Научная статья на тему 'Развитие человеческого и социального капиталов как факторов экономической и социальной безопасности'

Развитие человеческого и социального капиталов как факторов экономической и социальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HUMAN CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / SECURITY / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пастухов А.Л.

Статья посвящена развитию человеческого и социального капиталов как факторов экономической и социальной безопасности в современных социально-экономических условиях в контексте глобализации. В работе рассмотрены акутальные аспекты управления знаниями и формирования университетских комплексов как институциональных условий и социальной среды, обеспечивающих развитие человеческого капитала и социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HUMAN AND SOCIAL CAPITAL AS A FACTOR OF ECONOMIC AND SOCIAL SECURITY

The article is devoted to the development of the human capital and the social capital as factors of economic security and social security in the current socio-economic conditions in the context of globalization. It presents aspects of the knowledge management and the formation of university complexes as institutional conditions and social environment, ensuring the development of the human capital and the social capital.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого и социального капиталов как факторов экономической и социальной безопасности»

УДК 338.3; 338.24 ББК 65.5; 65.9

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛОВ КАК ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. Л. Пастухов

alpast@yandex.ru кандидат философских наук, доцент доцент кафедры безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Северо-Западный институт управления

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена развитию человеческого и социального капиталов как факторов экономической и социальной безопасности в современных социально-экономических условиях в контексте глобализации. В работе рассмотрены акутальные аспекты управления знаниями и формирования университетских комплексов как институциональных условий и социальной среды, обеспечивающих развитие человеческого капитала и социального капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, безопасность, управление знаниями, экономическая безопасность, социальная безопасность.

Введение. Человеческий капитал и социальный капитал в контексте современных социально-экономических отношений и глобализации политических, экономических, социокультурных процессов в условиях постоянно меняющегося, сообразно изменению внутреннего и внешнего мира человека, что подтверждается мнениями некоторых отечественных специалистов по управлению знаниями [1, с. 25], являются важнейшими компонентами формирования общества и основой его устойчивого развития.

Человеческий капитал представляет из себя всю совокупность человеческих свойств и особенностей, включая не только знания, умения, навыки, жизненный опыт, профессиональные и личностные компетенции, но и здоровье, интеллектуальные способности, возможности эмоционального интеллекта, особенности культуры и ментальные шаблоны поведения (мотивация) и запас времени.

Формирование человеческого капитала (капитализация человеческого потенциала) включают в себя следующие условия (факторы):

- запас человеческого потенциала, способности к его накоплению, аккумулированию;

- наличие целесообразности использования человеческого потенциала в социально-экономических отношениях;

- отражение использования человеческого потенциала в форме роста производительности труда и индивидуальной доходности от его использования;

- рост мотивации к увеличению человеческого потенциала и его капитализации.

Социальный капитал представляет собой совокупность межличностных и групповых связей, отношений, систем коммуникации, групповых моделей поведения (коллективное бессознательное), коллективных процессов, включая информационный обмен и обмен знаниями, что отражается в форме совместных накоплений и вложений в развитие организационной деятельности (фонды, акционерные общества), бренда, карьерного роста (изменения социального статуса), возможностей использования социальных ресурсов на основе имеющегося социального статуса или должности. «The World Bank также

отмечает, что социальный капитал можно представить, как совокупность горизонтальных связей между людьми. Они включают в себя социальные контакты и связанные с ними нормы, которые влияют на общество, производительность и благосостояние. Социальный капитал - это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками, покупателями. Он создается благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный информационный обмен. Такую среду, как отмечает М.Армстронг, с большой долей вероятности можно обнаружить в организациях «без границ», где основное внимание уделяется горизонтальным процессам, командной работе и целевым группам, что позволяет передавать знания в процессе профессиональной деятельности, включая совместный труд, наставничество, коучинг, профессиональное обучение. Так накопленный социальный капитал в России составляют, по мнению В.А.Скворцова формы сотрудничества, коллективизма, соборности. Примером негативного, нарушающего систему экономической и социальной безопасности, использования социального капитала является участие в криминальных сообществах, злоупотребление исключительным положением и т.п.

Таким образом, к социальному капиталу имеют отношение все те факторы, которые создают возможность возникновения и развития социальных связей и обеспечивают их сохранность. Так при неизменности материального капитала организации, ее финансового капитала, социальный капитал организации (персонала) может расти по мере развития внешних связей и имиджа фирмы» [2, с. 119].

При этом следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования человеческого (трудового, интеллектуального) и социального капиталов являются знания.

Вопросы, связанные с человеческим капиталом и человеческим потенциалом, а также социальным капиталом рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Б. С. Беккер, П. Бурдье, Э. Денисон, Р. Дорнбуш, Дж. Кедрик, Ю. А. Корчагин, Дж. Коулман, С. Кузнец, Р. Лукас, В. Марцинкевич, Р. Патнэм, С. В. Сивуха, Р. Солоу, С. Фишер, Т. Шульц и др.

Теоретической основой исследования в области управления знаниями являются работы ученых в области управления образованием (Н. И. Булынский, В. А. Кальней, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнёва, Б. С. Страхов, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов), управления социальными системами (В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани), управления образовательными системами (Ю. К. Бабан-ский, Ю. А. Конаржевский, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, А. Н. Троян, Т. И. Шамова) и работы по управлению знаниями зарубежных и отечественных ученых (Ю. П. Адлер, В. Алли, Э. Венгер, К. Вииг, Т. Бекман, Карен М. Вандер Линд, С. Гоерлей, М. Кениг, Г. Б. Клейнер, К. Коллинсон, В. Л. Макаров, Б. Мильнер, И. Нонака, П. Сендж, К. Свейби, Е. А. Черных).

Классификация знания, наиболее системно, рассмотрена в монографии И. Нонака и Х. Такеучи: «Компания - создатель знания». По мнению этих ученых, знание создается в процессе взаимодействия формализованного и неформализованного процесса его трансформации.

При этом следует отметить, что имеющиеся отечественные работы по человеческому капиталу, социальному капиталу и управлению знаниями, как правило, рассматривают национальный или корпоративный уровень их применения, не рассматривая подробно вопросы обеспечения безопасности формирования человеческого и социального капиталов, а также их значимость в контексте безопасности, включая обеспечение государственных интересов. В теоретическом аспекте в отечественных работах по

управлению знаниями, в отличие от зарубежных, в основном не рассматриваются вопросы межкорпоративного и социального взаимодействия, улучшения внутреннего климата и культуры, формирования системы доверия.

Таким образом, на наш взгляд в трудах по человеческому и социальному капиталу, а также управления знаниями как основы формирования человеческого и социального капиталов недостаточно рассмотрены аспекты человеческого и социального капитала, основанного на знаниях, как важнейшего фактора экономической и социальной безопасности.

Результаты и их обсуждение. В контексте экономической и социальной безопасности, в настоящее время, развитие человеческого и социального капитала с одной стороны, обеспечивает не только рост обмена информацией, но и увеличение всех видов и форм знаний, а также качественное изменение социального капитала как выражение си-нергийного эффекта социального взаимодействия и обмена знаниями, что подтверждается многочисленными статистическими данными и научными исследованиями. С другой стороны, рост скорости и объема обмена информацией и знаниями, формирование базы знаний и банка знаний увеличивает человеческий потенциал, что способствует росту человеческого и социального капиталов и, соответственно, влияет, как на рост социальной стабильности, так и на устойчивое развитие экономики, возможность более гибкого реагирования на изменения социально-экономических процессов и нивелирование негативных воздействий внешней и внутренней среды, обеспечивающее в конечном итоге большую стабильность экономики, безопасность функционирования современных экономических институтов.

В данном контексте, именно знания, как результат использования человеческого потенциала и социальные связи, как инфраструктура и один из институтов генерирования и передачи знаний будут способствовать развитию условий обеспечения безопасности общества и экономики.

При этом, следует четко различать информацию и знания. Информация - это, прежде всего, сведения, передаваемые в различной форме и с помощью различных систем ее передачи: устная и письменная речь (вербальная коммуникация), жесты и мимика, позы (невербальная коммуникация), документы, аудио и видео файлы и т. д.

Мы считаем, что знания - это осознанное человеческим индивидом представление о явлениях его внутреннего и внешнего мира, являющееся составной частью мировоззрения, зависящее от его структуры и вариабельности, позволяющее совершать целенаправленные действия. Поэтому знания можно классифицировать не только по отношению к окружающему источник знания миру, но и по характеру, способу возникновения, а именно:

1. По отношению к окружающему миру: явное формализованное в виде вербальной информации и скрытое личностное, индивидуальное.

2. По характеру возникновения:

- интеллектуальное, возникающее в результате мыслительной деятельности;

- эвристическое, в том числе форсайтное (возникающее мгновенно в сознании как результат скрытых процессов умственной деятельности и подсознания);

- деятельностное, рефлекторное, возникающее в процессе деятельности как одновременное осмысление процесса и результатов этапа деятельности.

Знания, как результат получения, идентификации, распознавания, понимания и усвоения информации, «встраивания» ее в контекст личностного жизненного опыта, ранее полученных знаний, представлений и суждений имеет выраженный личностный контекст.

Мы считаем, что знания связаны со способами восприятия и осмысления информации, которые можно классифицировать следующим образом, согласно классификации, разработанных и представленных специалистами в сфере управленческого консалтинга:

- восприятие информации с ее переработкой и воспроизводством в виде определенной схемы (формальное мышление);

- восприятие информации с определением ее достоверности и соответствия определенным четким содержательным характеристикам с последующей классификацией воспринимаемых объектов и их содержательной идентификацией (предметное мышление);

- восприятие информации с выявлением связи воспринимаемых объектов с другими объектами окружающей среды и последующей классификацией объекта на основе характеристик выявленных взаимосвязей (системное мышление);

- восприятие информации без взаимосвязей с окружающим миром как единичного, индивидуального объекта (абстрактное мышление);

- восприятие информации с выявлением аналогов и мысленное построение взаимосвязей с явлениями окружающего мира иного пространственно - временного континуума, то есть встраивание объекта в новую реальность (проективное мышление);

- восприятие информации с выявлением формы и характеристик объекта и формированием в сознании его идеального образа (образное мышление);

- восприятие информации с выявлением определенного смысла (контента) в ее элементах, непосредственно не связанных с содержанием информации в целом (символическое мышление);

- восприятие информации с установлением взаимосвязи между объектом и жизненными ценностями или ненаблюдаемыми явлениями с изменением его первоначального смысла (мифологенное мышление) [3, с. 33-35; 4, с. 52].

Формирование знания, по нашему мнению, происходит в результате синтеза с уже имеющейся в сознании информацией и обретения характеристик, позволяющих впоследствии менять содержание и структуру знания в соответствии с особенностями мировосприятия и мышления человека в зависимости от изменения внешней среды. Это, в свою очередь, позволяет встраивать знание в реальную динамичную картину мира человека в каждый момент времени, выявляя постоянные взаимосвязи с новой реальностью и фиксировать в сознании те социальные связи, которые будут способствовать капитализации полученных знаний в практической деятельности.

Соответственно, важным отличием знания от информации является, то, что информация как феномен неизменна, как система - замкнута, отражает лишь какое-то явление прошлого и теряет свою ценность со временем, не имея устойчивых связей с настоящим и тем более будущим. Знание, являясь открытой, динамически меняющейся саморазвивающейся системой, позволяет не только идентифицировать, анализировать и синтезировать новую информацию, формируя новое знание, но и по своей сущности отражает процессный характер бытия.

При этом, по своей форме знания могут быть выражены (формализованы) в виде слова, факта, примера, правила, гипотезы или модели, которые способствуют пониманию определенного трудового, организационного или коммерческого процесса и могут передаваться от одного сотрудника организации другому или группе работников организации в рамках корпоративного взаимодействия. Соответственно, управление знаниями с целью использования человеческого потенциала и социальных связей, предполагает доступ работников организации к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые формируют условия, способствующие совершенствованию деятельности организации и стимулирующие инновации, а также позволяющие более качественно определять цели организации и осуществлять планирование.

Вообще, в контексте организационной деятельности к знаниям относятся подходы, идеи о формах и методах административной деятельности в организации, оптимальных

формах, количественных и качественных показателях результата выполняемых работ, а также перечень, алгоритм и технология выполнения действий для достижения определенного результата, а также знание форм внутрикорпоративного, межкорпоративного, внутрикластерного взаимодействия, который можно классифицировать как инструментальный, так как он позволяет выбрать наиболее эффективное средство, метод действий для достижения определенного результата или создать новую, более оптимальную технологию его достижения.

В этом аспекте управление знаниями предполагает моделирование мировоззрения персонала организации и участников межкорпоративного или межорганизационного взаимодействия, а изменение знания способствует трансформации деятельности, как отдельного работника, так и организации или самоорганизованного сообщества.

Таким образом, обеспечение экономической и социальной безопасности через развитие человеческого и социального капиталов включает в себя следующие последовательные этапы:

1. накопление человеческого потенциала и расширение социальных связей;

2. создание институциональных возможностей увеличения человеческого потенциала и расширение социальных связей;

3. развитие человеческого и социального капиталов;

4. повышение устойчивости общественных, социально-экономических отношений [5, с. 35].

Повышение способности использования как человеческого потенциала, так и человеческого и социального капиталов для предотвращения социальных и экономических угроз, нивелирования их негативного воздействия и снижения уровня ущерба при возникновении неблагоприятных обстоятельств социального, социально-экономического и социально-политического характера.

В этом контексте следует добавить, что одним из институциональных условий увеличения человеческого потенциала и расширения социальных связей является образовательная среда, включая образовательные учреждения, деятельность которых направлена на обучение развитию человеческого потенциала, расширению социального капитала, использованию имеющегося человеческого потенциала и социальных связей для их капитализации в условиях экономического и социально -экономического взаимодействия. И насколько образовательные учреждения способны выполнять свои функции в этой сфере, настолько в конечном итоге и будет рост возможности обеспечения социальной и экономической безопасности [6, а 205].

Именно способность образовательных учреждений профессионального и высшего образования, дополнительного образования готовить востребованных в национальной экономике работников умственного труда, руководителей, специалистов сферы сервиса, имеющих соответствующий человеческий потенциал и нужные социальные связи, определяет возможности модернизации современной отечественной экономики, постепенный переход от сырьевой к интеллектуальной доминанте структуры экономики России, увеличения доли наукоемкой и знаниеемкой продукции, то диверсификации экономики, что сделает ее более устойчивой к влиянию внешних колебательных экономических процессов, а значит обеспечит большую безопасность. Однако, это невозможно без участия работодателей-организаций реального сектора экономики в образовательном процессе.

Важным элементом повышения качества отечественного образования является участие работодателей в оценке качества образования. До недавнего времени государство, большинство организаторов и участников образовательного процесса относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно и не стремились привлекать работодателей к участию во внедрении и улучшении системы

оценки качества в образовании. Хотя ранее, результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких как программа международной оценки обучающихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии PISA (Programme for International Student Assessment) позволяли выявить и оценить динамику изменения знаний обучающихся, развитие их способностей, в первую очередь интеллектуальных способностей, как достаточно перспективные.

Необходимо отметить, что получаемые в процессе обучения знания, умения и навыки должны быть реализованы в процессе социально -экономических отношений через различные формы, чтобы преобразоваться в социальный капитал, а это можно сделать через различные формы социальных объединений [7, с. 8; 8, с. 20].

В настоящее время, одной из форм интеграции науки, образования и организаций реального сектора экономики, способной наиболее полно использовать систему менеджмента знаний для увеличения человеческого потенциала, приращения социального капитала и их капитализации в современных социально-экономических условиях является университетский комплекс. Впервые понятие университетского комплекса было сформулировано в постановлении Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 5 апреля 2001 г. № 264. В соответствии с этим нормативным документом университетский комплекс - это объединение создаваемое на основе университета (союза, консорциума), включающее в себя как образовательные учреждения различного уровня, форм собственности и характера реализуемых образовательных процессов, так и научные учреждения, предприятия (базы практик и трудоустройства молодых специалистов), общественные объединения, включая профессиональные сообщества в сети Интернет. При этом, университетский комплекс может как входить в состав определенного кластера, объединяющего субъектов отдельных производственно-экономических отношений по одному из видов кластерной организации, так и быть ядром кластерного или даже мультикластерного образования [9, с. 145].

Выводы. Именно концентрация организационных инфраструктурных систем, информационных и товарно-денежных потоков, пространств обмена знаниями способна дать необходимый мультипликативный эффект роста человеческого и социального капиталов, а также их использования для обеспечения социальной и экономической безопасности.

Таким образом, организационно-экономический механизм обеспечения и повышения экономической и социальной безопасности государства предполагает, во-первых, формирование институциональной среды, способствующей капитализации социальных связей, социальных взаимодействий и человеческого потенциала. Во-вторых, включает в себя интеграцию организаций образовательного, научного и производственного секторов экономики, а также сферы сервиса в форме различных объединений. В-третьих, для развития человеческого и социального капиталов необходима модернизация образовательной системы, позволяющая, используя знание закономерностей и особенностей восприятия информации человеком и процесса формирования, а также изменения знаний, разработать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные способы обучения. В-четвертых, важно внедрять в практическую и образовательную деятельность технологии вербализации знаний и методы их «встраивания» в культурную среду и систему имеющихся знаний.

Это позволит, в конечном итоге, сформировать социально-экономические условия и институциональные системы, позволяющие повысить гибкость и адаптивность акторов экономических отношений, а также стабильность социальной системы в целом и обеспечить более эффективную капитализацию человеческого потенциала.

Список использованных источников

1. Капустин, Б. Либеральные ценности в сознании россиян / Б.Капустин. - Полис, 1994. - № 1-2. - С. 35-48.

2. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография /

B.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Романчин и др. под ред. д.э.н., профессора В.Т.Смирнова. - М.: Машиностроение -1, Орел: Орел-ГТУ, 2005. - 513 с.

3. Быков, С. Практический мифодизайн /

C. Быков, Д. Давидович - СГИ «Дарын» Челя-бинск-Алматы-Дарын, 2002. - 156 с.

4. Модернизация образования в условиях глобализации: монография / А.Л. Пастухов. -СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. - 139 с.

5. Кара-Мурза, С. Открытость глобальному рынку: экономическая и виртуальная реальность / С. Кара-Мурза // Вестник Московского экономического института. 2000. - № 1. -С.35-40.

6. Пастухов, А. Л. Комплексная безопасность: подходы к методологии индикативного анализа / А. Л. Пастухов, Ю. В. Мелешко // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст./ БНТУ. - Минск, 2018. - Вып. 8. - С. 204-212

7. Солодовников, С. Ю. Опережающее развитие космической отрасли как основа устойчивого роста белорусской экономики/ С. Ю. Солодовников, А. Н. Тур, Ю. В. Ме-лешко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. - 2015. -№14. - С. 8-14.

8. Пастухов, А.Л. Глобализация в мировоззрении человека / А. Л. Пастухов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2006. - Т.10. -№2. - С. 19-34.

9. Пастухов, А. Л. Развитие системы управления образованием / А.Л. Пастухов Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст./ БНТУ. -Минск, 2013. - Вып. 1. - С. 141-151.

_Статья поступила в редакцию 2 марта 2019 года

THE DEVELOPMENT OF HUMAN AND SOCIAL CAPITAL

AS A FACTOR OF ECONOMIC AND SOCIAL SECURITY

A. L. Pastukhov

alpast@yandex.ru PhD, Associate Professor, Docent of the department «Security» The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

North-West Institute of Management St. Petersburg, Russian Federation

The article is devoted to the development of the human capital and the social capital as factors of economic security and social security in the current socio-economic conditions in the context of globalization.

It presents aspects of the knowledge management and the formation of university complexes as institutional conditions and social environment, ensuring the development of the human capital and the social capital.

Keywords: human capital, social capital, security, knowledge management, economic security, social security.

References

1. Kapustin, B. Liberal'nye cennosti v soznanii rossijan [tekst] //B.Kapustin. - Polis, 1994. - № 1 - 2. -S.35-48.

2. Chelovecheskij kapital: soderzhanie i vidy, ocenka i stimulirovanie: monografija / V.T. Smirnov, I.V. Soshnikov, V.I. Romanchin i dr.

pod red. d.je.n., professora V.T.Smirnova. - M.: Mashinostroenie -1, Orel: OrelGTU, 2005. -513 s.

3. Bykov, S. Prakticheskij mifodizajn / S.Bykov, D.Davidovich - SGI «Daryn» Chel-jabinsk-Almaty-Daryn, 2002-156 s.

4. Modernizacija obrazovanija v uslovijah globalizacii: monografija / A.L. Pastuhov. - SPb.: Izd-vo SPbGUSJe, 2013. - 139 s.

5. Kara-Murza, S. Otkrytost' global'nomu rynku: jekonomicheskaja i virtual'naja real'nost' / Kara-Murza S. // Vestnik Moskovskogo jekonomicheskogo instituía. 2000. - N° 1. - S.35-40.

6. Pastuhov, A. L. Kompleksnaja bezopas-nost': podhody k metodologii indikativnogo analiza / Pastuhov, A. L., Meleshko, Ju. V. // Jekonomicheskaja nauka segodnja: Sb. nauch. statej. - Minsk: BNTU. - № 8 (2018). - S.204-212

7. Solodovnikov, S.Ju. Operezhajushhee razvitie kosmicheskoj otrasli kak osnova

ustojchivogo rosta belorusskoj jekonomiki/ S. Ju. Solodovnikov, A. N. Tur, Ju. V. Meleshko // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universi-teta. Serija D. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki/ PGU; pod. red. R. N. Avlasenok. - Novo-polock: PGU, 2015. -№14. - S.8-14.

8. Pastuhov, A.L. Globalizacija v mirovozzre-nii cheloveka / A.L. Pastuhov //Vestnik Chel-jabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i is-kusstv. -2006. -T.10. -№2. - S.19-34.

9. Pastuhov, A. L. Razvitie sistemy upravlen-ija obrazovaniem / A.L. Pastuhov //Jekonomicheskaja nauka segodnja: Sb. nauch. statej. -Minsk: BNTU. - Vyp. 1 (2013/1). - S.141-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.