ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ВАРТАНОВА М.Л.
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета. Усиление внимания к продовольственной проблеме России связано не только с жизненной потребностью, но и с теми глобальными климатическими и социально-экономическими и политическими изменениями, которые складываются в мире. Устойчивый рост национального агропродовольственного комплекса требует ускоренного роста производительности труда. Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, обеспечение, социально-экономическое развитие, приоритетные направления, принципы, сельскохозяйственное производство, продовольствие, население.
VARTANOVA М.Ь.
DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF PROVIDING FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The basis of food security of Russia, taking into account its natural reserves, is the maximum self-provision by the main food products as the pivotal element of supporting the national sovereignty. The intensification of attention to the food problem of Russia is connected not only with the livelihood need but also with those global climatic and social-economical and political changes that take place in the world. The stable growth of the national agro-industrial complex requires accelerated growth of the labor productivity.
Keywords: food security, agriculture, security, socio-economic development, priority areas, principles, agricultural production, food, population.
Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России.
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Основным параметром, отражающим безопасность продовольствия, является отсутствие в
продуктах питания вредных для здоровья веществ, или их содержание,не превышающее предельно допустимые для них уровни концентрации, установленные стандартом.
Основной сферой в АПК является сельское хозяйство. От природных и экономических условий его функционирования зависит,в первую очередь, возможности страны по производству продовольствия.
Необходимое условие продовольственной безопасности - продовольственная независимость, которая предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного производства.
Идея продовольственного самообеспечения исходит также из того, что рост производства отечественного АПК стимулирует развитие многих других отраслей экономики.
Подсистема производства продовольствия - это в основном агропромышленное производство. Уровень и темпы развития отраслей агропромышленного производства, возможность обеспечения для их расширенного воспроизводства определяет продовольственные ресурсы страны и способность ее обеспечивать себя продовольствием.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется.
Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Что касается критериев, то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность является комплексным понятием, содержащим как минимум два смысла. Первый связан с чисто экономическим процессом продовольственного обеспечения. Второй вызван важностью продовольственного обеспечения для поддержания национальной безопасности в её внутреннем и внешнем проявлениях.
Надежность продовольственной безопасности государства обуславливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.
Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК - от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции.
Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов и т.п., охватывающие крупные межотраслевые, а по сути, национальные проблемы.
В основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности включает систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания.
Вартанова М.Л.
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ --В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
Система предусматривает постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности. Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества.
Всесторонний мониторинг позволяет выявить внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности и продовольственной независимости и наметить основные пути по их предотвращению.
Обеспечение населения продовольствием осуществляется путем:
1. Развития внутреннего производства с использованием таких факторов интенсификации, как мелиорация, химизация, механизация, биотехнология, интеграция и кооперация, комплексная переработка сырья для сокращения его потерь и др.;
2. Квотированного импорта готовой продукции, что позволяет поддержать отечественных производителей;
3. Комбинированным.
Следует отметить, что усиление внимания к продовольственной проблеме России связано не только с жизненной потребностью, но и с теми глобальными климатическими и социально -экономическими и политическими изменениями, которые складываются в мире.
В настоящее время, развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства.
Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
Развитие сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Трудно найти другую отрасль, которая оказывала бы такое широкое и многообразное воздействие на экономику, социальные отношения.
В состоянии окружающей среды важнейшими особенностями аграрного сектора экономики являются использование земли и природной среды как главных средств производства; зависимость от климатических и погодных условий; территориальная рассредоточенность производства; широкое использование в воспроизводственном процессе продукции собственного производства.
Недостаточность продовольствия возникает по причине стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войнами, различного рода экономическими кризисами в государстве, радикальными изменениями общественного строя и т. п.
В связи с этим, как для отдельного человека, так и отдельного государства и мира в целом, возникает проблема стабильного обеспечения продовольствием и продовольственной безопасности.
Важность проблемы продовольственной безопасности в системе национальной безопасности заключается и в том, что она тесно связана с экологической безопасностью
Сельскохозяйственная деятельность оказывает определяющее воздействие на ухудшение экологической ситуации в мире, что, с одной стороны, препятствует росту производства сельскохозяйственной продукции как сырья для продовольствия, с другой - ведет к производству продукции, загрязненной различными токсическими веществами.
В XX веке с развитием межгосударственной торговли продовольствие стало использоваться как оружие для политического давления одних стран на другие.
Таким образом, продовольственная безопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства, но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственной безопасности в национальной безопасности.
Проблема продовольственной безопасности населения стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины 70-х годов ХХ века.
Происшедшее за годы реформирования масштабное снижение объёмов сельскохозяйственного производства, разрушение системы распределения продуктов питания привели региональные рынки продовольствия к разбалансированности и потере продовольственной безопасности.
Статистика сегодня констатирует полную утрату Россией продовольственной безопасности: по официальным данным Росстата, импорт продуктов питания превышает 32%. Это только официальные данные.
Необходимость принятия экстренных мер побудила государственные органы разработать ряд решений по созданию сбалансированного, социально ориентированного рынка продовольствия, в частности рынка животноводческой продукции.
В этой жизненно важной сфере, после глубокого и системного кризиса начался постепенный процесс восстановления производственно- экономического потенциала.
Обеспечение продовольственной безопасности должно стать приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ.
Сегодня государство сделало очередную попытку экономического оздоровления ситуации на селе. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо кардинальным образом менять подходы и направления в развитии важнейшей отрасли народного хозяйства - аграрного сектора.
Важнейшая задача реализации национального проекта «Развитие АПК» состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной сфере на региональном уровне и оказания реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран.
Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность должна обеспечиваться на основе ряда принципов:
- принцип экономического обоснования федеральных государственных нужд, связанных с обеспечением страны продовольствием;
- принцип доступности всех граждан государства к продовольствию в количестве, необходимом для активной полноценной здоровой жизни;
- принцип федерального, целевого, программного (в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК») регулирования продовольственного рынка страны.
- принцип государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Для обеспечения продовольственной безопасности как части национальной безопасности страны важное значение имеет создание надлежащих социальных условий для сельского населения. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее благополучных стран может стать причиной социальных конфликтов в обществе.
Эксперты посчитали, сколько продукции нужно производить в России ежегодно, чтобы достичь стабильных показателей по продовольственной безопасности. Это вполне достижимые цифры. Россия владеет 50% черноземов, российскими учеными выведены высокоурожайные сорта пшеницы и других зерновых культур, не уступающих по урожайности лучшим сортам Запада, высокопродуктивные породы крупного рогатого скота, породы курей с высокой яйценоскостью и т.д.
Вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения России должны регулироваться федеральным законодательством. В регионах из-за разнообразия природно-климатических условий, различия между производством продовольствия и потребностями должны действовать собственные программы.
В доктрине продовольственной безопасности должен отражаться вклад региона в обеспечение страны продуктами питания. При согласованных действиях Центрального округа и субъектов РФ в развитии АПК удастся постепенно снизить зависимость страны от импорта и увеличить долю отечественного производителя на продовольственном рынке.
Однако для того, чтобы достичь границы продовольственной безопасности, потребуется еще немало времени.
Современные тенденции развития мировой экономики формируют новые вызовы для национальных экономик, включая и российскую. Научное обоснование национальных программ продовольственного обеспечения населения требует адекватного ответа на формирующиеся
Вартанова М.Л.
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ --В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
вызовы и угрозы, разработки новых подходов к решению этих проблем с использованием возможностей современного информационного пространства для управления процессом.
Наряду с общими, в каждом регионе возникают свои аспекты решения продовольственной проблемы. Зависимость субъектов РФ от федерального центра, дотационность муниципальных и региональных бюджетов усложняют поиск решения проблем продовольственной безопасности.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов четкое выявление вызовов и угроз, стоящих перед региональным АПК, определение реального и потенциального ущерба от их воздействия представляется крайне актуальной и важной задачей (см.схему 1.).
Схема 1
Требования к АПК, соответствующие вызовам ВТО
1. Наличие развитой институциональной среды, стимулирующей эффективное развитие аграрного сектора
2. Высокий технический и технологический потенциал сельского хозяйства
3. Эффективная государственная поддержка и экономическая ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей
4. Сохранение и развитие сельских территорий, высокий уровень жизни населения
5. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики
Существующие тенденции и подтверждающие показатели
Большинство институтов развития находится в стадии становления. Россия занимает 128-е место в мире по уровню развития институциональной среды
Большая часть машинного парка в сельском хозяйстве России находится в неудовлетворительном состоянии. Около 80 % тракторов и сельхозмашин находится за пределами срока амортизации. Средний возраст техники достигает 16-25 лет, в то время как за рубежом 5-8 лет. Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет более 30 %.
В России на поддержку сельского хозяйства выделяется не более 12 % ВВП, произведенного в аграрном секторе (для сравнения: в развитых странах значение показателя составляет 65-70 %). Субсидии сельскому хозяйству в расчете на 1 га обрабатываемой площади в России составляют 36 долл., в США - 136, в ЕС - 1 386 долл. В России удельный вес убыточных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составляет 23,0 %, а уровень рентабельности - лишь 10,3 % [6]
В РФ средняя заработная плата сельских жителей в 2 раза ниже заработной платы по экономике в целом. Низкая оплата, не обеспечивая мотивации труда, приводит к миграции населения из сельских территорий и снижению производительности труда
Отечественное сельское хозяйство существенно отстает от аграрных отраслей развитых стран и не может конкурировать с ними по значительному ряду позиций (прежде всего это касается продукции животноводства). Низкая конкурентоспособность продукции обусловлена низкой урожайностью сельскохозяйственных культур и продуктивностью животных, слабой технической вооруженностью, высокой мате-риало- и энергоемкостью, высокими удельными затратами. Среднегодовая урожайность зерновых за последние 15 лет в России ниже уровня США и стран ЕС в 3,5 раза; энергоемкость производства в 4 раза выше, чем в США; надои молока на одну корову в 3 раза ниже, чем в странах ЕС. Средняя природная продуктивность гектара пашни, ее биоклиматический потенциал в России в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе
Устойчивый рост национального агропродовольственного комплекса требует ускоренного роста производительности труда. На протяжении последних десяти лет рост заработной платы в сельском хозяйстве происходил без соответствующего увеличения производительности труда, что создавало дополнительное давление на цены.
Ускорение роста производительности труда по отношению к росту заработной платы требует улучшения качественных характеристик работников сельского хозяйства, повышения уровня образования и квалификации, охрану здоровья, диверсификацию экономики села, расширение несельскохозяйственных видов занятости, повышение доступности профессионального образования для всех групп сельского населения, развитие сектора информационных услуг.
Для повышения эффективности управления процессом обеспечения продовольственной
безопасности необходимо повысить научное обоснование разрабатываемых федеральных и региональных программ; преобразовать их в межотраслевые модели, направленные на стимулирование производства конечной продукции агропродовольственного комплекса; постоянно информировать сельских товаропроизводителей о мероприятиях этих программ; повысить размеры субсидий и уровень кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей путем наращивания залоговой базы и развития финансовой инфраструктуры.
Инновационный механизм бюджетной поддержки должен более полно учитывать зональность территорий, уровень специализации и концентрации производства, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Литература
1. Доктрина продовольственной безопасности РФ, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы.
2. Ибрагимов М.Т.А. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона /Ибрагимов М.Т.А., Дохолян С.В. //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. -№ 4. - С. 172-193
3. Ибрагимов М.-Т.А. Теоретико-методологические аспекты продовольственной безопасности / М.Т.А. Ибрагимов, С.В. Дохолян, М.М. Халималов // Региональные проблемы преобразования экономики. -2012. - №4, - С. 238-249
4. Кормишкин Е.Д., Саушева О.С., Семенова Н.Н., Крутова И.Н. Агропромышленный комплекс Республики Мордовия: состояние и перспективы развития // Управление экономическими системами, 2013, № 12. [Электронный ресурс]. http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2578-2013-11-30-09-20-32.
5. О продовольственной безопасности России. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева [Электронный ресурс]. -http://www.dynacon.ru/content/ articles/1725
6. Серков А. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №7.
7. Юнусова П. С. Особенности формирования системы продовольственной безопасности региона / П. С. Юнусова //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - № 2. - С. 126-136.
8. Юнусова П. С. Продовольственная безопасность региона: концепция, проблемы, механизм обеспечения /монография / Юнусова П.С. ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. наук, Ин-т социально-экономических исслед.. Махачкала, 2008.
9. Юнусова П. С. Региональный уровень продовольственной безопасности: специфика, факторы обеспечения /П.С. Юнусова //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 16. - С. 5964.
References:
1. Food Security Doctrine of the Russian Federation, the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.
2. Ibragimov M.T.A. Methodological approaches to assessment of food security in the region / Ibragimov M.T.A., Dokholyan S.V. // Regional problems of transformation of the economy. - 2010. - № 4. - pp 172-193
3. Ibragimov M.-T.A. Theoretical and methodological aspects of food security / M.-T.A. Ibragimov, S. Dokholyan, MM Halimalov // Regional problems of transformation of the economy. - 2012. - №4, - S. 238-249
4. Kormishkina E.D., Sausheva OS, N.N. Semenovа, Krutovа I.N. Agriculture of the Republic of Mordovia: state and prospects of development of economic systems // Control, 2013, № 12. [Electronic resource]. http:// uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2578-2013-11-30-09-20-32.
5. On food security of Russia. The report of the expert group under the leadership of the club Izborsk academician SY Glazyev [electronic resource]. -http: //www.dynacon.ru/content/articles/1725
6. Serkov A. Agrarian Policy of Russia in the XXI Century: Challenges and Prospects // Economics of Agriculture of Russia. - 2008. - №7.
7. Yunusovа P.S. Features of the formation of the region's food security / PS Yunusov // Regional problems of transformation of the economy. - 2008. - № 2. - S. 126-136.
8. Yunusovа P.S. Food security in the region: concepts, problems, provide a mechanism / monograph / Yunusov PS ; Russian Acad. Sciences, Dagestan Scientific. Sciences, Institute of Socio-Economic issled.. Makhachkala 2008.
9. Yunusov а P.S. Regional food security: specific factors QA / P.S. Yunusov // National interests: priorities and security. - 2009. - № 16. - S. 59-64.