Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала молодежи в Брянской области'

Развитие человеческого капитала молодежи в Брянской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПТАЛ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / КАПИТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ / КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ / КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ / HUMAN CAPITAL / THE YOUNG GENERATION / CAPITAL FORMATION / CAPITAL OF CULTURE / CAPITAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азаренко Н.Ю., Серова Е.Д.

В данной статье рассмотрен человеческий капитал молодежи и определены факторы, влияющие на него. Описан капитал образования, капитал культуры и капитал здоровья. Предложены направления развития человеческого капитала молодёжи Брянской области и РФ в целом следует сформировать и развить информационное мышление. Для этого необходимо разработать модель единой молодежной информационной среды. Ключевым звеном которой, является региональный молодежный информационно-аналитический центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL OF YOUNG PEOPLE IN THE BRYANSK REGION

This article discusses the human capital of young people and the factors influencing it. Described capital formation, capital, culture and health capital. The directions of the development of the human capital of young people and the Bryansk region of the Russian Federation as a whole should generate information and develop thinking. To do this, you must develop a model of a unified information environment of youth. A key element of which is the regional youth information and analytical center.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала молодежи в Брянской области»

10

-Economy and Business-

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Ю. Азаренко, канд. экон. наук, доцент Е.Д. Серова, студент

Брянский государственный инженерно-технологический (Россия, г. Брянск)

Аннотация. В данной статье рассмотрен человеческий капитал молодежи и определены факторы, влияющие на него. Описан капитал образования, капитал культуры и капитал здоровья. Предложены направления развития человеческого капитала молодёжи Брянской области и РФ в целом следует сформировать и развить информационное мышление. Для этого необходимо разработать модель единой молодежной информационной среды. Ключевым звеном которой, является региональный молодежный информационноаналитический центр.

Ключевые слова: человеческий каптал, молодое поколение, капитал образования, капитал культуры, капитал здоровья.

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику [1].

Человеческий капитал как объективное экономическое явление признавался ещё со времён А. Смита, К. Маркса. Смит писал, что основной капитал состоит не только из машин и оборудования, но и из полезных способностей членов общества, приобретение которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал. Маркс отмечает, что с точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек.

Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Теодора Шульца.

Он предложил следующее определение:

«Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными.

Врожденный компонент человеческого капитала молодежи - витальный (генный),

Journal of Economy and Business, vol.10

это то «богатство», которое каждый человек получает изначально. Он связан с состоянием здоровья, как физического, так и психологического, нравственными началами, свойствами и типом характера и заложенными от природы в человеке талантами. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, и называются человеческим капиталом» [1, с. 346].

Для человеческого капитала (ЧК) характерно новое качество - синергизм. Источником эффекта синергии при объединении индивидуальных человеческих капиталов является дополнительная человеческая энергия, целенаправленно используемая в интересах общей цели личности и организации.

В рамках блока ЧК социальных групп, Салихов Б.В. выделяет подвиды человеческого капитала в соответствии с возрастным критерием, а именно: ЧК детей, ЧК молодежи, ЧК взрослого населения. Особой социальной группой является молодежь, которая является носителем формируемого и развивающегося человеческого капитала, специфика и направленность которого предопределяют развитие всего общества в дальнейшем [1, с. 352].

Исходя из определений человеческого капитала, основополагающие компоненты представлены на рисунке 1.

11

-Economy and Business-

Рис. 1. Составляющие человеческого капитала молодежи

Молодое поколение - стратегический ресурс государства и одновременно объект и субъект всей его социальноэкономической политики. Молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, выступая носителями

наиболее перспективной части человеческого капитала, главным воспроизводственным ресурсом страны.

Факторы, влияющие на человеческий капитал молодежи, представлены в таблице 1 [1, с. 353].

Таблица 1. Факторы воздействия на человеческий капитал молодежи

Позитивные факторы Негативные факторы

- Позитивная социализация молодежи 14-16 (17) лет; - Повышение качества образования (формального, неформального, информального); - Рост востребованности молодежи экономикой, снижение молодежной безработицы; - Повышение производительности труда; - Рост молодежного предпринимательства; - Рост доходов молодежи; - Здоровый образ жизни; - Жилье и т.д. - Демографический тренд; - Снижение качества профессионального образования; - Молодежная безработица; - Низкая территориальная (трудовая) мобильность молодежи; - Правонарушения; - Снижение качества здоровья молодого поколения (слабое вовлечение в занятия физкультурой и спортом, несбалансированное питание); - Потребление наркотиков и алкоголя, табакокурение и т.д.

Для снижения негативных факторов воздействия на человеческий капитал молодежи, в России реализуется стратегия «Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала» [6].

Брянская область относится к числу регионов, для которых качество человеческого капитала молодежи является в высшей степени актуальным.

Показателем качества образования являются результаты итоговой аттестации учащихся. В 2015 году в Брянской области 53 участника ЕГЭ набрали максимальное количество баллов по предметам. 884 участника ЕГЭ набрали от 90 до 99 баллов. Количество выпускников текущего года, не прошедших государственную итоговую аттестацию - 89 человек, что составляет

Journal of Economy and Business, vol.10

12

-Economy and Business-

1,5% от общего количества выпускников Брянской области [6].

За прошедшее время на Брянщине удалось сделать многое, чтобы вновь вернуть значимость научной деятельности: создана законодательная база, система управления и координации научной деятельностью в регионе.

Научный потенциал области включает в себя более 40 научных организаций, куда входят 4 государственных вуза, 25 филиалов вузов, научно-исследовательские и проектные институты, научно-технические центры, конструкторские бюро и другие организации.

Для повышения престижа и привлекательности научной деятельности, подготовки научных кадров Брянской областной Думой 28 июня 2012 г. был принят Закон

Брянской области «О поддержки молодых ученых, молодых научных сообществ и молодежных коллективов в Брянской области». Также постоянно проводятся различные мероприятия. В 2015 году прошла Неделя молодёжной науки Брянской области, в течение которой проводилось более 130 мероприятий различной направленности, были задействованы 5 вузов, более 35-ти школ и более 5000 молодых людей в возрасте 14-30 лет. Таким образом, интерес к занятию научной деятельности постоянно растёт [5].

Здравоохранению в Брянской области уделяют огромное внимание, так как, именно, оно лежит в основе развития человеческого капитала молодежи.

Показатели репродуктивных потерь, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Динамика общих репродуктивных потерь в Брянской области на 1000 ро-

дившихся в 2012-2014 гг., в %

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Аборт по медицинским показаниям 35,1 30,9 34,1

Самопроизвольные аборты 100,6 110,9 112,9

Младенческая смертность 8,9 8,9 9,2

Мертворождаемость 7,4 7,9 7,5

Таким образом, сохраняется отрицательная динамика по показателю «самопроизвольные аборты». В 2013 г. по сравнению с 2012 г. прирост репродуктивных потерь составил 10,3%, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составил 2,0%.

Важнейшие направления - улучшение демографической ситуации в регионе, повышение рождаемости и создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей. При этом особую актуальность приобретают проблемы сохранения здоровья детского населения, особенно новорожденных и детей первого года

жизни, а также снижение детской и младенческой смертности [2].

В 2014 году общая больничная летальность среди детей 0-17 лет составила 0,3% (2013 г. - 0,3%). Высокий показатель больничной летальности от врожденных аномалий и пороков развития - 2,5% (2013 г. - 2,2%); от болезней системы кровооб-

ращения - 1,4% (2013 г. - 0,7%); от новообразований - 1,0% (2013 г. - 0,2%).

По данным профилактических осмотров детей и подростков-школьников в 20122014 гг. значительная часть детей имеют нарушения в состоянии здоровья (табли-

ца 3).

Таблица 3. Результаты профилактических осмотров детей до 14 лет и подростков-

школьников в Брянской области (в % к числу осмотренных)

Наименования выявленных нарушений 2012 г. 2013 г. 2014 г.

С понижением остроты слуха 0,2 0,2 0,2

С понижением остроты зрения 6,4 6,3 5,8

С дефектами речи 3,1 2,9 2,2

Со сколиозом 0,8 0,7 0,6

С нарушением осанки 6,0 6,1 6,3

Journal of Economy and Business, vol.10

13

-Economy and Business-

Самый высокий уровень занимают нарушения осанки (2012 г. - 6,0%; 2013 г. -6,1%; 2014 г. - 6,3%). Среди осмотренных детей в 2014 году понизился удельный вес детей с понижением остроты зрения (2012 г. - 6,7%; 2013 г. - 6,3%; 2014 г. -5,8%); с дефектами речи (2012 г. - 3,1%; 2013 г. - 2,9%; 2014 г. - 2,2%), со сколиозом (2012 г. - 0,8%; 2013 г. - 0,7%; 2014 г. - 0,6%). Увеличился удельный вес детей с нарушением осанки (2012 г. - 6,0%;

2013 г. - 6,1%; 2014 г. - 6,3%). [4]

Таким образом, в области здравоохранения видны значительные как улучшения, так и ухудшение по некоторым показателям, касающиеся нарушения здоровья и репродуктивных потерь детей в возрасте 0-17 лет.

Оказание государственной услуги по информированию о положении на рынке труда молодежи осуществляется в центрах занятости населения городов (районов) Брянской области, консультационных пунктах службы занятости населения, мобильных центрах занятости населения.

С целью отбора выпускников для последующего трудоустройства проводятся мини-ярмарки учебных и рабочих мест, стажировки на рабочем месте [2].

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

1) Система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности.

2) Коррупция в системе образования -это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение

бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании.

3) Основной проблемой в региональном здравоохранении является кадровый дефицит. В ряде районных больниц вообще отсутствуют «узкие» специалисты - онкологи, хирурги, эндокринологи, кардиологии. В 15 районах Брянской области в поликлиниках вообще нет кардиологов. В роддомах нехватка специалистов неонато-логов и анестезиологов. Также штат недостаточно укомплектован медицинскими сестрами.

4) «Кадровый голод». Руководители предприятий в регионе, представители органов власти все больше заявляют о «кадровом голоде», который обусловлен фактами несоответствия уровня подготовки кадров потребностям экономики Брянской области.

Для развития человеческого капитала молодежи в России следует сформировать и развить информационное мышление. Информационное мышление, вследствие своей глобальности, замыкает на себе все характеристики человека - от изначально заложенных на генетическом уровне до развиваемых и приобретаемых в процессе социализации. Особое место среди них занимают информационные потребности, поскольку они в определенном смысле являются показателем уровня информационного мышления, величиной переменной, свидетельствующей о состоянии духовного развития человека.

Для этого необходимо разработать модель единой молодежной информационной среды, охватывающей всех адресатов и получателей информации (рис. 2).

Journal of Economy and Business, vol.10

14

-Economy and Business-

Рис. 2. Модель единой молодежной информационной среды

Как видно из схемы на рисунке 2, модель не является закрытой системой, а находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, что отражено прерывистым контуром. Как отмечалось ранее, созданы информационные потоки в двух направлениях: информация о молодежи и информация для молодежи, которые имеют свою целевую аудиторию. Помимо этого источниками и пользователями информации являются и такие институты общества, как СМИ, органы власти и само общество.

Ключевым звеном данной модели является региональный молодежный информационно-аналитический центр. Основной целью деятельности центра, является решение конкретных задач, касающихся информационного обслуживания молодежи по основным социальным аспектам: труд, образование, здоровье, семья, отдых и так далее, создание электронных баз данных и справочно-информационных массивов по молодежной проблематике, ориентированных на государственные и общественные структуры, работающие с молодежью, обеспечение оперативного получения дос-

товерной информации о проблемах, тенденциях и развитии ситуаций в молодежной среде.

Задачи молодежного информационноаналитического центра:

1) Предоставление интегрированной и дифференцированной информации по таким направлениям как: образование, профориентация и подготовка кадров, занятость, повышение квалификации, престижность рабочих и инженерных специальностей (профессий), привлекательность дополнительного образования, поддержка талантливой молодежи, поддержка молодых ученых, социальные вопросы и практические проблемы повседневной жизни, медицинское обслуживание, жилищные вопросы.

2) Предоставление молодому человеку юридических консультаций по вопросам соблюдения Уголовного кодекса РФ, телефонным мошенничествам, семейного насилия.

3) Сбор, обработка и анализ информации о социальных условиях молодежной среды, выработка решений, рекомендаций к проектам и планам законодательных и

Journal of Economy and Business, vol.10

-Economy and Business-

15

исполнительных государственных органов, участвующих в реализации молодежной политики.

4) Укрепление социальной защищенности молодежи за счет организации доступа к соответствующей информации по проблемам молодежи, молодых семей, молодежи, нуждающейся в особой заботе государства.

5) Воспитание здорового образа жизни.

Актуальность проблемы формирования

человеческого капитала обусловлена объективными потребностями современного этапа общемирового социальноэкономического развития, спецификой современной ситуации в России. Эти обстоятельства требуют принятия не только инвестиционных, но комплексных решений, формирующих в государстве, обществе и отдельных компаниях новые ресурсы, обеспечивающие как устойчивый экономический рост, так и достижение более высокого уровня благосостояния населения и достойного качества жизни.

Человеческий капитал молодежи - это особый вид человеческого капитала, по-

Библиографический список

1. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2009. -724 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Социальные инвестиции и инновации в России: монография / Н.Ю. Азаренко, В.В. Ковалевский, Т.И. Себекина. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 186 с.

3. Государственная служба занятости. 2015. URL: http://rabota-

bryanskobl.ru/home/seekrab/seekvac.aspx (дата обращения 02.10.2015)

4. Здравоохранение в Брянской области. 2015. URL: http://rabota-

bryanskobl.ru/home/seekrab/seekvac.aspx (дата обращения 04.10.2015)

5. Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала. 2015. URL: http://www.fadm.gov.ru (дата обращения 10.09.2015)

6. Отчет по ЕГЭ за 2015 год. 2015. URL: ege32.ru (дата обращения 10.10.2015)

скольку молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который, выгодно отличает ее от других групп населения. Именно данная социальная группа обладает капиталом, который можно и нужно формировать и развивать в необходимом русле для региона. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Выделение человеческого капитала молодежи в рамках одного из видов человеческого капитала в разрезе социальных групп особенно актуально в связи с тем, что капитал именно этой части общества еще можно формировать, развивать и совершенствовать, притом, что у молодого поколения уже есть определенная база и уровень личностного капитала.

Journal of Economy and Business, vol.10

16

-Economy and Business-

THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL OF YOUNG PEOPLE IN THE BRYANSK REGION

NY Azarenko, candidate of economics, associate professor ED Serova, student

Bryansk state engineering-technological university (Russia, Bryansk)

Abstract. This article discusses the human capital of young people and the factors influencing it. Described capital formation, capital, culture and health capital. The directions of the development of the human capital of young people and the Bryansk region of the Russian Federation as a whole should generate information and develop thinking. To do this, you must develop a model of a unified information environment of youth. A key element of which is the regional youth information and analytical center.

Keywords: human capital, the young generation, capital formation, capital of culture, capital health.

Journal of Economy and Business, vol.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.