Научная статья на тему 'РАЗУМНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ В ТРАКТОВКЕ ВОСТОЧНЫХ ПЕРИПАТЕТИКОВ'

РАЗУМНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ В ТРАКТОВКЕ ВОСТОЧНЫХ ПЕРИПАТЕТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточный перипатетизм / (машшоия) / метафизической системы / добродетель / активный разум / рассудительность / разумность / этос / рацио.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ходжиев Назир Назарович

В статье рассматривается философские категории разумность и моральность, вклад величайщих философов как Фороби,ибн Сина, Абу Бакр ар-Рази и другие в трактовке этих категорый: По их мнению, без умственного развития нельзя достичь нравственного совершенства, а без последнего невозможно быть счастливым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗУМНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ В ТРАКТОВКЕ ВОСТОЧНЫХ ПЕРИПАТЕТИКОВ»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCES

РАЗУМНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ В ТРАКТОВКЕ ВОСТОЧНЫХ

ПЕРИПАТЕТИКОВ

ХОДЖИЕВ НАЗИР НАЗАРОВИЧ

Доцент кафедры ОН,, ГУ «Худжандский междунароный институт» Университета туризма и предпринимательства Таджикистана, Худжанд, Таджикистан

Аннотация. В статье рассматривается философские категории разумность и моральность, вклад величайщих философов как Фороби,ибн Сина, Абу Бакр ар-Рази и другие в трактовке этих категорый: По их мнению, без умственного развития нельзя достичь нравственного совершенства, а без последнего невозможно быть счастливым.

Ключевые слова: Восточный перипатетизм, (машшоия), метафизической системы, добродетель, активный разум, рассудительность, разумность, этос, рацио.

Восточный перипатетизм представляет собой философское течение с присущей ему системой научно-философских проблем, тесно связанной «с наукой и свободомыслием средневекового арабоязычного Востока, что и выделило её среди различных идейных течений раннего средневековья».[1,с.19-20] Из всех направлений средневековой исламской (таджикско-арабской) философии восточный перипатетизм считается наиболее известным и хорошо изученным.

При всём различии в концепциях его представителей все они объединяются единым источником - философской системой Аристотеля и системами его последователей и учеников, ставших широко известными в мусульманских странах гораздо раньше, чем в Европе. «Влияние и авторитет аристотелевского учения вышли за пределы античного мира, и оно нашло своих приверженцев в интеллектуальной среде средневековой исламской цивилизации, где произошло возрождение идей античного мыслителя на иной социокультурной почве, получившее название «восточного перипатетизма» (фалсафаи машшоия)».[2,с.377-378] С этим направлением связаны имена таких выдающихся философов, как аль-Кинди, Ибн Баджа, аль-Фараби, Омар Хайям, Ибн Туфайль, Насириддин Туси, Кутбуддин Шерози, Ибн Рушд (Аверроэс) и, конечно, Абуали ибн Сино. Все они прославились далеко за пределами исламского мира.

Можно полностью согласиться со следующей оценкой перипатетизма, данной Е.А. Фроловой: «...в арабо-мусульманской культуре существовало несколько форм ответа на монотеизм, философского осмысления единобожия, осмысления, которое было реакцией на традиционалистское богословие. Фальсафа была одной из таких форм, но в отличие от религиозно-философских направлений, она представляла собой светское учение, ориентированное на духовные потребности светских институтов государства, на социальную жизнь, связанную с делами управления, строительством, торговлей, географией, геодезией, математикой, астрономией, физикой, музыкой, литературой и т. п. И этим арабская фальсафа отличается от средневековой европейской философии, которая существовала в лоне религии, в монастырях или в университетах в качестве части теологии. Арабо-мусульманской культуре в этом смысле повезло - в ней помимо религиозной философской мысли было весьма представительное течение «светской» философии» [3,с.114-115]

Об этом пишет и Т.И. Ойзерман: «Нам важно подчеркнуть, что в лоне метафизической системы Аристотеля имела место материалистическая тенденция, признание вечности материи. В средние века эта тенденция получила яркое выражение в аверроизме, она способствовала становлению материалистической философии нового времени». [4,с.322-323] Первое учение о категориях разработал иранец Абу Бакр ар-Рази базирующейся на пяти принципах - Боге, душе, материи, пространстве и времени. Величайшим систематизатором исламской философии является Авиценна, который разработал проблемы универсалий, субъективного и объективного в акте познания. К блестящему ряду величайших мыслителей

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCES

Востока относят и поэтов XII - XIII вв. Омара Хайяма и Джалалиддина Руми. После XIII в. философия исламского мира практически уступила свои позиции теологии.

В трактовке восточных мыслителей разумность и моральность неотделимы друг от друга. К примеру, аль-Фараби по этому поводу пишет, что «разумным называют того, кто добродетелен, способен избрать добро и избежать зла». [5,с.18-19] Аль-Фараби, Ибн Сина, Абу Бакр ар-Рази, Низам аль-Мульк и многие другие философы Востока учат, что человек способен разумом оценивать свои действия, поступать соответственно создавшимся условиям. По их мнению, без умственного развития нельзя достичь нравственного совершенства, а без последнего невозможно быть счастливым. В нравственном совершенствовании ничто не может заменить практический разум, поскольку счастье требует, чтобы человек познал себя, свои желания и при помощи практического разума управлял ими.

Фараби вкладывал в понятие «разумность» только положительные нравственные качества, в основе которых лежит органическое сочетание двух сторон разумной жизни -добра и истины. Иными словами, добродетель, по аль-Фараби, включает в себе рассудительность, разумность, способность критически относиться к намерениям и мотивам. Разумным человеком «считается тот, кто умен и сообразителен, будучи к тому же добродетельным человеком, применяющим свои качества и совершенно похвальных действий или ради избегания действий порочных». [5,с.18-19] Философы-перипатетики связывали мыслительную способность человека с высшим видом воли, благодаря которой человек может совершать похвальные и порицаемые, хорошие и плохие поступки и получить за них воздаяние и наказание. Самым существенным проявлением воли является свободный выбор между чувственными и духовными удовольствиями. Словом, они, определяя духовность как творческую силу человека, как имплицитно присущую ему потребность в совершенствовании, преодолении интеллектуальных и физических пределов, поставленных ему природой, подчеркивают, что при всей своей значительности это качество отнюдь не гарантирует человеку полноты бытия, постижения высшего смысла существования. В этом также проявляется специфическое качество восточной философии - единство этоса и рацио, невозможность познания и деятельности вне их этической ориентированности, обращенности к человеку не только как к самовольному субъекту, но и как к полноправному члену человечества, стоящего перед некими высшими ценностями. В восточной философии и в перипатетизме в частности, активность человека не предоставлена самой себе и не может выступать, как деструктивное начало. Исходя от бога, она всегда будет созидательной и выступать против любой формы насилия.

Таким образом, в человеке, благодаря деятельности активного разума, создается умопостигаемый образ, то с этим человеком соединяется разум потенциальный по той форме, которую он принял в мыслимом умопостигаемом образе. Так достигает человек участия в едином, всеобщем разуме, а вместе с тем и в действительном познании. [6,с.3-4]

1. Джонбобоев С. Проблема универсалий в восточном перипатетизме (Разум как сфера актуализации универсалий): дис. ... канд. филос. наук: 09-00-03 / Джонбобоев Сунатулло - Душанбе, 1988.- С.19-20

2. История таджикской философии: с древнейших времен до XVв. Душанбе: Дониш, 2013.-Т.3. -С. 377-378

3. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010. - С.114-115

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления.М.:Мысль, 1971.-С. 322-323

5. Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1972. - С.18-19.

6. Штёкль А. История средневековой философии / Перев. с нем. Н. Стрелкова М.: Изд. В.М. Саблина, 1912. -С. 3-4.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.