Научная статья на тему 'Развитие благотворительности в России'

Развитие благотворительности в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7521
987
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ПОПЕЧИТЕЛИ / ПРАВИТЕЛИ / THE HISTORY OF CHARITY / TRUSTEES / RULERS / DIRECTIONS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдрахманова Регина Асхатовна

В статье представлена история развития благотворительности в России, приведен анализ направлений деятельности правителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CHARITY IN RUSSIA

The article presents the history of development of charity in Russia. There is the analysis of directions of activities of the rulers.

Текст научной работы на тему «Развитие благотворительности в России»

УДК 246

Габдрахманова Р.А.

РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье представлена история развития благотворительности в России, приведен анализ направлений деятельности правителей.

Ключевые слова: история благотворительности, попечители, правители.

Сегодня благотворительность - это одна из форм поиска компромисса между бизнесом и обществом, между властью, бизнесом и некоммерческим сектором, между различными социальными группами, который постоянно расширяется. Благотворительность и милосердие конкретного человека - это способность творить благо для других по милости собственного сердца. Как социальное явление благотворительность в России имеет свою историю и традиции, насчитывающую уже более тысячи лет. В историческом процессе она прошла различные формы - от простых подаяний бедным до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности. В настоящей статье предлагается рассмотреть периоды благотворительной деятельности в России и направления данной деятельности в связи с личностью русских правителей.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир, вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. В этой связи князь велел раздавать еду и воду из своей казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора, милостыню возили специальные телеги. Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий. Его сын, Мстислав, а также князь Ростислав, отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием,

явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости [1].

Отличительной чертой благотворительности в ранний период становления Российского государства было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда с чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло. В конце концов благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи [2].

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, содействующих узако-ниванию благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды. В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам [3].

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году он пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния) для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных [4].

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. Введенные

при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами (в силу чрезвычайных обстоятельств) просуществовали длительное время [5].

Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин [6].

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц. Так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым [5].

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году [4].

В 1828 году почетный попечитель граф Шереметьев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император Александр I учредил «Благодетельное общество», которое согласно своему уставу должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут» [4]. Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крым-

ской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ - Крестовоздвиженское. В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский. Впоследствии к обществу присоединились многие представители высшей аристократии [2].

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно (например, воскресные школы) [6].

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год). Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность [6].

В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец» [4].

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты [7].

Набирала силу частная благотворительность, причем на благотвори-

тельность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов - туда бросали милостыню. «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России» [4].

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации (включая финансовую) для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Их фамилии навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось шесть благотворительных учреждений [2].

Направления благотворительной деятельности в дореволюционной России, связанные с личностями российских правителей, сведены нами в таблицу.

Таблица. Направления деятельности благотворительности в дореволюционной России

Правитель Годы правления Направления благотворительной деятельности

1 2 3

Князь Владимир 980-1015 Активная работа по призыву людям заботиться о ближних.

Владимир Маномах 1113-1125 Благотворительная помощь в обеспечении нищих продуктами. Открытие женского училища для всех сословий.

Продолжение таблицы.

1 2 3

Князь Ростислав 1159-1167 Передача в пользу благотворительности своего наследства. Помощь бедным едой.

Иван III 1462-1505 Дан импульс развитию церковной благотворительности.

Иван IV 1547-1574 Оказание помощи голодающим едой. Узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Создание благотворительных учреждений, финансируемых как из казны, так и за счет пожертвований.

Михаил Федорович Романов 1613-1640 Большое внимание сиротам. Приказ об открытии сиротских домов в 1635 году.

Алексей Михайлович Романов 1645-1676 Издание приказов, занимающихся призрением бедных.

Петр I 1682-1725 Помощь бедным; Содержание приюта для незаконнорожденных детей в 1706 году.

Екатерина II 1762-1796 Золотой век благотворительности: создание домов презрения для бедных в Гатчине, богаделен подопечных Воспитательного дома, повивального института с родильным отделением для бедных женщин.

Павел I 1796-1801 Помощь беспризорным детям, инвалидам, вдовам, престарелым. Большую благотворительную деятельность ведет супруга Павла I - Мария Федоровна, она является Главой Воспитательного общества благородных девиц.

Александр I 1801-1825 Помощь нуждающимся: строительство дома с больницей для нуждающихся (сегодня - институт скорой помощи им. Склифосовского») учреждение «Благотворительного общества», направленного на работы с неимущими; организация первого в Росси института для слепых (Доктор Гаюи).

Николай I 1825-1855 В1846 году в Петербурге создано общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский, к нему впоследствии присоединились многие представители высшей аристократии.

Продолжение таблицы.

1

2

3

Александр II 1855-1881 Возникновение новых благотворительных обществ и фондов, объединивших людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспече-ных, где педагоги работали безвозмездно (например, воскресные школы). В 1857 г. принят Устав об Общественном призрении. Всё законодательство в области благотворительности сведено в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).

Александр III 1881-1894 Создание типографии для слепых (Анна Адлер - 1885), школ для слепых, специального журнала «Слепец». «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская (церковно-приходские попечительства имелись практически в каждом российском городе). Функционирование многочисленных благотворительных организаций, работавших по определенным направлениям (например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России»).

Николай II 1894-1917 Создание общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям под покровительством императора. Создание именных благотворительных обществ членов царской семьи; организация общесемейного Романовского комитета по призрению сирот из сельской местности; В 1913 году появился общесемейный Романовский комитет по призрению детей-сирот из сельской местности.

Таким образом, можно констатировать, что благотворительность в России возникает с момента крещения Руси, затем, начиная с 1762 года переживает период интенсивного развития и, наконец, трансформируется

в хорошо функционирующую структуру.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революций не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности» [2].

Все годы советской власти благотворительности как явления вообще не существовало. Вероятно, в какой-то степени это было оправдано: ведь все социальные проблемы плохо или хорошо, но решались официальными органами. Так что благотворительность, милосердие как идеология были просто вычеркнуты из нашей жизни. В последнем издании Большой советской энциклопедии такого понятия просто нет, а в предыдущем издании БСЭ, вышедшем в пятидесятых годах, благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов». Впоследствии функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался [2].

Тема благотворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. В то время со страниц газет не сходили репортажи из домов престарелых, больниц, где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Тогдашние прорабы перестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась как бы на обочине общественных интересов. Эпоха девяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности. Но и тогда было сделано много хороше-го.Одними из первых активных благотворителей в постреформенной Рос-

сии стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России [1].

Но уже в середине 90-х годов появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.

Сейчас в России над созданием собственных корпоративных фондов работают «РосБанк», «СеверСталь», «УралСиб», «Евросеть», «Ренова» и другие предпринимательские объединения. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а не корпораций: «Династия» и «СеверСталь» - проект для учителей; СУАЛ и САБ - создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти - проект для молодежи города [8].

За последние годы у нас в стране уже сформировалось большое, работающее с серьезным менеджерским подходом благотворительное сообщество, в которое входят различные некоммерческие организации, фонды. Развивается корпоративная благотворительность. Существует даже своя профессиональная ассоциация «Форум доноров», задача которой -объединить усилия для выработки общих стандартов благотворительности, выстраивания отношений с государством, обмена опытом, проведения совместных акций. В Общественной палате РФ создана Комиссия по благотворительности и волонтерству. Там идет большая работа по подготовке предложений по изменению законодательства РФ в этой области. 2006 год был объявлен в России «Годом благотворительности». Что эти высокие слова означают на деле? Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значении благотворительности

для развития страны и улучшения жизни, о различных формах этой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практической благотворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное для людей, нуждающихся в помощи. Сегодня благотворительность -«не игра, а серьезная работа многих-многих людей» [8; 9].

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Источники

1. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной М 47 работы в России: уч. пос. 2-е изд. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 344 с.

2. Фирсов М.Н. История социальной работы в России: уч.. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.

3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

4. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты / Образование и общество. 2004. №1. С. 86-98.

5. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

6. Исторический очерк социальной работы в России / Под ред. Л.В.Бадя. М., 1994.

7. Технологии социальной работы: учебник. Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004. 400 с.

8. Абакумов С. Давайте поддержим благотворителей. srv1.nasledie.ru,01.03.2007,http: //srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/268859. // Российская благотворительность в зеркале СМИ. Выпуск №5 (5). 01-15 августа 2006 года.

9. Барковец О. «Благотворительность - это не игра, а серьезная работа...». Александр Крылов, «Россия», №29, 10.08.2006, С. 14. Российская благотворительность в зеркале СМИ. Выпуск №5(5). 01-15 августа 2006 года.

Зарегистрирована 12.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.