УДК 02.01
Е. А. Плешкевич
доктор педагогических наук,
ГПНТБ СО РАЛ,
Новосибирск, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID 0000-0002-8781-7384; SPIN2288-6644
РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА: МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Рассматривается методология моделирования как инструмент прогнозирования вывода отечественного библиотечного дела из кризиса. Описываются сложившиеся к настоящему времени два направления развития библиотечного дела и соответствующие им сценарии. Представители первого, традиционного направления (это, как правило, академические ученые советской библиотечной школы) предлагают, следуя традициям и природе библиотечного дела, развивать библиотечный институт как инструмент «воспитания» нации посредством управления чтением в рамках специально для этого организованного библиотечного фонда. Представители второго направления — в основном молодые ученые и практики библиотечного дела — полагают, что в условиях перехода на новые информационные технологии потребность в библиотеках как источниках информации существенно снизилась, равно как снижается и востребованность традиционных библиотек. Они предлагают развивать отечественное библиотечное дело по западному образцу, опираясь на концепцию «третьего места», трансформируя библиотеки в территорию для общения, интеллектуального досуга и развития. Рассмотрена внутренняя логика реализации обоих сценариев. Показана предпочтительность реализации традиционного направления, в рамках которого библиотеки смогут активно участвовать в решениях задач, поставленных Президентом РФ и Правительством, тогда как при реализации второго сценария библиотеки вступят в конкуренцию с культурно-досуговыми учреждениями и, скорее всего, проиграют ее. Высказаны рекомендации по развитию библиотечного дела.
Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, кризис отечественного библиотечного дела, моделирование развития библиотечного дела
Для цитирования: Плешкевич, Е. А. Развитие библиотечного дела: методология моделирования направлений как инструмент прогнозирования / Е. А. Плешкевич // Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 1 (65). — С. 32—41.
Введение в проблему
На протяжении последних десятилетий отечественная библиотечная сфера находится в состоянии перманентного кризиса, а научное и профессиональное сообщество — в поисках выхода из него [12]. К настоящему времени сформировались два направления (концепции) выхода из кризиса и соответствующие им сценарии. К представителям первого, традиционного направления (условно назовем его государственно-просветительским) относятся А. М. Мазу-рицкий, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров [8;
19; 23]. Они связывают причины кризиса с социальными изменениями начала 1990-х гг., с постепенным движением в сторону общества потребления и отнесения библиотечного дела к сфере услуг. Суммируя идеи, изложенные ими на страницах профессиональной печати, можно сказать, что миссию библиотеки они видят в управлении чтением с целью продуцирования общественного блага в сфере просвещения и воспитания. Выращивание творцов и обитателей будущей России, отмечает А. В. Соколов, это задача не биологическая, не политическая, а
32
педагогическая. Здесь, продолжает он, требуются гуманитарно-педагогические технологии [19, с. 15]. С определенной долей условности можно сказать, что это продолжение и развитие идей дореволюционного и советского библиотековедения. Существующая система библиотечного обслуживания, отмечает А. М. Мазурицкий, стала складываться с первых лет советской власти. Она, продолжает ученый, замечательно вписалась в концепцию образовательной и культурной политики государства, которая заключалась в создании идеологически обоснованной и контролируемой системы массового общедоступного образования и массового просвещения народа [9, с. 25]. В советских и партийных документах в 1970-х гг. подчеркивалось, что главная задача библиотек состоит в активной пропаганде политики коммунистической партии и Советского государства, в более полном использовании огромных книжных богатств для образования и воспитания нового человека, в ускорении научно-технического прогресса. Комментируя это с теоретико-методологических позиций, можно отметить, что главной задачей выступало руководство чтением в целях продуцирования смыслов, направленных на патриотическое воспитание и овладение передовым научно-техническим опытом. Под смыслом в данном контексте мы понимаем оценочные суждения, формирующие мировоззрение, включая профессиональное.
Каковы результаты советской библиотечной политики? Они двойственны: с одной стороны, можно говорить о провале в области коммунистического воспитания в 1970-1980-х гг., а с другой — о высоком уровне образованности советского человека, ставшего самым читающим в мире, о достижениях в научно-технической области, ярким примером которых стало создание ядерного щита страны и полет первого человека в космос. Исследования по истории библиотечного дела показывают, что определенная вина за провалы в области воспитания лежит и на части библиотечного сообщества, зачастую действовавшего в угоду конъюнктуре [14; 16]. Сегодня продуцирование смыс-
лов связывается с возрождением духовности. Соответственно этому взгляду на миссию библиотеки представители данного направления видят выход из кризиса в ориентации библиотек на производство общественного блага, в укреплении государственного начала в библиотечном деле, в развитии библиотечной деятельности по возрождению духовности, просветительства и воспитания патриотизма.
Сторонники второго, новаторского направления (условно обозначим его как информационно-сервисное, или информационно-маркетинговое) видят миссию библиотеки в предоставлении и продвижении информационных услуг. Переход к новым информационно-телекоммуникационным технологиям, по их мнению, обеспечит получение информации через Интернет, что вкупе с открытым доступом заместит традиционные библиотеки с их морально и физически «устаревшими» фондами, в основе которых лежит традиционная книга. В новых условиях они предлагают превратить библиотеки в так называемое третье место, предоставляющее свои площади для общения и совместной деятельности. Ее идеологом выступил доцент Московского государственного института культуры В. К. Степанов. Он призывает трансформировать библиотеки в площадки для реализации всех видов интеллектуального взаимодействия, в учреждения, обеспечивающие познавательно-творческую деятельность обслуживаемой аудитории. К функциям подлинно современной библиотеки он отнес: 1) активизацию и моделирование свободного обмена идеями и мнениями между слоями и группами сообщества для решения их насущных проблем; 2) предоставление пространства и инструментария (включая доступ к платному информационному наполнению) для реализации творческих инициатив и решения повседневных задач пользовательской аудитории; 3) учреждение обучающих (просветительских) программ, нацеленных на адаптацию граждан к непрерывно появляющимся инновационным разработкам [19, с. 11—12]. Одним из источников данного направления
33
выступает зарубежный опыт и, в частности, опыт Центральной библиотеки г. Хельсинки Oodi (Финляндия)1. Идеи Степанова разделяют многие руководители федеральных и региональных библиотек.
Одним из механизмов реализации данного направления стало создание так называемых модельных библиотек, в концепцию которых заложена идея библиотеки как третьего места и центра интеллектуального досуга. Модельная библиотека, отмечает директор департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки А. Дят-ловская, — это абсолютно открытая площадка, где можно найти нужную книгу по теме или заказать ее, организовать дискуссионный клуб, выставку, поработать на компьютере, прийти на лекцию, смоделировать в 3D нужный макет [17]. Таким образом, взгляды на выход из кризиса и вектор библиотечного строительства существенно расходятся.
Анализ внутренней логики моделирования сценариев развития отечественного
библиотечного дела
Профессиональная дискуссия по выбору направления развития, на наш взгляд, зашла в методологический тупик по нескольким причинам. Первая связана с тем, что в руководство библиотечным делом из других сфер пришли отдельные «эффективные менеджеры», ориентированные на простые решения сложных проблем и порой игнорирующие природу библиотечного дела и советский опыт библиотечного строительства. Проблему востребованности библиотек они предлагают решить путем создания комфортной среды, закупки компьютеров и другой оргтехники, открытием кружков по интересам, превратив библиотеку в территорию для общения. Сегодня, пишет одна из руко-
1 Вот как описывается данная библиотека в рекламном проспекте. Ооди — это фантастическое место для удаленной работы или учебы, для студентов, школьников или фрилансеров, нуждающихся в дневном офисе. В библиотеке можно проводить встречи и обучающие занятия. Для этого имеются уютные рабочие помещения с большим количеством розеток. На третьем этаже располагается библиотека с общим фондом в сто тысяч наименований [24].
водителей ЦБС г. Норильска, библиотекам приходится менять подход к организации культурного досуга и придумывать что-то совершенно необычное. Так, специалисты библиотеки открыли цех по производству футболок hand-made для детей от 2 до 7 лет [7]. В отличие от них, молодых и креативных, владеющих передовыми технологиями, представители традиционных взглядов на библиотечное строительство, как правило, академические ученые еще советской библиотечной школы, сегодня не выходящие за пределы университетских кафедр. Проблема востребованности библиотек для них вторична, а предлагаемые мероприятия по закупкам литературы и совершенствованию библиотечного образования не столь ярки и презентабельны. И это — вторая причина. В качестве третьей мы видим отсутствие механизмов прогнозирования последствий реализации того или иного направления развития.
Одним из таковых механизмов, по нашему мнению, может выступить моделирование библиотечного строительства в рамках данных направлений и сопоставление полученных результатов. Отдельные методологические аспекты моделирования инерционного и инновационного сценариев библиотечного строительства были изложены нами в профессиональной печати [13; 15]. В рамках данной статьи мы хотели бы обратиться к внутренней логике моделируемых направлений. Как известно, она задается не только теоретиками библиотечного дела, но и органами власти, которые ставят задачи перед библиотечной отраслью, финансируют их реализацию и определяют критерии успешности решения.
К сожалению, в отличие от советского времени, главные задачи библиотек четко не сформулированы. Однако это не означает, что их нет. Так, в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» содержатся задачи по обеспечению присутствия РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами
34
научно-технологического развития; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретение ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими; укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ и др. Особо стоит отметить задачу создания передовой инфраструктуры научных исследований и разработок инновационной деятельности. Определенный оптимизм внушают также поправки в Конституцию РФ, касающиеся обращения к тысячелетней истории и сложившимся идеалам, к приоритету государственной политики по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному развитию и воспитанию в них патриотизма, уважения к старшим. Обобщенно это можно назвать воспитанием нации.
Каким образом предлагают это сделать представители традиционного направления? По мнению Столярова, посредством библиотечных фондов и коммуникаций [23, с. 14]. Солидаризируясь с ним и детализируя этот тезис, отметим, что источником воспитания и просвещения выступают специальным образом организованные библиотечные фонды, а методикой — технологии библиотечной деятельности, главным образом библиотечно- библиографического обслуживания. Именно этим путем шло библиотечное строительство первых лет советской власти. Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны и разрухи, фонды советских библиотек были существенно вычищены и обновлены или, как тогда говорили, «амортизированы». В современной литературе по поводу этого процесса сложилась негативная коннотация. И, возможно, в части методов проведения амортизации они правы. Однако, как отмечает историк библиотечного дела М. Н. Глазков, чистки библиотечных фондов сами по себе не обязательно являлись тогда негативными. Так, с их помощью, полагает он, при наличии соот-
ветствующего комплектования можно было создать качественное «классическое ядро» фонда массовых библиотек [2, с. 176]. Сегодня основу библиотечных фондов большинства муниципальных и региональных библиотек составляет устаревшая литература, изданная еще в советское время. Меня часто, огорченно замечает карельский писатель Надежда Васильева, приглашают на творческие встречи с школьниками, и учителя сетуют на то, что в библиотеках мало современных литературных произведений, опираясь на которые можно было бы обсудить ту или иную сложную жизненную ситуацию, помочь детям сформировать правильное отношение к каким-то человеческим поступкам и событиям, разобраться в собственных проблемах [1]. Процесс обновления фондов идет крайне медленно. Так, за 2018—2019 гг. 35 библиотек Карелии получили 1338 книг, из них 15 школьных библиотек — 396 книг [6, с. 55]. Путем простых расчетов можно увидеть, что новые поступления в среднем за один год составили: в школьную библиотеку — 13,2 книги, в муниципальную — 23,5. Мы полагаем, что морально и физически устаревшие библиотечные фонды не позволяют отечественным библиотекам продуцировать общественное благо.
Что касается взглядов на библиотечный фонд представителей новаторского направления, то они существенно отличаются. Новые способы передачи данных, заявляет В. К. Степанов, фактически устранили необходимость в библиотеках старого образца, и любой житель планеты обладает или будет обладать в ближайшей перспективе возможностью получить практически любую информацию в любом месте в любое время [20, с. 22]. Его фактически поддержал директор РГБ В. В. Дуда: «Если правда думать, что библиотеки — это здания, где находятся абсолютные знания, выраженные в печатной форме книги, то, если честно, это больше никому не нужно» [5]. И далее, продолжает он, библиотеки должны быть удобными, интересными пространствами, куда можно прийти поработать, где можно пообщаться с живыми людьми, встретить писателей, ав-
35
торов, деятелей, у которых можно многому научиться. Насколько мы смогли понять, то проблема обновления библиотечных фондов либо вообще ими не поднимается, либо рассматривается как второстепенная. В этом плане показательно высказывание главы Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми С. В. Емельянова: «Независимо от величины населенного пункта в каждом муниципалитете должна появиться такая (модельная. — Е. П.) библиотека. Покрасить стены и установить новые стеллажи — это не обновление. Должна быть светскость, для этого нужен высококлассный, продуманный до мелочей дизайн, кофемашины, качественные услуги» [11]. Похоже, что кофемашина оказалась важнее фонда! В другой публикации, посвященной открытию модельных библиотек в Липецке, отмечено, что для всех муниципальных библиотек книги закупаются централизованно, с учетом предпочтения читателей и что в модельных библиотеках фонд будет таким же, как в книжных магазинах [4]. Создается впечатление, что автор этих строк не видит разницы между библиотечным фондом и ассортиментом книжного магазина.
Что же предлагают сторонники новаторского пути развития? Приведем одно из «свежих» высказываний. «Специалисты, — отмечает Елена Полтавская, — сходятся на том, что библиотека должна стать проводником человека в информационном потоке, неким гарантом качества получаемой информации, а еще общественной площадкой, местом встреч, дискуссий и самореализации. Комфортное современное пространство, новые компьютеры и оргтехника, цифровые лаборатории, интерактивные столы, высокоскоростной Интернет, мировые книжные бестселлеры — все это теперь доступно в любой части нашей страны» [17]. Способна ли организованная подобным образом библиотека, располагающая ограниченным фондом «мировых книжных бестселлеров», обеспечить формирование смыслов, направленных на воспитание и развитие нации? В какой-то степени овладение современной оргтехни-
кой и методами поиска информации способствует развитию, однако есть ряд нюансов, которые необходимо принять в расчет. Первый из них касается того, что библиотека не просто выдает книги, она с их помощью формирует молодого человека как читателя и как личность. Весьма показательно об этом процессе высказался известный отечественный педагог и психолог М. М. Рубинштейн: «Юный человек по своей природе и в чтении является не только потребителем, но и деятелем; он и познает жизнь с помощью книги, и участвует в ней своим активным сопереживанием героям, своеобразным соавторством с писателем с помощью бурлящей фантазии и воображения, которые позволяют юному человеку не столько созерцать изображаемую действительность, сколько чувственно, эмоционально проникать в нее» [18, с. 201]. И еще одно его высказывание, раскрывающее сущность библиотечного дела: «Совершенно ясно, что для правильного использования чтения нужно всячески стимулировать у юного читателя волю к углублению в книгу. Чтение не должно быть скольжением по внешне «интересным» событиям. Надо приучать юного читателя искать и находить материал для размышления, оценки, чтобы у него явилось желание обсудить содержание прочитанного, желание прочесть или послушать критические замечания и т. д.» [Там же]. При этом так называемое поглотитель-ское чтение, если оно не сопровождается необходимыми мерами ограждения, может стать не только бесплодным, но и вредным. Отсюда вытекает то обстоятельство, что библиотечная деятельность, центральной частью которой является руководство чтением, уникальна, и досуговая деятельность, которой также присущи нотки просветительства, не способна ее заместить.
Второй нюанс касается того, что, замещая библиотечную деятельность досуго-вой, библиотека вступает в конкуренцию с культурно-досуговыми учреждениями, основной деятельностью которых является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного
36
характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Сегодня к таковым относятся центры досуга, включая молодежные, культурно-развлекательные комплексы, дома (дворцы) культуры, дома творчества и др. И это неизбежно приведет к дублированию и конкуренции за бюджетные средства. Мы прогнозируем, что победа в конечном итоге будет отдана профессионалам в сфере социокультурной, а не библиотечно-информационной деятельности.
Анализ первых итогов реформирования библиотечного дела позволяет описать и смоделировать отношение власти к библиотечному строительству. Начнем с того, что представители обоих направлений сетуют на недостаточное финансирование и сокращение библиотек, особенно массовых. Чем может быть вызвано такое прохладное отношение органов власти всех уровней к библиотекам? Расхожим тезисом выступает непрофессионализм чиновников, ответственных за библиотечное дело. Так, А. В. Соколов отмечает, что библиотечная деятельность на взгляд типичного технократа состоит из технологических процессов получения, расстановки, хранения, поиска, выдачи книг или других произведений печати [19, с. 14]. Так ли уж не прав чиновник, сводящий деятельность библиотеки к расстановке, хранению и выдаче книг? Директор департамента РГБ А. Дятловская, на мнение которой мы уже ссылались, полагает, что «в муниципальных библиотеках, где кадров немного (библиотекарь. — Е. П.), это такой проектный менеджер, который должен уметь правильно выдать книги, правильно внести их в фонд и расставить» [3]. Очевидно, что в большинстве своем муниципальные чиновники будут ориентироваться на мнение директора департамента ведущей библиотеки страны.
Теперь по поводу финансирования. В этом плане достаточно показательна статья заведующей отделом обслуживания Центральной библиотеки (г. Новомосковск, Тульская область) Н. Н. Никитиной [10]. В 2006 г. библиотека получила новое пятиэтажное здание, рассчитанное на 150 тыс. ед. хранения. Одну
из проблем руководство библиотеки видело в том, что основными читателями являются люди зрелого и пожилого возраста. В связи с этим было решено разработать программу привлечения молодежи в библиотеку. Что же библиотека может предоставить молодым людям, задается Наталья Николаевна риторическим вопросом? Конечно, продолжает она, у нас есть книги, журналы, интернет-зал, но у кого из молодых людей нет всего этого в собственном смартфоне или планшете? Отталкиваясь от этого, руководство библиотеки решило двигаться в направлении оказания культурно--досуговых услуг, для чего в библиотеке в 2015 г. был открыт молодежный центр «Свободное пространство». В нем стали проводиться мастер-классы, игровые вечеринки «Мафия», конкурсы компьютерных игр, концерты акустической музыки, кинопросмотры и поэтические вечера. Подводя итоги четырехлетней деятельности центра, автор статьи пишет: «Тех, кого сейчас посетила мысль о том, что библиотека превратилась в развлекательный центр, хотим обрадовать: молодежь очень нуждается не только в забавах, но и в интеллектуальном досуге!» [10, с. 11]. Со второй частью ее восторженной оценки сложно не согласиться, только вот зачем для этого нужно было строить пятиэтажное здание, рассчитанное на хранение крупного библиотечного фонда? Не проще ли было бы сразу построить молодежный культурно-развлекательный центр, выделив в нем помещение под небольшой читальный зал с несколькими книжными шкафами, а городской библиотеке оставить старое здание? Нам представляется, что подобный вопрос зададут себе многие муниципальные чиновники в ходе распределения весьма ограниченных бюджетных средств. В заключение Никитина восторженно восклицает, что слухи о гибели провинциальных библиотек пока остаются сильно преувеличенными. Хочется спросить ее, что она описала, как не отсроченную «гибель» библиотеки, которая наступит после того, как пожилые и зрелые читатели в силу возраста перестанут ими быть? Следуя внутренней логике моделирования, мы полагаем, что
37
трансформация библиотек в культурно-досуговые учреждения будет стимулировать отказ от финансирования, а это в свою очередь ускорит их отмирание.
Заключение
В завершение хотим подчеркнуть, что анализ внутренней логики моделирования библиотечного строительства позволяет обозначить компромиссный путь. В одной из своих последних публикаций В. К. Степанов отмечает, что в ходе реализации предложенного им сценария библиотеки трансформируются в качественно иные учреждения с несравненно более богатым функционалом [22, с. 347]. Так, может быть, рациональнее открыть качественно иные учреждения с богатым функционалом (условно назовем их информационно-досуговыми учреждениями) на базе действующих куль-турно-досуговых учреждений, переделав под них такие рудименты советского прошлого, как дома или дворцы культуры, либо вообще создать новый тип (вид) учреждений данного профиля? Ведь, действительно, местному сообществу необходимо так называемое третье место, важно создать условия, чтобы дети и взрослые могли не только отдыхать, но и развиваться. С этим невозможно не согласиться. На самом деле вопрос в другом! Причем здесь библиотеки, предназначенные для формирования смыслов и воспитания через управление чтением? Разве современное российское общество не нуждается в этом? Как мы показали, нуждается. Тогда необходимо их сохранять и развивать библиотеки именно в этом, а не ином качестве, поскольку в противном случае под брендом библиотеки будет функционировать одна из форм культурно-досугового учреждения. Это первая рекомендация, полученная в ходе моделирования. Вторая рекомендация касается того, что данная проблема должна решаться комплексно, т. е. планы по созданию центров и развитию библиотек должны учитывать сохранение и развитие обоих видов учреждений. В этом плане мы солидарны с мнением А. М. Мазу-рицкого, что не надо делать фетиш из тези-
са о «востребованности» и что у парка, клуба и библиотеки она имеет разную природу [8, с. 15]. Безусловно, в отдельных небольших муниципалитетах содержание библиотеки и информационно-досугового центра с финансовой точки зрения затруднено. Их объединение под «одной крышей» оправдано, однако при этом библиотека остается ориентированной на продуцирование смыслов, а не на производство hand-made футболок для детей. Третья рекомендация касается того, что досуговая деятельность должна в библиотеках сохраняться, однако быть ориентирована на чтение, реализовы-ваться в форме литературных гостиных, читательских клубов и т. д. Никто не возражает против таких форм досуга, как громкое, литературное и иные формы чтения, читательская конференция и далее по списку. Четвертая рекомендация посвящена критериям оценки деятельности библиотек. Очевидно, что посещаемость библиотек не может выступать в качестве базового критерия и что необходимы другие. К этому также стоит добавить, что не только читатель должен идти в библиотеку, современная библиотека сама должна идти к читателю, и новые технологии позволяют это делать эффективно. Более того, если обратиться к истории библиотечного дела, то подобные прецеденты мы можем увидеть в «библиотечном походе» конца 1920-х гг. Пятая рекомендация касается вектора развития модельных библиотек. Мы не против них как таковых. Мы выступаем лишь за то, чтобы финансовые средства и иные ресурсы в первую очередь шли на обновление библиотечного фонда, на разработку методик библиотечно-библиографического обслуживания и управления чтением в условиях перехода на новые информационно-телекоммуникационные технологии. И если после решения данных задач останутся средства, то, конечно, пусть они будут потрачены на «светскость», на новый дизайн и даже на кофемашину.
1. Васильева, Н. Б. Духовно-нравственное оздоровление подростковой аудитории читателей через художественную литературу / Н. Б. Васильева // Инфор-
38
мационный бюллетень РБА. — 2020. — № 90. - С. 17-20.
2. Глазков, М. Н. Государственная библиотечная политика в Советской России в контексте истории массовых библиотек (1925 - май 1941) / М. Н. Глазков. -Москва : Пашков дом, 2016. - 271 с.
3. Здесь на Вас больше не шикают: как работают первые модельные библиотеки в стране. - URL: https://futurerussia. gov.ru/nacionalnye-proekty/577695 (дата обращения: 01.12.2020).
4. Идеальная модель библиотеки // Газета Первый номер. - URL: https:// zen.yandex.ru/media/ id/5e4a8b04386b1c555647a992/ idealnaia-model-biblioteki-5ece5a569736e672dee92acc (дата обращения: 01.12.2020).
5. «Интернет убьет книгу» и другие мифы о Национальной электронной библиотеке. Через пять лет россияне получат свободный доступ к 48 тысячам книг. - URL: https://futurerussia.gov.ru/ nacionalnye-proekty/371113 (дата обращения: 01.12.2020).
6. Ковалевская, Л. В. Мероприятия Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета для обучающихся городских округов и муниципальных районов Карелии / Л. В. Ковалевская // Информационный бюллетень РБА. - 2020. - № 90. -С. 55-56.
7. Коваленко, А. И Библиотеки рвут залы: организация социально-культурной деятельности нового типа в ЦБС г. Норильска / А. И. Коваленко // Информационный бюллетень РБА. - 2019. -№ 87. - С. 41-44.
8. Мазурицкий, А. М. Зигзаги библиотечной трансформации: общественное благо или библиотечная услуга / А. М. Ма-зурицкий // Библиотечное дело. -2020. - № 20. - С. 13-17.
9. Мазурицкий, А. М. Современная библиотека и вызовы времени / А. М. Мазурицкий, Г. А. Кузичкина // Науч. и техн. б-ки. - 2019. - № 5. - С. 22-35.
10. Никитина, Н. Н. Свободный досуг в свободном пространстве библиотеки / Н. Н. Никитина // Информационный бюллетень РБА. - 2019. - № 87. -С. 10-13.
11. Первая в Заполярье модельная библиотека открылась в Воркутин-ском поселке Воргашор // Тасс : ин-форм. агентство. - URL: https://tass.ru/
obschestvo/10117633 (дата обращения: 01.12.2020).
12. Плешкевич, Е. А. К вопросу о кризисе отечественного библиотечного дела: есть ли свет в конце туннеля? / Е. А. Плешкевич // Библиосфера. -2019. - № 3. - С. 27-34.
13. Плешкевич, Е. А. Спасут ли отечественную библиотеку станки для лазерной резки металла? / Е. А. Плеш-кевич // Науч. и техн. б-ки. - 2019. -№ 8. - С. 90-98.
14. Плешкевич, Е. А. Вклад К. И. Абрамова в развитие методологии истории библиотечного дела: историческая реконструкция / Е. А. Плешкевич // Би-блиосфера. - 2020. - № 2. - С. 3-13.
15. Плешкевич, Е. А. О методологии моделирования развития отечественного би -блиотечного дела / Е. А. Плешкевич // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2020. -№ 9. - С. 1-7.
16. Плешкевич, Е. А. Советская библиотечная политика в исследованиях К. И. Абрамова: к столетию со дня рождения / Е. А. Плешкевич // Вестник культуры и искусств. - 2020. -№ 1 (61). - С. 19-27.
17. Полтавская, Е. Смахнули пыль: как преобразовывают российские библиотеки / Е. Полтавская // Известия. - URL: https://iz.ru/1070316/ elena-poltavskaia/smakhnuli-pyl-kak-preobrazovyvaiut-rossiiskie-biblioteki (дата обращения: 01.12.2020).
18. Рубинштейн, М. М. Воспитание читательских интересов у школьников / М. М. Рубинштейн. - Москва : Учпедгиз, 1950. - 212 с.
19. Соколов, А. В. Эссе о библиотечной постсовременности / А. В. Соколов // Вестник культуры и искусств. - 2020. -№ 1 (61). - С. 7-18.
20. Степанов, В. К. Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или В ожидании сингулярности / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. - 2018. -№ 1. - С. 19-31.
21. Степанов, В. К. Новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. - 2019. - № 1. -С. 7-15.
22. Степанов, В. К. Революционный этап развития библиотек: попытка прогноза / В. К. Степанов // Румянцевские чтения - 2020 : материалы междунар.
39
науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. — Москва : Пашков дом, 2020. - С. 341-348.
23. Столяров, Ю. Н. Первостепенное значение понятие «благо» для библиотековедения: вывод из «Эссе о библиотечной постсовременности» А. В. Соколова / Ю. Н. Столяров // Вестник
культуры и искусств. — 2020. — № 3 (63). - С. 7-17. 24. Oodi Helsinki Central Library : [website]. Available from : https://www.oodihelsinki. fi/en/services/ (дата обращения: 01.12.2020).
Получено 03.12.2020
E. Pleshkevich
Doctor of Pedagogic Sciences
The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID 0000-0002-8781-7384; SPIN2288-6644
On the Methodology of Modeling the Directions of Librarianship Development as a Forecasting Tool
Abstract. The modeling methodology is considered as a tool for predicting the recovery of the domestic librarianship from the crisis. The article describes the two directions of library development that have been developed at present and the corresponding scenarios. Representatives of the first, traditional direction, academic scientists of the Soviet library school as a rule, propose, following the traditions and nature of librarianship, to develop the library Institute as a tool for "educating" the nation by managing reading within a specially organized library stock. Representatives of the second direction, as a rule, are young scientists and practitioners of library science. They believe that with the transition to new information technologies, the need for libraries as sources of information has significantly decreased and the demand for traditional libraries is constantly decreasing. They propose to develop domestic librarianship on the Western model, based on the concept of "the third place", transforming libraries into a territory for communication, intellectual leisure and development. The internal logic of implementation of both scenarios is considered. It is shown that it is preferable to implement the traditional direction, in which libraries can actively participate in solving the tasks set by the President of the Russian Federation and the Government, while in the second scenario, libraries will enter into competition with cultural and leisure institutions, which they will most likely lose. Recommendations are made for the development of librarianship.
Keywords: library, librarianship, crisis of domestic librarianship, modeling of library development
For citing: Pleshkevich E. 2021. On the Methodology of Modeling the Directions of Librarianship Development as a Forecasting Tool. Culture and Arts Herald. No 1 (65): 32-41.
References
1. Vasileva N. 2020. Spiritual and moral improvement of the teenage readership with the help of fiction. Information bulletin of RlA. No 90: 17-20. (In Russ.).
2. Glazkov M. 2016. Gosudarstvennaya bibliotechnaya politika v Sovetskoy Rossii v kontekste istorii massovykh bibliotek (1925 - may 1941) [State library policy in Soviet Russia in the context of the history of mass libraries (1925 - May 1941)]. Moscow: Pashkov dom. 271 p. (In Russ.).
40
3. Zdes' na Vas bol'she ne shikayut: kak rabotayut pervye model'nye biblioteki v strane [They don't swear at you here anymore: how the first model libraries in the country work]. Available from: https://futurerussia. gov.ru/nacionalnye-proekty/577695 (accessed: 01.12.2020). (In Russ.).
4. Ideal library model. Gazeta Pervyy nomer [Newspaper First issue]. Available from: https://zen.yandex. ru/media/id/5e4a8b04386b1c555647a992/idealnaia-model-biblioteki-5ece5a569736e672dee92acc (accessed: 01.12.2020). (In Russ.).
5. "Internet ub'et knigu" i drugie mify o Natsional'noy elektronnoy biblioteke. Cherez pyat' let rossiyane poluchat svobodnyy dostup k 48 tysyacham knig ["The Internet will kill the book» and other myths about the National electronic library. In five years Russians will have free access to 48 thousand books]. Available from: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/371113 (accessed: 01.12.2020). (In Russ.).
6. Kovalevskaia L. 2020. Events of the Scientific Library of Petrozavodsk State University for students of urban and municipal districts of Karelia. Information bulletin of RIA. No 90: 55-56. (In Russ.).
7. Kovalenko A. 2019. Libraries which blow minds: organization of social and cultural activities of a new type in the libraries of Norilsk. Information bulletin of RIA. No 87: 41-44. (In Russ.).
8. Mazuritskii A. 2020. Zigzags library transformation: library as a public good or service. Bibliotechnoe delo [Librarianship]. No 20: 13-17. (In Russ.).
9. Mazuritskii A., Kuzichkina G. 2020 Modern libraries and the challenges. Scientific and Technical Libraries. No 5: 22-35. (In Russ.).
10. Nikitina N. 2019 Free entertainment in library open space. Information bulletin of RlA. No 87: 10-13. (In Russ.).
11. The first model library in the Arctic opened in the Vorkuta village of Vorgashor. Tass; Russian news agency. Available from: https://tass.ru/obschestvo/10117633 (accessed: 01.12.2020). (In Russ.).
12. Pleshkevich E. 2019. On the question of the crisis of domestic library activity: is there light at the end of the tunnel? Bibliosfera. No 3: 27-34. (In Russ.).
13. Pleshkevich E. 2019. Will the laser cutting machines save Russian libraries? Scientific and Technical Libraries. No 8: 90-98. (In Russ.).
14. Pleshkevich E. 2020. K. I. Abramov's contribution to the development of the methodology of library history: historical reconstruction. Bibliosfera. No 2: 3-13. (In Russ.).
15. Pleshkevich E. 2020. On the methodology of modeling the development of the national librarianship. Scientific and technical information. Series 1. Vol. 1. No 9: 1-7. (In Russ.).
16. Pleshkevich E. 2020. Soviet library policy in K. I. Abramov's research: on the 100th anniversary of his birth. Culture and Arts Herald. No 1 (61): 19-27. (In Russ.).
17. Poltavskaya E. Dusted off: how Russian libraries are being transformed. Izvestiya [News]. Available from: https://iz.ru/1070316/elena-poltavskaia/smakhnuli-pyl-kak-preobrazovyvaiut-rossiiskie-biblioteki (accessed: 01.12.2020). (In Russ.).
18. Rubinshtein M. 1950 Vospitanie chitatel'skikh interesov u shkol'nikov [Education of schoolboys ' reading interests]. Moscow: Uchpedgiz. 212 p. (In Russ.).
19. Sokolov A. 2020. Essay on Library Postmodernity. Culture and Arts Herald. No 1 (61): 7-18. (In Russ.).
20. Stepanov V. 2018. Library and librarians in the next twenty years, or waiting for the singularity. Scientific and Technical Libraries. No1: 19-31. (In Russ.).
21. Stepanov V. 2019. New vision of the library as a social institution in the knowledge society. Scientific and Technical Libraries. No1: 7-15. (In Russ.).
22. Stepanov V. 2020. A revolutionary stage in the development of libraries: attempt to forecast. Rumyantsevskie chteniya - 2020 [RumyantsevReadings - 2020]. In 2 parts. Part 2. Moscow: Pashkov dom. P. 341-348. (In Russ.).
23. Stoliarov YU. 2020. The Primary Importance of the Concept of "Good" for Library Science: Conclusion from "Essay on Library Postmodernity" by A. V. Sokolov. Culture and Arts Herald. No 3 (63): 7-17. (In Russ.).
24. Oodi Helsinki Central Library. Available from: https://www.oodihelsinki.fi/en/services/ (accessed: 01.12.2020). (In Eng.).
Received 03.12.2020
41