Научная статья на тему 'Развитие архивного дела в российской провинции в xviiiначале XX в'

Развитие архивного дела в российской провинции в xviiiначале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
859
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА / АРХИВНОЕ ДЕЛО ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ / АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ / HISTORY OF ARCHIVAL BUSINESS / ARCHIVAL BUSINESS IN TAMBOV PROVINCE / ARCHIVAL BUSINESS OF THE RUSSIAN PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Ольга Владимировна, Сенина Екатерина Сергеевна

The archival business development in XVIII beginning of XX centuries is reviewed. Legal base, types of archives, storage conditions of documents, staff are characterized. Function of provincial scientific archival commissions is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHIVAL BUSINESS DEVELOPMENT IN XVIII-BEGINNING OF XX CENTURIES

The archival business development in XVIII beginning of XX centuries is reviewed. Legal base, types of archives, storage conditions of documents, staff are characterized. Function of provincial scientific archival commissions is described.

Текст научной работы на тему «Развитие архивного дела в российской провинции в xviiiначале XX в»

РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ХУИ1-НАЧАЛЕ XX в.

О. В. МЕДВЕДЕВА, Е. С. СЕНИНА

Рассматривается развитие архивного дела в российской провинции в ХУШ - начале XX в. Характеризуется правовая база, виды архивов, условия хранения документов, штаты. Описывается деятельность губернских ученых архивных комиссий.

Ключевые слова: история архивного дела, архивное дело Тамбовской губернии, архивы российской провинции.

Генезис архивного дела следует связывать с появлением самих документов и их накоплением, что повлекло за собой и обустройство специальных мест хранения (не называвшихся изначально архивами), и привлечение лиц, отвечающих за сохранность документов, и формирование первых правил описания.

Известно, что архивы существовали уже в Древнерусском государстве, размещаясь главным образом в патрональных храмах городов. В XVI в. собственные хранилища письменных источников получили и местные учреждения. Судебник Ивана IV поручал старостам, сотским и десятским ведение «розметных» книг, в которых записывалась оценка имущества посадских жителей. При Иване Грозном мирские органы разрослись в целую систему мирского самоуправления - излюбленных голов, целовальников, губных старост, земских дьяков, сотских, пятидесятских, десятских. При излюбленных головах складывались канцелярии и «земские ларцы», в которых хранились руководящие материалы, записные книги и наиболее важные документы текущего делопроизводства [8].

С появлением воеводского управления архивы наследовались новыми административными центрами - съезжими избами воевод.

Только при Петре I архивы отделились от канцелярий и превратились в самостоятельные структурные части учреждений, что юридически было закреплено в 44-й главе «О архивах» в Генеральном регламенте 1720 г. Они получили европейское наименование - «архива». Для заведования архивами учреждалась должность архивариуса. Впервые был установлен срок сдачи дел из канцелярии в архивы - три года.

В каждой губернии предполагалось создать по два центральных архива - архив губернского

правления и архив городского самоуправления. Однако концентрацию материалов осуществить не удалось: при каждом учреждении создавался свой архив [7]. Они учреждались при губернских канцеляриях (в губерниях), при провинциальных канцеляриях (в провинциях), при земских комиссарах (в уездах). Так, известно, что к 1733 г. из множества дел Архангелогородской губернской канцелярии за 1710-1728 гг. были выделены «вершенные» и помещены в «особливую палату по шкапам», или «губернскую архиву». К середине XVIII в. «губернская архива» состояла из двух палат: «большой архивы и малой», находившихся в русском гостином дворе при Архангелогородской губернской канцелярии.

Кроме того, на местах создавались архивы провинциальных, городовых и надворных судов, ратуш (органов городского самоуправления). Созданная в начале века сеть местных архивов просуществовала до 1770-х гг.

В XIX в. реорганизация государственного аппарата привела к существенным изменениям в области архивного дела. В 1802 г. в России создаются министерства, в каждом из которых формировалось по нескольку архивов, полностью зависевших от канцелярий министров и от директоров департаментов. Известно, что такая же дробность и множественность, узкая ведомственность характеризовала и архивы в провинции.

Так, указами 1798 и 1800 гг. местным инстанциям было предписано сдавать все судебные дела в архив губернской Судебной палаты, дела административного характера - в архив Губернского правления, а финансово-экономические дела - в Казенную палату, т. е. предполагалось создание в каждой губернии трех архивов. Однако эти указы так и не были проведены в жизнь. Несколько позже «Общим губернским учреждени-

ем» (1820 г.) требовалось создавать архив при каждом присутственном месте [10].

По подсчетам специалистов, на протяжении XIX в. практически в каждой губернии сформировалось до 1500 правительственных и общественных архивов. Известным архивоведом Д. Я. Само-квасовым на рубеже Х1Х-ХХ вв. была предпринята попытка собрать информацию о всех провинциальных архивах, однако сведения были присланы лишь о 713 местных архивах [9]. Тем не менее, данная информация позволяет нам получить представление о видах архивов рассматриваемого исторического периода.

Это, главным образом, была сеть ведомственных архивов, формировавшихся прежде всего в органах местной власти: архивы губернских

правлений, губернских и уездных присутствий, губернских и уездных земских управ, городских управ, волостных правлений. Существовали архивы губернских и уездных предводителей дворянства, дворянских депутатских собраний, земских начальников, жандармских и полицейских управлений, воинских присутствий. Известны также архивы окружных судов, уездных мировых судей, сиротских судов, нотариусов, казенных и контрольных палат, фабричных инспекторов, акцизных управлений, землеустроительных комиссий, лесничих, почтовых контор, учебных заведений. Богатые архивы накапливались в духовных консисториях, соборных и приходских церквях.

Интересен в этом отношении архив Якутского областного правления. Установлено, что к середине 80-х г. XIX в. в архив областного правления поступали дела Якутского казначейства, уездных судов, областного и окружного полицейских управлений, областного землемера, прокурора. Состав источников комплектования архива областного правления позволяет сделать вывод о ведомственном архиве, выполнявшем функции городского и даже областного архива, что было весьма прогрессивным явлением для данного времени [11].

Опубликованных материалов о существовании архивов в Тамбовской губернии не сохранилось. Но, зная о существовании архивов в провинции при каждом губернском учреждении, при судебных органах и других, можно предположить, что подобные архивы были и в Тамбовской губернии. До нас дошли сведения о Шацком архиве, который представлял собой обширный комплекс источников по истории края ХУ1-ХУШ вв. В фонде Шацкого архива были челобитные и межевые памяти, ведомости окладных сборов, книги для записей прихода и расхода денежной казны,

купчие грамоты, рекрутские ведомости, дела об отказе, продаже и закладе имений, указы Сената о подавлении крестьянских восстаний и т. д. [2].

Возможно, по современным представлениям, эти архивы далеко не всегда можно было назвать полноценными архивами. Но известно, что в них велся научно-справочный аппарат и предпринимались попытки организации архивных дел. Так, в архивах губернских правлений архивариусы вели алфавитные списки дел за каждый год и «общий указатель, показывающий, за какие годы и каких учреждений дела хранятся в архиве». Дела располагались на полках шкафов в обертках, связках, обычно в хронологическом порядке и снабжались ярлыками, облегчавшими поиск документов. Уже с середины XVII в. в российское делопроизводство вошла практика ведения дел на листах книг и тетрадей. В 1726 г. вышел указ, подтвердивший отмену столбцового делопроизводства и целый ряд инструкций по хранению старых документов в столбцах: частично их оставляли в столбцах, но часть столбцов разрезали на отдельные листы и сшивали в книги и тетради. Ведение делопроизводства на отдельных листах в книгах и тетрадях позволяло перейти от хранения документов в сундуках, коробах, ящиках к хранению их в шкафах.

В то же время не всегда было понятно, какие именно дела должны храниться, не было единообразия форм учетных документов. Так, письмоводитель Ольхонской степной думы (Иркутская губерния) сообщал в 1874 г., что для улучшения архивного дела в степной думе «необходимы указания, какие дела должны помещать в нем, и издание однообразных форм архивных описей; денежные средства, которые бы дали возможность заняться архивными делами...» [5].

Известно, что изначально для охраны документов практиковались ночные дежурства, возлагавшиеся на подьячих и сторожей. Снаружи съезжая изба охранялась военным караулом. Но отдельных помещений под документы не отводилось: когда дела уже не могли поместиться в съезжей избе, их частично размещали в деревянных чуланах и кладовых.

Архив Архангельской казенной палаты занимал две комнаты в каменном здании присутственных мест [9]. В Псковской губернии Вели-колуцкий архив уездных земских управ находился в деревянном амбаре [9]. Житомирский архив воинских присутствий находился в канцелярии, коридорах, чуланах присутствия [9]. Архив Шацкой канцелярии располагался в двух зданиях: в одноэтажном из двух комнат возле острога, и в

двухэтажном - около присутственных мест. Впрочем, по словам И. И. Дубасова, «стены обоих архивных домов были гнилые и едва державшиеся, кровли над ними почти не было, так что канцелярские дела от снегов и от дождей повредились и к справкам были не годны» [4].

Есть материалы об относительно благополучных условиях хранения архивных документов. Однако гораздо больше примеров осталось о неудовлетворительных условиях хранения документов. Так, об архиве Пензенского окружного суда сообщалось, что «комнаты светлые, сухие, но в пожарном отношении небезопасные» [9]. Три из пяти комнат архива Саратовского окружного суда были сырыми и не отапливались [4, с. 32-37].

Документы гибли не только из-за плохих условий хранения и нерадивости местных чиновников, но и вследствие сознательного уничтожения. Так, после учреждения в 1708 г. первых губерний дела Поместного приказа были распределены по губернаторам для ведения дел о поместьях и вотчинах на местах, но спустя шесть лет они вновь были затребованы в Москву. В ходе этих перемещений многие документы потерялись [7].

Отсутствие условий для хранения документов было не единственной проблемой. Крайне не хватало специалистов, знавших порядок ведения делопроизводства и архива. Функции архивариуса возлагались, как правило, на журналиста - человека, составлявшего протоколы заседаний. Обычно на эту должность принимали вольнонаемных лиц, грамотных, но не имевших опыта работы в архивном деле. Общее руководство и контроль за деятельностью архива канцелярии возлагались на вице-губернатора, что, естественно, было формальностью.

Недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, многие документы погибали. Кроме того, после получения местными органами власти разрешения уничтожать дела без санкции центральных органов стало прогрессировать массовое уничтожение архивных документов.

Утвержденное в 1845 г. «Положение об учреждении губернских правлений» предусматривало создание специальных комиссий по разбору старых дел в составе советника губернского правления, одного из губернских стряпчих и чиновника, назначаемого по усмотрению губернатора. Подготавливаемые ими описи предназначенных к уничтожению дел поступали на утверждение начальнику губернии, а в затруднительных

случаях министру внутренних дел. Этот порядок был в значительной степени ужесточен с принятием в 1848 г. положения Комитета министров об обязательном утверждении министром всех описей списываемых документов. Однако Государственный совет в 1867 г. пришел к решению о нецелесообразности подобного порядка и «в видах сокращения переписки» вернул этот вопрос в компетенцию губернского начальства [1].

Таким образом, право уничтожения архивных материалов с конца 1860-х гг. всецело принадлежало представителям заинтересованных в разгрузке своих учреждений от бумаг присутственных мест, что открывало широкие возможности для произвола. В результате деятельности различных комиссий по разбору дел в 1847 г. в 18 губерниях к уничтожению было представлено 30 тыс. единиц хранения, в 1852 г. - 68 тыс.

В архиве Нижегородского губернского правления, например, в 1868, 1869, 1871 гг. было уничтожено 100 тыс. единиц хранения, Оренбургского правления - 11 558 дел. Клинский уездный суд ликвидировал все столбцы, предназначавшиеся для передачи в Московский архив министерства юстиции; хранители архива древних актов в Во-ротынске топили древними свитками печи. Известно, что комиссия, занимавшаяся разбором архива Олонецкого губернского правления, определила к уничтожению немало дел, представляющих историческую ценность, в том числе дела, связанные с деятельностью первого правителя учрежденного в 1784 г. Олонецкого наместничества Г. Р. Державина [3].

В 1852-1853 гг. профессор юридического факультета Московского университета Н. В. Калачов, совершив археографические экспедиции по ряду губерний России, обнаружил массовую гибель архивных материалов в провинции. Как итог работы Н. В. Калачова и его единомышленников, с 1884 г. в губерниях стали создаваться губернские ученые архивные комиссии (ГУАК) для постановки уничтожения документов под контроль лиц, более компетентных, нежели чиновники местных учреждений. [7, с. 99-101]. К 1917 г. они действовали в 42 губерниях.

В 1884 г. зарождаются первые четыре ГУАК: в Тамбовской, Рязанской, Тверской, Орловской губерниях. Их появление в других губерниях растянулось вплоть до 1917 г. (рис. 1).

ГАУК создавались на основании Положения Комитета министра о губернских исторических архивах и губернских ученых архивных комиссиях от 1884 г. для сосредоточения и вечного хранения архивных дел и документов, имеющих историческое

значение. Задачами создаваемых комиссий становились: а) разбор дел и документов, предназначенных в губернских и уездных архивах разных ведомств к уничтожению, для выделения из них тех,

которые подлежали передаче для хранения в исторический архив; б) составление описей и указателей на эти документы; в) обеспечение доступа исследователей к сохраненным источникам [11, с. 21].

45

0

Рис. 1. Динамика роста количества ГУАК

Тамбовская губернская ученая архивная комиссия (ТГУАК) была создана одной из первых в стране (после Орловской). Непосредственным поводом для учреждения ТГУАК стала озабоченность Н. В. Калачова судьбой архива Шацкой канцелярии, а также других собраний местных архивов, находившихся под угрозой уничтожения.

История Тамбовской комиссии неразрывно связана с именами ее руководителей - И. И. Ду-басова и А. Н. Норцова, определивших содержание и форму ее деятельности на протяжении двух этапов. Первый председатель возглавлял ТУАК с момента ее основания до своего переезда в Курск в 1900 г. Сменивший его А. Н. Норцов руководил деятельностью комиссии вплоть до конца ее существования [1, с. 23-46].

В работе ГАУК использовали правила, подготовленные Археологическим институтом в 1887 г. и содержащие набор самых элементарных требований - «Главнейшие начала, которых было бы необходимо держаться при создании архивными комиссиями губернских исторических архивов». Инструкция, касавшаяся внешней стороны организации архива, не затрагивала вопросов порядка разбора и описания дел, определение критериев выделения их к уничтожению и т. д. Поэтому на

хранение в исторический архив отбирались «наиболее интересные дела», т. е. в при отборе документов часто преобладали субъективные мнения [11].

Итак, ГУАК были призваны выполнить программу архивного строительства на местах. Однако уже на подготовительных этапах разработки их проекта произошел синтез двух идей - учреждение ГУАК как архивных органов и как исследовательских обществ. В результате ГУАК превратились в периферийные научные общества, комплексно решавшие задачи изучения отдельных регионов, организации здесь архивного и музейного дела.

На протяжении своей деятельности каждая губернская ученая архивная комиссия публиковала научные материалы. Например, Костромской УАК в четырех выпусках «Костромской старины» было дано 13 публикаций исторических документов общим числом более 800 [6]. Симбирской ГУАК, кроме отчетов и журналов заседаний, было выпущено около 30 публикаций, изданы сборники с материалами по истории Симбирского края ХУТТ-ХУТТТ вв. Печатным органом ТГУАК был «Журнал заседаний Тамбовской губернской ученой архивной комиссии», с января 1887 г. по-

лучивший название «Известия Тамбовской ученой архивной комиссии».

Тамбовская комиссия принадлежала к числу ГУАК, создавших наиболее значительные в количественном отношении архивы. Перечни документов в ТГУАК приходили из следующих учреждений: казенной палаты, губернского правления, Тамбовского городского полицейского управления, Тамбовского, Шацкого, Козловского, Липецкого уездных полицейских управлений. Остальные учреждения обращались в комиссию лишь эпизодически [2, с. 174-176].

Тамбовская комиссия, как и другие ГУАК, не ограничивалась источниками комплектования, указанными в Положении. Исходя из стремления расширить рамки собирательской деятельности, ее члены обращались к самым разнообразным категориям архивов и, в первую очередь, к частновладельческим, церковным и монастырским.

ТГУАК установила наиболее регулярные и плодотворные отношения со столичными архивами и получала помощь от московских членов комиссии, сотрудников Московского архива министерства юстиции. Достаточно стабильные связи сложились у ТГУАК и с Московским главным архивом министерства иностранных дел. В результате представленных центральными архивами копий и подлинников интересовавших документов ТГУАК получила значительное количество документов департаментов общих и межевых дел, дающих представление об условиях и размерах вотчинного землевладения в XVТТ -ХТХ вв. [2, с. 139-165].

Дела в архиве ТГУАК сначала систематизировали по уездам в хронологическом порядке. В дальнейшем комиссия систематизировала описанные дела в соответствии с рубриками разработанной ею программы по изучению истории Тамбовского края.

Архив Тамбовской комиссии помещался в здании публичной библиотеки, состоявшем в ведении особого комитета, который предоставлял помещение для архива бесплатно. Наблюдение за делами архива поручено правителю дел архивной комиссии и одному из членов - архивариусу [11].

В целом же по стране ГУАК не могли похвастаться стабильным материальным положением и наличием необходимых условий для создания архивов. Например, материальное положение Рязанской губернской ученой комиссии характеризуется следующими словами: «Музей не имеет своего собственного помещения; множество вещей лежат под спудом; комната для занятий членов не обозначена от случайных посетителей, -

это скорее коридор; вопросы об отоплении, охране, освещении и до сих пор разрешаются с трудом...» [9, с. 22].

Источниками финансирования комиссий были скудные субсидии губернского земства, местного дворянства, членские взносы, которые в годы первой мировой войны могли и вовсе отсутствовать [4]. Так, например, бюджет Ярославской ГУАК составлял обычно 400 руб., а Калужской ГАУК - 200 руб., чего едва хватало на хозяйственные нужды [9, с. 22-23].

Итак, правовое положение комиссий, характеризовавшееся достаточной неопределенностью, не позволило провинциальным историкам в полной степени реализовать поставленные перед ними задачи. Как научно-просветительные общества, ГУАК обладали достаточными полномочиями для ведения научно-исследовательской, просветительской и издательской деятельности, но работа по спасению документов и научной организации губернских архивов выходила за границы компетенции научно-просветительных обществ и не всегда была успешной.

К концу ХТХ столетия в России назрела необходимость в архивной реформе, однако ни один из предлагаемых проектов не был поддержан, и архивные документы продолжали гибнуть в огромных количествах.

Таким образом, история архивного дела тесно связана с историей нашей страны. Итогом его развития в российской провинции к началу XX в. стало формирование огромного количества архивов, работавших главным образом разрозненно и в силу организационных и финансовых сложностей не всегда выполнявших свои функции сохранения документального наследия в полном объеме.

Литература

1. Алленова В. А. Историческая наука в российской провинции в конце ХТХ - начале XX вв.: Тамбовская ученая архивная комиссия / предисл. С. О. Шмидт. Рязань, 2002. С. 21.

2. Алленова В. А., Мизис Ю. А. История Тамбовского краеведения (XIX в. - 30-е годы XX в.): монография. Тамбов, 2002. С. 140.

3. Виноградова Т. В. Деятельность комиссии по разбору архивных дел Олонецкого губернского правления в контексте проблем ведомственного хранения документов в первой половине XIX в. // Делопроизводство. 2004. № 1. С. 95-102.

4. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Т. 2: Избранное / сост. Т. В. Киселева. Тамбов, 2009. С. 21-24.

5. Кошелева Е. Ю. Организация хранения документов в ведомствах Саратовской губернии (последняя

четверть XIX - начало XX в.) // Отечественные архивы. 2008. №2. С. 15-17.

6. Макарихин В.П. Губернские ученые архивные комиссии России. Н. Новгород, 1991.

7. Малышева С. Ю. Основы архивоведения: учеб. пособие. Казань, 2002.

8. Маяковский И. Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. М., 1941. С. 118.

9. Самоквасов Д. Я. Архивное дело в России: 2 кн. М., 1902. иЯЬ: http://elibrary.karelia.ru

10. Самошенко В. Н. Исторические архивы дореволюционной России: учеб. пособие. М., 1986.

11. Юрганова И. И. Архивы Якутии: неизвестные страницы (XVIII в. - 1917 г.) // Отечественные архивы. 2008. № 1. С. 6-7.

* * *

THE ARCHIVAL BUSINESS DEVELOPMENT IN XVIII-BEGINNING OF XX CENTURIES

O. V. Medvedeva, Ye. S. Senina

The archival business development in XVIII - beginning of XX centuries is reviewed. Legal base, types of archives, storage conditions of documents, staff are characterized. Function of provincial scientific archival commissions is described.

Key words: history of archival business, archival business in Tambov province, archival business of the Russian province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.