Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДОХОДЫ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / DEVELOPMENT / STANDARD OF LIVING / INCOME / LIFE EXPECTANCY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Л. Н., Пруель Н. А., Градусова В. Н.

В статье на основе анализа данных Организации Объединенных Наций и материалов официальной статистики выявляются основные тенденции человеческого развития в Российской Федерации и Республике Беларусь. Делается вывод о том, что Республике Беларусь удалось добиться более значительных результатов в области гуманитарного развития, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Более высокое положение Российской Федерации в рейтинге стран по индексу развития человека, формируемом ООН, объясняется большей величиной валового внутреннего продукта в расчете на душу населения. Однако значения таких индикаторов человеческого развития, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, а также уровень грамотности взрослого населения и охват обучением населения в возрасте 7-24 лет, свидетельствуют о более значительном прогрессе в этой сфере в последние годы в Республике Беларусь. Для Российской Федерации и других стран - членов Евразийского экономического союза в решении проблем гуманитарного развития может быть полезен опыт Республики Беларусь в сфере организации здравоохранения и образования, а также снижения неравенства в доходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS: KEY ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

Based on an analysis of data of United Nations and official statistics outputs, the article identifies the main trends in human development in the Russian Federation and the Republic of Belarus. It is concluded that the Republic of Belarus managed to achieve more significant results in the field of humanitarian development, which is confirmed by the data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. The higher position of the Russian Federation in the ranking of countries according to the United Nations Human Development Index is explained by the larger gross domestic product per capita. However, the values of such indicators of human development as life expectancy at birth, as well as adult literacy rate and enrollment in the population aged 7-24 education, indicate more significant progress in this area in recent years in the Republic of Belarus. For the Russian Federation and other countries - members of the Eurasian Economic Union the experience of the Republic of Belarus in organizing health care and education, as well as reducing inequality in income, can be useful in solving the problems of humanitarian development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 331

Л. Н. Липатова

Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)

Н. А. Пруель

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)

В. Н. Градусова

Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Принята к публикации 18.08.2020

В статье на основе анализа данных Организации Объединенных Наций и материалов официальной статистики выявляются основные тенденции человеческого развития в Российской Федерации и Республике Беларусь. Делается вывод о том, что Республике Беларусь удалось добиться более значительных результатов в области гуманитарного развития, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Более высокое положение Российской Федерации в рейтинге стран по индексу развития человека, формируемом ООН, объясняется большей величиной валового внутреннего продукта в расчете на душу населения. Однако значения таких индикаторов человеческого развития, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, а также уровень грамотности взрослого населения и охват обучением населения в возрасте 7—24 лет, свидетельствуют о более значительном прогрессе в этой сфере в последние годы в Республике Беларусь. Для Российской Федерации и других стран — членов Евразийского экономического союза в решении проблем гуманитарного развития может быть полезен опыт Республики Беларусь в сфере организации здравоохранения и образования, а также снижения неравенства в доходах.

Ключевые слова: развитие человека, уровень жизни, доходы, продолжительность жизни, образование.

БО!: 10.32324/2412-8945-2020-3-50-54

Кардинальные изменения условий жизнедеятельности в России в начале 1990-х гг., связанные с распадом союзного государства и чередой не вполне продуманных и удачных реформ, привели к резкому падению уровня жизни россиян и главного показателя, отражающего весь комплекс жизненных условий, — продолжительности жизни. Еще в 1990 г. граждане нашей страны жили в среднем 69,19 года, в 1995 г. — только 64,52 года. А среднестатистический российский мужчина в те годы не доживал даже до пенсии: в городской среде продолжительность жизни мужской части населения составляла 58,3 года, на сельских территориях страны — 57,64 года [3, с. 104].

Резко ухудшились позиции России в мировом рейтинге и по уровню человеческого развития. Оценку развития человека в странах мира ежегодно осуществляет Программа развития ООН (ПРООН). В этой работе принимают участие как эксперты данной авторитетной органи-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 3 (21). © Л. Н. Липатова, 2020 © Н. А. Пруель, 2020 © В. Н. Градусова, 2020

зации, так и независимые международные эксперты. Исследование опирается на статистические данные национальных институтов и других международных организаций.

В методике ООН индикаторами человеческого развития приняты: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень грамотности взрослого населения, степень охвата обучением граждан в возрасте 7—24 года. Расчет интегрального показателя человеческого развития — индекса человеческого развития (ИЧР) — проводится по трем равновесным слагаемым: доходам, долголетию и образованию.

Результаты такой оценки представляются в специальной серии докладов ПРООН о развитии человека. Страны мира, по которым имеются необходимые данные для расчета ИЧР, ранжируются и подразделяются в зависимости от значения итогового индекса на четыре группы: с очень высоким уровнем человеческого развития, с высоким уровнем, со средним уровнем, с низким уровнем гуманитарного развития.

В 1990 г. Россия находилась в рейтинге по уровню развития человека на 33-м месте, а в 2000 г. — только на 60-м месте. Но самые низкие позиции страна заняла в 2007 г., расположившись на 71-й строке [5]. Главная причина ухудшения страны в мировом рейтинге гуманитарного развития — снижение продолжительности жизни россиян. Процесс восстановления был длительным. Величина ключевого индикатора жизненного уровня населения — продолжительности жизни — до уровня конца 1980-х гг. восстановилась только в 2011 г., а преодолела 70-летний рубеж в 2012 г. [3, с. 104].

В 2019 г. в исследование по оценке гуманитарного развития были включены 189 стран. По данным Доклада ООН о развитии человека 2019 г., Российская Федерация занимает в рейтинге 49-е место, соседствуя с Аргентиной и Республикой Беларусь. Имея ИЧР, равный 0,824, Россия сохранила свои позиции в группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития.

В эту постоянно расширяющуюся группу, включавшую в 2019 г. 62 страны, из числа государств — членов Евразийского экономического союза вошли также Республика Беларусь и Казахстан, имевшие одинаковое значение ИЧР (0,817) и поделившие 50-е и 51-е места рейтинга. Армения с индексом человеческого развития 0,760 заняла 81-ю, а Киргизия — 162-ю строку мирового рейтинга (ИЧР — 0,674) [6].

Прогресс в социально-экономической сфере обеих стран очевиден: еще в 2016 г. оба государства входили в группу стран мира с высоким уровнем человеческого развития и, имея равные значения ИЧР (0,798), делили 50-ю строку рейтинга [6].

Для других государств — членов Евразийского экономического союза полезно детально

проанализировать факторы гуманитарного развития в Российской Федерации и Республике Беларусь и, опираясь на накопленный этими странами опыт в решении вопросов человеческого развития, построить свои национальные программы развития человеческого потенциала — главного богатства любого цивилизованного государства.

Цель данного исследования — на основе сравнительного анализа показателей развития народонаселения, уровня жизни и образования определить основные тенденции и выявить главные проблемы, сдерживающие развитие человека в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач: анализ индикаторов человеческого развития, принятых методикой ООН; анализ уровня жизни с использованием более широкого круга показателей; проведение межстрановых сопоставлений.

При проведении исследования для анализа данных ООН, Федерального органа государственной статистики Российской Федерации были использованы различные методы демографического и экономико-статистического анализа.

Анализ демографической ситуации в странах, ставший объектом данного исследования, показывает, что по продолжительности жизни населения Беларусь опережает Россию: 74,4 года против 72,7 года (табл. 1). Возможно, одной из причин того, что в Беларуси люди живут дольше, является более выраженная социальная направленность государственной политики этой страны. Так, на финансирование здравоохранения из государственного бюджета Республики Беларусь выделяется 4,2 % ВВП страны (2016 г.), на образование — 4,7 % (2017 г.). В России эти расходы соответственно составляют 3,1 % (2017 г.) и 3,5 % (2017 г.) [4, с. 126—127].

Таблица 1

Показатели, характеризующие уровень человеческого развития в Российской Федерации

и Республике Беларусь

Показатель Российская Федерация Республика Беларусь

Ожидаемая продолжительность жизни, число лет, 2017 г. 72,7 74,4

Охват населения образованием, удельный вес численности обучающихся на определенном уровне образования в процентах от численности населения в возрасте, официально соответствующем данному уровню* 2017/2018 уч. год 2015/2016 уч. год

начальное образование 103 102

среднее образование 98 104

высшее образование 84 87

Численность обучающихся по программам высшего образования, на 1 000 человек населения, 2016 г. 46 47

Валовой внутренний продукт на душу населения, по паритету покупательной способности, долл. США, 2011 г. 22 502 16 603

Удельный вес населения, находящегося за чертой бедности, %, 2017 г. 13,2 5,9

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), %, 2017 г. 41,0 26,9

Примечания: Данные приводятся по: [1, с. 683 ; 2, с. 687 ; 4. с. 108, 109, 132, 134].

* Уровень 1МСКО (МСКО 1) — начальное образование. Предполагает учебную и образовательную деятельность, направленную на обучение основным навыкам чтения, письма и математики (т. е. грамотность и счет) и на создание серьезной основы для изучения и понимания базовых областей знаний, для развития личности, для подготовки к обучению на первом этапе среднего образования. В России этому уровню соответствует начальное общее образование.

Уровни 2 и 3 МСКО (МСКО 2 и 3) — среднее образование (первый и второй этапы), предполагающее учебную и образовательную деятельность, базирующуюся на начальном образовании, но отличающуюся более углубленным и специализированным изучением предметов, и готовящую как к выходу на рынок труда, так и к послесреднему нетретичному (уровень 4 МСКО) образо-

ванию и третичному (высшему) образованию. В целом, образовательные программы среднего образования классифицируются как программы средней степени сложности. В России 1-му этапу среднего образования (МСКО 2) соответствует основное общее образование, 2-му этапу (МСКО 3) — обучение по образовательным программам среднего общего образования, среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования; программам профессионального обучения (для лиц, не имеющих среднего общего образования).

Уровень 4 МСКО (МСКО 4) — послесреднее нетретичное образование. Направлено на приобретение учебного опыта обучающимися на базе среднего образования и на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования. Оно обеспечивает индивидуальное приобретение знаний, навыков и компетенций на уровне ниже третичного. В России к этому уровню относятся образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе среднего общего образования; программы профессионального обучения (для лиц, имеющих образование не ниже среднего общего).

Уровни 5—8 МСКО (МСКО 5, 6, 7, 8) — третичное (высшее) образование. Основывается на среднем образовании и отличается более высоким уровнем сложности и специализации. Третичное образование включает как академическое, так и углубленное профессиональное образование и охватывает следующие уровни: короткий (продолжительностью не менее 2 лет) цикл третичного образования (МСКО 5), бакалавриат или его эквивалент (МСКО 6), магистратура или ее эквивалент (МСКО 7), докторантура или ее эквивалент (МСКО 8). В России данным уровням соответствуют образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена (МСКО 5) и высшего образования — программы бакалавриата (МСКО 6), программы специалитета и магистратуры (МСКО 7), программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки (МСКО 8) [4, с. 100—101].

Удельный вес численности обучающихся может превышать 100 % в случае, если фактический возраст обучающихся отличается от возраста, официально соответствующего данной ступени.

По показателю государственного финансирования образования Республика Беларусь опережает, например, Ирландию, занимающую 4-е место по уровню человеческого развития, а также такие европейские страны, как Испания и Италия. А в Германии, занимающей в рейтинге по ИЧР 5-е место, государственные расходы на образование немного выше сложившегося в РБ уровня и составляют 4,8 % ВВП.

Государственные затраты на здравоохранение в Республике Беларусь, хотя и превышают российский уровень, пока значительно ниже показателей, характерных для стран, лидирующих по уровню гуманитарного развития: в Норвегии и Швейцарии на финансирование здравоохранения направляется по 8,5 % ВВП, в Германии — 9,4 % ВВП.

Хотя следует заметить, что большие объемы финансирования не гарантируют их высокой результативности. Например, в признанном мировом лидере в сфере здравоохранения — Израиле — рассматриваемый показатель немного превышает его значение в РБ — 4,5 % ВВП против 4,2 % ВВП.

Проводя межстрановые сопоставления, можно также заметить, что эффективность здравоохранения слабо зависит от числа больничных коек и даже от численности врачей. В странах, многие годы лидирующих по уровню развития человека, данные показатели значительно ниже, чем в Беларуси и России. Так, в Норвегии на 100 000 жителей приходится 439 врачей (2014 г.) и 369 больничных коек (2016 г.). В Российской Федерации эти показатели соответственно составляли 475 врачей (2017 г.) и 805 больничных коек (2017 г.), в РБ — 443 врача (2017 г.) и 840 больничных коек (2017 г.) соответственно.

Другое слагаемое человеческого развития — образование населения. По охвату образованием Республика Беларусь тоже опережает Россию. Хотя в обеих странах показатели охвата населения начальным и высшим образованием больше, чем в большинстве европейских государств, включая страны, входящие в первую десятку по уровню человеческого развития. Охват населения средним образованием в Российской Федерации меньше, чем в Республике Беларусь — 98 % против 104 %. По этому показателю обе страны отстают от многих европейских государств. Например, в Норвегии рассматриваемый показатель имеет значение 116 %, Ирландии — 117 %, Швейцарии — 145 %, Великобритании и Финляндии — 152 % [4, с. 132].

Третье слагаемое индекса человеческого развития — среднедушевой ВВП. В Республике Беларусь этот показатель значительно меньше, чем в России: 16 603 долл. США против 22 502 долл. США (по паритету покупательной способности — 2011 г.).

Однако среднедушевой ВВП следует рассматривать только как условие гуманитарного развития, поскольку распределение дохода происходит по-разному. И сравнение России и Беларуси в этом плане очень показательно. Несмотря на существенно меньший душевой ВВП, удельный вес бедного населения в Республике Беларусь в 2,2 раза меньше, чем в России: 5,9 % против 13,2 %.

Темпы роста основных показателей уровня жизни населения тоже свидетельствуют о более значительном повышении показателей доходов населения в Беларуси, чем в России (табл. 2).

Таблица 2

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Темпы роста валового внутреннего продукта, в постоянных ценах, всего:

Россия 97,5 99,8 101,8

Беларусь 106,0 103,0 106,0

Темпы роста отдельных показателей уровня жизни в Российской Федерации и Республике Беларусь (2010 г. = 100 %), %

Окончание табл. 2

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Темпы роста валового внутреннего продукта, в постоянных ценах, на душу населения:

Россия 101,2 100,8 102,2

Беларусь 106,0 103,0 106,0

Темпы роста реальной заработной платы работников:

Россия 108,0 108,0 112,0

Беларусь 142,0 137,0 147,0

Примечание. Данные приводятся по: [2, с. 644; 4, 107].

Социально-экономическое неравенство в России выражено более значительно, чем в РБ. Индекс концентрации доходов, характеризующий степень неравномерности в распределении доходов, в Российской Федерации — самый высокий в Европе, в Республике Беларусь, напротив, один из самых низких. Меньшая, чем в РБ, степень социально-экономического неравенства среди

Важнейшее слагаемое интегрального индекса — продолжительность жизни. По существу, это основное слагаемое индекса человеческого развития, поскольку его динамика сильно зависит от реальных достижений в экономике и социальной сфере. Подтверждением тому является резкое падение продолжительности жизни в России в 1990-х гг. Представляется, что в этой связи вес данного индикатора гуманитарного развития в формуле расчета индекса человеческого развития должен быть более высоким.

Одним из главных резервов повышения ключевого показателя гуманитарного развития — продолжительности жизни — и в России, и в Беларуси следует рассматривать профилактику распространения и совершенствование методов лечения опасных инфекционных заболеваний. Число ежегодно регистрируемых новых диагнозов ВИЧ в России больше, чем во всех странах Европы вместе взятых. В Беларуси это заболевание распространяется наиболее быстрыми среди европейских стран темпами. Число новых зарегистрированных случаев этой опасной инфекции в 2016 г. в России в 1,5 раза превысило уровень 2010 г., в РБ — в 2,2 раза [4, с. 143].

европейских стран характерна только для Словакии, Словении, Украины и Чехии [4, с. 103—104].

Косвенным подтверждением более значимых достижений в повышении жизненного уровня населения РБ по сравнению с Российской Федерацией является и динамика показателей объема оборота розничной торговли и расходов на конечное потребление (табл. 3).

В обеих странах высоким остается и уровень заболеваемости туберкулезом: в Российской Федерации в 2017 г. число зарегистрированных заболеваний с диагнозом активный туберкулез было выше 48 случаев на 100 000 населения, в РБ — 52 (2016 г.). В большинстве европейских стран этот показатель не превышал 10 случаев на 100 000 населения. Например, в Финляндии — около 5 случаев, Норвегии и Дании — 6, Германии — 8 случаев на 100 000 населения.

В России широко распространено и такое опасное инфекционное заболевание, как гепатит В, — 10,4 случая на 100 000 человек населения. В большинстве европейских стран такие диагнозы встречаются с частотой не более 1,0 на 100 000 человек населения. В Республике Беларусь этот показатель составляет 0,7 случаев на 100 000 человек населения 2012 г. [4, с. 141].

Заслуживает внимания опыт Республики Беларусь по снижению численности погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Ни одной европейской стране, включая Россию, в 2010—2016 гг. не удалось добиться настолько значимых достижений в решении этой проблемы, как это было сделано в Беларуси: численность ежегодно погибающих

Таблица 3

Темпы роста отдельных показателей потребления в Российской Федерации и Республике Беларусь (2010 г. = 100 %), %

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Индексы физического объема оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах):

Россия 107,1 113,9 118,2 121,4 109,2 104,2 105,5

Беларусь 109,0 124,0 147,0 156,0 154,0 147,0 154,0

Индексы расходов на конечное потребление домашних хозяйств (в сопоставимых ценах)

Россия 107,0 115,0 121,0 124,0 112,0 109,0 н/д

Беларусь 102,0 113,0 126,0 131,0 128,0 124,0 н/д

Примечания. Данные приводятся по: [4, с. 112—113].

на дорогах уменьшилась в два раза, численность раненных в дорожно-транспортных происшествиях — в 1,7 раза. В Российской Федерации снижение показателей составило 24 и 12 % соответственно [4, с. 145—146].

Другой важный фактор снижения смертности в России и Беларуси — предотвращение убийств. Хотя в РБ число умышленных убийств в расчете на 100 000 человек населения в два раза меньше, чем в России, этот показатель остается одним из самых высоких среди европейских стран — 3,6 случая на 100 000 человек населения (2014 г.), в Российской Федерации — 7,9 случая на 100 000 человек населения (2015 г.). В странах, лидирующих по уровню гуманитарного развития, число умышленных убийств составляет от 0,5 случая на 100 000 человек населения в Швейцарии до 1,6 в Финляндии [4, с. 147].

В развитии человеческого потенциала Республика Беларусь опережает Российскую Федерацию по двум слагаемым: продолжительности жизни и образованию. Более высокое положение Российской Федерации в рейтинге стран по индексу развития человека объясняется большей величиной показателя душевого ВВП. Однако другие индикаторы жизненного уровня свидетельствуют о более значительном прогрессе в этой сфере в последние годы в Республике Беларусь.

Для Российской Федерации, а также других государств — членов Евразийского экономического союза в реализации программ гуманитарного развития может быть полезен опыт Республики Беларусь в решении ряда социально-экономических проблем, а именно в части организации здравоохранения и образования, а также снижения остроты неравенства в доходах.

Список литературы

1. Российский статистический ежегодник : стат. сб. / Росстат. М., 2016. 725 с.

2. Российский статистический ежегодник : стат. сб. / Росстат. М., 2018. 694 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2019 : стат. сб. / Росстат. М., 2019. 708 с.

4. Россия и страны мира : стат. сб. / Росстат. М., 2018. 375 с.

5. Human Development Report. 2007. / UNDP. URL: hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2007-work-human-development (дата обращения: 27.01.2020).

6. Human Development Indices and Indicators 2019. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2019_human_development_statistical_update .pdf (дата обращения: 27.02.2020).

L. N. Lipatova, N. A. Pruel, V. N. Gradusova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HUMAN DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS:

KEY ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

Based on an analysis of data of United Nations and official statistics outputs, the article identifies the main trends in human development in the Russian Federation and the Republic of Belarus. It is concluded that the Republic of Belarus managed to achieve more significant results in the field of humanitarian development, which is confirmed by the data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. The higher position of the Russian Federation in the ranking of countries according to the United Nations Human Development Index is explained by the larger gross domestic product per capita. However, the values of such indicators of human development as life expectancy at birth, as well as adult literacy rate and enrollment in the population aged 7—24 education, indicate more significant progress in this area in recent years in the Republic of Belarus. For the Russian Federation and other countries — members of the Eurasian Economic Union the experience of the Republic of Belarus in organizing health care and education, as well as reducing inequality in income, can be useful in solving the problems of humanitarian development.

Keywords: development, standard of living, income, life expectancy, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.