Культурология
УДК 070 (419)
Ю.Г. Лемешко, Ю.А. Лютова
РАЗВИТИЕ БЛОГ-КОММУНИКАЦИИ В КИТАЕ (на примере веб-сайта информационного агентства «Синьхуа»)
В статье рассматривается блоговая система веб-сайта информационного агентства «Синьхуа». «Синьхуа» - официальное
агентство КНР. Для освещения событий оно активно использует собственный новостной веб-сайт. Сайт предоставляет различную информацию в виде графических и текстовых сообщений. Он предлагает и различного рода услуги. Особое место среди них занимают услуги блога, дающие пользователям возможность просматривать статьи и оставлять свои комментарии.
The article refers to blogging system of Xinhua news agency website. The Xinhua News Agency is the official press agency of the People's Republic of China. The agency actively uses its news website ^ cover news events. The website provides an opportunity to get all kinds of graphic and textual information, as well as different kinds of services. A special place among the services share are blogging services. They give users an opportunity to read the article and leave their comments.
Блог-коммуникация как социальное явление определяется массовым характером и присутствием в ведущих информационных СМИ. Хотя количество зарегистрированных пользователей блогового пространства составляет небольшой процент населения КНР, тема блог-коммуникаций претендует на дальнейшее научное изучение, поскольку потенциальное влияние блогов на реальную жизнь страны с каждым днем возрастает.
В настоящее время информационное агентство «Синьхуа», занимая устойчивые позиции в рейтинге ведущих мировых СМИ, используя современные коммуникационные технологии, круглосуточно освещает события, происходящие как внутри страны, так и за рубежом. Для этого агентство активно использует новостной веб-сайт, который был создан совместно с «Чайна Телеком» 7 ноября 1997 г. Сайт предоставляет своим пользователям возможность на восьми языках получать информацию о событиях в Китае и во всем мире. Помимо текстовых сообщений, на сайте представлены фото- и видеоматериалы. Более того, сайт предлагает своим пользователям множество услуг, - например, прогноз погоды, курс валют, он-лайн коммерцию, услуги поисковых систем и блоговый сервис.
Особое место среди возможностей, которые предоставляет веб-сайт, занимает блоговая система, дающая возможность пользователям выражать свое мнение в режиме реального времени. Блоговое пространство веб-сайта агентства «Синьхуа» представлено двумя разделами - блоги (М^) и микроблоги (ШМ).
Блоги информационного агентства «Синьхуа» (Ш^Ш^) - это онлайновое пространство, регулярное пополняемое записями пользователей, которые могут прокомментировать интересующие их события, записать интересную и полезную для владельца дневника информацию. Пользователь также может добавлять на собственную страницу статьи, которые представлены агентством «Синьхуа» на веб-сайте. Многие информационные и аналитические сообщения дают импульс для дальнейшей дискуссии.
Для создания собственной странички в данном разделе необходима регистрация. Зарегистрированные пользователи не только могут регулярно добавлять записи, изображения, но и комментировать информацию других пользователей. Процедура регистрации достаточно простая, нужно указать имя, ник (сетевой псевдоним) и пароль. Кроме того, можно указать данные, которые в случае необходимости позволят восстановить пароль. Свое блоговое пространство пользователь организует по собственному желанию - разместить свое фото, сведения о себе (возраст, интересы, контактные данные). Незарегистрированные пользователи также могут просматривать информацию агентства и комментарии в блогах, однако у них нет возможности полной блог-коммуникации (они не могут оставлять комментарии).
Сотрудники редакции осуществляют контроль за системой блогов. Информация, представленная пользователям на обсуждение, достаточно хорошо структурирована, она представлена в тематических разделах, общее число которых составляет 21: это «Управление страной» (шичжэн^Ш), «Международные новости» (гоцзиЩШ), «Финансы и экономика» (цай цзинМШ.), «Культура» (вэньхуа ^^), «Здоровье» (цзяньканШШ), «Наука и техника» (кэцзиЩШ), «Спорт» (тиюй^Ж), «Недвижимость» (фанчанЫ^), «Развлечения» (юэлэ^^) и др.
В разделе «^Й» («Управление страной») освещаются последние политические кампании, политический курс КПК, реформы и перспективы их развития. Конец уходящего года был отмечен подъемом политической активности пользователей: начиная с октября, ежедневно появлялось большое количество записей, посвященных XVIII съезду партии, который проходил с 8 по 15 ноября 2012 г. Содержательный анализ комментариев показал, что в целом народ Китая демонстрирует искренность в своих высказываниях, большинство жителей страны действительно верит в перемены к лучшему, готово к новым преобразованиям и возлагает надежды на новое политическое руководство: (Си ин шиба да «С радостью приветствуем XVIII съезд КПК»);
Ш.Щ.! (Дандэ цзицэн гунцзочжэ, чжицзин «Приветствуем работников низовых партийных организаций»); (Цзяньчи
дандэ линдао, вэй гоуцзянь шэхуэйчжу’и хэсе шэхуйэ цзохао вомэньдэ чжуньбэй «Твердо придерживаясь партийного руководства, будем готовы к созданию социалистического гармоничного общества»). По нашим представлениям, такого рода безличные фразы вряд ли способны отразить идею сплоченности и идеологической консолидации китайцев, но на самом деле эти клишированные обращения демонстрируют дух китайской нации, объединенной не только огромной территорией, но и мощной доктриной национального единства.
Минимальное количество негативных комментариев при осуществлении блог-коммуникации объясняется не только боязнью цензуры. Особенностью блогового пространства онлайновых СМИ Китая является относительно спокойный и нейтральный тон сообщений, при возрастающей гражданской активности китайские пользователи избегают резкой критики в адрес руководства страны. Интернет-площадка практически не задействована для объединения оппозиционно настроенных граждан. Инициатива пользователей, активно работающих в блоговом пространстве, часто направлена на решение локальных проблем (например, призывы остановить строительство
химического комбината в черте города, усилить контроль за безопасностью продуктов питания, решить вопросы трудоустройства выпускников провинциальных вузов и т.д). Возможно, в КНР степень влияния Интернет-сообщества на социальные институты не так велика, как в других странах с развитой Интернет-индустрией.
Широко обсуждаемой темой в разделе, освещающем международные события, по-прежнему остается вопрос об островах Дяоюйдао. Записи в дневниках большинства блогеров достаточно эмоциональны, китайцы пишут о своих патриотических чувствах, многие обращаются с призывом бойкотировать японский импорт, лишь несколько записей свидетельствуют о готовности китайской молодежи взаимодействовать с японцами на основе диалога и соглашения.
Статьи, вызвавшие наибольшее внимание у читателей, маркируют (используют другой цвет, крупный размер заголовка, анимацию и т.д). Технические возможности онлайновых информационных агентств дают возможность составить представление о приоритетах аудитории на данный момент. Близость интересов и ценностное единство общества - мощный фактор формирования общественного мнения, мониторинг которого, безусловно, осуществляют соответствующие институты в Китае.
Микроблоги агентства «Синьхуа» (Ш^ШШ) - это разновидность блогов, где пользователи публикуют короткие заметки, комментируют заметки других пользователей. Отличительная особенность микроблогов - объем сообщений. Если на странице блогов количество символов в сообщении не ограничено, то здесь можно отправлять сообщения и комментарии, не превышающие 140 знаков. Процедура регистрации в данном разделе такая же, как и в разделе «блоги».
В данном разделе, как правило, выделяют 5 наиболее популярных тем. Это может быть либо важное событие, например, «XVIII съезд КПК», «Скоростная дорога Пекин - Гуанчжоу», или просто популярная тема. Весьма интересными были ответы на вопросы: «Если бы тебе дали 30 миллионов юаней..?»; «Если настанет конец Света, что бы ты сделал в оставшиеся дни?». Для увеличения аудитории и активизации пользователей микроблогов редакция проводит конкурсы. Наибольший отклик вызывают конкурсы стихотворений на заданную тематику. Пользователи представляют свои творения, и специальная группа сотрудников агентства «Синьхуа» отбирает лучшие, победителей награждают памятными подарками.
Даже начальный этап изучения темы позволяет утверждать, что блог-коммуникация как социальное явление, определяемое массовым характером и присутствием в ведущих информационных СМИ, претендует на дальнейшее научное изучение.