Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ'

РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
гнозис / пространственное восприятие / оптический анализ / оптический образ букв / графема / дисграфия / gnosis / spatial perception / optical analysis / optical image of letters / grapheme / dysgraphy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлова У. А.

В статье раскрывается понятие «буквенный гнозис», дается описание основных упражнений, развивающих оптико-пространственное мышление и способствующих запоминанию графического образа букв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карлова У. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LETTER GNOSIS IN PRIMARY SCHOOL CHILDRENWITH DYSGRAPHY

The article reveals the concept of "letter gnosis", describes the basic exercises that develop optical-spatial thinking and contribute to memorizing the graphic image of letters.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ»

УДК 376.37

Карлова У.А.

учитель-логопед высшей квалификационной категории Средняя школа № 8 (г. Мценск, Россия)

РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ

Аннотация: в статье раскрывается понятие «буквенный гнозис», дается описание основных упражнений, развивающих оптико-пространственное мышление и способствующих запоминанию графического образа букв.

Ключевые слова: гнозис, пространственное восприятие, оптический анализ, оптический образ букв, графема, дисграфия.

У школьников с дисграфией наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

Буквенный гнозис - способность распознавать символические знаки (буквы, цифры). Буквенный гнозис, узнавание и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Оптическая дисграфия и дислексия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт

их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной этого является неточное, нечёткое восприятие букв, неустойчивость представлений о них. Оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко, но ее элементы часто сочетаются с другими формами. Чаще всего она является одной из составляющих сложной дисграфии.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать фонетический образ звука с графическим образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

• восприятие общей формы буквы,

• изучение состава буквы (её элементов и их расположения),

• сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

В своей работе использую различные игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса.

Моделирование букв:

• Выложить букву из спичек, счётных палочек, конструктора, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.

• Слепить букву из пластилина, солёного теста.

• Сделать букву из проволоки.

• Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге -«ниткография».

• Изобразить букву при помощи резиночек на математическом планшете.

Упражнение «На что похожа буква?» Полезно сравнивать букву с каким-нибудь предметом. Для этого задаю вопрос «На что похожа буква М?» И сразу у детей начинают включаться мыслительные центры. Они могут увидеть, качели, ушки кота, половину бантика, клюв птицы.

Упражнения «Стань буквой», «Пальчиковая азбука» - зрительно-пространственный образ буквы, созданный с помощью тела или пальцев рук. Использую как динамическую паузу и сочетаю со стихотворениями, которые дают целостное описание зрительного образа буквы или способствуют развитию фонематического восприятия. Например, покажи букву, когда услышишь заданный звук.

Использую различные упражнения на нахождение букв «Зашумленные буквы», «Найди букву» - нахождение букв на сюжетной картинке, «Кольчуга» -в древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

«Раскрась фрагменты с буквой ...», «Раскрась только букву», «Найди все спрятавшиеся буквы» и т.п.

Упражнения на развитие пространственного мышления:

«Половинки» - дорисуй буквы, «Какая буква в окошке», «Разрезные буквы», «Вылечи букву» — это упражнение можно проводить не только на бумаге, но и на песке или доске.

Еще одно интересное упражнение, развивающее пространственное мышление, «Сложи фигуру из семи палочек» - палочки сложены в виде цифры 8, затем предлагаются задания:

• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О,

• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Н, Ь, У, Р,

• убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч,

• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г,

• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.

«Узор из букв» - ведущий берет лист бумаги и складывает его вчетверо. Потом рисует на нем любую букву так, чтобы она занимала всё пространство и боками «упиралась» в края четвертинки. Линии обязательно толстые, не меньше одного сантиметра. После этого ведущий вырезает букву, а затем — разворачивает лист. Задача остальных игроков — отгадать, из какой буквы получился узор. Чтобы проверить свое предположение, тот, кто отгадывает, должен сложить узор вчетверо и убедиться, что дал верный ответ.

Предлагаю детям задания со словами: «Разнобуквица - составить слово из букв разного размера или шрифта, «Прочитай слова», «Распутай слово», «Собери пирамидки» и т.п.

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание детей к особенностям начертания букв, к имеющимся в них сходствам и различиям.

Таким образом, развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений способствует запоминанию образа букв у младших школьников с дисграфией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2007;

2. Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб, 2004;

3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. - М., 2001;

4. Новиковская О.А. Пальчиковая азбука. - М., 2009;

5. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2001;

6. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М., 1997;

7. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб., 2004;

8. Розова, Коробченко: Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамматике дошкольников и младших школьников. - М., 2017;

9. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. - М., 2005

Karlova U.A.

Secondary School No. 8 (Mtsensk, Russia)

DEVELOPMENT OF LETTER GNOSIS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DYSGRAPHY

Abstract: the article reveals the concept of "letter gnosis", describes the basic exercises that develop optical-spatial thinking and contribute to memorizing the graphic image of letters.

Keywords: gnosis, spatial perception, optical analysis, optical image of letters, grapheme, dysgraphy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.