УДК336.7
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье проведен анализ факторов, влияющих на эффективность инновационных процессов банковской сферы. Определены уровни с учетом их видов и форм реализации для определения различных подходов для реализации различных видов деятельности. Приведена схема взаимодействия и организации работы с инновациями в центральном аппарате Сбербанка.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, банковская сфера, бизнес-подразделения, инновационные процессы.
THE DEVELOPMENT OF BANK INNOVATIONS IN MODERN CONDITIONS
Annotation. In the article the analysis of factors influencing the efficiency of innovative processes in the banking sector. Define the levels based on their types and forms of implementation to identify different approaches for implementing the various activities. Shows the interaction and organization of work with innovation in the Central office of Sberbank. Keywords: Innovations, innovative activity, banking, business, innovative processes.
Основной целью банковской системы в области инноваций является обеспечение стабильного роста и устойчивого преимущества на рынке банковских услуг за счет внедрения и активного применения передовых технологий и управленческих решений. В банковской сфере имеется значительный потенциал для поиска и развития инновационных идей, а также реализуются механизмы работы с инновациями, что требует целесообразности объединение действующих механизмов в единую систему.
Для развития инновационной деятельности банковской сферы определяются ключевые направления работ с инновациями [1; 2]:
- в области развития банковских инноваций: обеспечение поиска инновационных решений «вне банка»; генерация прорывных инноваций не менее 1-2 в год;
- в области единой технологической платформы создание: единой информационной среды и базы данных; открытого механизма обсуждения и оценки предложений; свободного доступа для каждого работника в режиме реального времени.
- в области системы управления и развития инфраструктурой: создание инфраструктуры для отбора и экспертизы предложений; осознание и принятие рисков, связанных с внедрением инноваций; организация системы внедрения инноваций; применение системы мотивации, направленной на поощрение инициативы;
- в области целеполагания: позиционирование инновационности, как ключевого элемента корпоративной культуры; повышение активности и инициативности сотрудников; вовлечение всех работников банковской системы в инновационный процесс.
Актуальным является проведение анализа факторов, влияющих на эффективность инновационных процессов в банковской сфере (см. табл. 1), что в свою очередь позволяет выявить причины возникновения таких факторов и провести их анализ.
Для определения методических подходов к организации инновационной деятельности в банковской сфере важным является определение уровней инноваций, их видов, содержания и форм реализации (см. табл. 2).
Е.И. Шикова Л.Н. Борисоглебская
Ekaterina Shikova Larisa Borisoglebskaya
© Шикова Е.И., Борисоглебская Л.Н., 2016
Таблица 1
Анализ факторов, влияющих на эффективность инновационных процессов
в банковской сфере
Этапы Позитивные факторы Негативные факторы Анализ причин
продажа продукта/услуги значительная доля предложений по новым продуктам/услугам низкая степень коммерциализации (недостижение эффекта, проблемы с реализацией); необходимость доработки информационных технологий (ИТ) для реализации (длительные сроки внедрения) низкая вовлеченность бизнес-подразделений на этапе отбора и оценки предложений; недостаточная мотивация на внедрение инновационных идей
продвижение и внедрение бизнес-идей экспертами формирование групп экспертов; внедрение включается в планы подразделений низкий процент внедрения; низкая заинтересованность бизнес-подразделений; недостаточная мотивация и подготовка экспертов недостаточный уровень инновационной культуры в банке
поиск и отбор идей для развития инновационных процессов высокая активность авторов; формирование большого количества предложений; внедрение автоматизированной системы (АС) «Биржа Идей» низкий уровень авторской проработки предложений; дублирование поданных идей; недостаточный уровень подготовки участников инновационного процесса отсутствие механизма контроля за подбором и внедрением инновационных идей
определение основных направлений развития инновационных процессов проведение конкурсов; участие сотрудников профильных подразделений в совместных конкурсах доведение основных положений стратегии банка до каждого сотрудника основные направления не установлены; продолжают использоваться дублирующие каналы подачи предложений трудности в оценке экономического эффекта инновационных процессов
Таблица 2
Уровни инноваций банковской сферы: основные виды и форма реализации
Уровни инноваций Виды инноваций и их содержание Форма реализации
1-ый уровень Прорывные инновации: определяют перспективу развития банка; предусматривают создание и внедрение в практику работы банка фундаментально новых для отрасли и/или рынка продуктов, услуг, процессов, технологий и бизнес-моделей Реализация 1-2 прорывных инноваций в год
Окончание таблицы 1
Уровни инноваций Виды инноваций и их содержание Форма реализации
2-ой уровень Стратегические инновации: направлены на реализацию стратегии банка; значимые улучшения текущей бизнес-модели, создание принципиально новых либо кардинальное изменение (значительную модификацию) существующих продуктов/услуг/каналов/процессов/технологий в рамках существующей бизнес-модели Систематическое выявление и отработка в рамках текущих планов и работы подразделений
3-ий уровень Текущие инновации: направлены на оптимизацию текущей деятельности; предусматривают модификацию существующих продуктов, услуг, процессов или подходов, позволяющие увеличить оборот или достичь экономии Непрерывное выявление и отработка инноваций и инициатив
Нами представлена схема взаимодействия и организации работы с инновациями в центральном аппарате (ЦА) Сбербанка (см. рис. 1). Центр инноваций центрального аппарата (УБП) нацелен на инициирование и внесение изменений во внутренние нормативные документы, внесение проектов решений в комитет по процессам и технологиям, внесение предложений в профильные комитеты [3].
Организация работы с инновациями в центральном аппарате осуществляется поэтапно, включая: первичное рассмотрение предложений, проведение экспертизы профильного подразделения, принятие решения о реализации, рассмотрение предложения на заседании, внедрение инноваций посредством изменений внутренней нормативной документации, распоряжения. Механизм взаимодействия и организации работы с инновациями обеспечивает: определение основных направлений, поиск и отбор идей, продвижение и внедрение и продажа продукта/услуг; внедрение и коммерческое применение инновационных решений; активное вовлечение бизнес-подразделений в работу с инновациями на всех этапах; формирование инновационного менталитета сотрудников банка; обучение и развитие участников процесса и др.
Работа с инновациями направлена на поиск и внедрение наиболее интересных и значимых для бизнеса предложений, повышает качество работы по всем направлениям и обеспечивает положительную динамику всех групп показателей.
Правление
Отбор направлений инновационной деятельности (для стратегических инноваций) и исследований (для прорывных инноваций) +
Г т
Направления исследований для прорывных/ стратегических инноваций
Г
\
т
На выездных заседаниях Правления (2 раза в год) проводится:
рассмотрение результатов инновационной деятельности банка;
принятие решений по результатам инновационной деятельности банка.
Направления инновационной деятельности
Т
Комитет по реализации стратегии
Предложения по
направлениям исследований для прорывных/ стратегических инноваций
Предложения по прорывным и стратегическим инновациям
Рассмотрение проектов по внедрению инноваций
Комитет по процессам и технологиям
Блок «Информационные технологии»
Блок «Стратегия, развитие и маркетинг»
Текущие инновации
Функциональные блоки
■
i к
Агенты влияния Эксперты
Управление банковских процессов (Центр инноваций
ЦА)
АС «Биржа Идей»
Рис. 1. Схема взаимодействия и организации работы с инновациями в центральном аппарате Сбербанка
Библиографический список
1. Кинг, Бретт. Банк 3.0 / Бретт Кинг. - М. : Олимп-Бизнес, 2014. - 520 с.
2. Родин, Д. Я. Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка / Д. Я. Родин, JT. В. Глухих// Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013. - № 32. -С. 2-10.
3. Сазерленд, Джефф. Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 288 с.