УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 2 (31). С. 162-165.
УДК 343
РАЗУМНЫЙ срок уголовного судопроизводства
REASONABLE TERM OF CRIMINAL PROCEEDINGS Л. А. ТЕРЕХОВА (L. A. TEREKHOVA)
Анализируются нормы законодательства об определении разумного срока рассмотрения уголовного дела, о возможностях участников процесса воздействовать на ускорение судопроизводства.
Ключевые слова: срок рассмотрения дела, разумный срок, ускорение судопроизводства, сроки судебного разбирательства, приостановление производства по делу, уголовное судопроизводство.
The norms of criminal procedure, devoted to reasonable term of proceedings, are analyzed in the article.
Key words: term of proceeding, reasonable term, acceleration of criminal proceeding, suspension the proceedings.
Право граждан на разбирательство дела в разумный срок закреплено в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «...каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Принятие Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» было связано с обеспечением исполнения международных обязательств РФ, вытекающих из Конвенции.
Право на компенсацию за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в соответствии со ст. 1 названного Закона имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и ме-
ждународные организации, являющиеся в судебном процессе подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осуждёнными, оправданными, потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками.
Необходимо отметить, что практика Европейского суда по правам человека воздействовала на все европейские судебные системы и в результате развитие процессуального права вырабатывает следующие подходы в отношении сроков рассмотрения дел:
1) срок рассмотрения дела является показателем качества и эффективности правосудия;
2) при определении разумности срока судебного разбирательства действует принцип соразмерности, т. е. соответствия продолжительности рассмотрения дела его сложности, индивидуальным особенностям и значимости для сторон;
3) соразмерность обеспечивается посредством усиления полномочий суда по управлению ходом движения дела.
© Терехова Л. А., 2012
Европейский суд по правам человека выработал следующие критерии для оценки разумности срока судебного разбирательства:
- сложность дела,
- поведение сторон,
- поведение судебных, а также административных властей,
- важность предмета разбирательства для заинтересованного лица.
В соответствии с действующим российским законодательством размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека (ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30 апреля 2010 г. № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
При определении соответствия срока судебного разбирательства требованию разумности (ч. 1 ст. 6 Конвенции) Европейский суд по правам человека принимает во внимание общий календарный период рассмотрения дела со всеми возможными остановками, в том числе вызванными приостановлением производства по делу и другими причинами.
Суды РФ, рассматривающие дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, оценивают общую продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемую с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора. Этот период должен быть указан в заявлении заинтересованного лица (п. 4 ст. 244.3 ГПК).
Российское процессуальное законодательство предоставляет различные возможности по временной приостановке судебного разбирательства (отложение, приостановление, перерыв), способные увеличить общий срок рассмотрения дела. В большей степени это относится, безусловно, к такому процессуальному действию, как приостановление производства по делу. Уголовно-
процессуальное законодательство предусматривает приостановление производства по уголовному делу (ст. 238 УПК), отложение и приостановление судебного разбирательства (ст. 253). Совершение указанных процессуальных действий означает, что реальный (календарный) срок нахождения дела в производстве не совпадает (иногда существенно) с процессуальным сроком. Между тем одним из критериев оценки разумности срока выступает именно общий, календарный период.
Если судье законом даётся право приостанавливать производство, не включать в него некоторые периоды, то, очевидно, приостановление производства по делу, даже если оно существенно повлияло на общий календарный период судопроизводства, не должно рассматриваться как нарушение разумности сроков. С другой стороны, появляется повод пересмотреть законодательно установленные возможности для приостановления производства по делу, возможно, законодательство в этой части следует осовременить.
УПК специально оговаривает, что продление сроков допустимо строго в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. При этом уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок (ч. 2 ст. 6.1 УПК). То есть любое дозволенное суду действие должно совершаться с учётом требований разумности срока.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство (ч. 6 ст. 3 ФЗ от 30 апреля 2010 г. № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
В случае установления подозреваемого или обвиняемого заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную
силу обвинительного приговора суда, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 3 ФЗ от 30 апреля 2010 г. № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Порядок такого обращения определён Уголовно-процессуальным кодексом. В случае, если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Такое заявление рассматривается председателем суда в срок не позднее 5 суток со дня его поступления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и/или могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела (ч. 5, 6 ст. 6.1 УПК). Таким образом, председатель суда получает рычаги давления на судью, что вряд ли соответствует принципу независимости судей.
Получается, что требование об ускорении становится обязательным юридическим фактом в фактическом составе, необходимом впоследствии для присуждения компенсации. В ускорении судопроизводства, таким образом, задействованы: заинтересованные лица; председатель суда; судья, в производстве которого находится дело.
К заинтересованным лицам относят лиц, имеющих право на подачу заявления о присуждении компенсации.
Заявление об ускорении, а также вынесенное по результатам его рассмотрения постановление председателя суда приобщаются к материалам дела, об ускорении рассмотрения которого подано заявление.
Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по
которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека (ч. 2 ст. 2 ФЗ).
При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются следующие обстоятельства (ч. 3 ст. 6.1 УПК):
- общая продолжительность уголовного судопроизводства;
- правовая и фактическая сложность уголовного дела;
- поведение участников уголовного судопроизводства;
- достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела.
Обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4 ст. 6.1 УПК).
Практика применения ФЗ от 30 апреля 2010 г. № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» пока ещё (ввиду незначительного срока действия нового закона) не даёт возможности делать обобщения и выводы о качественном переломе ситуации со сроками рассмотрения уголовных дел. Законодатель ставил своей целью уменьшение потока жалоб российских граждан в Европейский суд по правам человека. Такая цель будет достигнута, если, во-первых, произойдет реальное сокращение сроков исполнения и, во-вторых, если реальными будут компенсации за нарушение разумных сроков рассмотрения дел.
Компенсация за длительность рассмотрения дела по российскому закону и получение компенсации от Европейского суда по правам человека в связи с нарушением разумных сроков судебного разбирательства несовместимы (п. 32 Постановления № 30/64 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).