УДК 025.5:37.018.46
А. С. Крымская
Развитие аналитических компетенций библиографа в системе повышения квалификации
Структура аналитических компетенций библиографа. Деятельность Центра дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Ключевые слова: аналитическая деятельность, библиографическая деятельность, библиографы, компетенции, повышение квалификации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Albina S. Krymskaya
Development of analytical competences of bibliographers of system of professional development
Structure of analytical competences of bibliographers. Activity of Department of additional professional education of the St. Petersburg state institute of culture.
Keywords: analytical activity, bibliographic activity, bibliographers, competences, professional development, St. Petersburg state institute of culture
Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, уже недостаточно лишь что-то знать и уметь, нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Существуют различные способы: самостоятельная работа, обмен опытом с коллегами в ходе межличностного общения, участие в конференциях и других мероприятиях. В публикациях, как правило, мы узнаем об опыте, о результатах (ЧТО СДЕЛАНО). Для развития профессиональных компетенций, тем более аналитических, важно знать технологические и организационные аспекты работы (КАК СДЕЛАНО). Значение приобретает скрытое (личностное) знание. Такой опыт библиограф может приобрести в процессе межличностного общения. Один из путей получения скрытого знания - обучение по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В соответствии с действующим федеральным законом 273-Ф3 от 29.12.2012 современная система дополнительных профессиональных программ направлена на:
- на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (программы повышения квалификации);
- на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (программы профессиональной переподготовки).
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Если говорить о развитии аналитических компетенций библиографа1, то такие программы направлены на получение следующих профессиональных компетенций, которые относятся к осуществлению информационно-аналитической деятельности:
- способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-5);
- готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-6);
- способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-7);
- готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка (ПК-8);
- готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-9);
- способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-10);
- готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-11).
Эти компетенции формируются в результате изучения следующих дисциплин:
- Документоведение;
- Информационные ресурсы;
- Отраслевые информационные ресурсы;
- Анализ информации в библиотеке;
- Аналитика текста;
- Аналитические технологии;
- Смысловой анализ текстов;
- Организация информационно-аналитической деятельности;
- Информационное предупреждение кризисных ситуаций.
Исходя из представленных компетенций и курсов основной образовательной программы, какие дополнительные образовательные программы для библиографов сегодня существуют на рынке образовательных услуг? Кратко этот вопрос рассмотрен в учебном пособии Г. Ф. Гордукаловой «Организация информационно-аналитической деятельности на предприятии»2. Программы повышения квалификации, целевой группой которых являются библиографы, большая редкость. Как
правило, в рамках общих дополнительных профессиональных программ рассматриваются лишь некоторые аспекты библиографической работы. Это связано с тем, что сегодня библиотеки полностью сосредоточены на проведении мероприятий по привлечению читателей и охотнее идут на курсы, которые помогают им в решении этой задачи. Спрос рождает предложение.
Особое значение развитие аналитических компетенций библиографов приобретает в научных библиотеках, в которых, во многом, от профессионального уровня библиографов зависит развитие научное знания в целом. Несмотря на это, в результате постоянного снижения инвестиций (не только федерального, но, особенно, регионального уровней) на развитие научных исследований, высококвалифицированный труд библиографа-универсала, владеющего всеми методами библиографического поиска и использующего все разнообразие библиографических поисковых ресурсов, становится невостребованным3. Это проявляется в том, что в результате возрастающего спроса на электронную библиографическую продукцию в системе подготовки специалистов акцент делается, прежде всего, на подготовке специалистов, умеющих работать с электронными ресурсами, и повышении компьютерной грамотности тех, кто получил образование в «доэлектронные» времена. Один из примеров - регулярно проводимые на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена совместно с Национальным электронно-информационным консорциумом (НЭИКОН) курсы повышения квалификации «Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современной образовательной и научной деятельности».
Снижение спроса на дополнительные профессиональные программы, направленные на повышение квалификации библиографов, привело к тому, что постепенно такие программы уходят с рынка образовательных услуг. В качестве подтверждения приведем программы для библиографов, анонсированные Центром дополнительного профессионального образования (ЦДПО) СПбГИК в 2011-2014 гг. (табл. 1). Первые три программы традиционно разрабатывались совместно двумя кафедрами: информационного менеджмента и информационной аналитики (доку-ментоведения и информационной аналитики). Они ежегодно включались в план-график ЦДПО.
Программа «Бизнес-аналитика» была разработана в 2012 г. для студентов, обучающихся по специализации «информационно-аналитическая деятельность», и по их инициативе4. Учебный план программы предусматривал занятия с участием специалистов: руководителей предприятий, модераторов контента портала, опытных аналитиков. Обучение прошли 12 студентов СПбГИК, которые занимались в течение семи месяцев. За это время они подготовили выпускные квалификационные работы, опубликовали статьи по выбранным темам5.
Раздел IV. Аналитические проекты библиотеки: технологии и ресурсы Табл. 1. Примеры образовательных программ ЦДПО СПбГИК
Название программы Тематические блоки, направленные на развитие аналитических компетенций
Информационный поиск (72 акад. час.) (совместно с Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБНЕТ и Российской национальной библиотекой) - Интегрированные информационно-библиотечные системы. - Автоматизированные библиотечные сети. - Автоматизация основных библиотечных технологических процессов. - Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде. - Онлайновый доступ как форма справочно-библиографического обслуживания. - Использование специализированных электронных ресурсов в обслуживании. - Типологии интернет-ресурсов, их использование. - Выполнение запросов пользователей через Интернет: методика библиографического и фактографического поиска.
Сервисный подход к библиотечно-информационной деятельности (72 акад. час.) - Информационные ресурсы (30 акад. ч.). - Технология справочно-библиографического обслуживания (6 акад. ч., выездное занятие в ЦГПБ им. В. В. Маяковского). - Тенденции развития СБО в публичных библиотеках: расширение ассортимента услуг, обеспечение доступа удаленных пользователей к кругу услуг публичных библиотек. - Стандартизация СБО: существующие стандарты, отсутствие общепринятых нормативов времени, заимствование наилучших практик. - Формы реализации СБО - классические формы, новшества (виртуальное, обслуживание в режиме «запрос-ответ»), корпоративный подход к СБО в регионе (на примере Санкт-Петербурга). - Консультативные услуги: расширение ассортимента, обучение пользователей работе с электронными ресурсами.
Сервисные тенденции развития научно-технических библиотек и служб информации предприятий (72 акад. час.) - Специалисты предприятия как пользователи услуг НТБ и СИ: изучение информационных потребностей, выявление потребительских требований и ожиданий, технологии CRM. - Информационные ресурсы. - Номенклатура информационных продуктов и услуг: проблемы разработки. - Анализ удовлетворенности потребителей качеством информационного обслуживания, методика LibQUALTM.
- Бизнес-аналитика: направления и тенденции развития, инструментарий, продукция (фирменное досье, ситуационные и обзорные справки, отчеты, система мониторинга рынка).
- Интернет-поиск бизнес-информации.
- Создание электронного массива, базы данных для анализа
- Смысловой анализ текстов о конкурентах.
- Интеллектуальный робот, работа с ним.
- Компьютерный анализ бизнес-информации.
- Логистика информационных потоков на предприятии.
- Технологии управления знаниями на предприятии.
- Конкурентная разведка.
- Психологическое портретирование.
- Бенчмаркинг.
- Опыт бизнес-аналитики: производственное предприятие.
- Анализ художественного рынка.
- Подготовка индивидуального бизнес-проекта: выбор и анализ сегмента рынка.
- Подготовка индивидуального бизнес-проекта: разработка бизнес-плана.
- Подготовка индивидуального бизнес-проекта: анализ рисков проекта.
В 2015 г. план-график реализации дополнительных профессиональных программ в СПбГИК включил следующие программы:
- Инновационные технологии библиотечно-информационного образования;
- Практикум динамического чтения (авторская школа В. А. Бородиной);
- Технологии управления современной библиотекой;
- Библиотека как объект и субъект событийного менеджмента;
- Информационно-аналитическое обеспечение культуры региона.
Как видно из этого перечня, лишь одна из программ направлена на повышение профессионального уровня библиографов.
В системе повышения квалификации складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, снижение спроса на программы вызвано уменьшением расходов на повышение квалификации. С другой стороны, при наличии экономических возможностей в библиотеке возникает другая проблема - отсутствие курсов по нужному направлению или отмена курсов по причине неукомплектованности группы. В то же время на рынке повышения квалификации существуют игроки, стоимость программ которых почти в два раза выше и которые, тем не менее, востребованы, в том числе и библиотеками.
Существуют ли пути решения этих проблем? Первую проблему в некоторой степени позволяет решить тот факт, что в соответствии с действующим законодательством объем часов программ повышения квалификации может составлять не менее 16 академических часов. Соответственно снижается их стоимость.
Вторую проблему можно решить, воспользовавшись такой формой повышения квалификации, как индивидуальная стажировка. В настоящее время она востребована даже больше, чем групповые занятия, так как при ее разработке учитываются пожелания заказчика. Но в этом случае слушатель лишается возможности обмена опытом со своими коллегами.
Третья проблема в привлечении заказчика (в данном случае библиотеки), может решаться при помощи развития сетевых форм сотрудничества. Чтобы отвечать современным вызовам, программы, направленные на развитие аналитических компетенций библиографов, целесообразно проводить, привлекая к их реализации специалистов высокого класса из научных библиотек. У библиотечно-инфор-мационного факультета СПбГИК есть положительный опыт - это проведение в 2014 г. Международной Летней библиотечной школы совместно с Библиотекой Российской академии наук и Мэрилендским университетомб.
Решение существующих проблем в системе повышения квалификации библиографов поможет сохранить и приумножить многолетний опыт библиографов-профессионалов.
Примечания
1 Гордукалова Г. Ф. Структурные особенности профессиональной компетенции аналитического типа // Вестник СПбГУКИ. - 2015. - № 1 (22), март. - С. 111-113 ; Звидрина М. П. Разнообразие специализаций аналитиков и профессиональных требований к ним // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. ст. / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 37-43.
2 Гордукалова Г. Ф. Кадры : профессиональные компетенции информационного аналитика, подготовка, переподготовка и самообразование // Гордукалова Г. Ф. Организация информационно-аналитической деятельности на предприятии : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2011. - С 117-119. - (Информационная аналитика ; вып. 1).
3 Леонов В. П. «Голландская болезнь» российской библиографии // Библиография. - 2013. -№ 2. - С. 15-20.
4 Гордукалова Г. Ф. Бизнес-аналитика = перспектива // Газета СПбГУКИ. - 2013. - № 9 (1379). - С. 3.
5 Нефедьева К. В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. ст. / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. -Санкт-Петербург, 2013. - С. 89-93 ; Шульгина А. В. Онтология для управления контентом // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. ст. / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. -Санкт-Петербург, 2013. - С. 56-61.
6 Крымская А. С. Международная Летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1 (17). - С. 86-89.