Научная статья на тему 'Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике'

Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MATHEMATICAL ABILITIES / АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ABSTRACT THINKING / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / TEACHING MATHEMATICS / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ / DYNAMICS OF ABSTRACT THINKING DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING EFFECTIVENESS / РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / MATHEMATICAL ABILITIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снегирева Людмила Валентиновна

Статья посвящена изучению вклада электронного обучения в развитие абстрактного мышления студентов медицинского вуза. Автором статьи на основе эмпирического материала проведена оценка показателей развития способности учащихся к оперированию абстрактными понятиями, прослежена динамика развития способности студентов выборочно переводить информацию о реальных объектах в абстрактные символы в процессе электронного обучения математике в медицинском вузе. Автором приведены подтверждения эффективности использования электронного обучения в формировании математических способностей учащихся и развитии абстрактного мышления студентов, показано, что продуманное применения различных элементов электронного обучения в учебном процессе высших учебных заведений позволяет перевести примерно пятую часть студентов на более высокий уровень развития способностей к манипулированию абстрактными символами и обозначениями. А это, в свою очередь, способствует нахождению учащимися нестандартных путей решения учебных и практических, профессиональных задач, является основным условием профессионального роста, залогом успешного обучения и непрерывного образования на протяжении всей жизни. Приведенные автором статьи данные могут выступать в роли импульса для внедрения новых и более широкого использования уже знакомых форм и методов электронного обучения в учебном процессе высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS’ ABSTRACT THINKING THROUGHOUT THE MATHEMATICAL E-LEARNING PROCESS

The article examines the contribution of e-learning in the development of abstract thinking of medical university students. The author of the article points out the dynamics indicators of students ' abilities development to selectively transfer information about real objects to abstract symbols throughout the mathematical e-learning process in medical school. The author provides confirmation of e-learning effectiveness in students’ mathematical abilities reaching and the development of abstract thinking. The intelligent application of the various elements of e-learning in educational process of higher educational institutions is proved to transfer twenty percent of students to a higher level of abstract symbols and signs manipulating abilities development and claims it helping to find creative ways of solving problems, uncommon approaches to reaching academic, practical and professional goals and becomes the basic condition for professional growth, the key to successful training and non-stop education throughout the whole life. These data given by the author can serve as a momentum for the introduction of new and wider usage of e-learning familiar forms and methods throughout the learning process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике»

Снегирева Людмила Валентиновна | РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ...

УДК: 378.147:159.955:378.661

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

© 2016

Снегирева Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физики, информатики и математики Курский государственный медицинский университет, Курск (Россия)

Аннотация. Статья посвящена изучению вклада электронного обучения в развитие абстрактного мышления студентов медицинского вуза. Автором статьи на основе эмпирического материала проведена оценка показателей развития способности учащихся к оперированию абстрактными понятиями, прослежена динамика развития способности студентов выборочно переводить информацию о реальных объектах в абстрактные символы в процессе электронного обучения математике в медицинском вузе. Автором приведены подтверждения эффективности использования электронного обучения в формировании математических способностей учащихся и развитии абстрактного мышления студентов, показано, что продуманное применения различных элементов электронного обучения в учебном процессе высших учебных заведений позволяет перевести примерно пятую часть студентов на более высокий уровень развития способностей к манипулированию абстрактными символами и обозначениями. А это, в свою очередь, способствует нахождению учащимися нестандартных путей решения учебных и практических, профессиональных задач, является основным условием профессионального роста, залогом успешного обучения и непрерывного образования на протяжении всей жизни. Приведенные автором статьи данные могут выступать в роли импульса для внедрения новых и более широкого использования уже знакомых форм и методов электронного обучения в учебном процессе высших учебных заведений.

Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, математические способности, абстрактное мышление, обучение математике, динамика развития абстрактного мышления, эффективность электронного обучения, развитие математических способностей.

DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS' ABSTRACT THINKING THROUGHOUT THE MATHEMATICAL E-LEARNING PROCESS

© 2016

Snegireva Liudmila Valentinovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair "Physics, Information Science and Mathematics" Kursk State Medical University, Kursk (Russia)

Abstract. The article examines the contribution of e-learning in the development of abstract thinking of medical university students. The author of the article points out the dynamics indicators of students ' abilities development to selectively transfer information about real objects to abstract symbols throughout the mathematical e-learning process in medical school. The author provides confirmation of e-learning effectiveness in students' mathematical abilities reaching and the development of abstract thinking. The intelligent application of the various elements of e-learning in educational process of higher educational institutions is proved to transfer twenty percent of students to a higher level of abstract symbols and signs manipulating abilities development and claims it helping to find creative ways of solving problems, uncommon approaches to reaching academic, practical and professional goals and becomes the basic condition for professional growth, the key to successful training and non-stop education throughout the whole life. These data given by the author can serve as a momentum for the introduction of new and wider usage of e-learning familiar forms and methods throughout the learning process in higher educational institutions.

Keywords: e-learning, higher education, mathematical abilities, abstract thinking, teaching mathematics, dynamics of abstract thinking development, e-learning effectiveness, mathematical abilities development.

Принято выделять три типа мышления человека: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое (абстрактное). Абстрактное мышление присуще только человеку и позволяет индивиду абстрагироваться от несущественных деталей предметов или явлений, выделяя наиболее существенные и характерные признаки. Развитое абстрактное мышление позволяет человеку находить нестандартные пути решения проблем, нетривиальные подходы к решению учебных и практических, профессиональных задач, совершать открытия [1,3,4,7,8,10]. Таким образом, развитое абстрактно-логическое мышления является основным условием профессионального роста, залогом успешного обучения и непрерывного образования на протяжении всей жизни [9,11,13,14,15].

Проблема развития абстрактного мышления учащихся изучается на многих уровнях [2,5,6,12,16]. Однако вопрос формирования абстрактного мышления с помощью современных информационных и компьютерных технологий не нашел своего должного освещения [17,18,19,20].

Поэтому целью нашего исследования мы определили изучение развития абстрактного мышления с помощью новых информационных технологий в процессе электронного обучения в вузе. Поскольку математика является самой абстрактной наукой из всех известных, мы решили исследовать формирование и развитие абстракт-

ного мышления учащихся в процессе электронного обучения именно дисциплине «Математика».

В качестве объекта исследования нами были выбраны студенты факультета клинической психологии медицинского вуза.

К задачам нашего исследования были отнесены: -изучение уровня развития способностей студентов факультета клинической психологии к манипуляции абстрактными символами и понятиями на начальном этапе электронного обучения математике;

-анализ способностей студентов факультета клинической психологии к абстрагированию от несущественных свойств предметов и явлений по завершению электронного обучения математике в медицинском вузе. Материалы и методы:

В рамках решения поставленных задач было проведено тестирование 30 учащихся первого и второго курсов факультета клинической психологии. Студенты-первокурсники подвергались тестированию, приступая к электронному обучению математике. Учащиеся второго курса привлекались к тестированию после прохождения электронного обучения математике и сдачи курсового экзамена по указанной дисциплине. Для обеих групп поддерживались константные условия: исследование проводилось в первой половине дня (11:00), в учебной комнате, длительность исследования составила 10 минут, исследуемые выполняли методику самостоятельно,

Снегирева Людмила Валентиновна

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ...

использование электронных устройств запрещалось.

Для исследования использовался специальный тест, созданный на основе теста структуры интеллекта Атмхауэра и опросника «Тип мышления». Успешное выполнение задач данного теста являлось свидетельством развитого абстрактного мышления.

Результаты.

В результате изучения уровня развития абстрактного мышления студентов-первокурсников на начальном этапе электронного курса обучения математике нами было выявлено 7% учащихся со средними способностями к абстрагированию от несущественных свойств и характеристик предметов и явлений. Высоко развитые способности к манипуляции абстрактными символами и обозначениями не были продемонстрированы никем из студентов, приступающих к электронному обучению математике (таблица 1).

Таблица 1. Уровень развития абстрактного мышления студентов факультета клинической психологии.

Уровень До начала электронного обучения математике По окончании курса электронного обучения математике

высокий 0% 0%

средний 7% 19%

средне-низкий 43% 50%

низкий 50% 31%

волы (таблица 2).

Таблица 2. Результаты тестирования отдельно по каждому предложенному испытуемым заданию.

Количество студентов, успешно выполнивших задание (%)

Номер задания 1 курс До электронного обучения математике 2 курс После электронного обучения математике

1 43% 56%

2 29% 38%

3 36% 19%

4 36% 44%

5 21% 44%

6 29% 25%

7 14% 19%

8 29% 50%

9 57% 63%

10 43% 56%

По результатам тестирования на начальном этапе электронного обучения была выделена многочисленная группа учащихся с низким уровнем развития абстрактного мышления.

Так, у половины испытуемых (50%) в начале этапе электронного курса математики возникали проблемы с проведением операций с абстрактными символами и понятиями.

А еще у 43% первокурсников со средне - низким уровнем развития абстрактного мышления не были в должной степени сформированы способности к переводу информации о реальных объектах в символы (рисунок 1).

В 90% заданий менее половины учащихся первого курса смогли дать верный ответ на поставленный вопрос. И лишь в единственном вопросе более половины испытуемых (57%) на начальном этапе электронного обучения смогли уверенно манипулировать абстрактными символами и обозначениями.

Для изучения динамики развития абстрактного мышления учащихся в процессе электронного курса обучения нами был проведен анализ результатов проверки способностей студентов второго курса к абстрагированию от несущественных свойств предметов и явлений на завершающем этапе изучения дисциплины «Математика». Результаты исследования показали, что электронный курс математики способствует развитию абстрактного мышления учащихся (таблица 1). Электронное обучение обеспечило перевод 19% студентов на более высокий уровень развития способностей к проведению операций с абстрактными символами и понятиями. Среди второкурсников было отмечено уменьшение числа учащихся, которые продемонстрировали низкий уровень развития абстрактного мышления с 50% до 31% (рисунок 21____

50% 40% 30% 20% 10%

Рис. 1. Уровень развития абстрактного мышления студентов факультета клинической психологии до начала электронного курса обучения математике.

Примечание:1- высокий уровень развития (0% студентов); 2- средний уровень развития (7% студентов); 3- средне-низкий уровень развития (43% студентов); 4-низкий уровень развития (50 % студентов).

Анализ результатов по отдельно взятым заданиям теста показал, что в каждом втором задании, предложенном студентам первого курса, учащиеся испытывали серьезные затруднения с проведением операций с абстрагированием от несущественных свойств предметов и явлений.

Так, в 50% случаев менее трети испытуемых на начальном этапе электронного обучения смогли справиться с переводом информации о реальных объектах в сим-

12 3 4

н до электронного обучения математике

I по окончании электронного обучения математике

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня развития абстрактного мышления студентов факультета клинической психологии до и после электронного обучения математике.

Примечание: 1- высокий уровень развития; 2- средний уровень развития; 3- средне- низкий уровень развития; 4-низкий уровень развития.

Одновременно, использование электронных средств обучения математике позволило расширить группу учащихся со средним уровнем развития способностей к переводу информации о реальных объектах в символьную форму с 7% до 19%.

Электронное обучение математике обеспечило рост на 7% (с 43% до 50% учащихся) числа студентов со средне- низким уровнем развития способностей к аб-

Снегирева Людмила Валентиновна РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ...

страгированию от несущественных свойств и признаков предметов и явлений, что на наш взгляд, является подтверждением эффективности электронного обучения в развитии абстрактно-логического мышления.

Сопоставление результатов тестирования по каждому отдельно взятому заданию теста показало, что по окончании электронного курса обучения студенты-второкурсники в 80% случаев намного увереннее справлялись с предложенными им заданиями, показывая лучший результат в сравнении с начальным этапом изучения математики (таблица 2).

В семи заданиях из десяти (70% вопросов) более 40% студентов второго курса смогли ответить верно на вопросы, что в два раза превысило показатели учащихся первого курса до электронного обучения математике. По окончании электронного курса математики в 40% вопросов каждый второй испытуемый второкурсник продемонстрировал уверенное владение переводом информации о реальных объектах в абстрактные символы, превзойдя на 30% показателя первого курса. И лишь 30% предложенных заданий менее трети студентов -второкурсников дали правильный ответ, в сравнении с 50% вопросов на начальном этапе электронного обучения (рисунок 3)._

70%

20%

123456789 10 по окончании электронного обучения математике до электронного обучения математике

Рис. 3. Сопоставление результатов тестирования по каждому отдельно взятому заданию теста до и после электронного обучения математике.

Примечание: цифрами от 1 до 10 пронумерованы задания, предложенные к выполнению студентам факультета клинической психологии на выявление уровня развития абстрактного мышления до и после электронного обучения математике.

Таким образом, все приведенные результаты исследования позволяют говорить о положительной динамике в развитии абстрактного мышления в процессе электронного обучения математике, о переводе посредством электронного обучения примерно пятой части учащихся на более высокий уровень развития способностей к манипулирования абстрактными символами и обозначениями, развитию математических способностей студентов в учебном процессе, что, в свою очередь может служить надежным доказательством эффективности использования электронного обучения математике в университете, выступать в роли импульса для внедрения новых и более широкого использования уже знакомых форм и методов электронного обучения в учебном процессе высших учебных заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров И.О. К обоснованию конструкта «Оперирование абстракциями»/ И.О. Александров, Н.Е. Максимова // Тезисы докладов шестой международной конференции по когнитивной науке (Калининград, 2327 июня 2014 г.). Калининград, 2014. С. 115-117.

2. Беленкова И. В. Развитие абстрактного мышления на занятиях элективного курса «Основы теории информации» / И. В. Беленкова, И.Ф. Николаева // Подготовка молодежи к инновационной деятельности в процессе

обучения физике, математике, информатике: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 17 апреля 2014 г.). Екатеринбург, 2014. С. 19-23.

3. Власов Д. В. Формирование понятий в мышлении: психологические аспекты // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №8. С. 132-138.

4. Гурьянов А. С. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному как основа теоретического мышления// В мире научных открытий. 2013. № 3.4 (39) . С. 264-282.

5. Двуреченская Т.А. Представление о числе как выражение способности к абстрактному мышлению// European Social Science Journal. — 2013. № 8-1 (35). С. 21-29.

6. Задохина Н.В. Культура логического мышления и проблемы ее формирования в образовательных учреждениях МВД России// Вестник Московского университета МВД России. 2014. №1. С. 206-209.

7. Зуева И. О. Соотношение конкретного и абстрактного в психологии мышления и педагогической дидактике// Психология XXI века: психология и современные проблемы образования: сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 27-28 февраля 2014 г.). Санкт-Петербург, 2014. С. 308-315

8. Иойлева Г.В. Предметные и сущностные представления мышления //Глобальный научный потенци-ал.2015. №3 (48). С. 67-70

9. Кудрявцев А.С. Основные положения теории грамотного мышления/ А.С. Кудрявцев, Е.С. Кудрявцева // Машиностроитель. 2007.№9. С. 42-47

10. Митина О.В. Математические методы в психологии: практикум.- М.: Аспект-Пресс, 2008. 238 с.

11. Невелева В.С. Абстрактное мышление и личное усилие как ценности в информационном обществе// Молодёжь в науке и культуре XXI века: сборник статей по материалам XIII Международного научно-творческого форума (Челябинск, 06-08 ноября 2014 г.). Челябинск, 2014. С. 132-134

12. Ополев П. В. Проблема формирование абстрактного мышления студентов вуза в условиях подготовки к тестированию // Активные формы обучения - как инновационная составляющая профессионального (инженерного) образования: сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции (Омск, 31 января-01 февраля 2007 г.). Омск, 2007. С. 196-199.

13. Розин В. М. Образ и схема в контексте воображения и становления //Мир психологии. 2009. №4. С. 30-39. 14. Руснак М. П. Роль абстрактного мышления в научно-исследовательской деятельности/ М. П. Руснак, Л. Н. Панченко // Образование. Инновации. Качество: сборник статей по материалам IV международной научно-методической конференции (Курск, 06-07 апреля 2010 г.). Курск, 2010. С. 285-288.

14. Сафонова И.Я. Математическая компетентность как фактор подготовки старшеклассников к жизни // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2014. №45. С. 32-35.

15. Секинаева Б.Ш.Гуманитарный потенциал высшей математики в современном вузе //современные проблемы науки и образования. 2014.№6. С.886

16. Снегирева Л.В. Электронное обучение в формировании математических способностей студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3; URL: http://www.science-education.ru/ article/view?id=24493 (дата обращения: 13.05.2016).

17. Снегирева Л.В. Электронные дидактические разработки как инструмент повышения эффективности учебного процесса в высшей школе/ Л.В. Снегирева, Е.В. Рубцова // Современные наукоемкие технологии. 2015 г. №11. С. 101-104.

18. Чемезов С.А. Электронное обучение в медицин-скомвузе/ С.А. Чемезов. N.V. Bukhanova //Современные

Снегирева Людмила Валентиновна |

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ..

аспекты реализации ФГОС и ФГТ// Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск, 19-20 февраля 2013 г.). Красноярск, 2013. С. 144-146.

19. Широкова О. А. Развитие абстрактного мышления и исследовательских способностей при обучении объектно-ориентированному и визуальному программированию // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики (Казань, 28-29 ноября 2014 г.). Казань, 2014. С. 277-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.