Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ'

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ПРОИЗВОДСТВО / АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЙ РАЙОН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Андрей Алексеевич, Тарабукина Татьяна Васильевна, Облизов Алексей Валерьевич

Сельскому хозяйству Республики Коми свойственна определённая специфика, которая не позволяет рассматривать его в качестве отрасли, способной на самостоятельное эффективное развитие в условиях нерегулируемого рынка. Республика Коми не относится к регионам, в которых АПК является доминирующей отраслью, что связано с низкой освоенностью территории вследствие неблагоприятных природных условий для сельского хозяйства, большими площадями лесов и малой населённостью. В Усть-Цилемском, Ижемском, Троицко-Печорском и Сысольском районах, а также в г. Воркута основная часть сельскохозяйственных территорий заброшена, что связано с ликвидацией предприятий сельскохозяйственной отрасли по причине их неплатежеспособности и убыточности. Свыше 50% сельскохозяйственных предприятий Республики Коми неплатёжеспособные, около 1/3 - убыточны.Заброшенность сельскохозяйственных угодий также встречается и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для г. Усинска, Сыктывдинского, Усть-Куломского и Ижемского районов характерна наибольшая заброшенность сельскохозяйственных угодий индивидуальными предпринимателями и фермерами. Природные условия Республики Коми выступают сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства, к примеру, развитию растениеводства в регионе препятствует теплообеспеченность, выступающая основой агроклиматического районирования республики на 4 агроклиматических района

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юдин Андрей Алексеевич, Тарабукина Татьяна Васильевна, Облизов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE KOMI REPUBLIC

Agriculture of the Komi Republic has a certain specificity that does not allow it to be considered as an industry capable of independent effective development in an unregulated market. The Komi Republic does not belong to the regions in which the agro-industrial complex is the dominant industry, which is due to the low development of the territory due to unfavorable natural conditions for agriculture, large areas of forests and a small population. In Ust-Tsilemsky, Izhemsky, Troitsko-Pechora and Sysolsky districts, as well as in Vorkuta, the main part of agricultural territories is abandoned, which is associated with the liquidation of agricultural enterprises due to their insolvency and unprofitability. Over 50% of agricultural enterprises of the Komi Republic are insolvent, about 1/3 are unprofitable.The abandonment of agricultural land is also found in peasant (farm) farms. For G. Usinsk, Syktyvkar, Ust-Kulomsky and Izhemsky districts are characterized by the greatest abandonment of agricultural land by individual entrepreneurs and farmers. The natural conditions of the Komi Republic act as a deterrent to the development of agricultural production, for example, the development of crop production in the region is hindered by heat supply, which is the basis of the agro-climatic zoning of the republic into 4 agro-climatic regions

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ AGRICULTURAL SCIENCES

Научная статья Original article УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_48

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ

КОМИ

DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE KOMI

REPUBLIC

ь й московский

|P ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FUUU-2023-0002, регистрационный номер ЕГИСУ1022033100156-4, «Разработать методологию управления и механизм обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, программу сохранения, совершенствования и использования генофонда местных популяций сельскохозяйственных животных Республики Коми» Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary

Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Oblizov Alexey Valeryevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. Сельскому хозяйству Республики Коми свойственна определённая специфика, которая не позволяет рассматривать его в качестве отрасли, способной на самостоятельное эффективное развитие в условиях нерегулируемого рынка.

Республика Коми не относится к регионам, в которых АПК является доминирующей отраслью, что связано с низкой освоенностью территории вследствие неблагоприятных природных условий для сельского хозяйства, большими площадями лесов и малой населённостью.

В Усть-Цилемском, Ижемском, Троицко-Печорском и Сысольском районах, а также в г. Воркута основная часть сельскохозяйственных территорий заброшена, что связано с ликвидацией предприятий сельскохозяйственной отрасли по причине их неплатежеспособности и убыточности.

Свыше 50% сельскохозяйственных предприятий Республики Коми неплатёжеспособные, около 1/3 - убыточны.Заброшенность сельскохозяйственных угодий также встречается и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для г. Усинска, Сыктывдинского, Усть-Куломского и Ижемского районов характерна наибольшая заброшенность сельскохозяйственных угодий индивидуальными предпринимателями и фермерами.

Природные условия Республики Коми выступают сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства, к примеру, развитию растениеводства в регионе препятствует теплообеспеченность, выступающая основой агроклиматического районирования республики на 4 агроклиматических района

Abstract. Agriculture of the Komi Republic has a certain specificity that does not allow it to be considered as an industry capable of independent effective development in an unregulated market.

The Komi Republic does not belong to the regions in which the agro-industrial complex is the dominant industry, which is due to the low development of the territory due to unfavorable natural conditions for agriculture, large areas of forests and a small population.

In Ust-Tsilemsky, Izhemsky, Troitsko-Pechora and Sysolsky districts, as well as in Vorkuta, the main part of agricultural territories is abandoned, which is associated with the liquidation of agricultural enterprises due to their insolvency and unprofitability.

Over 50% of agricultural enterprises of the Komi Republic are insolvent, about 1/3 are unprofitable.The abandonment of agricultural land is also found in peasant (farm) farms. For G. Usinsk, Syktyvkar, Ust-Kulomsky and Izhemsky districts are characterized by the greatest abandonment of agricultural land by individual entrepreneurs and farmers.

The natural conditions of the Komi Republic act as a deterrent to the development of agricultural production, for example, the development of crop production in the region is hindered by heat supply, which is the basis of the agro-climatic zoning of the republic into 4 agro-climatic regions

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, республика Коми, производство, агроклиматический район, сельскохозяйственные угодия

Keywords: agro-industrial complex, Komi Republic, production, agro-climatic region, agricultural lands

В Республике Коми за период 2014-2019 гг. произошло увеличение производства шерсти на 1 т, а также мяса скота и птицы на 4,5 т. Увеличение производства мяса скота и птицы связано с развитием мясного птицеводства в ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» [1].

Спад производства продукции животноводства обусловлен сокращением поголовья скота. Так в 2019 году относительно 1990 года наибольшее снижение произошло по поголовью коров на 80,85 %, а также по поголовью овец и коз на 77,07 %. В этот же период наблюдалось снижение поголовья лошадей на 73,42 % до 2,1 тыс. голов; свиней на 70,65% до 40 тыс. голов[2]. Наименьшее снижение характерно для поголовья птиц и оленей, поголовье которых уменьшилось на 53,81% и 24,76%, соответственно (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий

Республики Коми за 1990-2016 гг., гыс. голов

Вид Год 1990г.

живогны X 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2019г.,

раз

Крупный

рог алый 173,5 126,4 83,3 45,3 38,7 34,4 34,0 32,9 31,6 29,9 5,8

скот

Е ТОМ

числе 71,0 57,2 41,7 23,5 18,3 15,3 14,8 14,4 14,2 13,6 5,2

коровы

свиньи 136,3 71,7 23,8 22,7 25,0 29,8 37,5 40,0 37,4 40,0 3,4

овцы и козы 45,8 46,6 31,7 21,9 17,8 14,6 13,9 13,0 11,8 10,5 4,4

лошади 7.9 7.1 6.4 5.6 5.1 3.1 2.8 2.6 2.3 2.1 3.8

олени 123,6 122,2 110,1 89,5 83,8 91,1 92,2 93,7 95,9 93,0 1,3

птица 3686,0 22005 1491 1508 1871,0 17093 18295 1689,1 1614,1 17027 2,2

Несмотря на сокращение поголовья скота в Республике Коми наблюдается незначительное повышение продуктивности скота и птицы[3].

В Республике Коми в 2019 году относительно 1990 года наблюдается увеличение производства зерна на 150 %, в то время как производство остальных видов продукции сокращается.

В тот же период для Республики Коми характерно снижение объемов вносимых удобрений на единицу посевной площади и минеральных и органических (таблица 2)[4].

Таблица 2 - Динамика внесенных удобрений на 1 га посевной площади

Удобрения Год 1990 г. к 2019 г., раз

1990 1995 2000 200 5 20 10 2015 2016 2017 2018 201 9

Мин еральные, кг.'га 185,0 62,0 35,0 19,0 22, 0 17,0 12,0 12,0 13,0 8,0 23,1

Органические, т.'^а 21,0 15,7 8,0 4,3 4,3 4,4 4,3 3,8 4,0 4,7 4,5

В Республике Коми наблюдается ежегодное снижение среднегодовой численности работников АПК, это связано с тем, что отрасль непривлекательна как для привлечения новых сотрудников, так и для уже работающих в данной отрасли. Это объясняется снижением уровня заработной платы, с 80 % в 1990 году до 40% в 2019 году (рисунок1).

Еще одним неблагоприятным моментом в АПК Республики Коми является рост издержек производства более быстрыми темпами, чем цены на производимую продукцию. Увеличение издержек производства, прежде всего, связано с удорожанием материальных

ресурсов, которые в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют около 70 %[5-6].

Для снижения себестоимости производители сельскохозяйственной продукции вынуждены экономить на приобретении материальных ресурсов, что, оказывает отрицательное влияние на урожайность и качество сельскохозяйственной продукции[7].

ю

60 65 64 И

5 6

41) 4"

2 -I---1---1---1---1---1---1---1---1---1--

1Э9Й ВЩ 2000 3МБ 1515 15 Б 1516 1017 151В ЗОВ

Года

Рисунок 1 - Динамика уровня заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве от средней зарплаты в Республике Коми за 1990-2019 1т.

Далее проанализирована динамика дебиторской и кредиторской задолженностей сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 2014-2018 гг. (рисунок 2).

Из анализа динамики кредиторской задолженности следует, что в 2018 году относительно 2014 года она снизилась на 1362 млн. руб., кроме того произошло снижение просроченной кредиторской задолженности на 1081 млн. руб. Доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности снизилась с 46,42 % до 6,19 %[8].

Структура кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 2014-2018 гг. представлена на рисунке 3.

Из рисунка 7 видно, что наибольшая доля кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми приходится на задолженность прочим кредиторам, которая в 2014 году составляла 43,64 %, а в 2018 году увеличилась до 56,76 %[9].

Рисунок 3 — Структура кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 2014-2018 гг.

Значительная доля кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций приходится на задолженность поставщикам и подрядчикам, доля которой увеличилась в 2018 году относительно 2014 года с 35,01 % до 41,89 %.

Незначительная доля кредиторской задолженности приходится на задолженность в бюджет, удельный вес которой в 2018 году относительно 2014 года возрос с 5,29 % до 5,98 %, а также на задолженность в государственные внебюджетные фонды, доля которой выросла с 3,33 % в 2014 году до 8,88 % в 2018 году[10].

Что касается дебиторской задолженности, то она в 2018 году относительно 2014 года уменьшилась на 62 млн. руб., также в этот же период наблюдалось снижение

Московский экономический журнал №2 2023

просроченной дебиторской задолженности на 198 млн. руб. Доля просроченной дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности снизилась с 46,17 % до 13,09 %[11].

Структура дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 2014-2018 гг. представлена на рисунке 4.

-Г- №инр

£ МММ»

у ^ 34,2А Ы-М

Л7,Ш 41, 1Т 41, Т7 3&.79

А 1,43

2016 I. ода

* кй 1ч:■:■ или11иг I■ поь~ут

1--.1--Н I I .м..1 ■ I I. ч: Д ..I ■ ■ Л|. - I II 1. ■ -...... ...

Рисунок 4 — Структура дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 2014-2018 гг.

Из рисунка 4 видно, что наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций Республики Коми составляет задолженность прочих дебиторов, доля которой увеличилась с 62,20 % в 2014 году до 68,55 % в 2018 году.

Значительная доля дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций приходится на задолженность покупателей и заказчиков, удельный вес которой уменьшился в 2018 году относительно 2014 года с 37,80 % до 31,45 %[12].

Следует отметить, что в 2014 году кредиторская задолженность превышала дебиторскую более чем в 4 раза, а в 2018 году кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,18 раз, что является положительным моментом и свидетельствует, что эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Коми повышается[13].

С 2015 год по 2018 год для предприятий АПК Республики Коми характерно улучшение финансовых результатов деятельности. Рентабельность проданных товаров предприятий АПК, включая субсидии, в 2018 году составил 3,6 % (рисунок 5). Однако, если в учет не брать субсидии, предоставленные сельскохозяйственным организациям Республики Коми, деятельность организаций была бы убыточной[14].

Отрицательным моментом в деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Коми является сокращение парка основных видов техники (рисунок 6).

В 2019 году относительно 1990 года в Коми наблюдалось общее снижение тракторов всех марок в 12 раз.

Наибольшее снижение произошло по следующим видам техники:

— по картофелеуборочным комбайнам в 18,1 раз;

— по косилкам в 15 раз;

— по машинам для посева в 14,2 раза;

— по тракторам, на которых смонтированы машины в 13,4 раза.

»и 7.9 *,7

Ь

2014 201Л 201*. 2017 2Й1Й 2019

-1,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I ■.■ м

Рисунок 5 - Динамика рентабельности проданных товаров организаций АПК

Республики Коми за 2014-2019 гг.

ли = лш ли ж с ш ли жз

^Т^жгс уц, =а жг^аз. сн езп мае ^ МЛГЯУ г: □йхжжж ' П^осс -ас 2 «р-трз

^ Кстс фыет&ссчвк зсмогАа: 2-: 1,~.г.г: четажегш жаг^пггы

Рисунок б — Динамика парка основных видов техники в сельскохозяйственных организациях Республики Коми за 1960-2019 гг.

Выбытие техники, связано со слабым переоснащением и с ее старением, что приводит к затратам на ее ремонт и обслуживание, в итоге увеличивая себестоимость сельскохозяйственной продукции.

За счет реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», выступивший основой для принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. было положено начало решения проблемы технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий (рисунок 7).

Рисунок 7 - Динамика поступления новой техники за 1995-2019 гг.

С целью эффективности развития АПК Республики Коми были приняты и реализовались программы и проекты, которые представлены на рисунке 8[15].

Наименование программы, проекта Основное содержимое программы, проекта

Целевая республиканская программа

«Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 20012005 rr.it

Данная программа предусматривала выделение субсидий на техническое перевооружение организаций АПК. За 20042005 гг. было выделено 51 ылн. руб. субсидий.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» на 2006-2007 гг.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» на 2006-2007 гг.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» на 20062007 гг.

Государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и 2013-2020 гг.

Данные программы предусматривали стабилизацию сельскохозяйственного производства посредством развития сельскохозяйственных организаций.

Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 г. (распоряжение Правительства Респу блики Коми от 31.12.2010 №616-Р)

Определены приоритетные направления формирования -эффективного сельского хозяйства, повышения уровня обеспечения пищевыми продуктаыи высокого качества

посредством развития собственного производства, формирования условий для эффективного ведения отрасли.

Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйсгвенного комплекса»

Данная программа реализуется в настоящее время. Ее цель состоит в обеспечении устойчивого развития АПК.

Основными направлениями проекта являлись:

ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития на селе малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых специалистов.

Рисунок 8 — Программы и проекты, направленные на повышение эффективности развития АПК Республики Коми

Таким образом, анализ развития АПК Республики Коми позволил обозначить следующие моменты. В регионе наблюдается ежегодное снижение поголовья скота, вместе с тем продуктивность отдельных видов скота и птицы возрастает. Низкий уровень зарплаты работников организаций АПК, привел к тому, что данная отрасль непривлекательна, как для привлечения новых сотрудников, так и для сохранения прежних кадров. Выбытие техники, применяемой в сельском хозяйстве, превышает ее обновление. Положительным моментом является сокращение величины дебиторской и кредиторской задолженностей в сельскохозяйственных организациях Республики Коми. В

целях повышения эффективности развития АПК Республики Коми утверждаются различные программы и проекты.

Список источников

1. Дмитриев, Ю.А. Развитие государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе / Ю.А. Дмитриев, Л.И. Шустров, Т.Л. Шустров, И.И. Савельев // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 1. - № 3. - С.45-50.

2. Дусаев, Х.Б. Агропромышленные кластеры - основа эффективности и конкурентоспособности регионального АПК / Х.Б. Дусаев // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2014. - № 3 (20). - С.32-35.

3. Иванов, В.А. Методические и практические аспекты стратегического управления устойчивым развитием аграрного сектора северного региона / В.А. Иванов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 1633.

4. Купченко, А.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент управления рисками в агропромышленном комплексе страны / А.Ю. Купченко, А.А. Горбачева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2 (57). - С.446-450.

5. Логинова, Н.В. Инновационные подходы к организации контрактной системы в вузе / Н.В. Логинова // Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 3 (51). - С.37-45.

6. Магомадова, Э.И. Формирование государственных и муниципальных закупок / Э.И. Магомадова // ФГУ Science. - 2021. - № 1 (21). - С. 92-96.

7. Маршанская, А.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок / А.В. Маршанская // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 8 (26). - С. 157-159.

8. Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10-2 (42). -С.76-80.

9. Мищенко, Ю.П. Кластерный подход организации производственного взаимодействия / Ю.П. Мищенко // Вестник КАСУ. - 2006. - № 4. - C.83-91.

10. Монахов, С.В. Трансфер технологий и цифровизация сельского хозяйства: эффективность взаимодействия и перспективы развития / С.В. Монахов, Ю.А. Шиханова, Л.Н. Потоцкая // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 6. - С. 20-25.

11. Слепнева, Л.Р. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе России в современных условиях: монография / Л.Р. Слепнева, О.А. Новаковская. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 130 с.

12. Стукач, В.Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона / В.Ф. Стукач // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 7 // http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856

13. Тарабукина, Т.В. Агропромышленный кластер как основа устойчивого развития сельского хозяйства северного региона / Т.В. Тарабукина, О.Ю. Воронкова // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 8 (109). - С.1227-1231.

14. Юдин, А.А. Инновационная стратегия развития отраслей АПК в регионах (на примере Республики Коми) / А.А. Юдин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 22. - С.268-273.

15. Юдин, А.А. Управление инновационным развитием аграрного сектора России в региональном спектре / А.А. Юдин // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. - 2017. - № 4 (59). - С.75-80.

References

1. Dmitriev, Yu.A. Development of public-private partnership in the agro-industrial complex / Yu.A. Dmitriev, L.I. Shustrov, T.L. Shustrov, I.I. Savelyev // Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 1. - No. 3. - pp.45-50.

2. Dusaev, H.B. Agro-industrial clusters — the basis of efficiency and competitiveness of the regional agro-industrial complex / H.B. Dusaev // Economics, labor, management in agriculture. - 2014. - № 3 (20). - Pp.32-35.

3. Ivanov, V.A. Methodological and practical aspects of strategic management of sustainable development of the agricultural sector of the northern region / V.A. Ivanov // Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment Syktyvkar State University. -2019. - No. 1. - pp. 16-33.

4. Kupchenko, A.Yu. Public-private partnership as a risk management tool in the agro-industrial complex of the country / A.Yu. Kupchenko, A.A. Gorbacheva // Economics and entrepreneurship. - 2015. - № 4-2 (57). - Pp.446-450.

5. Loginova, N.V. Innovative approaches to the organization of the contract system at the university / N.V. Loginova // Innovative development of the economy. - 2019. - № 3 (51). -Pp.37-45.

6. Magomadova, E.I. Formation of state and municipal procurement / E.I. Magomadova // FSU Science. - 2021. - № 1 (21). - Pp. 92-96.

7. Marshanskaya, A.V. Principles of the contract system in the field of procurement / A.V. Marshanskaya // Theory and practice of modern science. - 2017. - № 8 (26). - Pp. 157-159.

8. Mitkovskaya, I.V. The concept and essence of the contract system in the field of procurement / I.V. Mitkovskaya // Modern scientific research and innovation. - 2014. - № 10-2 (42). - Pp.76-80.

9. Mishchenko, Yu.P. Cluster approach to the organization of industrial interaction / Yu.P. Mishchenko // Bulletin of KASU. - 2006. - No. 4. - C.83-91.

10. Monakhov, S.V. Technology transfer and digitalization of agriculture: efficiency of interaction and prospects for development / S.V. Monakhov, Yu.A. Shikhanova, L.N. Pototskaya // The economics of agriculture in Russia. - 2020. - No. 6. — pp. 20-25.

11. Slepneva, L.R. Integration processes in the agro-industrial complex of Russia in modern conditions: monograph / L.R. Slepneva, O.A. Novakovskaya. - Ulan-Ude: Publishing House of VSSTU, 2006. - 130 p.

12. Stukach, V.F. Agrarian innovations in the system of strategic development of the region / V.F. Stukach // Economics and management of innovative technologies. - 2013. - No. 7 // http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856

13. Tarabukina, T.V. Agro-industrial cluster as a basis for sustainable development of agriculture in the northern region / T.V. Tarabukina, O.Y. Voronkova // Economics and entrepreneurship. - 2019. - № 8 (109). - Pp.1227-1231.

14. Yudin, A.A. Innovative strategy for the development of agricultural industries in the regions (on the example of the Komi Republic) / A.A. Yudin // Priority scientific directions: from theory to practice. — 2016. - No. 22. - pp.268-273.

15. Yudin, A.A. Management of innovative development of the agricultural sector of Russia in the regional spectrum / A.A. Yudin // Agrarian science of the Euro-North-East. - 2017. - № 4 (59). - Pp.75-80.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В. Развитие агропромышленного комплекса в Республике Коми // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje. su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-2-2023/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В., 2023. Московский экономический журнал,

2023, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.