцина Е.Ю., Озик В.В., 2012

обеспечении эффективности развития человеческого ресурса в системе профессионального образования:

2001 год - Министерство образования и науки на коллегии Минобразования России от 25.09.2001 №14/1 принимает программу «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования».

2004 год - из решения коллегии Федерального агентства по образованию от 23.11.2004 года «О содействии занятости, трудоустройству и поддержки экономической самостоятельности молодых граждан» предписывается осуществлять содействие в трудоустройстве на базе Региональных центров по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.

Примененное смысловое понятие «содействие», что означает «деятельное участие в чьих-нибудь делах, с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности»[1], сохранено и поныне, не претерпев изменений в сторону другого смыслового понятия, означавшего бы определенную степень профессионального участия.

2006 год - из Приказа Федерального агентства по образованию (Рособразования) от 01.12.2006г. №1467 «Об итогах приема в учреждения профессионального образования, выпуска специалистов в 2006 году и задачах по совершенствованию трудоустройства выпускников».

Предусмотреть на 2007 год в рамках реализации на конкурсной основе Федеральной целевой программы развития образования проекты, направленные на решение вопросов методического и материально-технического обеспечения развития системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

проводить оформление заявок подведомственных образовательных учреждений на лицензирование профессиональных образовательных программ с учетом их профильности и потребности регионов в подготовке кадров;

в целях улучшения ситуации по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования обеспечить в срок до 1 апреля 2007 г. создание в каждом образовательном учреждении службы содействия трудоустройству выпускников;

осуществлять ежегодное формирование проекта контрольных цифр приема в образовательные учреждения с учетом складывающейся демографической ситуации, потребности рынка труда и анализа трудоустройства выпускников;

2006 год - из информационного письма от 07.12.2006 №2179/12-18 руководителям подведомственных образовательных учреждений профессионального образования «Об итогах приема в учреждения профессионального образования, выпуска специалистов и задачах по совершенствованию трудоустройства выпускников», в целях формирования эффективной программы взаимосвязи выпускаемых специалистов с потребностями рынка труда ставятся задачи:

создание эффективной концепции системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

создание банков данных рынков образовательных услуг;

создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

В 2006 году по инициативе Ректора МГОУ Э.О. Цатуряна создан Центр содействия карьерному развитию, занятости, трудоустройству учащейся молодежи и выпускников МГОУ (Центр занятости МГОУ).

Организационная структура управления и основные направления его деятельности, приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура управления Центра содействия карьерному развитию, занятости, трудоустройству учащейся молодежи и выпускников МГОУ (Центр занятости МГОУ) 2007 - 2010 гг.

Основные направления в деятельности.

1. Мониторинг трудоустройства молодых специалистов - выпускников университета совместно с Управлением контроля и качества образовательной деятельности.

2. Установление партнерских отношений и деловых связей с работодателями.

3. Информационная поддержка обеспечения программ занятости студентов, обучающихся и выпускников МГОУ.

4. Организация и проведение специализированных семинаров, ярмарок вакансий, выставок, профконсультаций.

Согласно итогам мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников, проведенного МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана по заданию Министерства образования и науки, Центр занятости МГОУ в 2009 году занял четвертое место в рейтинге соответствующих вузовских центров Российской Федерации.

2010 год - из письма Министерства образования и науки № ИК-35/03 от 18.01.2010 «О создании и функционировании центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования»: « ... во исполнении Плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. №1193-р, в части профессиональной ориентации молодежи с учетом спроса на рынке труда, Минобрнауки России приняло решение о создании системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования всех уровней (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) на базе Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (КЦСТ), что позволит:

• координировать деятельность центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее - центров)

• расширить возможности информирования студентов и выпускников учреждений профессионального образования о вакансиях на рынке труда всех субъектов Российской Федерации;

• осуществлять мониторинг трудоустройства выпускников в целях гибкого реагирования на изменения на рынке труда и оперативного принятия управленческих решений при оказании образовательных услуг населению. Учитывая изложенное, Минобрнауки России рекомендует:

• создать в структуре учреждений профессионального образования всех уровней (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) центры (службы) содействия трудоустройству выпускников;

• активизировать работу по содействию трудоустройству выпускников в существующих центрах.

В настоящее время практически в каждом учреждении высшего профессионального образования имеется служба содействия трудоустройству выпускников, которые выполняют существенную работу по обеспечению эффективности трудоустройства студентов и выпускников.

Однако, проблема известного разрыва между качеством подготовки выпускника и требованиями к этому рынка труда, предъявляемые в процессе набора персонала конкретным работодателем, а как показали результаты научно-исследовательской работы прикладного характера кафедры Антикризисного управления по тематике «Управление карьерным развитием личности в процессе среднего (общего) и высшего профессионального образования» - значительная часть очерченной выше проблемной области лежит в плоскости принципиальной несостыковки принципов и методов формирования и функционирования систем управления профессиональным образованием на уровне конкретной образовательной организации и систем управления персоналом работодателя, в необходимости антикризисного управления карьерным развитием личности в процессе среднего (общего) и высшего профессионального образования, преобладания в теоретико-методическом обосновании формирования систем управления профессиональным образованием различного рода стратегических программ управления изменениями на фоне слабой теоретико-методической и организационно-технологической проработанности возможностей для их реализации, пока еще не разрешается в должной мере.

Отсюда следует постановка в общем виде принципиальной теоретико-методической платформы усовершенствования функционирования университетских служб занятости с упреждающей приоритетностью внесения изменений в организационную структуру управления в интересах развития человеческого ресурса, аккумулированного в университете. Усовершенствовать систему управления университетской службой занятости на основе организации кластерного инфраструктурного окружения, создания матричной организационной структуры управления развитием человеческого ресурса в университете, широкого применения, с учетом специфики образования и конкурентных угроз, принципов и методов управления персоналом, антикризисного управления, мониторинговых систем внешнего и внутреннего применения (рис. 2).

В настоящее время приведенная организационная структура управления находится в процессе дальнейшей модернизации.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. -23-е изд., испр. - М.: 1991.

Рис. 2. Принципиальная организационная структура управления развитием человеческого ресурса в процессе среднего (общего) и профессионального образования на примере ФГБОУ ВПО «МГОУ имени B.C. Черномырдина» 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.