обеспечение центральным банком устойчивости национальной валюты является критерием эффективности государственного управления.
Устойчивость рубля - одно из ключевых понятий в деятельности Банка России. Однако, анализируя нормативные правовые акты и научную литературу, необходимо отметить в целом недостаточную определенность указанного понятия. В настоящее время тема устойчивости национальной валюты наиболее актуальна в контексте проводимой Банком России денежно-кредитной политики [4].
Исследование А.Г. Гузнова и Т.Э. Рождественской подтверждает отсутствие однозначного определения устойчивости национальной валюты и в то же время авторами предпринята попытка раскрыть указанное понятие.
Доктринальное определением понятия «устойчивость» сводится к способности объекта сохранять свои свойства при наличии внешних воздействий. Согласно исследованию, под устойчивостью рубля понимается сохранение покупательной способности национальной валюты, а также равновесного состояния по отношению к валютам других стран. Таким образом, понятие устойчивости рубля определяется через инфляцию и валютный курс [5].
Согласно информации, представленной на официальном сайте Банка России, в Российской Федерации применяется режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс национальной валюты по отношению к валютам других стран регулируется рыночными методами.
По мнению Банка России, на курс национальной валюты оказывают влияние различные факторы. Так, динамику кура рубля могут определять изменения импортных и экспортных цен, уровень инфляции, а также денежно-кредитная политика Банка России и центральных банков зарубежных стран. Резюмируя, отмечается, что курс национальной валюты не определяется Правительством РФ или Банком России и не является фиксированным, определенных целей по курсу рубля и темпам его изменений также не ставится. В обычных условиях Банк России не проводит валютных интервенций и не оказывает влияние на динамику курса национальной валюты.
Также отмечено, что, согласно ст. 34.1 Федерального закона №86-ФЗ, основной целью проводимой Банком России денежно-кредитной политики выступает защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, при этом устойчивость обеспечивается через поддержание ценовой стабильности. Таким образом, устойчивость рубля предполагает не фиксированный курс по отношению к иностранным валютам, а сохранение покупательной способности за счет поддержания стабильно низкого уровня инфляции.
Сохранение покупательной способности национальной валюты в конечном итоге формирует условия для экономического роста.
По мнению Банка России, плавающий курс способствует стабилизации экономики и позволяет нивелировать воздействие внешних факторов. Приводится пример динамики курса рубля при изменении цен на энергоносители. Так, укрепления рубля при росте цен на энергоносители позволяет снизить риски перегрева экономики. В то же время падение цен на энергоносители вызывает ослабление национальной валюты и оказывает поддержку отечественным производителям за счет увеличения экспорта.
Как отмечается Банком России, фиксированный курс национальной валюты по отношению к валютам других стран ставит экономику в зависимость от внешних условий. Кроме того, на реализуемую денежно-кредитную политику оказывает влияние внешнеэкономическая ситуация и денежно-кредитная политика других стран. Режим фиксированного курса национальной валюты вынуждает центральный банк при изменении внешних условий проводить операции, направленные на поддержание заданного курса. Такие операции негативно сказываются на экономических показателях, в том числе на уровне инфляции.
Плавающий курс национальной валюты, действующий в настоящее время в большинстве зарубежных стран, позволяет центральному банку проводить независимую денежно-кредитную политику.
При этом Банк России указывает на то, что режим плавающего курса не означает полный отказ от поддержания курса рубля. Банк России в нормальных условиях не оказывает влияния на рыночные процессы, однако в необходимых случаях в целях поддержания финансовой стабильности может проводить валютные интервенции.
Под угрозой финансовой стабильности подразумевается динамика курса рубля по отношению к иностранным валютам, приводящая к формированию устойчивых девальвационных ожиданий и созданию рисков снижения финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.
Таким образом, рассматривая позицию Банка России по вопросу устойчивости национальной валюты, можно сделать вывод, что устойчивость рубля определяется только значением инфляции [6].
Однако в данном вопросе представляется интересным решение Моршанского районного суда Тамбовской области по делу № 2-1661/2015. Рассматриваемое дело непосредственно связано с резким падением курса рубля в 2014 году в результате перехода Банка России к режиму пла-
вающего курса. При рассмотрении дела судом отмечено, что резкий рост инфляции, изменения курса валют является следствием отказа Банка России от исполнения обязанности по обеспечению устойчивости национальной валюты, определенной нормами ст. 75 Конституции РФ и ст.3 Федерального закона №86-ФЗ [7]. Представляется, что в ситуации нынешнего кризиса Банк России действует другими методами, поскольку извлек уроки из кризиса 2014-2015 годов.
Определение понятия «устойчивость рубля» и его законодательное закрепление имеет ключевое значение в деятельности Банка России. На данный момент складывается ситуация, при которой функционирование Банка России направлено на достижение некоторого результата, неопределенного на законодательном уровне. Таким образом, орган, осуществляющий управление
устойчивостью рубля, имеет возможность самостоятельно трактовать объект управления. Несмотря на закрепление в законодательстве того, что основная деятельность Банка России направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, при этом законодательство не содержит определение указанного понятия. В целях минимизации правовых рисков предлагается раскрыть основную цель деятельности Банка России, закреплением в Федеральном законе №86-ФЗ дефиниций, четко определяющих что понимается под защитой и обеспечением устойчивости отечественной валюты. Можно предположить, что в данном случае будет иметься ввиду обеспечение устойчивой покупательной способности рубля, а также защитное воздействие на курс национальной валюты в целях поддержания финансовой стабильности.
Список литературы:
[1] КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
[2] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
[3] Болоцких A.A. Принцип независимости Центрального банка как актуальная проблема конституционной экономики Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2010, № 11. - С. 18-20
[4] Кучкаров З.А., Дербенцев Д.Д., Кузнецова Е.Б., Кузива Т.Д. Неопределенность понятий как источник проблем управления экономическими объектами в РФ. Пример «Устойчивости рубля» // УЭкС. - 2017. - №7 (101).
[5] Гузнов А.Г. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография/ А.Г. Гузнов. Т.Э. Рождественская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019.
[6] Режим валютного курса Банка России. [Электронный ресурс] // https://cbr.ru/dkp/exchange_ rate/ (дата обращения: 10.01.2023).
[7] Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 19.11.2015 г. по делу № 2-1661/2015. [Электронный ресурс] // https://sudact.ru/regular/doc/2BaZ0R50B9Zu/ (дата обращения: 10.01.2023).
Spisok literatury:
[1] KONSTITUCIYA Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) // Rossijskaya gazeta. - 1993. - № 237.
[2] Federal'nyjzakon ot 10.07.2002 № 86-FZ «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002. - № 28. - St. 2790.
[3] Bolockih A.A. Princip nezavisimosti Central'nogo banka kak aktual'naya problema konstitucionnoj ekonomiki Rossijskoj Federacii// Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - M.: YUrist, 2010, № 11. - S. 18-20
[4] KuchkarovZ.A., Derbencev D.D., Kuznecova E.B., Kuziva T.D. Neopredelennost' ponyatij kakistoch-nikproblem upravleniya ekonomicheskimiob"ektami vRF. Primer «Ustojchivostirublya»//UEkS. -2017. -№7 (101).
[5] Guznov A.G. Publichno-pravovoe regulirovanie finansovogo rynka v Rossijskoj Federacii: mono-grafiya/A.G. Guznov. T.E. Rozhdestvenskaya. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019.
[6] Rezhim valyutnogo kursa Banka Rossii. [Elektronnyj resurs] // https://cbr.ru/dkp/exchange_rate/ (data obrashcheniya: 10.01.2023).
[7] Reshenie Morshanskogo rajonnogo suda Tambovskoj oblasti ot 19.11.2015 g. po delu № 2-1661/2015. [Elektronnyj resurs]//https://sudact.ru/regular/doc/2BaZ0R5OB9Zu/(data obrashcheniya: 10.01.2023).
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-68-71 ТОЛМАЧЕВА Александра Сергеевна,
NIION: 2021-0079-1/23-12 Студентка Финансового университета
MOSURED: 77/27-025-2023-01-12 при Правительстве Российской Федерации,
e-mail: [email protected]
ГУДКОВА Анна Дмитриевна,
Студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают основные правовые проблемы реализации политики импортозамещения в современных условиях развития бизнеса. Пандемия, разрыв устоявшихся международных хозяйственных связей, прекращение поставок в Россию многих комплектующих, необходимых для поддержания и развития ключевых отраслей хозяйствования, стали причиной серьезных законодательных изменений в данной сфере. Авторы анализируют влияние, актуальность и целесообразность принятых нормативно - правовых актов, их содержание и эффективность для развития экономики страны, обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: политика импортозамещения, отечественный производитель, отраслевая экономика, региональная экономика, инвестиции, экономический рост.
TOLMACHEVA Alexandra Sergeevna,
Student at Finance University under the Government of the Russian Federation
GUDKOVA Anna Dmitrievna,
Student at Finance University under the Government of the Russian Federation
BUSINESS DEVELOPMENT UNDER IMPORT SUBSTITUTION POLICY
Annotation. In this article, the authors consider the main legal problems of implementing the policy of import substitution in modern conditions of business development. The pandemic, the rupture of established international economic ties, the termination of supplies to Russia of many components necessary for the maintenance and development of key economic sectors have caused serious legislative changes in this area. The authors analyze the impact, relevance and expediency of the adopted normative legal acts, their content and effectiveness for the development of the country's economy, ensuring national security.
Key words: import substitution policy, domestic producer, industry economy, regional economy, investment, economic growth.
В настоящее время успешная реализация политики импортозамещения является необходимым условием развития бизнеса. Данное направление развития экономической политики позволяет преодолеть импортозависимость, а значит, обеспечить защиту государственного суверенитета и конкурентоспособсность товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Одним из наиболее важных аргументов в пользу импортозамещения является тезис о зарождающейся промышленности. В данном случае зарождающаяся индустрия относится к новым отраслям промышленности. Так, зарожда-
ющаяся промышленность в России изначально не может конкурировать с устоявшимися отраслями промышленности развитых стран. В этом случае необходимо сформировать политику, поддерживающую новые отрасли до тех пор, пока они не станут достаточно сильными, чтобы конкурировать на международном уровне. Например, это новые высокотехнологические отрасли 1Т-сферы, сферы услуг и производство высоких технологий.
Актуальная, текущая политика зависит от меняющихся взглядов на экономическое развитие. После Второй мировой войны существовало
твердое убеждение, что ключом к экономическому развитию является наличие сильной обрабатывающей промышленности. Чтобы создать сильную обрабатывающую промышленность, страна пытается защитить свои внутренние отрасли от международной конкуренции, проводя многочисленные меры по сокращению импорта. Следовательно, импортные товары заменяются товарами и услугами отечественного производства.
Импортозамещающая индустриализация также может оказать пагубное воздействие на экономику. Когда одна страна стремится оптимизировать свой производственный процесс, проводя политику, направленную на сокращение или ликвидацию импорта, это влияет на экспорт другой страны. Таким образом, другие страны также могут прекратить импорт товаров страны, что в долгосрочной перспективе может привести к торговой войне. В результате возникает неэффективность рынка. Некоторые отрасли теряют свое значение и прежние позиции на рынке.
Чтобы поддержать эти отрасли, государство может ввести высокие тарифы на импортные товары. Это приведет к дорогостоящему импорту, который может помочь потребителю переключиться на недорогие товары отечественного производства. Аналогичным образом, государство может также ввести импортные квоты, которые ограничивают количество международных продуктов, которые могут быть импортированы в страну. Это, в свою очередь, поможет отечественной промышленности захватить большую долю рынка.
Еще одним важным методом импортозаме-щения является защита обрабатывающих отраслей. Государство пытается защитить свои существующие обрабатывающие производства, предоставляя им субсидии. Субсидия обычно предоставляется в виде денежных средств или их эквивалентов, а в некоторых случаях они также предоставляют налоговые льготы. Это поддерживает существующие развивающиеся отрасли, а также поощряет выход на рынок новых отраслей, которые могут помочь в импортозамещении.
Наряду с преимуществами, у импортозамещающей индустриализации есть и некоторые недостатки. Одним из недостатков является то, что продукция отечественного производства может иметь различную стоимость и, следовательно, быть более дорогой, в то же время она могла бы быть импортирована по дешевой цене из других стран. Кроме того, это также может привести к неэффективности в отечественной промышленности из-за отсутствия конкуренции.
Курс на импортозамещение определен необходимостью укрепления экономического и политического суверенитета в условиях геополи-
тического давления. Так, Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»1 было принято в целях формирования развитой национальной экономики без необходимости использования иностранных комплектующих, зарубежного сырья и технологий.
Данное постановление определяет понятие «импортозамещение» как «создание современных производств, которые могут конкурировать с иностранными компаниями и выпускать товары, которые вытеснят зарубежные аналоги».
Также Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 формирует правовые основы для внедрения импортозамещения в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью товара. Это необходимо для развития экспорта и постепенного поэтапного отказа от сырьевой экономики.
Исходя из данных открытых источников, объемы затрат на проведение политики импортозамещение составляет: 2,3 трлн рублей будет предоставлено в виде льготных кредитов, еще 2,9 трлн рублей - от инвесторов. В федеральном бюджете на 2023 год было зарезервировано 5 млрд рублей на субсидирование ставок по проектам импортозамещения, а также на государственные гарантии. До 2030 года государству потребуется 123,6 миллиарда рублей на субсидирование ставки.
Правительство Российской Федерации сформировало пул проектов в важнейших областях импортозамещения
Сформированный пул включал 162 основных проекта. Химическая промышленность более значима, чем другие - 54 проекта. Далее следуют черная металлургия - 27 проектов, лесопромышленный комплекс - 18 проектов, железнодорожное машиностроение - 16 проектов, фармацевтическая промышленность - 12 проектов, автомобильная промышленность - 8 проектов. Еще пять проектов были выделены для металлургии и строительства и дорожного машиностроения, три проекта для станкостроения и тяжелого машиностроения, два проекта в авиационной промышленности и три в других секторах экономики.
Разработка механизма финансирования проектов будет осуществляться Министерством промышленности и торговли совместно с Министерством финансов ВЭБ.РФ банковский сектор.
1 Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
С предприятиями будут заключены офсетные договоры государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами. Так называется долгосрочное соглашение со встречными инвестиционными обязательствами, которые охватывают цепочку от производителя до потребителя.
Льготные кредиты бизнесу будут предоставляться на 10-15 лет под гарантию госкорпорации ВЭБ.РФ [7]. Для их выпуска Министерство промышленности и торговли и Министерство финансов запустят новую инвестиционную платформу, в рамках которой, помимо прочего, будет субсидироваться процентная ставка.
Обобщая мировой опыт, исследование авторы выделяют следующие ключевые составляющие успеха:
-Создание центров компетенций, ориентированных на разработку и производство решений для местного рынка, но с обязательным последующим масштабированием за пределы страны (Китай, Малайзия).
-Организация центров развития производственных компетенций для подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, ориентированных на запросы различных отраслей промышленности (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия).
-Создание офисов цифровых инвестиций, которые оценивают, анализируют и координируют проекты цифровых инвестиций (например, инициативы в области развития людских ресурсов, сетей цифровой инфраструктуры и т.д.) (Малайзия).
-Активное участие частных компаний в создании международных и местных промышленных сообществ (при поддержке государства) в виде платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямым контактам, обмена опытом и т.д. (Китай, Германия).
-Реализация программ государственного финансирования, направленных на укрепление возможностей местных поставщиков по разработке, адаптации и поставке решений для частных отраслей промышленности, государственных компаний и крупных корпораций (гранты малым
наукоемким предприятиям, кредиты с государственной гарантией и/или субсидируемой процентной ставкой) (Китай, Малайзия, Германия).
-Создание специализированных фондов и агентств для поддержки ориентированных на экспорт инициатив компаний, занимающихся разработкой 1Т-решений (Малайзия, Китай).
Согласно результатам исследования, российский подход, основанный на консолидации усилий якорных предприятий отрасли и ключевых вендоров одновременно с возможностями получения государственной поддержки, в целом соответствует успешному международному опыту [6,4].
В то же время настораживает факт недостаточной сосредоточенности на создании экспортного, а не местного продукта, выходящего за рамки интересов 1-2 якорных клиентов. Ситуация также осложняется трудностями согласования интересов корпораций (промышленных центров компетенции импортозамещения цифровых решений в ключевых секторах экономики), настороженным отношением к государственному финансированию, когда речь идет, по сути, о венчурной модели инвестиций) Российский подход с рассчитан на среднесрочные результаты в течение двух лет и может иметь длительный кумулятивный эффект на горизонте 10-12 лет [5]. В этой стратегии участники международной торговой палаты займут позицию координаторов развития отрасли по импортозамещению в ближайшем будущем, в перспективе - они смогут играть роль трендсеттеров технологий и платформ для взаимодействия между промышленными компаниями и разработчиками
Следовательно, влияние имортозамещения на российский бизнес является скорее положительным. Он должен привести к долгосрочному росту экономики и развитию ключевых отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности. Это, например, химическая, металлургическая и энергетическая промышленности. Однако, необходимо обеспечить наиболее рациональное распределение ресурсов, так, чтобы интересы бизнеса не противоречили интересам государства.
Список литературы:
[1] Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
[2] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
[3] Трошин А. С., Суханинский Д. А. Экономические взгляды Фридриха Листа //XIII Прохоровские чтения» Водный транспорт: проблемы возрождения». - 2018. - С. 155
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^
70 ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023
[4] Анциферова О.Ю., Петрова Л.М. Уровень самообеспечения основными продуктами питания-ключевой критерий продовольственной безопасности страны // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskü-zhumal-11 -2021-61
[5] Колончин К. В., Серегин С. Н., Сысоева Г. В. 2020. Реализация аграрной политики в 2019 году: результаты и преодоление вызовов в новых условиях развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 10. С. 2-15.
[6] Национальная технологическая инициатива. 2035 Информбюро Хроника рынков НТИ. Режим доступа: https://ntmews.ru/news/khromka-rynkov-nti/aeronet/ uchastnik-rynka-aeronet-razrabotal-tsifrovoe-reshenie-dlya-zashchity-pchel-ot-pestitsidov.html
[7] Васильева О.Н. Потребность российской экономики в уникальных видах продукции, выпускаемых малыми предприятиями с учетом требований стратегии импортозамещения: правовой аспект // Образование и право. 2020. № 4. С. 169-175.
[1] Postanovlenie pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. №328 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti»
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii"
[3] Troshin A. S., Suhaninskij D. A. Ekonomicheskie vzglyady Fridriha Lista //XIII Prohorovskie chteniya" Vodnyj transport: problemy vozrozhdeniya". - 2018. - S. 155
[4] Anciferova O.YU., Petrova L.M. Uroven' samoobespecheniya osnovnymi produktami pitaniya- kly-uchevoj kriterij prodovol'stvennoj bezopasnosti strany // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. № 11. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskii-zhurnal-11 -2021-61
[5] Kolonchin K. V., Seregin S. N., Sysoeva G. V. 2020. Realizaciya agrarnoj politiki v 2019 godu: rezul'taty i preodolenie vyzovov v novyh usloviyah razvitiya // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. № 10. S. 2-15.
[6] Nacional'naya tekhnologicheskaya iniciativa. 2035 Informbyuro Hronika rynkov NTI. Rezhim dostupa: https://ntmews.ru/news/khromka-rynkov-nti/aeronet/ uchastnik-rynka-aeronet-razrabotal-tsifrovoe-resh-enie-dlya-zashchity-pchel-ot-pestitsidov.html
[7] Vasil'eva O.N. Potrebnost' rossijskoj ekonomiki v unikal'nyh vidah produkcii, vypuskaemyh malymi predpriyatiyami s uchetom trebovanij strategii importozameshcheniya: pravovoj aspekt // Obrazovanie i pravo. 2020. № 4. S. 169-175.
Spisok literatury:
ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^