Научная статья на тему 'Развитие албанско-российских торгово-экономических отношений на современном этапе'

Развитие албанско-российских торгово-экономических отношений на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АЛБАНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОГОВОР / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / RUSSIA / ALBANIA / COOPERATION / CONTRACT / TRADE / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмутай Ноэла

Данная статья посвящена современным отношениям между Албанией и России в торгово-экономической сфере. В статье анализируется динамика торгово-экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется внешним и внутренним факторам, основным препятствиям, которые влияют на продвижение экономических отношений между двумя государствами. Целью исследования является анализ современного состояния и определение перспектив албанско-российского сотрудничества в торгово-экономическом сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Albanian-Russian trade and economic relations at the present stage

The article considers the current trade and economic relations between Albania and Russia. The changes in trade and economic cooperation are analyzed. Particular attention is paid to external and internal factors, to the main obstacles affecting the promotion of economic relations between Tirana and Moscow. The aim of the study is to analyze the current relations and determine the prospects for Albanian-Russian cooperation in trade and economic areas.

Текст научной работы на тему «Развитие албанско-российских торгово-экономических отношений на современном этапе»

Развитие албанско-российских торгово-экономических отношений на современном этапе

Ноэла МАХМУТАЙ (Республика Албания), УДК 339.5

Санкт-Петербургский государственный университет ББК 65.428

(191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8-й подъезд) - М-363

аспирант, факультет международных отношений, E-mail: noela1302@gmail.com

Аннотация

Данная статья посвящена современным отношениям между Албанией и России в торгово-экономической сфере. В статье анализируется динамика торгово-экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется внешним и внутренним факторам, основным препятствиям, которые влияют на продвижение экономических отношений между двумя государствами. Целью исследования является анализ современного состояния и определение перспектив албанско-российского сотрудничества в торгово-экономическом сфере.

Ключевые слова: Россия, Албания, сотрудничество, договор, торговый оборот, экономический потенциал.

Albanian-Russian trade and economic relations at the present stage

Noela MAHMUTAJ (Republic of Albania),

Saint-Petersburg State University

(191060, Russia, St. Petersburg, Smolnogo St. 1/3, Entrance 8) - Postgraduate student, International Relations Faculty, E-mail: noela1302@gmail.com

Abstract

The article considers the current trade and economic relations between Albania and Russia. The changes in trade and economic cooperation are analyzed. Particular attention is paid to external and internal factors, to the main obstacles affecting the promotion of economic relations between Tirana and Moscow. The aim of the study is to analyze the current relations and determine the prospects for Albanian-Russian cooperation in trade and economic areas.

Keywords: Russia, Albania, cooperation, contract, trade, economic potential.

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

На протяжении долгого времени Советский Союз был важным экономическим партнером Народной Республики Албании. СССР играл важную роль в развитии албанской экономики, оказывая помощь Албании не только в экономическом, но и в аграрном, социальном, технологическом и образовательном планах. Советский Союз помог Албании создать костяк промышленности, поставив 93% всего оборудования для нефтяной и горнорудной отраслей, около 90% грузового автотранспорта, свыше 80% тракторов, 65% других сельскохозяйственных машин1. В это время Москва была близким другом Тираны, албанский и русский народы считали друг друга «братьями», да и сами взаимоотношения между странами назывались «братскими».

Как известно, их сотрудничество длилось недолго, поскольку в 1961 году произошел открытый дипломатический разрыв между Тираной и Москвой, результатом которого стало прекращение торгово-экономического взаимодействия. Этот разрыв произошел с приходом к власти в СССР нового лидера Н.С. Хрущева, и, следовательно, курс и политика двух стран изменились. Лидер Народной Республики Албании, Энвер Ходжа, не присоединился к политике Хрущева, т.к. был против политических изменений2.

После открытого дипломатического разрыва доля СССР во внешней торговле Албании значительно уменьшилась, что негативно повлияло на экономику и социальную жизнь Албании. Это был один из сложных периодов в истории Албании: многие люди голодали и потеряли всякую надежду на удачный выход из сложившегося положения. Лидер страны Энвер Ходжа, утратив контроль над ситуацией, не смог предотвратить голод и ряд других проблем; он пришел к пониманию, что производства и экономика Албании рухнули. Состояние албанской экономики было тяжелым как после распада коммунистического режима (1991 г.), так и в начале XXI века. На данный момент на многих предприятиях материально-техническая база изношена, собственные финансовые средства для ее восстановления и модернизации отсутствуют, а производительность труда весьма низка3.

Изоляция, навязывавшаяся стране правящей Албанской партией труда в течение нескольких десятилетий, обострила социальные и психологические различия, отделяя албанцев от других европейцев4. В ХХ веке в стране царил авторитарный режим; из-за обусловленного им жесткого контроля процесс присоединения Албании к остальной части Европы и к постреволюционным государствам на Балканах проходил крайне осторожно. Приходилось действовать именно таким образом, потому что слишком резкие изменения в политике вызвали бы большое количество отрицательных последствий5. Албания была одной из самых бедных стран на Балканах и в Европе, т.к. была «закрытой» страной в течение 45 лет. Все в Албании было разрушено и неизбежные трудности первых лет самостоятельного пути негативным образом повлияли на экономическое и социальное положение в стране.

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

101 ^

Со второй половины 80-х годов ХХ века, когда заметно интенсифицировались торговые отношения с международным сообществом, очень медленно и постепенно в различных слоях общества стала выкристаллизовываться идея о принятии в качестве ориентира т. н. «западной» модели развития с ее установкой на формирование частного сектора в стране, создание конкурентной бизнес-среды, снижение административных барьеров перед иностранным инвесторами. В течение последующих лет (с 1990 года по настоящее время) албанские власти стремятся реализовать эту модель6. В основу правительственной экономической программы, направленной на осуществление рыночных преобразований в стране, положена ориентация на широкое привлечение инвестиций в национальную экономику, а также задача эффективного использования собственных природных и трудовых ресурсов7.

Начало 1990-х гг. в Албании ознаменовалось концом самоизоляции от внешнего мира, в которой страна находилась на протяжении многих лет. Это позволило Албании открыто развивать экономическое сотрудничество с другими странами, в том числе и с Россией. После разрыва Албании с СССР в 1961 г. Москва и Тирана прошли долгий и трудный путь к восстановлению отношений.

Торгово-экономическое сотрудничество Албании и России развивалось стремительно и за свою историю прошло фазы как подъема, так и падения, начиная с 1990-х годов до настоящего времени. В этой связи можно выделить две предпосылки, способствующие становлению и развитию торгово-экономического сотрудничества между Албанией и Россией. Во-первых, необходимость адаптации к новым экономическим и политическим условиям, которые складываются на современной мировой арене, как: распад коммунистического режима и изменение роли и позиций стран в глобализирующемся мире, и во-вторых, - пересмотр стратегий внешней политики и торгово-экономического сотрудничества в результате начала трансформации и либерализации внешнеэкономической и инвестиционной сфер Албании и России.

НОВАЯ ЭРА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АЛБАНИЕЙ И РОССИЕЙ

На протяжении нескольких лет важнейшей областью экономического сотрудничества Албании и РФ является внешняя торговля, играющая главную роль не только в процветании экономики страны, но и в прогрессе отношений между Россией и Албанией. В 1990-х гг. и начале XXI века в торгово-экономических отношениях между Тираной и Москвой наблюдается определенное расширение экономических связей.

Протокол о нормализации отношений между СССР и Албанией был подписан 30 июля 1990 года в Тиране. В 1991 году возобновилась деятельность посольств8. Открытие посольств в столицах стран (Тирана - февраль 1991 г., Москва - апрель

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

1991 г.) стало новым этапом в сотрудничестве между российским и албанским правительствами. Важным моментом их взаимодействия стало 6 августа 1992 года, когда заместитель МИД Российской Федерации Виталий Чуркин посетил Албанию и два правительства подписали Консульскую Конвенцию между МИД Албании и МИД Российской Федерации, вступившую в силу в 1997 году9. Подписанный документ ознаменовал собой начало нового этапа развития отношений между странами в культурной, медицинской, научной и других сферах.

Спустя два года, после нескольких консультаций, в Москве подписано Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой РФ и Торговой палатой Республики Албании, вступившее в силу со дня подписания10. Также между странами был подписан ряд соглашений, призванных интенсифицировать экономические связи. Важным событием в албанско-российских торгово-экономических отношениях стало подписание двухстороннего соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Албании о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве (подписано 11 апреля 1995 года)11. Мониторинг его реализации осуществляется межправительственной албанско-российской комиссией (МПК) по экономическому и гуманитарному сотрудничеству. МПК собирается раз в год для подведения баланса работы, проделанной за определенный период и для прогнозирования развития этого сотрудничества в будущем.

Также была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области воздушного, морского и автомобильного транспорта12. Важным моментом на пути сближения двух стран стало подписание (по случаю объявления независимости Албании) Соглашения между Центральным Банком РФ и Банком Албании (28 ноября 1995 г.), вступившего в силу со дня подписания13.

Подписание вышеупомянутых документов создало в отношениях между Россией и Албанией новую ситуацию, направленную на нормализацию сотрудничества и его развитие. Правительства обеих стран были намерены достичь поставленной цели, несмотря на то что обе страны находились в процессе изменения политической системы и во всех областях трудностей было достаточно. Одним из важнейших для Албании событий, случившихся за последнее время, является подписание соглашения о возвращении Албанией России (бывшему СССР) старой задолженности. Речь идет о сумме, взятой взаймы во время Второй мировой войны; на данный момент албанское правительство выплачивает России этот долг14.

Впрочем, приходится с сожалением констатировать, что несмотря на все подписанные документы, правительства Москвы и Тираны не смогли развивать отношения между собой должным образом на протяжении последнего десятилетия XX

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

103 ^

века. Упомянутые договоры так и остались «на бумаге», а де-факто конкретные действия или результаты отсутствуют. Подписания соглашений продолжались и в первом десятилетии XXI в.

В декабре 2002 года было заключено соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами (ТПП) России и Албании, а 11 октября 2006 года в Москве прошел двусторонний деловой форум с участием предпринимателей и представителей торгово-промышленных палат (ТИП) России и Албании, приуроченный к очередному (IV) заседанию Межправительственной албанско-российской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где также было подписано соглашение об обмене деловой информацией по линии ТПП15. В этом мероприятии приняли участие вице-президент ТПП России Г.Г. Петров, председатели национальных частей МПК, представители государственных органов власти и деловых кругов двух стран. Российские и албанские компании представили обе страны в рамках бизнес-форума. Также важно отметить, что между территориальными палатами двух стран имеется ряд соглашений, но на практике эти соглашения не реализуются по причинам как объективного (отсутствие у российских предпринимателей достоверной информации о политической и экономической ситуации в Албании), так и субъективного характера -сложившееся мнение российских деловых кругов о необязательности, а зачастую и ненадежности албанских партнеров16. Но, несмотря на эти препятствия, определенная работа по линии ТПП Албании и России ведется - например, албанское и российское посольства постоянно информируют своих членов о выставках, тендерах и других мероприятиях.

Через год, в октябре 2007 г. в Тиране состоялось следующее заседание МПК, где были обозначены приоритетные направления торгово-экономического сотрудничества между странами: энергетика, разработка полезных ископаемых на территории Албании и сотрудничество таможенных служб. Во время этого заседания представители Албании посетили Челябинский тракторный завод с целью наладить возможные поставки продукции завода в Албанию, но, к сожалению, результатов в этом направлении деятельности нет по причине упомянутых препятствий.

Также состоялись другие заседания с участием руководства ТПП России и представителей Союза торгово-промышленных палат Албании, где особенное внимание было обращено на развитие сотрудничества малых и средних предприятий, стимулирование экспорта и инвестиций, а также на налаживание контактов между туроператорами двух стран; т.к. перспективы сотрудничества между Албанией и Россией в развитии индустрии туризма кажутся весьма привлекательными, ТПП обеих стран подписали в 2011 году Соглашение о сотрудничестве между двумя палатами. Это соглашение помогает странам взаимодействовать, понимая потенциал продвижения отношений в торгово-экономической сфере.

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

Также проводились и другие встречи - например, визит в Албанию (состоявшийся 18-19 февраля 2013 г.) делегации российско-албанской МПК по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству во главе с председателем российской части Комиссии Г.И.Элькиным17. Обе стороны обсуждали целый ряд двухсторонних документов и договорились об их проработке, но пока ничего конкретного о дальнейших действиях в этой сфере неизвестно.

С 2014 г. на международной арене возобладали негативные тенденции, связанные с кризисом на Украине, санкциями Европейского Союза против России и ответными мерами российского правительства. Известно, что Россия отреагировала наложением эмбарго в отношении ряда товаров как из Албании, так и из других европейских стран, присоединившихся к санкциям против Москвы. Официальной причиной эмбарго, по версии российской стороны, стало использование поддельных фитосанитарных сертификатов для поставки запрещенной в России албанской сельскохозяйственной продукции18. По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзор) Албания использовалась как страна прикрытия для поставки продукции из стран ЕС через Белоруссию и «ложный транзит» на Казахстан19.

В этом году (4 апреля) в Москве состоялась рабочая встреча межправительственной комиссии между странами. Представители обеих стран снова обсудили разные вопросы, такие как перспективы сотрудничества в туризме, торговле, сельском хозяйстве, технологии, образовании, культуре и проч. Также стороны обсуждали возможности улучшения и укрепления двухсторонней договорно-правовой базы, чтобы на следующем заседании, местом проведения которого назначена Тирана, стороны могли бы подписать ряд билатеральных документов. Приходится признать, что несмотря на отсутствие подписанных в ходе этой встречи договоров, у нее есть и положительные стороны. Так, установление контактов между представителями Тираны и Москвы и дальнейшие их встречи помогут странам создать более полное и внятное представление о позиции оппонента по определенным вопросам. Важно подчеркнуть, что несмотря на взаимные санкции, товарооборот между Тираной и Москвой существенно не изменился. Как было упомянуто выше, в течение 90-х годов и в начале 2000-х гг. (до 2018 г.) был подписан ряд двусторонних документов, но контакты между Россией и Албанией интенсивностью не отличались.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЛБАНИЕЙ С 2010 ГОДА ДО 2018 ГОДА

Следует учитывать, что рост взаимного товарооборота в основном происходил за счет увеличения объемов импорта товаров из России. Поставка отдельных видов российских товаров в Албанию преобладает над поставкой других, как показано в таблицах 1 и 3. Это относится к таким товарам, как минеральное топливо, нефть и

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

105 ^

продукты их перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски. Доля этих товаров составляет 35.57% от всего объема экспорта России в Албанию.

Таблица 1

Динамика внешней торговли России с Албанией в 2010 -2018 гг. (млн долл. США)20

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Товарооборот 57 66 97 63 103 79 69 88 145

Экспорт РФ 54 58 88 50 81 67 58 73 126

Импорт РФ 4 8 9 13 22 12 11 15 19

Сальдо 50 50 78 37 58 55 47 57 106

Источник: Расчет по данным таможенной службы РФ URL: http://russian-trade.com

Товарооборот между Москвой и Тираной в 2010 г. составил 57 млн долларов США (российский экспорт - 54 млн долларов США, а российский импорт - 4 млн долларов США). Однако в течение 2013 года наблюдалось сокращение объемов взаимной торговли. По данным российской статистики, товарооборот снизился на 34 млн долларов США по сравнению с 2012 г., составив 63 млн долларов США. Сокращение наблюдалось только по экспортным поставкам. Разница между объемами импорта и экспорта составила 4 млн долларов США в пользу импорта.

Любопытно в таком случае взглянуть на 2014 год, показывающий положительный рост объемов взаимной торговли между Албанией и Россией. По данным российской статистики, албанско-российский товарооборот составил 103 млн долларов США в 2014 г. Важно отметить, что по всем методикам расчета рост торговли между Албанией и Россией в 2014 г. был на высоком уровне, несмотря на то что 2014 год оказался тяжелым для многих стран из-за санкций. Объем взаимной торговли между Россией и европейскими странами, присоединившимися к санкциям, постепенно уменьшался, но объем взаимной торговли России и Албании оставался прежним. Из этого можно сделать вывод, что отношения между Албанией и Россией не выстраиваются на уровне международных отношений (доказательством этого могут служить, например, косовский кризис, время санкций и др.).

Следует признать, что сотрудничество между Россией и Албанией выстраивается на стремлении к деловому и конструктивному партнерству и на растущем интересе обеих сторон к установлению развернутых связей сотрудничества с точки зрения прагматизма и взаимной выгоды21. Прошлый год (2018) также доказывает этот факт. По сравнению с 2017 годом товарооборот между сравниваемыми странами в 2018 г. вырос на 64,58% и составил 145 млн долларов США. При этом российский экспорт возрос на 73,09%, а импорт на 24,36% (по сравнению с 2017 годом) и составил 3 742 798 млн долларов США.

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

Несмотря на то что взаимодействие стран на международной арене проходит разные, иногда не до конца понятные исследователю фазы, развитие товарооборота между Албанией и Россией продолжается. В отношениях между Албанией и Россией улучшаются показатели импорта и экспорта (145 млн долл. США в 2018 г., таблица 1). Товарооборот между Россией и Албанией недалек от оптимального; он стимулирует заинтересованность партнеров к разрешению поставок товаров из России в Албанию и наоборот. Отметим следующий важный момент: несмотря на усиление политического давления на международной арене, возможности развития торгово-экономических отношений во всех секторах экономики остаются существенным резервом роста взаимного экономического обмена сторон. Безусловно негативное воздействие санкций на албанско-российскую торговлю пока, впрочем, не может быть охарактеризовано как драматичное, что показывают данные, отображенные в таблице 1.

По данным российской статистики, в 2018 г. Албания входила в список 112 внешнеторговых партнеров России (98-е место по экспорту и 108-е место по импорту). Несмотря на рост товарооборота между странами (как показано в таблице 2), их место в товарообороте за проанализированный, достаточно длинный промежуток времени, не изменился. Проведённый анализ показывает, что динамика места и доли Албании во внешней торговле России остается практически неизменной на протяжении многих лет. На данный момент Албания находится на 100 месте.

Таблица 2

Динамика места Албании во внешней торговле РФ в 2010 - 2018 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Место в товарообороте РФ 117 128 112 121 110 118 119 116 112

Место в экспорте РФ 99 110 104 114 102 106 105 105 98

Место в импорте РФ 130 128 119 118 103 110 115 111 108

Источники: Расчет по данным таможенной службы РФ URL: http://russian-trade.com

Санкции, безусловно, повлияли на политические отношения между Республикой Албанией и Российской Федерацией. Впрочем, особенно негативных последствий не было - практически отсутствует отрицательная динамика развития и не наблюдается уменьшения объема двусторонней экономики и торговли между странами. Так произошло из-за неугасающего желания обеих стран сотрудничать. Заметен рост, свидетельствующий о сдвиге системы (см. таблицы 1, 2).

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

Высокий уровень структурных различий в торговле России и Албании на внешнем рынке демонстрируют данные таблиц 3 и 4. Основными товарами экспорта в Албанию являются продовольственные товары, сельскохозяйственное сырьё, минеральные продукты, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование и транспортные средства; основные товары импорта из Албании - текстиль и обувь, машины, оборудование и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

Как показывают таблицы 3 и 4, процент объема экспорта и импорта России в Албанию не сильно различается и почти не меняется. Немного снижается объем поставленных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (2018 г.) по сравнению с последующими годами, но этот процесс компенсирован повышением поставок других товаров - например, минеральных продуктов, металлов и изделий из них. Интересно анализировать динамику структуры импорта России из Албании, т.к. наблюдается значительный рост отдельных видов товаров (например, текстиль и обувь), но в то же время падает спрос на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Таблица 3

Динамика структуры экспорта России в Албанию с 2010 -2018 гг. по видам товаров (% от всего объема экспорта)

Виды товаров 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё 50,3 77,6 63,0 89,3 59,2 41,8 51,5 50,8 35,57

Минеральные продукты 21,5 4,2 11,6 2,5 21,0 40,2 25,0 5,9 33,13

Продукция химической промышленности 12,0 4,5 11,3 6,0 12,3 9,5 5,5 7,5 6,16

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 0,1 0,1 0,0 0,2 0,4 0,3 0,5 1,0 0,89

Металлы и изделия из них 14,4 12,5 12,5 0,4 5,6 3,7 11,3 18,4 21,26

Машины, оборудование и транспортные средства 0,7 1,1 1,4 1,5 0,5 0,9 3,0 11,4 0,40

Источники: Расчет по данным таможенной службы РФ URL: http://russian-trade.com

Таблица 4

Динамика структуры импорта РФ из Албании в 2010 - 2018 гг. по видам товаров

(% от всего объема импорта)

Вид товаров 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё 12,1 15,9 10,5 16,2 46,6 35,2 0,4 0,1 0,1

Минеральные продукты 2,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1

Продукция химической промышленности 0,1 0,3 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,3 0,3

& 108

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 0,6 0,1 0,8 0,1 0,1 0,7 0,7 1,2 1,6

Текстиль и обувь 85,0 83,5 88,3 78,8 51,8 53,2 88,3 94,4 94,5

Драгоценные металлы и камни 0,0 0,0 0,0 0,0 0,9 1,0 0,0 0,0 0,1

Металлы и изделия из них 0,0 0,0 0,0 1,6 0,1 0,2 0,0 0,0 0,0

Машины, оборудование и транспортные средства 0,0 0,0 0,2 0,0 0,0 0,2 0,0 0,02 1,2

Источники: Расчет по данным таможенной службы РФ URL: http://russian-trade.com

Следует подчеркнуть, что традиция импорт-экспорта между странами продолжается почти в тех же сферах, в каких она процветала во время централизованного правления экономикой. В начале 1990-х гг. албанские предприниматели обращали все больше внимания на российскую машиностроительную продукцию. В Албанию начались поставки владимирских и липецких тракторов, автомобилей «Лада», грузовиков «КАМАЗ», часов, музыкальных инструментов22.

Проанализировав данные таблиц, можно прийти к следующему выводу: торгово-экономические отношения между Албанией и Россией начали постепенно восстанавливаться лишь после 2000-х годов, и тогда же начал расти товарооборот между двумя странами. Главным фактором албанско-российского экономического сотрудничества, как упоминалось выше, была и остается взаимная торговля.

Приходится признать, что одной из главных причин того, что отношения между странами не только в политике, но в экономике и торговле не продвигаются, является Договор о Дружбе и сотрудничестве, подписанный в 1995 г. Этот договор, пересмотренный МИД Албании и России в Тиране (2004 г.), вновь остался не подписанным, т.к. требует пересмотра с обеих сторон. Другой причиной, из-за которой отношения стран в торгово-экономической сфере развиваются медленнее, чем хотелось бы, становится отсутствие конкретных действий (фактов, проектов) со стороны Межправительственной комиссии Албании и России (МПК), играющей важную роль в развитии взаимодействия в различных областях (энергетика, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, инфраструктура, транспорт, туризм и др.). По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Албании, А.Р. Карпушина, торгово-экономические обмены чрезвычайно политизированы, что не позволяет развиваться отношениям Москвы и Тираны23.

Важно также признать, что торгово-экономические отношения России и Албании не находятся на должном уровне по причине различных обстоятельств. Во-первых, отсутствуют конкретные результаты деятельности межправительственной комиссии, которая собирается для обсуждения широких кругов вопросов. Следующей причиной - до настоящего времени - остается проблема узкой номенклатуры взаимно поставляемых товаров, отсутствие информации об экспортном и

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

109 ^

импортном потенциалах двух стран, отсутствие встреч или контактов на высшем уровне, неучастие албанских фирм в выставках на российском рынке и vice versa. Все вышеперечисленное значительно притормаживает процесс развития торгово-экономических отношений Албании и России.

По мнению представителя России А.Р. Карпушина, албанской стороне не хватает политической воли для сотрудничества с Россией, в то время как та всегда готова сотрудничать с Албанией24. Албания, в свою очередь, не дает никакого объяснения недостаточному сотрудничеству с Россией, кроме слов «Вступление в ЕС - главный приоритет Албании». Албания и Россия знают, что обладают реальным гигантским потенциалом сотрудничества, до сих пор остающимся нереализованным. Анализ развития торговых отношений Албании с Россией (за период с 2010 по 2018 год) позволяет сделать вывод о том, что торговля между странами имеет тенденцию к росту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе основной фактор развития торгово-экономических отношений между Албанией и Россией - стремление обеих стран к сотрудничеству по широкому перечню вопросов. Также надо признать, что, в отличие от динамично развивающейся двусторонней торговли, инвестиционное сотрудничество долгое время находилось на достаточно низком уровне, несмотря на большое желание обеих стран сотрудничать. Это можно объяснить не только политическими решениями, но и внутренней политикой стран. Свой вклад в сложившуюся ситуацию внесли как недостаточная информированность албанских компаний (учреждений) о возможностях участия в инвестиционных проектах в России, так и недостаточная информированность российских компаний (учреждений) о возможностях участия в инвестиционных проектах в Албании. Также надо упомянуть, что со вступлением Албании в ЕС, отношения между Албанией и Россией примут другой формат, т.к. на политику Албании будет влиять политика ЕС. Скорее всего, это приведет к изменению тарифной политики в отношении товаров. Для достижения стабильности между странами понадобится долгое время, а предугадать, как будут развиваться отношения, невозможно.

Таким образом, если говорить о потенциале торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Албанией и Россией, то важно отметить такие отрасли промышленности, как энергетика, туризм, недвижимость, агропромышленный сектор, и, возможно, дорожно-транспортная инфраструктура и производство строительных материалов.

В итоге можем сказать, что торгово-экономическая сфера является одной из важнейших потенциалов, способствующих развитию отношений между Албанией и Россией. Поэтому сотрудничество между Тираной и Москвой в этой области может быть направлено по следующим путям:

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

□ подписание Договора о Дружбе и сотрудничестве;

□ определение номенклатуры взаимно поставляемых товаров и установление объемов поставляемых товаров;

□ продолжение формирования предпосылок взаимодействия, как правовых, так и информационных, и др.;

□ конкретные действия (проекты) со стороны Межправительственной комиссии Албании и России (МПК);

□ упрощение визового режима;

□ и самое главное, усиление дисциплины и контроля в отношении исполнения контрактных обязательств.

Интересно отметить, что российский рынок, до сих пор до конца албанцами не исследованный, представляет собой большой потенциал для будущего сотрудничества между Россией и Албанией25. Обе страны должны развивать торговые отношения, поскольку это откроет огромные возможности для бизнеса и позволит наладить объем информации между ними, что очень важно для сокращения пропасти между инвесторами и предпринимателями. В итоге отметим, что албанско-российское торгово-экономическое сотрудничество обладает значительным потенциалом и наращивание торгового, инвестиционного, энергетического, научного-технического сотрудничества, усилит двусторонние связи и увеличит количественные показатели торгово-экономического взаимодействия.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Смирнова Н.Д. История Албании в XX веке (монография). - М.: Наука, 2003. C. 309.

2 Волков В.В. Советско-албанские отношения (40-50-е годы XX века). - СПб, 2008. C.41

3 Деловая Албания: Экономика и связи с Россией в 1999-2002 гг. / «Коринф» Минэкономразвития РФ, 2003. С.2

4 Glenny Misha. The rebirth of the history Estern Europe in the age of democracy. Penguin books, 1993. Р.144

5 Glenny Misha. The rebirth of the history Estern Europe in the age of democracy. Penguin books, 1993. P.158

Дрыночкин А.В. Экономика Албании (монография). МГИМО-Университет, 2014.

С.11

7 Деловая Албания: Экономика и связи с Россией в 1999-2002 гг. / «Коринф» Минэкономразвития РФ, 2003. С.2

Дрыночкин А.В. Экономика Албании (монография). - МГИМО-Университет, 2014. С.11

Перечень документов, формирующих договорно-правовую базу российско-албанских отношений URL: https://albania.mid.ru/ru_RU/dogovorno-pravovaa-baza-otnosenij(дата обращения 08.02.2019 г.)

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

10 Перечень документов, формирующих договорно-правовую базу российско-албанских отношений URL: https://albania.mid.ru/ru_RU/dogovomo-pravovaa-baza-otnosenij(дата обращения 08.02.2019 г.)

11 Дрыночкин А.В. Экономика Албании (монография). МГИМО-Университет, 2014. С.11

12 Там же, 2014. С.11

13 Bilateral Relations URL: http://ambasadat.gov.al/russia/en/bilateral-relations(дата обращения 08.02.2019г.)

14 Албания, албанцы и российско-албанские отношения: к 100-летию независимости Албании 1912-2012 / Отв.ред. С.Г. Кулешов, А.К. Никитин. Изд.2-е. - М., 2013. С.107

15 Российско-албанские торгово-экономические связи URL: https://albania.mid.ru/ rossijsko-albanskie-torgovo-ekonomiceskie-svazi (дата обращения: 08.04.2019г.)

16 О сотрудничестве с Албанией по линии ТИП России URL:https://tpprf.ru/ru/ vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/euro/albania/palata/ (дата обращения: 09.04.2019г.)

17 О сотрудничестве с Албанией по линии ТПП России URL:https://tpprf.ru/ru/ vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/euro/albania/palata/ (дата обращения: 09.04.2019г.)

18 О сотрудничестве с Албанией по линии ТПП России URL:https://tpprf.ru/ru/ vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/euro/albania/palata/ (дата обращения: 09.04.2019г.)

19 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, URL: https:// www.fsvps.ru/ (дата обращения: 09.04.2019г.)

20 Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в ХХ1 веке / Под ред. Н.В. Куликовой, И.И. Орлика, Н.В. Фейт. М.: ИЭ РАН, 2012. С.19

21 Примечание: Важно отметить, что данные албанской и российской статистики значительно различаются и между собой не совпадают. Данные албанской статистики (ИНСТАТ) превышают данные российской стороны в несколько раз. Существенное различие в данных албанской и российской статистики объясняется тем, что в большинстве случаев албанские товары попадают на российский рынок через дочерние компании, зарегистрированные в третьих странах и vice versa. По данным албанской статистики (ИН-СТАТ) объем албанских товаров, поставленных в Россию, отказываются почти в 2 раза выше данных российской статистики.

22 Албания, албанцы и российско-албанские отношения: к 100-летию независимости Албании 1912-2012 / Отв.ред. С.Г. Кулешов, А.К. Никитин. Изд.2-е. М., 2013. С.107

23 Кокомани А. Возможности сотрудничества России и Албании. // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. №5. С.42

24 Intervistë, Karpushin: Deklarata e Ramës, zbav^se! Тё zgjidh hallet vendit, gazeta Koha Jora, 29 mars 2019, F. 15

25 Intervistë, Karpushin: Deklarata e Ramës, zbav^se! Тё zgjidh hallet vendit, gazeta Koha Jora, 29 mars 2019, F. 15

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

БИБЛИОГРАФИЯ:

Албания, албанцы и российско-албанские отношения: к 100-летию независимости Албании 1912-2012 / Отв.ред. С.Г. Кулешов, А.К. Никитин. Изд.2-е. - М.,

2013. - 198 С.

Волков В.В. Советско-албанские отношения (40-50-е годы XX века). - СПб, 2008.- 66 C.

Деловая Албания: Экономика и связи с Россией в 1999-2002 гг. / «Коринф» Минэкономразвития РФ, 2003. - 29 С.

Дрыночкин А.В. Экономика Албании (монография). МГИМО-Университет,

2014.- 76 С.

Кокомани А. Возможности сотрудничества России и Албании. // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. №5, сс. 41-43.

О сотрудничестве с Албанией по линии ТПП России URL:https://tpprf.ru/ru/ vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/euro/albania/palata/ (дата обращения: 09.04.2019г.)

Перечень документов, формирующих договорно-правовую базу российско-албанских отношений URL: https://albania.mid.ru/ru_RU/dogovorno-pravovaa-baza-otnosenij(дата обращения 08.02.2019 г.)

Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в ХХ1 веке / Под ред. Н.В. Куликовой, ИИ. Орлика, Н.В. Фейт. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 350 С.

Российско-албанские торгово-экономические связи URL: https://albania.mid.ru/ rossijsko-albanskie-torgovo-ekonomiceskie-svazi (дата обращения: 08.04.2019г.)

Смирнова Н.Д. История Албании в XX веке (монография). М.: Наука, 2003. -430 C.

Bilateral Relations URL: http://ambasadat.gov.al/russia/en/bilateral-relations(дата обращения 08.02.2019г.)

Embargoja ruse, përfaqësues 1ё Ministrisë së Bujqësisë drejt Moskës URL:http:// shekulli.com.al/61954/(дата обращения: 09.04.2019 г.)

Glenny, Misha. The rebirth of the history Estern Europe in the age of democracy, London, Penguin books, 1993, Р.275

Intervistë, Karpushin: Deklarata e Ramës, zbad^se! Тё zgjidh hallet vendit, gazeta Koha Jo^, 29 mars 2019, F.15

BIBLIOGRAFIYA:

Albaniya, albancy i rossijsko-albanskie otnosheniya: k 100-letiyu nezavisimosti Albanii 1912-2012 / Otv.red. S.G. Kuleshov, A.K. Nikitin. Izd.2-e. - M., 2013. - 198 S.

Volkov V V Sovetsko-albanskie otnosheniya (40-50-e gody XX veka). - SPb, 2008. - 66 C.

Delovaya Albaniya: Ekonomika i svyazi s Rossiej v 1999-2002 gg. / «Korinf» Minekonomrazvitiya RF, 2003. - 29 S.

7 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

Drynochkin A.V Ekonomika Albanii (monografiya). MGIMO-Universitet, 2014. - 76 S.

Kokomani A. Vozmozhnosti sotrudnichestva Rossii i Albanii. // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. 2006. №5, ss. 41-43.

O sotrudnichestve s Albaniej po linii TPP Rossii URL:https://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/ bilateral_cooperation/countries/euro/albania/palata/ (data obrashcheniya: 09.04.2019g.)

Perechen' dokumentov, formiruyushchih dogovorno-pravovuyu bazu rossijsko-albanskih otnoshenij URL: https://albania.mid.ru/ru_RU/dogovorno-pravovaa-baza-otnosenij(data obrashcheniya 08.02.2019 g.)

Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v HKH1 veke / Pod red. N.V. Kulikovoj, 1.1. Orlika, N.V. Fejt. - M.: IE RAN, 2012. - 350 S.

Rossijsko-albanskie torgovo-ekonomicheskie svyazi URL: https://albania.mid.ru/rossijsko-albanskie-torgovo-ekonomiceskie-svazi (data obrashcheniya: 08.04.2019g.)

Smirnova N.D. Istoriya Albanii v XX veke (monografiya). M.: Nauka, 2003. - 430 C.

Bilateral Relations URL: http://ambasadat.gov.al/russia/en/bilateral-relations(data obrashcheniya 08.02.2019g.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Embargoja ruse, përfaqësues të Ministrisë së Bujqësisë drejt Moskës URL:http://shekulli. com.al/61954/(data obrashcheniya: 09.04.2019 g.)

Glenny, Misha. The rebirth of the history Estern Europe in the age of democracy, London, Penguin books, 1993, R.275

Intervistë, Karpushin: Deklarata e Ramës, zbaditëse! Të zgjidh hallet vendit, gazeta Koha Jonë, 29 mars 2019, F.15

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.