Научная статья на тему 'Развитие аудивных умений у учащихся 10 - 11-х классов на основе УМК “Deutsch, Kontakte” с использованием интернет-ресурсов'

Развитие аудивных умений у учащихся 10 - 11-х классов на основе УМК “Deutsch, Kontakte” с использованием интернет-ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ / УМК "DEUTSCH KONTAKTE"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Никонова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие аудивных умений у учащихся 10 - 11-х классов на основе УМК “Deutsch, Kontakte” с использованием интернет-ресурсов»

5. Кулакова Т.Е. Коммуникативный имидж как основа профессиональной деятельности будущего педагога // URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2010_2/pedagogika/Kulakova.htm

6. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. - Великий Новгород, 2002. С.237 - 255.

7. Савостьянов А. Зачем учителю имидж? // URL: http://www.starayakupavna.ruyint091207.html.

8. Создай свой имидж // URL: http://slogans.ru/index.php?id=78.

9. Ткаченко Г. Модерация в тренингах и проектных группах // URL: http://retail-trainer.com.ua/pages/ru/Moderation_in_training.html

10. Учебный кабинет // URL: http://inform.8forward.edusite.ru/p4aal .html.

11. Яук Н.В. использование технологии модерации //URL: http://schooll.sedelnikovo.omskedu.ru/index.php?option=com_content&view=article &id= 119:2011 -01 -31 -07-5 8-05&catid=53:2011-01-31-07-55-12&Itemid=62

12. Klein, Zamyat M. (Creative Seminarmethoden. 100 kreative Methoden fur erfolgreiche Seminare / Zamyat M. Klein // Gabal Verlag Gmb Offenbach, 2003

E.H. Нельзина, M. В. Никоиова

Развитие аудивных умений у учащихся 10-11-х классов на основе УМК "Deutsch, kontakte" с использованием интернет-ресурсов

Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. При выполнении заданий на аудирование учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, связанных с однократностью и кратковременностью предъявления аудиотекстов, с содержащимся в тексте

© Нельзина Е.Н., Никонова М.В., 2012

незнакомым материалом (или знакомым, но сложным), с особенностями цивилизации страны изучаемого языка и овладением социолингвистическим и социокультурным компонентами коммуникативной компетенции, с пониманием фактов (цифр, дат, имен собственных, географических названий). Но это не все трудности, с которыми встречаются учащиеся, работая над аудиотекстом. Придя на ЕГЭ, они сталкиваются с собственной недостаточной подготовленностью к этому разделу экзамена.

Для того чтобы сделать обучение аудированию иноязычных текстов продуктивным, чтобы умения, требуемые по данному разделу в рамках ЕГЭ, были развиты, необходимо систематически использовать аутентичные материалы, новые технологии. К таким технологиям относится использование сети Интернет. Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду, что, несомненно, положительно отражается на результатах обучения.

С целью более целенаправленного отбора аутентичных материалов в интернет-ресурсах для развития аудитивных умений учащихся старших классов был проанализирован УМК Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной „DEUTSCH, KONTAKTE". В учебнике представлены аудиотексты по темам: экология, музыка, киноискусство и работа в каникулы. Аудиотексты позволяют развивать и совершенствовать умения, извлекать полную, нужную и основную информацию.

Анализ УМК показал, что в нем недостаточно текстов для обучения аудированию. Практически все аудиотексты являются сопровождением к печатным текстам, поэтому задания к текстам в меньшей степени ориентированы на развитие аудитивных умений и в большей степени на развитие умений чтения.

Представленная таблица демонстрирует коммуникативные задачи и задания на проверку понимания прослушанного.

Тема Задание перед прослушиванием Задания после прослушивания

Экология Что делает немецкая молодежь, чтобы спасти окружающую среду от опасности Прослушать мнения немецких подростков о том, в чем они видят главную проблему в защите окружающей среды 1. Правильно/неправильно 2. Обсудить результаты 3. Назвать имена подростков, высказавших свои мнения. Записать их мнения.

Музыка Прослушать песню немецкой группы "Münchener Freiheit" и во время прослушивания песни обратить внимание на музыку, мелодию и инструменты, на которых играют в песне Ответиь на следующие вопросы: 1. В чьем исполнении песня? 2. О чем в ней идет речь? (Описать ситуацию). 3. Каким вы находите голос? 4. Что вы можете сказать о музыке. Ригм медленный, монотонный или..? 5. Озаглавьте песню 6. К какому музыкальному жанру она принадлежит? 7. Какие музыкальные инструменты вы слышите?

Иску сство кино Дана краткая информация об актере, о котором будет идти речь в диалогах. Прослушать два диалога и отметить, соответствуют ли утверждения содержанию диалогов 1. Правильно/неправильно 2. О каком фильме хотели бы рассказать вы?

Работа в каникулы Что рассказывает молодежь из Германии о своей работе в каникулы Прослушивая интервью отметить произношение и правильную интонацию 1. Прочитать мнения по ролям 2. О чем герои сообщили? Кто как хотел работать? Почему? Заполните таблицу 3. В таблице представлены высказывания немецкой молодежи. Отметьте галочкой, какое высказывание к какому человеку относится. Потом обсудите ответы в парах.

На основе проведенного анализа был сделан вывод о необходимости подбора дополнительных аудиотекстов и использования ИКТ-технологий и интернет-ресурсов.

Все интернет-ресурсы богаты различного рода аудиоматериалами.

Мы рассмотрели и проанализировали 8 ресурсов сети Интернет, содержащих различного рода аудио- и видеоматериалы: „Grüße aus

121

Deutschland", „DeutscheWelle, „Audio Linqua", „Slow German", „Vitaminde", „Online - Lernforum Deutsch als Fremdsprache", „Jetzt Deutsch lernen", „Guter Umgang - Deutsch lernen mit Umgangssprache.

При анализе принимались во внимание критерии:

1. Название сайта и его электронный адрес, краткая характеристика данного сайта.

2. Возможность использования материалов с целью развития аудитивных умений учащихся 10-11 классов.

3. Учёт уровня владения языком.

4. Количество аудио- и видеофайлов, их продолжительность.

5. Разнообразие жанров.

6. Соотнесенность с тематикой учебника (УМК G.I. Woronina I.W. Karelina DEUTSCH, KONTAKTE) и с интересами учащихся.

7. Наличие дидактически разработанных заданий (рабочих листов).

Анализ рассмотренных ресурсов показал, что аудиофайлы и задания по

ним подобраны с учетом различного уровня владения языком (от AI до Cl), содержат лингвострановедческую информацию, из разнообразной палитры материалов можно выбрать те, которые соотносятся с темами УМК и требованиями ЕГЭ. Большинство сайтов предлагают подкасты, которые удобны в использовании и не представляют сложности при скачивании.

В учебных целях наиболее эффективными могут быть следующие сайты:

• „Grüße aus Deutschland" Материалы данного сайта распределены по темам, есть возможность воспользоваться скриптами и разработанными заданиями, направленными на контроль понимания прослушанного текста.

• На сайте „AudioLinqua" есть тематический поиск информации. Учитель имеет возможность подбирать материалы с учётом уровня сложности, продолжительности звучания, пола носителя языка и возрастной группы.

• Онлайн журнал „Vitaminde.de" имеет в своем распоряжении больше чем 60 различных аудиофайлов с детально разработанными рабочими

листами. Аудиоматериалы и задания по ним подобраны с учетом различного уровня владения языком (от AI до С1).

• Подкаст Анник Рубенс „Slow German" не только очень интересен, но и, представленные на нем аудиоматериалы, зачитываются в медленном темпе, что облегчает восприятие. Через тематический поиск очень легко найти интересующий файл. Всего на сайте представлено более 55 аудио материалов. Минусом этого сайта является отсутствие рабочих листов.

Онлайн журнал „Jetzt" предлагает видеофайлы по основным темам, представленным в УМК. Большим плюсом сайта являются подробно разработанные рабочие листы на всех этапах работы над текстом. На сайте представлены также скрипты в формате pdf.

Анализ сайтов подтвердил возможность внедрения в образовательный процесс интернет-ресурсов, позволяющих развивать аудитивные умения учащихся старшей ступени образования.

E.H. Нелъзина, К В. Черепанова

Чтение текстов интернет-источников как средство развития социокультурной компетенции учащихся 9 классов

Социокультурная компетенция является важной составляющей коммуникативной компетенции. Содержанием социокультурной компетенции в соответствии с программными требованиями является «приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения [Примерные программы по учебным предметам, 2011]. В рамках

©Нелъзина E.H., Черепанова К В.., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.