Экология, природопользование и охрана
окружающей среды
УДК 504.53.631.133
РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Э.С-Х. Магомадова Ростовский государственный строительный университет
В статье дан анализ развития автодорожного хозяйства Чеченской Республики как взаимодействующей системы «транспорт-окружающая природная среда» и предложен механизм обоснования этого процесса.
Ключевые слова: транспорт; хозяйство; среда; развитие; окружающая.
In article the analysis of development of road economy of the Chechen Republic as the interacting system "transport - surrounding environment" is given and the mechanism of justification of this process is offered.
Key words: transport; economy; habitat; development; the surrounding.
Состояние автомобильных дорог по всей Чеченской Республике в настоящее время нельзя считать удовлетворительным: они не приспособлены для скоростного движения, имеют слабое покрытие, плохое обустройство, многие участки, разбитые во время военных действий, до сих пор не восстановлены.
Ремонтно-восстановительные работы ведутся выборочно. Такая ситуация не позволяет республике полноценно использовать существующий транзитный потенциал. Поэтому для ускоренного восстановления экономики республики необходима полная реконструкция и дальнейшее развитие транспортной системы, строительство и восстановление мостовых переходов, обеспечение современными видами автотранспорта, увеличение городских, пригородных междугородних (внутриреспубликанских) и межрегиональных маршрутов.
Отметим, что общая протяженность автомобильных дорог в начале 1990-х годов составляла в республике 2,8 тыс. км, из которых 2,7 тыс. км приходилось на дороги с твердым покрытием. В период между первой и второй военными операциями усилия правительства Чеченской Республики Ичкерия были сосредоточены в основном на строительстве перевальной автомобильной дороги в Грузию, которой придавалось стратегическое значение как единственному транспортному коридору, минуя территорию Российской Федерации. К концу 1998 года чеченский участок трассы длиной в несколько
десятков километров был завершен, однако, открытие транспортного коридора в Грузию так и не состоялось.
К началу 2001 года было разрушено или находилось в аварийном состоянии до 70% дорог с твердым покрытием и до 80% искусственных сооружений на них. Значительный ущерб был нанесен автомобильным дорогам Чеченской Республики во время сильного наводнения в июне 2002 года, когда было разрушено 160 км дорог и 33 моста.
В апреле 2004 года Правительством Чеченской Республики принята специальная Программа восстановления и строительства автомобильных дорог общего пользования Чеченской Республики на период до 2010 года «Дороги мира и возрождения Чечни».
Реализация Программы была рассчитана на два этапа. На первом этапе (2004-2006) основной упор был сделан на восстановлении дорог с асфальтобетонным покрытием, связывающих г. Грозный со всеми районными центрами и крупнейшими населенными пунктами.
На втором этапе (2007-2010) осуществлялась реконструкция и капитальный ремонт главных автомагистралей и сооружений на них, связывающих Чеченскую Республику с соседними регионами России с доведением их технических параметров до уровня современных требований.
Процесс дорожного строительства в республике активизировался, начиная с 2008 года после принятия Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы». За период 2008-2011 гг. было восстановлено, реконструировано и построено 67 мостов протяженностью 3278 п.м. и 432,5 км автомобильных дорог, приобретено около 400 единиц дорожной техники.
Первоначальная Программа, рассчитанная на четыре года, предусматривала выделение средств из федерального бюджета в объеме 8,7 млрд. руб. Однако в связи с мировым финансовым кризисом с 2009 года финансирование начало уменьшаться. Так в 2009-2011 гг. объемы финансового обеспечения Программы были сокращены на 2 934 млн. руб.
Поэтому, если первоначально по Программе предусматривалось ввести в эксплуатацию 34 моста и 391 км дорог после строительства и реконструкции, из-за сокращения финансирования из списка объектов пришлось исключить 6 мостов протяженностью 388 п.м. и 7 маршрутов автомобильных дорог протяженностью 101 км.
В результате был нарушен основополагающий принцип реализации Программы, предусматривавший развитие сети дорог по маршрутным направлениям. К примеру, были прерваны маршруты Грозный - Шатой - Итум-Кали; Шали - Махкеты - Элистанжи; Ставрополь - Прохладный - Кизляр - Крайновка; Ищерская - Грозный; Владикавказ -Моздок - Братское - Надтеречное - Кень-Юрт; Шелковская - Энгель-Юрт и т.д.
Указанные дороги имеют межрегиональное значение, а их исключение из Программы ФЦП значительно сдерживало пассажирские и грузовые перевозки по этим направлениям. Как следствие, не удалось достичь планируемых результатов, что значительно сказывалось на состоянии автомобильных дорог, на обеспечении безопасности проезда по ним.
В развитии сети автомобильных дорог Чеченской Республики выделена миссия дорожного хозяйства республики, которая состоит в повышении уровня жизни населения за счет формирования транспортно-логистического комплекса, соответствующего потребностям экономики, населения и государства, содействия экономическому росту, укреплению единого экономического пространства и конкурентоспособности Чеченской Республики.
Основными задачами по достижению заданной миссии являются следующие:
1. Формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования без разрывов, «узких мест», круглогодично доступной для населения.
2. Обеспечение плановости в проведении проектно-изыскательских работ.
3. Вывод транзитных транспортных потоков на наиболее загруженных дорогах регионального значения за пределы населенных пунктов путем строительства обходов.
4. Создание дополнительных транспортных коридоров, обеспечивающих связи с соседними субъектами РФ в Южном федеральном округе.
5. Создание пилотных проектов платных автомобильных дорог.
Создание развитой сети автомобильных дорог и инфраструктурных сооружений на них, создаст основу для:
• обеспечения растущего спроса предприятий отраслей экономики республики в грузовых перевозках;
• поддержки республиканских автоперевозчиков, стимулированию развития средних и крупных автотранспортных предприятий.
• создания условий для консолидации рынка автоперевозок и развития средних и крупных автотранспортных компаний, специализирующихся на перевозке определенных видов грузов;
• повышения конкурентоспособности автотранспортных компаний республики с целью увеличения их доли на рынке Юга России;
• обеспечения дистрибуции и логистики;
• повышения безопасности автомобильного транспорта и уменьшение его вредного воздействия на состояние окружающей среды.
В настоящее время 70% автодорог работают в режиме перегрузки. 158 мостов требуют замены, т.к. по результатам диагностики они не соответствуют существующим нагрузкам. При этом 18 мостов находятся в аварийном состоянии.
По состоянию на 1 января 2013 г. протяженность автомобильных дорог в Чеченской Республике составляет 3 030 км, из них асфальтобетонное покрытие имеет 1493 км дорог, 1239 км - гравийное, а 298 км - естественное (грунтовое) покрытие. Из их числа протяженность дорог 1 категории составляет 24 км, II категории - 148 км, III категории - 553 км, IV категории - 1046 км, V категории - 950 км, дорог без категории -298 км. Проходящая по территории республики федеральная трасса М-29 (Ростов - Баку) входит в состав международного транспортного коридора.
Сравнительные параметры качественного развития сети автомобильных дорог Чеченской Республики и других регионов СКФО иллюстрирует таблица.
Сравнительные параметры качественного развития сети автомобильных дорог субъектов Северо-Кавказского федерального округа
Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, километров дорог на 1000 кв.км.
Регион твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, процентов
покрытием, процентов территории
1 2 3 4
Северо-Кавказский 77,7 51,6 348
федеральный округ
Республика Дагестан 77,2 45,1 371
Республика Ингушетия 63,5 50,2 606
Кабардино-Балкарская Республика 80,9 52,4 529
Карачаево-Черкесская Республика 75,6 45,4 297
Республика Северная Осетия-Алания 85,9 47,7 663
Чеченская Республика 59,0 31,1 440
Ставропольский край 90,1 71,7 232
При этом негативным фактором является то, что в последние годы происходит снижение доли дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.
По территории Чеченской Республики проходят автомобильные дороги межрегионального значения протяженностью 364 км, в том числе:
• автодорога Ставрополь - Прохладное - Кизляр - Крайновка протяженностью 160 км, которая кратчайшим путем соединяет Северную Осетию и другие регионы Южного федерального круга с Республикой Дагестан и Закавказьем;
• автодорога Гребенская - Хасав-юрт протяженностью по территории Чеченской Республики 4 км, которая кратчайшим путем соединяет притеречные районы Чеченской Республики через г. Хасав-юрт республики Дагестан с южными районами республики;
• автодороги Ищерская - Грозный и Грозный Ведено - Ботлих протяженностью 158 км, которая соединяет Республику Северная Осетия-Алания через территорию Чеченской Республики с южными районами Республики Дагестан;
• автодорога Горагорск - Малгобек протяженностью 18 км, кратчайшим путем соединяющая населенные пункты Республики Ингушетия и Чеченской Республики;
• автодорога Червленная - Грозный протяженностью 24 км, которая выводит транспортные потоки к автодороге федерального значения М-29 «Кавказ».
Отметим, что по протяженности дорог без категории (естественное покрытие) Чеченская Республика занимает наихудшие позиции по Северо-Кавказскому Федеральному округу (298 км, или 9,83% от общей протяженности), хотя в довоенный период их было всего 48 км. Это связано с износом существовавших гравийных дорог, которые в результате военных действий и прохождения военной техники перешли в категорию естественных дорог.
При этом значительная часть дорог с асфальтобетонным покрытием имеет большой износ, т.к. не соблюдались межремонтные сроки, не производилось соответствующее их содержание, ввиду отсутствия средств. Только 3 км дорог имеют 4 полосы движения, 19 км - 6 полос, 2694 км - 2 полосе, а 600 км приходится на грунтовые дороги.
С учетом того, что нормативный срок службы автодорог с асфальтовым покрытием составляет 15 лет, а с гравийным покрытием - 9 лет, для восстановления транспортно-эксплуатационного потенциала сети дорог общего пользования Чеченской Республики ежегодно необходимо производить капитальный ремонт 80 км автодорог с асфальтобетонным покрытием и 170 км автодорог с гравийным покрытием.
В действующих на данный момент ценах стоимость капитального ремонта 1 км дороги с асфальтобетонным покрытием составляет 7-8 млн. рублей, с гравийным покрытием - 2,5-3,5 млн. рублей. В целом для восстановления дорожной отрасли на должном уровне ежегодно требуются финансовые затраты в объеме 6-7 млрд. рублей.
Несмотря на перечисленные трудности развития отрасли, в республике принимаются меры для обеспечения безопасного проезда по существующим дорогам, а также по развитию дополнительной сети дорог, обеспечивающей подъезды к новым жилым кварталам, ко всем населенным пунктам.
В 2012 год всеми программами дорожных работ было запланировано освоение 3 300 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 1 256,9 млн. руб., из республиканского бюджета - 2 032,0 млн. руб.
В настоящее время охвачено дорожными работами 155 направлений дорог протяженностью 200 км, мостов 12 единиц - 710 п.м., также продолжается работа по укреплению материально-технической базы дорожно-эксплуатационных предприятий. Большой объем работ выполняется по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорожная разметка, установка дорожных знаков, установка барьерного ограждения.
При этом функции по управлению дорожным хозяйством региона возложены на Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики, в которое в соответствие с Указом Президента Чеченской Республики от 19 января 2008 года № 14 «О реорганизации структуры органов исполнительной власти Чеченской Республики» был преобразован Департамент автомобильных дорог Чеченской Республики.
В перечень предприятий, подведомственных Министерству автомобильных дорог Чеченской Республики, входят 32 предприятия в т.ч. 19 дорожно-эксплуатационных, 6 -по выпуску, а/б смеси, 3 - по выпуску инертных материалов, по 1 предприятию в сферах проектирования, гражданского строительства, производства ж/б изделий и реализации стройматериалов.
Основными задачами сферы деятельности министерства и его структурных подразделений являются:
1) развитие сети территориальных автомобильных дорог общего пользования и отрасли строительных материалов и стройиндустрии;
2) обеспечение содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, отвечающих требованиям безопасности движения автомобильного транспорта и пропуска автомобильного транспорта круглогодично, с нормативными скоростями и нагрузками;
3) обеспечение надлежащего качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в соответствии с нормативными документами;
4) рациональное использование природных строительных материалов, обеспечение сохранения природного баланса, соблюдение экологических норм при разработке природных ресурсов для использования в качестве строительных материалов;
5) обеспечение выпуска качественных конкурентоспособных строительных материалов для нужд Чеченской Республики, а также для реализации их на рынке;
6) организация выполнения работ по восстановлению, строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации и содержанию объектов отрасли строительных материалов и стройиндустрии;
7) создание условий разработки карьеров для добычи строительных материалов и сырья для них с соблюдением природного баланса, мер экономической, технической, экологической безопасности;
8) реализация единой экономической, производственной, научно-технической, инвестиционной, кадровой, социальной и нормотворческой политики в области управления и развития сети автомобильных дорог общего пользования и стройиндустрии.
В соответствии с поставленными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
• выполнение функций заказчика (технического надзора) по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, включая утверждение заданий на разработку проектно-сметной документации, экспертизы, утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации, составление титульных списков на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, и предоставление их на утверждение в Правительство Чеченской Республики;
• отвод земель, финансирование дорожных работ и затрат в установленном порядке;
• осуществление мер по устранению дефектов в проектно-сметной документации, выявленных на стадии ведения дорожных работ, и пересмотр ее;
• подготовка проектов договоров и соглашений между Правительством Чеченской Республики и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) о выделении Чеченской Республике субвенций, субсидий и дотаций из федерального бюджета Российской Федерации.
Однако необходимо отметить, что учет экологической составляющей в процессе управления дорожным хозяйством республики в настоящее время организован крайне слабо. Наряду с отмеченным в настоящей главе отрицательным воздействием автотранспортного комплекса республики на состояние окружающей среды, это способствует ухудшению экологической и медицинской ситуации в регионе. Подобная ситуация обуславливает необходимость разработки и реализации системного подхода к обеспечению экологической безопасности функционирования автотранспортного комплекса Чеченской Республики и ее дорожного хозяйства на основе реализации принципов устойчивого развития.
Литература
1. Тумхаджиев А. Б., Хасуева А. Ш. Развитие транспортной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития Чеченской Республики // TerraEconomicus. -2012, № 1, ч. 1.
2. Байраков И. А. Ландшафтно-экологический анализ геосистем СевероВосточного Кавказа и пути оптимизации природопользования (на примере Чеченской Республики). Автореферат дисс. ... д-ра геогр. наук. - Астрахань, 2010г.
Элиза Саид-Хасановна Магомадова - аспирант кафедры Экономика природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.
Elisa Said-Hasanovna Magomadova - the graduate student of the Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State Construction University chair.
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162
344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru