Научная статья на тему 'Развитие аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства'

Развитие аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / АЭРОПОРТ "ПУЛКОВО" / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PULKOVO AIRPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асаул Н. А.

Опыт успешного осуществления крупного проекта в рамках государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Pulkovo Airport under conditions of public-private partnership

An experience of successful undertaking of a large-scale project within public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Развитие аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства»

• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Развитие аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства

Н. А. АСАУЛ, председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Администрации Санкт-Петербурга

В октябре 2009 года подписано соглашение между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью о резервировании земельного участка под перспективное строительство третьей полосы аэропорта. Базой для реализации проекта развития аэропорта «Пулково» стал разработанный в 2006 году генеральный план развития аэропорта «Пулково» до 2025 года.

В сентябре 2007 года Правительством Санкт-Петербурга был проведен международный конкурс по выбору архитектурного решения нового пассажирского терминала. Целью конкурса был выбор уникального дизайна, отражающего особенности архитектуры Санкт-Петербурга.

Компания Grimshaw, победившая в конкурсе, представила проект не только терминала, но и прилегающей коммерческой зоны, развитие которой будет реализовано как отдельный инвестиционный проект.

Сам терминал представляет собой оригинальную архитектурную композицию, в которой присутствуют некоторые элементы петербургской архитектуры. Так, по мнению авторов проекта, крыша цвета позолоты напоминает позолоченные купола многочисленных соборов и церквей города.

Реализация проекта по схеме государственно-частного партнерства стала возможной после принятия целого ряда последовательных системных решений как на федеральном, так и на городском уровне.

• Указом президента впервые в российской практике Санкт-Петербургу как субъекту федерации были переданы 100% акций ОАО «Аэропорт «Пулково» для модернизации аэропорта на условиях государственно-частного партнерства.

• Постановлением Правительства Санкт-Петербурга проекту был присвоен статус стратегического и утвержден план мероприятий по реконструкции аэровокзального комплекса.

• Также впервые в России распоряжением Правительства Российской Федерации в собственность Санкт-Петер-

бурга был передан имущественный комплекс аэродрома за исключением объектов единой системы организации воздушного движения.

В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации до 2020 года аэропорт «Пулково» определен как один из аэропортов национальной опорной аэродромной сети России.

Учитывая значимость аэропорта для Российской Федерации и несмотря на его имущественную принадлежность, мы считаем необходимым присвоение ему статуса аэропорта федерального значения.

В связи с этим Правительство Санкт-Петербурга инициировало внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в части уточнения термина «аэропорт федерального значения» и исключения привязки термина «аэропорт федерального значения» к имущественной принадлежности Российской Федерации.

Следующим этапом реализации проекта стала разработка конкурсной документации для конкурса на право заключения соглашения о ГЧП. В ее разработке принимали участие специалисты Комитетов Правительства Санкт-Петербурга и международных компаний-консультантов. Конкурсная документация была разработана в течение нескольких месяцев.

В очень сжатые сроки мы провели конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве. С момента объявления конкурса 21 апреля 2008 года до даты подписания соглашения — 30 октября 2009 года — прошло не более 18 месяцев.

Важнейшим мероприятием, направленным на привлечение внимания ми-

рового бизнес-сообщества к проекту стало проведение в мае 2008 года официальной презентации проекта в главном офисе Европейского банка Реконструкции и Развития в Лондоне (Великобритания).

На презентации присутствовало более 120 российских и зарубежных компаний — потенциальных участников конкурса, которые были представлены операторами крупнейших мировых аэропортов, инвестиционными компаниями, международными финансовыми институтами.

Указанное мероприятие показало высокую заинтересованность крупнейших международных компаний проектом и стало одним из заметных событий деловой жизни Лондона.

Участвовать в конкурсе были приглашены консорциумы, состоящие из финансовой организации, строительного подрядчика и оператора аэропорта. К участникам предъявлялись квалификационные требования по стоимости активов, опыту строительства крупных аэропортов, привлечения инвестиций за последние 3 года и эксплуатации аэропорта.

Из девяти компаний, подавших заявки на участие в конкурсе, семь были признаны конкурсной комиссией соответствующими общим и минимальным требованиям предварительного конкурсного отбора и стали участниками конкурса.

Несмотря на то, что проведение конкурса совпало с мировым финансовым кризисом, 21 мая 2009 года (дата окончания срока подачи конкурсных предложений) в конкурсную комиссию поступило три конкурсных предложения от компаний-участников, что является несомненным успехом проекта.

Оценка конкурсной комиссией основных конкурсных предложений осуществлялась в два этапа:

На первом этапе были рассмотрены техническая и юридическая части.

• Техническая часть включала в себя бизнес-план проекта, планы по стратегическому развитию аэропорта, пере-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

По количеству перевезенных пассажиров аэропорт «Пулково» сегодня занимает четвертое место среди аэропортов Российской Федерации, уступая лишь аэропортам московского авиационного узла.

В 2008 году услугами петербургского аэропорта воспользовались более 7 миллионов пассажиров, что на 15% больше, чем в 2007 году.

С 2003 по 2008 год включительно объем перевозки пассажиров увеличился на 63%. По темпам роста пассажиропотока «Пулково» вышел на второе место в России (первое — у московского «Внуково»).

Регулярные рейсы из Петербурга выполняются почти по 130 направлениям. В аэропорту работают более 70 авиакомпаний. В 2009 году выполнение полетов начали 11 новых авиакомпаний, открывших рейсы как на уже востребованных, так и на ранее не эксплуатировавшихся маршрутах.

Несмотря на вызванный финансовым кризисом спад объема пассажирских перевозок, который по итогам девяти месяцев 2009 года составил 9% (5,1 миллиона пассажиров) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируется, что в ближайшие годы объем перевозок будет незначительно увеличиваться, и к 2013 году составит более 10 миллионов пассажиров.

В условиях повышения интенсивности полетов совершенствуется инфраструктура аэропорта: в конце 2009 года вводится в эксплуатацию реконструированная за счет средств бюджета Санкт-Петербурга взлетно-посадочная полоса № 1, в 2006 году была выполнена полная реконструкция и модернизация полосы № 2.

даче объектов, управлению рисками, управлению безопасностью, программы строительства, перехода сотрудников, ведения операционной деятельности.

• Юридическая часть состояла из соглашения о ГЧП с предлагаемыми изменениями, предварительных соглашений с главным оператором о передаче технического и операционного опыта по эксплуатации аэропорта и с генеральным подрядчиком.

На втором этапе были рассмотрены предлагаемые участниками финансовые модели реализации проекта.

25 июня 2009 года был определен победитель конкурса. Им стал консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы» (включающий компании «Фрапорт», «ВТБ Капитал», «Хорайзен Эйр Инвестмент»).

Конкурсное предложение победителя конкурса в наибольшей степени отражало цели и задачи Санкт-Петербурга в проекте, а также продемонстрировало отличную проработку вопросов финансирования проекта, что было подтверждено письмами поддержки банков. Оно было лучшим и по условиям отчислений в городской бюджет.

Реализация проекта осуществляется на основании закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Поправки к закону, принятые в апреле 2008 года, позволяют ОАО «Аэропорт

«Пулково» как предприятию, на 100% принадлежащему городу, выступать в качестве одной из сторон государственно-частного партнерства.

Предметом соглашения о государственно-частном партнерстве является не только строительство и реконструкция аэропортового комплекса, но и эксплуатация аэропорта на период действия соглашения, который составит до 30 лет.

Сторонами соглашения являются город Санкт-Петербург, ОАО «Аэропорт «Пулково» и победитель конкурса — ООО «Воздушные ворота северной столицы».

В соответствии с условиями соглашения Санкт-Петербург берет на себя обязательства по передаче партнеру («Воздушным воротам») земельных участков и плоскостных объектов аэродрома, гарантирует содействие в получении необходимых сертификатов и лицензий, а также осуществляет контроль за использованием имущества и эксплуатацией аэропорта.

Кроме того, ОАО «Аэропорт «Пулково» передает партнеру во временное владение, пользование и субаренду объекты недвижимого имущества.

Отмечу, что объекты аэровокзального комплекса «Пулково-2» передаются во временное владение и пользование до ввода в эксплуатацию централизованного терминала, объединяющего Пулково-1 и новый пассажирский терминал.

При этом ОАО «Аэропорт «Пулково» продолжит оказывать услуги по эксплуатации аэропорта. Очень важно обеспечить непрерывность оказания услуг в переходный период и не допустить сбоев в работе аэропорта.

По достигнутому соглашению, компания «Воздушные ворота северной столицы» должна обеспечить реконструкцию объектов аэропортового комплекса и строительство централизованного пассажирского терминала в соответствии с требованиями, установленными технической спецификацией, начиная от стадии подготовки проектной документации и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию.

С 2010 по 2039 год партнер должен осуществлять оперирование и эксплуатацию аэропорта «Пулково» на уровне не ниже уровня ИАТА «С» с обязательством расширять аэропорт при увеличении пассажирооборота.

Конкурсная документация четко определяет дату окончания первой фазы строительства — декабрь 2013 года.

К этому времени будет построена инфраструктура, рассчитанная на пассажиропоток 17 миллионов пассажиров в год.

На первом этапе должны быть построены централизованный пассажирский терминал (130 205 кв. метров), северная галерея, фиксированные посадочные трапы, телескопические трапы, пассажирские соединительные трапы и тоннели. Кроме того, будет осуществлено строительство новых и реконструкция старых рулежных дорожек, построены более 60 стоянок для воздушных судов, а также паркинги и парковочная стоянка (более 7000 машиномест), бизнес-центр, здание гостиницы и автомобильная дорога с развязками.

Стоимость первого этапа в соответствии с финансовой моделью ООО «Воздушные ворота северной столицы» составляет 1 230 миллионов евро.

Следующим важным этапом проекта станет финансовое закрытие сделки, которое запланировано на март-апрель 2010 года. К этому моменту мы, в случае наличия соответствующих требований у финансирующих организаций, должны будем скорректировать некоторые положения соглашения.

Также должны быть начаты процессы по передаче партнеру операционной деятельности и подготовке к началу строительства.

Соблюдение этого графика позволит начать строительство нового терминала и реконструкцию аэродрома в июне 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.