Научная статья на тему 'Развитие человеческих ресурсов в нефтегазовой отрасли Вьетнама'

Развитие человеческих ресурсов в нефтегазовой отрасли Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДБОР И НАБОР ПЕРСОНАЛА / КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ ВЬЕТНАМА / SELECTION AND RECRUITMENT / PERSONNEL PLANNING / PERSONNEL TRAINING AND DEVELOPMENT / OIL AND GAS INDUSTRY OF VIETNAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Хоа Фам Ву

Человеческие ресурсы в современной экономике становятся важным капиталом и основным конкурентным преимуществом. В рамках данной статьи представлена модель подготовки человеческих ресурсов в нефтегазовой отрасли Вьетнама, а также описаны мероприятия по повышению качества и квалификации человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCE DEVELOPMENT IN VIETNAM'S OIL AND GAS INDUSTRY

Human resources in the modern economy are becoming an important capital and a major competitive advantage. This article presents the training of human resources in the oil and gas industry of Vietnam, as well as measures to improve the quality and skills of human resources.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческих ресурсов в нефтегазовой отрасли Вьетнама»

Фам Ву К.Х.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ВЬЕТНАМА

Аннотация. Человеческие ресурсы в современной экономике становятся важным капиталом и основным конкурентным преимуществом. В рамках данной статьи представлена модель подготовки человеческих ресурсов в нефтегазовой отрасли Вьетнама, а также описаны мероприятия по повышению качества и квалификации человеческих ресурсов.

Ключевые слова. Подбор и набор персонала, кадровое планирование, подготовка и развитие персонала, нефтегазовая отрасль Вьетнама.

Pham Vu K.H.

HUMAN RESOURCE DEVELOPMENT IN VIETNAM'S OIL AND GAS INDUSTRY

Abstract. Human resources in the modern economy are becoming an important capital and a major competitive advantage. This article presents the training of human resources in the oil and gas industry of Vietnam, as well as measures to improve the quality and skills of human resources.

Keywords. Selection and recruitment, personnel planning, personnel training and development, oil and gas industry of Vietnam.

В 2000-х годах трансформировалась мировая экономика. Теперь социально-экономическое развитие стран основывается на наиболее важном факторе, а именно на людях - человеческих ресурсах. Только качественные человеческие ресурсы, с развитым мышлением и глубокими знаниями, могут внести значительный вклад в развитие каждой конкретной отрасли страны. По мнению автора статьи, для человеческих ресурсов высокого качества должна быть создана стратегия совершенствования, план эффективного и рационального использования. Предприятие, имеющее качественные человеческие ресурсы, в кратчайшие сроки и наиболее эффективным образом достигнет поставленных целей и планов, создавая конкурентное преимущество на рынке труда, а также достигнет основной цели - стимулирование экономического развития в обществе.

За последние годы, когда мировая экономика сталкивалась с множеством трудностей, нефтегазовая отрасль Вьетнама положительно справлялась с поставленными целями и задачами, с каждым годом увеличивая показатели. Важным фактором создания данного результата являются человеческие ресурсы нефтегазовой отрасли Вьетнама [1, 2]. Необходимо отметить, что человеческие ресурсы нефтегазовой отрасли Вьетнама подготавливаются во многих отечественных и зарубежных учреждениях. В частности, особое внимание уделяется следующим вьетнамским учебным заведениям: Горногеологический университет, Ханойский политехнический университет, Политехнический университет г. Хошимина, Ханойский университет естественных наук, Университет естественных наук г. Хошимина, вносят вклад в подготовку кадров и подразделения Корпорации нефти и газа Вьетнама-КНГ «Петровьетнам» (Вьетнамский институт нефти и газа, Вьетнамский нефтегазовый университет, Выс-

ГРНТИ 06.77.59 © Фам Ву К.Х., 2019

Фам Ву Ким Хоа - заместитель начальника управления по работе с персоналом ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (г. Москва).

Контактные данные для связи с автором: 119991, Россия, Москва, Ленинский пр., 65/1. (Russia, Moscow, Leninsky av., 65/1). Тел.: +7 (499) 507-83-85. Е-mail: 4000590@gmail.com. Статья поступила в редакцию 14.03.2019.

шее нефтегазовое профтехучилище, АО Компания технической подготовки - PVD Training). Что касается зарубежных учебных заведений, в основном, работники оканчивают нефтегазовые институты и университеты России, США и Франции, благодаря чему, картина кадрового обеспечения нефтегазовой отрасли Вьетнама становится более диверсифицированной, насыщенной, конкурентоспособной, что способствует развитию подготовки кадров для всей отрасли.

Из вышеперечисленных учебных заведений, Горно-геологический университет является государственным образовательным учреждением. Он дидирует в подготовке специалистов для нефтегазовой отрасли Вьетнама (от поиска и разведки, добычи, транспортировки, хранения и переработки нефти и газа до вспомогательных и смежных областей, таких как управление нефтегазовым бизнесом, нефтегазовыми объектами, автоматизация в нефтегазовой отрасли и др.). Данный университет (нефтегазовый факультет) ежегодно подготавливает около 250 инженеров, 30 магистров и 5 кандидатов наук по следующим специальностям: нефтегазовая геофизика, нефтегазовая геология, бурение и добыча, нефтегазовое оборудование, нефтепереработка и нефтехимия. В том числе, около 70% окончивших ВУЗ выпускников направляются на работу в КНГ «Петровьетнам» и ее подразделения, оставшаяся часть выпускников работает в зарубежных компаниях, а также в областях, смежных с нефтегазовой отраслью.

Являясь крупнейшим поставщиком кадров с высшим и послевузовским образованием для КНГ «Петровьетнам», Горно-геологический университет разработал и выполняет долгосрочные стратегии в области подготовки кадров с уровнем образования, отвечающим как количественным, так и качественным требованиям нефтегазовой отрасли. В том числе, учебное заведение всегда определяет человеческий фактор как решающий для достижения любых успехов. Что касается предприятий, то технический персонал постоянно является первостепенным наиболее важным фактором, который имеет решающее значение в отношении других ресурсов и играет решающую роль в достижении успеха или неудачи предприятия.

Образование и подготовка персонала должны быть «спутниками» предприятия. При этом конкретной целью учебного заведения должна быть подготовка компетентных инженеров, имеющих профессиональные знания, способных освоить и свободно использовать современное оборудование и специализированное программное обеспечение. В то же время, ввиду особенностей специализации нефтегазовой отрасли, учебное заведение и используемое оборудование дают учащимся всесторонние знания, что позволяет им выполнять различные профессиональные задачи. Тем не менее, необходимо объективно признать, что работа по подготовке кадров нефтегазовой отрасли Вьетнама на сегодняшний день не соответствует потребностям развития в новых условиях. К новым условиям можно отнести следующие. Во-первых, оставшиеся запасы нефти и газа в стране сосредоточены в основном в глубоководных и морских районах, отдаленных от берега. Во-вторых, добыча нефти и газа происходит в сложных геологических условиях; нефтяные месторождения в породах фундамента быстро сокращаются; запасы по новым нефтяным месторождениям незначительны. В-третьих, финансовые колебания и цены на сырую нефть на рынке Вьетнама, который глубоко интегрировался в мировую экономику.

Автор статьи считает, что основными причинами несоответствия кадрового обеспечения рассматриваемой отрасли являются следующие: во-первых, команда ведущих экспертов по-прежнему малочисленна; опыт в поиске, разведке и добыче нефти и газа в районах глубоководных месторождений нефти и газа пока невелик; научно-технический потенциал ограничен. Во-вторых, подготовка кадров пока не поспевает за развитием современных технологий. В-третьих, материально-техническая база для подготовки персонала является непривлекательной для талантливых и редких специалистов. Кроме того, происходит утечка мозгов в иностранные компании, имеющие тенденцию к росту. В-четвертых, не создан механизм для того, чтобы преподавательский состав мог связывать преподавание с текущими вопросами производственной практики и проводить научные изыскания на производственных базах и в научно-исследовательских институтах. В-пятых, часть преподавателей не удовлетворена работой в связи с экономическими трудностями в жизни.

По мнению автора статьи, с целью устранения несоответствий и достижения устойчивого развития на уровне нефтегазовых корпораций в регионе и мире, необходимо проводить следующие мероприятия по повышению качества и квалификации человеческих ресурсов:

160

Фам Ву К.Х.

• Вьетнаму необходимо создать соответствующие политические механизмы (начиная с точки зрения, идеи и руководства до целей, содержания, методов, режима, политики и условий), чтобы обновить деятельность учебных центров, а также обеспечить их реализацию. Кроме того, Вьетнам должен сформировать правовой коридор, чтобы предприятия (в т.ч. частный сектор), имеющие обязательства вносить часть расходов на обучение учебным заведениям, совмещали подготовку кадров с использованием труда. Об этом упоминалось в Резолюции VII Пленума Коммунистической Партии Вьетнама 12-ого созыва о «создании тесных отношений между государственными органами управления в сфере образования и подготовки кадров и учреждениями по управлению персоналом и работой, между учебными заведениями и учреждениями, использующими человеческие ресурсы»;

• работа по подготовке кадров должна быть тесно связана со стратегическим планированием развития и производственно-хозяйственной деятельностью, а также с развитием человеческих ресурсов производственных подразделений каждого предприятия и каждой отрасли. В то же время, следует проводить прогноз спроса на количество и качество человеческих ресурсов, профессиональной структуры и требований к квалификации в долгосрочной перспективе. Как известно, в рыночном механизме если предложение сильно превышает спрос, либо наоборот, то данная ситуация легко может привести к перепроизводству либо к дефициту работников;

• государству необходимо позволить предприятиям, имеющим учебные заведения, принимать участие в создании целей, возглавлять учебные программы и участвовать в оценке качества выпускников на всех уровнях обучения. Учебным заведениям необходимо организовывать работу по каналам обратной связи с предприятиями-работодателями в отношении студентов после получения ими определенного опыта работы. Это поможет учебным заведениям скорректировать и дополнить программы обучения, чтобы соответствовать требованиям предприятия и создать условия для студентов, чтобы они могли быстро реализовать свой потенциал после окончания учебы;

• учебные заведения должны проводить активные поиски финансовых ресурсов (из государственного бюджета, от социализации, главным образом от предприятий, предпринимателей, напрямую и косвенно использующих человеческие ресурсы) для инвестирования в лабораторное оборудование, технику, программное обеспечение, специализирующееся на нефтегазовой отрасли. Сосредоточить знания, ресурсы для усовершенствования и регулярного обновления учебных программ, учебных пособий для всех уровней обучения и систем подготовки кадров;

• учебное заведение должно иметь долгосрочный план обучения и создать команду преподавателей в соответствии с направлением развития отрасли в странах, имеющих развитую научно-техническую базу; должно избегать самопроизвольной подготовки персонала, самостоятельного связывания специализированного обучения с направлением развития учебного заведения. Необходимо разработать механизм оценки преподавателей и руководителей в сфере образования научным способом, прозрачно, приближенным к реалиям для создания справедливости, равенства, демократии, с использованием инноваций в преподавательской деятельности и обучении;

• требуется наличие преференциального режима, особенно в отношении к преподавателям и менеджерам в области образования и подготовки кадров, главным образом в отношении молодых сотрудников; создание благоприятных условий, чтобы каждый преподаватель мог самостоятельно стремиться к развитию. В том числе, требуется повышение квалификации, обновление знаний по новым технологиям и выдвижение различных инициатив по улучшению качества преподавания и разработки обновленных лекций, а также повышение продолжительности практики и увеличение упражнений, связанных с производственной практикой;

• необходимо наличие соответствующей политики для привлечения талантливых специалистов, работающих в зарубежных нефтегазовых компаниях, таких как Schlumberger, Petronas, Unocal, по возвращению их для преподавания (консультаций либо фундаментальных лекций). Приглашение отечественных и зарубежных специалистов для прочтения лекций по краткосрочным учебным курсам, специализированным семинарам для представления студентам новых технологических достижений;

• следует сосредоточиться на выработке необходимых для учащихся навыков. Главным образом, это - навыки общения, иностранные языки, информатика, поиск, обобщение и передача информа-

ции, независимая самостоятельная работа, работа в команде, навыки презентации и подачи информации. Необходимо создать благоприятные условия, чтобы студенты, специализирующиеся на нефтегазовой отрасли, неустанно прилагали все усилия в учебе, имели практический подход к обучению в институте, проводили поиск в научно-исследовательской работе, создавали для себя современный стиль учебы и работы, основанный на правдивости и высокой самодисциплине. Необходимо направлять студентов в сторону полезной общественной деятельности (клуб английского языка, профессиональные клубы, участие студентов в ежегодных научных исследованиях и др.) с целью создания дополнительного импульса, чтобы у студентов появлялись цели и заветные мечты, развивающие их способности и интеллектуальный потенциал.

Итак, на основе вышеуказанных материалов, можно констатировать, что подготовка человеческих ресурсов для нефтегазовой отрасли Вьетнама играет важную роль в социально-экономическом развитии страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фам Тхань Ха. Международная интеграция Вьетнама. Процесс когнитивного развития, практические достижения и выдвинутые требования. Политический институт района 1, Ханой, 03/2017.

2. Ле Суан Ве. Нефтегазовые человеческие ресурсы Вьетнама: сила и творческий потенциал. ПВН. 05/2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.