Современные ученые, экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. Зарубежные ученые В. Фельдман, Е. Дахмен и др. [1, 3] понимают под кластером диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты - выпуск». В этой связи диверсифицированные виды деятельности могут иметь место в агротехнологических кластерах или специализированных, в частности целесообразно формирование кластера агротуризма, объединяющего сельских производителей, туристические фирмы, научные, маркетинговые Центры, специализированные фирмы и другие инфраструктурные объекты (рис. 1).
Выбор стратегии диверсификации сельхозпредприятий зависит от конкурентной позиции предприятия на рынке и темпов роста рынка.
Вместе с тем, необходимо на государственном уровне стимулировать развитие в сельской местности несельскохозяйственной занятости, обеспечить льготные условия и упрощение процедуры открытия на селе предприятий различных отраслей, организовать переобучение работников для замещения новых альтернативных рабочих мест. Так же необходимо проводить консультирование желающих работать сельских жителей организационноправовым основам малого бизнеса и предпринима-
тельства в несельскохозяйственных видах деятельности.
Роль координатора и консультанта по вопросам развития диверсифицируемых отраслей могут выполнять как управления сельского хозяйства, информационно-консультационные центры муниципальных образований, так и вузы. ССУЗы, учреждения системы Сибирского отделения РАСХН и РАН.
Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств и СПК будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и - рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению их стратегического развития.
Источники
1. Запольский М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе Беларуси/ М.И Запольский. - Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2008. - 318 с.
2. Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2009 № 88 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы».
3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой/ Интернет ресурс http: //www.subcontract..ru
4. http: //www.agro.altai.ru.
5. http: //www.uralinsttur.ur.ru
РАЗВИТИЕ АГРОХОЛДИНГОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Д.В. Ходос, к.э.н., доц., зав. каф. Красноярского государственного аграрного университета
В формировании эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, способного обеспечить продовольственную безопасность страны, важная роль отводится интегрированным структурам и, в частности, агрохолдингам. Процесс образования агрохолдингов интенсивно происходит в последние восемь-девять лет. Становление данных интегрированных структур имеет свои принципиальные особенности и трудности в формировании. Важную роль при этом играют региональные условия развития АПК.
Развитие интеграционных процессов в Красноярском крае показывает, что наиболее эффективно развивается сельскохозяйственное производство в неинтегрированных организациях, затем следуют агрохолдинги и агрофирмы. Последняя форма объединения начала развиваться в крае в 1999 г. Ими за период 1999-2002 гг. было охвачено 131031 га сельхозугодий (2,6% от краевого размера), занято 4221 человек, стоимость основных фондов составила 781,3 млн руб., прибыль была получена в объеме 353,3 млн руб. и уровень рентабельности варьировал от 1,0 до 62,8%.
Развитие агрохолдинговых формирований в регионе началось в 2004 г. Было образовано сразу 5 таких организационных интегрированных единиц. Отмеченные различия в финансовом положении в основном объясняются тем, что инвесторам региональные власти навязывают убыточные организации, развитые хозяйства в свою очередь остаются независимыми. Кроме того, другой причиной является факт превышения концентрации производства. Так, по размерам сельскохозяйственных угодий в среднем на один агрохолдинг в 2008 г. приходится 6870 га, что на 24% выше, чем в неинтегрированных организациях.
Данная форма является приоритетной, она только начинает свое развитие. Предпосылки к потенциальным успехам уже видны. У данных структур отмечается усиление маркетинговой деятельности. Так, выручка на 100 га сельхозугодий и на 1 работника здесь выше по сравнению с традиционными формами хозяйствования на 16 и 35,1% соответственно. Поэтому и прибыль до налогообложения на 100 га сельхозугодий меньше всего лишь на 2,80 рубля.
Стартовой площадкой для развития агрохолдингов в регионе стал Манский район. Здесь первым в крае в апреле 2004 г. был организован агрохолдинг «Камарчагский» на базе ЗАО «Камарчагское». В состав его участников входят: ЗАО «Камарчагское» (52% в уставном капитале объединения), ОАО «Камарчагский хлеб», Торговый дом «Камарчагский молочный завод» и сельскохозяйственная артель «Колос». В 2005 г. в том же Манском районе начало формирование ООО Агрохолдинг «Восход», специализирующееся на производстве свинины. В настоящее время предприятием разработан инвестиционный проект по дальнейшему интегрированному развитию (участник ОАО «Уярский мясокомбинат» - крупнейший в крае по производству мясной продукции).
В современной мировой и отечественной аграрной практике уже накоплен огромный опыт создания и функционирования разных организационноправовых форм интегрированных формирований. Мы не являемся сторонниками только одной формы объединения интересов участников интеграции. Современные условиях хозяйствования в АПК позволяют создавать абсолютно разные модели интеграции, важным здесь становится отработка эволюционных подходов в развитии каждой из форм (от простейшей в рамках заключения договора о совме-
стной деятельности до более сложных со сливанием капиталов ее участников - агрофирмы, холдинги, финансово-промышленные группы).
В Красноярском крае данный эволюционный путь развития интеграционных формирований уже начат. Нами предлагается дальнейшее развитие таких объединений по холдинговому типу, который по нашему мнению (так показывает практика) реально позволит взаимоотношения между партнерами холдингового формирования реализовать через применение экономического механизма хозяйствования, основными элементами которого станут: оптимизация налогообложения (объединении всех участников продовольственного комплекса в единую экономическую систему взаимоотношений холдингового типа налог платится только один раз, реально возможно снижение себестоимости продукции на 50-70%), ценовой механизм (гарант справедливого распределения доходов в соответствии с затратами каждого участника-партнера), взаимное кредитование партнеров за счет их свободных денежных ресурсов (это снизит потребность в приобретении дорогостоящих кредитов).
В настоящее время в законодательстве нет четкого юридического определения холдинга, тем более -агрохолдинга. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что крупные сельскохозяйственные объединения, агрофирмы, союзы, холдинги являются стержнем аграрного сектора экономики. Очень важно, чтобы все эти формирования были обеспечены надежной правовой базой, при этом необходимо учесть особенности агарного сектора экономики.
Исследования холдинговых отношений в АПК позволяют нам определить агрохолдинг как предпринимательское объединение предприятий сфер АПК, функционирование которого построено на добровольной и взаимовыгодной основе всех участников с определением основного интегратора, обладающего контрольными пакетами акций других организаций, контролирующего и управляющего их деятельностью.
Стратегия агрохолдинга заключается в том, что основной финансовый (промышленный) участник интеграционных отношений организует управление дочерними и зависимыми сельскохозяйственными организациями с целью взаимовыгодного экономического и социального эффекта не только для всех объединенных структур, но и с преобладанием позиций сельского хозяйства. Кроме прочего обязательно учитывается система справедливого участия, распределительных отношений и организационного контроля. Значимость законодательства в сфере агрохолдингов подчеркнуто в законе «О развитии сельского хозяйства», где регламентировано право сельскохозяйственным товаропроизводителям (их союзам, ассоциациям) участвовать в разработке правовых актов, целевых программ, национальных докладов.
Развитие агрохолдингов в Красноярском крае нами видится на двух уровнях - районный и региональный. Основными предпосылками создания районных агрохолдингов в Красноярском крае становятся: отсутствие в обособленно хозяйствующих субъектах материально-технических, финансовых и инфраструктурных возможностей для стабильного производства, обеспечивающего финансовую
устойчивость, возможность внедрения высокопроизводительных технологий, достижения конкурентных преимуществ. Принцип объединения предприятий - горизонтальная интеграция отраслевого вида. По форме собственности предлагаемое формирование смешанного типа, основанное на имущественной и договорной основе. Агрохолдинг будет создан путём объединения сельскохозяйственных акционерных предприятий (с сохранением их юридической и хозяйственной самостоятельности, внутренняя структура которых не претерпит значительных изменений), и филиалов (имущественных комплексов неплатёжеспособных хозяйств).
Процесс создания агрохолдинга будет происходить поэтапно, по мере накопления капитала в первоначально созданном формировании и постепенного приобретения акций дочерних предприятий. Основными условиями создания районных агрохолдингов являются: территориальная близость производства; заинтересованность со стороны потенциальных участников; поддержка со стороны районной администрации.
Учитывая текущую экономическую ситуацию, следует особо отметить агрохолдинги, созданные с участием органов государства. Мы считаем, что наиболее приемлемым способом создания краевого агрохолдинга является договор, заключаемый краевой администрацией с субъектами предпринимательской деятельности, пожелавшими войти в эту структуру. В рассматриваемую схему может входить администрация Красноярского края, городов Красноярска, Канска, Норильска, Ачинска, Минусинска и других муниципальных образований. В регионе необходимо создать систему корпорации, состоящую по вертикали из агрохолдингов: городских (города Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск, Минусинск, Енисейск, Ужур, Назарово) и районных, там, где есть перерабатывающие предприятия по отраслям.
Для достижения лучших результатов в структуру управляющей организации целесообразно включить следующие подразделения: отдел инвестиций, отдел маркетинга, информационный центр, отдел правового обеспечения, отдел аудита, отдел обеспечения и координации. Перечень не является закрытым, естественно в структуру управляющей организации должны входить также бухгалтерия, финансовый, планово-экономический отделы и другие, необходимые для осуществления текущей деятельности.
В ходе исследования нами предлагается схема расширения холдинговых формирований по административным районам (сельскохозяйственным зонам) Красноярского края. Были учтены приоритетная специализация (производственно-отраслевая структура сельских территорий), финансовое состояние агарных предприятий, потенциальных участников агрохолдингов и определены главные интеграторы из числа крупных (экономически устойчивых) предприятий. Важно вовлечь в интеграционный процесс личные подсобные хозяйства, которые напрямую будут заинтересованы в предлагаемой модели объединения экономических интересов. На данном этапе хозяйствования предполагается создать 16 агрохолдинговых формирований, деятельность которых должна показать на социальную и экономическую эффективность их развития в регионе.