Научная статья на тему 'Развитие быстроты простой двигательной реакции у гимнасток 7-11 лет'

Развитие быстроты простой двигательной реакции у гимнасток 7-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3138
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БЫСТРОТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ / БЫСТРОТА ПРОСТОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ / СПОРТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семибратова Ирина Сергеевна

В настоящее время групповые упражнения художественной гимнастики бурно развиваются во всем мире, обострилась конкуренция на международной арене. Удерживать лидерство становится все сложнее. В групповых упражнениях для современных соревновательных композиций сильнейших гимнасток характерны динамизм и качество выполнения всех элементов [4]. Изучение двигательных реакций по возрастным группам позволяет автору делать выводы о формате применения комплексов упражнений у дифференцированных возрастных категорий. Сделаны выводы о необходимости совершенствовать реакционную составляющую подготовки гимнасток для достижения высоких результатов в тренировочном процессе и на соревнованиях. Система подготовки гимнасток, учитывающая реакционную составляющую, должна применяться в течение всего тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семибратова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of speed of simple motor reaction among the gymnasts 7-11 years old

At present the group exercises in rhythmic gymnastics are quickly developing around the world, the competition on the international scene became aggravated. It becomes more difficult to hold leadership. In-group exercises for the modern competitive compositions of the strongest gymnasts the dynamism and quality of performance of all elements are characteristic [4]. Studying of the motor reactions by the age groups allows the author to draw conclusions about the format of application of the exercises sets for the differentiated age categories. Conclusions are drawn on need to improve the reactionary component of training of the gymnasts for achievement of good results in training process and at competitions. The gymnasts training system considering the reactionary component has to be applied during all training process.

Текст научной работы на тему «Развитие быстроты простой двигательной реакции у гимнасток 7-11 лет»

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиверстова, В.В. Исследование генетических особенностей и функционального состояния спортсменов : учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2014. -130 с.

2. Селиверстова, В. В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2014. - 81 с.

3. Солодков, А.С. Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам : учебное пособие / А.С. Солодков, В.В. Селиверстова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2014 - 110 с.

4. Черапкина, Л.П. Физиология спорта (на примере хоккея) / Л.П. Черапкина, В.Г. Тристан ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 80 с.

REFERENCES

1. Seliverstova, V.V. and Melnikov, D.S. (2014), The study of genetic characteristics and functional state of athletes: tutorial, Lesgaft University, St. Petersburg.

2. Seliverstova, V.V. and Melnikov, D.S. (2014), Psychophysiological testing of athletes: tutorial, Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Solodkov, A.S. and Seliverstova, V.V. (2014), Physiological problems of adaptation to physical stress: tutorial, Lesgaft University, St. Petersburg.

4. Cherapkina, L.P. (2006), Physiology of sport (for example, hockey), publishing house Sib-GUFK, Omsk.

Контактная информация: d.s.mel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.412

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ПРОСТОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ У ГИМНАСТОК 7-11 ЛЕТ Ирина Сергеевна Семибратова, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В настоящее время групповые упражнения художественной гимнастики бурно развиваются во всем мире, обострилась конкуренция на международной арене. Удерживать лидерство становится все сложнее. В групповых упражнениях для современных соревновательных композиций сильнейших гимнасток характерны динамизм и качество выполнения всех элементов [4]. Изучение двигательных реакций по возрастным группам позволяет автору делать выводы о формате применения комплексов упражнений у дифференцированных возрастных категорий. Сделаны выводы о необходимости совершенствовать реакционную составляющую подготовки гимнасток для достижения высоких результатов в тренировочном процессе и на соревнованиях. Система подготовки гимнасток, учитывающая реакционную составляющую, должна применяться в течение всего тренировочного процесса.

Ключевые слова: скоростные способности, быстрота двигательной реакции, быстрота простой двигательной реакции, спорт, художественная гимнастика, групповые упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p156-160

DEVELOPMENT OF SPEED OF SIMPLE MOTOR REACTION AMONG THE GYMNASTS 7-11 YEARS OLD Irina Sergeevna Semibratova, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

At present the group exercises in rhythmic gymnastics are quickly developing around the world, the competition on the international scene became aggravated. It becomes more difficult to hold leadership. In-group exercises for the modern competitive compositions of the strongest gymnasts the dynamism and quality of performance of all elements are characteristic [4]. Studying of the motor reactions by the age groups allows the author to draw conclusions about the format of application of the exercises sets for the differentiated age categories. Conclusions are drawn on need to improve the reactionary component of training of the gymnasts for achievement of good results in training process and at competitions. The gymnasts training system considering the reactionary component has to be applied during all training process.

Keywords: high-speed abilities, speed of motor reaction, speed of simple motor reaction, sport, rhythmic gymnastics, group exercises.

Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе. Интегральная подготовка в художественной гимнастике осуществляется на научной основе и является динамично развивающейся системой. В каждом новом олимпийском цикле она включает в себя эффективные технологические и методические новшества, которые требуют своего научного обеспечения [1].

Развитие быстроты реакции у гимнасток младшего школьного возраста (7-11 лет), выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики, является важным компонентом в подготовке спортсменок. Для развития быстроты реакции у детей младшего школьного возраста тренерами по художественной гимнастике в основном используются классические упражнения для развития скоростных способностей, а именно быстроты простой двигательной реакции. Наиболее интересным и продуктивным методом развития быстроты реакции у детей младшего школьного возраста специалистами единогласно был признан игровой метод. Для развития простой двигательный реакции (ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал) использовались классические упражнения, часто применяемые тренерами. Но особо были выделены подвижные игры.

В результате тестирования нам удалось определить уровень развития быстроты простой двигательной реакции у гимнасток 7-11 лет, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики. Тестирование гимнасток проводилось на базе ДЮСШ Центрального района. В педагогическом эксперименте участвовало 4 команды по групповым упражнениям по 5 спортсменок в каждой. Для оценки простой двигательной реакции использовались тесты: «опускание палки - реакция», «упражнение - реакция - мяч», а также онлайн-тест на компьютерах (2 этапа) [3].

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности применения учебно-игровых заданий для развития быстроты реакции у гимнасток 7-11 лет, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики. В экспериментальную группу (ЭГ) мы определили группу гимнасток 7-11 лет с низким уровнем развития быстроты простой двигательной реакции, чтобы способствовать повышению уровня быстроты реакции до уровня контрольной группы (КГ) и выше.

Тестирование, проведенное в течение диагностического этапа, позволили выявить исходный уровень развития быстроты простой двигательной реакции у гимнасток в группах и определить их однородность на начало педагогического эксперимента. Резуль-

таты тестирования гимнасток до проведения педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития быстроты простой двигательной реакции контрольной и экспе-_риментальной групп до эксперимента (п=20) (М±т)_

Группа Тест 1 Тест 2 Тест 3 Уровень

1 этап 2 этап

Результат (см) Балл Результат (см) Балл Результат (см) Балл Общий результат

КГ 17,6±2,6 3,82±0,28 164±7 4,10±0,26 0,49±0,05 0,48±0,05 Средний

ЭГ 22,3±2,9 3,44±0,27 168±8 3,99±0,29 0,46±0,04 0,551±0,027 Средний (ближе к низкому)

Р 0,2359 0,4635 0,7378 0,938 0,5885 0,2043

Достоверность различий Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Из представленных данных мы видим, что у гимнасток контрольной и экспериментальной групп преобладает средний уровень развития быстроты простой двигательной реакции. Из таблицы 1 следует, что до начала педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах в показателях уровня развития быстроты простой двигательной реакции у гимнасток достоверных различий не наблюдается (р>0,05). Мы можем заметить, что тесты, определяющие уровень развития простой двигательной реакции - положительны. Преобладает средний уровень развития быстроты простой двигательной реакции. Для проведения педагогического эксперимента тренерам, работающим с экспериментальной группой, было предложено 2 месяца проводить занятия как с использованием традиционных средств для развития быстроты реакции, так и с применением подвижных игр и различных эстафет с предметом и эстафет с внезапным появлением предмета.

Традиционные упражнения для развития быстроты реакции следует проводить в подготовительной части тренировки 10-15 минут. Это такие упражнения как: бег и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу (по слуховому сигналу), бег с резкой сменой направления и мгновенными остановками, прыжки через скакалку в разном темпе и с двойным вращением скакалки. Эстафету с предметом и эстафету с внезапным появлением предмета следует проводить в основной части тренировки 15-20 минут (напр., по сигналу гимнастка выполняет бросок мяча, кувырок вперед, хлопок двумя руками спереди-сзади и ловит мяч; усложненный вариант - бросок мяча выполняет другая гимнастка (партнер по команде)). Подвижные игры следует проводить в заключительной части урока [2, 3]. Результаты тестирования экспериментальной группы до и после эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития простой двигательной реакции экспериментальной группы до и

после эксперимента (М±т)

Тест 1 Тест 2 Тест 3 Уровень

1 этап 2 этап

Результат (см) Балл Результат (см) Балл Результат (см) Балл Общий результат

До 22,3±2,9 3,44±0,27 168±8 3,99±0,29 0,46±0,04 0,551±0,027 Средний (ближе к низкому)

После 14,4±1,8 4,32±0,14 156±5 4,53±0,14 0,45±0,03 0,518±0,027 Средний

Р 0,0003 0,009 0,006 0,050 0,402 0,106

Достоверность различий Р<0,001 Р<0,01 Р<0,01 Р<0,05 Р>0,05 Р>0,05

Из результатов таблицы 2 следует, что средние значения тестов возросли. Следовательно, общий уровень развития быстроты простой двигательной реакции повысился

до «устойчивого» среднего уровня.

Из таблицы 2 следует, что у экспериментальной группы по тестам № 1 и № 2 наблюдаются достоверные различия По тесту № 3 (1 и 2 этапу) различия между показателями уровня развития быстроты простой двигательной реакции в начале и в конце эксперимента не достоверны (р>0,05).

Результаты контрольной группы снизились. Значения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития простой двигательной реакции контрольной группы до и после

эксперимента (M±m)

Тест 1 Тест 2 Тест 3 Уровень

1 этап 2 этап

Результат (см) Балл Результат (см) Балл Результат (см) Балл Общий результат

До 17,6±2,6 3,82±0,28 164±7 4,10±0,26 0,49±0,05 0,48±0,05 Средний

После 18,2±2,9 3,81±0,26 170±7 3,97±0,26 0,51±0,04 0,54±0,04 Средний

Р 0,188 0,444 0,999 0,998 0,656 0,975

Достоверность различий Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Из таблицы 3 следует, что до и после проведения педагогического эксперимента в контрольной группе в показателях уровня развития простой двигательной реакции у гимнасток достоверных различий не наблюдается (р>0,05).

Таблица 4 отражает достоверность различий результатов уровня развития простой двигательной реакции у гимнасток в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента.

Таблица 4

Результаты тестирования быстроты простой двигательной реакции контрольной и

экспериментальной групп после эксперимента (M±m)

Группы Тест 1 Тест 2 Тест 3 Уровень

1 этап 2 этап

Результат (см) Балл Результат (см) Балл Результат (см) Балл Общий результат

КГ 18,2±2,9 3,81±0,26 170±7 3,97±0,26 0,51±0,04 0,54±0,04 Средний

ЭГ 14,4±1,8 4,32±0,14 156±5 4,53±0,14 0,45±0,03 0,518±0,027 Средний

Р 0,047 0,044 0,049 0,043 0,134 0,350

Достоверность различий Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Из результатов таблицы 4 следует, что все значения находятся на одном уровне, но следует заметить факт того, что экспериментальная группа до проведения эксперимента по результатам тестирования была практически уровнем ниже контрольной. Целью эксперимента было повысить уровень развития быстроты реакции экспериментальной группы до уровня контрольной группы и выше с помощью учебно-игровых заданий.

Таким образом, результаты оценки уровня развития простой двигательной реакции по тесту № 1 и по среднему значению теста № 2 после проведения эксперимента у гимнасток экспериментальной группы статистически достоверно лучше, чем у контрольной (р<0,05), в то время как, по среднему баллу теста № 2 и результатам теста № 3 после проведения эксперимента у гимнасток экспериментальной и контрольной групп достоверных различий нет (р > 0,05).

Исходя из результатов проведенного педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что использование учебно-игровых заданий для развития быстроты реакции у гимнасток 7-11 лет, выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики, позволяет быстрее достигнуть более высокого уровня быстроты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / И.А. Винер, Р.Н. Терехина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.

2. Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Жуков. — М. : Академия, 2000. — 160 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 76-80.

REFERENCES

1. Viner, I.A. and Terekhina, R.N. (2010), "The system defining a ratio of forces in rhythmic gymnastics at world level", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 15-18.

2. Zhukov M.N. (2000), Outdoor games, Academy, Moscow.

3. Kryuchek E.S., Terekhina, R.N., Medvedeva E.N., Ayzyatullova G.R. and Kuzmina N.I. (2015), "Model characteristics of components of mastery of gymnasts of the group exercises acting in all-round competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 76-80.

4. Lyakh V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.06.2015.

УДК 796.412.2

СООТНОШЕНИЕ СИЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ ПОМОСТЕ - 2015

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, судья международной категории (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Художественная гимнастика стремительно развивается во всем мире, завоевывая миллионы поклонников этого красивейшего вида спорта. Но Европейский континент сегодня лидирует, собирая большое количество участниц на свои состязания. Текущий год является предолимпийским и очень важным для отбора на самый престижный старт четырехлетия. В Минске (1-4 мая) состоялся чемпионат Европы, который включал следующие виды программы: индивидуальные упражнения -командные соревнования и отдельные виды многоборья; групповые упражнения представляли юниоры - многоборье и отдельные виды. В Баку (16-22 июня) состоялись первые Европейские Игры, включающие художественную гимнастику по следующей программе: индивидуальные и групповые упражнения - многоборье и отдельные виды. Результаты этих стартов позволяют судить о соотношении сил на Европейском гимнастическом помосте. Анализ этих данных предполагается учитывать при осуществлении коррекции индивидуальных планов членов спортивной сборной команды России по художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, квалификация, соревнования по отдельным видам многоборья, уровень исполнительского мастерства гимнасток, сложность, композиционное построение, исполнение, музыка, основные соперники, рекордные достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.