Научная статья на тему 'Развитие беспризорности в Дагестане и методы борьбы с ней'

Развитие беспризорности в Дагестане и методы борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / преступность / Правонарушение / беспризорность / борьба / общество / ДАГЕСТАН / наркомания / Young people / crime / Offense / waif / struggle / society / Dagestan / Drug addiction

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кушаева Наида Магомедсадековна

Рассматривается проблема криминализации молодежи и факторы, обусловливающие приобщение молодежи к преступной среде. Проводится сравнительный анализ борьбы с беспризорностью и преступностью в молодежной среде в советский и постсоветский период, приведены предложения автора по решению этого вопроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of criminalization of young people and the factors which are conditioned the joining of young people to the criminal environment. There is undertaken the comparative analysis of fighting against waif and offense in youth environment at soviet and post-soviet period. There are also given the author's offers how to solve the problem

Текст научной работы на тему «Развитие беспризорности в Дагестане и методы борьбы с ней»

УДК 329.78

РАЗВИТИЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ В ДАГЕСТАНЕ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

© 2010 г. Н.М. Кушаева

Дагестанский государственный педагогический университет, Dagestan State Pedagogical University,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367003,

umudgpu@mail.ru umudgpu@mail.ru

Рассматривается проблема криминализации молодежи и факторы, обусловливающие приобщение молодежи к преступной среде. Проводится сравнительный анализ борьбы с беспризорностью и преступностью в молодежной среде в советский и постсоветский период, приведены предложения автора по решению этого вопроса.

Ключевые слова: молодежь, преступность, правонарушение, беспризорность, борьба, общество, Дагестан, наркомания.

The article is devoted to the problems of criminalization of young people and the factors which are conditioned the joining of young people to the criminal environment. There is undertaken the comparative analysis of fighting against waif and offense in youth environment at soviet and post-soviet period. There are also given the author's offers how to solve the problem.

Keywords: young people, crime, offense, waif, struggle, society, Dagestan, drug addiction.

Переходное состояние нашего общества непосредственным образом отражается на процессе социализации молодого поколения. Так, с начала 1990-х гг. особую озабоченность вызывает ряд тревожных тенденций ухудшения здоровья молодежи, рост наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, при этом среди последних он гораздо выше, чем у взрослых [1, с. 12]. Вырос и уровень подростковой преступности. Возникло и такое явление, как детская проституция.

С середины 90-х гг. ХХ в. Россия занимает одно из ведущих мест в мире по потреблению абсолютного алкоголя на душу населения. Молодежь по этому показателю зачастую превосходит старшее поколение, как и по числу курильщиков табака в сравнении с другими индустриально развитыми странами. По мнению экспертов, привычка к курению наиболее интенсивно формируется и закрепляется, как правило, в течение именно подросткового периода развития [2, с. 32].

Одной из самых тревожных проблем последних лет следует признать криминализацию молодежной среды, в первую очередь динамику подростковой преступности. Повышенный энергетический потенциал, неопределенность переходного этапа социализации, низкий социальный статус, ощущение социального неравенства и сложности самоутверждения в мире взрослых, а также целый ряд других характеристик выступают причинами повышенной возрастной деви-антности молодежи, которую усугубляют незнание правовых и социальных норм поведения в окружающей среде.

Криминализации молодежи способствует еще и углубление социального расслоения, отсутствие четкой системы социально одобряемого поведения, размытость идеологических принципов, подверженность

молодежи влиянию преступных группировок, провоцирующих участие молодежи в правонарушениях и тяжких преступлениях.

По итогам 2001 г. в целом по России несовершеннолетними и при их участии было совершено 185,4 тыс. преступлений [3, с. 15]. По-прежнему наиболее активными участниками преступлений остаются граждане в возрасте 18 - 30 лет. К тому же выросло число несовершеннолетних участников преступлений и безработных, не имеющих постоянного источника доходов.

Отягощающим обстоятельством молодежной преступности в России в целом, в том числе и в Дагестане, являются беспризорность и безнадзорность детей в возрасте до 18 лет.

Каковы же истоки этой проблемы? Дагестан -горная республика, крупных городов здесь мало. Большая часть населения проживает в селах, в них сильны родственные связи, поэтому беспризорность и безнадзорность особенно развиваться не могут. Однако история этого вопроса просматривается со времён Гражданской войны, разразившейся после Октябрьской революции, а также массовых репрессий 30-х гг. ХХ в. В Центральной России множество детей остались сиротами; многие - бежали из семей в поисках лучшей жизни, пополняя армию беспризорников, заполонивших крупные города. Подростки устремлялись в Крым и на Кавказ, в более спокойные и «хлебные» регионы. Одним из таких мест был и Дагестан.

Беспризорность была для дагестанцев явлением новым и неизвестным, однако они не остались равнодушны к бездомным детям. Многие брали их в свою семью, несмотря на небольшой достаток и наличие собственных детей.

Второй массовый поток беспризорных и безнадзорных детей хлынул в Дагестан с началом Великой Отечественной войны. В то время, когда европейская часть страны была разрушена либо охвачена военными действиями или оккупирована, государство прилагало все силы, чтобы вывезти детей в регионы, не затронутые войной и разрухой. Однако не всегда государственные органы республики справлялись с этой задачей, хотя дагестанцы вновь оказывали посильную помощь властям в её решении. В это время начали работать первые государственные организации, боровшиеся с беспризорностью и безнадзорностью.

В 1990-е гг. - годы развала СССР, когда страна находилась на распутье, дети вновь оказались на улице. Началось разрушение нормального процесса их социализации.

Причинами возрастающей безнадзорности, а за ней и беспризорности являются обычно условия жизни семей. Неудачные экономические реформы привели к распаду государственной экономики. В результате тысячи людей оказались без средств к существованию. В пылу политических баталий, в борьбе за власть и капитал были забыты дети - будущее нашего государства.

По мнению ученых, преобразования в стране существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальное и нравственное развитие [3, с. 15; 4]. «Бедная семья перестает быть убежищем от общественных катаклизмов. В ней все больше превалирует неуверенность в завтрашнем дне, слабая защищенность от жизненных тягот и прямого насилия, что очень часто ведет к росту безнадзорности, росту числа социальных сирот» [5, с. 47]. Такая обстановка способствует распаду семей и уходу из неё детей и подростков.

Ещё одной причиной детской беспризорности, безнадзорности и сопутствующих им правонарушений является нежелание (или материальная неспособность) некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей. Иллюстрацией к этому может служить рассказ несовершеннолетнего А., 1983 г. рождения, содержавшегося в детском приёмнике в 1996 г.: «Нас в семье было четверо, 3 брата и сестра. Отца я не помню, старшего брата мама выгнала, сказала, что не может его кормить, и пусть он сам зарабатывает на жизнь. А меня (мне было тогда 5 лет) с братом и сестрой (они были младше меня) мама оставила около детского дома в Дербенте» (из личной беседы с несовершеннолетним, содержавшимся в ПРН г. Махачкалы).

Беспризорность несовершеннолетних - это всегда следствие безнадзорности и педагогической беспомощности родителей, которая выражается в их искаженном представлении о границах самостоятельности, в отсутствии контроля за свободным временем детей, озабоченности лишь проблемой материальных потребностей, нарушении взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главной причиной детской без-

надзорности и правонарушений является низкая педагогическая культура семейного и школьного воспитания [6, с. 45].

Жестокое обращение с детьми - это серьёзная проблема. Жестокость не способствует развитию ребенка целостной, нравственно полноценной, гармонично развитой личностью. Она всегда порождает страх, чувство мести, злобу, желание отыграться на ком-нибудь, вырабатывает чувство неполноценности и деформирует личность.

Подросток раним, и эта деформация проявляется для всех неожиданно, в ответ на грубые оскорбительные действия родителей, на бестактность учителя и т.п. Проявления деформации связаны и с особенностями переходного возраста [7, с. 83]. Дети практически не защищены от жестокого обращения взрослых.

Наши исследования, к сожалению, подтвердили, что вера некоторых родителей в необходимость физических мер воздействия в качестве средств воспитания достаточно распространена [8]. По дагестанским обычаям, дети не могут жаловаться на родителей, нанесших побои даже без видимых причин. Родители остаются безнаказанными, не осознавая какой вред кроме физического, они нанесли своим детям.

По мере взросления и приобретения самостоятельности подросток получает возможность уйти от таких явлений, как побои, избежать придирок, упрёков или безразличия. Эта возможность реализуется путём активного участия в действиях неформальных групп сверстников и даже побегов из дома. Дети ночуют, где придётся (на чердаках, в подвалах, на вокзалах и т.п.), питаются плохо, нередко голодают.

Следствием этого являются нарушения физического и психологического здоровья и развития, многочисленные болезни, среди которых часто встречаются венерические. Проявляются отклонения в их поведении: бродяжничество, алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, нарушение норм морали и права. Беспризорные дети разными способами добывают средства к существованию: поначалу попрошайничают, а затем прибегают к воровству или рэкету.

Число преступлений и иных правонарушений в подростковой среде особенно велико. Примерно треть виновных в кражах, разбоях и грабежах -несовершеннолетние. Многие дети, сбежавшие от жестокого обращения в семье, нередко попадают в руки еще более жестоких взрослых, использующих их в своей преступной деятельности. Восприняв от взрослых жестокость в полной мере, дети сами ожесточаются. У них отмечается низкий уровень социальной нормативности, ограничен круг потребностей, примитивны интересы. В среде таких детей высоко ценится физическая сила, власть над другими, бесцеремонность, умение приспосабливаться к любым условиям. Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других еще и тем, что жизненные цели у них смещаются

в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, в сторону сиюминутных удовольствий, потребительства и наживы [9]. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, отсутствие самокритичности и пр.

Таков далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой детской беспризорностью. Эти признаки в конце концов ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация только на асоциальное, преступное поведение.

Исходя из причин возникновения детской беспризорности и безнадзорности, а также правонарушений среди молодёжи, принято выделять следующие пять основных источников ее формирования:

1) нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию;

2) сиротство, потеря родственников и опекунов в силу различных трагических обстоятельств;

3) попытка скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний;

4) уход детей из семьи из-за жестокого обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин;

5) побег подростков из специальных учреждений (спецшкол, Спец ПТУ, детских домов, школ-интернатов, иных объектов).

Социальная и личностная характеристика беспризорника, его доказанная принадлежность к группе социального риска объясняют, почему и чем он опасен для общества не только современного, но и будущего. А дальнейшее развитие этого явления находится в прямой связи с социальной проблемой национального масштаба, которую политологами принято называть вырождением нации [10, с. 257]. Чтобы такое у нас не произошло, нужно всегда помнить слова выдающегося педагога нашей страны А.С. Макаренко о том, что «Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже станут воспитывать своих детей, поэтому они должны вырасти прежде всего прекрасными гражданами, а затем - хорошими отцами и матерями» [11, с. 29].

Обращение к положительному историческому опыту народов, к их традициям и обычаям позволяет повысить воспитательный потенциал родителей, учителей, наставников, воспитателей. Целенаправленное использование особенностей народной духовной культуры Дагестана поможет обеспечить формирование у будущего поколения позитивного отношения к труду, своим сверстникам, родителям, представителям различных народностей, а также воспитать уважение к истории и культуре своего и всех народов, проживающих в России и за рубежом.

Дагестан в определённой степени отражает мировое сообщество в миниатюре. На сравнительно небольшой его территории в 50,3 тыс. кв. км живут представители почти 100 национальностей и этносов,

в их числе - носители 32 коренных языков (из которых - 14 имеют свою письменность и ещё 18 - разговорные языки), а также свои специфические элементы культуры и свой уклад жизни. В Дагестане сходятся западная и восточная цивилизации, мусульманская и христианская, славянская, тюркская и арабская культуры. Здесь сложились и бытуют традиции и адаты, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт людей, а также методы и формы социализации подрастающего поколения. Много поучительного и полезного можно найти в устном и письменном наследии народов республики. Например, таковы веками выработанные приемы социализации подрастающего поколения, методы и средства подготовки детей к жизни, которые выливались в своеобразные традиции воспитания в семье и обществе. Эти традиции формировались путем их регулярного повторения и передачи из поколения в поколение и охранялись силой общественного мнения.

По мнению ученых, только опираясь на исторический опыт, можно сформировать у детей важнейшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, гуманность, преданность семье, уважение, чуткость и т. д. Поэтому многостороннее исследование механизмов взаимодействия поколений, их духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально [12].

С малых лет начинается формирование моральных качеств и послушания путем воздействия на эмоциональную сферу личности и строгой требовательности взрослых к детям. Это касается ситуаций, связанных с серьезными аморальными поступками. В Дагестане в таких случаях считалось уместным любое наказание, лишь бы отбить охоту повторить содеянное. При этом жестокие наказания существовали чаще в качестве потенциальной угрозы, а не как средство повседневного применения, соблюдали принцип «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему» [13, с. 83].

Будущее народа во многом зависит от семьи, в которой сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания. Как отмечает Б.Ш. Алиева [14, с. 37], именно семья является ядром этого процесса. Семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности. Традиции, обычаи и обряды, материнский язык формируют у подрастающего поколения лучшие человеческие качества. Поэтому многостороннее исследование механизмов взаимодействия духовных сокровищ и нравственных ценностей, накопленных в семье предыдущими поколениями, весьма актуально.

Человек, вырастивший много детей и устроивший создание их собственных семей, считается в Дагестане выполнившим своё высокое предназначение. «Сын идет дорогой отца, а дочь - матери», -говорится в народе. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идёт освоение культурных традиций, навыков.

В семьях дагестанцев очень важным считалось трудовое воспитание. В нем дагестанцы учитывался воз-

раст, пол, природные задатки, индивидуальные особенности ребёнка. «Знания, полученные в детскую пору, - глубоко высеченное на камне изображение». В дагестанских семьях родители внушали детям желание жить лучше и состоятельнее, но не с помощью любых средств, а через труд. Только постоянный труд закрепляет знания о нём, развивает умения и навыки. Любовь и уважение к труду у детей родители воспитывали, прежде всего, личным примером. Создавая замечательные изделия ремесла, народные умельцы исходили не только из материальных, но и духовных потребностей народа, выражая его стремления к красоте.

Ярким показателем дагестанского трудового искусства являются изделия народных мастеров: куба-чинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские, сулевкентские и балхарские гончары, губденские сапожники и вязальщицы, цумадин-ские и андийские бурочники унаследовали удивительное мастерство своих предков. Такой труд становился для подрастающего поколения примером не только работы ради источника дохода, но и средством эстетического и нравственного воспитания.

Помимо любви к труду, моральный кодекс дагестанцев включает в себя и такие качества, как бережное отношение к земле, к хлебу, готовность помочь ближнему. Все моральные требования к человеку обозначены у дагестанцев кодексом чести, именуемом «Намус». Намус в воспитательной практике горцев являлся важнейшим элементом высокой нравственной культуры. Горцы высоко ценили патриотизм и дружбу. За всю историю существования страны гор ни одному врагу не удалось рассорить народы Дагестана. В тяжелых природно-климатических и исторических условиях они сумели сохранить свою самобытность и территориально-политическую целостность.

Воспитание подрастающего поколения считалось обязанностью всех взрослых. Горцы понимали, это нельзя взваливать только на семью. Поэтому ни один взрослый человек не мог позволить себе безучастно смотреть, как ведут себя его дети, дети родственников и соседей. Возможности контроля, осуществляемого всеми родственниками в целях предупреждения антисоциального поведения детей, определяются их информационной обеспеченностью, авторитетностью контролирующих и особенностью объектов контроля. Социальный контроль, осуществляемый родными и родственниками, по мнению А.М. Цалиева [15, с. 90], является не только дополнительным резервом в воспитании, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, поскольку в основе его лежит метод убеждения близких и уважаемых людей.

Следует отметить воспитательный и профилактический потенциал фольклора и литературы народов Дагестана. Они содержат богатый материал для воспитания дружбы и товарищества, трудолюбия и бережливости, храбрости и мужества, патриотизма и интернационализма. Фольклор выражает народный протест против социальной несправедливости, клей-

мит позором трусость, предательство, сурово осуждает лень и праздность [16, с. 233]. Поэтому возникает необходимость в изучении обычаев и традиций для формирования положительного поведения подрастающего поколения.

Трудно убедительно раскрывать перед подростками непреходящую ценность нравственных, вечных истин, моральных заповедей, когда они каждый день слышат и видят вокруг себя аморальные проявления, антигуманные действия отдельных людей или даже целых групп. Поэтому родители, школа, общественные и государственные организации должны убеждать детей, что неуважение к моральным и юридическим ценностям - это временное явление. Следовать нравственным требованиям традиций, обычаев народа, заповедям, содержащихся в великих книгах религий, народных кодексах чести - это достойно жизни настоящего человека.

Таким образом, культурное и религиозное просвещение молодежи, приобщение ее к ценностям национальной культуры и религии может служить своего рода защитным механизмом от воздействия экстремистских элементов на ее разум и действия.

В нравственном развитии молодежи большое значение имеет ее отношение к совершаемым взрослыми действиям и поступкам, к соблюдению ими установленных общественных моральных норм. Важно, чтобы молодежь и сама стремилась быть нравственной, соблюдая моральные нормы и правила не ради моды, а в силу собственного влечения и глубокого понимания их необходимости.

Литература и примечания

1. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М., 2003. 12 с.

2. Положение детей в Российской Федерации (1993 год): Ежегодный государственный доклад. М., 1994. 32 с.

3. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / под ред. А.П. Майорова. М., 2001.

4. Огай С.Г. Современное состояние преступности несовершеннолетних и организация её профилактики : автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2003.

5. Семья в Российской Федерации: сб. стат. материалов. М., 1994.

6. Сухомлинский В.А. Воспитание без наказания // Полн. собр. соч. Т. 3. 45 с.

7. Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение. М., 1981.

8. За время работы в ЦВСНП с каждым вновь прибывшим подростком проводилась беседа о его семье; в 98% случаев несовершеннолетние подвергались жестокому обращению.

9. Криминология / под ред. В.П. Гуляева. М., 1997. 289 с.

10. Пугачев В.П. Политология. М., 2001.

11. Макаренко А.С. Цель воспитания // Соч.: в 4 т. М. 1988. Т. 2.

12. Исрафилов Р.С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана : автореф. дис. ...

канд. пед. наук. Махачкала, 2001; Омаршаев А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Махачкала, 2000; Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968; Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992.

13. Макаренко А.С. Проблема школы советского воспитания // Указ. соч.

Поступила в редакцию

14. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи // Вестн. Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2001.

15. Цалиев А.М. Некоторые формы социального контроля у народов Северного Кавказа // Региональные особенности преступности и проблемы эффективности борьбы с нею: тез. докл. науч.-прак. конф. Махачкала, 1985.

16. Зиядова Д.З. Преступность среди учащихся (Региональный аспект). Махачкала, 2004.

_27ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.