Научная статья на тему 'Развитие человеческого потенциала и социальные преобразования'

Развитие человеческого потенциала и социальные преобразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / HUMAN POTENTIAL / EDUCATION POLITICS / SALARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Главацкая Н. Г., Лазуренко С. Г., Музычук В. А.

В статье рассмотрены проблемы развития человеческого потенциала. Осуществлены прогнозы оценки динамики средней заработной платы до 2025 г. Рассмотрены соотношения государственных и частных расходов на образование в рамках основных приоритетов государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of human potential and social transformation

In the article the problems of the human potential are examined. The forecasts of the average salarys dynamics till 2025 have been carried out. The article also views the ratio of the state and private expenditure for the education within the major priorities of the national politics.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого потенциала и социальные преобразования»

говор. Почему трактористы встают и ложатся рано, а артисты - поздно?

Наконец, ценностные системы. Альтруисты. Фашисты. Экзистенциалисты. Какова их философия? Или вы считаете, что подростку это знать не надо? Тогда он о фашистах узнает от фашистов, и рефлексия при этом пойдёт совсем другая; общечеловеческими ценностями как базовыми там пахнуть не будет. А рефлексия здесь важна первостепенно, ибо от неё зависит, от кого-чего мы помрём. И тем более она эффективна в нашей школе, где основана на реальной школьной жизни и на школьных (разумеется, гуманистических, экологических) ценностях. Так что, как ни крути, эта часть культурологического блока необходима, как и весь он в целом.

Зачем? Зачем все эти курсы логики и мусульманских обычаев? Кому нужны сходства и разли-

чия английских и итальянских слов? Да любому человеку, живущему в меняющемся мире, чтобы, попав в новое пространство - другую страну, незнакомое окружение, иную профессию, он обратился к приобретённому в школе аппарату понимания и адаптации, быстрее разобрался в обстановке и начал действовать безошибочно и эффективно. Чтобы жизнь была безопасна для него, а он безопасен для общества.

Смею полагать, что из школы должны выходить не победители олимпиад (хотя пусть себе побеждают при прочих равных условиях), не по-луинвалиды с обрывками формул и цитат в гудящей от пустоты и усталости башке, а просто нормальные люди.

При нашей ещё не вполне утраченной амбициозности - странная мысль, не правда ли?

TO STUDY! TO STUDY? TO STUDY...

In the article the author’s point of view towards the technology of the school children development at the time of the economical transformation of the Russian system of education is presented.

Keywords: Education, school, self-actualization, social-economical transformation.

УДК 371+338.46

Г 52 Главацкая Н. Г., Лазуренко С. Г., Музычук В. А.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы развития человеческого потенциала. Осуществлены прогнозы оценки динамики средней заработной платы до 2025 г. Рассмотрены соотношения государственных и частных расходов на образование в рамках основных приоритетов государственной политики. Ключевые слова: Человеческий потенциал, политика в сфере образования, заработная плата.

В XXI в. доминантой долговременной стратегии развития российской экономики должна стать адекватная реакция на вызовы информационноиндустриального общества, формирование которого связано с «новой экономикой» (экономикой знаний), базирующейся на интеллектуальных ресурсах и наукоемких технологиях. Предпосылками адаптации экономики к постиндустриальной структуре становятся высокий уровень развития науки и образования, инновационная активность, способствующая распространению новейших информационных и наукоемких технологий во всех сферах общественной жизни. При этом разрабатываемая стратегия

должна опираться на модель социального рыночного хозяйства, ориентироваться на развитие человека и высокое качество его жизни, признание человеческого потенциала (ЧП) и знаний в качестве основной движущей силы всех преобразований.

Ориентация на прорыв к информационно-индустриальному обществу и достойному качеству жизни предполагает принятие в качестве концептуальных следующих принципов:

- комплексное решение задач формирования ЧП и нового качества жизни;

- опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с

другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста;

- признание основополагающей роли государства в формировании, воспроизводстве и качественном совершенствовании ЧП.

Гарантом успеха преобразований становится сильное государство, не сбрасывающее с себя социальные функции, а ищущее приемлемые пути реализации социальных целей на различных этапах. Только такой подход может обеспечить приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, культуры; «социализацию» всех отраслей экономики, поддержку активного населения, социальную защиту слабых, развитие рынка, функционирующего с минимальными социальными рисками.

Ситуация осложняется тем, что в ближайшие годы необходимо существенное снижение рисков по таким направлениям, как демографическая катастрофа, неприемлемая дифференциация доходов населения (14 раз), постоянное воспроизводство бедности, существенное разрушение в 1990-е годы потенциала здоровья, научно-технического, образовательного, культурного потенциалов. Решение этих проблем возможно лишь с помощью государства, которое не только способствует снижению социальных рисков, но и целенаправленно формирует стратегические факторы экономического роста.

Продуманная социально-экономическая политика на перспективу -это знание демографических ограничителей роста, возможных «взлетов и падений» в экономике из-за действия демографического фактора, особенностей современного демографического перехода1, поиски путей и механизмов, смягчающих или снижающих демографические риски.

Реальность такова, что с 1988 г. падает рождаемость; с конца 1992 г. показатели смертности превысили рождаемость и началось сокращение населения; в 1999 г. впервые численность возрастных групп пенсионного возраста превысила численность детей до 16 лет. С учетом этих факторов формирование полноценной демографической политики предполагает решение трех проблем. Первая - повышение продолжительности жизни. Ее рост связан прежде всего с повышением уровня и качества жизни, решением проблем экологии, снижением аварий и травматизма. Позитивную роль должно сыграть здравоохранение, переходящее на качественно иной путь развития, добивающееся успехов не только в диагностике и

лечении болезней, но и в их профилактике, предупреждении роста смертности.

Вторая проблема - стабилизация рождаемости и создание условий для ее определенного роста за счет прежде всего устранения факторов риска, вызванных непродуманной социальной политикой в 1990-х годах. Индустриализация, урбанизация, ориентация на внесемейные ценности, снижение роли церкви - эти факторы сокращения рождаемости действовали в России, как и во всех развитых странах. К ним добавились революции, войны, репрессии, кризисы, приведшие к прямому уничтожению российского населения. В результате произошел переход к уровню рождаемости, обеспечивающему суженное воспроизводство населения. Сильная социальная политика, связанная с резким повышением реальных доходов населения, социальной защитой семьи, охраной репродуктивного здоровья, материнства и детства, должна сократить базу действия факторов, снижающих рождаемость сверх объективно возможного уровня.

Третья проблема - изменение ценностных ориентиров и приоритетов исходя из демографических интересов. Необходимо добиваться сдвигов в системе ценностей на уровне личности, семьи, общества, не вступая в противоречие с необходимостью повышения образовательного и профессионального уровня, на что нацелены многие женщины.

Специалисты доказали, что без существенного повышения заработной платы и роста внутреннего спроса на основе эффективной занятости, связанной со структурной перестройкой экономики и активизацией инвестиций и инноваций, повышение социально-экономической эффективности невозможно. Низкая оплата труда рассматривается как тормоз экономического развития, поскольку не только влияет на уровень жизни населения, но и ослабляет трудовые мотивации, сужает внутренний спрос, снижает стимулы роста производительности труда и инноваций, усугубляет действие негативных демографических тенденций.

Рост доходов населения

Долгосрочная социально-экономическая стратегия России должна быть направлена на первоочередное решение проблем, связанных с уровнем и качеством жизни. Направленность преобразований в сторону существенного роста заработной платы и других доходов населения обеспечит позитивную

динамику всего комплекса социальных и экономических эффектов уже на первом этапе (до 2010 г.). При этом ставится задача не только осуществить скачок в уровне доходов, но и решить следующие наболевшие проблемы по их реструктуризации:

- доведение минимальной оплаты труда до величины прожиточного минимума (ПМ); приведение в соответствие с величиной ПМ всех видов социальных пособий и выплат;

- снижение дифференциации доходов населения до социально приемлемого уровня, обеспечивающего минимум социальных рисков;

- сочетание налоговых и страховых принципов финансирования социальной сферы;

- адресный учет нуждающихся в социальной поддержке;

- стимулирование негосударственных форм социальной защиты с помощью некоммерческих организаций, благотворительной и волонтерской деятельности и др.;

- комплексность и взаимосвязанность мер повышения уровня жизни и социальной защиты населения.

Возможности роста денежных доходов большинства населения связаны с перспективами развития экономики и направлениями социальной политики государства в сфере оплаты труда и социальных гарантий населению. Рассмотрим возможные варианты повышения доходов населения на примере прогнозирования роста оплаты труда, от динамики которой зависят и другие доходы, и страховые выплаты, и доступность платных социальных услуг.

Реформирование оплаты труда связано с реструктуризацией рынка труда и комплексным решением социальных и экономических задач. Это означает, что прежде всего необходимо обеспечить рост МРОТ и увязать его с динамикой ПМ, который со временем должен быть ориентирован на минимальный потребительский бюджет. При ориентации на рыночную модель зарплаты в ней следует учитывать не только расходы на потребление товаров и услуг, но и выплаты по социальному страхованию, оплату жилищно-коммунальных услуг, часть расходов иждивенцев, элементы накопления и др2.

В настоящее время МРОТ (450 руб.) почти в 4 раза меньше прожиточного минимума3. С октября 2003 г. он составит 600 руб. Специалисты подчеркивают, что такое положение наносит вред экономике и бюджету, а также искажает статистику, поскольку позволяет большому количеству ком-

мерческих организаций устанавливать официальную зарплату на уровне МРОТ или немного выше, уводя тем самым от налогообложения более 90% фактически выплачиваемой зарплаты4. С повышением МРОТ значительная часть оплаты труда выйдет из тени, а дополнительные налоговые сборы компенсируют повышение заработной платы бюджетникам. Кроме того, рост оплаты труда станет источником активизации внутреннего спроса, так как главным инвестором экономики является основная масса населения, потребляющая продукцию внутреннего производства5.

Рассмотрим подробнее различные варианты прогноза оплаты труда в России по этапам (табл. 1):

первый этап - до 2010 г.;

второй этап - 2011-2015 гг;

третий этап - по 2025 г. (включительно).

На первом этапе (до 2010 г.) следует исходить из целевых установок на существенный рост оплаты труда, преодоление бедности населения и приведение социальных гарантий и пособий к социально приемлемому уровню с ориентацией на прожиточный минимум. Для прогнозной оценки показателей к 2010 г. рассмотрим три возможных варианта роста оплаты труда при предполагаемых темпах роста ВВП 5-7% в год.

1-й вариант (умеренный) - в качестве целевых установок предполагает: достижение дореформенного (1991 г.) уровня заработной платы к концу первого периода, повышение минимальной заработной платы к 2005 г. до величины существующего ПМ трудоспособного работника. При этом величина ПМ в прогнозируемом периоде остается неизменной (в постоянных ценах)’. В целом за период до 2010 г. предполагается повысить минимальную заработную плату в 6,4 раза, что составит 1,5 ПМ.

Реальная денежная заработная плата одного работника по этому варианту должна вырасти с 2000 по 2010 г. почти в 2,5 раза (в сопоставимых ценах6 2002 г); а по сравнению с 2002 г - в 1,8 раза, что приведет к незначительному превышению дореформенного уровня 1991 г Это потребует в среднем за период 2003 - 2010 гг темпов роста реальной заработной платы на 7,4% в год. Величина ее достигнет в 2010 г. 7834 руб. (в ценах 2002 г).

Если темпы роста ВВП в среднем за период будут равны 5% в год, то темпы роста заработной платы их существенно превзойдут. В этом случае повышение заработной платы до прогнозируе-

Таблица 1.

Прогнозные оценки динамики средней заработной платы до 2025 г.

Годы Прогнозные оценки средней зарплаты в ценах 2002 г., в руб. на 1 работающего

1-й вариант 2-й вариант 3 вариант (правительственный)

1 (рост ВВП в 2006 г. к 2000 г. -120,9%) II (рост ВВП в 2006 г. к 2002 -125,1%

в % к 2002 г. в ценах 2002 г., руб. в % к 2002 г. в ценах 2002 г., руб. в % к 2002 г. в ценах 2002 г., руб. в % к 2002 г. в ценах к 2002 г., руб.

1991 175,7 7776 175.7 7776 175,7 7776 175,7 7776

2000 71,5 3165 71,5 3165 71,5 3165 71,5 3165

2001 85,7 3793 85,7 3793 85,7 3793 85,7 3793

2002 100,0 4426 100,0 4426 100,0 4426 100,0 4426

2003 107,4 4754 114,1 5050 108,5 4802 108,5 4802

2004 115,4 5108 130,2 5763 119,6 5192 119,0 5265

2005 123,9 5484 148,6 6577 128,6 5690 132,5 5864

2006 133,1 5891 169,5 7502 141,6 6269 147,5 6528

2007 142,9 6325 193,4 8560 154,5 6839 162,5 7194

2008 153,5 6794 220,7 9768 168.6 7462 179,1 7928

2009 164,8 7294 251,8 11 145 184,0 8141 197,4 8736

2010 177,0 7834 287,3 12 716 200,7 8882 217,5 9627

2015 225,9 9998 366,6 16 226 256,1 11 336 277,6 12 287

2020 288,4 12 765 468,0 20 714 326,9 14 468 354,3 15 682

2025 368,1 16 292 597.1 26 436 417,2 18 465 452,2 20 015

мого уровня потребует существенного перераспределения прироста ВВП (до 80%), а доля фонда оплаты труда в ВВП вырастет до 60%. При годовых темпах роста ВВП 7% потребуется перераспределение 54% его прироста и в целом фонд оплаты труда в ВВП составит 52% в 2010 г.

При такой динамике оплаты труда рост воспроизводства бедности может приостановиться, увеличится налогооблагаемая база для выплат в страховые фонды. Население получит возможность оплачивать более высокую долю услуг ЖКХ, не рискуя попасть в категорию нищих. Однако свобода выбора между платными и бесплатными услугами останется ограниченной. Если же государство по-прежнему будет перекладывать на население оплату образовательных и медицинских услуг, то велика вероятность дальнейшего наращивания категории бедных.

2-й вариант - это более амбициозный прогноз. За его основу взяты целевые прогнозные установки, разработанные в Институте социальноэкономических проблем народонаселения7 К 2010 г. должны быть реализованы основные минимальные гарантии доходов населения как целевые ориентиры, имеющие характер императива, ибо сейчас их недостаточные размеры не обеспечивают физического воспроизводства населения, а соци-

альное государство должно гарантировать минимальное социальное потребление. Это относится в равной степени к ПМ, минимальному уровню оплаты труда, пенсий и пр. Цепочка взаимосвязанных мер социальной защиты выстраивается следующим образом: сначала рассчитываются ПМ для всех категорий населения. ПМ для трудоспособного населения, в свою очередь, определяет величину МРОТ. Далее, в зависимости от МРОТ и снижения уровня дифференциации оплаты труда (которое задается экспертным путем) определяется средняя заработная плата и затем фонд заработной платы. ПМ пенсионера становится определяющим для минимального уровня пенсии; экспер-тно задаваемое соотношение средней оплаты труда и средней пенсии позволяет рассчитать среднюю пенсию и объем пенсионного фонда.

В рамках принятых целевых установок предполагается увеличивать ПМ трижды (в сопоставимых ценах), соответственно МРОТ увеличится с 2002 по 2010 г. почти в 8,6 раза и превысит прожиточный минимум 2002 г. в 2 раза. Средняя заработная плата одного работника должна вырасти с 2000 по 2010 г. в 4 раза, а с 2002 по 2010 г. -почти в 3 раза, что по сравнению с дореформенным уровнем (1991 г.) означает рост в 1,6 раза. В результате роста пенсий и пособий среднемесяч-

ный душевой доход, рассчитанный без учета слоя самых богатых, увеличится с 2002 по 2010 г. в 3 раза, а доля населения с доходом ниже ПМ составит в 2010 г. 10,5 против 25% в 2002 г.

Реализация 2-го варианта прогноза, как показывают расчеты, сориентирована на рост ВВП не менее 7% в год. При этом потребуются меры по существенному перераспределению прироста ВВП. Необходимы изменения налоговой системы е части дифференциации ставки налогов на доходы и имущество физических лиц, установления необлагаемого минимума. Повышение оплаты труда потребует проведения активной политики занятости, стимулирования активности населения в создании собственного бизнеса, антимонопольного регулирования, эффективного управления государственной собственностью и т.д.

Одним из источников роста доходов бюджетников становится снижение расходов на государственное управление, достижение их прозрачности и упорядоченности, позволяющие осуществлять контроль за использованием средств и снижать риск злоупотреблений. К перспективным направлениям экономии государственных расходов можно отнести использование информационных технологий в органах государственной власти8.

Важную роль в процессе перераспределения доходов может сыграть изъятие природной ренты, значительная часть которой в настоящее время присваивается узким кругом лиц в ущерб национальным интересам. Кроме того, в процессе повышения оплаты труда скрытая ее часть выйдет из тени. В целом с учетом этого предположения доля фонда оплаты труда в ВВП не превысит 65%.

3-й вариант - исходит из прогнозных данных, представленных в Правительственной программе социально-экономического развития до 2006 г., где намечены значительно более высокие темпы роста заработной платы по сравнению с предыдущей Программой. Прогноз предусматривает две возможности роста средней заработной платы одного работника к 2006 г. по сравнению с 2002 г. в зависимости от увеличения ВВП. В случае роста ВВП за 2002-2006 гг. в среднем на 4,85% в год среднегодовой темп прироста заработной платы предполагается равным 9,1%; в случае роста ВВП на 5,75% в год прирост заработной платы должен составить 10,2% в год (в сопоставимых ценах). При этом прожиточный минимум в сопоставимых ценах предполагается увеличить менее чем на 25% за весь период, то есть в этом отношении 3-й

вариант близок к 1 -му. Если предположить, что в 2006-2010 гг. среднегодовые темпы роста заработной платы сохранятся на прогнозируемом уровне, то к 2010 г. она увеличится соответственно в 2,8-3 раза по сравнению с 2000 г. и в 2-2,2 раза по сравнению с 2002 г. В этом случае дореформенный уровень заработной платы будет достигнут в 2008-2009 гг (табл. 1).

Следует учесть, что в Программе не предусмотрено сближение МРОТ и уровня ПМ, как это сделано в 1-м варианте, тем не менее 3-й вариант можно считать более благоприятным, чем 1-й вариант с точки зрения динамики заработной платы при условии, что темпы инфляции не превысят прогнозные оценки. Доля фонда оплаты труда в ВВП должна составить к 2010 г для 3 -го варианта в 67-68%

На второй этапе (2011-2015 гг.) при возможном росте ВВП среднем на 5-7% в год можно предположить, что после достижения дореформенного (1991 г.) уровня оплаты труда и доходов (1-й вариант) и их превышения (2-й и 3-й варианты), темпы роста среднедушевых денежных доходов и заработной платы будут происходить в мер роста ВВП. В случае роста ВВП темпом 5% в год по 1-му вариант заработная плата вырастет по сравнению с 2000 г. в 3,2 раза, по спран нению с 2002 г - в 2,3 раза и в 1,3 по сравнению с дореформенного уровнем (1991 г.). По 2-му варианту - соответственно в 5,1, в 3,7 и 2,1 раза. По 3-му варианту средняя заработная плата (в случае роста в меру увеличения ВВП) возрастет в 2015 г в 3,6-3,9 раза против) 2000 г., в 2,6-2,8 раза по сравнению с 2002 г (в постоянных ценах 2002 г.) и в 1,5-1,6 раза по сравнению с дореформенным уровнем.

Если рост ВВП составит 7% в год, то в случае реализации 1-го варианта повышение заработной платы составит 3,5 раза относительно 2000 г, 2,5 раза относительно 2002 г и 1,4 раза к дореформенному уровню. Для 2-го варианта рост заработной платы составит соответственно 5,6, 4 и 2,3 раза. В случае реализации 3-го варианта при росте ВВП на 7% в год увеличение заработной платы относительно 2000 г составит 3,9-4,2 раза, относительно 2002 г -2,8-3 раза, к дореформенному уровню - 1,6-1,7 раза.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) при прогнозируемом росте ВВП на 5-7% в год предполагается возрастание денежных доходов в меру роста ВВП. При 5% роста ВВП реализация 1-го варианта прогноза позволит увеличить заработную плату к дореформенному уровню в 2,1 раза; к 2000 г. - в 5 раз, к 2002 г - в 3,7 раза; реализация 2-го варианта -

в 3,4 раза к 1991 г.; в 8 раз - к 2000 г. и почти в 6 раз к 2002 г. 3-й вариант прогноза предполагает соответствующее увеличение заработной платы в 2,42,6 (в сопоставимых ценах 2002 г.), в 5,8-6,3 и в 4,24,5 раза. В случае роста ВВП на 7% в год заработная плата по 1-му варианту вырастет против 2000 г. в 6,8 раза, против 2002 г. - в 4,9 раза и к дореформенному уровню - в 2,8 раза. Для 2-го варианта рост заработной платы составит соответственно 11, 7,9 и 4,5 раза. И для 3-го варианта соответственно -7,7-8,3, 5,5-6,0 и 3,2-3,4 раза.

Сравнение трех вариантов дает основание для следующих выводов. Во-первых, очевидно, что интересам населения и общества в целом в наибольшей степени отвечает 2-й вариант. Повышая МРОТ в 2010 г. в 23,5 раза по сравнению с 2000 г. (т.е. до величины ПМ), а среднюю зарплату в 4 раза, общество может рассчитывать на реальный скачок в развитии рыночной экономики и рынка труда, на достижение целесообразного соотношения в расходах населения и государства на предоставляемые блага и услуги. Уровень средней оплаты труда составит в 2010 г. 12 716 руб. (в ценах 2002 г.), МРОТ - около 31% от этой величины, средняя пенсия - 5300 руб., выплаты и пособия приблизятся к ПМ. Будет создана возможность оплачивать из зарплаты значительную часть страховых взносов, а скрытые доходы начнут постепенно выходить из тени. Реализация 2-го варианта потребует соответствующих политических решений, изменения законодательной базы и налоговой политики.

Во-вторых, следует отметить, что в 2010 г. отставание показателей 1-го и 3-го вариантов от 2-го исчисляется соответственно 5 и 3-4 годами. Далее отставание нарастает по обоим вариантам, достигая к 2025 г 10 лет по 1-му варианту и более 5 лет - по 3му. Это очень важные характеристики представленных расчетов, дающие возможность оценить степень реального замедления социальных преобразований по сравнению с потребностями.

Рассмотренные выше варианты социальной политики государства определяют различные по времени и по результатам стратегии социальноэкономического развития. Второй вариант прогноза дает возможность сохранить баланс между социальной интеграцией и социальной мобильностью, обеспечивая, с одной стороны, защиту социально уязвимых слоев, с другой стороны, значительное повышение трудовой мотивации всех групп трудоспособного населения. Без акти-

визации их экономической энергии рост благосостояния всего населения невозможен.

Кроме того, политика устранения перекосов в материальном положении населения направлена непосредственно на формирование среднего класса, рассматриваемого как цементирующая основа современного общества. При всех объективных и субъективных трудностях количественной оценки среднего класса в современной России9 основополагающим признаком этого слоя социальной структуры общества является уровень доходов, позволяющий вести зажиточный и комфортный образ жизни, предполагающий наличие материальной и финансовой собственности, дающей возможность стабильного существования, не зависящего от единственного источника дохода -продажи своего труда. Поэтому стимулирование наемных работников к приобретению собственности должно стать одним из направлений социальной политики государства, способствующей становлению среднего класса.

Однако принадлежность к среднему классу не ограничивается лишь уровнем доходов, а дополняется такими признаками, как социальный статус, образование и культура, характер социальноэкономических притязаний, ориентация на легальные способы реализации своей деятельности. Кроме того, в информационно-индустриальном обществе средний класс может считаться полноценным лишь при наличии в его составе широкого слоя носителей интеллектуального потенциала и высококвалифицированных специалистов.

Мировой опыт показывает, что в средний класс могут входить акционеры предприятий, представители малого и среднего бизнеса, научная и творческая элита, менеджеры, высококлассные специалисты. В настоящее время материальное положение основной массы населения России зависит главным образом от уровня трудовых доходов (оплата наемного труда, самозанятость, предпринимательство, пенсии и прочие социальные пособия). При этом четверть населения (по данным Госкомстата России за 2002 г.) живет за чертой бедности - это 35,8 млн. человек, а более 60% населения имеют уровень дохода, соответствующий двум бюджетам ПМ, то есть минимальному потребительскому бюджету, который разрабатывался в СССР. Одновременно дифференциация доходов и оплаты труда достигла беспрецедентного уровня10. Разрыв в доходах дополняется не-

равномерным распределением денежных накоплений и материального богатства.

В исследованиях отечественных ученых расслоение общества достаточно четко обозначено следующим образом11. Вершина пирамиды -5% наиболее богатых, владеющих большей частью экономического потенциала страны. Высокообеспеченные слои составляют 12-15% от общей численности населения; среднеобеспеченные - 18-20%; низкообеспеченные - 20%; за чертой бедности - 35-37%, из них 10% -маргинальные группы. Прослойка, которую называют средним классом, пока неустойчива, не обладает значительной собственностью и политическим влиянием. Основной (базовый) слой населения (60-65%, по расчетам Т. Н. Заславской) охватывает все социально-профессиональные группы с ограниченным имущественным достатком и слабым влиянием на экономику и политику: от массовой интеллигенции до многочисленных категорий людей рабочих профессий.

Политика повышения доходов населения должна стать важным фактором изменения деформированной структуры общества в направлении роста среднего класса. В течение первого этапа (до 2010 г.) должен произойти сдвиг в сторону увеличения этого слоя в основном за счет роста малого и среднего бизнеса, а также занятых в сфере экономики знаний. На втором этапе (2011-2015) должна быть решена задача увеличения среднего класса в основном в результате более высоких темпов роста экономики знаний. Третий этап (2016-2025) -увеличение среднего класса до уровня развитых стран, когда его доля в численности населения составит не менее 60%.

Рассмотрим подробнее, как изменится социальная структура общества к 2010 г. в зависимости от уровня среднедушевых доходов при реализации 2-го варианта прогноза повышения оплаты труда. В соответствии с распределением населения по размерам среднедушевых денежных доходов в 2002 г. всего 13% населения (без учета 5% наиболее богатых) имели доходы, превышающие трехкратный размер ПМ, т.е. 5424 руб. в ценах 2002 г. (примерно 180 долл.), а 10% -имели доходы, превышающие четырехкратный размер ПМ - 7232руб. (более 250 долл.) В 2010 г. 35,7% населения (без учета 5% самых богатых) будет иметь среднедушевой доход более трехкратного ПМ, что составит 9884 руб. (более 300 долл.) в ценах 2002 г.12 по основным параметрам жизненного уровня эту часть населения можно отнести к тем, чей образ жизни на-

чинает соответствовать основным признакам среднего слоя.

В целом же для расширения среднего слоя требуется не только рост оплаты труда, развитие малого и среднего предпринимательства. Необходима социально-экономическая политика государства, направленная на формирование структуры современного общества на основе развития новой экономики, обеспечивающей устойчивый рост и достойное место в мировом обществе.

Достойное образование и здравоохранение для всех поколений

Здоровье населения, образовательный и культурный потенциалы играют ключевую роль в развитии общества. Они во многом определяют интеллектуально-профессиональные характеристики общества и уровень культуры, возможности реализации ЧП. От их состояния зависят динамика социально-экономической эффективности, качественные сдвиги в экономике, формирование основ для будущих преобразований в обществе. Именно эти составляющие ЧП становятся основным источником экономического роста в ближайшей и отдаленной перспективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие секторов экономики (социальных отраслей), формирующих качественные характеристики ЧП, приобретают высокую общественную значимость. Целью государственной политики в социальных отраслях на предстоящие десятилетия должны стать прекращение их развала, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития на качественно новой основе, с подключением инвестиционных факторов. Реализация этих целей требует реформирования и модернизации образованиям здравоохранения.

Реформирование связано прежде всей с рационализацией системы отношений по поводу производства и потребления услуг, основными субъектами которых являются:

- потребители, заинтересованные в максимально возможном удовлетворении потребностей в услугах и высоком конечном результате;

- производители услуг, заинтересованные в получении ресурсов и реализации своих экономических интересов;

- плательщики за услуги (это могут »быть как государственные органы, так и различного рода посредники, само население);

- государство, которое регулирует отношения в системе общественного сектора и является потен-

циальным носителем общенациональных как текущих, так и долговременных интересов, связанных с формированием невещественного богатства (т.е. стратегических факторов экономического роста).

Реформирование и модернизация социальных отраслей должны быть направлены на достижение высоких социально-экономических результатов при отработке взаимоотношений перечисленных субъектов, что позволит совместить их интересы, найти механизмы для реализации и текущих, и долговременных целей, обеспечить достаточное финансирование отраслей и эффективное использование ресурсов.

Преобразования условно можно разделить на две взаимосвязанные составляющие. Первая предполагает реальный переход на систему полноценных государственных гарантий повышение качества услуг, обеспечение равного доступа к ним для всего населения, расширение участия общества в управлении отраслями, институциональные иструктурные преобразования в них. Вторая составляющая реформ связана с финансовым обеспечением социальных отраслей.

Решение перечисленных проблем требует четкой отработки государственной политики. В начале первого этапа государство должно не просто признать высокую значимость социальных отраслей, но и на деле обеспечить их опережающее развитие прежде всего за счет улучшения финансирования. Первое направление государственной политики в этот период -разграничение основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей. Очевидно, что государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. Сюда относятся: выработка основных гарантий для населения, разработка и обеспечение единых социальных стандартов в охране здоровья и образовании; создание правовой базы, обеспечивающей доступность социальных благ для всего населения страны; формирование госзаказа на услуги; разработка концепции целевых программ и др. Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга. Завершение работы возможно на втором этапе. На третьем этапе необходимо добиться максимального эффекта от этих преобразований.

Второе направление государственной политики - поиск уже на первом этапе механизмов, по-

зволяющих совместить социальные гарантии с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет прежде всего о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. В образовании -это интеграция учебных заведений профессионального образования, создание университетских комплексов, решение вопроса о малокомплектных сельских школах и т.д., в здравоохранении -усиление первичных звеньев оказания медицинской помощи населению, сокращение больничного звена и др. Полностью реализовать это направление на первом этапе не представляется возможным, поэтому решение проблемы переходит на второй этап и продолжится на третьем этапе.

Третье направление - стабилизация финансирования и рационализация финансово-экономических отношений по поводу производства и потребления социальных услуг, что предполагает:

- выработку стратегической линии в отношении использования средств населения на оплату социальных услуг;

- отработку основных принципов и направлений финансирования образования и здравоохранения в условиях их реформирования;

- особое выделение инвестиционного аспекта развития отраслей.

До сих пор остродискуссионным остается вопрос: за счет каких источников должны финансироваться социальные отрасли и какое место среди них занимают средства населения. Стратегия правительства четко нацелена на бюджетную экономию за счет переключения социальных расходов на семейный бюджет в течение следующих десятилетий. Так, в правительственных разработках четко определено, что в источниках финансирования будет увеличиваться доля средств населения, а низкодоходные группы ожидает адресная поддержка. Сейчас, как считают федеральные органы управления, 25-30% семей могли бы финансировать образование детей. К 2010 г. их доля возрастет до 40-45%. К этому времени намечается рост семейных расходов на образование в 2-3 раза (в реальном исчислении).

В отношении здравоохранения большие надежды возлагаются на последовательное проведение в жизнь страховых принципов. Однако средства населения и здесь намечается задействовать в значительной степени. Естественно, возникает вопрос: насколько реален такой подход при сложившихся доходах основной массы населения и неясной политике государства в отношении их роста. Кроме того,

следует четко обозначить те проблемы, которые формировались в течение всего предшествующего десятилетия и без решения которых невозможно реализовать существенный скачок в развитии социальных отраслей за счет населения.

Во-первых, уже на первом этапе следует преодолеть острый финансовый дефицит в обеих отраслях. Сейчас потребность образования в ресурсах удовлетворяется не больше чем наполовину, хотя впервые за много лет расходы на образование в бюджете 2002 г. были признаны приоритетными и превосходили затраты на оборону. Однако проблем накопилось множество, и решить их одномоментно невозможно: населению не обеспечен доступ к качественным услугам, экономика не получает рабочих и специалистов необходимой квалификации, тормозится развитие «новой экономики». Дефицит ресурсов характерен и для здравоохранения.

Во-вторых, следует уже на первом этапе начать преодоление негативных последствий необоснованно широкой коммерциализации социально-культурных услуг. В общих расходах на медицинские услуги не менее трети составляют затраты населения, из которых половина обращается на теневом рынке. Кроме того, население расходует на лекарства около 3% ВВП. Добровольное медицинское страхование (ДМС) не стало основной формой частного финансирования. Объем платных услуг растет более быстрыми темпами, чем совокупные взносы на ДМС (в 1999 г. их соотношение оставляло 3:1). В результате продолжает нарастать дифференциация в медицинском обслуживании.

Совокупные затраты государства и населения на образование составляют около 5% ВВП. Расходы населения находятся на уровне 1,1—1,5% ВВП, из них половина (0,75%) не попадает в учебные заведения, т.е. картина та же, что и в здравоохранении. По данным обследований, 90% опрошенных платят в школах за реализацию бюджетных программ; 53% студентов оплачивают обучение, что вдвое больше, чем позволяет состояние семейных доходов. При этом происходит девальвация знаний, так как начинают превалировать финансовые интересы учебных заведений.

Соотношение государственных и частных расходов на образование в 2000 г. составляло: для общего среднего образования - 94 и 6%; для высшего - 54 и 46%. В среднем это соотношение оказалось равным 84 и 16%, а на 2010 г намечается 60 и 40%13, хотя в развитых странах оно должно быть

иным, так как в эпоху «новой экономики» глобальное обновление научно-технического и образовательного потенциалов, приведение их структуры в соответствие с потребностями будущего по силам лишь государству.

Сейчас вопрос о соотношении затрат государства и населения приобретает принципиальное значение. Представленные выше расчеты (табл. 1) показывают, что утраченные в 1991 г. позиции в реальной оплате труда можно восстановить по первому варианту к 2010 г Однако достижение дореформенного уровня не означает, что большие средства смогут переключиться на оплату социальных услуг, основную часть которых население получало в 1991 г бесплатно. При этом уровень доходов в те годы был очень низким по сравнению со странами, реализующими либеральную модель развития. Если в первую очередь проводить последовательную жилищно-коммунальную реформу, то на полновесную оплату социальных услуг средств не останется. По второму варианту вывод тот же. В нем предусмотрено частичное переключение затрат на обязательное медицинское страхование с работодателей на занятых, но полностью оплачивать медицинское страхование население не сможет. Не может оно взять на себя и оплату всех 12-17 лет обучения (о возможных вариантах см. ниже).

Для реализации намечаемых правительством целей необходим или сверхвысокий рост заработной платы до 2010 г., что маловероятно, или сохранение государственного финансирования в качестве важнейшего источника при приемлемом участии населения и работодателей. У государства со снижающейся численностью населения и ухудшением его возрастной структуры, но четкими намерениями возродить страну, вернуть народу достоинство и обеспечить высокий уровень жизни нет иного выхода, как начать на первом этапе поиски ресурсов для улучшения государственного финансирования образования и здравоохранения. Можно полагать, что значительную роль в решении проблемы сыграет присвоение природной ренты и более эффективное использование государственной собственности. Например, в Чили до 50% ренты от использования природных ресурсов в середине 1990-х годов инвестировалось в человеческий капитал14.

В-третьих, уже на первом этапе необходимо резко повысить престижность труда в социальных отраслях и вернуть в них квалифицированные кадры. Низкий уровень оплаты труда (немногим бо-

лее 50% от среднего по промышленности), продолжающиеся (хотя в меньшем объеме) неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда невозможно решить такие назревшие проблемы, как сохранение педагогической элиты в вузах, возвращение лучших педагогов в школы, обучение возросшего числа умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью (до 2 млн. детей), ухудшение обучения и медицинского обслуживания в сельской местности и др. Главное же: реальный капитал России - человеческий потенциал должен получить необходимые условия для своего воспроизводства на качественной основе.

В-четвертых, в первой половине первого этапа должен быть решен вопрос о соотношении различных уровней бюджетного финансирования текущих и капитальных затрат социальных отраслей. Федеральный бюджет должен обеспечить вложения в модернизацию отраслей: всеобщую компьютеризацию, массовую переподготовку кадров, создание независимых организаций по оценке тестирования учащихся, доступной системы кредитования, восстановление материально-технической базы и т.д. Подавляющая часть текущих расходов проходит по региональным и муниципальным бюджетам. В 2002 г. число регионов с бюджетным дефицитом увеличилось за год с 43 до 6315, поэтому улучшение ресурсного обеспечения социальных отраслей зависит от степени решения вопроса о наполнении бюджетов на первом этапе.

Предстоящие реформы в образовании и здравоохранении связаны с коренным изменением уже в середине первого этапа принципов и механизмов финансирования. К ним относятся: 1) персонификация бюджетного финансирования, переход от сметного финансирования к оплате оказанных услуг; 2) целевые субсидии на федеральном и региональном уровнях; 3) поддержка малодоходных групп населения; 4) прозрачная система целевых субвенций регионам; 5) расширение прав учреждений по распоряжению финансовыми ресурсами; 6) развитие некоммерческих организаций.

Реализация перечисленных направлений государственной политики приобретает до 2025 г. свои особенности в образовании и здравоохранении.

Образование. Образовательный потенциал -один из немногих сохранившихся ресурсов, реализация которого в полной мере будет способствовать возвращению России в число развитых стран. Исходная позиция для преобразова-

ний неплохая: уровень грамотности - 99,5%; средний уровень обучения - около 11 лет. Численность студентов в вузах на 10 тыс. населения возросла со 178 в 1992 г. до 321 в 2001 г. Вместе с тем реальность такова, что развал образовательного потенциала и образования в 90-е годы будет оказывать негативное влияние на социально-экономическую систему, по крайней мере, в течение всего первого этапа (до 2010 г.). Речь идет о таких явлениях 1990-х годов, как перепроизводство одних специалистов и недопроизводство других, массовый отток специалистов, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний и др. Хотя в настоящее время происходят позитивные сдвиги, растет численность школ и вузов (в основном в негосударственном секторе), меняется их структура, повышается вариативность обучения, - названные выше проблемы остаются, а повышенный спрос на высшее образование часто обусловлен далеко не экономическими причинами.

Задачами первого этапа являются преодоление негативного наследия 1990-х годов, повышение доступности образования для всех слоев населения за счет равных социальных гарантий, расширение конкурентоспособности образования. Существующая нормативно-правовая база должна способствовать решению этих задач. Это Закон «Об образовании» (1992 г., новая редакция 1996 г.), Федеральная программа развития образования (2000), Стратегия модернизации образования (2000), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001).

Основными приоритетами государственной политики на первом этапе являются: ускоренное развитие начальной и средней школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки кадров, адаптация профессионального образования к потребностям общества и рынка, выведение образования в режим устойчивого развития. При этом должны решаться проблемы ликвидации структурных диспропорций, разрыва между спросом и предложением услуг. Для общества важна гуманизация общего образования, четкая его направленность на становление и развитие личности, ее способностей, социальную адаптацию.

Профессиональное образование во второй половине первого и на втором этапе должно стать важнейшей частью новой экономики, развиваться

ускоренными темпами, обеспечивая формирование полноценного образовательного рынка услуг. На первом этапе следует начать восстановление рациональной структуры подготовки рабочих кадров. Если в 1990 г. в системе начального профессионального образования (НПО) обучалось 26,8% общего контингента профессионального обучения, в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) - 32,6%, а в вузах - 40,6%, то к2001 г. структура деформировалась и установилось соотношение: 18,7, 27,2 и 54,1%. Завышенная потребность в высшем образовании в частности обусловлена желанием уклониться от службы в армии и не может быть решена без соответствующих преобразований в военном секторе. Это искажает истинную потребность в специалистах, ведет к росту подготовки по специальностям, часто не востребованным на рынке труда, а наиболее талантливая молодежь покидает страну.

Следует особо учесть, что начальное профессиональное образование находится в тяжелом состоянии. Сейчас спрос на квалифицированных рабочих растет, однако уровень подготовки остается низким из-за развала образовательной сети в 90-е годы, разрушения системы базовых предприятий, оттока квалифицированных преподавателей, а в ряде случаев - из-за игнорирования рыночных реалий. Последние диктуют свои условия к подготовке и специалистов, и рабочих. Необходимыми становятся такие параметры квалификации, как профессиональная гибкость, развитие информационных и коммуникативных навыков, способность к обновлению знаний и др. Деформированная структура специального образования не всегда способна решать эти проблемы, так как велика доля неконкурентоспособных учебных заведений.

Особо следует отметить, что российская высшая школа не стала особо привлекательной для иностранцев, т.е. ее конкурентоспособность невелика. Так, на мировом рынке образовательных услуг Россия располагает долей 5% (США - 28%, Великобритания - 13, Германия - 10, Франция -9%). В этой связи необходимы официальная оценка состояния учебных заведений, определение их рейтингов, выделение реального сектора качественных услуг образования, способного не только удовлетворять требования рынка труда, формировать экспортный потенциал страны, но и создавать предпосылки будущих преобразований в экономике.

На первом и втором этапах на передний план вновь выходит реализация идеи непрерывного образования. Опережающая подготовка специалистов по приоритетным направлениям предполагает поддержку ведущих вузов, научных школ, создание научно-образовательных центров, контроль качества подготовки специалистов с независимым тестированием студентов и преподавателей. Переход на новые технологии обучения и рост оплаты труда повысят статус преподавателей и престижность их труда.

Развитие образования должно быть тесно увязано с рынком труда и способствовать эффективной занятости населения. В связи с этим уже на первом этапе следует поставить перед правительством вопрос о необходимости долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников. Требуются также мониторинг рынка труда, четкая политика сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Профессиональное профилирование молодежи должно стать независимым отрешения проблем армии.

Все преобразования, начатые на первом этапе, должны быть завершены на втором этапе, а в начале третьего этапа образование должно стать высокоразвитой отраслью, функционирующей в устойчивом режиме с четкой ориентацией на долгосрочные цели развития общества. Для этого уже на первом этапе следует решить основные проблемы финансирования, чрезвычайно болезненные для населения. Исходной позицией, на наш взгляд, является признание необходимости предоставления на всем прогнозируемом периоде бесплатного среднего образования всему населению. Более высокий уровень образования (специального) бесплатно должен предоставляться наиболее одаренным и способным детям, отбор которых проводится на олимпиадах и по результатам единого экзамена. Для остальных -платное обучение (полностью или частично, в зависимости от уровня государственного именного финансового обязательства - ГИФО, подтверждающего степень притязаний на бесплатное обучение). Введение подобной практики может принести позитивные результаты при ее дополнении целевой кредитной системой.

Предполагается, что с 2005 г. в школах будет введено нормативное душевое финансирование, а в профессиональном образовании -постепенное замещение расходов на содержание учебных заведений оплатой конкретных услуг с использо-

ванием ГИФО. Переход общего образования на душевое финансирование потребует на первом этапе создания единого государственного стандарта, а также федерального, регионального и местного нормативов финансирования этого стандарта с учетом межбюджетных трансфертов. Финансовое состояние вузов должно зависеть от востребованности их услуг. Предполагается, что конкурс учебных сертификатов (взамен вступительных экзаменов), дифференцированно обеспеченных бюджетными средствами, позволит покончить с коррупцией, открыть доступ к образованию одаренным детям, улучшить финансовую базу престижных вузов.

Вполне реализуемы такие меры: переход на контрактную систему финансовых отношений вузов с государством, развитие конкурсной системы получения госзаказа на подготовку специалистов и т.д. Однако руководители вузов опасаются, что государство со временем может отказаться от своих обязательств, как бывало достаточно часто. В результате будет подорвана их финансовая база, которая создавалась в 90-е годы собственными силами, что позволило спасти вузы от разрушения. В связи с этим государство должно в ближайшие годы правовым путем подтвердить гарантии стабильного финансирования.

Особо следует подчеркнуть, что сложная демографическая ситуация внесет свои коррективы в решение проблемы. Население в России сокращается, и, например, количество учеников в шко-

лах уменьшится с 21 млн. в 2000 г. до 14 млн. в 2008 г. После 2006 г. начнется уменьшение численности населения в возрасте 18-25 лет. В этих условиях обеспечить полноценное финансирование социальных отраслей государству вполне по силам.

Предполагаемая динамика государственных затрат на образование до 2025 г представлена в табл. 2. За основу вариантов берется изменение доли этих расходов в ВВП. В 1-м варианте предполагается умеренное повышение этой доли, несколько превышающее сложившийся уровень (3,62% в 2002 г, далее рост до 4%, с 2005 г - до 5%). Во 2-м варианте намечается постепенное достижение к 2010 г 7% от ВВП и сохранение этой доли до 2025 г, что соответствует показателям государственных расходов на образование в развитых странах (в среднем): 6,3% в 2000 г и 6,9% к 2015 г16

2-й вариант больше отвечает сложившимся потребностям в образовательных услугах и обеспечивает соответствующие условия для структурных сдвигов: в экономике (в пользу «новой экономики»); в образовательном потенциале (рост доли квалифицированных кадров); в структуре экспорта (профессиональное образование, инновации, интеллектуальные услуги).

Годовые темпы роста ВВП принимаются на перспективу в рамках 5-7%. Соответственно затраты на образование по годам представлены интерваль-но (в пределах интервалов). Расчеты показывают, что, во-первых, достижение уровня 1990 г в финансировании возможно по 1 -му и 2-му вариантам уже

Таблица 2

Динамика затрат на образование в консолидированном бюджете

Годы Затраты на образование из консолидированного бюджета

в % к ВВП в млрд. руб. в ценах 2002 г.

1990 3,4 510,1

1995 3,7 344,9

1997 4,5 408,7

1998 3,7 319,2

1999 3,25 295,9

2000 3,0 297,5

2001 3,1 323,0

2002 3,62 393,2

1-й вариант прогноза 2-й вариант прогноза 1-й вариант 2-й вариант

2005 5,0 5,0 628,7 - 665,4 692 - 732

2010 5,0 7,0 802,5 - 933,3 1123 - 1307

2015 5,0 7,0 1024 - 1309 1434 - 1833

2020 5,0 7,0 1307 - 1836 1830 - 2570

2025 5,0 7,0 1668 - 2575 2335 - 3605

в 2005 г. Это создает надежную финансовую основу для скачка в преобразованиях до 2010 г. К концу первого этапа затраты на образование могут увеличиваться по сравнению с 2002 г. в 2,1-2,4 раза по 1-му варианту (в зависимости от темпов роста ВВП) и в 2,8-3,3 раза по 2-му; к концу второго этапа в 2,83,3 раза по 1-му варианту и в 3,6-4,7 раза по 2-му; к концу третьего этапа рост соответственно в 4,2-6,5 раза или в 5,9-9 раз.

Во-вторых, наращивание отставания в расходах по 1-му варианту приводит к тому, что финансовое обеспечение образования, достигаемое в соответствии с этим вариантом в 2025 г., может быть реализовано по 2-му варианту уже в 20172020 гг. и превзойдено почти в 1,5 раза к концу третьего этапа. Интересам развития экономики и общества в целом больше отвечает 2-й вариант, но стабильное финансирование даже по 1-му варианту (при сокращении численности учащихся) создает надежную основу для позитивных сдвигов в развитии образования.

Примечания

1 Формирование современного типа воспроизводства населения, основанного на снижении и рождаемости, и смертности, должно быть всесторонне изучено и учтено во всех прогнозах, а демографическая политика должна стать составной частью стратегии.

2 В частности, заработная плата должна учитывать снижение социальных обязательств государства в сфере образования и здравоохранения. Данные Госкомстата России о фактическом конечном потреблении домашних хозяйств, включающие социальные трансферты в натуральной форме (нерыночные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.), показывают, что объем социальных трансфертов относительно 1991 г. снизился почти на четверть к 1997 г. и в последующие годы. По другим данным, расходы на нерыночные услуги здравоохранения и образования к 2000 г составили две трети от уровня 1997 г. и 35% от уровня 1991 г.

3 По нормам ООН, минимальная оплата труда должна быть не менее 3 долл. в час (в США - 5,5 долл.). У нас, однако, на мировые рыночные цены ориентируются лишь при обосновании повышения цен и тарифов.

4 Общество и экономика. 2002. № 7. - С. 49 - 60.

5 Например, рост пищевой промышленности в 1 квартале 2008 года оценивается как результат повышения реальных доходов населения прошлого года.

6 За основу взяты целевые установки экспертного прогноза заработной платы на 2000 - 2010 гг. (Экономика и жизнь. 2000. № 5. - С. 2 - 3).

7 Социальная защита населения. - М: ИСЭПН, 2002.

8 Так, реализация ФЦК «Электронная Россия» позволит обеспечить финансовую открытость деятельности органов власти, обеспечит сокращение времени на документооборот и экономию бюджетных денег. При этом, безусловно, понадобится соответствующее законодательное обеспечение, создание электронных административных регламентов.

9 К объективным причинам относится несовершенство официальной статистики (сокрытие доходов гражданами), к субъективным - самоидентификация определенной категории людей, не имеющих соответствующей материальной основы, но причисляющих себя во время опросов к среднему классу в соответствии с психологическим настроем.

10 По официальным данным, коэффициент фондов в 2001 г. составил 14 раз (соотношение доходов 10% населения с наивысшими доходами и 10% населения -с минимальными). Дооценка скрытых доходов, осуществляемая органами государственной статистики, занижает уровень бедности, поскольку распространяется на все население, тогда как скрытые доходы имеют, как правило, домохозяйства с высоким уровнем благосостояния. По данным выборочных обследований, дифференциация намного выше, соответственно и выше уровень бедности.

11 Социальная защита населения. - М., 2002. - С. 44.

12 Социальная защита населения. - М.: ИСЭПН РАН, 2002. - С. 14

13 Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. - С. 131.

14 Эксперт. 2000. № 41. - С. 20.

15 Финансы. 2003. № 3. - С. 7.

16 Мир на рубеже тысячелетий. - М., 2001. - С. 588.

Glavackaya N. G., Lazurenko S. G., Muzychuk V. A. THE HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT AND SOCIAL TRANSFORMATIONS

In the article the problems of the human potential are examined. The forecasts of the average salary’s dynamics till 2025 have been carried out. The article also views the ratio of the state and private expenditure for the education within the major priorities of the national politics.

Keywords: Human potential, education politics, salary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.