Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ АГРЕГАТОВ НА ПРИМЕРЕ ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО САМОЛЕТА'

РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ АГРЕГАТОВ НА ПРИМЕРЕ ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО САМОЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЕ АГРЕГАТЫ / БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ / AIRCRAFT UNITS / AVIONICS / FULLY ELECTRIFIED AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гарифуллин В.И.

в данной статье рассмотрены направления развития бортового оборудования и их возможные результаты. Рассмотрен план разработки электроэнергетического комплекса полностью электрифицированного самолета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гарифуллин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AVIATION UNITS ON THE EXAMPLE OF A FULLY ELECTRIFIED AIRCRAFT

this article discusses the development of on-Board equipment and their possible results. The plan for the development of the electric power complex of a fully electrified aircraft was considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ АГРЕГАТОВ НА ПРИМЕРЕ ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО САМОЛЕТА»

УДК:002

Гарифуллин В. И. студент магистратуры Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет, Российская Федерация, г. Уфа

РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ АГРЕГАТОВ НА ПРИМЕРЕ

ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО САМОЛЕТА

Аннотация - в данной статье рассмотрены направления развития бортового оборудования и их возможные результаты. Рассмотрен план разработки электроэнергетического комплекса полностью электрифицированного самолета.

Ключевые слова - авиационные агрегаты, бортовое оборудование, полностью электрифицированный самолет.

Garifullin V. I. graduate student Ufa State Aviation Technical University Russian Federation, Ufa

DEVELOPMENT OF AVIATION UNITS ON THE EXAMPLE OF A FULLY ELECTRIFIED AIRCRAFT

Annotation - this article discusses the development of on-Board equipment and their possible results. The plan for the development of the electric power complex of a fully electrified aircraft was considered.

Key words - aircraft units, avionics, fully electrified aircraft.

Развитие бортового оборудования летательных аппаратов (ЛА) до нынешнего времени осуществлялось в направлении увеличения безопасности полета ЛА за счет использования многосекционных рулевых поверхностей с 2, 3 - кратным дублированием, использования источников разных типов энергии, совмещения двух разных источников питания и резервирования в одном приводе. Со временем происходила смена поколений ЛА, но это не меняло существенно относительный вес бортового оборудования, обратные связи между экипажем и исполнительными механизмами (ИМ) так и продолжали быть ограниченными.

Можно увеличить эффективность ЛА новых поколений за счет использования адаптивных аэродинамических поверхностей и использования энергетических способов увеличения подъемной силы.

Развитие бортового оборудования и авиационных агрегатов будет выполняться по следующим направлениям:

1. Уменьшение потребления энергии агрегатами и системами на базе принципиально новых схем, создания и использования агрегатов с увеличенными КПД, применения альтернативных источников энергии;

2. Улучшения характеристик по удельному весу и КПД за счет применения принципиально новых рабочих тел (РТ) с варьируемыми физическими свойствами;

3. Реализация систем с повышенным числом ИМ, а в будущем -слияния ИМ и линий подачи непосредственно в конструкции морфных поверхностей ЛА;

4. Уменьшения массы бортового оборудования ЛА за счет использования композитных материалов;

5. Снабжения ИМ датчиками состояния РТ, , определения наличия утечек и их местоположений.

В перспективе будет разработана технология создания бортового оборудования в системе полностью электрифицированного самолета.

Концепция полностью электрифицированного самолёта (ПЭС) предполагает замену гидравлической и пневматической систем на электрическую систему энергообеспечения.

Электрическая энергия в сравнении с пневматической и гидравлической энергиями обладает следующими преимуществами:

1. Возможность преобразования в другие виды энергии с малыми потерями;

2. Простота передачи на относительно большие расстояния;

3. Возможность удовлетворительного управления, контроля, диагностики и локализации отказов.

Непосредственно в Российской Федерации планируется разработка облика «электроэнергетического комплекса полностью

электрифицированного самолета» (ЭЭК ПЭС), в итоге выполнения которой будут получены:

1. Основные технические характеристики;

2. Структура и состав;

3. Структуры первичной и вторичной систем электроснабжения (СЭС);

4. Концепция разработки и применения перспективных материалов и технологий;

Работы по созданию облика ЭЭК ПЭС будут расширены применением электрифицированных систем самолета:

1. Системой наддува воздуха с электроприводными нагнетателями;

2. Электрической противообледенительной системой;

3. Системой нейтрального газа для предотвращения образования огнеопасных паров топлива;

4. Особо гибкими, облегченными, огнестойкими бортовыми электрическими проводами.

Также должна быть начата разработка создания полноразмерного стенда испытаний агрегатов.

В дальнейшей перспективе планируется улучшение технологии, заключающееся в:

1. Создании магнитоэлектрических стартёров, устанавливаемых прямо на валах двигателей, при этом сам авиационный двигатель не будет иметь коробку приводов;

2. Создании принципиально новых топливных элементов (ТЭ) и электродвигателей с применением сверхпроводящих проводов.

ТЭ будут использоваться в качестве неосновных источников электропитания (вспомогательных и аварийных). На некоторых ЛА предполагается использовать ТЭ в качестве основного источника энергии для питания электродвигателя приводящего во вращение винт для создания тяги. Реализация вышеуказанных технологий улучшит массогабаритные характеристики, снизит затраты на обслуживание, минимизирует экологический вред за счет создания малошумных силовых установок без вредных выбросов.

Использованные источники:

1. Разработка авиационных агрегатов в условиях ограниченной себестоимости/Костюченко А.П./ Молодой ученый. 2012. №19. С. 210-212.

2. Энергоэкономическая комбинированная система электроснабжения с высоким качеством электроэнергии для концепции «полностью электрифицированного самолета»/ Бочаров В.В., Постников В.А., Резников С.Б., Харченко И.А./ Труды МАИ. 2012. № 58. С. 252-266.

3. Исследования по созданию системы генерирования и запуска маршевого двигателя в концепции полностью электрифицированного самолета. Часть 1/ Волокитина Е.В./ Электроснабжение и электрооборудование. 2011. №4. С. 29-33.

4. Электрический самолет: прошлое, настоящее, будущее/ Халютин С. П./ Авиапанорама: международный авиационно-космический журнал. 2016. №6. С.42-51.

5. Электрический самолет: концепция и технологии/ Левин А.В., Мусин С.М., Харитонов С.А., Ковалев К.Л., Герасин А.А.,Халютин С.П. УГАТУ. Уфа, 2014. 388с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.