Научная статья на тему 'Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов'

Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
Н.Ф. Калинин / Казанская археологическая школа / археологическии кружок / археологический кабинет / Казанский государственный университет / ТАССР. / N.F. Kalinin / Kazan archaeological school / archaeological circle / archaeological office / Kazan State University / TASSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зоря Роман Станиславович

На основании новых архивных данных, в данной статье проанализирована организационная и преподавательская деятельность яркого представителя археологической школы ТАССР Николая Филипповича Калинина, связанная с подготовкой специалистов-археологов в Казанском государственном университете. Обучение студентов археологическои дисциплине в КГУ было начато в 1941 г. и связано с началом работы на историко-филологическом факультете Н.Ф. Калинина — единственного местного профессионального археолога. Создание в КГУ в 1946 г. археологического кружка и музея стало важнои частью преподавательской деятельности Н.Ф. Калинина. Созданный и возглавляемый им студенческий кружок при КГУ стал для будущих исследователей замечательным научным полигоном. Ученый также выступал за введение в университете археологической специализации, создание отдельной кафедры археологии и этнографии, превращение археологического кабинета в полноценный археологический музеи и активно работал над учебной программой по основам археологии. Много времени Николаи Филиппович уделял подготовке лекции , консультациям и научному руководству. Особая роль в подготовке археологов отводилась курсовым и дипломным работам студентов. Организация научных работ, научная и педагогическая деятельность Н.Ф. Калинина оказали значительное влияние на развитие археологической науки в Татарстане. Именно благодаря стараниям ученого в Казани была создана основа для подготовки профессиональных археологических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the archaeological school of the TASSR in the post-war years: the funds of the Kazan archives

Based on new archival data, this article analyzes the organizational and teaching activities of Nikolai Filippovich Kalinin related to the training of archaeological specialists at Kazan State University. The training of students in the archaeological discipline at KSU began in 1941 and is associated with the beginning of work at the Faculty of History and Philology of N.F. Kalinin, the only local professional archaeologist. The creation of an archaeological circle and a museum at KSU in 1946 became an important part of the teaching activity of N.F. Kalinin. The student circle at KSU created and headed by him became a wonderful scientific testing ground for future researchers. The scientist also advocated the introduction of archaeological specialization at the university, the creation of a separate department of archeology and ethnography, the transformation of thearchaeological office into a full-fledged archaeological museum, and actively worked on a curriculum on the basics of archeology. Nikolai Filippovich devoted a lot of time to the preparation of lectures, consultations and scientific guidance. A special role in the training of archaeologists was assigned to students' course and diploma theses. The organization of scientific work, scientific and pedagogical activities of N.F. Kalinin had a significant impact on the development of archaeological science in Tatarstan. Thanks to the efforts of the scientist, the basis for the training of professional archaeological personnel was created in Kazan.

Текст научной работы на тему «Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

VOL.3 №2 2021

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 ШМ)

The development of the archaeological school of the TASSR in the post-war years: the funds of the Kazan archives

Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов

Зоря Роман Станиславович

Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ [email protected] DOI: 10.24412/2686-9675-2-2021-270-281

АННОТАЦИЯ

На основании новых архивных данных, в даннои статье проанализирована организационная и преподавательская деятельность яркого представителя археологическои школы ТАССР Николая Филипповича Калинина, связанная с подготовкои специалистов-археологов в Казанском государственном университете. Обучение студентов археологическои дисциплине в КГУ было начато в 1941 г. и связано с началом работы на историко-филологическом факультете Н.Ф. Калинина — единственного местного профессионального археолога. Создание в КГУ в 1946 г. археологического кружка и музея стало важнои частью преподавательскои деятельности Н.Ф. Калинина. Созданныи и возглавляемыи им студенче-скии кружок при КГУ стал для будущих иссле-дователеи замечательным научным полигоном.

Ученыи также выступал за введение в университете археологическои специализации, создание отдельнои кафедры археологии

ABSTRACT

Based on new archival data, this article analyzes the organizational and teaching activities of Nikolai Filippovich Kalinin related to the training of archaeological specialists at Kazan State University. The training of students in the archaeological discipline at KSU began in 1941 and is associated with the beginning of work at the Faculty of History and Philology of N.F. Kalinin, the only local professional archaeologist. The creation of an archaeological circle and a museum at KSU in 1946 became an important part of the teaching activity of N.F. Kalinin. The student circle at KSU created and headed by him became a wonderful scientific testing ground for future researchers.

The scientist also advocated the introduction of archaeological specialization at the university, the creation of a separate department of archeology and ethnography, the transformation of the

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

и этнографии, превращение археологического кабинета в полноценныи археологическии музеи и активно работал над учебнои программои по основам археологии. Много времени Николаи Филиппович уделял подготовке лекции, консультациям и научному руководству. Особая роль в подготовке археологов отводилась курсовым и дипломным работам студентов.

Организация научных работ, научная и педагогическая деятельность Н.Ф. Калинина оказали значительное влияние на развитие археологическои науки в Татарстане. Именно благодаря стараниям ученого в Казани была создана основа для подготовки профессиональных археологических кадров.

Ключевые слова: Н.Ф. Калинин, Казанская археологическая школа, археологическии кружок, археологическии кабинет, Казанскии государственныи университет, ТАССР.

Для цитирования: Зоря Р.С. Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(2): 270-281.

archaeological office into a full-fledged archaeological museum, and actively worked on a curriculum on the basics of archeology. Nikolai Filippovich devoted a lot of time to the preparation of lectures, consultations and scientific guidance. A special role in the training of archaeologists was assigned to students' course and diploma theses.

The organization of scientific work, scientific and pedagogical activities of N.F. Kalinin had a significant impact on the development of archaeological science in Tatarstan. Thanks to the efforts of the scientist, the basis for the training of professional archaeological personnel was created in Kazan.

Keywords: N.F. Kalinin, Kazan archaeological school, archaeological circle, archaeological office, Kazan State University, TASSR.

For citation: Zorya R.S. The development of the archaeological school of the TASSR in the post -waryears: the funds of the Kazan archives. Modern Oriental Studies. 2021; 3(2): 270-281.

Археология в Казани имеет богатую научную традицию. Как было отмечено исследователями, ее истоки связаны с деятельностью организованного в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии, при Казанском университете. В 1920-е гг. археологическим изучением памятников в Республике в тои или инои степени занимались региональные научные сообщества (ОАИЭ, НОТ, ДТК), и Центральныи музеи ТАССР (Хузин, Ситдиков, 2014, с. 6).

После разгрома, краеведческого движения в 1930-е гг. в ТАССР центром историко-краеведческои и археологическои деятельности

становится Центральныи музеи, где Н.Ф. Калинин возглавлял историко-археологическии отдел (до 1936 г.; в 1938-1946 гг. работал в качестве старшего научного сотрудника). В те годы Николаи Филиппович занимался проведением охранных наблюдении в черте города Казани и мониторингом состояния памятников Республики. В августе 1933 г. им был составлен план археологических работ по ТАССР, куда входили работы на Болгарском городище и Казанском кремле (Зоря, Ситдиков, 2021, с. 352). Однои из главных проблем казанскои археологии данного периода было фактическое

MODERN ORIENTAL STUDIES «ы № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONUNE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

отсутствие профессиональных исследователеи — Н.Ф. Калинин являлся чуть ли не единственным местным археологом, прошедшим обучение в Казанском университете и воспитанным в традициях региональных научных сооб-ществ^Зоря, 2021, с. 30).

Стоит сказать, что попытки начать подготовку местных специалистов археологов имели место быть в Северо-Восточном археологическом институте (1917-1920 гг.) и Восточнои академии2 (1920-1922 гг.) (Руденко, 2019, с. 279, 299; Кузьминых, Смирнов, 2015). В какои -то мере проведение тематических лекции в 1933-1935 гг. осуществлялось в Татарском педагогическом институте, куда в 1933 г. был приглашен Н.Ф.Калинин для систематического проведения экскурсии по музею со студентами и аспирантами историко-экономического и Литературного отделения (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.48. Л.74.). Николаю Филипповичу было поручено чтение четырех курсов лекции (по 24 часа на курс) по музеиному делу и истории местного края на музеиных коллекциях (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.3. Ех.7. Л.37.). Однако "поставить на поток" производство археологических кадров в ТАССР так и не удалось.

В республиканскую историографию Н.Ф. Калинин вошел как основатель Казанскои школы археологии (Бельтикова и др, 2000, с. 245; Ситдиков, Старостин, 2002; Хузин, Ситдиков, 2014, с. 10; Хузин, 2018; Хузин, 2019, с. 179). В 1939 г. в ТАССР произошло два знаменательных для региональнои науки события: был создан Татарскии научно-исследовательскии Ин-

ститут языка, литературы и истории, а в Казанском университете возрожден историко-филологическии факультет (Ситдиков, 2012, С.10). Именно вследствие преподавательскои и научнои деятельности Николая Филипповича в этих учреждениях, по мнению А.Г. Ситдикова, П.Н. Старостина и Ф.Ш. Хузина, было начато формирование местнои археологическои школы (Ситдиков, Старостин, 2002, с. 2-4; Хузин, Ситдиков, 2014, с. 10). Н.Ф. Калинин совмещал работу в Центральном музее, ИЯЛИ (с 1939) и КГУ (с 1941). Далее в даннои статье мы рассмотрим организационную и преподавательскую деятельность ученого, связанную с подго-товкои специалистов-археологов в Казанском университете.

При открытии исторического факультета в Казанском университете изначально не предполагалась подготовка местных специалистов-археологов. Преподавание археологическои дисциплины начинается с 1941 г. — т.е. с момента устроиства туда Н.Ф. Калинина — по сути, единственного местного профессионального археолога. Однако с января 1942 г. по сентябрь 1944 г. обучение не проводилось ввиду тяжелых условии военного времени и мобилизации студенчества в ряды Краснои армии (НФ МА РТИА АН РТ. Ф.5. Оп.41. Ех.26. Л.151 об.).

С началом учебного 1944 года Н.Ф. Калинин возобновил преподавание в университете. Исследователь прекрасно осознавал необходимость подготовки местных специалистов и понимал, что археологическое изучение памятников ТАССР невозможно осуществить усилиями

1 Высшее образование Николай Филиппович получил в Казанском университете в 1906-1910 гг. Как ученый -исследователь он сформировался в сер. 1920-х - нач. 1930-х гг. С 1923 г. - деиствительныи член ОАИЭ, в 1928-1931 гг. - ученьш секретарь секции археологии и искусства. Также состоял в Татарском бюро Краеведения (1925-1928 гг.), был одним из членов-учредителеи Общества изучения Татарстана, где возглавлял секцию школьного краеведения.

2 С 1922 г. Восточная академия, факультет общественных наук Казанского университета и учительскии институт были объединены в Восточныи педагогическии институт (1922-1931). В 1931-1934 гг. - Татарскии педагогическии институт, 1934-1994 - Казанскии государственным педагогическии институт.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

одного-двух человек. Сам Николаи Филиппович был уже не молод, в 1944 г. ему исполнилось 56 лет (Зоря, 2021, С.31).

Особенно остро встал вопрос о нехватке кадров в 1945 г., после 1-го Всесоюзного археологического совещания, проходившего в феврале-марте 1945 г. в Москве. Однои из ключевых задач было составление раионных и областных археологических карт. С 1945 по 1950 г. предстояло обследовать территорию Татарскои АССР и составить научно-документальную археологическую карту Татарии (Калинин, Хали-ков, 1954, с. 3; Руденко, 2014, с. 83).

К тому моменту времени Николаи Филиппович был известен в ученых кругах, как человек, отдавшии делу изучения археологических памятников края более двадцати лет. Ученыи обладал богатым педагогическим опытом и — за его спинои был почти 30 летнии стаж преподавания в школах и 15 летнии стаж организации краеведческих кружков. Он понимал, что для таких масштабных исследовании необходим постоянныи "приток" новых специалистов и "рабочих рук". Единственным местом, где можно было бы решить эту задачу, был Университет. Н.Ф. Калинин приложил все усилия для создания такои организационнои структуры будущего научного объединения, которая смогла бы обеспечить связь между членами коллектива и создать наиболее благоприятные условия для научнои деятельности специалистов. Развитие археологии в КГУ было запланировано Николаем Филипповичем как устоичи-вая система с далеко идущими задачами и целями. Как показало время, создание коллектива археологов на базе университета обеспечило возможность постоянного притока новых кадров и вспомогательного персонала для масштабных исследовании.

Создание в КГУ археологического кружка и музея стало важнои частью преподаватель-скои деятельности Н.Ф. Калинина. Ученыи, обращаясь к декану историко-филологического факультета, писал, что обучение археологии невозможно без работы с полевыми материалами.

Еще до "официального открытия" кружка, Николаи Филиппович привлекал своих студентов и школьников к работе в археологических экспедициях. Так, в 1945 г. историко-филологическии факультет КГУ, предполагав-шии выделить нескольких студентов, прослушавших в 1944-1945 гг. курс археологии, смог выделить (в следствии мобилизации студенчества на лесозаготовки) только одного студента -историка 1 курса — В.Н. Андрева (НОА ИА РАН. Ф.Р-1. Оп.1. Д.33. Л.6-7.).

В последующие годы привлечению учащихся способствовало создание в 1946 г. археологического кружка, которыи посещали прослушавшие курс "введение в археологию" студенты КГУ, а также и студенты других институтов (Педагогического, КАИ). Незадолго до создания кружка, Н.Ф. Калинин начал формировать Археологическии кабинет. Уже в феврале 1946 г. ученныи составляет3 обращение директору научнои библиотеки КГУ, в котором просит разрешения на "временную, но длительную (до двух месяцев) передачу книг и издании по археологии..." (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.109. Л.4.).

В 1946 г. по инициативе Н.Ф. Калинина и при помощи членов кружка археологические коллекции Общества археологии, этнографии и истории, хранившиеся на чердаке главного здания, "были спасены из свалки", приведены в относительныи порядок и переданы на хранение в аудиторию № 9, которая была тем археологическим кабинетом, где члены кружка проводили свои практические занятия.

! Текст написан рукой Н.Ф.Калинина, подписан деканом факультета А.С. Шкляевой.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.3 №2 2021

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Спасенные коллекции были разобраны, но ввиду отсутствия финансирования на содержания лаборанта инвентаризированы не были. Исключение составили предметы из драгметаллов, сданные на хранение в несгораемыи сеиф КГУ (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.79 и сл.).

Члены кружка на протяжении всего периода существования проводили исследования на различных археологических объектах Татарстана под чутким руководством Николая Филипповича. Так, в наблюдениях 1947 г. в Казанском кремле приняли участие студентки 2-го курса — "Тамара Хлебникова и Клара Булатова" (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.296. Л. 3.).

В 1948 г. в разведках в Пестречинском, Столбищенском, Лаишевском и Корноуховском раионах ТАССР приняли участие уже девять студентов. В их числе были как старые кружковцы (Р. Девликамова, П. Михаилов, Ю. Откупщиков и О. Страдомская), так и новые кадры -Б. Константинов, Б. Лебедев, М. Стенченко, Л. Федотова и А. Халиков4. Причем начальниками ГГ-ГУ отрядов были назначены соответственно Ю. Откупщиков, П. Михаилов и А. Халиков4, имевшие опыт археологических работ (НОА ИА РАН. Ф.Р-1. Оп.1. Д.202. Л.4-5).

В следующем году студенческии состав несколько обновился. В экспедиции по Западным раионам ТАССР, помимо Б. Константинова, Б. Лебедева, М. Стенченко, А. Халикова и Ю. Откупщикова, работали Н. Аксенова, Б. Макары-чев, Т. Хлебникова и Н. Штукина — дипломники Н.Ф. Калинина. Руководители отрядов остались те же, что и в 1948 г. в. за исключением Б. Лебедева, сменившего П. Михаилова (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.180. Л. 1-2).

Многие из этих фамилии в дальнеишем будут появляться на страницах и других архивных документов Н.Ф. Калинина, связанных с полевыми исследованиями. Со студентами кружка организуются экскурсии по памятникам археологии Казани и ее окрестностеи с проведением обмеров и описании и составлением студенческих отчетов. Участвовали кружковцы и в археологических экспедициях, и под началом других профессиональных археологов5 — А.П. Смирнова, О.Н. Бадера, А.В. Збруевои (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.2. Ех.96. Л. 90-96.). За счет экспедиции и экскурсии, в том числе с участием студентов, шло и пополнение коллекции археологического музея Казанского университета, в фондах которого они хранятся до сих пор. Помимо экспедиционнои практики, кружковцы принимали активное участие в научнои жизни — посещали конференции, выступали с докладами.

Особыи интерес вызывают отчеты и планы археологического кружка6. В архиве ИЯЛИ сохранился полугодовои отчет о работе кружка за период с 12 сентября 1950 по 12 марта 1951 гг. В указанные сроки было проведено 12 собрании кружка, посвященные обсуждению организационных вопросов (отчеты за прошлыи год, перевыборы главы кружка, составления плана работ на 1950-1951 гг.), докладов и сообщении. Причем доклады студентов касались непосредственно их научно-исследовательских работ над материалами археологических экспедиции ТАССР, в которых они приняли участие (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.2. Ех.109. Л. 20 и об.).

Однои из важнеиших задач кружка было привлечение других студентов-историков к участию в экспедиции, запланированнои

4 Хотя А.Х. Халиков на момент проведения работ только окончил 1и курс, он получил археологическии опыт еще в школьные годы.

5 С 1947 на Болгарском городище под рук. А.П. Смирнова работала Т.А. Хлебникова, с 1948-1950 -А.Х. Халиков.

6 К сожалению, далеко не все из них сохранились.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

в связи со строительством Куибышевскои ГЭС. По этому направлению кружковцы организовали две выставки, написали несколько статеи в стенгазеты, провели "агитацию" студентов, в т.ч. и в других университетах. Большое внимание уделялось обсуждению методики проведения археологических работ (всего 8 докладов). По имеющимся данным, в 1951 г. в кружке было 14 деиствительных членов, занятия кружка посещало до 25 человек (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.2. Ех.109. Л. 21 и об.).

Со студенчеством и своими учениками Николаи Филиппович помимо официальных отношении "учитель-ученик" поддерживал и неформальные связи. Так, ребята не редко приходили в гости к своему наставнику, где в доверительнои обстановке обсуждали научные темы, приобщались к музыке и искусству. Такие взаимоотношения способствовали укреплению связеи в коллективе и формировали дружескую атмосферу. Ученыи чувствовал личную ответственность за своих учеников и даже после выпуска из университета поддерживал сними контакты. Это была как деловая, так и неформальная дружеская переписка. В архиве ИЯЛИ сохранились очень "теплая" переписка Т.А. Хлебниковои с Н.Ф. Калининым во время ее обучения в аспирантуре ГИМа в Москве (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.4. Ех.41. Л.2.).

Одновременно с созданием кружка Н.Ф. Калинин выступал за введение в КГУ ар-хеологическои специализации, создание от-дельнои кафедры археологии и этнографии, превращение кабинета в полноценныи архео-логическии музеи и активно работал над учеб-нои программои по основам археологии. В архиве ИЯЛИ сохранилось несколько авторских рецензии и проектов учебных программ, которые отличаются детальностью и проработанностью курсов и демонстрируют особыи исследовательскии подход Николая Филиппо-

вича (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103.). Во всех программах особое внимание уделяется изучению археологии региона, применению последних научных достижении и разработок, непосредственнои практическои работе студентов с археологическими материалами и по-левои практике. Отдельнои заслугои Н.Ф. Калина было выделение археологии Казани в отдельную тему. В авторских программах ученыи выступал в качестве сторонника комплексного подхода — помимо собственно археологии, он указывал на необходимость дополнительных курсов по нумизматике, эпиграфике, остеологии, геологии и пр.

В начале 1947 г., судя по сохранившеися переписке, деканатом и ректоратом КГУ Н.Ф. Калинину было поручено разработать учебную программу по археологии, причем в очень сжатые сроки. Несмотря на большои объем и фактически единоличную работу, уже в начале апреля (т.е. через полтора месяца) программа была представлена в деканат и ректорат университета (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103., Л.4-5, 21 и об.).

Программа по археологическои специальности предполагала в ходе четырехлетнеи подготовки специалистов изучение общего курса археологии (по 60 часов лекции на 1 и 2 году обучения), курса местнои археологии (60 часов лекции на 3 году обучения), курса методики археологических исследовании (70 часов на 4 году обучения). Кроме того, в течении всех 4 лет обучения были запланированы практические (по 80 часов на 1 и 2 году, 180 на 3 и 200 — на последнем году обучения), а начиная со второго года — семинарские занятия (40, 60 и 100 часов на 2, 3 и 4 годы соответственно) (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103., Л.22-32.).

Особыи интерес представляет содержание курса по археологии Волжско-Камского

MODERN ORIENTAL STUDIES «ы № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONUNE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

края, в котором центральнои темои была археология Волжскои Болгарии, состоявшеи из подтем по металлургии, ювелирному делу, обработке кости и дерева, гончарному производству, а также архитектуре и письменности у булгар. Отдельное внимание уделено и разделу по археологии г. Казани (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103., Л.28-30.).

Хоть в силу не зависящих от ученого причин археологическая специализация не была введена7, Николаи Филиппович на протяжении всех лет своеи работы в университете прикладывал неимоверные усилия, чтобы воплотить эти планы в жизнь и продолжил редакторскую работу над курсами по археологии (АИЯЛИ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.76 и об.).

В сентябре 1952 г. Николаи Филиппович пишет докладную записку "О положении архео-логическои науки на Историко-филологическом факультете Казанского Государственного Университета". Этот документ отражает ту реальную ситуацию, в которои находилось археологическое образовании в Казани. Исследователь не первыи в раз подчеркнул, что при намеченных планах широкомасштабных работ в ТАССР в связи со срочным изучением зоны затопления Куибышевского гидроузла, очень остро стоит кадровыи вопрос — "До сих пор пополнение кадров происходило совершенно непланомерным путем, путем личнои инициативы. За последние 5 лет только два казанских студента историка получили законченное специальное археологическое образование (Халиков А.Х. и Хлебникова Т.А.), но исключительно по своеи инициативе, подготовляясь по ряду специальных предметов под моим руководством и с разрешения деканата Ист.фил.фак-та, сдав у меня экзамены по ряду археологических дисциплин" (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.77-

78). Далее в этом документе содержится кон-кретныи план деиствии для исправления сло-жившеися ситуации.

Так, Н.Ф. Калинин в очереднои раз обратился в ректорат КГУ с настоичивои просьбои "принять меры для создания при Ист.фил.фак-те археологическои специальности и кафедры этнографии и археологии". Предполагалось, что зав. кафедрои будет Н.И.Воробьев (этнограф, д.и.н). Помимо него в штат кафедры воидут преподаватели Е.П. Бусыгин (этнограф, к.и.н.) и Н.Ф. Калинин (археолог, к.и.н.) и ассистент А.Х. Халиков. Преподавание планировалось проводить по программе МГУ с добавлением курсов по местнои археологии, методике археологических исследовании, остеологии, нумизматике и пр., которые читались бы местными специалистами (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.78-79).

Следующим шагом должно была быть организация Археологического музея. Отметим, что Археологическии кабинет в августе 1952 г. был свернут в течение нескольких часов по срочному распоряжению ректора. вследствие этого коллекции были "спутаны в одну массу, а вещи, хранившиеся в ящиках свалены на маленьком пространстве в Этнографическом музее и в заднем вестибюле университета около уборных". "Пользоваться коллекциями сеичас невозможно, а они непременно нужны для лекции" — с досадои констатировал Н.Ф. Калинин. В будущем музее было запланировано развернуть экспозицию по пяти тематическим разделам: 1) Палеолит 2) Неолит 3) Бронза 4) Желез-ныи век 5) Средневековье. Это возможно было бы осуществить практически сразу, т.к. архео-логическии кабинет располагал богатыми коллекциями. Для музея необходима была площадь не менее 70 кв.м. и отдельныи кабинет

7 Официальную причину отказа руководства университета, по имеющимся в архиве Н.Ф. Калинина данным, установить не представляется возможным.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

лаборатории. Подробно был представлен и список-план необходимого для лаборатории и му-зеиного зала оборудования (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.79-81).

Помимо работы над учебными программами, много времени Н.Ф. Калинин уделял подготовке лекции. Как заметил А.Г. Ситдиков, многочисленные архивные материалы с выписками, планами лекции и другого учебного материала указывают на многолетнюю целенаправленную работу (Ситдиков, 2012, с. 12). Кроме основного курса археологии Н.Ф. Калинин читал лекции по истории Татарстана, а также готовил отдельные темы по истории и культуре Древнего мира (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 2. Ех. 94.). К примеру, курс истории Татарстана делился на семь тем, рассматривающих историю региона с древнеиших времен до начала XVII вв.

Значительную часть времени уделял ученыи консультациям и научному руководству (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 2. Ех. 109. Л.19-21). Поблажек студентам ученыи не делал и выступал в качестве строго, но справедливого оппонента. В студенческих работах он уделял внимание стилю и языку изложения, анализировал доказательную базу, проверял правильность ссылочного аппарата. Как хорошии психолог, Н.Ф. Калинин всегда начинал и заканчивал рецензии описанием положительных сторон работы, а минусы и недостатки размещал середине своих отзывов. Самые лучшие работы студентов публиковались в научных изданиях, некоторые из них были отмечены премиями Министерства высшего образования СССР (Кузьминых и др., 2009, с. 3).

Особая роль в подготовке археологов отводилась курсовым и дипломным работам студентов, при работе над которыми учащиеся не только осваивали предшествующии исследова-тельскии опыт, но и с помощью Н.Ф. Калинина

формулировали и решали новые научные проблемы, зачастую превышающие по объему и содержанию студенческии уровень знании. Хорошим примером этому может служить дипломная работа А.Х. Халикова "К вопросу о При-казанскои культуре эпохи позднеи бронзы на территории Среднего Поволжья" В неи нашли отражения тот подход и те принципы, которые закладывал Николаи Филиппович в своих учеников: обширныи анализ литературы, использование, самостоятельная обработка и привлечение нового вещевого археологического материала, его классификация, комплексныи меж-дисциплинарныи подход (имеется ввиду привлечение данных геологии, химии, палеоботаники и пр.), осторожность и взвешенность в выводах, "правильное" использование марксистско-ленинских методологических позиции и цитат классиков марксизма (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 1. Ех. 438. Л. 1-4.).

Несмотря на перенесенныи в 1954 г. инфаркт и связанное с этим сильное ухудшение состояния здоровья, ученыи продолжал свою научную и педагогическую деятельность. Так, в числе последних отрецензированных студенческих работ был диплом В.Е. Стоянова "Археологические памятники эпохи железа в Южнои Удмуртии" (маи 1958 г.) (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 1. Ех. 459. Л. 2-4.).

К сожалению, ни кафедра археологии и этнографии, ни археологическая специализация, ни археологическии музеи при жизни Н.Ф. Калинина в КГУ организованы не были. Однако этот факт это ни коим образом не умаляет вклада ученого в развитие Казанскои археологии. Его идеи и наработки не канули в лету, а послужили прочным фундаментом для последующего поколения ученых. Превратить архео-логическии кабинет в полноценныи музеи удалось любимому ученику Николая Филипповича

MODERN ORIENTAL STUDIES «и № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONL,NE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

— А.Х. Халикову лишь в 1978 г. Кафедра этнографии и археологии была создана на 10 лет позже музея коллегои ученого — Е.П. Бусыгиным.

В заключении можно констатировать, что непосредственное участие в раскопках, сопричастность к открытию новых материалов, возможность обсуждения научных идееи со сверстниками и старшими коллегами в рамках работы студенческого археологического кружка и кабинета, способствовали раннему формированию исследовательских навыков и стимулировали студентов к самостоятельнои науч-нои деятельности. Кружок явился тои удачнои организационнои формои, благодаря которая привлекла в археологию учащихся не только историко-филологического факультета КГУ, но и других ВУЗов.

Как заметили П.Н. Старостин и А.Г. Ситди-ков, кружок и кабинет стали продолжателями части научных традиции Общества археологии, истории и археологии КГУ, носителем и хранителем которых был сам Н.Ф. Калинин (Ситдиков, Старостин, 2002, с. 7). Организация научных работ, научная и педагогическая деятельность Н.Ф. Калинина оказали значительное влияние на развитие археологическои науки в Татарстане. Созданныи и возглавляе-мыи им студенческии кружок при КГУ стал для будущих исследователеи замечательным научным полигоном, а некоторые его выпускники в последствии стали известными историками и археологами (В.Е. Стоянов, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков).

Студенчество было связано напрямую как с "более опытными товарищами"8 — археологами-профессионалами, так и со среднеи школои. Кружковцы занимались популяризациеи архео-логическои науки и просветительско-образовательнои работои среди учащихся средних школ, ВУЗов и населения. В этои связи Н.Ф.

Калининым была заложена идея преемственности образования, которая в Казани до начала деятельности ученого фактически отсутствовала.

Литература

1. Археологическая экспедиция Казанского филиала АН СССР по западным раионам Татар-скои АССР в 1949 г. (Доклад на Археологиче-скои конференции Госмузея Татреспублики 20 ноября 1949 г.) // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.180.

2. Материалы по археологическим Казанского Кремля. (Графические, фото, дневник и др.) 1947 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.296. 106 л.

3. Отзыв о дипломнои работе студента Казанского Государственного университета -А.Х.Халикова: "К вопросу о при казанскои культуре эпохи позднеи бронзы на территории Среднего Поволжья"(Рукопись с автор-скои правкои и подписью). 1952 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 1. Ех. 438. 4 л.

4. Заметки к отзыву о дипломнои работе студента В.С. Стоянова: "Археологические памятники эпохи железа в южнои Удмуртии". 1958 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 1. Ех. 459. 4 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Итоги проверки нумизматов, акты приема, сдачи экспонатов, планы экспозиции, докладные записки и др.материалы периода деятельности Н.Ф. Калинина в Государственном музее Татарскои АССР. Т.1. 1935 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.48. 193 л.

6. Лекции и материалы к ним: "О материальнои культуре Рима, Египта, Греции", прочитанных студентам исторического факультета Казанского госуниверситета им. В.И. Ульянова-Ленина. Рукопись. 1948 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп. 2. Ех. 94. 178 л.

7. Лекции по археологии и материалы к ним. Прочитаны студентам исторического факультета Казанского Госуниверситета имени В.И. Ульянова-Ленина. Рукопись. 1949 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.2. Ех.96. 186 л.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

18.

19.

8. Программы по археологическои специальности и переписка к ним. Составлены Н.Ф.Калининым для исторических факультетов государственных университетов. 1946 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. 81 л.

9. Переписка Н.Ф. Калинина с Казанским государ- 17. ственным университетом имени В.И. Ульянова -Ленина об организации археологических экспедиции, об отпуске средств для проведения учебно-методическои практики студентов историко-филологического факультета, планы его лекции, пригласительные билеты совета общества Археологии, истории и этнографии и др. 1956 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.109. 38 л.

10. Справки, удостоверения о трудовои деятельности. Подлинник. 1958 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.3. Ех.7. 51 л.

11. Письма Н.Ф. Калинину из Москвы. 6 писем, 20. 4 открытки. 1955 г. // АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.4. Ех.41. 13 л.

12. Документы и материалы за разные годы. (Фото, негативы, рисунки; Деловая переписка; Научно-организационная и общественная деятельность; Научная деятельность; Библиотека Н.Ф.Калинина и статьи о нем) 1958 г. // НФ МА РТИА АН РТ. Ф.5. Оп.41. Ех.26. 123 л.

13. Отчет об археологическои экспедиции по долине р. Казанки в 1945 г.; Отчет о работе по левому берегу р. Казанки и Кисьмеси в 1945 г. // НОА ИА РАН.Ф-1. Р-1. Д. 33.

14. Отчет об археологическои экспедиции 1948 г. по раионам Татарскои АССР. // НОА ИА РАН.Ф-1. Р-1. Д. 202.

15. Бельтикова Г.В., Корякова Л.Н., Кузьминых С.В. Памяти Владислава Евгеньевича Стоянова (1934-1999) // Россииская археология. Москва, 2000. № 4. - С. 245-248.

16. Зоря Р.С. К биографии ученого: деятельность 25. Н.Ф. Калинина во 2-и половине 1930-х - конце 1940-х годов // Советская археология до

21.

22.

23.

24.

и после Великои Отечественнои воины (вторая половина 1930-х - конец 1940-х годов). Материалы Международнои научнои конференции / Отв. ред. И.А. Сорокина. М., 2021. С. 30-31.

Зоря Р.С., Ситдиков А.Г. Н.Ф. Калинин: изучение и сохранение историко-археологического наследия Болгарского городища // АЕС. - Казань, 2021. - № 2. - С. 347-361.

Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ за 1945 - 1952 гг. - Казань, 1954. - 126 с.

Кузьминых С.В., Старостип П.Н., Хузин Ф.Ш. Альфред Хасанович Халиков: очерк жизни и научнои деятельности // Альфред Хасано-вич Халиков: ученыи и учитель (к 80-летию со дня рождения) / Отв. Ред. Ф.Ш. Хузин, А.Г. Сит-диков. - Казань, 2009. - 188 с.

Кузьминых С.В., Смирнов А.С. Археология в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте // Поволжская археология. - Казань, 2015. - № 1 (11). - С. 214-240.

Руденко К.А. История археологического изучения Волжскои Булгарии (X - начало XIII в.). -Казань, 2014. - 767 с.

Руденко К.А. Организации и учреждения археологического профиля в 1917 - начале 1930 -х годов в Казанскои губернии - ТАССР // Очерки истории отечественнои археологии. -М., 2019. - Вып. V. - С. 277-304.

Ситдиков А.Г., Старостин П.Н. Николаи Филиппович Калинин. 1888 - 1959. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. - 24 с.

Ситдиков А.Г. Н.Ф.Калинин и его роль в развитии археологии в Казанском университете / Актуальные вопросы археологии Поволжья. К 65-летию студенческого кружка Казанского университета. - Казань, 2012. - С. 10-13.

Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г. Казанская археологическая школа: итоги и перспективы развития // Поволжская археология. - Казань, 2014.

8 Большая часть археологических исследовании ИЯЛИ проходили совместно с Казанским университетом.

MODERN ORIENTAL STUDIES «ы № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONUNE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

- № 3 (9). - С. 6-40.

26. Хузин Ф.Ш. Основатель казанской школы археологии (к 130-летию со дня рождения Н.Ф.Калинина) // Из истории и культуры народов Поволжья. - Казань, 2019. - Т.1. - № 8.

- С.200-210.

27. Хузин Ф.Ш. А.Х.Халиков и Казанская школа археологии (к 90-летию со дня рождения) // Из истории и культуры народов Поволжья. -Казань, 2019. - Т.1. - № 9. - С.172-184.

References

1. Arheologicheskaya ekspediciya Kazanskogo filíala AN SSSR po zapadnym rajonam Tatarskoj ASSR v 1949 g. (Doklad na Arheologicheskoj konfer-encii Gosmuzeya Tatrespubliki 20 noyabrya 1949 g.) // AIYALI AN RT. F. 8. Op.1. Ekh.180.

2. Materialy po arheologicheskim Kazanskogo Kremlya. (Graficheskie, foto, dnevnik i dr.) 1947 g. // AIYALI AN RT. F. 8. Op.1. Ekh.296. 106 l.

3. Otzyv o diplomnoj rabote studenta Kazanskogo Gosudarstvennogo universiteta - A.H.Halikova: "K voprosu o pri kazanskoj kul'ture epohi pozdnej bronzy na territorii Srednego Pov-olzh'ya"(Rukopis' s avtorskoj pravkoj i pod-pis'yu). 1952 g. // AIYALI AN RT. F. 8. Op. 1. Ekh. 438. 4 l.

4. Zametki k otzyvu o diplomnoj rabote studenta V.S. Stoyanova: "Arheologicheskie pamyatniki epohi zheleza v yuzhnoj Udmurtii". 1958 g. // AIYALI AN RT. F. 8. Op. 1. Ekh. 459. 4 l.

5. Itogi proverki numizmatov, akty priema, sdachi eksponatov, plany ekspozicij, dokladnye zapiski i dr.materialy perioda deyatel'nosti N.F. Kalinina v Gosudarstvennom muzee Tatarskoj ASSR. T.I. 1935 g. // AIYALI AN RT. F.8. Op.2. Ekh.48. 193 l.

6. Lekcii i materialy k nim: "O material'noj kul'ture Rima, Egipta, Grecii", prochitannyh studentam istoricheskogo fakul'teta Kazanskogo gosuniver-siteta im. V.I. Ul'yanova-Lenina. Rukopis'. 1948 g. // AIYALI AN RT. F. 8. Op. 2. Ekh. 94. 178 l.

7. Lekcii po arheologii i materialy k nim. Prochitany studentam istoricheskogo fakul'teta Kazanskogo Gosuniversiteta imeni V.I. Ul'yanova-Lenina. Rukopis'. 1949 g. // AIYALI AN RT. F. 8. Op.2. Ekh.96. 186 l.

8. Programmy po arheologicheskoj special'nosti i perepiska k nim. Sostavleny N.F.Kalininym dlya istoricheskih fakul'tetov gosudarstvennyh univer-sitetov. 1946 g. // AIYALI AN RT. F.8. Op.2. Ekh.103. 81 l.

9. Perepiska N.F. Kalinina s Kazanskim gosudar-stvennym universitetom imeni V.I. Ul'yanova-Lenina ob organizacii arheologicheskih ek-spedicij, ob otpuske sredstv dlya provedeniya uchebno-metodicheskoj praktiki studentov istori-ko-filologicheskogo fakul'teta, plany ego lekcij, priglasitel'nye bilety soveta obshchestva Arhe-ologii, istorii i etnografii i dr. 1956 g. // AIYALI AN RT. F.8. Op.2. Ekh.109. 38 l.

10. Spravki, udostovereniya o trudovoj deyatel'nosti. Podlinnik. 1958 g. // AIYALI AN RT. F.8. Op.3. Ekh.7. 51 l.

11. Pis'ma N.F. Kalininu iz Moskvy. 6 pisem, 4 otkrytki. 1955 g. // AIYALI AN RT. F.8. Op.4. Ekh.41. 13 l.

12. Dokumenty i materialy za raznye gody. (Foto, nega-tivy, risunki; Delovaya perepiska; Nauchno-organizacionnaya i obshchestvennaya deyatel'nost'; Nauchnaya deyatel'nost'; Biblioteka N.F.Kalinina i stat'i o nem) 1958 g. // NF MA RTIA AN RT. F.5. Op.41. Ekh.26. 123 l.

13. Otchet ob arheologicheskoj ekspedicii po doline r. Kazanki v 1945 g.; Otchet o rabote po levomu beregu r. Kazanki i Kis'mesi v 1945 g. // NOA IA RAN.F-1. R-1. D. 33.

14. Otchet ob arheologicheskoj ekspedicii 1948 g. po rajonam Tatarskoj ASSR. // NOA IA RAN.F-1. R-1. D. 202.

15. Bel'tikova G.V., Koryakova L.N., Kuz'minyh S.V. Pamyati Vladislava Evgen'evicha Stoyanova (1934-1999) // Rossijskaya arheologiya. Moskva, 2000. № 4. - S. 245-248.

16. Zorya R.S. K biografii uchenogo: deyatel'nost' N.F. Kalinina vo 2-j polovine 1930-h - konce 1940-h godov // Sovetskaya arheologiya do i posle Ve-likoj Otechestvennoj vojny (vtoraya polovina 1930-h - konec 1940-h godov). Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Otv. red. I.A. Sorokina. M., 2021. S. 30-31.

17. Zorya R.S., Sitdikov A.G. N.F. Kalinin: izuchenie i sohranenie istoriko-arheologicheskogo nasledi-ya Bolgarskogo gorodishcha // AES. - Kazan', 2021. - № 2. - S. 347-361.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЗОРЯ Р.С. / [email protected] / УДК 94

18. Kalinin N.F., Halikov A.H. Itogi arheologicheskih rabot za 1945 - 1952 gg. - Kazan', 1954. - 126 s.

19. Kuz'minyh S.V., Starostip P.N., Huzin F.SH. Al'fred Hasanovich Halikov: ocherk zhizni i nauchnoj deyatel'nosti // Al'fred Hasanovich Halikov: uchenyj i uchitel' (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya) / Otv. Red. F.SH. Huzin, A.G. Sitdikov. - Kazan', 2009. - 188 s.

20. Kuz'minyh S.V., Smirnov A.S. Arheologiya v Severo -vostochnom arheologicheskom i etnografich-eskom institute // Povolzhskaya arheologiya. -Kazan', 2015. - № 1 (11). - S. 214-240.

21. Rudenko K.A. Istoriya arheologicheskogo izucheniya Volzhskoj Bulgarii (X - nachalo XIII v.). - Kazan', 2014. - 767 s.

22. Rudenko K.A. Organizacii i uchrezhdeniya arheo-logicheskogo profilya v 1917 - nachale 1930-h godov v Kazanskoj gubernii - TASSR // Ocherki istorii otechestvennoj arheologii. - M., 2019. -Vyp. V. - S. 277-304.

23. Sitdikov A.G., Starostin P.N. Nikolaj Filippovich Kalinin. 1888 - 1959. - Kazan': Izd-vo Ka-zanskogo universiteta, 2002. - 24 s.

24. Sitdikov A.G. N.F.Kalinin i ego rol' v razvitii arheologii v Kazanskom universitete / Aktual'nye vo-prosy arheologii Povolzh'ya. K 65-letiyu stu-dencheskogo kruzhka Kazanskogo universiteta. -Kazan', 2012. - S. 10-13.

25. Huzin F.SH., Sitdikov A.G. Kazanskaya arheolog-icheskaya shkola: itogi i perspektivy razvitiya / / Povolzhskaya arheologiya. - Kazan', 2014. - № 3 (9). - S. 6-40.

26. Huzin F.SH. Osnovatel' kazanskoj shkoly arheologii (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya N.F.Kalinina) // Iz istorii i kul'tury narodov Povolzh'ya. - Kazan', 2019. - T.1. - № 8. - S.200-210.

27. Huzin F.SH. A.H.Halikov i Kazanskaya shkola arheologii (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya) // Iz istorii i kul'tury narodov Povolzh'ya. - Kazan', 2019. - T.1. - № 9. - S.172-184.

Сокращения/Abbreviations

- АИЯЛИ — Архив Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (Академии наук Республики Татарстан).

- АТССР — Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика (с 1936 г. - Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика, ТАССР).

- ДТК — Дом татарскои культуры.

- ИЯЛИ - Институт языка, литературы и истории.

- КГУ - Казанскии государственный университет.

- НФ МА ИА АН РТ — Научныи фонд Музея археологии Республики Татарстан Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (Академии наук Республики Татарстан).

- НОА ИА РАН — Научно-отраслевои архив Института археологии РАН (Россиискои академии наук).

- НОТ —Научное общество татароведения.

- ОАИЭ —Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

- ЦМ — Центральным музеи ТАССР (с 1944 г -Государственныи музеи, ГМ).

Информация об авторе

Зоря Роман Станиславович

младший научный сотрудник

Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ [email protected]

Information about the Authors

Roman S. Zorya

Junior Researcher

Institute of Archaeology of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan named after A. Kh. Khalikov

[email protected]

Статья одобрена рецензентами: 30.04.2021 Статья принята к публикации: 11.05.2021 Reviewed: 30.04.2021 Accepted: 11.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.